Ребенок 2 года часто моргает когда смотрит телевизор

Нервные тики или тикозные гиперкинезы представляют собой непроизвольные движения внезапного, насильственного, повторяющегося, стереотипного, неритмичного и отрывистого характера, которые охватывают отдельные мышцы или группы мышц и напоминают фрагменты нормальных произвольных движений. В отличие от других гиперкинезов (хорея, атетоз, миоклония и т.д.), тики могут временно подавляться усилием воли или сознательно имитироваться ребенком, но их подавление, как правило, вызывает сильное внутреннее напряжение, приводящее к усилению интенсивности насильственных движений.

Данная патология является одной из наиболее распространенных в детском возрасте. Частота ее встречаемости в детской популяции, по данным разных авторов, составляет 4-13%, у мальчиков наблюдается чаще, чем у девочек. Возраст появления тикозного расстройства варьирует от 3 до 15 лет, наиболее же часто оно дебютирует в 6-8 лет (что совпадает со стрессовым периодом начала школьного обучения), достигает пика интенсивности к 10 годам и может исчезать до достижения возраста 14 лет, или сохраняться в течение всей жизни, проходя периоды полного исчезновения симптомов, а также уменьшения и увеличения их интенсивности. Существующие на данный момент методы лечения нервных тиков не всегда оказываются эффективными, в некоторых случаях тикозное расстройство легко поддается коррекции, а в некоторых – оказывается устойчивым к воздействиям на протяжении многих лет.

Классификация тикозных расстройств

Классификацию тикозных расстройств можно провести по нескольким наиболее существенным основаниям.

По этиологии (происхождению болезни) тики делятся на:

  • Первичные– возникают при отсутствии какого-либо иного расстройства, являются единственным симптомом заболевания и часто связаны с наследственной предрасположенностью ребенка.
  • Вторичные– возникают на фоне другого заболевания.

По клиническим проявлениям тики бывают:

  • Моторными (двигательными) – делятся на простые (например, моргание, открывание рта), и сложные, протекающие в виде целых координированных движений (например, прыжки).
  • Вокальными (голосовыми, звуковыми) – также делятся на простые, проявляющиеся в виде отдельных звуков (шмыганье, кашель, фырканье, писк), и сложные, представляющие собой слова или фразы социально неприемлемого характера (копролалия), повторение слов и высказываний другого человека (эхолалия), или собственных слов и фраз (палилалия).
  • Сенсорными– представляют собой повторяющиеся сенсорные ощущения (холод, давление, жжение) в одной и той же части тела.
  • Ритуальными– проявляются в виде повторяющихся сложных действий типа ходьбы по кругу.

По временной продолжительности выделяются следующие виды тиков:

  • Транзиторные– ежедневно возникают у ребенка на протяжении не менее 1 месяца, но сохраняются не более 1 года.
  • Хронические– практически ежедневно или с перерывами возникают у ребенка на протяжении более 1 года.

И, наконец, по степени выраженности тики делятся на:

  • Локальные– протекают с вовлечением одной мышцы или одной группы мышц.
  • Множественные– протекают с одновременным вовлечением нескольких мышечных групп.
  • Генерализованные, или синдром Туретта – наследственное заболевание, предполагающее сочетание множественных двигательных и вокальных тиков с постепенным подключением копролалии (повторяющиеся выкрики социально неприемлемых слов или фраз).

Причины возникновения первичных и вторичных нервных тиков у детей

Можно выделить две основные группы причин появления первичных тикозных расстройств у ребенка:

  • Биологические причины или отягощенная наследственность. Зачастую тики появляются у детей, чьи родители или родственники также страдали гиперкинезами. Наследственная предрасположенность повышает вероятность возникновения тикозного расстройства у ребенка, но не обязательно приводит к развитию этого заболевания. Как правило, для появления первичных тиков, даже при наследственной предрасположенности, важно влияние психологических факторов.
  • Психологические причины, связанные с внешними стрессовыми воздействиями, являются наиболее распространенной группой причин, приводящих к появлению тиков у ребенка. Среди стрессовых факторов можно выделить:
  • Перенесенные ребенком вирусные инфекции и прочие заболевания (например, тик моргания может появиться после заболевания конъюктивитом).
  • Неблагоприятный психологический климат в семье (постоянные ссоры родителей, завышенные требования к ребенку и непрекращающиеся замечания в его адрес, холодное отношение к ребенку и т.д.).
  • Неблагоприятная атмосфера в коллективе сверстников (проблемы в общении с детьми из детского сада или с одноклассниками в школе).
  • Переживание ребенком психологически травмирующих событий (потеря близкого человека, развод родителей, перемена места жительства, попадание в какую-либо пугающую ситуацию и т.д.)
  • Начало школьного обучения (является очень распространенной причиной возникновения тиков, так как для детей резкий переход к новой обстановке и социальному окружению, строгим правилам и требованиям оказывается сильной психотравмирующей ситуацией).
  • Сформированные у ребенка в процессе воспитания такие особенности характера, как заниженная самооценка, тревожность, неуверенность в себе, чрезмерная инфантильность.
  • Переутомление, недосып, длительное пребывание за монитором компьютера или экраном телевизора.
  • Неправильное питание ребенка, приводящее к недополучению организмом нужных для нормального сокращения мышц веществ, таких как магний и кальций.
Еще по теме:  Как подключить джойстик DEXP к телевизору

Как было сказано выше, вторичные тикозные гиперкинезы появляются как один из симптомов какого-либо другого расстройства. Таким образом, к причинам возникновения вторичных тиков можно отнести:

  • Расстройства психической сферы (синдром гиперактивности и дефицита внимания, расстройства аутистического спектра, обсессивно-компульсивное расстройство, депрессия, умственная отсталость и др.).
  • Аномалии развития головного мозга и наследственные дегенеративные заболевания (дисплазия мозжечка, хорея Гентингтона и др.).
  • Органические поражения головного мозга (черепно-мозговые травмы, опухоли).
  • Инфекционно-воспалительные заболевания головного мозга (энцефалит).
  • Сосудистые заболевания головного мозга (атеросклероз, инсульт).
  • Прием некоторых лекарственных средств (антидепрессанты, нейролептики, психостимуляторы).
  • Интоксикации организма вредными веществами (опиаты, угарный газ).

Симптомы нервного тика

Общей закономерностью во внешнем проявлении тиков является снижение частоты их появления в направлении от головы к нижним конечностям. В большей части случаев у детей возникает тик моргания, а за ним в порядке убывания частоты следуют мимические тики, движения головы, шеи, корпуса тела и конечностей, голосовые тики. В целом можно перечислить следующие наиболее распространенные симптомы тикозного расстройства:

  • Частое моргание одним или двумя глазами;
  • Поднятие бровей;
  • Наморщивание лба;
  • Подергивание щек, крыльев носа, углов рта;
  • Открывание рта и высовывание языка;
  • Покусывание губы;
  • Судорога взора (заведение глазных яблок вверх или в стороны);
  • Подергивание головы;
  • Вытягивание шеи вперед или в стороны;
  • Пожимание плечами;
  • Втягивание живота;
  • Подергивание рук, ног;
  • Частые глотательные движения или кашель;
  • Шмыганье носом и т.д.

Стоит также отметить, что дети, страдающие тикозными расстройствами, могут обладать и сопутствующими их заболеванию симптомами психологических дисфункций, таких, как задержка моторного развития, замедленность и нарушения плавности двигательных актов, речевые трудности, дефицит внимания, пространственных функций, а также программирования, регуляции и самоконтроля.

Лечение нервных тиков у ребенка

В случае обнаружения у ребенка тикозных гиперкинезов, родителям следует сразу же обратиться за помощью детского невропатолога и, в дальнейшем, детского клинического психолога, так как тикозное расстройство требует квалифицированного лечения.

Сами же родители должны соблюдать в своем поведении с ребенком ряд рекомендаций.

Во-первых, не нужно акцентировать внимание на недуге ребенка и, тем более, ругать его, так как это лишь повышает тревогу и вызывает усиление интенсивности тика.

Во-вторых, нужно создать для ребенка благоприятную, поддерживающую атмосферу в семье, постараться избавить его от каких-либо стрессовых факторов, решить имеющиеся у него проблемы (например, проблемы в общении со сверстниками), снизить его психоэмоциональную нагрузку, обеспечить ему полноценное питание, установить правильный режим дня, в котором было бы хорошо сбалансировано время на труд, отдых, сон.

В-третьих, для уменьшения интенсивности уже начавшегося у ребенка тика, необходимо своевременно переключать его внимание на какую-то интересную, способную полностью увлечь его деятельность (как правило, во время сосредоточения внимания на целенаправленной деятельности тик проходит или уменьшается).

Для построения программы лечения нервных тиков необходим, в первую очередь, клинический осмотр врача-невропатолога, для которого может пригодиться заранее подготовленная домашняя видеосъемка ребенка, так как во время осмотра он может стараться подавить тики и не показать полной картины своего расстройства. По итогам осмотра, врач может также выписать направления на электроэнцефалографию (для исключения наличия у ребенка эпилепсии), МРТ-исследование (для поиска структурных нарушений мозга в случае тяжелых тиков), анализы мазка из зева и носа (для исключения ревматизма в случае возникновения тиков после заболевания ангиной).

Психологическое обследование ребенка, страдающего тикозными гиперкинезами, также необходимо для выбора методов терапии, так как оно выявляет эмоционально-личностные особенности (например, повышенная тревожность) и сопутствующие нарушения психических функций (внимания, памяти, программирования и контроля и др.), которые могут значительно усложнять адаптацию ребенка к окружающему миру (например, препятствовать нормальному усвоению школьной программы) и, вызывая стресс, способствовать появлению и усилению тиков.

Лечение нервных тиков может включать в себя три основных компонента, подбор которых зависит от выявленных в обследованиях специалистов причин появления и особенностей протекания тикозного расстройства у ребенка:

  1. Семейная психотерапия. Главное при лечении тикозных гиперкинезов – устранить факторы, которые их провоцируют. Соответственно, если стрессовые факторы содержатся внутри семьи, необходимо работать с семьей. Выше были описаны общие рекомендации родителям по поведению с заболевшим тиками ребенком, но во многих случаях семье требуется также специализированная психотерапевтическая помощь для разрешения разного рода проблем, создающих в семье хроническую стрессовую ситуацию.
  2. Психологическая коррекция, которая может протекать в трех формах:
    • Индивидуальная коррекция сопутствующих тикозному расстройству нарушений психических функций (внимания, пространственных функций, самоконтроля, двигательного планирования и т.д.).
    • Индивидуальная детская психотерапия, направленная на работу с эмоционально-личностной сферой ребенка, и, в особенности, на уменьшение его внутренней тревожности.
    • Групповая детская психотерапия (группа набирается из детей с тиками или другими поведенческими особенностями), полезная для развития коммуникативных навыков ребенка и проигрывания возможных конфликтных ситуаций, а также оптимальных способов их решения.
    • Медикаментозная терапия, обычно применяемая в случае, если первые два вида помощи оказались неэффективными. Лекарственные препараты ребенку может назначать только квалифицированный врач-невропатолог, который будет отслеживать динамику состояния ребенка и регулировать дозу препарата. Зачастую хорошим положительным эффектом приема лекарственных препаратов считается не полное исчезновение тиков, а уменьшение их интенсивности до приемлемого уровня.
    Еще по теме:  Realtek hd audio нет звука на телевизоре

    Источник: www.defectologiya.pro

    Усталость глаз у ребенка (астенопия)

    Ваши глаза чувствуют усталость после использования компьютера, смартфона, просмотра телепередач, чтения или другой зрительной нагрузки?

    Возможно, это астенопия. Буквальный перевод слова астенопия — «отсутствие силы зрения» (от греч. аsthees — слабый и ops — глаз). Часто астенопию называют «Компьютерный зрительный синдром».

    Астенопия проявляется как усталость глаз и сопровождается очень неприятными ощущениями (головной болью, затуманиванием зрения, двоением, признаками зрительного дискомфорта), затрудняющими нормальную деятельность. Также она может включать в себя и другие симптомы, такие как тошнота, утомляемость, сонливость, светочувствительность, неясность зрения, напряжение, боль, сухость в глазах, сложность чтения, раздражительность. Усталость глаз у ребенка может выражаться в капризности, нарушениях сна, отказе ребенка от любимых занятий – рисования, складывания конструктора и пр.
    У кого возникает астенопия

    В группе риска находятся в первую очередь те, кто имеет бинокулярные расстройства зрения, то есть с поражением обоих глаз.

    Люди, работающие за компьютером большую часть дня, также находятся в группе высокого риска развития симптомов астенопии. Исследования показывают, что до 70 % пользователей ПК страдают астенопией.

    Многие специалисты, чья работа связана с постоянным напряжением глаз (бухгалтеры, диспетчеры, контролеры, парикмахеры, водители) также испытывают астенопические симптомы, особенно к концу дня.

    Пожилые люди, которые проводят большую часть дня у телевизора или много читают, также находятся в группе риска. Тем более что эта категория людей часто страдает синдромом сухого глаза.
    Что провоцирует развитие астенопии?

    • Длительная работа за компьютером (независимо от типа монитора).
    • Чтение книг на мобильных устройствах (телефоне, планшете, электронной книге).
    • Длительное вождение автомобиля, особенно в сумерках и в ночное время.
    • Работа, требующая постоянного зрительного напряжения (шитье, вышивание, вязание).
    • Длительное чтение, особенно лежа.
    • Ежедневный длительный просмотр телевизионных программ (это ведущая причина развития усталости глаз у ребенка).
    • Неправильно подобранные очки.
    • Плохо организованное освещение в помещении.
    • Лечение астенопии возможно, но первый шаг – это точный диагноз. Большинство из нас время от времени испытывает зрительное утомление. Однако без внимательного отношения к состоянию органов зрения напряжение глаз может стать изнурительным.

    Для правильной диагностики Ваш офтальмолог проведет комплексное обследование. План лечения может включать подбор очков или линз, медикаментозную терапию (использование глазных капель или прием витаминов) и обязательно упражнения для тренировки глаз. При астенопии у ребенка требуется консультация детского офтальмолога.
    Что делать, чтобы избежать астенопии?

    • Через каждый час работы, требующей зрительного напряжения, давайте глазам отдохнуть в течение 10–15 минут.
    • Отрегулируйте правильную посадку за компьютером, положение монитора, освещенность рабочего места и помещения.
    • Для профилактики астенопии важно хорошее кровоснабжение. Время от времени отвлекайтесь от монитора и разминайтесь, делайте несколько физических упражнений для глаз.
    • Увеличьте размер шрифта на компьютере и портативном устройстве.
    • Чаще моргайте.
    • Придерживайтесь рационального питания, содержащего натуральные продукты, богатые витаминами, микроэлементами. Особенно это касается профилактики астенопии у ребенка: не вполне сформировавшиеся органы зрения детей требуют полноценного питания для правильного роста и развития.
    • Если симптомы усталости глаз сохраняются или усиливаются, обратитесь к специалисту-офтальмологу.

    Источник: optik-podolsk.ru

    Признаки и симптомы аутизма у детей

    Признаки и симптомы аутизма у детей

    О признаках детского аутизма у детей в последнее время написано немало. Но папам и мамам без специального медицинского образования сложно читать научную литературу обо всех аспектах проблемы. Попробуем разобраться в самых ключевых моментах.

    Существует классификация, которая признана учеными всего мира. Согласно ей детский аутизм — это нарушение общего развития, которое проявляется у ребенка до двух-двух с половиной лет и является расстройством центральной нервной системы.

    Существует 3 главных признака аутизма у детей.

    Обратите внимание на:

    1. Как ребенок себя ведет — поведенческий фактор.

    аутизм симптомы признаки

    Одним из основных признаков аутизма у детей и расстройств аутистического спектра является повторяющееся, то есть стереотипное поведение малыша. Более того, ребенок может бояться всего нового.

    Стереотипность поведения выражается в многократном повторении необязательных действий и движений. Это могут быть ритмичные движения руками в виде потряхивания или более сложные действия и ритуалы.

    При аутизме агрессия, страх, реакции протеста не всегда могут являться обязательными признаками аутизма у детей, хотя встречаются довольно часто. Несколько меняются проявления и признаки аутизма у детей с возрастом, сохраняясь, тем не менее, на всю жизнь.

    Еще по теме:  Почему моргает лампочка на телевизоре Ксиоми

    Имеются ярко выраженные стереотипы в поведении, активности и интересах:

    • Раскачивание в кроватке часами (обычному грудному ребенку быстро надоедает такая деятельность, и через 10-20 минут он переключается на что-то еще)
    • Дети с РАС могут постоянно изо дня в день подолгу делать одни и те же странные действия: ковыряться, закручивать крышечку от баночки из-под питания
    • Может очень долго нажимать на одну кнопку, выключать свет, открывать и закрывать баночку
    • Проявление интереса к необычными для своего возраста предметам
    • Не интересуется игрушками, но приходит в восторг от бытовых вещей — фена, поварёшки
    • Использует свои игрушки не по назначению — стучит кубиком по полу, не катает машинку, а подолгу крутит колёсики

    Ребенок двигается особенным способом:

    • «Пархает как бабочка», кружится вокруг своей оси, машет вокруг себя руками.
    • Подолгу сидит раскачивается на одном месте.
    • Ходит на носочках.

    У детей с аутизмом могут присутствовать нарушения моторных функций. Это не является ведущим признаком аутизма при постановке диагноза:

    • Дети могут очень неуклюжи, но в то же время показывают чудеса баланса, подолгу стоя на одной ноге.
    • Не могут освоить велосипед, подъем по лестнице.
    • Нарушается мелкая моторика — некоторые дети с аутизмом с трудом могут управляться с мелкими предметами.

    2. Общение — социальное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.

    Характерными признаками аутизма у детей являются нарушение потребности в общении, неспособность к взаимодействию на социальном уровне. Ребенок с РАС и аутизмом либо отвергает попытки общения с ним, либо всячески старается их избежать.

    Даже если контакт с ребенком и установлен, он является искаженным и чисто формальным, поскольку ребенок с аутизмом не способен понять поведение и мотивы поступков у других людей, осознать суть их переживаний и обыкновенных эмоций. В таких условиях с явными отклонениями развиваются самые различные психические функции, даже если они оказались потенциально сохраненными при рождении. Примерно в 70 процентах случаев уровень развития детей в интеллектуальном плане оказывается значительно сниженным.

    • Ребенок с признаками аутизма не будет стараться копировать родителей или идти на контакт со сверстниками.
    • Может отталкивать родителей или других людей, когда те пытаются взять его на ручки, поцеловать, обнять.
    • Не любит, когда его трогают, гладят по голове. С этим связана невозможность расчесать или подстричь ребенка.
    • Ребенок с РАС не реагирует, когда его зовут по имени.
    • Не стремится к общению или игре с другими детьми.
    • Не «замечает», когда кто-то входит комнату, ушли ли родители или сидят вместе с ним.
    • Ребенок с симптомами аутизма часто негодует, если кто-то пытается встраиваться в его игру.
    • Не умеет играть в прятки, в ладушки.
    • Его внимание сложно привлечь книжками, рисунками, игрушками.

    признакми аутизма

    3. Речевые навыки — коммуникация ребенка.

    Само отсутствие речи еще ни о чем не говорит. Обычный ребенок, или ребенок с отставанием развития будет пытаться «объясниться» жестами, показать пальчиком чего он хочет, улыбаться в ответ на улыбку и пр.

    «Нарушения общения» означают не патологию речи или слуха, а само общение по сути. Ребенок со слабым слухом или недоразвитой речью старается компенсировать дефицит органов чувств жестами, мимикой, старается понять сказанное по губам. В то время как ребенок с симптомами аутизма старается игнорировать все попытки общения с ним.

    Такие дети либо имеют грубую задержку речевого развития, поздно начинают говорить, иногда речь отсутствует вообще. Но другая группа детей с проявлениями аутизма, наоборот, очень «разговорчива». Они могут рано начать говорить сложные слова, но не используют их для общения.

    К коммуникационным признакам аутизма относятся:

    • Эхолалии — ребенок повторяет слова, фрагменты из песенок, цитаты из любимых мультиков спонтанно, они не обращены к другим людям, проговариваются «в пустоту»
    • Не используют жесты и мимику
    • Для того, чтобы что-то показать или попросить о помощи, дети с признаками аутизма могут пользоваться рукой взрослого, подводить его к предмету
    • Избегают зрительного контакта

    Помимо нарушений в сфере общения, в более тяжелых случаях встречаются такие признаки аутизма у детей, как агрессия и самоагрессия (самоповреждающие действия: расчесывание кожи, выдергивание волос, шлепки самого себя по лицу и проч.).

    симптомы аутизма

    Очень важно, чтобы родители были знакомы с основными признаками аутизма у детей, это создает некую основу, которая позволяет критически относиться к мнению о ребенке разных людей, начиная с родственников и заканчивая различными специалистами.

    Некоторые нарушения развития или отдельные заболевания по своим симптомам бывают очень схожи с характерными признаками аутизма. Наличие у ребенка аутизма часто начинают подозревать только тогда, когда увидят раскачивающегося в манеже малыша, или когда, наконец, заметят явную задержку речевого развития. Не смотря на то, что признаки эти могут быть причиной других расстройств. В случае сомнений необходимо обязательно обратиться за консультацией к специалисту.

    Источник: www.drlevit.com

    Оцените статью
    Добавить комментарий