Рабыня изаура когда показывали по телевизору

Во время показа «Рабыни Изауры» улицы городов СССР пустели, и это не преувеличение — первую «мыльную оперу» смотрела вся огромная страна.

Для подавляющего большинства советских людей телевидение являлось единственным окном в мир, но «железный занавес» на нем был едва раздвинут, дозировано пропуская одобренный свыше контент. Лишь с началом перестройки зрителям стали доступны популярные в кап странах «мыльные оперы».

В США еще в 1930-х годах начали в дневное время транслировались радиоспектакли с продолжением. Аудиторию составляли домохозяйки, поэтому в перерывах рекламировали моющие средства — отсюда и название.

Следя за перипетиями чужой жизни, слушатели воспринимали персонажей как членов семьи. Эстафету подхватило телевидение, годами держащее зрительское внимание: сериал «Центральная больница» демонстрируется с 1963 года (около 15 тысяч серий). У латиноамериканских формат поскромнее — 100-180 серий.

На основе классики

Роман «Рабыня Изаура», написанный в стиле «слезы сердца», Бернарду Гимараинс опубликовал в 1875 году, за 13 лет до отмены рабства в Бразилии. Век спустя в телекомпании GLOBO решили снять по книге телесериал, и он прогремел на весь мир.

Рабыня Изаура 100 серия (последняя серия) Escrava Isaura

В СССР мыльных опер не снимали, а иностранные не закупали, считая их низким жанром для домохозяек.

«Кому их смотреть? Какие домохозяйки в стране, где женщины трудятся на благо общества?»

«Первая ласточка» прилетела на советские телеэкраны в октябре 1988-го только потому, что имела успех в странах соцлагеря — Венгрии и Польше, да и сюжет, основанный на ужасах рабовладельческого строя, вполне тянула на социальную драму. Ленту из 15 серий, по часу каждая, показывали в прайм-тайм.

О Латинской Америке в СССР знали мало, только название столиц и то, что на берегах самой длинной в мире реки Амазонки до сих пор проживают первобытные племена (об этом рассказывал Юрий Сенкевич в «Клубе кинопутешественников»).

О существовании в Бразилии рабства почти никто не слышал, что рабство — это про США. Неудивительно, что зрителей взволновала судьба белокожей рабыни-мулатки Изауры. И когда после пятой серии показ прервали, все переживали об одном: неужели дальше не покажут?

Женщины на работе и бабушки на скамейках активно обсуждали сюжет и главных персонажей. Сходились во мнении: бедная Изаура, выпало же родиться в рабстве! Донья Эстер вроде добрая, воспитывала Изауру как дочку, обучила языкам и игре на рояле — так почему не освободила?

Муж ее, командор Алмейда — типичный рабовладелец, чего от него ожидать! Но самый главный злодей — их сын Леонсио, самодовольный и жестокий тип, покушающийся не честь бесправной Изауры. Сможет ли она и дальше противостоять его посягательствам?

В феврале 1989 года показ «Рабыни Изауры» продолжили. Леонсио еще больше терроризировал Изауру, приказал отправить ее работать на плантацию, но отец девушки, португалец Мигель, помог ей бежать. Не зная, что Изаура рабыня, в нее влюбился молодой юрист Альваро, борец против рабства.

Рабыня Изаура 1 серия

Однако инкогнито Изауры раскрылось, и она вновь оказалась в руках Леонсио. Коварный злодей обещал ей вольную, если она выйдет замуж за уродливого садовника, и та, скрипя сердце согласилась. Но в день свадьбы неожиданно появился Альваро: оказалось, он скупил огромные долги Леонсио и стал владельцем всего его имущества, включая рабов. Хеппи-энд, как и полагается в мелодраме!

Бразильские актеры

В конце 1980-х наши зрители не подозревали о размахе бразильской телеиндустрии, и конечно, имена актеров были им незнакомы.

Исполнительница главной роли, Луселия Сантуш, родилась в пригороде Сан-Паулу в семье рабочих. Впервые артистичная девушка вышла на сцену в 14-летнем возрасте, затем училась на театральных курсах. Небольшой рост (155 см.) не стал преградой в карьере — роль Изауры, принесшую ей мировую славу, Луселия получила в 19 лет. После показа предложения посыпались со всех сторон: 20 ролей в телесериалах и столько же в полнометражных кинофильмах!

Еще по теме:  Телевизор v home 24lh1211 отзывы

Нам трудно представить, но «скромница Изаура» сыграла знаменитую нудистку, исполнявшую танцы со змеями, а фото актрисы украшало обложку бразильского журнала Playboy.

Семейная жизнь Луселии тоже удалась — сын Педро, рожденный в браке с дирижером Джоном Нешлингом, пошел по материнским стопам. Развод после 20 лет семейной жизни не стал для актрисы трагедией: до начала 2000-х она активно снималась, пробовала себя в роли сценариста и продюсера, затем сосредоточилась на театре. Сантуш увлекается йогой и исповедует буддизм.

Выбор 45-летнего Рубенса ди Фалку на роль злодея Леонсио (по сюжету молодого человека, недавно окончившего учебу) кажется немного странным — в кадре он выглядит ровесником своей матери. Но постановщики не просчитались: опытный и хорошо известный на родине ди Фалку создал столь яркий образ, что несколько лет его называли не иначе как Леонсио.

Роль рабыни Розы, строившей козни Изауре, исполнила популярная актриса Леа Гарсия — впервые она появилась на экране в 1959 году и активно снималась до 2012-го. Наши зрители помнят ее в сериале «Клон» (2001).

Опекавшую Изауру добрую Жануарию сыграла Зени Перейра — роль принесла ей славу и любовь зрителей, актрису приглашали в сериалы до самой смерти в 2002 году.

Казалось, красавчика Роберто перильо (Тобиас, первый возлюбленный Изауры) ждет огромная слава и успех — но нет, после он мелькал лишь в ролях второго плана.

В 2004-м на GLOBO сняли ремейк «Рабыни Изауры» (в Латинской Америке такое часто практикуют), однако триумф повторить не удалось. В ремейке Рубенс ди Фалку сыграл последнюю в своей жизни роль — отца Леонсио, командора Алмейду. Его супругой снова стала Норма Блум — в оригинальной версии она была Малвиной, женой Леонсио. Ди Фалку скончался в 2008-м, а Норма Блум, начавшая свою карьеру в 11-летнем возрасте в телепередачах для детей, до сих пор появляется в сериалах.

В памяти — навсегда

Демонстрация «Рабыни Изауры» открыла для нас эпоху телесериалов: бразильских, мексиканских, американских — со временем и отечественных появилось множество. Посмотрев один сериал, мы увлекаемся сюжетом следующего, а вот «Рабыня Изаура» оставила в сознании народа, тогда еще советского, неизгладимый след.

Лет десять после показа все называли дачные участки фазендами и добавляли, что «впахивают на своих шести сотках не меньше, чем негры на плантации». Спросите любого, кто смотрел «Рабыню Изауру», и он мигом напоет сопровождающую титры песню «Унгазун гарунге. «.

Кстати, автор текста, повествующего о тяжелой доле черных рабов, — знаменитый бразильский писатель Жоржи Амаду, и песня была написана еще в 1946-м для спектакля по его книге «Бескрайние земли».

Мало кому известно имя композитора Доривала Каимми, но еще одну его песню, к фильму «Генералы песчаных карьеров» (тоже по роману Амаду), у нас полюбили задолго до знакомства с «Рабыней Изаурой».

Источник: dzen.ru

Рабыня Изаура (1976-1977)

Рабыня Изаура кадры из фильма

Кино-Театр.Ру мобильное меню

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Эрвал Россано , Милтон Гонсалвес

Жилберто Брага

Луселия Сантус , Эдвин Луизи , Рубенс де Фалко , Жилберто Мартиньо , Норма Блум , Роберту Пирилло , Леа Гарсия , Марио Кардозо , Аролдо де Оливейра , Исаак Бардавид , Зени Перейра , Беатриз Лира , Атила Иорио , Элиза Фернандес , Дари Рейс , Мария дас Грасас , Анжела Леал , Итало Росси , Франсиску Дантас , Мириан Риос , Карлус Дувал , Андре Валли , Кларисса Абужамра , Жозе Мария Монтейру , Жилда Сарменто , Ари Кослов , Неуза Боржес , Эдир де Кастро , Леди Франсиско , Ньютон Мартинс , Жойсе де Оливейра , Ана Лусия Торре

Еще по теме:  Что покушать перед телевизором

Источник: www.kino-teatr.ru

В плену у «Рабыни Изауры»

Экспансия «мыльных опер» на экраны СССР началась c культового сериала «Рабыня Изаура». Этот ныне популярный жанр получил свое название не случайно.

И отнюдь не потому, что в сериалах одна маленькая проблема раздувалась как мыльный пузырь на целые годы, в то время как ее можно было решить в течение пяти минут…
Мыльные оперы — дело рук рекламодателей. Они первыми задумались о судьбе домохозяек в 50-х годах. Прекрасно понимая психологическое состояние женщин, находящихся в домашнем «рабстве», коммерческие дельцы создали для них панацею — сериалы.
Вызывающие привыкание сериалы «приковывали» домохозяек у телевизоров каждый день, не мешая при этом параллельно заниматься работой по дому. В перерывах запускалась реклама товаров, предназначенных исключительно для женской аудитории, — мыла и порошка. Так по имени одного производителя стал называться целый «мыльный» жанр.

Более 20 лет назад «Рабыня Изаура» поработила советского зрителя. На просторах Союза, голодного до проявления чувств на экране, сериал произвел невиданный фурор. История белой рабыни стала в СССР культурной сенсацией, феномен которой не разгадан до сих пор.
В СССР по пустым улицам можно было сверять часы. Когда из телевизоров доносились экзотические нотки «Азангун гарунге ун газун гунге!», жизнь на улицах замирала. Отменялись свидания и встречи, на витринах магазинов возникала дежурная табличка «Переучет», у парадных пустовали без бабушек лавочки. Люди со всех ног бежали домой — лишь бы успеть на очередную серию.

«Мыльная» бомба

Многомиллионная аудитория с замиранием сердца следила за перипетиями судеб главных героев — честной девушки рабыни Изауры и порочного сеньора Леонсио, богатого владельца тростниковой плантации. Принимая киношные эмоции за чистую монету, народ в пылу сочувствия к главной героине смахивал со щек непрошеные слезы.
— Это было всеобщее помешательство, — вспоминает киевлянин Андрей Бабенко, — народ просто сходил с ума, переживал за героев, тоннами писал письма главной героине. Доходило до смешного: из-за разногласий по сериалу, бывало, муж с женой ругались и могли неделями не разговаривать. Зачастую женщины жалели Изауру, а мужики – осуждали: мол, измучила, зараза такая, нормального мужика, дона Леонсио, и прикидывается бедняжкой. Вот такие были нешуточные страсти!

Первую серию «Изауры», как бы на пробу, показали по Центральному телевидению 16 октября 1988 г. Такого ошеломляющего успеха среди советского зрителя не ожидал никто. Поэтому уже в феврале 1989-го показали продолжение сериала. А в сентябре следующего года — «по просьбам телезрителей» — «Изауру» показали повторно. Мало кто знает, что в оригинале теленовелла состояла из
100 серий. Однако для советского зрителя ее сократили до 15 сорокаминутных серий. Но и в этом варианте «Изаура», по советским меркам, казалась растянутой до невозможного.
— Моя бабуля была рабыней этого сериала, с жадностью смотрела каждую серию, — вспоминает киевлянка Алена Маковей, — собрала как-то у телевизора своих подружек, «Изауру» смотреть, а меня отправила в магазин за молоком. Пришла я в магазин, а там хоть шаром покати — ни одной продавщицы, все в подсобке, «Изауру», значит, смотрят. Пришлось мне стоять с пустыми бутылками полчаса, ждать, пока сериал закончится.
На момент проката «Изауры» в СССР главная героиня Луселия Сантос была звездой не только киноэкранов, но и… эротической индустрии. В образе Клеопатры она снялась обнаженной для обложки «Плейбоя».
В СССР, где “секса не было”, в те годы эта новость стала бы шокирующей и неизвестно, увидела ли бы тогда наша страна культовый сериал. Однажды в интервью сеньорита Сантос призналась, что в молодости даже хотела жить в Советском Союзе.

Еще по теме:  Как оплатить матч премьер на телевизоре

Лекарство от хандры

В СССР не было равнодушных к бразильским страстям, «мыло» смотрели все, невзирая на пол и возраст. Сериальных героев любила и знала вся страна. А во всех общественных местах «Изаура» была темой №1.
Каждый, кого ни останови на улице, без запинки мог рассказать, что творилось с бедняжкой во вчерашней серии. А между делом и обсудить омерзительное отношению к рабам на фазендах.

— «Изауру» обсуждали в транспорте, по телефону и на работе, — рассказывает Ольга Квашко. — Моя соседка, планируя какие-то дела, всегда проверяла расписание сериала, чтобы, не дай бог, не пропустить. При встрече вместо «здрасте» она сокрушалась: «Нет, ну как вам этот мерзавец Леонсио? Издевается над бедной девочкой».
Именно после «Изауры» пошла мода на бразильские словечки. Родители называли детей Изаурами и Леонсиями (собак, котов, бычков тоже не миновала сия участь). В лексикон прочно вошло слово «фазенда», как ироничное обозначение загородных участков в шесть соток. В обиходе появилась фраза «пашу, как рабыня Изаура». Полненьких женщин вдруг стали повально называть Жануариями — в честь доброй поварихи-толстушки, а Леонидов — Леонсиями.
В период перестройки «Рабыня Изаура» стала для народа настоящим лекарством. На людей, которые не понимали, куда катится их страна, сериал действовал как утешение. Ведь по сравнению с бедами Изауры, наши были — ничто! Миллионы людей не могли оторваться от бразильского «мыла». Неудивительно, что из-за показа сериала в стране нарушались рабочие графики, на заборах появлялись кричащие надписи «Свободу Изауре!».

— «Рабыня Изаура» помогла мне сдать экзамен, — делится впечатлениями киевлянка Надежда Сиренко, — шла как раз последняя серия, а у меня экзамен на носу. Пришлось выбирать. Вот я и выбрала «Изауру». Прихожу на экзамен, и оказывается, что из всего курса я единственная видела финальную серию. К счастью, моя преподавательница, принимавшая экзамен, тоже пропустила.

Я пересказала ей концовку, и с легкостью получила пятерку. Такие были времена…

Недетские страсти

Вскоре влияние сериала поглотило даже самых маленьких. Доходило до абсурда: когда малышей спрашивали, кем они хотят стать, те без задних мыслей отвечали: «Космонавтом, актрисой или… «рабыней Изаурой». Дети забросили мячики и скакалки и начали играть в… «Рабыню Изауру».
— Для этой игры нужен был один «плантатор», рабы, а все девочки были «Изаурами», — вспоминает киевлянка Елена Кондратенко, — «плантатор» ловил «рабов» и привязывал к столбу. В качестве последнего мы использовали «грибок» в песочнице. По вечерам всей ребятней устраивали ритуальное сожжение усадьбы дона Леонсио, которую мастерили из картонного ящика, сажали внутрь кукол и прочий мусор!

В детстве я даже писала письма рабыне Изауре, отдавала родителям, чтобы отправили. Однажды они купили мне красивое длинное платье, все говорили, что я в нем на Изауру похожа. А родители, шутя, грозились к столбу привязать, если плохо вести себя буду.

Интересный факт:

В СССР «Изауру» увидели лишь через 12 лет после выхода сериала на экраны в Бразилии. Однако на успех теленовеллы это «незначительное» опоздание никак не повлияло. Даже спустя десятилетие сериал оказался весьма прогрессивным для своего времени.

Неискушенный советский зритель был поражен размахом картины с его красивыми натурными съемками, великолепными историческими костюмами и неподдельными бразильскими страстями. Но самое главное для зрителя было заготовлено в конце – все закончилось хеппи-эндом. В то время это было замечательно!
7 марта 1989 г. СССР закончил смотреть первую «мыльную» оперу, показанную в СССР.

Источник: back-in-ussr.com

Оцените статью
Добавить комментарий