Телевидение как средство формирования общественного сознания
В настоящее время телевидение как средство массовой информации занимает доминирующую роль в обществе. Для этого существует ряд причин.
С точки зрения психологии человек воспринимает информации с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняние и вкус. Объем информации, поступающей от органов зрения и слуха, является преобладающим. Печатные СМИ также оказывают воздействие на зрительные органы чувств, однако наглядность телевидения значительно выше.
Печатные средства массовой информации представляют информацию в закодированном абстрактном виде: слова и предложения, сам язык являются объектами, которые подвергаются значительному объему интерпретации как журналистом во время написания материала о событии, так и читателем, реконструирующим текст в мысленный образ [4, 18]. Иллюстрации и фотографии значительно увеличивают наглядность печатного материала, но с их помощью невозможно передать динамику событий. Кроме того, использование изображений в печатных СМИ существенно удорожают их производство.
Как Средства Массовой Информации Манипулируют Нашим Мнением
Радио как средство массово информации воздействует преимущественно на органы слуха, даже при высокопрофессиональном качестве передачи, что существенно ограничивает его возможности воздействия на общественное сознание.
Телевидение является наиболее синтетическим средством массовой информации. Его комплексность выражается в воздействии как на зрение, так и на слух, причем задействуются эффекты движения, демонстрации не просто иллюстраций, а динамичных реальных картин, репортажей, имитирующих присутствие телезрителя на месте события.
Очень важным является возможность оперативной трансляции. Выпуск печатных СМИ происходит не чаще одного раза в сутки, поэтому новости из них можно получать с опозданием до 24 часов. Радио и телевидение позволяют передавать репортажи с места событий. Современные технические средства дают возможность делать телевизионные репортажи без привлечения мощных и тяжелых средств освещения, камер. Сегодня видеокамеры имеют малые размеры, легко переносятся одним журналистом, что позволяет повысить скорость и интенсивность подготовки информации, придать ей индивидуальность.
Достоинством телевидения является высокая конкуренция между разными программами и даже между редакциями внутри одной программы. Эта конкуренция является гарантией высокого качества передач, поскольку у потребителя есть возможность выбрать, что ему смотреть.
Совершенствование технических средств приводит к тому, что телевидение не ограничено расстоянием: трансляция ведется через спутники, по проводам, с использованием специальных приспособлений. Потребитель сегодня имеет возможность использовать в качестве приемного устройства на только телевизор, но и компьютер с установленным внутри него тюнером. Видеомагнитофоны сохранять интересующие потребителя материалы. Последнее особо хорошо поддержано компьютерными программами.
Как и другие СМИ, телевидению приходится решать проблемы коммерческого, государственного вещания и реализации собственных творческих интересов журналистов. В целом Россия считается сейчас страной, чьи позиции на медиарынке устойчивы и динамически развиваются. Телевизионная компонента этого рынка также оценивается достаточно высоко. Российское телевидение постепенно вливается в мировую информационную систему.
Как появилось телевидение?
Среди основных тенденций отечественного телевизионного рынка отмечается увеличение каналов, расширение возможностей регионального вещания. Последнее особенно важно, поскольку Россия имеет огромную территорию с большим числом часовых поясов и значительной вариативностью региональных интересов.
Источник: studentopedia.ru
Функции телевидения в современном мире
Телевидение – сложный социальный механизм, имеющий определенные цели и функции. Такое явление как телевидение не может существовать просто так, оно обязательно выполняет ряд задач, социальных, коммерческих, политических и многих других. Ниже мы рассмотрим основные функции телевидения[23].
1. Информационная функция. Телевидение, как и любое средство массовой информации, имеет главную цель — удовлетворение информационных потребностей каждого человека в отдельности и общества в целом.
Однако телевидение превосходит всех своих предшественников (радио, печатные СМИ), так как позволяет распространять информацию быстрее, нагляднее, достовернее и эмоционально более насыщенно. В современном обществе регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой.
При этом информационные передачи являются одним из важнейших каналов распространения новостей и других сведений и присутствуют практически на каждом телеканале. Особое внимание телевидение уделяет событиям, выходящим за рамки нормальной жизни: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. Такой подход объясняется стремлением быть в курсе событий, поддерживать зрительский рейтинг, завоевать авторитет и сформировать постоянную аудиторию. Все эти показатели в конечном итоге работают на экономическую эффективность телевизионной деятельности.
Для того чтобы телекомпания могла оперативно показывать события, о которых ничего не было известно заранее, необходим высокий уровень технического оснащения и исключительно четкая организация репортерской службы. Это в равной степени касается как региональных, так и глобальных новостей. При хорошем взаимодействии регионального и общенационального телевидения любое событие, где бы оно ни произошло, быстро становится достоянием всей страны и даже всего мира. Но все-таки ведущие телекомпании планеты предпочитают иметь репортажи с самых важных событий от своих собственных корреспондентов, обладающих «фирменным» почерком в работе и запоминающейся внешностью.
Телевидение – это своего рода индикатор общества, аналогичный рецептору в организме, который сообщает мозгу информацию о том, что происходит в каждой клетке, в каждом органе.
Мировой новостной стандарт, работающий уже несколько десятилетий: выпуск новостей, не смотря на преобладающее количество новостей с негативной эмоциональной окраской, должен оставлять положительное впечатление в целом, поэтому бытовые и положительные сюжеты ставят в конец выпуска.
Некоторые телеканалы осуществляют информационное вещание для детей, транслируют новости, представляя их таким образом, чтобы они были понятны самым маленьким зрителям. Примером такой программы могут быть некогда известные «Там-там-новости», созданная студией РОСТ и транслировавшееся на телеканале «Россия».
2. Культурно-просветительская функция. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Некоторые передачи преследуют эту цель напрямую, другие же формируют культуру косвенно, через демонстрацию зрителю участников событий, стиля их поведения, ведухих, их речь, одежду, тактичность и т.д.
Зритель постепенно приобретает представления о том, как должен говорить человек, как одеваться, как держаться на публике. Именно поэтому, ведущие отбираются очень скрупулезно, а требования к ним предъявляются такие, что далеко не каждый сможет соответствовать нужному образу.
Напрямую культурно-просветительская функция реализуется через трансляцию спектаклей, фильмов, концертов, деловых встреч и т.д. Огромное количество людей, живущих в нашей стране, только через телевидение могут узнать о тех или иных событиях, познакомиться с биографией известных людей, узнать, чем же отличился тот или иной поэт, писатель, культурный деятель. В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности, что в целом допустимо, однако при определенных условиях: как минимум, такая передача не должна вызывать отторжения. Задача авторов — сделать его ненавязчивым, предельно деликатным[24].
3. Интегративная функция. Телевидение, возможно в большей мере, чем любое другое СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, взаимодействие между различными социальными и культурными слоями, профессиональными общностями и т.д. Люди, являющиеся аудиторией одной программы, канала, в конце концов, начинают мыслить похожими образами, поэтому сами по себе интегрируются в единый социум.
Задача телевидения — развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция телевидения решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения). Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, организаторской, образовательной и др. Для журналиста, осознанно реализующего интегративную функцию телевидения, первейшим качеством можно назвать умение объединять в подходе к материалу потребности общества с заботами отдельного человека у телевизора. Выполнение интегративной функции ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном, социальном отношении.
4. Социально-педагогическая или управленческая функция. Телевидение напрямую участвует в осуществлении определенного социально-педагогического или управленческого воздействия на аудиторию и в целом население государства. Посредством телевидения осуществляется пропаганда определенного образа жизни, насаждение тех или иных взглядов, политических, моральных, социальных, распространение определенных духовных ценностей и представлений об организации мира. Социально-педагогическая, или управленческая, функция телевидения, очевидно, граничит с интегративной и, кроме того, с информационной.
Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы, в которой действует данное телевизионное СМИ. В тех развивающихся странах, где существенную роль играет, к примеру, политика ограничения рождаемости или освоения новых земледельческих орудий, телевидение уделяет много внимания пропаганде начинаний в этих сферах. При тоталитарных режимах пропаганда пронизывает всю телепрограмму – от информации до произведений искусства, демонстрируя всеобщую любовь к властям и к исполнению их указаний. Но и в самых демократических государствах телевидение в существенной части своих программ служит проводником государственной политики.
Сотрудничество телевидения и государства не является аморальным или предосудительным само по себе. Все зависит от тех установок, тех принципов, которые распространяются посредством телевидения. Первичную ответственность в этом несет, разумеется, государство, телевидение же выполняет лишь функцию инструмента, посредством которого осуществляется влияние. Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах.
Управленческая функция телевидения (как и любого другого СМИ) не обязательно действует в схеме «государство — СМИ — народ». Телевизионным средством массовой информации могут управлять те или иные партийные, финансово-олигархические, региональные и т.п. группировки.
Необходимо заметить, что независимо от политической системы государства, телевидение обязано представлять события в максимально беспристрастном, нейтральном виде. В противном случае, навязчивая пропаганда, умалчивание одних подробностей и акцентирование других, приводит к утрате качества информации и, впоследствии, доверия аудитории.
5. Организаторская функция. Организаторская и управленческая функции – это не одно и то же. Телевидение целенаправленно, вынужденно или случайно, иногда само становится инициатором той или иной общественной акции, организуя какие-либо совместные действия масс людей. Примером осуществления этой функции могут быть многочасовые телемарафоны с благотворительными целями, опросы аудитории, проведение социальных акций (например, уборка города в весенний период), соблюдение правил дорожного движения и т.д.
6. Образовательная функция. В настоящий момент существует целый ряд каналов (особенно на западе), транслирующих образовательные передачи. В данном случае телевидение тоже является инструментом, однако используется для иных целей.
Трансляция учебных циклов предназначена в помощь людям, получающим то или иное образование (например, дидактические передачи для изучающих языки, для поступающих в вузы и т.д.) и не имеющих других возможностей для получения подобных сведений. В бывшем СССР учебные передачи велись по отдельному каналу Центрального телевидения, сегодня в России работают несколько подобных каналов.
7. Рекреативная функция. Также мало связана непосредственно с журналистикой, однако очень характерна именно для телевидения. Как известно, рекреация — это отдых, расслабление, восстановление сил. Миллионы людей предпочитают отдых на диване с телевизионным пультом.
Причина – огромное количество развлекательных телепрограмм рекреативной направленности. Чисто развлекательная продукция (видеоклипы, комедийные фильмы, конкурсы) создается, как правило, специализированными телекомпаниями, сотрудничающими с телеканалами.
Таким образом, телевизионные каналы охватывают практически все сферы жизнедеятельности человека, заполняют информационное пространство и практически все свободное время. Но так ли все хорошо на телевидении, действительно ли телеканалы предоставляют информацию всем, кто в ней нуждается? К сожалению, российское телевидение находится в таком состоянии, когда одна из главных аудиторий остается без внимания. На главных российских телеканалах практически отсутствуют детские передачи. О детском и юношеском телевидении мы поговорим далее.
Источник: megaobuchalka.ru
Место телевидения в современном обществе и экономике страны
Несмотря на внешнюю простоту, телевизионный рынок представляет собой достаточно сложную структуру. Компаниям, работающим на нем, как и любому другому СМИ, приходится конкурировать друг с другом сразу в трех направлениях: за получение контента, за внимание аудитории и за доход от рекламодателей.
В то же время телевизионный бизнес как таковой имеет очень слабую автономию. Он тесно переплетается со всеми сферами общественной жизни, навязывая свои тре — бования не только другим масс-медиа, но и культурному производству, социальным наукам, философии и т. д.
Одновременно происходит и обратная тенденция: само ТВ все сильнее попадает под влияние других областей, испытывая огромное давление прежде всего со стороны политики и экономики. В аспекте экономики это проявляется в основном через
«экономическую цензуру», ориентированную на собственника СМИ, а также через измерение аудитории.
Российское телевидение восприняло коммерческую логику в начале 1990-х гг. В погоне за рейтингами оно фактически вытеснило из эфира социально значимые и культурно-просветительские передачи, сильно увеличив развлекательный блок.
Рынок диктует и другие тенденции. Появление новых игроков и, соответственно,
резкое увеличение числа телеканалов постепенно приводит к тому, что называется
«парадокс разнообразия»: рост числа медиапродуктов способствует их унификации. Проецируя закон Хотеллинга на телеиндустрию, можно говорить о том, что конкурентный медиарынок в большей степени имеет склонность к гомогенизации, нежели монополистический или же тот, в основе которого лежит общественная модель.
Современное коммерческое ТВ, финансируемое за счет рекламы, сегодня все активнее смещается из информационной сферы в сторону индустрии развлечений, и Россия в данном случае не исключение. Это касается даже программ новостного характера, наиболее популярным форматом которых сегодня становятся новости в стиле
«инфотейнмент», отличающиеся особой формой подачи материала и смещением акцентов в сторону материалов развлекательного характера (типичный пример — «Сегодня» на канале «НТВ»).
Кроме того, затяжной кризис в отечественной киноотрасли, возникший в момент перехода от государственной модели к рыночной, привел к тому, что телевидение практически полностью заменило российскому зрителю былые походы в кинотеатры. Такого изобилия кинофильмов никогда ранее не было на наших телеэкранах, а на западных нет и сейчас.
Функции современного ТВ теперь вовсе не ограничиваются информационной, политической и пропагандистской. Это уникальное СМИ, синергетичное по своей природе, может удовлетворить запросы общества не только с точки зрения предоставления свежей информации: оно одно способно заполнить досуг российских граждан, и является безоговорочным лидером в этой области.
Более того: именно телевидение зачастую структурирует день отдельных индивидуумов. Это с «привязкой» некоторых групп телезрителей к тем или иным передачам. При этом ТВ и само не забывает подстраиваться под режим и график своей аудитории. Все это позволяет говорить о том, что просмотр телевизора в массовом масштабе подчинен ярко выраженным закономерностям, а телевидение, в свою очередь, занимает куда более важное место в современном обществе, чем кажется на первый взгляд.
Материал взят из: СЕКЦИЯ «ЖУРНАЛИСТИКА»
Источник: studik.net