Винокурова, Ю. А. Телевизионные СМИ для детей и подростков на отечественном телевидении / Ю. А. Винокурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85800/ (дата обращения: 02.07.2023).
В статье рассмотрены детские и подростковые каналы на отечественном телевидении и освещена проблема нехватки молодежных просветительских программ на федеральных каналах.
Ключевые слова: дети, подростки, просвещение, развитие, телепрограммы.
The article examines children’s and teenage channels on domestic television and highlights the problem of the shortage of youth educational programs on federal channels.
Keywords: children, teenagers, education, development, TV programs
Актуальность данной статьи выражена в стремительном внедрении юных россиян в эпоху телевидения и Интернета. Дети и подростки активно проникают в социальную жизнь общества, устанавливают с ней определенные связи и взаимоотношения, постигают смысл деятельности и поступков. В данный возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности.
Фантастика. Выпуск от 23.09.2022
По мнению Т. С. Петченко, современные телевизионные СМИ для детей и подростков характеризуются некоторыми специфическими признаками: доступностью, многообразием каналов, использованием разнообразных технических средств, высокой степенью частоты и регулярности передачи информации, универсальностью, засильем рекламы и др. [2. с. 271].
На сегодняшний день существует огромное количество детских и подростковых телевизионных программ, которые обучают, развивают и развлекают огромное количество детей и подростков. Но, в то же время, следует обратить внимание и на другую сторону телевизионной доступности — это бесконтрольное потребление детьми и подростками информации, не предназначенной или даже противопоказанной для них.
Детская программа — это система программ, направленных на зрителей дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Ее цель — всестороннее воспитание и образование, социализация молодого поколения.
В настоящее время детские и подростковые программы заполняют определенную долю на федеральных каналах в сетке вещания. Однако для того, чтобы педагогическая направленность детских и подростковых передач доминировала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их разработке, но и по исследованию их эффективности и воздействию на молодое поколение.
Детские и подростковые передачи должны развивать и воспитывать детей и тинэйджеров, превращать их в полноценных членов здорового общества, способных мыслить, понимать, сочувствовать и помогать.
Также принципиально важным моментом является тот факт, каким образом размещают детские и подростковые программы в сетке вещания, на том основании, что этот принцип должен принимать во внимание распорядок дня детей и тинэйджеров. К сожалению, в наше время телеканалы не всегда размещают детские и подростковые передачи в зависимости от их режима дня.
Перезагрузка: 515 выпуск
Современное российское телевидение кардинально изменилось за последние десятилетия. В советское время многие телезрители были не довольны жесткой цензурой, которая выражалась в различных пропагандистских, идеологических передачах, западные фильмы были сенсационной редкостью, нечасто можно было насладиться просмотром зарубежных музыкальных клипов, а о прямых эфирах можно было только мечтать. Но, несмотря на это, советское телевидение создавало прекрасную платформу для детских и юношеских передач: умные, добрые, познавательные, которые, бесспорно, так нравились советским детям и подросткам.
Для советских детей были созданы различные передачи, которые объясняли, что такое добро и зло, рассказывали, как нужно себя вести по отношению к другим и обучали новым знаниям и умениям («В гостях у сказки», «Будильник», «Выставка Буратино», «Отчего и почему?», «Детский час», «Хочу все знать», «Ребята с нашего двора» и др.).
Для советских подростков выходили развлекательные передачи, которые прививали молодому поколению правильные установки и жизненные ценности («До 16 и старше…», «Любовь с первого взгляда», «Утренняя звезда», «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!» и др.).
В настоящий момент на платформе современного отечественно телевидения существует огромное количество тематических каналов, работающих исключительно на детскую аудиторию: «Карусель», «Детский мир», «Disney», «Детский», «Nickelodeon», «Мультимания», «Gulli», «TiJi», «СТС kids», «В гостях у сказки», «Радость моя», «BabyTV», «Союзмультфильм», «Советские мультфильмы» и другие.
Телеканал «Карусель» позиционирует себя одним из главных детских телеканалов на российском телевидении. Детский контент и форматы эфиров создаются и совершенствуются благодаря работе детских психологов и педагогов. Производством программ занимаются такие «маститы», как ВГТРК и «Первый канал. Всемирная сеть». Формат программ канала для маленьких школьников достаточно разнообразный и имеет познавательный, информационный, развивающий, обучающий, игровой и развлекательный контент.
Вторым по популярности детским каналом на отечественном телевидении является «Disney», который специализируется на развлекательном контенте для детей. Сетка вещания канала состоит из полнометражных мультфильмов, анимационных сериалов, переведённых и озвученных на русский язык, а также различных телешоу, созданных в России.
В настоящее время контент телеканал «Disney» пользуется огромных спросом среди зрителей и вполне устойчив: мультфильмы, телесериалы, развлекательные шоу и телевикторины собственного производства. Многие программы канала продаются для ротации на другие отечественные телеканалы.
Еще одним из самых просматриваемых детских телеканалов является «Nickelodeon», который славится в детских кругах своими анимационными мультфильмами.
Именно на этом канале впервые в 1999 году появился в сетке вещания знаменитый мультфильм «Губка Боб Квадратные Штаны», который быстро набрал популярность и стал известным во всем мире. В свою очередь, данный мультсериал входит в сетку вещания и в настоящее время.
Помимо этого, телеканал транслирует такие знаменитые мультсериалы, как: «Черепашки-ниндзя», «Клуб Винкс», «Элвин и бурундуки», «Рюкзак Олли», «Это пони», «Касагранде» и др.
Таким образом, телеканал «Nickelodeon» завлекает своих зрителей развлекательным контентом и благодаря своей популярности остается в топе среди других детских телеканалов.
Современные подростки предпочитают развлекательные телевизионные передачи, поэтому среди тинэйджеров пользуются популярностью телеканалы «СТС», «ТНТ», «ПЯТНИЦА», «Ю», «Disney Junior». На данных каналах круглосуточно транслируются фильмы, сериалы, реалити-шоу и программы о путешествиях.
В последние годы телеканал «СТС» выпустил огромное количество сериалов, нацеленных на молодую аудиторию: «Воронины», «Ивановы-Ивановы», «Сториз», «Гимнастки», «Молодежка» и др. Также данный телеканал завоевал авторитет среди тинэйджеров благодаря ежедневной трансляции фантастических фильмов: «Малифисента», «Гарри Поттер», «Властелин Колец», «Пираты Карибского моря» и др.
Телеканал «Ю», целевой аудиторией которого является молодое поколение, имеет развлекательный контент и выпускает различные реалити-шоу: «Обмен женами», «Папа попал», «МастерШеф», «Дочки — матери», «Модель XL», «Свадьба вслепую», «Угадай мой возраст» и др.
Также нельзя не отметить федеральный телеканал «ТНТ», основной аудиторией которого являются подростки. Сетка вещания канала наполнена комедийными программами, сериалами и реалити-шоу: «Универ», «СашаТаня», «Ольга», «Жуки», «Реальные пацаны», «Учителя», «Иванько», «Интерны», «Импровизация», «Песни», «Танцы», «Холостяк», «Где логика?», «StandUp», «Однажды в России» и др.
К сожалению, на сегодняшний день для телевизионных СМИ на первый план выходят монетизация и рейтинги программ, так как на развлекательном контенте они прилично зарабатывают и продолжают свое существование. Вследствие этого, телеканалы прекращают выполнять свои основные функции: просветительскую, информационную, образовательную. Из этого вытекает дефицит образовательных программ для подростков на отечественном телевидении. Похожая ситуация и с детскими телепрограммами.
В соответствии с правилами лицензирования телевидения, установленными Федеральной комиссией по телерадиовещанию, доля детских телепрограмм обязана образовывать минимум 8–10 % от эфирного времени. Но, ни один из федеральных российских телеканалов не соответствует данному требованию. На «Первом канале» детские передачи занимают не более 1 % эфирного времени (телевизионное шоу талантов «Лучше Всех»), на телеканале «Россия 1» детские программы занимают около 0,2–0,4 % эфирного времени (редкие утренние мультфильмы), канал НТВ вообще не включает в сетку вещания детские программы.
Следует отметить, что российское детское и подростковое телевещание пребывает в глубоком кризисе. Руководители телевизионных СМИ не скрывают нежелание заполнять эфирное время нерейтинговыми детскими и подростковыми программами с обучающим контентом. Детских и подростковых программ, выполняющих просветительскую функцию, практически нет ни на одном из центральных каналов. Малая часть федеральных каналов пытается соответствовать критериям закона, заполняя эфир некачественными материалами и передачами, между тем, ни о какой информационной и воспитательной функции не может быть и речи. Ситуацию спасают профильные телеканалы, которые направленны конкретно на детскую и подростковую аудиторию.
- Алексеева М. И., Болотова Л. Д., Вартанова Е. Л. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов.; Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект-Пресс, 2014. — 246 с.
- Грушина А. А., Данилова М. В. Влияние СМИ на личность подростка // Молодой ученый: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/189/47856/ (Дата обращения: 27.03.2019).
- Петченко Т. С. Формирование ценностных ориентации молодежи под влиянием средств массовой информации // Социально-гуманитарные знания. — 2006. — № 7. — С. 271–281.
Основные термины (генерируются автоматически): детская, молодое поколение, развлекательный контент, сетка вещания, подросток, программа, телеканал, эфирное время, отечественное телевидение, Россия.
Источник: moluch.ru
Лекция 3. Технологии организации шоу-программ
Шоу — постановочное зрелище, представление, с участием артистов эстрады, цирка, хореографии и других жанров. Прародителями современного шоу явились древние зрелища: гладиаторские бои, карнавалы (Бразилия, Европа), коррида и т.д.
В России эта деятельность была представлена в виде народных забав, ярмарочных представлений с участием певцов, канатоходцев, дрессированных животных, иллюзионистов, жонглеров, акробатов и т.д, позднее появились варьете, оперетты, мюзик-холлы.
Послереволюционные шоу, были окрашены пропагандой коммунистических идей. Атрибутами буржуазной культуры являлись ресторанные зрелища, с участием куплетистов, танцовщиц (танец «Канкан»), исполнителей белогвардейских романсов и песен, артистов разговорного жанра и цыган.
Послевоенный период ознаменовался появлением телевизионных развлекательных программ «Голубой огонек», «Кабачок 13 стульев», концертов советской песни, фестивалей и эстрадных конкурсов. Постперестроечные развлекательные программы строились уже по образцу западного шоу.
Можно выделить основные виды шоу-программ:
— информационно-зрелищные, развлекательные и т.д.).;
— уличные представления (карнавалы, парады, шествия, пиротехническое и лазерное шоу и т.д.);
— программы спортивно-технической направленности (аква-, авто-, мото-шоу и др.);
— клубные программы различной направленности (развлекательные, игровые, музыкальные, танцевальные и т.д.).
К принципам построения шоу-программ относятся:
— динамичности, темпоритма, контрастности, зрелищности, разнообразия.
В процессе построения шоу-программы учитываются психологические аспекты восприятия, логичность чередования номеров, неожиданность сюжетного хода.
Новейшее техническое оборудование современного шоу: светодизайн, звукоаппаратура, пиротехнические средства, декорации.
Разработка шоу-программ предусматривает два основных этапа: подготовительный и, непосредственно, организационный.
В процессе подготовительного этапа необходимо изучить:
— среду воздействия — численность и структуру населения в данном районе;
— наличие других организаций культуры и театрально-зрелищных предприятий;
— творческие возможности учреждения — наличие творческих коллективов и исполнителей, ведущих, организаторов, художников, режиссеров и т.д.;
— материально-технические возможности — условия сцены, вместимость зала, наличие технического и звукового оборудования; финансовые возможности учреждения.
При разработке и подготовке шоу-программ необходимо учесть следующие аспекты:
1) организационный аспект:
— художественное оформление помещений, в которых будет осуществляться прокат программы;
— установка звуковой, музыкальной и технической аппаратуры;
— подбор группы менеджерского состава (менеджеры, арт- менеджеры и т.д);
— создание бытовых условий для исполнителей (наличие гримерных комнат и комнат отдыха).
2) маркетинговый аспект:
— выявление процента потенциальной зрительской аудитории;
— исследование необходимости и дальнейшей популярности данной программы;
— организация рекламной кампании;
— подготовка афиш и рекламного видео ролика;
— организация каналов распространения билетов.
3) финансовый аспект:
— формирование бюджета проекта;
— поиск генеральных, официальных спонсоров;
— подготовка коммерческих предложений для определенной категории организаций, которые могут быть заинтересованы в спонсорстве.
4) нормативно-правовой аспект:
— заключение договора с исполнителями и выполнение договорных обязательств.
Как уже было сказано выше, подготовка и разработка шоу-программ требует наличия информационных, финансовых, технологических, технических и человеческих ресурсов. Производство шоу-программы невозможно без создания определённого штата. Штат такой организации подразделяется на творческий и менеджерский.
Творческий состав, или режиссерско-постановочная группа включает:
— автора сценария, литературного текста, реприз, диалогов, текста ведущих, сюжетного и образного построения;
— режиссёра-постановщика, осуществляющего детальную режиссёрскую разработку и руководство постановочным процессом;
— балетмейстера-постановщика, который, работая в тесном контакте с режиссёром-постановщиком, с помощью танца, пантомимы, массовых хореографических сцен осуществляет замысел режиссёра;
— художника-постановщика, создающего сценографическое решение и осуществляющего авторский и технический контроль за исполнением своего замысла;
— заведующего постановочной частью, занимающегося расчетом необходимого количества сценических декораций и их производством в соответствии с художественно-декорационным решением художника постановщика;
— художника по костюмам;
— художника по свету, осуществляющего световое решение проекта и работающего в тесном контакте с режиссером;
— звукорежиссера, который несет ответственность за качество звука и комплектацию необходимого звукового оборудования;
Менеджерский состав может включать в себя:
— арт-менеджер или арт-директор, который подбирает исполнителей, составляет редакторский лист с указанием названия произведения, авторов музыки и текста, заполняет рапортички для Российского авторского общества;
— директора шоу-программы, занимающегося организацией и постановкой, определяющего технические и административные задачи в соответствии с творческими задачами, и контролирующего их исполнение;
— главного администратора, работающего с административным штатом, контролирующего работу администраторов по транспорту, реквизиту, а также являющегося материально ответственным лицом и координирующего работу подчиненных ему администраторов;
— PR-менеджера, осуществляющего рекламную кампанию проекта в средствах массовой информации;
— коммерческого директора, заключающего контракты с исполнителями, артистами, приглашенными сотрудниками в режиссерско-постановочную группу, фирмами — арендаторами светового, звукового, сценического оборудования, производителями художественно-декорационного оформления шоу-программы, финансовыми структурами и др.
Структурной единицей шоу- программы является номер. Для привлечения внимания зрительской аудитории необходимо соблюдать следующие условия постановки номера:
— зрелищность, которая может быть достигнута посредством яркости костюмов, массовости исполнения;
— неожиданность режиссерского решения;
— вовлечение в процесс исполнения номера зрительской аудитории;
— продолжительность номера не должна превышать 3,5-4,5 минут. Необходимо также основываться на логику построения сборной программы с учетом условий зрительского восприятия.
Финансирование зрелищных мероприятий осуществляется из различных источников: государственный бюджет, собственные средства организаций культуры, спонсорские вложения.
Спонсорство наиболее выгодное сотрудничество в реализации совместных проектов. Спонсорская поддержка оформляется договором, содержащим взаимные обязательства сторон. Перечень услуг и их стоимость по каждому пункту, как правило, прилагаются к творческой концепции и выносятся на рассмотрение финансовой структуры, готовой предоставить необходимые средства. В основном это пакет рекламных услуг. К нему относятся:
— указание спонсора в титрах ТВ-программы, посвящённой данному проекту;
— указание спонсора (торговой марки, логотипа) в афишах, растяжках, и других видах печатной продукции;
— рекламные щиты в месте проведения шоу-программы;
— размещение логотипа фирм — спонсоров в оформлении помещения;
— участие спонсора в пресс-конференциях, посвящённых данному мероприятию;
— упоминание о шоу-программе в газетных публикациях и телеэфире;
— предоставление пригласительных билетов на места VIP.
Все вышеперечисленные услуги должны быть эквивалентны финансовым вложениям спонсора.
Бюджет постановки шоу (концерта, мюзикла, театрализованной программы, музыкального спектакля) предусматривает следующие затраты:
— расходы на выплату гонораров артистам и исполнителям;
— расходы на заработную плату труппы и аренду репетиционного зала;
— расходы на производство декораций, пошив костюмов, изготовление реквизита;
— расходы на аренду и покупку необходимого технического оборудования;
— расходы на рекламу.
Важным принципом построения является взаимодействие со зрителями в зале, включение их в процесс проведения шоу. Существует множество таких номеров, где главными действующими лицами становятся зрители. Это и викторины, и всевозможные конкурсы, и импровизационные номера.
Процесс создания шоу-программы включает в себя следующие технологические этапы:
— концепция, которая заключается в идее, оригинальности сюжета, выборе темы, все это играет важную роль в создании шоу-программы;
— подбор материала — проводится поиском литературного материала, темы, музыкальных фонограмм;
— финансовое обеспечение проекта — заключается в составлении бизнес-плана и разработке творческо-производственных показателей, а также в обеспечении источников финансирования;
— подбор исполнителей — это создание творческой группы;
— реклама – включает в себя анализ и выбор средств рекламирования, доступных данному учреждению культуры;
— репетиции – это творческий процесс не только для исполнителей, но и для самого режиссёра: режиссер наблюдает за тем, что происходит на сцене, как действуют участники программы, он не только проверяет осуществление задуманного, но и мысленно соотносит данное с должным и ищет наиболее правильное решение своих творческих задач: выразительные краски, свет, музыкальное решение, мизансцены и т.д.; таким образом, репетиционная работа режиссёра строится в следующем порядке: 1) работа над сводными номерами; 2) работа над внесением в номера нужных для программы корректур; 3)работа с ведущим над текстом; 4)музыкальное сопровождение; 5) прогон.
— последний этап — организация проката.
Лекция 4. Основные институты арт-менеджмента. Общая характеристика.
Структуру арт-индустрии составляют следующие организации:
— концертные компании — филармонии, концертные объединения и агентства, дирекции и центры концертного дела, самостоятельные художественные коллективы, концертные залы, а также иные предприятия и организации, предметом деятельности которых является организация и проведение концертных мероприятий;
— театрально-зрелищные предприятия — театры, цирки, цирки на сцене и т.д.;
— продюсерские и промоутерские компании;
— предприятия развлекательно-зрелищной направленности;
— творческие объединения и агентства.
В зависимости от характера собственности данные организации могут быть:
— собственниками материально-технических ресурсов;
— пользователями материально-технических ресурсов;
— владельцами и распорядителями материально-технических ресурсов.
По составу учредителей данные организации могут выступать в качестве:
По характеру административно-правовой определенности могут быть:
— самостоятельными юридическими лицами;
— административно-правовой единицей в составе юридического лица;
— структурным подразделением в составе юридического лица;
— структурным подразделением в составе административной единицы, входящей в состав юридического лица.
В соотнесении с другими подобными организациями могут выступать как:
— объединение юридических и (или) физических лиц;
В зависимости от характера финансирования могут быть:
— хозрасчетными, но не коммерческими;
По организационно-правовой форме подразделяются на:
— коммерческие, главной целью которых является получение прибыли в результате своей деятельности;
— некоммерческие, которые не зависят от финансового результата, и получение максимально возможной прибыли не является для них целью всей их деятельности.
Основы финансово-хозяйственной деятельности организаций арт-индустрии определяются законодательными и нормативными актами, соответствующими той, или иной организационной форме, в которой создана и функционирует данная организация.
Управление в сфере профессионального искусства в целом представляет собой сочетание управления художественным процессом, организационной и экономической деятельностью; его целью является формирование благоприятных условий для созидания, пропаганды и распространения искусства, охраны авторских прав, достижение определенного оптимального финансового результата. Решение этих задач неразрывно связано с повышением культуры обслуживания населения, с созданием услуг для различных категорий населения.
Управленческая деятельность в организациях арт-индустрии осуществляется на четырех уровнях, регулируя при этом:
— отношение между обществом и организацией — через систему законодательных и нормативных актов, регламентирующих процессы создания, функционирования и ликвидации конкретной организации;
— отношение данных организаций друг с другом и другими предприятиями и учреждениями — через систему договоров;
— отношение между организацией и потенциальной аудиторией через систему маркетинга, ценообразования;
— отношение организации с входящими в ее состав художественными коллективами, структурными подразделениями и отдельными работниками — через систему договоров, распорядительных актов администрации организации.
Сегодняшние концертные агентства являются преемниками крупных государственных организаций и компаний. С каждым годом число создаваемых концертных организаций неуклонно растет и географически расширяется. Подобный фактор зависит от увеличивающихся, с каждым годом, интересов и потребностей зрительской аудитории, а также экономических и финансовых возможностей регионов и уровня покупательской способности в них. Подобное явление нельзя назвать негативным так как: во-первых происходит насыщение рынка культурных услуг, во-вторых развивается индустрия культуры, в третьих не только удовлетворяются потребности аудитории, но и формируется новая система взаимоотношений субъектов шоу-бизнеса и государственных структур.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Как развивались телевизионные юмористические программы в России?
Весной 2005 года на канале ТНТ стартовал юмористический проект — Comedy Club, основанный на живой импровизации. Его авторы и актеры — бывшие кавээнщики Гарик Мартиросян, Гарик Харламов и Арташес Саркисян. Прежде чем попасть на ТНТ, они три года давали живые концерты в московских клубах. Шутки на злобу дня, сочиненные по принципу «утром в газете — вечером в куплете» и к месту подперченные крепким непечатным словцом, приводили публику в восторг. «Мы не вымучиваем миниатюры,- говорил Харламов,- у нас нет надуманных тем. Мы шутим о том, что происходит вокруг, что смешно нам самим».
Меньше чем через год телевизионный вариант Comedy Club занял верхние строчки рейтингов юмористических программ, где находится и по сей день, разрастаясь все новыми проектами и резидентами программ. Уже в первый год своей трансляции, по данным TNS Gallup Media, он обогнал юмористических лидеров на тот период «Аншлаг» и «Смехопанораму». Судя по всему, зритель устал от «бешеных бабок», супругов Петросян, от простоватых, укорененных в быту телевизионных шуток.
Что было вначале?
Телеюмор во всех странах начинался в 1960-е со свободной импровизации перед камерой. Но в СССР прямые эфиры очень быстро исчезли, потому что даже в безобидном КВН, как вспоминала первая ведущая Светлана Жильцова, «проскальзывали острые моменты».
Советский телеюмор пошел по пути строгой регламентации: литераторы писали репризы, потом их утверждал худсовет и по бумажке зачитывали артисты. Но даже при такой жесткой цензуре (а может, благодаря ей) любой юмористический скетч превращался в событие. Штепселя и Тарапуньку, Маврикиевну и Никитичну, Райкина и Хазанова знала и любила вся страна. Они высмеивали бюрократов и бракоделов, но зрители «читали между строк»: в стране бардак. На фоне победных реляций это звучало ошеломляюще смело.
Первый выпуск КВН — 1961 год.
А в это время за океаном…
На Западе юмористических телепрограмм немного. Как и в 1960-е, вершиной жанра остается импровизация в прямом эфире. Наибольшим успехом пользуются так называемые late night shows. Американские ведущие Дэвид Лэттерман, Деннис Миллер, Дэвид Крэйг — миллионеры и любимцы всей страны. Родоначальником программ был Джонни Карсон (1925-2005), который 30 лет, с 1962-го по 1992-й, вел Tonight Show на канале NBC.
Его шутки могли изменить ход выборов. Его программа приносила NBC до 20% прибыли. В 1970- е он получал $30 млн ежегодно. Карсона до сих пор считают самой яркой звездой американского телевидения.
Другое популярное в США зрелище — Saturday Night Live. Оно идет на NBC с 1975 года и является одной из самых «долгоиграющих» развлекательных программ Америки. 90-минутное шоу транслируется в прямом эфире. Оно состоит из заготовленных ранее сценок, которые разыгрывают приглашенные комики и звезды. Темы самые разные, но они обязательно актуальные: социальная инициатива, свежая сплетня про звезду, очередной прокол Обамы.
Late night shows.
Расцвет юмористического направления
В 1990-е на российском телевидении случился подлинный расцвет юмористического направления. Были программы на любо вкус: политическая сатира («Куклы», «Итого» late night show — «Добрый вечер» с Игорем Угольниковым, Saturday night live — «ОСП-студия», «СВ-шоу» с Веркой Сердючкой, программа «Городок» в стиле английского шоу «Монти Пайтон».
В 2000-е число развлекательных программ даже увеличилось, но все они, словно крестьянские дети, были подстрижены под один горшок — по «Аншлаг». Их девиз: вне политики — вне конкуренции. Они идут в записи, чтецы оглашают заранее написанные тексты. Ни один другой жанр не напоминает советское время живее, чем такого рода телеюмор.
В итоге, юмористы все-таки осознали, что без свободы и импровизации на телевидении не обойтись. На СТС были пущены два проекта. «Шесть кадров» — клон популярного на Западе скетч-шоу, знакомого нам по «Мистеру Бину». Короткие телеанекдоты на разные бытовые темы авторы подсматривают прям на улицах.
Программа «Хорошие шутки» Татьяны Лазаревой и Михаила Шаца аналогов за рубежом не имеет. В шоу соревновались две команды. Конкурсы заранее были известны лишь ведущим, поэтому участникам приходится импровизировать и с юмором выходить из тупиковых ситуаций.
Откуда ноги растут?
Программа Comedy Club также имеет свой прототип — эстрадно-театральный жанр stand-up comedy, когда актер выходит на сцену и начинает всех смешить. Текст выступления он, конечно, заранее написал и выучил, но публика кидает ему реплики, он на них отвечает — в общем, разговор далеко уходит от написанного.
В России stand-up comedy хорошо известен благодаря Евгению Гришковцу и его спектаклю «Как я съел собаку». Но зарождалось направление в 1960-е в США. Артисты разговорного жанра со сцен маленьких клубов высказывались о вьетнамской войне. Поскольку способов критиковать правительство тогда было немного, жанр быстро завоевал популярность. Самый известный стендап-комик Ленни Брюс был вызы¬ающе неполиткорректен (но даже афроамериканцы ржали над его гэгами про ниггеров) и сквернословил со сцены (за что был дважды арестован).
Над чем надо смеяться?
Насмешки над властью — неотъемлемая часть телевизионного юмора. В США, например, даже такое сугубо светское мероприятие, как вручение «Оскара» (а быть ведущим этой церемонии — высшая честь для любого юмориста), не обходится без того, чтобы не попинать президента. Во-первых, политический контекст понятен всем. Во-вторых, смешное (по определению Бахтина) — это когда «низкое» и «высокое» меняются местами, когда профанации подвергается сакральное — церковь, парламент, правительство, королева, президент. Шутки про бабу Соню из Одессы смешны, конечно, но не очень, потому что бабе Соне не хватает сакральности.
Эволюция юмористических программ
1960-е
Время бурного развития телевидения, апробация новых жанров. В 1961-м вышел «Клуб веселых и находчивых» (первое название — «Вечер веселых вопросов»). Он шел в прямом эфире и строился на импровизации. Другой юмористический хит, «Кабачок „13 стульев”», напротив, снимался по сценарию и проходил цензуру. Наверное, поэтому и просуществовал целых 15 лет, до 1980-го, пока в Польше, представляемой в «Кабачке», не начались политические волнения.
1970-е
«Застой» в жизни и на телевидении. КВН закрыли. На всю страну — два штатных юмориста: Аркадий Райкин и Геннадий Хазанов (миниатюру про студента кулинарного техникума ЦТ показало в 1975-м). Бесспорный хит — «Вокруг смеха» — появился только в 1978-м и шел в записи. Ведущим был поэт-пародист Александр Иванов.
На передачу приходили с готовыми номерами, но Иванов разбавлял сценарий импровизацией, колко комментируя произведения коллег.
1980-е
Юмору и импровизации открыли дорогу на ТВ. В 1986-м Александр Масляков возродил КВН. Программа шла в записи, номера придумывали профессионалы. На волне невиданного успеха команда «Одесские джентльмены» создала программу «Джентльмен-шоу», а кавээнщик Андрей Кнышев — популярных «Веселых ребят», поражавших не только остротой шуток, но и невиданными в то время телевизионными спецэффектами. В конце десятилетия появился «Аншлаг».
1990-е
Расцвет телевизионных юмористических программ. Разнообразие жанров: «Белый попугай» — актерские посиделки, «Куклы» — политическая сатира, «ОСП-студия» — пародийное шоу, «Осторожно, модерн» — театр-бурлеск, «Знак качества» — reality show, шутки обывателей, «СВ-шоу» — клон западного late night show. Самым популярным оставался «Аншлаг». Вдогонку ему Евгений Петросян создал «Смехопанораму», критикуемую за дурной вкус, но имевшую высокие рейтинги.
2000-е
Юмора много, импровизации почти нет. Шутки, как и при социализме, ограничиваются бытом. Первенство у канала «Россия», где шли шесть(!) высокорейтинговых проектов: «Смехопанорама», «Городок», «Кривое зеркало», «Сам себе режиссер», «Аншлаг», «Место встречи». Новые жанры появляются на дециметровых развлекательных каналах: на СТС — «Хорошие шутки» и «Шесть кадров», на ТНТ — Comedy Club в жанре stand-up comedy.
2010-е
Глоток свежего воздуха и перенасыщение. Телеканал ТНТ обрастает проектами, с уклоном на определенную категорию зрителей, например Stand-Up и Comedy Women. Появляется качественное шоу в стиле late night show — «Вечерний Ургант». Российское телевидение перенасыщается различного рода теле-проектами. Большой популярностью пользуются каналы на YouTube: +100500, ChebuRussia TV Pranks и т.д.
Теперь своим чувством юмора может блистать каждый, достаточно иметь более-менее приличную камеру на смартфоне.
Источник: alfaed.ru