Сделать колонки для телевизора своими руками

Я человек одновременно увлекающийся, рассеянный и ленивый. Поэтому моя история про самодельную акустику (равно как и про любой другой DIY проект)- это длинный, вялотекущий сериал, наполненный случайностями и ошибками.. Заинтригованы? 🙂

Несколько лет назад, когда я начал интересоваться этой темой , я решил, что начинать эксперименты нужно на основе чего-нибудь дешевого. Звучит сомнительно, понимаю. Для своего проекта я выбрал самый популярный тип АС: 2-полосная система полочного типа. Такие акустические системы являются золотой серединой для среднестатистического любителя звука, живущего в обычной квартире. После продолжительных поисков компонентов была куплена пара мидбасовых динамических головок производства новосибирского завода НОЭМА: динамики 35ГДН-62–8 — дешево и сердито.

С этими динамиками я немного поигрался, провел несколько домашних тестов и благополучно убрал их на хранение в коробку. Вернулся к самоделке через несколько лет и не придумал ничего лучше, чем купить ВЧ головки на Алиэкспресс.. Да, я предупреждал, что мои истории наполнены неожиданностями и ошибками! Пищалки стоили недорого, при этом относились к гордой категории ленточных.

Саундбар из забытых колонок.Вот это звук!

Однако когда они приехали из Китая, качество их исполнения наводило на мысли, что никуда они не годятся — хлипкий пластик, маленькие магниты и т.д. Измерения показали очень неровную АЧХ, с полого возрастающей характеристикой. Эти излучатели годятся максимум на роль супер-пищалок:

Неопытный аудиофил, возможно, подумает, что супер-пищалка — это такая более лучшая пищалка (супер же). На самом деле супер-твиттер — это дополнительный ВЧ излучатель, удел которого — работа в самой верхней части звукового спектра. Он обычно как бы дополняет основной ВЧ или ШП динамик, добавляет воздуха…

В общем, было решено оставить их в проекте и использовать как раз в роли супер-пищалок — не пропадать же добру! Для воспроизведения основного ВЧ диапазона были выбраны также довольно странные динамики — Visaton TW 70/8.

Это недорогие бумажные излучатели, которые чаще всего покупают для замены сгоревших пищалок в старой акустике. Если честно, я уже и не помню, почему выбрал именно их.. Могу лишь предположить по обрывкам знаний, что бумага на ВЧ дает хорошую полновесную атаку на перкуссионных инструментах.. В общем, тарелочки должны цокать натурально и полноценно :).

В защиту китайских ленточных пищалок все-таки стоит отметить их разрешение, которое я оценивал по графикам кумулятивного затухания спектра (waterfall). На таких графиках по оси Х расположена частота, по оcи Z амплитуда, а по оси Y (которая смотрит как бы на вас) — время. Для каждого момента времени после начала импульса приводится амплитудный спектр его “хвоста”. Чем короче импульс, тем быстрее затухает его waferfall. Приведенные ниже картинки лучше тысячи слов.

Как видно из приведенных графиков, у бумажного ВЧ динамика наблюдаются проблемы в интервале частот 1000–2000 Гц, что соответствует его резонансной частоте, а также серия продолжительных узкополосных “хвостов” правее по спектру. В то время как у ленты начиная с 3000 Гц все просто отлично — сигнал затухает быстро и без явных шероховатостей (правда, как выяснится потом, у ленты все гораздо хуже с уровнем нелинейных искажений, но об этом в следующей серии..)

В общем, имея на руках такой странный набор излучателей я решил строить свою самоделку.

Объем корпуса АС был рассчитан на основе рекомендаций производителя мидбасового динамика (да, ребята из Ноэмы оказались на удивление отзывчивыми и проконсультировали меня по почте по рекомендуемому акустическому оформлению) а также при помощи программного обеспечения BassBox Pro.

“оформление — фазоинвертор, объем 25 литров (+ заполнение объема жестким синтепоном), Fфи 45 Гц. Более ровная передаточная характеристика получается по рекомендациям из паспорта к ДГ, но снижается давление на НЧ и увеличивается ГВЗ.”

Fфи — частота настройки фазоинвертора, ГВЗ — групповое время задержки (очень важная штука в мире звука, мера того, на сколько отстает бас фазоинвертора от самого динамика).

В паспорте объем оформления рекомендуется целых 30 литров, но для меня и 25 литров оказались неприятным сюрпризом, поэтому решил следовать логике наименьшего зла.

Корпус довольно быстро был спроектирован в бесплатном Google Sketchup:

Признаться честно, расположение посадочных отверстий под динамики выбрано практически рандомно и никаких исследований на предмет взаимодействия излучателей с передней панелью корпуса я не делал (в свое оправдание могу лишь сказать, что для любого ВЧ излучателя лучше быть где угодно, только не на центральной оси колонки). Кроме этого, я допустил довольно серьезную ошибку в выборе размеров корпуса, точнее, пропорции между шириной, высотой и глубиной.

Дело в том, что корпус АС — это не только объем, необходимый для изоляции задней части диффузора излучателя от полупространства, в которое работает передняя часть (иначе произойдет акустическое короткое замыкание и баса просто не будет), но и система, в которой во время излучения звука образуются стоячие волны, очень портящие этот самый звук: из-за этих резонансов, на АЧХ акустической системы появляются довольно неприятные неровности на частотах, соответствующих внутренним размерам корпуса. Если посмотреть на АЧХ мидвуфера, приведенное выше, то такие неровности можно увидеть в интервале от 500 Гц до 1 КГц (далее идут неровности, связанные уже непосредственно с особенностями самого динамика и его взаимодействия с “мордой” корпуса) — данная АЧХ снималась в закрытом корпусе объемом 20 литров.

Еще по теме:  Чем можно заняться дома без телефона и компьютера и телевизора

Когда проектировал корпус, я об этом просто не знал.. Поэтому высота и глубина корпуса получились практически одинаковыми. А если делать “как надо”, то нужно соблюдать определенную пропорцию между измерениями. Если честно, я ее не помню, но смысл в том, чтобы распределить длины сторон корпуса (а соответственно и частоты образования стоячих волн) таким образом, чтобы минимизировать неравномерность частотной характеристики, вносимую стоячими волнами, путем правильной интерференции их между собой. Какими были последствия такой неосмотрительности и как я с ними боролся, напишу позже. А пока покажу корпус АС, в том виде, который есть сейчас

Детали корпуса вырезались на станке ЧПУ из 18мм панелей МДФ. Подрядчика со станком я нашел на YouDo, им оказался интересный в общении мужик, который взял за работу немного денег. Корпуса получились пугающе тяжелыми и большими. Но, как говорится. фарш невозможно провернуть назад…

После склейки одного из корпусов и примерки динамиков я опять взял большую паузу. Жизнь постоянно наполнена множеством взаимоисключающих вещей. У меня выросла семья, появилось больше работы и меньше свободного времени. Мои колонки пылились на балконе. Иногда по возможности я делал некоторые измерения динамиков.

Весьма не системные, стоит отметить..

Сравнительно недавно я достал корпус и продолжил с ним работу

Измерения начал с низкочастотного динамика, так как остальные будут приводиться к нему. Зачастую в многополосных системах приходится приводить чувствительность динамиков к одному значению и, как правило , всегда приводят именно к НЧ. На это есть несколько веских причин: получить высокую чувствительность на НЧ сложнее, чем на ВЧ; если даже есть возможность понизить чувствительность НЧ, то это обойдется большой кровью, так как на НЧ живет основная энергия звукового сигнала. Поэтому единственное что было сделано до работы с басовиком — сняты АЧХ всех динамиков и проконтролирован уровень чувствительности. Далее началась возня с НЧ..

Как я упоминал выше, в корпусе АС всегда образуются паразитные стоячие волны, которые в моем случае были абсолютно проигнорированы на этапе проектирования АС. Поэтому пришлось вести борьбу с ними уже по факту их ощутимого присутствия. Я не стал оригинальничать и пошел по пути подбора внутреннего наполнения и демпфирования корпуса.

Дело в том, что в зависимости от материала демпфирования, внутренние резонансы и стоячие волны могут быть в той или иной степени компенсированы или хотя бы уменьшены. Так как я ленивый и спонтанный, я не стал далеко ходить в поисках материалов и использовал то, что есть : синтепон и куски обычного туристического коврика-пенки. Наверное, это выглядит комично, но тем не менее, такой наполнитель дал свои результаты. Синтепон я нарезал и сшил в толстые многослойные маты.

Ниже приведу АЧХ НЧ-динамика в корпусе с разным наполнением, снятую в ближнем поле (10 см от диффузора). Обратите внимание на интервал от 400 до 1000 Гц.

Как видите, таким нехитрым способом можно добиться весьма ощутимых результатов. На этом борьбу со стоячими волнами корпуса я решил закончить. И перешел к расчету фильтров.

Честно признаться, ни времени, ни желания на углубленное изучение теории построения АС в целом и разделительных фильтров в частности у меня нет. Все что я знаю — это некоторые обрывки информации по тем или иным вещам разной степени важности. Распространенная ситуация в мире увлечений, как мне кажется.

Для полноценного проектирования фильтра АС с получением более или менее прогнозируемого результата необходимо делать довольно точные измерения фазово-частотной характеристики излучателей как в ближнем так и дальнем поле. Точнее, измерения должны быть правильными. Точность измерений в совеменное время — не проблема. Дело в том, что обычно измерения происходят в условиях квартиры и в этом смысле ближнее поле просто необходимо — оно позволяет получить хоть какое-то представление о низкочастотной части спектра сигнала, благодаря относительно низкой амплитуде переотраженных и стоячих (комнатных мод) волн в точке измерения.

В общем-то проблема корректных измерений АЧХ и ФЧХ акустики в широком диапазоне частот — глобальная и давняя штука. В золотое время hi-fi крупные корпорации производители имели собственные безэховые камеры — единственный способ получить достоверные измерения в широком диапазоне частот. Для обычного же самодельщика доступны лишь такие вот измерения в дальнем и ближнем поле (с разной длинной окна анализа импульсной характеристикой).

Еще по теме:  App store не работает на телевизоре

Дальнее поле используется для измерения СЧ и ВЧ диапазона так как именно в дальнем поле мы слушаем нашу АС. Именно в дальнем поле еще на этапе измерений можно получить представление о звуковом поле с учетом взаимодействия излучателей между собой (с учетом интерференции сигналов от разных излучателей в точке прослушивания) и с лицевой панелью корпуса АС. Иногда у людей получается также в дальнем поле записать baffle-step эффект (подробное описание этого явления можно почитать здесь, например https://www.salksound.com/blogtopic.php?id=7), но в моем случае этого не получилось — морда у колонки слишком широкая, в следствие чего частота, на которой излучение переходит из полупространства в пространство, слишком низкая и не измерима в условиях моей комнаты. Но так как любой уважающий себя колонкостроитель этот самый baffle-step компенсирует, мне пришлось его моделировать программно.

Прежде чем приступить к анализу АЧХ динамиков и расчетам фильтров АС, я получил комбинированную АЧХ мибдаса: правая часть Спектра (правее 800 Гц) снята в дальнем поле 1 м, левая часть снята в ближнем поле с последующим программным добавлением модели baffle-step и сшивкой с правой частью.

Обратите внимание на схожесть АЧХ между двумя последними иллюстрациями: дальнее поле на 300–1000 Гц пусть упрощенно, но похоже на комбинированную кривую с моделированным эффектом baffle-step. Это говорит о корректности использованной модели baffle-step.

Не менее важным для корректного моделирования фильтров являются кривые импеданса и ФЧХ. Если с ФЧХ я разобрался более или менее сносно (снял ФЧХ в дальнем поле), то с импедансом пришлось похимичить. Так как полноценно измерить импеданс головок я не смог/не захотел, я его “нафотошопил” из частичных собственных измерений и частично из паспортных документов к головкам.

Для моделирования и построения фильтров была выбрана программа LspCad.

Наверное, стоит сделать небольшое пояснение, как это все происходит:

сначала в программу заводится информация об излучателях в виде АЧХ, ФЧХ и кривых импеданса. Далее программными способами в систему добавляются пассивные элементы фильтров и корпуса АС, и проводится моделирование получаемых АЧХ, ФЧХ и импеданса…

Первое, что бросается в глаза, при взгляде на АЧХ вуфера — это непотребность в районе 400–800 Гц. Как я ни старался убрать неравномерности, связанные с корпусом, при добавлении в характеристику модели baffle-step горб все таки венулся.. Поэтому сначала пришлось считать режекторый фильтр (если быть точным, сначала была посчитана цепь Цобеля для компенсации индуктивности катушки динамика, про которую я решил не писать, а потом уже фильтр). В роли режекторного фильтра выступил LCR контур, параметры которого подбирались вручную, глядя на изменения АЧХ.

Так гораздо лучше. Не уверен, что выбранные номиналы не испортят суммарный импеданс и звук системы в целом, но, по крайней мере, на модели оно работает хорошо. АЧХ вуфера теперь гораздо ровнее, хотя можно заметить ее склонность к “светлому” звучанию. Это частично компенсируется после сшивки с ВЧ. Какой точно будет частота раздела вуфер-ВЧ и ВЧ-лента я пока не знаю.

Предварительно это 3 и 7 КГц соответственно. Но эти цифры требуют уточнения с оглядкой на резонанс пищалки и кривые нелинейных искажений, которые у меня где-то должны быть… А пока на этом все. Надеюсь, это кто-нибудь прочитает и, может быть, даже покритикует.

Источник: medium.com

Как собрать акустические колонки из МДФ

Как собрать акустические колонки из МДФ

Хорошие акустические колонки стоят дорого. Заказывать их из Китая невыгодно по причине дорогой доставки, так как они достаточно габаритные. Чтобы сэкономить, можно купить на Алиэкспресс компоненты для них, а сам корпус сделать самостоятельно.

Материалы:

  • МДФ;
  • 6,5-дюймовые динамики 8 Ом 80 Вт – 2 шт. — http://alii.pub/5oqm6u
  • 3-дюймовые динамики 8 Ом 100 Вт – 2 шт. — http://alii.pub/5oqmcv
  • двухполосный кроссовер 600 Вт – 2 шт. — http://alii.pub/5oqmg6
  • фазоинверторы – 2 шт. — http://alii.pub/5oqmpw
  • панели ввода – 2 шт. — http://alii.pub/5oqn70
  • ножки – 8 шт.;
  • винты;
  • акустический провод;
  • краска;
  • шпаклевка.

Как собрать акустические колонки из МДФ

Как собрать акустические колонки из МДФ

Процесс сборки акустических колонок

Сборку нужно начать с изготовления двух корпусов из МДФ. Делать это можно только после закупки всей начинки, чтобы они не получились слишком большими или мелкими для динамиков. Заготовки для корпусов нужно вырезать с точным соблюдением прямого угла.

Как собрать акустические колонки из МДФ

Как собрать акустические колонки из МДФ

Детали склеиваются сначала без передней и задней стенки.

Как собрать акустические колонки из МДФ

Как собрать акустические колонки из МДФ

В передних панелях необходимо вырезать по 2 отверстия под динамики и выфрезеровать по их окружности посадочные места. В задних стенках проделывается по 2 отверстия под фазоинвертор и панель ввода.

Еще по теме:  Пропал курсор на экране телевизора

Как собрать акустические колонки из МДФ

Как собрать акустические колонки из МДФ

Затем корпуса склеиваются окончательно.

Как собрать акустические колонки из МДФ

Как собрать акустические колонки из МДФ

Как собрать акустические колонки из МДФ

После схватывания клея они шлифуются и шпаклюются. Покрасить их можно автоэмалью или хорошей акриловой краской.

Как собрать акустические колонки из МДФ

Как собрать акустические колонки из МДФ

В корпусах сверлятся отверстия под установку динамиков и прочих компонентов. К каждому кроссоверу припаиваются провода, и он прикручивается ко дну корпуса. Вставить его можно через отверстие для большого динамика. Провода, идущие на кроссовер, припаиваются к панели ввода.

Как собрать акустические колонки из МДФ

Как собрать акустические колонки из МДФ

Как собрать акустические колонки из МДФ

Панель ввода прикручивается первой. Сразу же вклеивается сзади и фазоинвертор. Провода от кроссовера припаиваются на динамики, после чего они разворачиваются, и тоже прикручиваются в корпус.

Как собрать акустические колонки из МДФ

Как собрать акустические колонки из МДФ

Как собрать акустические колонки из МДФ

Как собрать акустические колонки из МДФ

В завершение остается только поклеить ножки на колонки, и их можно подключать.

Как собрать акустические колонки из МДФ

В результате получаем акустику равную по качеству фирменной, но намного более дешевую и сделанную на свой вкус строго под себя.

Как собрать акустические колонки из МДФ

Как собрать акустические колонки из МДФ

Смотрите видео

Источник: sdelaysam-svoimirukami.ru

allowerdy

колонки (21)

Хорошая звуковоспроизводящая апаратура стоит дорого, нормальный звук без слез от искажений и головной боли, сейчас можно получить в районе от 100 т.р. и в гору за элемент ( на сленге — сидюк и (или) вертушка, усилитель, колонки). Я сторонник старой школы звукотехники (и своих ушей), когда все разрабатывали инженеры, а не дизайнеры и маркетологи. Поэтому моя домашняя система стара. проста и относительно дешева. Единственное, что меня смущало — это акустика (ну и с вертушкой я промахнулся, исправлю, это отдельно). Вот о ней сейчас и поговорим.

Слегка теории от краем уха специалиста.

Колонки как правило делятся на 4 основных вида:
рупорные, сверх высокочувствительные для особо дохлых ламповых усилителей и пр. аудиофильских заморочек

открытый ящик, для секты монозвука, динамиков Телефункен начала прошлого века, кстати наша , блин уже не наша, Радиотехника S-90 — это «трофейная Германия» — Telefunken, а Мытищинский ламповый завод — это Siemens.Немцы пока в этих отраслях никем не переплюнуты, а английский Илон Маск — Питер Квортруп, основатель Аудио Ноут скупил на корню все лампы из Мытищ и клепает на них свою аудиотехнику, шо пирожки. Реальный гений (напишу о нем отдельно)

закрытый ящик, ящик с фазоинвертором (трубкой).

Планарные, акустические лабиринты, с пассивным излучателем и прочие для особо -замороченных я не беру. Их очень мало.
В магазинах 99% всей акустики — это фазоинверторы, потому что это дешево в производстве — дорого в продаже, красиво, много басов, которые так любит народ. И в принципи таки да, но. если вы бываете на концертах хотя бы раз в год и представляете как звучит реально бас гитара или рояль, то от фазоинвертора у вас будут «терзать смутные сомнения» в том, что это как-бы не то.
Для небогатых меломанов, предпочитающих hi-fi, что в переводе с аглицкого — высокая достоверность, кроме закрытого ящика и альтернатив то не остается.Так чем так хорош закрытый ящик? — Он просто достовернее (с меньшими искажениями) воспроизводит звуки в диапазонах от 40 Гц до 30 кГц, что сведующим людям сразу скажет, что громовых низов от него не дождаться и рок на нем слушать можно, но только на высоком уровне звука. (Да и вообще для рока лучше фазоинвертор) Почему на большой громкости — особенность воспроизведения звука, при снижения уровня децибел (считай громкости) происходит резкий спад в воспроизведении низких частот (да и высоких тоже) , поэтому мы либо прибавляем тембр «НЧ» , либо прибавляем звук и ждем радостных соседей (в моем случае жены).
А я слушаю всё, редко но и рок тоже, это «Лезвие бритвы» от AC/DC , «Кукольный мастер» Metallica, но больше всего мне нравится Manowar, альбомы 87-88 гг «
Борющийся мир» и «Короли металла», там такие баллады, причем «Корона и кольцо» 1988 г. была записана в Бирмингеме в соборе Святого Павла с местным хором, а «Защитник» 1987 г. с их дружбаном режиссером и актером Орсоном Уэлсом, с таким сочным баритоном , это потолок для меня (и головная боль для домашних). Ну да ладно отвлекся.

В общем, прочел я как-то в газете заметку про вашего мальчика в журнале «Аудио магазин» стр. 183 http://megasim.ru/%D0%90%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD%202001%201/185 статью двух российских инженеров А.Врублевского и Д.Чуманова, о разработанной ими акустической системе для ламповых (считай маломощных и слабо воспроизводящих низкие частоты, да и те с искажениями, «ламповый окрас» — это искажения, терпеть его не могу). Описание было очень детальным, пошаговым, система простой и относительно дешевой. Вот я и начал ее собирать в 2001 году, закончил в 2020.

P/S Очень хорошая теория от специалиста, подача сначала слегка напрягает, а потом втягиваешься:
Про закрытый и открытый ящик:

Про тембр и частоты воспроизведения

Источник: allowerdy.livejournal.com

Оцените статью
Добавить комментарий