С какого возраста можно показывать телевизор ребенку

Содержание

Теле­ви­де­ние стало неотъ­ем­ле­мой частью жизни совре­мен­ного чело­ве­че­ства. Теле­ви­зор раз­вле­кает нас, дает допол­ни­тель­ное обра­зо­ва­ние, пере­дает инфор­ма­цию — всех функ­ций не пере­чис­лить. И у роди­те­лей воз­ни­кает вопрос: с какого воз­раста можно поз­во­лять ребенку смот­реть телевизор?

Для мно­гих роди­те­лей теле­ви­зор стал сво­его рода няней — поса­дил ребенка на диван, вклю­чил “муль­тики” — и у тебя час-дру­гой сво­бод­ного вре­мени. Однако за такую уловку при­хо­дится дорого платить.

Несмотря на то, что на совре­мен­ных мульт­филь­мах часто ста­вится воз­раст от нуля, т.е. с рож­де­ния ребенка, это совсем не озна­чает, что ребенка можно уса­жи­вать перед теле­ви­зо­ром с рож­де­ния или с того момента, как он научится само­сто­я­тельно сидеть. пси­хо­логи и медики гово­рят, что теле­ви­зор дол­жен появиться в жизни ребенка в воз­расте не младше трех лет. Именно с этого воз­раста про­смотр чудо-ящика не нане­сет гло­баль­ного вреда здо­ро­вью малыша.

Можно ли малышу возраста до года смотреть телевизор? Школа родителей с доктором Козловой.

Чем опа­сен про­смотр теле­пе­ре­дач или видео­про­грамм мла­ден­цами и детьми млад­шего возраста?

У малень­ких детей зре­ние очень уяз­вимо. Каким бы супер­со­вре­мен­ным и без­опас­ным с точки зре­ния про­из­во­ди­теля не был бы экран, это все­гда — искус­ствен­ная кар­тинка, и чтобы уви­деть ее, сло­жить в еди­ное целое посто­янно дви­жу­ще­еся изоб­ра­же­ние, ребенку при­хо­дится сильно напря­гать зре­ние.

Ни ребе­нок, ни роди­тели не заме­чают этого, но это про­ис­хо­дит — излиш­ний при­ток крови к гла­зам, напря­же­ние глаз­ных мышц. При­дет время — все это аук­нется про­бле­мами со зре­нием. Но, кроме глаз, про­ис­хо­дит и пере­грузка нерв­ной системы. Ребенку при­хо­дится при­ла­гать боль­шие уси­лия для того, чтобы понять, что про­ис­хо­дит на экране.

У теле­ви­зора не попро­сишь повто­рить, он не даст разъ­яс­не­ний, не сме­нит темп и тон речи. Если живой чело­век под­стра­и­ва­ется под осо­бен­но­сти вос­при­я­тия ребенка, то в слу­чае с без­душ­ной тех­ни­кой, ребенку при­хо­дится под­стра­и­ваться под теле­ви­зор. Мно­гие роди­тели обра­щают вни­ма­ние на то, что после дли­тель­ного про­смотра теле­пе­ре­дач или дис­ков малень­кие дети ухо­дят от теле­ви­зора как будто оглу­шен­ные, с осо­вев­шим зату­ма­нен­ным взгля­дом, плохо реа­ги­руют на сло­вес­ное обра­ще­ние, пере­стают пони­мать, что гово­рят роди­тели. Это — пря­мое след­ствие пере­утом­ле­ния нерв­ной системы. Резуль­тат — неуправ­ля­е­мое пове­де­ние, исте­рики, нару­ше­ния сна, повы­шен­ная возбудимость.

Дли­тель­ный про­смотр теле­ви­зора отри­ца­тельно вли­яет и на пси­хику. Ничто, ника­кая тех­ника не в состо­я­нии заме­нить ребенку обще­ния с роди­те­лями. Ребе­нок раз­ви­ва­ется, когда идет актив­ный обмен инфор­ма­цией с двух сто­рон — он спро­сил — ему отве­тили. Но с теле­ви­зо­ром идет только одно­сто­рон­нее обще­ние.

Ребе­нок не имеет воз­мож­но­сти спро­сить у него: почему так? Он не полу­чит обсто­я­тель­ного разъ­яс­не­ния на свои вопросы, эмо­ци­о­наль­ного отклика, его ста­вят перед фак­том, не спра­ши­вая о его чув­ствах и жела­ниях. Но самое глав­ное — ребе­нок, сидя перед теле­ви­зо­ром, явля­ется пас­сив­ным наблю­да­те­лем, а, зна­чит, он не раз­ви­ва­ется.

С какого возраста можно смотреть мультики?

У детей, слиш­ком много вре­мени про­во­дя­щих перед теле­ви­зо­ром и в резуль­тате не допо­лу­ча­ю­щих обыч­ного живого чело­ве­че­ского вни­ма­ния от роди­те­лей, бабу­шек и деду­шек, наблю­да­ется задержка речи, пси­хо­мо­тор­ного раз­ви­тия, зато нередко диа­гно­сти­ру­ется син­дром дефи­цита вни­ма­ния, неспо­соб­ность кон­цен­три­ро­ваться. Не участ­вуя в живом раз­го­воре, ребе­нок не учится пра­вильно стро­ить речь, выра­жать чув­ства и эмо­ции. Дети не полу­чают навы­ков сози­да­ния. Вме­сто того, чтобы кле­ить аппли­ка­ции, выре­зать сне­жинки из бумаги или соби­рать пира­мидки, они про­сто сидят на диване, не заня­тые ника­ким полез­ным делом.

Более того, мно­гие дети начи­нают под­ра­жать в пове­де­нии муль­тяш­ным пер­со­на­жам, пере­ни­мают их ужимки, манеру пове­де­ния, стиль обще­ния. А сей­час боль­шое коли­че­ство муль­ти­пли­ка­ци­он­ных филь­мов вклю­чают агрес­сив­ное пове­де­ние пер­со­на­жей, отвра­ти­тель­ную лек­сику, иска­жен­ные до неузна­ва­е­мо­сти образы, бью­щие по нер­вам зву­ко­вые эффекты.

Все, ска­зан­ное выше, отно­сится не только к мульт­филь­мам. Так назы­ва­е­мые раз­ви­ва­ю­щие игры и про­граммы, теле­пе­ре­дачи “для самых малень­ких”, невин­ные на пер­вый взгляд план­шет­ные игры и даже реклама — все это, любой про­дукт из этой кате­го­рии ока­зы­вает отри­ца­тель­ное вли­я­ние на ребенка.

Вме­сте с тем дви­жу­ще­еся изоб­ра­же­ние явля­ется мощ­ным сти­му­ля­то­ром цен­траль­ной нерв­ной системы. Ребе­нок под­са­жи­ва­ется на мель­ка­ю­щие образы, пере­стает вос­при­ни­мать тесты.

Неспро­ста гово­рят о том, что у совре­мен­ного поко­ле­ния моло­дежи кли­по­вое созна­ние — люди при­вы­кают к зри­тель­ным обра­зам, им для вос­при­я­тия инфор­ма­ции уже не доста­точно тек­ста, нужен посто­янно сме­ня­ю­щийся видео­ряд. Поэтому книги утра­тили попу­ляр­ность. Моло­дежи неин­те­ресно их читать, трудно скла­ды­вать кар­тинку самому — ведь при­выкли к гото­вым иллю­стра­циям. Так в людях гас­нет твор­че­ское начало.

Сколько вре­мени в сутки без вреда для здо­ро­вья и пси­хики можно смот­реть теле­ви­зор? Для детей от трех до семи лет это не более полу­часа или пять­де­сят минут в день с перерывом.

Рас­сто­я­ние от поло­же­ния ребенка до экрана должно быть не менее трех мет­ров, при этом, чем больше экран, тем дальше от него дол­жен нахо­диться ребе­нок. И не поку­пай­тесь на обе­ща­ния про­из­во­ди­те­лей сверх­без­опас­ных уль­тра­но­вых тех­но­ло­гий — они при­ду­мают что угодно, чтобы сбыть свой товар. Нет без­опас­ных экранов.

Еще по теме:  Как отключить я не робот на телевизоре

В тем­ное время суток в ком­нате, где рабо­тает теле­ви­зор, обя­за­тельно должно быть вклю­чено осве­ще­ние, чтобы сни­зить кон­траст­ность между экра­ном и комнатой.

Нельзя допус­кать, чтобы ребе­нок при­ни­мал пищу во время про­смотра телевизора.

Конечно, теле­ви­зор нельзя вос­при­ни­мать как одно­знач­ное зло. Теле­ви­де­ние дает нам массу полез­ного, и вопрос вреда и пользы упи­ра­ется в коли­че­ство вре­мени, про­ве­ден­ного в его обще­стве, и каче­ство того, что мы смотрим.

Источник: azbyka.ru

С какого возраста можно смотреть мультики ребенку

с какого возраста можно смотреть мультики ребенку

Первые полгода младенец требует ежесекундного внимания к себе. После 7 месяцев его можно увлечь на несколько минут игрушкой. Примерно в полтора-два года (кто-то раньше, кто-то позже) дети начинают смотреть первые мультики. Родители получают желанную передышку. Позволяя маленьким детям телевизор в умеренных дозах, думающие родители всегда сомневаются, – не вредно ли это занятие для не полностью сформированной психики, не повредит ли оно зрению?

Договоримся сразу: к телевизору приравнивается компьютер и планшет, поэтому правила и рекомендации касаются и этих гаджетов.

Со скольких лет можно смотреть телевизор ребенку?

Ученые из Американской академии педиатрии считают, что раннее знакомство с ТВ отрицательно влияет на развитие мозга детей. Грудничка следует полностью оградить от просмотра телепрограмм. Даже если младенец не смотрит в сторону экрана, фоном телевизор работать не должен.

Психологической особенностью детей до двух лет является быстрое развитие мозга. Этот процесс зависит от взаимодействия малыша с окружающим миром. Если ребенок видит перед собою меняющиеся картинки, которые переносят его с одного места в другое, его восприятие искажается.

Мозг малыша, настроенный на телевидение, ожидает, что в реальности события будут такими же яркими и быстро меняющимися. Жизнь протекает по другим законам, поэтому маленьких телезрителей появляются проблемы со способностью концентрировать внимание и усидчивостью. Побочное действие быстро меняющихся кадров проявляется в своеобразном зомбировании малышей.

Чтобы не допустить возникновения таких проблем, психологи и педиатры не рекомендуют знакомить детей с мультипликационными фильмами до двухлетнего возраста. После двух лет малыши проявляют способность отслеживать происходящее на экране. Они слышат речь персонажей и видят их. Отслеживать сюжет при первом просмотре у них получится только с помощью комментариев взрослых.

Начинать нужно с коротких мультиков по 10-15 минут. После трех лет мультипликационные фильмы можно смотреть не более 1 часа в день. Если просмотр становится более длительным у малыша могут возникнуть проблемы с вниманием.

Чем грозит бесконтрольный просмотр ТВ?

  • постоянное напряжение зрительной системы, когда сеансы длятся более 2 часов, способствует снижению зрения;
  • эмоции и сильно выраженная эмпатия могут привести к неврозам;
  • получение информации, которую малыш не всегда понимает, вызывает проблемы с восприятием;
  • знакомство с фильмами, не предназначенными для детей, пополнит их словарный запас ненужной, а иногда и ненормативной лексикой;
  • привычка получать информацию из телевизора не способствует формированию художественного вкуса и проявлению интереса к чтению.

Родители, которые с раннего возраста усаживают своих детей перед экраном, ограничивают их в получении информации эмпирическим путем, нивелируют когнитивную функцию, снижают коммуникативные навыки и могут способствовать появлению признаков социофобии.

Особенности выбора мультфильмов

с какого возраста можно смотреть телевизор ребенку

Родители должны не только контролировать время просмотра мультиков, но и подбирать хороший репертуар. Малышам рекомендуют выбирать короткие мультики с простым сюжетом. Если это многосерийный вариант, то в каждой истории-серии должен быть логический конец.

Выбирайте сюжеты с положительными персонажами и хорошим музыкальным сопровождением. Не включайте ужастики, даже если они для вас совсем не страшные. Воздержитесь от творений с сомнительной моралью. Мультипликационный фильм должен быть красочным и содержательным, не обязательно веселым, но и без трагических мотивов.

В психологическом центре «Инсайт» квалифицированные специалисты расскажут, с какого возраста можно смотреть телевизор ребенку. У нас работают дипломированные психологи, закончившие психологический факультет МГУ им М.В. Ломоносова, поэтому вы можете полностью им доверять.

Источник: insight-psy.ru

Как и когда детям можно смотреть мультики? Отвечают педиатры, офтальмологи и психологи

Если бы нам предложили выбрать холиварную тему, которая по степени остроты может сравниться с видами вскармливания младенцев или прививками, мы бы сказали, что это мультики.

16 апреля 2021

Иллюстрация Лизы Стрельцовой

Одни родители боятся их настолько, что стараются оттянуть момент знакомства ребенка с голубым экраном до совершеннолетия, а другие, наоборот, используют их как панацею от любого вмешательства ребенка в свою жизнь — буквально с пеленок.

Причем мультики в данном случае — собирательная категория, в которую входят любые взаимодействия с экраном: просмотр видео, детских блогеров, образовательных передач и игры на планшете или телефоне.

Решили узнать, так ли страшны мультики (и другие экранные забавы), как их малюют тревожные родители, и так ли они безвредны, как их представляют себе родители, которые «не парятся» из-за того, сколько времени их ребенок проводит перед экраном. Можно ли вообще поступать правильно, когда дело касается мультиков, или ты всегда будешь неправ — хоть с экранами, хоть без? В общем, давайте разбираться.

Что говорят эксперты?

ВОЗ рекомендует детям в возрасте до двух лет воздерживаться от любого взаимодействия с экранами, а детям от двух до пяти проводить за мультиками, видео и играми не более часа в день (чем меньше — тем лучше).

Еще по теме:  Телевизор Акай кто производитель

Эти рекомендации поддерживает и Американская Академия педиатрии — правда они разрешают детям в возрасте от полутора до двух пользоваться планшетом или телефоном для того, чтобы пообщаться с родственниками по видеосвязи.

Ограничения Роспотребнадзора еще строже: детям до трех лет телевизор рекомендуют не смотреть вообще, от трех до семи — не более получаса в день, от семи до десяти — 30–50 минут.

Что плохого может произойти, если смотреть в экран слишком долго?

Рекомендации об ограничении экранного времени существуют не для того, чтобы усложнить жизнь родителям маленьких детей, а в силу довольно весомых и обоснованных наукой причин. Вот основные из них:

Гиподинамия

Одна из основных проблем с долгим залипанием в экран, по мнению ВОЗ, заключается в том, что дети, которые проводят много времени перед телевизором, мало двигаются, не развивают свою крупную моторику и привыкают к довольно пассивному образу жизни с ранних лет. В итоге это приводит к детскому ожирению и развитию связанных с ним заболеваний.

Проблемы развития

Дети в возрасте до трех лет развиваются стремительно — они постоянно осваивают новые навыки и развивают новые умения. Им важно общаться с близкими людьми, слушать человеческую речь, получать сенсорный опыт, смотреть по сторонам. Когда они проводят время перед экраном, то лишаются этой возможности.

В период с 1999 по 2011 год было проведено более 50 исследований, которые показали — дети до двух лет не способны понимать, что происходит на экране перед ними, они просто зависают, глядя на разноцветную мигающую картинку, а вот основные знания об окружающем мире они получают только через взаимодействие с ним.

Проблемы со сном

Иногда родители используют мультики как способ успокоить ребенка и даже усыпить его — это может работать в моменте, но в перспективе приведет к беспокойному сну, сложностям с засыпанием и перевозбуждением.

Проблемы с поведением

Нередко родители обращаются к помощи мультиков и мобильных игр для того, чтобы отдохнуть или заняться своими делами — понятное дело, что ни один родитель не может целый день разнообразно развлекать ребенка.

Однако если дети постоянно либо взаимодействуют со взрослыми, либо смотрят мультики, у них нет возможности научиться играть и развлекаться самостоятельно. Этот важный навык не только помогает родителям получить немного свободного времени, но и играет важнейшую роль в развитии ребенка.

Кроме того, частые и длительные сеансы просмотра мультиков не дают ребенку научиться саморегуляции и самоуспокоению, им сложнее переключать внимание, находить выход из проблемных ситуаций и решать бытовые задачи.

Проблемы со зрением

За последние пятьдесят лет в разных странах были проведены десятки исследований, которые показали, что качество зрения жителей нашей планеты снижается довольно быстрыми темпами. Причина этого заключается не только в самих экранах, но и в том, как технологии изменили наш образ жизни: мы стали меньше двигаться и больше времени проводить в помещении.

Чем больше времени дети проводят, уткнувшись в маленькие экраны, тем быстрее их глаза привыкают концентрироваться только на тех изображениях, что находятся у них перед носом, и в дальнейшем это приводит к развитию близорукости.

Как правильно организовать экранное время для ребенка?

Если ребенок регулярно проводит много времени перед телевизором или планшетом, это может привести к разным негативным последствиям для его физического, психологического и эмоционального — и это доказанный факт.

Однако это не значит, что теперь вам стоит выкинуть все гаджеты в мусор и запретить ребенку приближаться к экранам — здесь вся хитрость в организации процесса. Рассказываем, о чем важно помнить, когда вы решили показать ребенку мультики или детское познавательное видео.

Соблюдайте временные ограничения

Не случится ничего смертельного, если однажды ваш тоддлер проведет за мультиками целый час вместо рекомендованных 30 минут. Однако важно следить за тем, чтобы это не вошло в привычку.

Установите правила заранее

Вам будет намного проще управлять тем, как и сколько ваш ребенок проводит перед экраном, если все будут заранее знать, какие правила приняты у вас дома. Выберите конкретную часть дня и добавьте в свое расписание просмотр мультиков — например, полчаса перед обедом.

Так ребенок будет знать, когда он сможет увидеть очередную серию «Малышариков», когда надо будет закончить просмотр (когда его позвали обедать), а вы будете знать, сколько времени ежедневно он проводит перед экраном.

Если вам это понадобится, вы сможете без труда увеличить время просмотра — это намного проще, чем сокращать экранное время, которое бесконтрольно увеличилось до космических масштабов.

Смотрите вместе с ребенком

Да, это так себе совет, если вы надеялись сходить в туалет в тишине или пообедать, пока ребенок очарован голубым экраном, однако если у вас есть возможность, то вы можете использовать совместный просмотр мультиков как еще один способ стать ближе к ребенку и превратить то, что он смотрит в по-настоящему развивающий контент.

Объясняйте ребенку непонятные слова, задавайте ему уточняющие вопросы и обсуждайте увиденное после того, как все закончилось — так у вас получится выжать по максимуму даже из самого скучного мультика. Заодно вы научите ребенка не просто бездумно залипать в экран, а думать и анализировать происходящее на нем.

Внимательно отбирайте контент

Далеко не все детские мультики и передачи одинаково полезны (и вообще полезны) — и следить за этим необходимо родителям. Детские психологи отмечают, что для того, чтобы просмотр телевизора не превращался в способ временно «выключить» ребенка, а приносил ему еще какую-то пользу, важно, чтобы ребенок смотрел качественные и познавательные видео, рассчитанные на его возраст.

Еще по теме:  Почему через провод HDMI нет звука на телевизоре

Сделайте выбор в пользу мультиков и передач, которые вовлекают ребенка в процесс (например, видео, в которых ребенку предлагают отвечать на вопросы или вступать в «диалог» с героями), а также тех, которые демонстрируют позитивное взаимодействие между персонажами — мультики с большим количеством «экшена» вызывают у детей слишком много сильных эмоций и могут провоцировать агрессию.

Подавайте правильный пример

Дети многому учатся, просто наблюдая за своими родителями. Понятное дело, что это не всегда возможно, но все же помните о том, что иногда важно откладывать все свои гаджеты в сторону и проводить время с ребенком, не отвлекаясь ни на что.

Это же касается экранов перед сном или за обеденным столом — обращайтесь с ними так, как вы хотели бы, чтобы ваш ребенок обращался с ними, когда подрастет. Убедитесь, что ваши дети видят родителей не только перед экраном телевизора или телефона, но и за другими занятиями — например, на прогулке, во время занятий спортом или собственных хобби.

Отмените «фоновый режим»

Превратите экранное время в небольшой ритуал — сделайте так, чтобы посмотреть мультики можно было только в определенном месте, в определенное время, за пределами которого экран недоступен. Детям, которые находятся в комнате, где постоянно в фоновом режиме бубнит телевизор, сложнее концентрировать внимание на игре, они чаще отвлекаются и хуже включаются в собственные занятия.

Обратите внимание на то, что маленьким детям все равно, что смотреть — даже если вам кажется, что двухлетку совершенно не должны заинтересовать скучные новости, он все равно будет их смотреть, потому что яркая цветная картинка привлекает его больше, чем все остальное.

Следите за ребенком

Многих родителей пугают мультики, потому что после них ребенок становится «бешеным» и «неуправляемым». Ответ тут один: все дети разные, и в зависимости от темперамента, возраста и времени суток они будут реагировать на разные мультики по-разному.

Для того, чтобы понять, какой формат экранного времени вызывает у вашего ребенка минимальную негативную реакцию, наблюдайте за ним во время просмотра мультфильмов и видео, обращайте внимание на то, как это влияет на его поведение, состояние и сон, и корректируйте расписание экранного времени в зависимости от особенностей именно вашего ребенка.

Чего делать точно не стоит?

Кормить под мультики

Простите, родители малоежек, но несмотря на то, что эта схема кажется рабочей, делать так не стоит. Дети, которых кормят перед экранами, может быть, и быстро сметают все с тарелки, однако при этом у них формируются вредные и даже опасные пищевые привычки.

Дети не чувствуют вкуса еды, не могут оценить степень своего насыщения, не могут понять, нравится им конкретный продукт или нет — это значит, что в будущем им будет сложно прислушиваться к своему организму и питаться интуитивно. Дети, которые привыкли есть за просмотром мультиков, чаще склонны к ожирению и расстройствам пищевого поведения.

Заменять мультиками человеческое общение

Разноцветные мультперсонажи и детские блогеры не заменят ребенку общения с родителями и сверстниками, не помогут ему отработать важные социальные навыки и почувствовать себя важным и нужным.

Также психологи отмечают, что не стоит использовать экранное время как способ отвлечь ребенка от его переживаний — например, если малыш чем-то расстроен, не стоит успокаивать его при помощи любимого мультика — так он не научится проживать и контролировать собственные эмоции.

Заменять мультиками детский сад, бебиситтера, свободную игру

Пандемия вынудила многих родителей работать из дома, причем многим пришлось делать это прямо с детьми. Да и до пандемии многим взрослым приходилось проводить целый день в одной квартире с ребенком и пытаться при этом сделать свои дела.

Каким бы заманчивым ни казался вариант посадить ребенка на целый день перед телевизором, педиатры и психологи рекомендуют так не делать — длительные «марафоны» перед экраном, особенно на регулярной основе, негативно сказываются на здоровье растущего организма. День, проведенный перед экраном, может стать «спасательным кругом» в экстренной ситуации, но точно не должен становиться обыденностью.

Что в итоге?

В современном мире практически невозможно вырастить ребенка в отрыве от мультфильмов, игр, и другого развлекательного контента, да и не надо — запретный плод всегда сладок. После двух лет ребенку можно начинать показывать простые мультики или образовательные передачи, ориентированные на его возраст, однако здесь важно стараться соблюдать рекомендованные ограничения и принимать участие в выборе того, что смотрит ваш ребенок.

Мультфильмы, какими бы образовательными они ни были, не могут стать полноценной заменой окружающего мира или общения с близкими — ваш тоддлер узнает о мире намного больше, ковыряясь палкой в грязной луже, чем за просмотром документалки на BBC — и об этом важно помнить.

Покажите ребенку (в том числе — личным примером), что мультики — это лишь малая часть жизни, в которой много всего интересного и увлекательного. И не вините себя за то, что иногда ребенок смотрит слишком много мультиков — ключевое слово здесь «иногда», большинство негативных эффектов возникает только при регулярном злоупотреблении экранным временем.

Ещё почитать по теме

10 причин, по которым переживают родители малышей (а зря)

Источник: n-e-n.ru

Оцените статью
Добавить комментарий