Если вам придется слушать – в концертном зале или по телевизору – концерт для фортепиано, скрипки или виолончели с оркестром, обратите внимание на конец его первой части. Звучит реприза (что это такое, объясняется в рассказе о сонате).
Слышатся те музыкальные темы, на которых композитор построил первую часть. То сочетаются, то противостоят друг другу оркестр и солирующий инструмент. Вот, кажется, уже совсем скоро завершение. Но дирижер вдруг опускает палочку. Оркестр умолкает, и начинается виртуозное соло. Это своего рода фантазия на темы концерта. Сольный инструмент проявляет в ней все свои возможности.
И быстрые пассажи, и мощные аккорды, и певучие и энергичные мелодии сменяют одна другую. К заключительному аккорду каденции присоединяется, по знаку дирижера, оркестр, и уже вместе все музыканты завершают часть.
Когда-то, в XVIII веке, композиторы не сочиняли каденций. Каждый солист импровизировал ее во время исполнения. Бетховен первый стал сочинять каденции к своим концертам. Вслед за ним так стали поступать и другие композиторы. И каденция приобрела более органичный характер, стала лучше сливаться с формой всего сочинения.
У слова «каденция» (от латинского cadere произошли итальянское cadenza и французское cadence, что означает окончание) есть и другое значение: это заключительный гармонический и мелодический оборот, завершающий небольшой музыкальный эпизод, придающий ему законченность. В этом смысле чаще употребляется слово каданс, то есть французский вариант термина,
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА. В старину, когда не было концертных залов, филармоний, инструментальная музыка и небольшие вокальные произведения исполнялись, в основном, в домах любителей музыки. Собирались несколько друзей-музыкантов, расставляли подставки для нот – пульты, вынимали из чехлов и футляров скрипки, альты, виолончели, а иногда и флейты и гобои, кто-то садился за клавесин, и начинался домашний концерт.
Звучали сонаты, трио, квартеты. Иногда кто-нибудь пел под аккомпанемент клавесина или других инструментов. Среди слушателей обычно было лишь несколько человек родственников и знакомых.
Музицировали, таким образом, и в скромных домиках ремесленников, и в аристократических салонах. Отсюда-то и пошло выражение – камерная музыка (camera по-итальянски – комната), то есть музыка, предназначенная для исполнения не в большом зале театра или в церкви, а в комнате, музыка домашняя.
Понятно, что в комнате нельзя было играть симфонии, исполнять оперы или оратории. Поэтому камерными называли произведения, написанные для небольшого числа исполнителей – сольные инструментальные пьесы, дуэты, трио, квартеты, песни и романсы, которые можно было исполнить в домашних условиях. И хотя со временем камерная музыка вышла из гостиных в концертные залы, старое название ее сохранилось. Впрочем, и сейчас ее стараются исполнять не в больших концертных залах, где обычно звучат симфонии и оратории, а в меньших по размеру камерных залах.
КАМЕРТОН. Как проверить, правильно ли настроены фортепиано, скрипка, виолончель? Как показать хору, поющему многоголосное произведение без сопровождения, а капелла, звуки, с которых он должен начать петь? Для этого существует специальный прибор – камертон.
Иногда камертон сделан из металла в виде изогнутой пластинки. На месте изгиба есть рукоятка с шариком на конце. Если легонько ударить по камертону, каким-нибудь твердым предметом, то свободные концы начинают дрожать – вибрировать – и слышится звук.
Другой вид камертона – маленькая трубочка, которая издает звук, если в нее подуть. Обычно камертоны делаются так, что они издают звук ля первой октавы. Однако имеются камертоны, настроенные и на другие звуки.
КАМЕРТОН
Зная совершенно точно, как звучит одна нота, можно правильно настроить и все остальные. Поэтому камертон очень нужен многим – настройщикам роялей и скрипачам, певцам, поющим без аккомпанемента, и дирижерам хоров,
По-гречески канон, значит, правило, образец. В жизни нам довольно часто встречается это слово. Мы говорим: «По строгим канонам. ». Или употребляем понятие канонический в смысле образцовый, подчиняющийся самым строгим правилам. В музыке значение этого термина значительно уже.
Так называется многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, а вступая поочередно, иногда от одного и того же звука, иногда – от разных. Собственно говоря, канон – это музыкальная пьеса или ее эпизод, построенный на непрерывно проводимой имитации.
Пример такого эпизода – дуэт Ленского и Онегина в сцене дуэли в опере Чайковского «Евгений Онегин». Еще недавно неразлучные друзья, они стоят один против другого с пистолетами в руках. Мысли их одинаковы («Враги! Давно ли друг от друга нас жажда крови отвела?»), поэтому мелодия одна и та же; но они уже не вместе, они противники – и поэтому их мелодии не совпадают по времени, звучат каждая сама по себе. Так тонко, психологически обоснованно использовал композитор старинную полифоническую форму.
Особая разновидность канона – бесконечный канон. Мелодия в нем может повторяться сколько угодно раз, переходя от окончания вновь к началу.
КАНТАТА – см. Оратория.
КАНТЕЛЕ – см. Гусли.
КАНТИЛЕНА. Так от латинского cantilena – распевное пение – называется широкая, свободно льющаяся мелодия. Прекрасные образцы кантилены есть в операх Глинки, Чайковского, в операх и ораториях Прокофьева и Шостаковича, в произведениях итальянских композиторов. Можно назвать этим, словом и многие русские народные песни.
Источник: libr.link
Послушай в концертном зале или по телевизору выступление симфонического оркестра. Во время концерта понаблюдай за жестами дирижёра. Как они меняются с развитием музыки?
mark and he are thirteen years old.and they are very sportly. they often go to the gym — at least three times a week. mark does exercises to make his arms strong. he can’t walk because of a car accident, so he goes everywhere in wheelchair. but it doesn’t stop him doing the things that boys his age want to do.
Ответ разместил: Гость
попробуй соврать скажи что мало ешь и плохо растёшь
у меня та же проблема мне 11 а говорят что 8
Ответ разместил: Гость
за городом на холме стоит замок, он старый и сильно разрушен. вечером, когда садится солнце он прекрасен. когда смотришь на него, представляются рыцари на конях и в доспехах, прекрасные в длинных платьях и с причудливыми причёсками старинными причёсками. в залах звучит музыка, слышен смех и бряцанье жив, туда сюда снуютслуги. он наполнен жизнью, суетой и весельем.
Источник: otvetiq.com
Сходить на концерт, или посмотреть его по телевизору? Что предпочтёте?
Конечно, побывать на концерте. Я хожу в основном на симфонические или фортепианные концерты.
А это ещё и прекраснейшие и любимые с детства залы нашей филармонии или Концертный зал Мариинки.
Только вчера была на великолепном концерте двух талантливых пианистов — Дмитрия Маслеева и Андрея Гугнина. Выступали в Манеже. Я впервые именно на таком фортепианном вечере, в музейном пространстве. Но именно эта обстановка, атмосфера и превратили концерт в незабываемый.
Тем более что музыканты играли в окружении блистательных скульптур Даши Намдакова, чья выставка как раз проходит в Манеже. Впечатления от музыки наложились на впечатления от скульптур, фотографий и превратили этот вечер в необыкновенный, такое долго не забудешь.
Захотелось ещё вернуться именно к выставке. А на концерт любимого пианиста Дмитрия Маслеева я опять иду через несколько дней. Он, к счастью, играет в нашем городе дважды, второй раз тоже в интересном месте — а Английском зале Дома музыки.
Источник: www.bolshoyvopros.ru