Важной частью настройки домашнего кинотеатра является правильное расположение динамиков и сабвуферов. Тип громкоговорителей, форма комнаты и акустика влияют на оптимальное размещение громкоговорителей.
Что делает каждый динамик в домашнем кинотеатре
Прежде чем размещать динамики в системе объемного звучания, вам необходимо знать, что делает каждый из них.
- Динамики левого / правого каналов : Эти динамики воспроизводят большую часть музыки и звуковых эффектов в саундтреке фильма или телешоу. Они также позволяют звуковым эффектам или диалогам, исходящим из передней части зоны прослушивания, перемещаться слева направо или справа налево. При прослушивании стереофонической музыки динамики левого / правого каналов работают так же, как в двухканальной стереосистеме.
- Динамик центрального канала : центральный канал привязывает диалог или музыкальный вокал. Вокал и диалоги по-прежнему кажутся исходящими из центральной позиции, если вы перемещаете сиденье слева направо. В большинстве случаев, громкость динамика центрального канала можно регулировать отдельно через динамики каналов L / R, если диалог слишком тихий или слишком громкий.
- Динамики объемного звучания : Акустические системы объемного звучания дополняют передние левый / правый динамики. Динамики объемного звучания воспроизводят звук или эффекты музыкального окружения, которые обеспечивают более полное и захватывающее впечатление от прослушивания. Громкоговорители объемного звучания могут располагаться сбоку, сзади или над слушателем, в зависимости от формат объемного звука используемый.
Важно: динамики объемного звучания не всегда активны. Если для звуковой следы требуется только диалог или звук, идущий спереди, динамики объемного звучания могут быть тихими или тихими в течение определенного периода времени. Они вступают в действие, когда саундтрек требует воспроизведения звуковых эффектов.
Как установить домашний кинотеатр? Правильное расположение колонок системы 5.1
- Сабвуфер : сабвуфер воспроизводит только самые низкие басы. например, большой барабан, электрический или акустический бас, взрывы и другие низкочастотные эффекты (LFE).Сабвуфер может быть активен только тогда, когда звуковая дорожка должна обеспечивать слушателя низкочастотными звуковыми эффектами.
Параметры настройки динамика
Существуют общие правила расположения громкоговорителей, которым можно следовать в качестве отправной точки. Для большинства базовых установок этих рекомендаций может быть достаточно.
Следующие примеры представлены для типичной квадратной или слегка прямоугольной комнаты. Возможно, вам потребуется отрегулировать размещение в соответствии с другими формами комнаты, типами динамиков и дополнительными акустическими факторами.
Размещение 5.1
Вот оптимальная настройка для 5.1-канальной системы:
- Передний динамик центрального канала : Разместите передний динамик центрального канала прямо перед зоной прослушивания, над или под телевизором, видеодисплеем или проекционный экран .
- Сабвуфер : Поместите сабвуфер слева или справа от телевизора.
- Левый и правый основные / передние динамики: Разместите левый и правый основной / передний динамики на одинаковом расстоянии от динамика центрального канала, примерно под углом 30 градусов от центрального канала.
- Левая и правая колонки окружающего звучания: Разместите левую и правую колонки окружающего звучания слева и справа, сбоку или немного позади места слушателя — примерно от 90 до 110 градусов от центрального канала. Эти динамики можно поднять над слушателем.
Размещение 6.1
В этой настройке передний центральный
Замена динамика на телевизоре philips 32PFL4258T60
Центральный — прилагательное к существительному «центр». Входит в состав многих сложных терминов. Не следует путать его с термином «централ». Википедия
и левый / правый основные динамики и сабвуфер такие же, как в 5.1-канальной конфигурации.
- Левая и правая колонки окружающего звучания : Разместите левую и правую колонки окружающего звучания с левой и правой стороны от позиции слушателя, на одной линии или немного позади позиции слушателя, примерно от 90 до 110 градусов от центра. Эти динамики можно поднять над слушателем.
- Динамик заднего центрального канала : Поместите прямо за местом слушателя, на одном уровне с передним центральным динамиком. Этот динамик может быть приподнят.
Размещение 7.1
В этой настройке передний центральный и левый / правый основные динамики и сабвуфер такие же, как при настройке каналов 5.1 или 6.1.
- Левая и правая колонки окружающего звучания : Разместите левую и правую колонки окружающего звучания слева и справа от позиции слушателя на уровне или немного позади позиции слушателя — примерно от 90 до 110 градусов от центра. Эти динамики можно поднять над слушателем.
- Тыловые / тыловые динамики объемного звучания: Разместите тыловые / тыловые громкоговорители объемного звучания позади места слушателя, немного левее и правее (могут быть выше уровня слушателя) примерно на 140–150 градусов от фронтального громкоговорителя центрального канала. Акустические системы объемного звучания заднего / тылового канала можно поднять над местом слушателя.
Размещение 9.1
В этой настройке используются такие же передний, объемный, задний / задний динамик объемного звучания и сабвуфер, что и в 7.1-канальной системе. Однако дополнительные передние левый и правый верхние громкоговорители размещаются на высоте от трех до шести футов над передними левым и правым основными динамиками и направлены в сторону места слушателя.
Размещение динамиков Dolby Atmos, DTS: X и Auro 3D Audio
В дополнение к конфигурациям колонок 5.1, 7.1 и 9.1 существуют форматы объемного звука с эффектом присутствия, которые требуют другого подхода к размещению колонок.
Dolby Atmos
Для Dolby Atmos вместо 5.1, 7.1 и 9.1 есть новые обозначения, такие как 5.1.2, 7.1.2, 7.1.4 и 9.1.4.
- Громкоговорители, расположенные в горизонтальной плоскости (слева / справа спереди, по центру и по окружности), являются первым номером.
- Сабвуфер — это второе число (может быть .1 или .2)
- Потолочные или вертикальные драйверы обозначают последнее число (обычно .2 или .4).
Для получения дополнительных иллюстраций о том, как можно разместить динамики, перейдите на официальную страницу настройки динамиков Dolby Atmos.
Важно: формат объемного звука DTS: X не требует специальной настройки верхних динамиков. Тем не менее, параметры настройки, которые работают для Dolby Atmos, работают с DTS: X.
Auro 3D Audio
В Auro3D Audio в качестве основы используется схема расположения динамиков 5.1 (называемая нижним уровнем). Однако он добавляет дополнительный верхний слой динамиков немного выше 5.1-канального расположения динамиков нижнего уровня (пять динамиков над каждым динамиком в нижнем уровне).
Дополнительный верхний верхний слой, состоящий из одного динамика / канала, расположен прямо над головой (в потолке). Этот динамик называется каналом «Голос Бога». VOG разработан, чтобы запечатать иммерсивный звуковой кокон.
Вся установка состоит из 11 каналов динамиков плюс один канал сабвуфера (11.1). Auro3D также можно адаптировать к конфигурации канала 10,1 (с центральным верхним каналом, но без канала VOG) или конфигурации канала 9.1 (без динамиков верхнего и центрального верхних каналов).
Важно: Чтобы облегчить настройку любой акустической системы, воспользуйтесь встроенным генератором тестового тона, который имеется во многих ресиверах домашнего кинотеатра, для настройки уровней звука. Все динамики должны иметь одинаковый уровень громкости. В этом поможет недорогой шумомер. Большинство ресиверов домашнего кинотеатра также имеют функции автоматической настройки динамика / низких частот.
Источник: rutab.net
Домашний кинотеатр — ошибки дизайнерских решений
Сегодня много дизайнерских фирм позиционируют себя как оформители домашних кинотеатров под ключ. Если проанализировать подобные решения (а их в интернете более чем достаточно), то за редким исключением, почти у каждого есть недостатки. Рассмотрим типовые ошибки дизайнерских решений, когда при оформлении домашнего кинотеатра соображения дизайна ставятся превыше всего. Рассмотрим кинотеатр на фото 1.
Фото 1 Низкие фронтальные АС стоят на полу. При таком большом экране изображение будет жить своей жизнью, а звук своей. Кажущиеся источники звука (КИЗ) не будут совпадать с изображением. Аналогичная ошибка и в следующих кинотеатрах, фото 2, 3.
Фото 2
Фото 3 Центральный канал расположенный низко будет еще больше опускать КИЗ. На фото 4 показан вариант явно завышенного расположения экрана телевизора, больше подходящего для просмотра видео стоя, в то время как АС небольшого размера расположены на полу. Здесь также звук и изображение не будут дружить.
Фото 4 На следующем фото 5 показана аналогичная ошибка, но оси АС расположены выше оси экрана. Более того, центральный канал расположенный над экраном будет еще больше задирать КИЗ вверх. Кроме того при расстоянии между фронтальными АС менее 3-х метров при использовании центарльного канала стереоэффекта практически не будет.
Фото 5 На фото 6 представлен вариант, когда телевизор повешен на стену как картина. Да, картины именно так и вешают чтобы их удобно было рассматривать стоя. Но кино мы привыкли смотреть сидя. Поэтому здесь также изображение и звук будут жить своими жизнями, более того смотреть фильмы задрав голову тоже будет некомфортно.
Фото 6 Аналогичная проблема существует и в следующем кинотеатре, фото 7.
Фото 7 На следующем фото показан вариант кинотеатра на котором оси АС и экрана совпадают, но изображение явно ниже глаз сидящего зрителя, что тоже не будет способствовать комфортному просмотру.
Фото 8 И таких решений подавляющее большинство. За редким исключением можно встретить совмещение удачных дизайнерских решений с элементарными требованиями к размещению акустики.
В качестве примера правильного размещения центрального канала можно привести кинотеатр, фото 9.
Фото 9 В данном кинотеатре фронтальные АС расположены ниже оси экрана телевизора, но благодаря верхнему расположению центрального канала расположение КИЗ будет совмещено с осью экрана.
На следующем фото 10 показан еще один вариант эффектного чисто дизайнерского решения. При такой базе между АС никакого стерео не будет, да и КИЗ будут слишком высоко.
Фото 10 На фото 11 показан еще один вариант возможной коррекции низкого расположения коротких напольных АС.
Фото 11 Благодаря расположению центрального канала практически вплотную к экрану несколько повышается и расположение КИЗ. В заключение на фото 12 показан один из возможных вариантов правильного раположения элементов кинотеатра.
Фото 12 Не смотря на расстояние между фронтальными АС чуть более 3-х метров центральный канал не используется чтобы не ухудшать стереоэффект. Полка оформленная таким образом служит своего рода фоном для экрана и позволяет полностью скрыть всю проводку. Чтобы избавить пользователей от лишних проводов и дополнительной акустики некоторые компании пошли по пути обеспечения объемного окружающего звука всего двумя АС. В качестве примера на фото 13 показан телевиор Sony Bravio KO-84X9005 снабженный боковыми АС с десятью динамиками, которые в сочетании со звуковым процессором на борту телевизора обеспечивают пространственную локализацию звуковых образов.
Фото 13 Как видим здесь строго соблюдается правило соосности фронтальных АС и экрана. На фото 14 показан кинотеатр который позиционируется как премиум класса.
Фото 14 Как видим в данном кинотеатре СЧ-ВЧ головки АС находятся примерно на горизонтальной оси телевизора. Однако громоздкая акустика и нагромождение оборудвания смотрится монстровато по сравнению с самим экраном и мало вписывается в жилой интерьер, т. е. больше подходит для отдельного помещения-кинотеатра. Для выделения фона для экрана некоторые используют обои другого цвета. Для этой же цели можно очень эффектно использовать и жидкие обои подобрав их в гармонии с остальным дизайном квартиры.
Петров Александр Опубликована: 2012 г. 0 0
Вознаградить Я собрал 0 0
Оценить статью
- Техническая грамотность
Оценить Сбросить
Средний балл статьи: 0 Проголосовало: 0 чел.
Для добавления Вашей сборки необходима регистрация
0
Александр 15.09.2015 10:41 #
Статья не имеет ничего общего с реальностью,это больше похоже на рассуждение автора. Судя по которым центральный канал или должен быть в центре экрана или вообще отсутствовать.
iMAX B6 — зарядное для Lion, LiPo, LiFe, Pb, NiCd и NiMH аккумуляторов
1999-2023 Сайт-ПАЯЛЬНИК ‘cxem.net’
При использовании материалов сайта, обязательна
ссылка на сайт ПАЯЛЬНИК и первоисточник
Источник: cxem.net
Советы от THX: как получить от домашнего кинотеатра всё
Сертификация THX была создана для того, чтобы кинотеатры соответствовали определенным стандартам. С тех пор сфера влияния компании расширилась, в нее вошли как домашние кинотеатры, так и отдельные AV-продукты. И поэтому я спросил технического директора THX Скотта Фрэнсиса (Scott Francis), может ли он дать какие-нибудь советы относительно того, как оптимизировать и расположить экран, акустику и кресла так, чтобы получить от домашней системы максимум. Причем в самых разных ситуациях — при индивидуальном просмотре, семейном, или же при просмотре большой компанией как фильмов, так и ТВ-шоу и спортивных программ.
Он начал с прописной истины: «Вообще, идеальный сетап — тот, который вам больше всего нравится и вызывает у вас и ваших гостей больше всего радостных эмоций. Не нужно бояться что-то менять на свой вкус или же ради комфорта гостей только лишь потому, что имеющаяся система считается “технически правильной”».
Каково идеальное расположение экрана?
В идеале экран должен быть расположен прямо напротив, с центром практически на уровне глаз с основной позиции просмотра. Отклонение от горизонтальной или вертикальной оси на 10-30 градусов на качество не сильно влияет, да и у современных экранов углы обзора широкие, рассчитанные на просмотр большой компанией. Обычно условия диктует комната, и поэтому нужно думать над посадочными местами, выбирая саму мебель и ее расположение так, чтобы исключить боль в шее и прочий дискомфорт в течение длительного просмотра.
Очень часто такую проблему создают экраны, которые вешают над каминами — они в итоге расположены слишком высоко для большинства моделей диванов, из-за чего приходится задирать голову вверх. Однако если чаще всего вы смотрите на экран, развалившись на диване, такое решение может оказаться удобным. В этой ситуации можно даже добавить второй ряд из высоких стульев, расположенных за основным диваном возле бара или стола, что вполне часто встречается в совмещенных кухнях/гостиных.
Если же вы используете проектор, а не телевизор, то угол обзора может быть более неудобным. Найдите такое место, в котором вам не придется задирать голову.
Каково идеальное расположение колонок?
Когда место для экрана известно, можно устанавливать акустику: ее следует поставить примерно симметрично относительно точки фокуса — центра экрана. Большинство комнат нельзя назвать симметричными — у них могут быть три стены, смещенные центральные линии, ступеньки и иные архитектурные излишества. Некоторые из этих необычностей не так сильно мешают в организации пространства для просмотра и прослушивания, но если вы не можете расположить левый, правый и центральный каналы в плоскости под правильным углом с одинаковым расстоянием до правой и левой колонки от точки прослушивания, значит, что-то не так. Возможно, следует поменять расположение экрана.
Центральный канал следует установить максимально близко к экрану — в среднем непосредственно над или под ним, хотя в проекторных инсталляциях можно и за полотном акустически прозрачного экрана. Для спортивных трансляций это не так уж и важно, но в художественных фильмах большая часть диалогов исходит именно отсюда, так что близко расположенный к экрану центральный канал добавит картине реалистичности.
Схема расстановки колонок в 5.1-канальной системе
Левый и правый канал должны находиться на одинаковом расстоянии от центрального и от точки просмотра. Небольшое отклонение от линии в 10-20% можно скомпенсировать с помощью ресивера, но сильное отклонение сломает построение сцены, и вместо контента вы будете слышать колонки. Для спортивных трансляций широкая расстановка каналов — интересное решение, но в художественных фильмах колонки, расположенные в углах тупого треугольника (где угол отклонения оси, по которой распространяется звук от колонок, от центральной оси выше 30 градусов) могут звучать не так хорошо.
Я видел, как многие люди монтируют левый и правый канал сразу же рядом с дисплеем. Мне такой вариант не нравится, кажется, что он уменьшает сцену. Для большинства контента расширение сцены за пределами экрана — выигрышный вариант.
Однако если вы используете комнату для стерео, то от небольшого расстояния между правым и левым каналом можно выиграть. Конкретнее: если правый и левый каналы расположены в пределах 15 градусов относительно линии взгляда, прямой звук будет доминировать над отраженным. С увеличением угла будут увеличиваться отражения, а от этого возрастут и помехи.
Схема расстановки колонок в 7.1-канальной системе
Акустика объемного звучания и верхние каналы должны быть расположены симметрично относительно места прослушивания, и их, что самое важное, должно быть слышно! Я часто вижу, как люди просто лепят их куда попало или вовсе вешают на потолок, направляя вниз. Рассмотрите вариант с более компактными колонками объемного звучания, которые вы сможете расположить примерно на уровне уха без каких-либо препятствий для звука. Симметрия в рамках длины пути — один из самых важных параметров.
В системе 5.1 акустику объемного звучания нужно расположить слегка позади, иначе сцена может схлопнуться. С другой стороны, если она слишком далеко, может потеряться тот самый объемный, погружающий эффект. Экспериментируйте с расположением акустики, учитывая возможности комнаты, и решите, в каком варианте она лучше всего отыгрывает нравящийся вам контент.
Для спортивных передач мне нравится такая система: фронтальные и задние каналы расположены практически в углах четырехугольника, а слушатель при этом находится в центре задней половины этого четырехугольника, ближе к задним каналам. Для моих ушей такая расстановка создает серьезный эффект стадиона.
Схема расстановки системы формата Dolby True HD или DTS HD Master Audio (сурраунд-колонки следует поставить так, чтобы получился 60° угол от позиции слушателя)
Сабвуферы очень просто расположить примерно, и почти невозможно разместить точно. Вы наверняка слышали, что бас распространяется во всех направлениях и поэтому расстановка сабвуфера не особо важна.
Это в некоторой степени верно, но установка сабвуфера слишком далеко от центра или в каких-нибудь необычных местах может привести к интересным эффектам в звучании и задержке для определенных мест для прослушивания. Использование двух сабвуферов может эту проблему во многом решить, равно как и перемещение единственного сабвуфера по помещению. В конце концов, и настройки задержки могут помочь. В соответствии с акустикой конкретной комнаты, расположение на разном расстоянии от стен или углов тоже может достаточно сильно повлиять. Экспериментируйте с местом установки и контентом.
На сайте THX сказано: «Если у вас есть четыре сабвуфера, поставьте по одному по центру каждой стены. Если у вас два сабвуфера, поставьте их по одному по центру двух стен друг напротив друга. Если у вас один сабвуфер, поставьте его по центру фронтальной стены».
Каково идеальное расположение кресел относительно экрана и акустики?
Там, где вы видите и слышите хорошо! Подумайте обо всех отражающих и поглощающих поверхностях в комнате и о том пути, который должна пройти звуковая волна, стремясь добраться до ваших ушей. За вами есть твердая стена? Может быть, картина или ковер помогут справиться с отражениями от этой стены. Вы с кресла должны без проблем видеть весь экран и все колонки.
Затем подумайте о «сквозных линиях», проходящих от динамиков сквозь вашу голову. Что находится за вашей головой? Стена? Покрыта ли она отражающим или поглощающим материалом? Каков угол отражения?
Может ли звук как-то странно от нее отразиться и создать в комнате гул или грязь? В этом может помочь подстройка угла атаки, расположения или способа крепления колонки, но можно и со стеной что-нибудь сделать.
Каковы лучшие настройки для дневного просмотра с засветкой — например, во время просмотра спортивной трансляции большой компанией?
Большинство современных телевизоров очень яркие и могут работать практически в любых условиях, однако не стоит забывать о ярком свете из окон и дверей. Бывает очень сложно скомпенсировать прямой поток света, исходящий от окна непосредственно в экран, так что таких ситуаций стоит избегать.
Спортивные трансляции традиционно проходят с более высокой цветовой температурой и более острыми гамма-кривыми, чем художественные фильмы. Температура между 5000 и 6500K, скорее всего, пойдет для баскетбола: соревнования по нему проходят в помещении, и такая температура соответствует подсветке баскетбольной площадки. Выше 6800K я бы не рекомендовал — будет слишком холодный цвет.
Если у вас на просмотр соберется толпа, то наверняка в комнате будет включено дополнительное освещение, так что не забывайте и об общей яркости. Ради нее можно пожертвовать уровнем черного, подняв уровень яркости выше среднего — с художественными фильмами вы такого, скорее всего, не сделаете.
Каковы лучшие настройки телевизора для просмотра динамичного контента, вроде спорта?
Скорее всего у вашего телевизора есть режим «спорт», и я бы начал с него. Настройки такого режима очень сильно разнятся от модели к модели. Например, проработка краев на некоторых устройствах работает хорошо, а на других ей нужно несколько кадров для того, чтобы войти в строй. Для художественных фильмов это нормально, но в спортивных трансляциях бесит.
Многие телевизоры могут создавать промежуточные кадры, используя «предсказывающие» алгоритмы: чаще всего такой процесс называют интерполяцией кадров. Если ваша модель умеет создавать такие кадры хорошо, то выглядеть трансляция будет менее «кристаллически» и грубо. Однако может получиться и эффект «мыльной оперы». Некоторые телевизоры симулируют эффект затухания люминофора в этих промежуточных кадрах, знакомый по ЭЛТ-телевизорам и плазмам, и он выглядит симпатично.
Каковы лучшие настройки звука для просмотра спортивных трансляций?
Выкручивайте на полную! Если вы построили сетап в соответствии с моими советами, то трансляция должна быть хорошей. Большинство процессоров и ресиверов оснащены различными эффектами, среди которых встречается и «стадион», и в хороших системах в таких эффектах нет необходимости, но на импровизированном коллективном просмотре они могут и улучшить звучание.
В частности, баскетбол изобилует четкими перкусионными верхами, широко расположенными в пространстве. Некоторым все эти скрипы кроссовок и мячей о глянцевый пол кажутся слишком противными, и для таких слушателей нужно немножко смягчить верха.
Есть ли у вас еще советы по просмотру спортивных трансляций, а не художественных фильмов или ТВ-шоу?
Чипсы и другую хрустящую еду нужно жевать строго во время тайм-аутов. В моем доме для этих целей служат креветки в маринаде из текилы и лайма, приготовленные на гриле. Не кидайте ничего в экран, если результат игры вас не устраивает, и наслаждайтесь проведенным временем!
Подготовлено по материалам журнала «Stereo , июнь 2017. www.stereo.ru
Эту статью прочитали 16 725 раз
Статья входит в разделы: Полезные советы
Поделитесь статьёй:
Источник: www.audiomania.ru