Почему телевизор назывался квн

В 1949 году во Владимирской области, на Александровском радиозаводе началось производство первого общедоступного телевизора. Он назывался «КВН-49». Буквы обозначали фамилии авторов этого изобретения — Кенигсон, Варшавский и Николаевский. А число 49, как не трудно догадаться, год начала выпуска.

В 1961 году, сразу же после снятия этого телевизора с производства, в честь него назвали популярную телеигру. Ведь «Клуб веселых и находчивых» — это тоже КВН, и авторы сначала взяли аббревиатуру — от телевизора — а уже затем подставили под нее подходящие слова. Можно предположить, что если бы тогдашний телевизор изобрели бы, например, Савельев, Жуков и Ульянов, то и программа тоже называлась бы «СЖУ» — «Союз жизнелюбов и умников». И так далее.

Популярность этого девайса росла лавинообразно. Следом за Александровским радиозаводом к производству «КВН-49» приступили Бакинский радиозавод, воронежский завод «Электросила», Киевский завод «Маяк», ленинградский завод «Россия», ленинградский же НИИ Телевидения, нижегородский завод «Квант», Московский радиозавод. Кажется, что везде, где только было можно собрать телевизор, этим весело и активно занимались.

Телевизор «КВН-49»: почему он действительно эпохальный? #87 Предметные истории

К моменту выпуска «КВН-49» в СССР уже существовало телевизионное вещание — несколькими годами раньше были созданы телевизоры, предназначенные для общественного просмотра передач. Новое устройство было в состоянии принять целых три телеканала. Правда, на большее он не был способен, но это «большее» от него и не требовалось, в стране первое время вообще существовал всего один канал. Второй возник лишь в 1960 году.

Можно было настроить контрастность и яркость — в минимальных пределах, естественно. Да и вообще — какие при такой картинке яркость и контрастность! Но тогда люди радовались и азартно вращали крутилки.

Экран у телевизора был очень маленьким — его диаметр составлял всего 18 сантиметров. Вес телеприемника при этом был под тридцать килограммов. И то, и другое составляло нешуточные неудобства. Особенно первое — если учесть, что поначалу телевизоры были в диковинку, и на просмотр чудо-ящика сходились все обитатели коммунальной квартиры.

Этим, кстати, часто пользовались воры-домушники. Сверившись с телевизионной программой, они в нужный момент — когда шло что-нибудь особенно интересное — тихонько входили в квартиру, моментально определяли, из-за какой двери доносятся громкие звуки и быстро обчищали остальные помещения.

Для компенсации размеров экрана к телевизору прилагалась пустотелая линза, которую заполняли либо водой, либо глицерином. У линзы внизу были лапки — их подсовывали под корпус телевизора. Что мешало сразу же предусмотреть в конструкции подобную деталь, история умалчивает. Зато дети были счастливы — будучи от природы шкодливыми, они выпускали в линзу аквариумных рыб. Но это так уж и страшно — все равно воду в линзе следовало регулярно менять на свежую.

Телевизор КВН купил включил не работает.Про телевизор

Судя по документации, линза увеличивала изображение в четыре раза. Судя по сохранившимся фотографиям и музейным экспонатам — значительно меньше. Зато угол обзора — и без того очень маленький — она ограничивала ощутимо.

Кроме того, первые «кавээны» отличались весьма низкой надежностью. Барахлил и отправлялся в ремонт каждый второй телевизор. В результате в народе появилась еще два варианта расшифровки второй по популярности (после СССР) в те времена аббревиатуры. «Купил — Включил — Не работает» и «Крутанул — Вертанул — Не работает». Кроме того, у телевизора был очень скверный звук.

Но ради чудо-ящика народ готов был хоть еженедельно отстаивать очередь в ремонтную мастерскую и услаждать свой слух скрипом и шорохами. А в промежутках между этими визитами с силой похлопывать ладонью по корпусу — эта нехитрая манипуляция помогала улучшить качество изображения.

Историк телевидения В. Саппак описывал первый советский телевизор: «Мое впечатление от первой телевизионной передачи тоже было по-своему сильным.

Когда это было? Когда в Москве, в московских квартирах появились первые телевизоры (этот был одним из первых). Словом, лет двенадцать назад, по ощущению — недавно, я пришел к своим старым друзьям и увидел новинку, почти сенсацию — телевизор.

Советский телевизор первого выпуска, с огромным вынесенным вперед выпуклым стеклом-линзой, про которую почему-то с большим уважением говорили, что она наполнена водой. Линза увеличивала изображение, но на малюсенький экранчик можно было заглядывать и сбоку, совсем сбоку, минуя линзу. Говорили, так проигрываешь в размере, но выигрываешь в четкости изображения.

А выиграть в четкости изображения, скажу положа руку на сердце, ох как хотелось!

Показывали какой-то концерт. Помню фигуру скрипача, которая на наших глазах начинала вдруг катастрофически худеть, удлиняться, тянуться вверх и тянуться вниз, словно бы ее специально растягивали, и, казалось, вот-вот уже должна была перерваться где-то в районе талии, но именно в этот момент нашего скрипача, видимо, прихлопывали сверху — и снизу, он стремительно сплющивался, охотно уподобляясь тыкве.

Все это разительно напоминало зеркала комнаты смеха, с той лишь разницей, что изображение, возникающее на зыбком экране, к тому же беспрерывно путало позитив и негатив. Бледноликий концертант в черном фраке упорно оборачивался негром в белом фраке (видимо, из джаз-банда).

Еще по теме:  Ps5 выключается вместе с телевизором

Но нам все это почти не мешало! На экран мы смотрели с благоговением».

Он же выдвигал весьма любопытную версию об историческом значении прихода телевидения в простые коммунальные квартиры: «Искусство пришло в комнату, оно ворвалось сюда, и это не снизило его эмоциональный градус (как полагаем теперь), но, напротив, во многом усилило, обострило. Искусство заставило воспринимать себя в конфликтном сопоставлении с бытом, со всем, что вокруг.

Никогда еще оно не подступало так близко к этим людям. Не захватывало врасплох среди обжитых вещей, в домашней, незащищенной настройке души. Но эта «интимность» вовсе не принуждала искусство звучать приглушенно, переходить на шепот (как полагаем теперь), а лишь захватывала целиком, заставляя принимать трагедию, что неслась на экране, прямо «а себя». Если бы все это происходило в чужом, набитом людьми зрительном зале, в регламенте дневных и вечерних сеансов, по билету за полтора и два рубля — сохранили бы мы тогда эту непосредственность восприятия, эту полную веру в подлинность того, что произошло на наших глазах?».

Вернемся, впрочем, к «КВНу». Он довольно быстро сделался настоящим народным девайсом. Этот телевизор был и у обычного рабочего с завода «Серп и молот», и у самого товарища Сталина, хотя тот и не жил в коммуналке вообще никогда.

Как мы уже писали, мощностей Александровского завода не хватало. Производство осваивали предприятия по всей стране. Появлялись новые модификации — не слишком, впрочем, отличавшиеся от предыдущих. Ну, разве что какую-нибудь лишнюю рукоятку уберут за ненадобностью — все равно она не регулирует то, что должна бы регулировать.

Газеты то и дело радовали советских обывателей духоподъемными сообщениями: «Коллектив воронежского завода «Электросигнал» освоил производство телевизоров «КВН-49-4″. Уже изготовлено сто аппаратов. В ближайшее время завод приступает к серийному выпуску. Аппараты будут отправляться в Москву, Ленинград, Киев».

Прекратили выпускать этого монстра только в 1960 году, создав более двух миллионов экземпляров, каждый из которых был по своему ужасен. А в 1957 году количество телевизоров, находящихся в собственности советских граждан, перевалило за миллион. Тогда же был запущен в производство еще один легендарный советский телевизор — «Рубин-102». Линза для него не требовалась, он был способен принимать целых двенадцать (опять таки, не существующих в стране) каналов и имел некий намек на сервисные функции — в частности, был оборудован гнездом для подключения магнитофона, с помощью которого жители коммуналок записывали, и потом прослушивали телевизионные концерты.

Он тоже выпускался на протяжении десяти лет, и за это время было собрано и продано более 1 300 тысяч «Рубинов».

Поделиться ссылкой:

Источник: mitropost.ru

Игра имени телевизора

Чем больше в КВНе предсказуемости, тем меньше в нем КВН

Создатели КВНа Михаил Яковлев, Альберт Аксельрод, Сергей Муратов и редактор Елена Гальперина

СЕРГЕЙ МУРАТОВ, профессор МГУ

Есть закон камня, брошенного в воду: он всегда попадает в центр круга. Когда мы, трое изобретателей КВНа, в свое время забросили этот камень, мы и не ожидали, что круги будут расходиться так долго и так широко — захватят Европу, Америку и даже Австралию.

КВН возник просто потому, что не мог не возникнуть. Придумали мы его вместе: врач Альберт Аксельрод — душа КВНа, инженер Михаил Яковлев — так сказать, наш министр добросердечия, и ваш покорный слуга — конструктор игры. Но соавтором была эпоха — результат первой «оттепели».

Задним числом я осознаю и духовный мотив: вокруг, ощущали мы, так много талантливых ровесников, которые сами не понимают, насколько они талантливы. Так почему бы не дать им возможность проявить свои таланты, убедить в них окружающих и самих себя? Инициаторы большинства сегодняшних игр исходят, мне кажется, из совершенно противоположных мотивов: в мире так много отвратительных людей, включая нас самих, давайте дадим возможность всем в этом убедиться. И в первую очередь — самим игрокам. А если кто не захочет, посулим такой выигрыш.

МУХА В ЯНТАРЕ

Очень трудно сопоставлять сегодняшний и «оттепельный» КВН, потому что надо сравнивать ту аудиторию, то время с сегодняшним. Тот КВН процветал на границе дозволенного. Это была игра с властью. В студию присылали письма из министерств, с заводов — и докладывали, что сделано после того, как смеялись над тем или иным обстоятельством.

Старый КВН занимал не фигуральное «одно из первых мест по популярности», а просто — первое место, опережая все программы, включая художественное кино. В этой игре можно было оставаться самим собой. Никаких нормативов, никакого протокола, ничего от пропагандистского телевидения того времени — вдруг появились ребята живые, талантливые. Шутки становились шутками месяца. А некоторые из капитанов — персонажами года: Хоречко, Гусман, Хаит, Радзиевский, Левингтон, Макаров…

У меня, конечно, субъективное впечатление, но, по-моему, сегодня в КВНе как раз жизни-то и не хватает. Ушла не только импровизация, ушла непредсказуемость и публицистичность. А чем больше предсказуемости в игре, тем меньше в ней КВНа. Хотя структура все та же: тот же серийный цикл, который идет по знакомым всем правилам.

Сегодняшний КВН представляется мне немножко такой мухой, застывшей в янтаре. Она абсолютно реальная муха. Она как живая. Но не летает…

Еще по теме:  Полезно ли спать с включенным телевизором

ОЖИВЛЕНИЕ В ЗАЛЕ

В 1960-е годы были совсем другие сложности. Дело в том, что все мы трое за четыре года до создания КВНа уже делали первую в стране игровую передачу с участием живых зрителей — «ВВВ» («Вечер веселых вопросов»), сразу ставшую безумно популярной. В те годы юмор во всех проявлениях ощущался как вызов власти. «ВВВ» закончился грандиозным скандалом (из-за ошибки ведущего) с увольнениями, оргвыводами и специальным, закрытым, постановлением ЦК КПСС.

В 1961 году редактор молодежной редакции Лена Гальперина обратилась ко мне с просьбой: «Сергей, на телевидении очень скучно. Нельзя ли сделать что-то вроде того, что вы с ребятами делали четыре года назад?» Я говорю: «Лена, ты забыла, чем кончаются такие передачи?» А она мне: «Не забыла. Но всю ответственность беру на себя».

Тогда я собираю тех же авторов, и в течение месяца мы придумываем совершенно новую, никаких аналогов в мире не имеющую программу. В ночь, перед тем как отдать сценарий, спохватываемся: «А ведь нужно же название!» Тогда самый популярный отечественный телевизор назывался «КВН-49» — по первым буквам фамилий трех его изобретателей — инженеров, создавших эту марку в 1949 году. Ну мы и решили назвать игру по-телевизионному — КВН, но расшифровать аббревиатуру иначе. То есть с самого начала игра была встроена в телевидение, а телевидение — в КВН.

Когда-то писатель Леонид Лиходеев приветствовал появление КВНа, уверяя, что для таких игр, собственно, и рождено телевидение. Можно сказать, что это — прообраз интерактивного телевидения. И в какой-то степени — прообраз ток-шоу, где участие в действии отводится и самим зрителям.

Сначала в КВНе вообще ничего подготовленного не было: участники не знали, что будет происходить. Правила игры вырабатывались от раза к разу. На первой передаче прошел конкурс капитанов и закрепился в дальнейшем. Где-то на четвертый раз родилась разминка. На седьмой — домашнее задание.

Окончательная структура, дошедшая до нашего времени, сложилась за полгода.

В течение первых трех лет мы писали все сценарии, и к тому же довольно долго один из нас, Алик Аксельрод, вел в живом эфире КВН вместе со Светланой Жильцовой. Он был великолепный импровизатор, остроумный, талантливый человек. Помню, по ходу одного из соревнований у Аксельрода неожиданно спросили, что общего между его профессией реаниматолога и увлечением КВНом.

На что он, не задумываясь, бросил: «Оживление в зале». Вот эта атмосфера импровизационности впоследствии мало-помалу ушла из игры. КВН губила появившаяся в нем постановочность. Все придумывалось заранее, а выдавалось за экспромт.

Мы считали, что КВН — лишь стартовая площадка, «ракета-носитель», которая должена была вывести подобного рода творчество по меньшей мере на три орбиты. Одна — театр веселых и находчивых: испытание артистичности, своеобразный поединок, построенный на домашних заданиях. Вторая орбита — конкурс эрудитов, вплоть до интеллектуальной дуэли лишь двух соперников. И, наконец, третья — театр публицистический, где поводом для разговора служит соревнование команд, а действующими лицами станут члены жюри — первоклассные публицисты, писатели. Сегодня на телевидении, не в КВНе, а в нескольких других программах, отчасти реализовано лишь второе направление — соревнование эрудитов.

Через три года после возникновения КВНа телевидение рассталось с тремя создателями игры. А КВН в своей прежней структуре успешно просуществовал до 1972 года, был очень популярен, что, однако, не помешало передачу закрыть. «Сначала завизируй, потом импровизируй» — эта частушка родилась в одной из игр. КВН отправили «импровизировать» на 14 лет за пределы студии: клубы веселых и находчивых продолжали существовать на заводах, в институтах и даже в армейских подразделениях (победитель получал на день увольнительную в город). А в начале перестройки снова возник телевизионный вариант КВНа.

ЭКСПРОМТ НА ЭКСПОРТ

Три года назад меня пригласили в Нью-Йорк на десятилетний юбилей русско-американского КВНа. Туда съехались команды из многих американских городов и университетов. Это были дети и внуки тех, кто когда-то играл в КВН в СССР.

В гости на юбилей приехали кавээнщики Западной Европы, Израиля… Увиденное порадовало: уровень текста — иногда очень высокий, уровень исполнения — часто великолепный. Но больше всего проняла меня атмосфера. Чувство объединения — не агрессивное, не в противовес прочим в стране, но самостоятельно существующее. Не знаю, как это назвать. Дух землячества?

И это мне позволило в какой-то мере понять, что и тогда, в 60-е, тоже было чувство объединения, ощущение, что у нас есть собственная, что ли, почва под ногами.

В эмиграции сохранился клубный дух. Не случайно в КВНе на первом месте слово «клуб»: Клуб веселых и находчивых. Мы, когда думали о талантливых людях вокруг нас, не подразумевали, что будем создавать зрелище ради зрелища. Во главу ставилось не кто острее, кто умнее, даже не кто смешнее — нечто другое. Мы ведь собирались — авторы, капитаны, участники — вне телевидения, неформально.

На наших встречах ощущалось духовное братство. А телевидению — зачем это духовное братство? Самое обидное, из того, что потеряно КВНом, — клубность. Еще в старом КВНе различие между передачей и клубом друзей, который существовал вне ее, стало все более выявляться, в чем, наверное, мы сами виноваты.

Еще по теме:  Как на телевизоре киви обновить приложение

Когда возник этот инкубатор талантов, мы никак не ожидали, что передача переживет двух своих создателей. Похоже, переживет и третьего. И будет продолжать свое существование. Когда меня спрашивают, сколько еще жить КВНу, я вспоминаю анекдот. Тяжелобольной приходит в сознание после операции, он видит белый халат врача и спрашивает слабым голосом: «Доктор, я буду жить?» А тот, ковыряя во рту зубочисткой, роняет: «А смысл?» Так вот, КВН, на мой взгляд, будет жить до тех пор, пока в нем остается смысл.

От редакции

Создатели КВНа в титрах не значатся: их не указывают как авторов идеи программы. Конечно, современная игра стала другой, что признает и сам Сергей Муратов. Но у нее прежнее название и фактически прежний формат. Нам кажется, исправить эту несправедливость хотя бы в год 45- летия КВНа — дело чести тех, кто сегодня получает дивиденды от игры.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Капитан запаса

В этом году — еще один юбилей: 20 лет с момента возрождения телевизионного КВНа

В клубе веселых и находчивых было много врачей, но реанимировал игру в 1986 году строитель Андрей Меньшиков. В 60-е он был капитаном очень сильной команды КВН МИСИ, в которой, в частности, играли будущий депутат Госдумы Владимир Семаго, будущий телеведущий Леонид Якубович и будущий народный артист России Геннадий Хазанов. Когда КВН закрыли, Меньшиков какое-то время еще преподавал в родном МИСИ, а потом попал на Центральное телевидение и стал заведующим отделом массовых передач и конкурсов молодежной редакции.

— Когда грянула перестройка, — вспоминает лауреат премий ЭММИ и ТЭФИ Андрей Меньшиков, — мы вывели на экран «12-й этаж», «Взгляд». Тогда требовались новые, более либеральные формы передач, и мое предложение возродить КВН бурно поддержали. Снимать программу решили в актовом зале нового здания МИСИ. Мы стали перекраивать привычные правила старого КВНа на новый лад. Оставили только одного ведущего — Маслякова, пытались изолировать жюри от зала, заперев в отдельной комнате с телемониторами, написали новую песню КВНа, музыку к которой сочинил Владимир Шаинский… Что-то оказалось ненужным, а что-то прижилось и существует по сей день.

Фото из архива Сергея Муратова

  • Журнал «Огонёк» №45 от 12.11.2006, стр. 7

Источник: www.kommersant.ru

Вспоминая легендарный КВН-49

За почти 85 лет существования телевидения человечество создало огромное количество разнообразных моделей телевизионных приемников. Но только первых помнят всегда. И таким первым советским телевизором стала модель КВН-49. Это был не просто телевизор, это был прорыв, открывший огромное направление деятельности человека, и сделавший телевидение доступным для всех…

КВН-49 был черно-белым телевизором, который серийно выпускался с 1949 по 1960 годы. Его разработка началась еще в 1944 году. Советский Союз еще вел войну с Германией, но уже задумывался о таком перспективном направлении, как телевидение, что лишний раз доказывает важность подобной технической инновации.

Разработка КВН-49 велась в Ленинграде, во Всесоюзном НИИ телевидения. Рабочая группа состояла из трех инженеров – Кенигсона, Варшавского и Николаевского. Отсюда и аббревиатура (КВН) ставшая маркой первого советского телевизора.
Примечательно, что многие ассоциировали название с популярной игрой – Клубом Веселых и Находчивых, но это, скорее, игра позаимствовала название у телевизора, потому что появилась гораздо позже.

Даже начальный стандарт сигнала, который собирались начать транслировать в Москве, подгоняли под параметры разрабатываемого телевизора. Т.е. сначала сделали приемник и только потом под него разработали передатчик.
В конце 1948 году началось регулярное телевещание с московского телецентра, которое велось в стандарте разложения изображения в 625 строк, т.е. так, чтобы его можно было воспроизвести на КВН-49.

Как только процесс телевещания был отработан, КВН-49 стал поступать в продажу. Это было примитивное устройство, способное принимать всего три канала. Правда, больше и не нужно было. Размер круглого экрана у КВН-49 был диаметром всего 180 мм.
Для сравнения, меньшая сторона экрана современного ноутбука и то около 200 мм. Так что смотреть такое мелкое изображение было очень неудобно, поэтому перед экраном устанавливалась увеличительная линза, которая заполнялась водой или глицерином.

Не отличался КВН-49 и надежностью. Хотя его и выпускали на специализированном радиозаводе во Владимирской области, более половины поставленных на рынок телевизоров сразу попадали на гарантийный ремонт. В шутку даже название телевизора стали расшифровывать как «Купил – Включил – Не работает».

Но даже ни малый экран, ни малая надежность не помешали получить телевизору звание народного. Это был хит продаж первый половины 50-х годов. Иметь дома КВН-49 не только было удобно, но и очень престижно. Многие по привычке относились к нему, как к обычному радио, не смотря на экран, а лишь слушая передачи. Главное, что у них дома был Телевизор.

За всю историю было выпущено около 2,5 млн. КВН-49. По этой цифре можно судить и о темпах роста телевидения в СССР. Хотя цифра и кажется довольно большой, Союз тогда существенно проигрывал США в этой области. Американцам удалось достигнуть показателей, которые в 10 раз превысили советские, правда, там выпускалась не одна, а несколько моделей.

Источник: back-in-ussr.com

Оцените статью
Добавить комментарий