На прошлой неделе компании Sony и LG официально заявили о прекращении выпуска новых 3D-телевизоров, на афишах кинотеатров все реже встречается пометка 3D. Становится явно, что некогда популярный формат переживает упадок. «Афиша Daily» разобралась в причинах падения спроса.
Падение в числах
К сегодняшнему дню стало ясно, что пик популярности 3D-формата остался в прошлом, — об этом говорят бездушные цифры. Во-первых, самого контента с каждым годом становится все меньше. Крупнейшие американские телекомпании DirectTV и ESPN закрыли вещание своих 3D-каналов еще в 2013 году.
Процент мировых трехмерных кинорелизов также неуклонно падает: если в 2011 году 7,8% от числа всех вышедших фильмов были в 3D (этот год можно считать вершиной расцвета популярности), то с тех пор производство медленно, но верно снижается. Согласно европейским социологическим исследованиям, еще в 2010 году около 70% зрителей предпочли бы сходить в 3D-кинотеатр, но уже спустя 3 года их число уменьшилось более чем вдвое. Число телезрителей, предпочитающих 3D-формат, которое было посчитано американскими телекомпаниями, вообще смехотворно. В 2014 году оно не превышало 120 000 человек (это примерно 0,04% от населения страны).
Почему нет 3D? Верните производство телевизоров. Совсем недавно каждый 2-3 телевизор поддерживал 3D
Все это мы уже проходили
Несмотря на бум 3D в нулевых и продвижение формата как чего-то нового и прорывного, стереокино было популярно еще в первой половине XX века. Например, 94-летний автор комиксов Стэн Ли рассказывал, как он смотрел 3D-фильмы, еще будучи подростком. Первый прокатный 3D-фильм «Сила любви» вышел в 1922 году и был немым.
А в 1934 году Луи Люмьер даже выпустил стереографическую версию своего легендарного «Прибытия поезда» 1895 года выпуска — так что идея трехмерного ремейка тоже далеко не нова. Стереоформат правил бал в американских кинотеатрах 50-х годов. В то же время появляется и первая 3D-эротика. Но в итоге в конце 1950-х 3D уступил место широкоэкранному формату.
В последовавшие десятилетия производились неоднократные попытки возвращения к стереокино. В 1975 году начались первые попытки приспособить к стереографии телепроизводство в СССР, — впрочем, идея серьезного отклика не нашла.
От 3D кружится голова и тошнит
Серьезный недостаток 3D — это реакция на него человеческого организма. Если верить американским исследованиям, примерно 20% смотрящих трехмерное кино чувствуют тошноту, излишнее напряжение глаз и головокружение. Дело в том, что мозгу зрителя приходится постоянно совмещать две картинки, на которых фокусируется каждый глаз. Особенный дискомфорт происходит, когда наш мозг пытается обработать и распознать картинку, невозможную или редкую в реальной жизни, или же наблюдать перепутанные ракурсы — когда картинка для правого глаза идет на левый и наоборот. Но хуже всего приходится, если владельцы кинозала экономят на проекторах и очках (что для российских кинотеатров более чем привычное дело).
Восприятие трехмерной картинки также зависит от индивидуальных особенностей зрения. Некоторые люди вовсе не способны заметить разницу между двухмерным и трехмерным изображением на экране, название этой болезни — стереослепота. А о неудобстве, испытываемом людьми, носящими очки, и говорить нечего.
Куда делись 3D телевизоры? / Как устроена 3D технология в кино
Кстати, все те же проблемы наблюдаются и при использовании VR-устройств, набирающих популярность.
Источник: daily.afisha.ru
Почему умерло 3D-телевидение
Формальным поводом для написания этой статьи послужило сообщение о том, что компания NVIDIA, один из крупнейших производителей компьютерных видеокарт, объявила о прекращении поддержки технологии 3D Vision. Проще говоря, сдан последний фронтир домашнего 3D-телевидения и компьютерных игр. Компания признала, что не может ничего поделать с медленной и мучительной смертью объемных развлечений.
Объемное изображение изобретение не новое. Еще полтора века назад фотографы обнаружили, что если показывать каждому глазу собственную картинку, то зритель будет ощущать перспективу и глубину снимка. Производились специальные фотоаппараты, снимающие сразу по два кадра, рассматривать которые нужно было через специальное устройство – «стереоскоп», и это развлечение было довольно популярным.
В двадцатом веке объем пришел и в кино. Технологии для этого использовались самые разные, но результат был одинаковым: вместо привычной плоской картинки зрители видели полноценный объем. Например, черно-белый американский фильм ужасов 1954 года «Тварь из черной лагуны» был снят именно в 3D, и это далеко не первый опыт. Сюжет и актерская игра в этой картине сегодня кажутся невероятно наивными и даже смешными, но «выпуклость» картинки до сих пор впечатляет (разумеется, если смотреть фильм на 3D-оборудовании).
Стоимость производства стереофильмов была намного выше, показывать их можно было только в специальных кинотеатрах, зрителям приходилось использовать особые красно-синие очки, снижающие яркость, – и все это сделало 3D-кинематограф убыточным. На полвека о нем почти забыли.
Вторую волну популярности объемного кино можно отсчитывать с 2009 года, когда на экраны вышел фильм Джеймса Кэмерона «Аватар». Вложив в производство 237 миллионов долларов, Кэмерон сумел показать миру по-настоящему впечатляющее зрелище. Сборы по всему миру составили почти три миллиарда (!) долларов, и производители развлечений решили, что пора делать большие деньги. Сначала робко, а затем все увереннее они стали продвигать на рынок 3D-телевизоры. К какому-то моменту у всех производителей появились аппараты, показывающие объемную картинку, и потребители бросились скупать новинки.
Удивительно, но итог второго пришествия 3D оказался абсолютно таким же, как и в первый раз. Технологии поменялись, картинка стала в миллионы раз лучше, глубина 3D выросла многократно. а потребитель остался таким же. Именно потребитель сыграл роковую роль в судьбе объемного TV. Дело в том, что людям просто-напросто неудобно его смотреть.
В первом случае зрителю мешают эти самые очки: они громоздкие, неудобные, некоторые модели необходимо заряжать, но даже если очки невесомые, их все равно не хочется надевать. В случае «безочковой» технологии всю ответственность за разделение правого и левого канала берет на себя экран. Но и здесь все не так гладко, как хотелось бы: картинка теряет четкость, смотреть ее можно лишь из одной точки и только одному-двум зрителям одновременно.
Но и это не самое главное. Оба метода сгубил факт, которому никто не придавал значения: 3D-картинка сильно портится, если наклонить голову. При просмотре необходимо, чтобы глаза пользователя находились в положении, максимально приближенном к горизонтальному. Другими словами, нужно все время сидеть лицом к экрану и прямо.
Ни опирать голову на руку, ни ложиться на диван нельзя – эффект пропадает. И вот эта мелочь полностью убила индустрию: пользователь не хочет смотреть кино дома так, как он это делает в кинотеатре. Ему нужно лежать, ходить по комнате, менять позы, бежать на кухню за чаем и выглядывать из-за угла. Во всех этих случаях 3D не работает.
Интересный факт: из всех видов домашних видеоразвлечений самым высокотехнологичным является. порно. Дело в том, что в порноиндустрии огромная конкуренция, создателям необходимо постоянно выдавать поток фильмов, и желательно, чтобы они были лучше, чем у других. Также нет времени на тщательную съемку и монтаж, поэтому все новинки, позволяющие упростить процесс и улучшить изображение, тут же берутся в производство. Цифровые видеокамеры, съемки на фотоаппараты и телефоны, стрим-вещание, экшн-камеры, контент для очков виртуальной реальности – все это впервые появилось именно в порно. И 3D-фильмы – это не исключение.
Но даже объемное порно не смогло спасти 3D-телевидение. Интерес потребителей упал до минимальных значений, новомодные телевизоры пылятся на прилавках, прибыли нет, и как результат – производители отказываются от технологии. Пока объемное кино нельзя смотреть, лежа на боку, у 3D-телевидения нет никакого будущего. Впрочем, может быть, уже завтра кто-то изобретет новый метод, и продажи опять взлетят. Хотя.
Источник: www.m24.ru
Куда делись телевизоры с функцией 3D: почему перестали выпускать
Исчезновение телевизоров с функцией 3D и аналогичных плейеров покупатели не особенно заметили. Техника развивается наперегонки с маркетингом, любителей домашнего кинопросмотра сейчас интересует множество новых функций.
В ближайшее время актуальность телевизоров 3D для домашних премьер или игр вряд ли возрастет или хотя бы сохранит прежний уровень.
3D-телевизоры: рост и падение популярности
Моду на трехмерный формат задал вышедший в 2009 г. научно-фантастический фильм режиссера Джэймса Кэмерона «Аватар». Посмотрев картину, уже в 2010 г. люди массово бросились покупать 3D-телевизоры. Первые партии разлетелись с прилавков с фантастической скоростью. Крупные компании, такие как Philips, LG, Samsung и Sony, быстро сориентировались.
Чтобы удовлетворить спрос на популярный продукт, вкладывали средства в разработку, выпуская новые модели. Не скупились на рекламу товара.
Мелкие производители, которым оказалось не под силу быстро перестроить производство, уже подсчитывали убытки, мониторили рынок сбыта, прикидывая, сколько продержатся на плаву. С 2012 г. спрос на телевизоры, поддерживающие 3D-технологию, начал стремительно падать, а со временем совсем сошел на нет. Выпускать не пользующиеся спросом устройства не имело смысла.
3 главных фактора, повлиявших на снижение интереса потребителей к трехмерным моделям телевизоров:
- Высокая стоимость. Цена на 3D-устройства оказалась на треть выше бытовой техники обычного образца. Сначала потребители покупали объемный телеприемник под влиянием впечатления от просмотра «Аватара», но быстро спохватились и решили: «Зачем платить больше?».
- Специальные очки. Оптический прибор доставляет дискомфорт, глаза быстро устают, наблюдается тошнота, головокружение. Очки не дают расслабиться, улечься перед телевизором поудобнее. В некоторых случаях, купив устройство, потребителю приходилось выложить круглую сумму (до ¼ цены самого телевизора) еще и за очки, так как не ко всем моделям они шли в комплекте. Вскоре производители анонсировали, что начинают выпуск 3D-устройств, которые можно смотреть без очков, но на заявление никто не обратил внимания.
- Малое количество контента. Пользователь не мог в полной мере вкушать восторг от просмотра телепередач, так как анимационных и художественных фильмов в формате 3D в год выходило не более 30. Покупатель не спешил платить за опцию, использовать которую в полном объеме не представлялось возможным.
Еще один минус – телевизор не мог создать того эффекта, который зритель получал от просмотра фильмов на огромном экране кинотеатра.
Характеристики 3D
Главная особенность — способность воспроизводить объёмное изображение. К телевизору в комплект входили специальные очки. При просмотре невооруженным взглядом ощущение объёма не возникало. Необходимость надевать очки знакома каждому, кто хотя бы раз побывал на 3D-сеансе в кино.
Во всем остальном модели телевизоров не отличались от остальных. Общей для них была ограниченная функциональность, ведь все усилия разработчиков были направлены на модную в тот момент функцию.
Производят ли 3D-телевизоры сегодня?
Начиная с 2012 г. процент реализации бытовых приборов, поддерживающих трехмерный эффект, снижался. Например, в 2021 г. в России продажи 3D-телевизоров упали до 1 %. Это стало началом конца.
В том же 2021 г. крупные корпорации объявили о прекращении выпуска подобных устройств. На сегодняшний день купить 3D-телевизор вполне реально. На складах готовой продукции желающие находят нужную модель, также устройство можно приобрести с рук.
История появления и развития 3D-телевизоров
В 2010 году на выставке CES и IFA были представлены первые модели телевизоров 3D – системы предоставления объемного контента, а также телевидения, которые позволяют насладиться объемным изображением, не выходя из собственного дома. В этом же году были выпущены и первые серийные модели.
Для формирования трехмерного изображения использовались несколько технологий: с использованием специальных очков (анаглиф, активная (затворная), пассивная (поляризационная), автостереоскопическая), а также без их использования – с лентикулярной пленкой, с параллаксным барьером.
Несмотря на более высокую цену, данные устройства с самого начала пользовались высокой популярностью, и спустя время, в некоторых странах, даже начались трансляции программ в 3D как по кабельным, так и спутниковым каналам. В 2012 году данная технология добралась и до нашего рынка, где, также, была встречена с большим интересом.
По данным ET News, в 2015 году доля продаж телевизоров с поддержкой технологии 3D составила 40% от всех проданных устройств. Однако, уже через год, компания Samsung заявила о том, что планирует сократить производство 3D телевизоров, ссылаясь на низкий спрос на них у потребителей. Спустя некоторое время, компания Philips сделала аналогичное заявление и прямо заявила, что телевизоры в функцией 3D никому не нужны. Вскоре их поддержал и другой корейский технический гигант LG.
С течением времени данная тенденция еще больше усилилась и уже в начале 2021 года компании начали делать заявления о полном прекращении выпуска телевизоров с поддержкой технологии 3D. Данное заявление сделали как гиганты индустрии в лице Samsung, Philips, LG, так и менее именитые бренды, такие как Hisense, Vizio и TCL. Спустя время, к ним присоединилась и компания Sony, которая также заявила о прекращении производства телевизоров с технологией 3D, ссылаясь на то, что поддержка данной технологии не является основополагающей для потребителей, при выборе устройства.
Перспективы технологии
Когда стали доступны телевизоры с разрешением 4К, недостатки трехмерных образцов проявились особенно ярко. Почти все характеристики ТВ нового поколения лучше. Испытав их в действии, потребитель не хочет возвращаться к устройствам, транслирующим контент в трехмерном формате.
Большинство пользователей, купивших 3D, опробовали технику не более 1-2 раз. Из-за ограниченного количества контента вряд ли в скором времени кто-то решит вернуться к просмотру фильмов на устройствах, поддерживающих эту функцию. Поэтому ждать воскрешения интереса к подобным телевизорам нецелесообразно.
Почему производители отказываются от функции 3D в своих моделях?
Содержание
скрыть
Почему производители отказываются от функции 3D в своих моделях?
Источник: iptv-online.ru