Почти у каждого ребенка в 90-х был тамагочи – виртуальный питомец в карманном компьютерном модуле. А еще раньше у каждой девочки наверняка была большая кукла, говорящая при наклоне «Ма-ма!» и закрывающая глаза. И то и другое – самые что ни на есть интерактивные игрушки.
Современные куклы не только говорят слова. Они плачут, ходят на горшок и реагируют на настроение их владельцев. Появились интерактивные животные – не пиксельные изображения на маленьком экране, а вполне осязаемые, которых можно гладить или носить на руках. Плюшевые мишки учат малышей буквам и цифрам, а игрушечные телефоны и планшеты рассказывают об устройстве окружающего мира.
Но насколько безопасно такое общение и есть ли в этом какая-то польза? Ответить на эти вопросы мы попробуем вместе с нашим экспертом – детским психологом Анастасией Глебовой.
Развивают и обучают. Какая ещё польза от интерактивных игрушек?
Если смотреть правде в глаза, современные интерактивные игрушки созданы не только для детей, но и для родителей, поэтому плюсы правильнее будет разделить.
Позволять ли ребенку смотреть телевизор? И если да, то в каком объеме?
Польза для детей
В зависимости от групповой и возрастной принадлежности, интерактивные игрушки:
- развивают мелкую моторику, могут способствовать запуску речи у неговорящих детей;
- обучают – от развития цветовосприятия и расширения словарного запаса до обучения иностранным языкам и правилам движения;
- развивают память и внимание;
- развивают логическое мышление, формируют причинно-следственные связи;
- выступают в роли своеобразных тренажеров – с ними можно научиться не только выполнять мелкие точные действия, но и ухаживать за питомцем, проявлять заботу и т. д.;
- развивают самостоятельность;
- восполняют дефицит внимания, снимают стресс, разгружают мозг ребенка, когда малыш устал и у него нет сил включаться в полноценную игру.
Польза для родителей
- Отвлекают ребенка, когда мама не в ресурсе. Интерактивная игрушка справится с кратковременной ролью «няни», станет альтернативой телевизору и мультфильмам.
- Помогают в обучении. В связи с занятостью и повышенной нагрузкой на работе у родителей не всегда есть время обучать ребенка или закреплять полученные знания. В этом случае интерактивная игрушка может стать неплохим помощником.
Анастасия Глебова: «Чувствуете, что вот-вот сорветесь и закричите? Дайте себе передохнуть и успокоиться, оставив ребенка в компании развивающей игрушки на 20–30 минут. Если запоминание английского алфавита с помощью планшета, а не с помощью мамы вернет вашей семье мир и спокойствие – пусть будет так. Важно не делегировать игрушке самое главное, что вы можете дать ребенку, – внимание, любовь и ласку».
Телевизор для детей: польза или вред?
Чем могут быть опасны интерактивные игрушки
Главным побочным эффектом милых мурлыкающих кошечек и хныкающих пупсов является то, что они лишают ребенка возможности фантазировать и проявлять инициативу. Стандартные реакции игрушки мешают создавать воображаемые ситуации. По сути, игра сводится к изучению функций предмета.
– С 3 до 7 лет у ребенка развивается навык сюжетно-ролевой игры, который формирует мышление, эмпатию и многие другие психологические составляющие. Увлечение шаблонными интерактивными игрушками будет только ограничивать детские возможности.
Интерактивные игрушки показывают облегченную модель жизни, сравнимую, например, с компьютерной игрой. У ребенка может создаться впечатление, что ухаживать за животными или маленькими детьми очень просто. Игрушка хоть и имитирует поведение живого существа, но не может отреагировать нестандартной эмоцией. Получается, что ребенок обучается азам взаимодействия, но не учится таким важным вещам, как компромисс или адаптация поведения к разным ситуациям.
Кроме того, яркие лампочки, громкие звуки обладают магнетическим эффектом, привыкнув к которому сложно начать играть с простой беззвучной игрушкой. В этом кроется вред интерактивных забав и для родителей, точнее, для их кошелька. После освоения функционала ребенок забросит интерактивную игрушку и будет требовать следующую.
Покупать или не покупать – вот в чём вопрос
Однако не стоит демонизировать интерактивные игрушки и отказываться от них вовсе в век прогресса и высоких технологий. Невозможно недооценить их развивающую составляющую и помощь уставшей маме в развлечении ребенка.
– Важно, чтобы такие игрушки не преобладали в арсенале ребенка. Например, если из десяти игрушек две – интерактивные, то это абсолютно нормально. Давайте не будем отрицать, что большинство интерактивных игрушек очень милые и завораживающие, а иногда даже больше нравятся взрослым, чем детям. Не нужно отказывать ребенку в покупке такой игрушки, особенно если она есть у всех его друзей. Но всегда рассказывайте ему и показывайте, что живое общение – намного лучше.
Сочетайте интерактивные книги с чтением бумажных аналогов, а познавательную информацию подкрепляйте знакомством с окружающим миром на прогулках. И, самое главное, уделяйте ребенку как можно больше персонального внимания, не отвлекаясь на телефон и прочие дела. Тогда игрушечный мир никогда не сможет конкурировать с настоящим, полным тепла и родительской любви.
Как понять, что ребёнка нужно отучать от интерактивной игрушки, и как это сделать
И интерактивная игрушка, и гаджет могут служить во благо. Однако не забывайте, что развитие эмоционального интеллекта, понимание ребенком собственных чувств и эмоций важнее, чем развитие мышления. Если игрушки помогают это делать – замечательно. А вот если они провоцируют истерики и только усложняют общение с родителями или сверстниками, то их участие в жизни малыша нужно ограничить.
Когда ребенок не выпускает из рук говорящего котенка, которого вы только что купили, – это абсолютно нормально, ведь он хочет провести свободное время вместе с еще не наскучившей игрушкой. Но если он предпочитает игрушечную интерактивность всему остальному (и простым игрушкам, и прогулкам, и живому общению), то нужно менять подход.
Только ни в коем случае не накладывайте жестких запретов. Просто сократите время пребывания малыша в компании интерактивного друга. Для введения режима игры важно четко обозначить границы. Но выстраивать их можно разными способами, в зависимости от характера ребенка.
– Для некоторых детей, особенно для юных манипуляторов, лучше жестко обозначить правила, без дополнительных объяснений. Другим можно сказать, мол, с сегодняшнего дня в нашей семье после 18:00 никто не пользуется гаджетами и их игрушечными аналогами. И подробно объяснить, почему так произошло.
Устанавливая подобные правила или графики, вы должны помнить, что вам тоже придется их соблюдать. Ну что, готовы провести вечер без телефона в руках?
Источник: tea.ru
Ребёнок и телевизор – польза или вред?
Некоторые родители твёрдо убеждены в том, что просмотр телепередач ребёнком в период его активного развития негативно сказывается на его ещё не сформировавшейся психике. И считают, что никакой пользы от телевизора нет, только вред. Однако в последнее время большинство психологов склонны к иному утверждению, заключающемуся в том, что полное ограждение детей от телевидения, как самого доступного средства массовой информации, не способствует полноценному развитию их познавательных качеств и коммуникабельности. А вот рациональный подход к организации просмотра ребёнком телепередач может быть прекрасным помощником в процессе воспитания.
Сколько же времени малыш может провести у экрана телевизора? Определённого ответа на этот вопрос нет, потому что нормы рассчитаны на среднестатистического ребёнка. Но всё же не следует оставлять перед телевизором свое чадо до трёх лет более чем на 30 минут в день. Для разнообразия можно разбить это время на несколько приёмов просмотра.
Оставлять ребёнка наедине с телевизором не рекомендуется, кто-либо из взрослых обязательно должен контролировать то, что предпочитает смотреть ребёнок. Лучше, если малыш будет смотреть детскую передачу, мультфильм, познавательный фильм о животных, который считается наиболее полезным для его развития. Кроме того, находиться во время телепросмотра рядом с ребёнком необходимо для того, чтобы следить за его реакцией или объяснять непонятные ему моменты. К тому же родители должны комментировать то, что смотрит малыш, поскольку из происходящего на экране он пока ещё не всё понимает, хотя может наблюдать увлечённо.
Многие, и взрослые и дети, смотрят телевизор от безысходности – они просто не знают, куда себя деть и чем заняться. Нужно, чтобы ребёнок всегда знал, чем ему можно заняться помимо просмотра телевизора. Именно поэтому важно, чтобы в доме всегда на видном месте лежали игрушки, конструкторы, книжки и т.д.
Ребёнок и не подумает смотреть телевизор, когда у него есть столько интересных альтернатив. Если же родители не могут уделить время малышу, например, заняты приготовлением обеда, уборкой, нужно найти для ребёнка игру или занятие, в которую он сможет поиграть один или пригласив друга. А если родители частенько включают телевизор для того, чтобы занять и отвлечь малыша, у него может возникнуть зависимость. Ведь телевизор отвлекает от неприятных мыслей, при этом он ни о чём не просит и не обижается – чем не настоящий друг? Поэтому не стоит предлагать телевизор ребёнку вместо себя на долгое время!
При просмотре фильмов малыш испытывает различные эмоции, учится их контролировать. На примере героев мультфильмов ребёнок начинает понимать, что плохо, а что хорошо, и делать соответствующие выводы, которые в будущем могут ему помочь. Одновременно с этим он стремится к тому, чтобы находиться на одной ступени развития со своими сверстниками, как говорится, идти в ногу со временем.
Просмотр телевизора имеет для ребёнка немаловажное значение, но он не должен стать для малыша важнее отдыха, общения с ровесниками, прогулок, развивающих и обучающих игр и занятий. Поэтому рациональное распределение времени ребёнка, в которое будет включён просмотр телевизора, принесёт только пользу.
- Выпуск
- №35 28.08.2014
Источник: vestnik-lesnoy.ru
Гаджеты – вред или польза для детей?
Многие педагоги, психологи и врачи признают, что пользование планшетом и смартфоном стимулирует у современных малышей развитие интеллекта, мелкой моторики, логики, ориентации в пространстве, а также эффективно знакомит с иностранными языками.
Относительно возраста, безопасного для знакомства с гаджетами, у психологов единого мнения нет, но большинство сходится в одном — первый интерес к «высоким технологиям» нужно постараться удовлетворить, потому что категорическим запретом можно добиться противоположного эффекта. Так или иначе, ваш малыш все равно найдет возможность добраться до интересующего его предмета, но происходить это будет без вашего участия и присмотра.
На мой взгляд, начинать давать ребенку гаджеты стоит не раньше двух-трех лет и не более чем на 10 минут. Помните, что это серьезная нагрузка на зрение и нервную систему — в результате чрезмерного увлечения планшетом возможно торможение речевого развития.
Будет лучше, если электронные устройства появятся в жизни вашего малыша, когда он сможет складывать слова в предложения, научится рисовать, лепить, вырезать. Очень важным является ограничение времени «сеанса» и адекватный возрасту подбор развивающих приложений. Чрезмерное увлечение устройствами негативно скажется на физическом и психологическом состоянии ребенка.
По мнению американских врачей, у детей, часто взаимодействующих с сенсорным дисплеем, отмечается нарушение работоспособности пальцев рук. Если малыш много времени проводит за планшетом и при этом не рисует в альбоме «вживую», то его мышцы, отвечающие за мелкую моторику рук, ослабевают. Поэтому врачи советуют давать детям чаще рисовать на бумаге карандашами и фломастерами. В данном случае речь идет о детях до трехлетнего возраста. Правда, специалисты отмечают, что и детям более старшего возраста так же будут полезны такие тренировки рук.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Ребенок не должен пользоваться гаджетами, когда он ест, читает, делает домашние задания, разговаривает со взрослыми — в эти моменты устройства следует убирать. В противном случае ребенок начнет заменять реальное общение виртуальным.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ
1-2 года В этот период у малыша активно развивается речь — предлагайте ему поговорить по телефону, попутно приучая к соблюдению правил ведения беседы (поздороваться, спросить, как дела, рассказать свои новости и обязательно попрощаться в конце разговора). Время использования телефона — не более 10 минут в день.
3 года В этом возрасте малыш уже вполне может освоить простейшие электронные игры с «одним кликом» — начинайте изучать цифры. Рекомендованное время — не более 10–15 минут в день.
4 года Начинайте знакомство с графическими редакторами — показывайте разные цвета, размеры и формы. Научите ребенка фотографировать на телефон или включать на нем музыку. Длительность пользования увеличивается до 20-25 минут в день, но обязательно с одним перерывом.
5-6 лет Для этого возраста существует множество обучающих программ и развивающих игр. Ребенок «дозрел» до восприятия длинных фильмов и передач, однако ему все еще требуются пояснения по ходу просмотра. Можно проводить перед экраном по 30-40 минут в день с одним перерывом. Фильмы продолжительностью 1,5–2 часа лучше растягивать на два дня.
Источник: mamadeti.ru