Когда-то, в советские времена, был в нашей области завод, на котором делали телевизоры. Сначала черно-белые, потом потихоньку и цветные. Завода давно нет, а «родных» телевизоров сегодня в стране вообще не осталось. В магазинах только «Сони», «Хитачи», «Шарпы», «Панасоники» и т.д.
Но в конце 50-х годов прошлого века славный ламповый «Рекорд» Александровского завода был, как бы сейчас сказали, главным хитом продаж. Чтобы купить телевизор, нужно было выстоять немалую очередь, а на вечерние просмотры по единственному каналу к счастливым обладателям дефицита собирались все соседи. Сериалов еще не было, смотрели то, что показывали. Важен был сам процесс времяпрепровождения у экрана.
Лет десять, если не больше, александровские «Рекорды» успешно продавались. Простейший аппарат первого поколения оказался довольно удачным по конструкции и надежным по исполнению. Конечно, и «Рекорды» время от времени ломались, но появились ателье по ремонту телеприемников, где заветные ящики быстро и довольно качественно чинили. Профессия телемастера стала престижной, работы ребятам хватало, а денег клиенты не жалели.
ТОП ТЕЛЕВИЗОРЫ СССР
За последующие десять лет в СССР выпуск черно-белых телевизоров был налажен неплохо, фактически каждая семья к концу 60-х имела телевизор. И примерно каждый третий — александровского завода. Но мир не стоял на месте. На Западе, и особенно в Америке, примерно в то же время бурными темпами развивалось уже цветное телевидение, в середине
60-х в США было уже 20 миллионов цветных телевизоров, причем выпускавшие их фирмы сделали великолепный маркетинговый ход. Первый миллион цветных приемников они продавали себе в убыток, по явно заниженным ценам, чтобы «приучить» американцев к цвету. Прибыль началась со второго миллиона, когда черно-белое изображение стало совсем немодным и непрестижным.
Попытки создать отечественный цветной телевизор в СССР оканчивались неудачей. Мы могли сделать лучший в мире танк, лучший самолет или ракету, но сделать лучший телевизор или магнитофон не могли. Никак не получалось. Цветные телевизоры требовали совершенно иной комплектующей базы, иных деталей и гораздо более тщательной сборки.
В общем, требовали других мозгов и другой философии производства. Первые цветные «Рекорды» собирались из французских деталей, своих просто не было, и были по-русски громоздки и ломки. К тому же стоили бешеных денег — более 700 рублей. Удивлять мир нечем, наши производители цветных телевизоров вроде даже смирились с безнадежным отставанием, их вполне устраивали вторые роли, тем более черно-белые аппараты продолжали успешно продаваться. План выполнялся, сбыт налажен, премии в кармане — зачем лишние хлопоты и дорогостоящие эксперименты?!
Но экспериментировать все-таки пришлось, и не по своей воле.
На всемирную выставку с отечественным телевизором
В один прекрасный (или несчастный?) весенний день 1967 года трех ведущих конструкторов александровского завода срочно вызвали в обком партии. Технари даже не предполагали зачем, но делать нечего, приехали в обком, который тогда располагался рядом с Золотыми воротами. Их вежливо встретили, напоили чаем и препроводили к самому первому секретарю. Первый оказался вполне доброжелательным человеком, обстоятельно расспросил инженеров о житье-бытье, поинтересовался, есть ли проблемы, чем помочь.
Почти ВСЕ телевизоры СССР (1931-2000)
Проблемы, конечно, есть, ответили конструкторы, как не быть! Но все преодолимо, серьезного вроде ничего.
— А как дела с выпуском цветных телевизоров? — осторожно спросил первый.
— Нормально, выпускаем, — не менее осторожно ответили инженеры.
— Вот и отлично, через два дня вас ждут в ЦК на Старой площади в отделе легкой промышленности. Вот пропуска, подготовьте свои предложения и вопросы.
Через два дня все те же конструкторы, к которым присоединился чуявший недоброе директор завода, прибыли в ЦК. Их не менее вежливо встретили, напоили вкуснейшим чаем с пирожным и пригласили в огромный, казенно обставленный кабинет, где уже расположились за столом какие-то неизвестные люди.
Через минуту в кабинет вошел мужчина в строгом черном костюме и представился заведующим отделом ЦК КПСС. Вместе с ним вошел мужчина неопределенной внешности в еще более строгом костюме. Этот даже не представился, молча сел поодаль.
— Ситуация сложная, — начал представившийся мужчина. — Через два месяца в Монреале начнется всемирная выставка Экспо-67. Она состоится в знаменательный год, год 50-летия нашей великой революции. К этому времени нужно срочно сделать 50 отечественных цветных телевизоров, которые по всем параметрам превосходили бы зарубежные аналоги.
Телевизоры нужно сделать из советских комплектующих. Подчеркиваю, даже последний винтик должен быть отечественный, не говоря уж о самой начинке. На карту поставлен престиж первого в мире социалистического государства. Надеюсь, вы это понимаете!
После таких слов первым обреченно кивнул директор завода, мол, понимаем. Потом закивали и остальные.
— Мы связались с вашим обкомом, думаем, лучшего исполнителя уже не найти. Работайте, товарищи, и не забывайте о сроках.
Чего-чего, а уж сроков точно не забудешь. С первых слов профессионалам стало ясно, что задача поставлена заведомо невыполнимая. Если собирать телевизор из отечественного барахла, он получится размером с трактор, о качестве лучше не говорить. Но с ЦК не поспоришь, есть приказ — извольте выполнять.
После короткой аудиенции вспотевшая александровская делегация вывалилась из ЦК, и все дружно и немедленно выпили водки прямо в машине. Пили и всю дорогу домой, а что еще оставалось? Под конец пути директор пришел чуть ли не в бешенство, от него доставалось всем: и родной промышленности, и «долбаному» ЦК, и злой судьбине, которая вручила ему под начало «этот треклятый» завод, и чертовым цветным телевизорам, до которых нам, как до Луны. Причину такой агрессии директор объяснил уже у самого дома — оказывается, невыпущенные 50 телевизоров уже проданы за валюту иностранным товарищам по партии. Об этом ему ласково и максимально приватно сказал при выходе не представившийся мужчина.
Путь на Голгофу и внезапный хэппи-энд
На заводе начались бессонные дни и ночи. Сочувствовавшие коллеги-смежники в авральном порядке присылали на завод отечественные детали, взмыленное конструкторское бюро что-то чертило, предлагало новые нетрадиционные ходы. В экспериментальном цехе что-то паяли, меняли, доводили до ума. Увы, полностью отечественный телевизор к выставке с матом и без мата никак не мог быть собран.
Он вообще не мог быть готов в то время. А выставка в Монреале была все ближе, и это важнейшее мировое событие СССР хотел отметить самыми передовыми достижениями техники. Выставка должна была наглядно показать загнивающему Западу все преимущества социалистической системы, должна была поразить иностранцев грандиозностью наших свершений и планов.
Как когда-то поразила мир на Парижской всемирной выставке 1937 года 25-метровая скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Огромную многотонную статую везли в Париж в тридцати вагонах, а когда она была установлена над советским павильоном, то имела оглушительный успех. Во Франции повсюду продавались статуэтки, пепельницы, чернильницы с изображением «рабочего и колхозницы», а в Испании даже выпустили специальную почтовую марку.
ЦК торопил, торопил и обком партии. Директор смалодушничал и заверил, что основная работа сделана, не хватает недельки-другой, чтобы выпустить телевизоры в окончательном виде. Сроки наступили критические, и было принято единственно верное в той ситуации решение.
Плыть до канадского порта Голифакс примерно неделю, конструкторам было отпущено это время на то, чтобы довести конструкцию до ума и уже в Канаде выгрузить из трюмов хотя бы тридцать готовых телевизоров. На огромном лайнере «Шота Руставели» умельцам отвели несколько больших помещений, снабдили всеми необходимыми деталями, чертежами и оборудованием. Надо отдать должное простым советским инженерам. Они работали сутками, сломали все мозги, но проклятые «ящики» работать никак не желали.
За день до прибытия в Канаду директор, проклиная все на свете, позвонил в ЦК и честно сказал, что задача невыполнима.
— Вы можете собрать хоть один достойный телевизор из французских деталей?
— Легко.
— Собирайте и оставьте его на палубе. Остальные недоделанные из наших деталей загрузите в контейнер и везите на выставку.
— А как же наши товарищи по партии, они уже выложили за них валюту?
— Делайте, что вам велено!
Утром корабль прибыл в порт и началась разгрузка. Аккуратно упакованный контейнер с «отечественными телевизорами» подхватил огромный башенный кран. Все шло обычным порядком, но вдруг на максимальной высоте контейнер сорвался с крюка и с грохотом рухнул на рельсы. Наши «телевизоры» разлетелись на мелкие детали, а наши ребята просто не поверили своему счастью.
Руководство порта потом долго извинялось, мол, первый такой случай за тридцать лет. По страховке Советскому Союзу заплатили огромные деньги за гибель «уникального товара», покупателям возместили ущерб, а первый советский цветной телевизор произвел на выставке оглушительное впечатление. В буквальном смысле слова.
Когда наши вернулись домой, всю команду вновь вызвали в ЦК и уже невежливо вздрючили по полной программе. Все тот же неизвестный мужчина при выходе сказал директору, что в следующий раз КГБ не станет решать проблемы нашей телевизионной промышленности.
— Вертитесь сами! — сказал мужчина. — У нас своих дел невпроворот.
Источник: vedom.ru
Одиннадцать легендарных советских телевизоров
10 мая 1932 в Ленинграде на заводе «Коминтерн» была произведена первая партия советских телевизоров – 20 пробных экземпляров устройства с названием Б-2. Это дало начало отечественному производству телевизионных приемников, которое имело периоды взлета и падений, успехов и неудач. И сегодня мы расскажем про 10 самых известных, легендарных телевизоров советской эпохи, некоторые из которых до сих пор работают по прямому назначению…
Телевизионная приставка Б-2
1. Телевизор Б-2 был выпущен еще до того, как в Советском Союзе началось регулярное телевещание. Он был разработан в 1931 году Антоном Брейтбартом, тестовая партия была выпущена в 1932, массовое производство началось в 1933 и длилось до 1936.
2. Б-2 обладал экраном 16 на 12 миллиметров с разверткой в 30 строчек и частотой 12,5 кадров в секунду. Это сейчас такие размеры и показатели кажутся смешными, а тогда устройство считалось невероятно современным с технологической точки зрения.
Впрочем, Б-2 был не телевизионным приемником, как привычные нам телевизоры, а лишь приставкой, которую необходимо было присоединить к средневолновому радио.
3. В конце тридцатых – начале сороковых годов в Советском Союзе выпускалось сразу несколько моделей электронных телевизоров, частично по американской лицензии, частично собственной разработки, но массовым продуктом они так и не стали – помешала Великая Отечественная война. А первым по-настоящему «народным» аппаратом стал КВН-49.
4. Ставший легендарным телевизор был разработан в Ленинградском НИИ телевидения инженерами Кенигсоном, Варшавским и Николаевским, в честь которых и получил свое название. Этот аппарат стал одним из первых в мире, рассчитанным на стандарт разложения 625/50.
КВН-49 выпускался в разных модификациях до 1967 года, но он до сих пор известен широкой общественности благодаря необычному виду (навесная линза с водой или глицерином для увеличения изображения) и популярной юмористической игре, получившей название в его честь.
Т-2 «Ленинград»
5. Телевизор «Ленинград Т-1» выпускался Ленинградским заводом им. Козицкого с 1947 года. Первые несколько сотен телевизоров «Ленинград Т-1» были выпущены в конце 1946 года, а закончился выпуск в конце 1948 года. Телевизоры были рассчитаны на приём изображения с чёткостью в 441 строку, но с возможностью переделки на стандарт в 625 строк, что в 1947 году и было сделано.
6. В 1957 году началась эпоха советских телевизоров под легендарной маркой Рубин. В этом году стартовало серийное производство телевизионного приемника Рубин-102, которое длилось в течение 10 лет. За это время было создано более 1 миллиона 328 тысяч его экземпляров.
7. Рубин-102 мог принимать 12 телеканалов (реально было куда меньше) и переключаться на радиоволны. В нем также были гнезда для магнитофона и звукоснимателя.
8. Но все-таки название «Рубин» у нас ассоциируется, в первую очередь, с телевизионным приемником Рубин-714. Он не был первым советским цветным телевизором, но стал одним из самых массовых в стране – за девять лет в 1976-1985 годах было выпущено 1 миллион 443 тысяч экземпляров, из которых 172 тысячи ушло на экспорт.
10. Но даже эти огромные показатели меркнут, если сравнивать их с количеством произведенных телевизоров Рассвет-307. Ведь за всю историю данной модели и очень близкой к ней 307-1 было выпущено 8 (!) миллионов штук.
11. Этот черно-белый телеприемник начал выпускаться в 1975 году, когда уже появились цветные телевизоры, и, тем не менее, все равно завоевал огромнейшую всесоюзную популярность. Произошло это, в первую очередь, из-за высокой надежности аппарата, а также его малой цены, по сравнению с цветными конкурентами.
Рекорд В-312
12. Еще один сверхпопулярный черно-белый телевизор, который массово выпускался и продавался в эпоху, когда уже вполне производились цветные приемники. Рекорд В-312 можно было купить в двух вариантах оформления: в отделке под дерево с глянцевой поверхностью и с покрытием текстурной бумагой.
13. Телевизор Рекорд В-312 выпускался с 1975 года по середину восьмидесятых. Людям он запомнился тем, что в нем было очень сложно проворачивать тумблер для переключения каналов, особенно, если потерялась ручка, и часто приходилось использовать для этого плоскогубцы или пассатижи.
Горизонт Ц-355
14. А пределом мечтаний советского человека считался телевизор Горизонт Ц-355, выпускавшийся на Минском радиозаводе с 1986 года. Этот телеприемник был невероятно дефицитным устройством – люди готовы были переплачивать значительные суммы за право купить такое устройство себе домой.
15. Дело в том, что в отличие от других советских телевизоров, Горизонт Ц-355 комплектовался японским кинескопом Toshiba с углом отклонения лучей в 90 градусов. А потому телевизор не требовал дополнительной регулировки изображения, а также был куда более надежным, чем приемники с отечественными комплектующими.
16. Одним из лучших украинских заводов, которые занимались выпуском телевизоров, считался концерт Весна из Днепропетровска. Первый телеприемник там был выпущен в 1960 году, но расцвет предприятия пришелся на семидесятые-восьмидесятые года. Самым известным и массовым продуктом этого производителя был телевизор Весна-346 (он же – Янтарь-346).
17. Телевизор Весна-346 выпускался с 1983 года и стал последней успешной моделью днепропетровского завода – последующие не снискали большой популярности, а в девяностых годах предприятие, как и многие другие, не выдержало конкуренции со стороны иностранной техники и приостановило производство.
Электрон Ц-382
18. Еще одним легендарным производителем телевизоров в УССР был львовский завод «Электрон». В восьмидесятых годах он выпустил сразу несколько популярных на весь Советский Союз моделей цветных телевизоров, самой массовой из которых считается Электрон Ц-382.
19. Электрон Ц-382 выделялся среди других советских телевизоров той эпохи хорошим качеством изображения, высокой надежностью, стильным дизайном и низким потреблением электричества. В том числе, благодаря успеху этой модели, каждый четвертый телевизор в СССР в восьмидесятых годах был производства концерта «Электрон».
Завод «Электрон» и сейчас производит телевизоры под собственной маркой. Правда, их популярность куда меньше, чем в советские времена.
20. Ровесник – самый маленький телевизор, выпускавшийся в Советском Союзе. Это портативный переносной телеприемник, который можно было купить в собранном виде, либо в виде конструктора, чтобы сложить устройство самому согласно инструкции. Последний вариант стоил на 20 рублей дешевле – 100 руб.
21. Телевизор Ровесник обладал экраном с диагональю 8 сантиметров и весил без аккумулятора всего 1,4 килограмма.
Источник: vakin.livejournal.com
5 необычных импортных телевизоров СССР, которые хотели себе все
Телевизор в СССР был главным украшением праздничного стола. Каждая семья стремилась заполучить хотя бы обычный, а те, у кого запросы были более амбициозные, хотели себе импортный. Еще в советский период телевизор занял одно из ведущих мест в доме, не теряя своих позиций по сей день. О том, какие импортные устройства хотел себе каждый, рассказываем ниже.
«Вега»
Многие модели телевизоров зарубежного производства так или иначе мелькали в кинолентах советских режиссеров. При создании убедительного образа персонажа, который, к примеру, имел доступ к импортному товару, продумывали каждую деталь интерьера в его жилище. Чтобы продемонстрировать зажиточность героя как раз и показывали в кадре телевизоры, привезенные из-за границы. Одним из первых таких «звезд» стал немецкий телевизор со скругленным корпусом.
PHILCO PREDICTA
Тенденция к округлению конструкции телевизора стала себя проявлять еще в 50-х годах прошлого столетия, когда на рынок стал выходить американский продукт компании PHILCO PREDICTA. Данный дизайн тогда стал прорывом, ведь отвечал главным трендам в сфере общества и науки — началу освоения космоса человеком. Поэтому дизайнеры и стали уходить от стандартной квадратной формы приемника, придавая ему космическую выпуклость и округлость линий. Кстати, о самых знаменитых лайфхаках из СССР мы писали ранее.
Keracolor
Британские производители тоже не отставали, предлагая в 70-х годах миру телевизор с весьма странным и уж точно космическим дизайном. Устройство в виде сферы было оснащено небольшим экраном, что уж очень было похоже на скафандр космонавта.
Indesit T12SI Matr 761
Данная модель выполнена в более сдержанном дизайне, однако не лишена скруглений в своей конструкции. Плавные линии корпуса повторяют детали экрана, отчего дизайн выглядит необычно и гармонично. Цвет, естественно, придает дерзости образу телевизора.
Nordmende Spectra Color Studio 4
Еще одна уникальная идея состояла в одновременной демонстрации нескольких экранов. Каждый из них обладал своими минимальными настройками, что позволяло просматривать несколько передач в одно время.
Также предлагаем узнать, в каких советских домах, которые стали провальными в строительстве квартир, до сих пор живут люди.
А какой телевизор впечатлил вас больше всего?
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек
Источник: travelask.ru