(1) В редакции мне сказали: поскольку вы все равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2) Я обещал. (З) Было у меня, конечно, и некоторое свое отношение к телевизору. (4) Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5) Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.
– (6) Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7) Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8) Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или по крайней мере умело используют досуг. (9) Но потом серое пятно гаснет – и все. (10) Пустота. (11) Ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом.
Решаем вместе 6 и 7 задания ЕГЭ (грамматические и речевые ошибки)
(12) Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я все же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.
(13) Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления. (14) С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15) В ней сейчас тридцать три дома. (16) Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17) Первый телевизор куплен в 1959 году, последний – неделю назад.
(18) Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19) 3атем постановки, то есть спектакли. (20) На третьем месте – футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонек».
(21) Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны – беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22) Над этим стоит задуматься. (23) Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24) Думаете, ее стали бы слушать и смотреть поэты? (25) Отнюдь. (26) Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чужой профессии. (27) Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку.
Об авторе: Солоухин Владимир Алексеевич (1924–1997), русский советский писатель, поэт, прозаик, автор известных очерковых книг «Владимирские проселки», «Капля росы».
Задания к тексту 2
1. Какой вопрос находится вне поля зрения автора статьи?
а) Как влияет телевизор на формирование отношения человека к жизни?
б) Чем отличается творческое восприятие жизни от пассивного?
КАКОЙ ТЕЛЕВИЗОР ВЫБРАТЬ В КОНЦЕ 2022? TCL, Haier, Hisense, Toshiba — ЦЕНЫ!
в) Какие телепрограммы можно считать хорошими?
г) Какие телепрограммы интересны зрителю?
2. Определите стиль и ведущий тип речи текста.
а) Научный, рассуждение.
б) Публицистический, рассуждение.
в) Художественный, повествование.
г) Художественный, описание.
3. Значение какого слова определено неверно?
а) Досуг – свободное от работы время;
б) грядущий – настоящий;
в) пассивность – вялость, безучастность;
г) симфонический – оркестровый.
4. Из предложения 12 выпишите все пары контекстных антонимов и контекстные синонимы.
5. Из предложения 6 выпишите слово, в котором звуков меньше, чем букв.
6. Из предложения 12 выпишите слова с чередованием гласных в корне.
7. Из предложений 23–24 выпишите все глаголы 1-го спряжения.
8. Из предложения 27 выпишите грамматическую основу.
9. Среди предложений 13–20 найдите бессоюзное сложное предложение, одна из частей которого – неполное предложение. Запишите его номер.
10. Среди предложений 6–12 найдите простое односоставное назывное предложение. Запишите его номер.
11. Определите способ подчинения придаточных в предложении 13.
12. Укажите количество грамматических основ в предложении 18.
13. Укажите тип сказуемого в предложении 22.
14. Выберите верное объяснение постановки двоеточия в предложении 11.
Ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом.
а) Простое предложение, обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.
б) Бессоюзное сложное предложение, второе предложение раскрывает смысл первого.
в) Бессоюзное сложное предложение, второе предложение указывает на причину.
г) Бессоюзное сложное предложение, первое предложение указывает на условие.
15. Из предложения 27 выпишите словосочетание с типом связи согласование. Замените это словосочетание синонимичным с типом связи управление.
16. Из предложения 12 выпишите устойчивое словосочетание (идиому).
17. Из предложения 8 выпишите разносклоняемое существительное.
18. Среди предложений 9–15 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Запишите их номера.
19. Среди предложений 15–23 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения, перешедшего в существительное. Запишите его номер.
20. Соотнесите средства выразительности с предложениями текста:
а) ряды однородных членов;
б) вопросно-ответная форма изложения;
в) лексический повтор;
Предложения: 9, 12, 13, 24–26.
Работа над сочинением-рассуждением по предложенному тексту
I. Напишите вступление к сочинению. Во вступлении постарайтесь поразмышлять о том, какую роль в нашей жизни играет телевидение, какие передачи интересны зрителю.
Все мы время от времени смотрим…
Разных людей привлекают разные…: одним нравятся…, другим…, третьим…
II. Сформулируйте проблемы, поставленные автором текста.
Какое отношение к искусству и к жизни вырабатывает…?
Какие телепрограммы интересны…? Над этими вопросами задумывается…
III. Прокомментируйте проблемы, поставленные автором текста, сформулируйте авторскую позицию (по каждой проблеме), учитывая следующие вопросы:
1. Для чего автор приводит свой разговор с английским фермером?
2. Какое языковое средство помогает выразить мысль о том, что телевизор поглощает время и энергию человека?
3. С какой целью автор прибегает к употреблению контекстных антонимов (предложение 12)?
4. На какие размышления натолкнул автора текста опрос, проведенный среди жителей деревни?
5. К каким выводам приходит автор, анализируя результаты опроса?
IV. Сформулируйте идею текста. Как автор убеждает читателя в своей правоте?
Вспоминая разговор…, автор пытается убедить читателя в том…
Метафорой… выражена мысль о бессмысленности…
Контекстные антонимы… подчеркивают контраст между активным и пассивным…
Проанализировав результаты опроса, автор приходит к интересным выводам: .
По мнению автора текста, человеку интереснее прикоснуться к тайнам чужой профессии, чем…
V. Напишите о своем отношении к авторской позиции. Подумайте о том, можно ли считать просмотр художественного фильма или спектакля пустой тратой времени. В каких случаях просмотр телепрограмм лишь отнимает время человека и ничего не дает ему? Интересны ли, на ваш взгляд, передачи, в которых рассказывается о том, с чем человек не сталкивается в своей жизни и деятельности, о тайнах других профессий?
Мысль автора… представляется несколько категоричной: хороший фильм или спектакль, интересная познавательная или учебная передача…
Однако если телепрограмма плохого качества…
Каждому человеку, наверное, интересно узнавать о чем-то новом…, поэтому…
Ключи к заданиям по тексту 2
4) контекстные антонимы: творец – зритель, раньше – теперь, поют – слушают, пляшут – смотрят; потребительское – активное, живое, творческое; контекстные синонимы – активное, живое, творческое;
6) считая, творец, творческое;
7) думаете, стали, слушать;
8) рассказ интереснее;
11) однородное соподчинение;
13) составное глагольное;
15) городскому человеку – согласование, человеку из города – управление;
20) а – 12, б – 24–26, в – 13, г – 9.
Примерное сочинение-рассуждение по тексту 2
Все мы время от времени смотрим телевизор, и всех нас привлекает разное: один больше тяготеет к просмотру художественных фильмов, другого интересуют политические программы, а третьего – передачи научно-популярной тематики.
Какое отношение к искусству вырабатывает просмотр телепрограмм и что интересно зрителям? Над этими вопросами размышляет автор статьи.
Вспоминая разговор с английским фермером, который считал телевизор бедствием, В.Солоухин пытается убедить читателя в том, что телевизор вырабатывает у человека потребительское отношение к искусству; контекстные антонимы (пели – слушают, плясали – смотрят)подчеркивают контраст между активным и пассивным восприятием действительности.
Что же нужно зрителю? Проанализировав результаты опроса, проведенного среди жителей деревни, автор приходит к интересным выводам: из всех телепрограмм зрителей особенно интересуют художественные фильмы, театральные постановки, спортивные и научно-популярные передачи, концерты, и неожиданным показалось автору то, что сельских жителей совершенно не интересуют передачи, посвященные сельскому хозяйству.
Задумавшись над таким результатом опроса, В.Солоухин задается вопросом: стали бы поэты смотреть передачу об основах стихосложения? Будучи литератором, поэтом, автор отвечает на этот вопрос категоричным отказом: «Отнюдь». Таким образом, по мнению автора статьи, человеку интереснее «коснуться тайны чужой профессии», чем смотреть о том, что давно известно и хорошо знакомо.
Мысль автора о том, что телевизор вырабатывает потребительское отношение к искусству, представляется несколько категоричной, ведь если человек смотрит хороший фильм, спектакль, он думает над тем, что видит на экране, переживает за героев, сравнивает свои представления о книге (если перед ним экранизация литературного произведения) с видением режиссера, и таким образом обогащается внутренний мир человека. Другое дело, если просмотр передач не самого хорошего качества занимает все свободное время зрителя, тогда действительно телевизор является для человека серым пятном, поглощающим время, которое можно было бы потратить на более интересные и полезные занятия.
Авторское утверждение о том, что человеку интересно узнавать о тайнах чужой профессии, сомнения не вызывает: ведь любой человек старается расширить свои представления об окружающем мире.
Источник: www.seznaika.ru
Научно-педагогический портал
Создание сайтов для
образовательных учреждений
Крестьянские мысли про телевизор
18 сентября 2020 — Сергей Пимчев
На этот очерк Владимира Солоухина я решил обратить ваше внимание… Знаете, он очень полноцветно, густо передал время, эпоху. Это деревня 60-х годов. Вроде бы война уже ушла, и в то же время большинство живущих её — помнят, она стала частью их жизни. И в быту это отразилось — никак люди не поднимутся, никак не отдышатся, не вздохнут свободно полной грудью. Слишком всё трудно достаётся.
60-е годы — время научно-технической революции. Её плоды приходят и в деревню. В ту самую деревню, где во время войны эти самые женщины вместо лошадей тащили на себе соху.
Пришёл телевизор. Вот о нём и очерк. Точнее, не о телевизоре, а о том — это наблюдает писатель, — как деревня, жители, крестьяне (т.е. основная масса населения страны) его воспринимает.
Эти исторические заметки ценны сами по себе, особенно для того, кто стремится историю понять не по учебнику, а вжиться, что ли, в эпоху.
Но интересен ещё и перенос этой, так сказать, «картинки» на современность, имея в виду и телевизор, и уже Интернет.
И о преимуществах сельского образа жизни — перспективные замечания, между прочим.
Владимир Солоухин. В нашей деревне — телевизор
В редакции мне сказали: поскольку вы все равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. Я обещал.
Вдогонку мне, уже в деревню, был послан своеобразный вопросник, чтобы легче было ориентироваться в таком обширном океане, каким является проблема телевизора. Среди вопросов были очень легкие («Сколько телевизоров в деревне? Есть телевизоры на ферме, в колхозном клубе?»), очень трудные («Есть ли у сельских зрителей ощущение, что телевизор рассказывает о единых интересах, делах, задачах всего народа, нет ли ощущения некоторого разрыва и даже противоречия во вкусах и интересах сельского и городского зрителя?»), очень странные («Влияет ли телевизор на жилищное строительство?») — одним словом, много всяких вопросов.
Было у меня, конечно, и некоторое свое отношение к телевизору. Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.
— Телевизор вырабатывает пассивность! — горячился фермер. — Вы только подумайте, мои дочери вместо того, чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того, чтобы читать и тем самым развивать свое воображение, вместо того, чтобы учиться петь, вместо того, чтобы рисовать, вместо того, чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того, чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уткнувшись в это серое пятно. Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. Но потом серое пятно гаснет и — все. Пустота. Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом… Ничего.
А если учесть, что в Англии несколько лет назад было на пятьдесят миллионов жителей двадцать миллионов телевизоров, то можно легко представить, какие будут грядущие поколения.
Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я все же однажды задумался и написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и т. д., то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.
Это для меня та половина математической задачи, которая характеризуется словечком «дано». Значит, предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления.
С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. В ней сейчас тридцать три дома. Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны телевизоров. Первый телевизор куплен в 1959 году, последний — неделю назад. Ни в клубе, ни на ферме, ни в свинарнике, ни на конном дворе, ни в телятнике, ни в кузнице телевизоров пока что нет.
Люди туда ходят главным образом работать (кроме клуба). Но в клубе почти ежедневно кино, значит, пришлось бы выбирать между кино и телевизором, а это в общем-то ни к чему.
И вот захожу, допустим, к тете Глафире (я побывал у всех одиннадцати владельцев телевизора). Глафира с мужем сидят пьют чай, на столе шумит самовар, сковорода с жареной картошкой. От чаепития отказываюсь. Сажусь в сторонке, начинаю заводить разговор. Так и так.
Попросили узнать, что больше нравится, что хотелось бы.
— Что нравится? Кины да постановки. Шурка, вон тот все футбол смотрит. И телевизор-то из-за него купили. Только кины все старые кажут, а то бывает день, не кажут совсем.
Нам бы кин побольше да постановок.
— Ну а если песни?
— Песни — хорошо. Особенно если Зыкина поет. Песни мы любим.
— А если просто музыка?
— Эти симфонии-то, что ли?
— Да.
— Эх уж нет, выключаем.
— А спорт?
— Бывает интересно. Вот намеднись такие финтифлюшки выделывали, просто страсть.
— Какие же финтифлюшки?
— Да ведь что? Залезает на самый верх, я думаю, выше клеверного стога, да оттуда в воду — бултых. И не просто прыгает, а несколько раз перевернется. А потом только, сердешная, до воды долетит. Страсть! Или зимой, другой раз, на лыжах.
Руки растопырит и летит, как птица. Только, я думаю, какой-нибудь тут обман. Не может человек так летать.
— Теперь вон в космос летают, — вставляет муж.
— Ну и что космос? Там в корабле или в луннике, а тут сам, как есть, одни лыжи на ногах. А ведь как ни лети, все равно на землю падать.
Я пишу не очерк, а статью, поэтому излишне было бы пересказывать весь разговор до конца, а тем более одиннадцать разговоров. Никаких особенно глубоких проблем из этих разговоров не возникло, но все же можно было сделать несколько главных выводов, которыми я поделюсь.
Удовлетворяя еще один пункт вопросника, скажу, что телевизор смотрят не всеядно, но выписывают программу и выбирают, что интереснее. Некоторые отвечают так: программу выписывали, а теперь на что? В газете все сказано — не надо никакой программы.
Как-то в «Литературной газете» промелькнула маленькая дискуссия об отношении телевизора и школьника.
— Выключаем, — твердо ответили мне в каждом доме, — если видим, что не так, либо прогоняем. Пока уроки не выучит, никакого тебе телевизора. А другой раз посмотришь — вечером интересная передача, говоришь: мальчишки, сегодня интересная передача, чтобы к этому времени все уроки были готовы.
Может быть, эти строки попадут в руки работникам телевидения, и, может быть, им интересно будет знать, что летом деревня (вся!) телевизора практически не смотрит. Темнеет поздно, в одиннадцать часов. Как раз до этого времени все в поле, на работе. Да если и не на работе: скотину пригоняют в десять. Пока загонят коров, пока подоят, пока уберутся — спать.
Ведь вставать снова в четыре, в пять, на самом рассвете. Исключение было только в дни первенства мира по футболу, когда даже трактористы уезжали с поля на своих тракторах. У нас в деревне механизаторы смотрели футбол сообща, в доме тракториста Юры. Перед его домом во время матчей возникла стоянка тракторов.
Чем ближе к осени, тем раньше темнеет, чем темней осенние вечера, тем больше деревенских людей смотрят телевизоры.
По степени интереса на первом месте (подтверждено во всех одиннадцати домах) стоит кино. Затем постановки, то есть спектакли.
(Не знаю, уместно ли здесь высказывать свою точку зрения на то, что спектакль по телевидению мне представляется профанацией почти так же, как спектакль в зрительном зале на несколько тысяч мест.
В драматическом спектакле главное, как мне кажется, — некоторая интимность всей обстановки и возможность видеть игру актеров в относительной близи. В игре драматического актера важно все — малозаметный жест, движение брови, шепот. Попробуйте шепнуть на огромный зрительный зал.
Телевизор, с замельченным изображением происходящего на сцене, а к тому же с неизбежным искажением чисто телевизионного характера, конечно, не может дать никакого представления об истинной игре актера. Остается только сюжет, только самая внешняя сторона спектакля.)
На третьем месте — «Клуб кинопутешествий», пение, концерты, «Огонек».
Специальные сельскохозяйственные передачи (агротехника, обмен опытом и пр.) не смотрят совсем. Василий Михайлович Жиряков, бывший бригадир нашего колхоза, заметил так:
— Ведь что? Страна большая. Сеют разное, и машины бывают разные. Те, которые у нас, нам показывать нечего, мы и так их каждый день видим. Те, которых у нас нет, например, для уборки чая или по обработке виноградников, нам смотреть ни к чему, все равно мы виноград разводить не будем.
— А какие же передачи смотреть для деревни вы хотели бы?
— А вот мало бывает передач, как бы это сказать… по домоводству. В газетах иногда пишут, как заготовить продукты впрок, консервировать, а по телевизору не кажут. Или как вязать, какие блюда как готовить. Мы вон умеем картошку жарить. Другой раз все есть: и мясо, и овощи, а вот как их повкусней сделать… Или напитки. Или, возьми, цветы.
Рассказали бы нам о разных цветах, в чем красота и особенность. Или по садоводству, по огородничеству. Но только не лекции эти, а чтобы все на практике показать, чтобы я увидел и научился. В деревнях вон пасеки исчезли. А если бы втолковали нам всю пользу меда, показали бы на деле, чтобы каждому захотелось пчел завести, была бы польза.
Нет, ничего такого не кажут.
Или вот, возьми, теперь народ в город из деревни бежит. Это, конечно, вопрос особый, говорить не будем. Но вот у меня телевизор с тысяча девятьсот пятьдесят девятого года…
Излагаю своими словами мысли Василия Михайловича. Он сказал, что ни разу за все эти годы не видел передачи, после которой стало бы ему гордо оттого, что он живет в деревне, и радостно, что живет в деревне, и почувствовал бы свое преимущество сельского зрителя (а преимуществ немало), и чтобы никогда не хотелось уезжать из деревни. Потому что телевизор, показывая современные танцы, песни, молодежные кафе, вообще обстановку современного города, косвенно агитирует за город против деревни. И в этом смысле пропаганда не ложной романтики, а реальных преимуществ села перед городом могла бы хоть немного уравновесить телепередачи. «Нет, не кажут», — заключил Василий Михайлович.
Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно — по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка, и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. Над этим стоит задуматься.
Может быть, в самом деле о новой машине уборки свеклы или чая, а равно о новом способе культивации почвы интереснее узнать городскому человеку. Это для него ново, необыкно-енно. Это обогатит его эрудицию. Это, может быть, просто по-человечески интересно. Представьте себе передачу об основах стихосложения. Думаете, ее стали бы смотреть и слушать поэты? Отнюдь.
Она была бы гораздо интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии.
Нужно, может быть, найти форму и в течение целой серии передач рассказать о серьезной симфонической музыке, о красоте оперы, чтобы впоследствии Чайковского и Бетховена в деревне слушали с большим удовольствием, нежели мимолетные эстрадные песенки.
Наконец, еще одно, последнее замечание. В сельский клуб и так мало ходит народу ввиду убожества клубной обстановки и клубной работы. Телевидение отнимает у клуба последних посетителей. Практически телевизор подменяет клуб и в недалеком будущем может подменить его совсем. Из этого факта должны сделать выводы и клуб и телевидение.
Клуб должен искать такие формы работы, которые заинтересовали бы крестьян, несмотря на то, что у них в переднем углу телевизор. Телевидение же должно понять, что на его плечи легла новая ответственность, коль скоро оно отвлекает людей от клуба.
Источник: kunalab.ru
Подготовка к сочинению. Вар.2.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Задание для подготовки учащихся к выполнению части С ЕГЭ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
(1) В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2) Я обещал.
(3) Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору. (4) Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5) Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.
— (6) Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7) Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8) Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. (9) Но потом серое пятно гаснет и – всё. (10) Пустота. (11) Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом…
(12) Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я всё же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.
(13) Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления.
(14) С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15) В ней сейчас тридцать три дома. (16) Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17) Первый телевизор куплен в 1959 году, последний – неделю назад.
(18) Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19) Затем постановки, то есть спектакли. (20) На третьем месте – футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонёк».
(21) Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22) Над этим стоит задуматься. (23) Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24) Думаете, её стали бы слушать и смотреть поэты? (25) Отнюдь. (26) Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии. (27) Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку. (По В.Солоухину)
А27. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
1) Телевидение вырабатывает пассивное отношение к жизни.
2) Телепередачи должны быть не только развлекательными, но и познавательными.
3) Передачи о тайнах профессии интереснее смотреть тем, кто интересуется этим делом, а не специалистам.
4) Смотря телевизор, не научишься петь.
В8. «В сфере творческих интересов писателя и публициста Владимира Солоухина находились прежде всего история и культура родной страны. Например, в данном отрывке из очерка В.Солоухин обсуждает вопрос о влиянии телевидения на традиции народа. Спокойная, размеренная интонация и __________(«как потребляют, что потребляют» в предложении 13) подчёркивают заинтересованное и в то же время вдумчивое отношение автора к проблеме. Для того чтобы выявить остроту проблемы, писатель использует такой троп, как_________(«серое пятно» в предложениях 7 и 9) и такое лексическое средство выразительности, как_________(«потребительское» — «активное, живое, творческое» в предложении 12). ___________(предложения 24 – 26) отражает стремление В.Солоухина вовлечь читателя в совместные размышления о роли телевидения».
Телевидение – величайший дар цивилизации. Оно давно стало частью нашей жизни. Одни считают его благом, другие говорят о губительной силе этой новой культуры.
Вот и В.Солоухин, известный писатель и публицист, говорит о влиянии телевидения на человека. Сам автор считает, что «в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль». Однако, обращаясь к этой проблеме, он вспоминает разговор с одним английским фермером, который назвал телевизор бедствием, вырабатывающим пассивность.
Он вспоминает, что однажды и сам задавался вопросом, почему раньше сами пели и плясали, а теперь слушают, как поют, и смотрят, как танцуют другие. Возможно, автор предполагал, что это только городские жители подвержены пассивности и потребительски относятся к искусству и жизни вообще. Наверное, другое дело – деревня. Несомненно, здесь и ритм жизни другой, и люди пытливее и активнее городских.
Довелось как-то автору побывать в деревне. Изучив спрос на телепрограммы, он пришёл к выводу, что и здесь предпочтение отдаётся передачам развлекательного характера. Выходит, прав английский фермер, назвав телевизор бедствием, ведь пустое времяпрепровождение перед телевизором не добавляет человеку необходимых навыков.
Из учебников мы знаем, что творческое начало человека рождается в подсознании. В подсознание попадает только то, что прошло через чувства. Перед телевизором мы уже редко проявляем свои эмоции, тем более их нет, когда смотрим кино и что-нибудь жуём. Перспектива открывается жутковатая. По сути мы уподобляемся животным, изо дня в день, из года в год бесстрастно взирая на мир, полный радости, красоты и чудесных открытий.
Я согласна с автором в том, что чрезмерное увлечение телевизором рождает потребительское отношение не только к искусству, но и к жизни. Сколько раз злилась на себя за бесцельно проведённое перед телевизором время. Конечно, телевидение – бесценный дар цивилизации. За вечер можно посмотреть любимый фильм, побывать во многих уголках планеты, узнать, как правильно клеить обои, но ничто не заменит живых впечатлений от предпринятого путешествия, от общения с книгой, от результатов собственного труда.
Владимир Солоухин – известный поэт, писатель, публицист, в центре творческих интересов которого всегда были история и культура родной страны. В предложенном отрывке из очерка писатель поднимает проблему влияния телевидения на человека.
Составьте рецензию на сочинение по тексту, исходя из критериев оценки сочинения.
Формулировка проблем исходного текста
Источник: nsportal.ru