Усилители Music Angel
Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7
Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт
Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом
Акустическая система Music Angel One: 20 — 100 Вт, 38 Гц — 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 — 200 Вт, 20 Гц — 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 — 250 Вт, 45 Гц — 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 — 150 Вт, 36 Гц — 20 кГц, 90 дБ/Вт/м
КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W
Что можно сделать из старого телевизора ? (Ака Касьян)
Автор схемы этого усилителя занимается конструированием высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры с 1963 года. По моему мнению, он немало преуспел в этом. Конструкции его имеют отличное звучание, легко повторяемы и имеют заслуженный успех даже у начинающих. Я лишь (с разрешения автора) изложу особенности его работы.
Вниманию читателей предлагается простая оригинальная схема усилителя мощности в двух вариантах. Первый — бюджетный, с автоматическим смещением выходной лампы. Второй — с фиксированным смещением от отдельной обмотки силового трансформатора.
По мнению автора схемы, вариант с фиксированным смещением отличается более глубоким и красивым звуком, хотя и вариант с автоматическим смещением вас не разочарует, позволив всем его повторившим, не узнать звучание своих любимых записей.
Схема усилителя в варианте с автосмещением выходной лампы приведена на рис.1 Входной сигнал после регулятора громкости подается на управляющую сетку двойного триода 6Н2П.Лампа эта имеет высокий коэффициент усиления и высокое внутреннее сопротивление, что в данном случае не очень хорошо. В подробности этого я вдаваться не буду, так как об этом можно прочитать в любой радиотехнической литературе.
Основной особенностью включения лампы предварительного каскада является параллельное включение двух триодов, находящихся внутри одного баллона лампы 6Н2П. Этим достигается уменьшение внутреннего сопротивления лампы, что влечет за собой улучшение нагрузочной способности и соотношение сигнал/шум. Сопротивление нагрузки выбрано не случайно, при этом достигается компенсация коэффициента нелинейных искажений выходного каскада и высокая динамика сигнала. Конденсатор 470 мкф, шунтирующий резистор катода, позволяет устранить влияние обратной связи, уменьшающей усиление первого каскада.
Радиодетали из советского телевизора УСЦТ.Что можно взять и как называются.
Конденсатор 0,22мкф является разделительным и от его качества очень сильно зависит звук усилителя в целом. Можно применить ФТ, К71, К78 ,при желании получить более «теплое» звучание К40У-2, К40У-9, К42У-2. Не рекомендуется БМ, МБМ ввиду их утечки. Нежелательно применять К73 из-за их менее естественного звучания. Еще одно.
При применении выходного трансформатора ТВЗ 1-9,емкость этого конденсатора следует уменьшить до 0,047-0,068 мкф. Дело в том, что ламповый однотактник при внешней простоте -конструкция сложная, например, емкость этого конденсатора входит в расчет амплитудно-частотной характеристики выходного каскада.
Теперь о выходном каскаде. Лампа 6П43П была выбрана не случайно. После прослушивания многих экземпляров ламп 6П14П,6П18П,6П43П было отдано предпочтение именно последней. Конструкция лампы характеризуется правильной геометрией внутренних частей, что само по себе говорит о высоком классе этого пентода. Поставьте именно эту лампу.
Вы будете вознаграждены сочным и ярким звучанием, прекрасной детализацией звука и его оттенками.
Емкость конденсатора в цепи автоматического смещения можно увеличить до 1000 мкф (сравните звук), а резистором, включенным параллельно этому конденсатору, выставляется ток катода выходной лампы в пределах 50 ма (в варианте с автосмещением).
Автор использовал выходной трансформатор ТВЗ 1-9 от лампового телевизора, перебранный и «сваренный» в парафине заново, заменив бумагу в зазоре на чертежную кальку, я же использовал трансформатор TW6SE московской фирмы «Аудиоинструмент».
По моему мнению, отличному, например, от мнения Симулкина, схема усилителя которого приведена в журнале «Радиохобби» №2 за 2003год (стр.57), никакой другой режим, кроме триодного, использовать не нужно. Рассуждения Станислава на странице 58 о пентодном включении выходной лампы для рок-музыки,ультралинейного для шансона и реггей, а триодного для классической музыки мне кажутся спорными. Эклектикой можно заниматься, но к звуку это никакого отношения не имеет. Основы построения высококачественных усилителей неизменны в течение многих десятилетий. Это:
— Кратчайший, с наименьшими потерями, путь сигнала.
— Высококачественные комплектующие.
— Триодный режим выходного каскада.
— Щелкать переключателем, да еще в анодной цепи, нелогично и нецелесообразно. С этим к сурдологу.
Вариант блока питания приведен на рисунке 2. Схема БП не отличается от описанных многократно и в комментариях не нуждается. Питать накал постоянным током не нужно, это приведет к ухудшению микродинамики.
Для варианта усилителя с фиксированным смещением выходной лампы, схема которого приведена на рис. З, в блок питания добавляется дополнительный источник напряжения смещения, схема которого дана на рис.4. Подстроечным резистором R2 выставляется напряжение 0,04-0,05 вольт в контрольной точке К.Т. на схеме усилителя рис.3.
В заключении привожу параметры усилителя при фиксированном смещении, измеренные А. Манаковым.
Источник: musicangel.ru
Ламповый №2
После окончания многолетнего проекта по ламповому усилителю , душа требовала новых свершений. Как говорится у В.С. Высоцкого, лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал. Надо было придумывать себе новый проект. Решил дальше поразвлекать себя сборкой лампового усилителя.
Так как эксплуатация предыдущего показала, что с моими АС с достаточно высокой чувствительностью 2 Вт выходной мощности вполне достаточно для повседневной жизни, решил сделать опять однотактный усилитель мощность около 4 Вт по схеме уже известного А.И. Манакова. Оригинал схемы приведен на форуме Audioportal
Для себя поставил несколько условий:
— попробовать кенотронное питание;
— выходные трансформаторы сделать самому;
— приспособить стрелочные индикаторы выходной мощности, которые еще со школьных времен валяются от какого то разобранного катушечного магнитофона.
Как и до этого, заказал все детали в интернете. Как и на предыдущем усилителе монтаж решил сделать «печатно-навесным».
Полный размер
Проработка компоновки платы
Полный размер
Вытравленная печатная плата
Страшно подумать, дата предыдущей фотографии датируется маем 2012 года.
Полный размер
Смонтированная плата
Далее необходимо было изготовить сетевой трансформатор. Донором был выбран ТС-180 от лампового телевизора. На него необходимо было добавить накальную обмотку 5В для кенотрона, добавить напряжения анодной и добавить обмотку смещения.
Мотать на коленке (в прямом смысле этого слова) как в молодости не хотелось. Как известно лень двигатель прогресса, пришлось сделать простейший намотчик с счетчиком витков на калькуляторе. Датчик оборотов в виде магнита и геркона, припаянного параллельно кнопке «=» калькулятора.
Полный размер
Процесс намотки сетевого трансформатора
Долго ли, коротко ли, но трансформатор был намотан. Когда пришло время его подключать, этого сделать не удалось. При расчете количества обмоток забыл удвоить анодные, так как кенотрон включается по схеме с двумя обмотками и средней точкой. Много мата. Делать нечего, отложил трансформатор, пригодится для полупроводникового анодного и поехал в гараж за другим ТС-180. Далее снова повторение всей процедуры намотки и наконец сборка на макете
Полный размер
Первое включение. Контроль всех напряжений
Полный размер
Исходящее тепло 🙂
Далее промер параметров и некоторая настройка. Поразвлекался рисованием нагрузочных кривых драйверной лампы и подобрал сопротивление катодного резистора по минимуму нелинейных искажений. Что примечательно, расчет совпал с измерениями. Итоговая схема получилась такой:
Сам усилитель
Блок питания
В качестве схемы индикатора взял широко известную схему квазилогарифмического индикатора настроив некоторые элементы под имеющийся у меня измеритель.
Далее предстояло заняться выходными трансформаторами. Макет был собран с трансформаторами TW4SE, которых я прикупил с запасом еще на предыдущем усилителе, специально для целей отработки макетов. Еще в самом начале сборки усилителя, я сразу определился, что буду делать выходные трансформаторы на основе магнитопроводов ОСМ-0,063. Как то будучи в Москве в командировке прикупил парочку б/у трансформаторов ОСМ на Митинском радиорынке. Рассчитал трансформатор:
Каркасы изготовил заново, оригинальные для повторной намотки не подходили:
Полный размер
Заказал по интернету обмоточный провод:
Полный размер
Полный размер
Намотка выходного трансформатора
Срез магнитопровода отполировал:
Полный размер
Приклеил бумагу для зазора:
Полный размер
Снял параметры получившегося трансформатора:
— спад АЧХ на 20 Гц минус 0,7 дБ, против минус 2,5 дБ у TW4SE;
— спад АЧХ на 20 кГц минус 0,2 дБ, против минус 0,4 у TW4SE.
Заключение — мотал не зря.
Полный размер
TW4SE в сравнении с ОСМ-0,063
Но тут пришла беда, откуда не ждали. Магнитопровод второго трансформатора оказался ржавым и расслоился:
Полный размер
Помог 24au, на котором в Красноярске был найден продавец ОСМ-0,063 за 200 р., надо теперь как до него доехать и забрать трансформатор.
Ну вот собственно, электрическая часть усилителя закончилась, осталась самая творческая — разработка и изготовление корпуса. Думаю сделать его в габаритах и стиле винилового проигрывателя, чтобы уравновесить его на полке:
Полный размер
В общем, продолжение следует…
Источник: www.drive2.ru
Усилитель Манакова А.И PP на 6Н2П и 6П14П, 6П18П, 6П43П
Выполнен на доступных лампах с выходным трансформатором ТВЗ-1-6 от лампового Ч/Б ТВ первого класса, или любого лампового радиоприёмника с РР выходным каскадом.
Первый каскад — самобалансирущийся фазоинвертор, второй — двухтактный выходной ка скад с автосмещением. Первый каскад настраивается подбором катодного резистора R4 по падению напряжения на нём порядка 1,5В. Второй каскад настраивается по току 40-45 мА каждой выходной лампы катодным резистором R10. При применении ламп 6П18П, 6П43П желательно ставить два одинаковых резистора 2Вт параллельно или последовательно для увеличения мощности, рассеиваемой на них.
Выходные лампы желательно подобрать с одинаковыми параметрами, для этого последовательно с катодным резистором R10 на катод каждой лампы подключить резистор 1 Ом, и по падению напряжения на нём осуществить подбор ламп, близких по току и ток катода в пределах 40-45мА при падении напряжения на этом резисторе 0, 04 – 0,045В. По переменному напряжению усилитель не требует настройки при исправных деталях и правильном монтаже.
Резисторы – МЛТ, конденсаторы С2, С3 — К71-7, К78-2, электролитические – К50-32 с блоков питания ТВ 3УСЦТ, можно пр именить и других типов, например К50-7. Шунтирующие электролиты — конденсаторы К78, К73, К77 от 1мкФ.
Блок питания выполнен на ТС-180, диодах КД226, для уменьшения фона при применении выходных лампам с разными токами анода установлены дроссели, если лампы подобраны, то можно обойтись без дросселей.
Для снижения фона по накалу применятся искусственная средняя точка на резисторах, которые должны быть одного номинала.
Удачи и хорошего звука!
Манаков, ака Гэгэн.
detector(dog)surguttel(point)ru
Блок питания усилителя
И возможный внешний вид
Ещё один усилитель от МАИ, уже на 6Н7С и 6BL7 (6Н12С)
Усилитель для наушников, верхняя вторичка для электростатических, нижняя для динамических, она шунтирована резистором 24 Ом.
Если ус-ль делать для громкоговорителя, Рвых до 3Вт.
Ещё один простой усилитель на 6П14П (EL84)
Условия тарифа Смарт Нон-Стоп от МТС http://mts-smart.ru/ ежемесячный платеж составляет 520 рублей.
Отзывов (6) на Усилитель Манакова А.И PP на 6Н2П и 6П14П, 6П18П, 6П43П
Евгений пишет:
Отличный усилитель
Сергей 1953 пишет:
Усилитель по выше приведённой схеме годится только для прослушивания пластинок тридцатых годов. Высоких выше 15000 — 16000 Гц нет а низких ниже 40 — 50 Гц тоже нет и не будет с этим выходником. С лампами 6П14П на выходе, включенными в пентоде и с ОООС, и с этим выходником, усилитель выдаст почти вдвое большую мощность и АЧХ 30 — 20000 Гц при тех же а то и меньших КНИ. Я сам собирал такой усилитель — поэтому знаю. А вам, Евгений, совет — поставьте на компьютер комплекс Шмелёва и прежде чем писать, сначала проверьте каково качество собранного вами усилителя.
admin пишет:
Спасибо за отзыв.
Сергей. У меня нет цели выкладывать только самые лучшие топовые схемы усилителей.
Есть Цель ознакомить любителей звука с усилителями которые есть на просторах интернета.
Пусть люди соберут, и сами для себя поймут что им нужно.
С уважением, Евгений
Андрей пишет:
Отличная статья. Уже переделал ооогромное количество схем и решений УНЧ. Можно вопросик? Ничего не могу поделать с частотой от8Кгц и выше,звук отвратительный,какой-то скваженный, на этих частотах звук, при очень хороших сочных басах.Не подскажете ,куда копать?Сделал на6н1п и 6п14п ,еще пробовал драйвер на 6н1п,6н2п,6н3п,6н23п,подозреваю .что проблема в драйвере.
Tubefan пишет:
Если столько перепробовано ламп, то проблема не в них, скорее в выходном трансе. Выход — менять транс, а лучше мотать самому по всем правилам выходников(слоями)
Виктор пишет:
Я изготовил РР «усилитель начального уровня» по описанию М.А.И. с выходными трансформаторами от радиолы «Симфония». Результаты меня потрясли. С несколько модернизированными колонками от «Симфонии» звучит замечательно. Лучше, чем все слышанные мною до того полупроводниковые и частично ламповые УНЧ. Неискажённой мощности всего в 3 ватта хватает почти всегда.
Разборчивость (чего не хватает всем полупроводниковым УНЧ)хорошая. Без регулятора тембра хорошо записанный исходник воспроизводится без претензий во всём диапозоне частот. Телевизор слушаю только через этот УНЧ. Никаких посторонних шумов в колонках не слышно. Я не снимал АЧХ, но посмотрел осциллографом, что усиливаемые частоты простираются за 30 кгц.
Никогда не слушайте на ламповом УНЧ сжатые файлы, например в формате МР3-пропадает преимущество лампового УНЧ. Силовой трансформатор я намотал на кольцевом 100 вт. торе и заэкранировал железным колпаком. Конструкцию собрал в плоском металлическом корпусе от модема «Videoton». Лампы разместил горизонтально (как они раньше стояли в телевизорах).
Каждый канал, как и блок питания, у меня-это отдельный узел собранный на кусках П-образного железного профиля для монтажа гипсокартона. Все входные и выходные гнёзда разместил на задней стенке. Применил галетный переключатель входов на 4 входа. Сделал индикаторы напряжений ~220 вольт, +280 вольт, ~6,3вольт. Алюминиевую фальш-панель протравил «Крот»ом.
Звук этого УНЧ не имеет выраженного лампового характера звучания, как например у «Симфонии» или «УМ 50», нет и, так называемого, мягкого лампового звука, наоборот — звук напористый, звонкий, с хорошим стереоэффектом. И это всё при том,что детали были не те, что должно, а что сумел добыть, желательно бесплатно, т.е. почти всё- Б.У.
Источник: xn--g1ajus.xn--p1ai