Звук домашнего кинотеатра распределен по нескольким акустическим каналам для создания эффекта присутствия (ощущения реальности). За физическую реализацию звучания разных каналов отвечают отдельные функциональные колонки. Особенно это критично для домашних кинотеатров, где звуковые эффекты играют особую роль в создании эффекта виртуального присутствия.
Базовые функции каналов звука
- Фронтальные колонки воспроизводят основной сигнал
- Тыловые создают объем
- Сабвуфер добавляет в общую звуковую картину низкие частоты (басы)
Главное назначение центрального канала — воспроизведения диалогов. Он должен обеспечить четкость и распознаваемость речи в общей картине звуков. Центральный канал также работает при реализации эффектов объемного звучания, когда необходимо подчеркнуть нахождение источника звука перед зрителем или для плавного перехода звучания между фронтальными каналами.
Частотный диапазон
Частотный диапазон центрального канала обычно начинается от 40-50 ГЦ, максимальная частоты от 20 кГЦ. Функционал воспроизведения более низких частот делегируется сабвуферу системы 5.1,7.1.
Настройки звука в телевизоре Samsung
Размещение центральной колонки кинотеатра 5.1, 7.1
Центральный канал необходимо размещать как можно ближе к видимому на экране источнику звука на оси относительно первичного положения сидения. Этот момент важен с психологической точки зрения, поскольку реалистичность передачи человеческой речи возрастает при совпадении расположения изображения и громкоговорителя. Оптимальная установка высокочастотного динамика на уровне / на уровне головы. Но в зависимости от положения видеодисплея или экрана проекции это не всегда возможно.
Советы по установке
- При использовании акустически прозрачного проекционного экрана лучше устанавливать динамик на высоте уха за экраном.
- В случае размещения громкоговорителя ниже или выше экрана рекомендуется ставить его под углом по направлению к голове слушателя. Конструкция корпуса напольных колонок обычно предполагает направление на слушателя.
- Для подъема громкоговорителя над уровнем пола можно использовать подставки
- Всегда размещайте громкоговоритель как можно ближе к экрану, как спереди, так и сзади.
- Если вы встраиваете акустику в мебель, необходимо выровнять передний край с уровнем кромки мебели чтобы исключить чтобы исключить искажения.
- Для точного определения угла наклона динамика, в случае размещения динамика выше или ниже экрана, можно использовать обычную лазерную указку
Количество полос
Наиболее распространена трехполосная схема реализации центральной акустической системы с 4 динамиками: высокие (ВЧ-твиттеры) и средние частоты(СЧ) по центру, два низкочастотных(НЧ) по краю. Эта конструкция позволяет получить лучшую диаграмму направленности при условии горизонтального расположения. Именно поэтому используется два НЧ динамика.
Для двухполосной схемы используется 3 динамика: один ВЧ и два СН/НЧ по краям.
Иногда используется четырехполосная схема из пяти громкоговорителей.
Какое количество полос лучше
При прочих равных условиях (качестве проектирования, материалов, исполнения) чем больше полос, тем лучше. Но при этом она будет стоить дороже, а разница в звучании не всегда заметна. Трехполосные динамики более оптимальны, так как там за воспроизведение НЧ и ВЧ отвечают разные громкоговорители.
Как подключить центральную колонку
Подключить колонку довольно просто. У любого современного многоканального АВ-ресивера (начиная с 5.1) есть отдельная клемма для подключения канала. Обычно она обозначается – Center Speaker.
Разновидности исполнения
Тонкие подвесные
Для установки подвесных колонок не нужны никакие опорные конструкции. Они монтируются на стены или подвешиваются к потолку, если есть такая возможность. Тонкий корпус не слишком выделяется на стене, чтобы не выходить из плоскости экрана телевизора.
Встраиваемые
Этот вариант установки позволяет скрыть акустику, максимально гармоничным способом слить ее с предметами мебели и общим направлением дизайна интерьера. Такой вариант можно рассматривать на этапе проектирования помещения под домашний кинотеатр.
Полочные
Обычно это массивные громкоговорители, с несколькими динамиками, рассчитанные на использование в крупных помещениях. Установки они не требуют — их просто надо поставить на полку и подключить к выходу ресивера. Такие акустические системы имеют высокую мощность.
Краткие рекомендации:
- Выбирать центральные громкоговорители стоит из одной линейки с фронтальными. Классический вариант сначала подбираем фронт, потом центр. Можно выбирать сначала центр, а под него фронт, особенно с учетом того, что не все линейки акустических систем имеют исполнение центральных громкоговорителей.
- Габариты и размер громкоговорителей зависит от доступного места.
- В зависимости от акустической прозрачности экрана выбираем колонку с установкой за экраном или под (над) ним.
- Колонка должна соответствовать выбранному дизайну помещения.
Источник: new-reality.pro
Системы многоканального звука
Продолжаем рассуждения на тему звука. Пришло время разобраться с количеством колонок! Сегодня тема следующая: Системы многоканального звука.
Всем доброго дня, вечера или ночи!
Когда мы начинаем разговоры о количестве колонок, то почему-то мы говорим о пяти. И как очень часто говорят – “колонки 5.1”. Написать на эту тему захотелось по причине того, что я сам с этим, сравнительно недавно, разобрался. Пришлось убрать горы мистической шелухи и разложить все технические заумные понятия на нормальном языке, человеческом.
Начало.
О количестве колонок начинают говорить, если их больше чем одна? И действительно, до появления стерео звука не было вообще понятий о количестве колонок. Было два, три, пять динамиков в одной звуковой колонке, что бы громче звучало, и всё. Но о количестве заговорили когда появилось разделение на каналы, появилось стерео звучание. Системы многоканального звука – что-же это такое?
Стерео. 2 канала
Начнем с самой первой системы объемного звука – из двух колонок. Всем известное понятие – СТЕРЕО. У человека 2 уха и колонок тоже 2. Вот и всё, уравнение сошлось, выключаем компьютер идём пить чай…
Действительно, больше тут особо и сказать нечего. Можно поспорить, что одни колонки предназначены для работы за звукорежиссерским пультом, другие для театральной сцены (называют – мониторы), третьи только для автомобиля, а четвертые для прослушивания СД-дисков дома. Но тут не об этом речь пойдет. Про колонки мы поговорим в другой раз.
Два уха – две колонки, всё бы ни чего, но человеческий слух – это хитрая штука. Он может локализовать не только количество источников, но и направление излучения. И вот теперь начинается целая вселенная объёмного звука. Про 2.1 и 3.0 пока говорить не будем, это из серии “лишь бы было”.
Квадро. 4 канала
Система квадрозвука – это четыре колонки, расставленные по углам комнаты. Рассказать личный опыт использования не могу, в живую такую систему видел всего 1 раз. Но было время, такие системы выпускались и в СССР. К примеру были такие усилители “Феникс-002-квадро”, “ Юпитер-квадро”. Были бобинные магнитофоны с квадросистемой звука – “Юпитер”, комплектом к усилителю.
Но вся технология было слишком дорогостоящая, потому быстро закончилась эра квадро.
Лично в моём случае, а это было во времена S-30, и усилителей Радиотехника, я имел возможность видеть и слышать только “Юпитер-Квадро”. Каково было моё удивление увидеть 4 колонки, покрытые тканевыми “грилями”, от которых разливалась по комнате музыка, типа Жана Мишеля.
Я не мог определить – от куда идет звук конкретно. Он как бы обволакивал со всех сторон и было иное ощущение, чем от простого “стерео”. С чего был источник – точно не помню, то ли бобиник, то ли проигрыватель винила (вероятно – второе). Но я остался впечатлён!
Тогда мне были доступны только кассетник-дека – “Маяк-233” и колонки – “Мелодия 6АС-2”, я практически только начал познавать азы меломанства…
Система 5.1
Система 5.1 стала следующим шаг к объёмном у звучанию. И немного в другом направлении. Этот формат идеально подходит для озвучки кино. По моему мнению он не совсем, а точнее, совсем не подходит для прослушивания музыки.
Некий гражданин, по фамилии – Долби, с ребятами из своей лаборатории, придумал кучу декодеров для воспроизведения и кодирования данного формата из простого стерео сигнала. Но в идеале, фильм (файл) с носителя, должен содержать 6 звуковых дорожек.
В случае с 5.0 акустикой, шестой канал сабвуфера, распределяется между двумя фронтальными колонками.
Пять колонок имеют широкополосное звучание, а шестая дорожка предназначенная для сабвуфера, который воспроизводит частоту до 200Гц. Его расположение совершенно не обязательно так как на картинке, низкие частоты распространяются не направлено. Сабвуфер может стоять и за диваном, и где-то сбоку (справа или слева).
Эта загадочная комбинация цифр 5.1. Для тех кто не понял до сих пор. Цифра до “точки” – это количество широкополосных каналов. После “точки” – количество сабвуферов. Но ничего хитрого и не понятного!
Систему 5.1 разработали для кино. Многоканальный звук нужен для глубокого погружения в происходящее на экране. Позволяет более глубоко прочувствовать атмосферу происходящего , даёт ощутить себя в гуще всех событий.
- Фронтальная пара озвучивает происходящее на экране.
- Центральная колонка обеспечивает озвучку всех диалогов.
- Тыловые (задняя пара), придают объём происходящему на экране, задерживая на микросекунды звук.
- Сабвуфер (шестая колонка), воспроизводит только низкочастотную составляющую (взрывы, удары и подобное).
Система 6.1
Немного позже появления системы 5.1, а точнее в начале 2000-х, звуковое поле решили сомкнуть – добавили задний центр.
Фильмы начали записывать в формате семи дорожек, декодеров звука появилось ещё больше. Добавилась ещё одна широкополосная дорожка и колонка, что ставится за спиной зрителя.
Система 7.1
Это уже естественный рост формата 6.1 . Задний центр, матричным способом, то есть при помощи декодера, распили на 2 источника звука.
Звуковое пространство стало максимально круглым. Можно ли расти ещё дальше? Оказывается да, можно и ….
Система 9.2
Система – Dolby Atmos произвела практически революцию в записи и воспроизведении звука. Во первых к уже нам известным каналам добавилось ещё две широкополосных колонки и один – сабвуфер.
Познакомимся с новой парой. Располагается она, над фронтальными колонками, или на потолке. Теперь, звук контролируется не только в 2х осях координат X и Y, а добавляется ещё одна третья ось Z. Хороший повод вспомнить школьные годы чудесные, уроки геометрии.
Хитрость революции звука системы – Dolby Atmos
В чем же заключается революция записи и воспроизведения звука? Есть ли вообще эта хитрость?
Конечно есть, и вот в чем эта хитрость заключается. Если для системы 5.1 и 6.1 звуковые дорожки записывались в студии, звукорежиссёром, на конкретном оборудовании, под конкретный зал, с четким количеством каналов – то здесь всё по-другому.
Звукорежиссёр создаёт только карту для строительства звуковой картины, а остальное делает уже система. На самом деле, Dolby Atmos – это только начало… В публичных кинотеатрах колонок гораздо больше чем 9.
Процессор Dolby Atmos сам анализирует помещение и определяет положение громкоговорителей, проще сказать он полностью универсален. От большого кинозала до маленькой гостиной… Но это уже совсем другая история.
Приятного просмотра…. Но главное, не забывайте, что кино снимают не для вашего развлечения, у режиссёров и сценаристов совсем другие цели….
Меня зовут Владимир и пока у меня всё!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: muzmedia.info
Как подобрать качественный автомобильный усилитель по количеству каналов (1, 2, 3, 4, 5 или 6)?
Каждый автолюбитель, который ценит качественное звучание, знает, для чего нужен автомобильный усилитель 4 канала и какие задачи он выполняет. Предназначение усилка заключается в обеспечении более качественного звука, который выдает магнитола. Подробнее о том, как выбрать такое устройство для своего автомобиля, вы можете узнать в этой статье.
Какое должно быть количество каналов?
Усилок для машин представляет собой устройство, использующееся усиления входного сигнала до определенного уровня, выставленного автовладельцем. Современный рынок предлагает потребителям множество различных устройств, отличающихся между собой по характеристикам и стоимости.
Разновидности усилителей по количеству каналов
- Моноблоки. Это — басовые устройства высокой мощности, которые обычно применяются для сабвуферов. Усилители такого типа предназначены для работы с сабами низкоомной нагрузки — от 1 до 2 Ом. Если вы планируете сильно грузить саб, то покупать моноблок нецелесообразно — лучше отдать предпочтение девайсам с большим количеством каналов и подключить их с применением мостовой схемы.
- Одноканальные девайсы. Такие устройства позволяют выдавать более высокую мощность звучания, однако само его качество будет посредственным. Одноканальные устройства включают в свою конструкцию кроссовер, позволяющий без проблем подключиться к стоковой аудиосистеме, в которой нет регуляторного устройства для изменения громкости сабвуфера.
- Двухканальные и трехканальные девайсы. Их предназначение заключается в подключении двух динамиков либо саба. Следует отметить, что такой тип устройств поддерживает работу в условиях низкоомной нагрузки и позволяют функционировать в мостовом расположении. Как показывает практика, этот тип усилков довольно универсальный и он позволяет сохранять регулировочные комбинации, которые нужно для эффективной работы саба. В частности, такие девайса позволяют обеспечить равномерно усиливающийся бас, а также фильтрацию низких частот от помех.
- Четырехканальные. Если рассматривать такие девайсы с технической точки зрения, то они используются для таких же целей, как вышеописанные устройства. Такая система выполнена в корпусе с питающим блоком на два двухканальных усилка. Принципиальным отличием таких девайсов считается то, что они позволяют подключить три акустических системы к одному выходу, эта функция называется tri-mode.
Кроме того, при необходимости автовладелец сможет использовать вторую пару линейного выхода, применяя при этом выход первой пары. Нужно отметить, что четырехканальные девайсы сегодня считаются одними из самых востребованных среди потребителей. - Пятиканальные. Такие системы функционируют по принципу вышеописанных усилков, только они имеют еще один канал. Этот канал используется для подключения саба.
- Шестиканальные устройства. В отличие от вышеописанных разновидностей, такие девайсы не получили широкого распространения. Тем более, что в продаже сегодня не так легко найти аудиосистемы, которые нуждаются в использовании таких устройств. Кроме того, установка таких усилков может доставить неудобства для автолюбителя.
Как показывает практика, наши соотечественники при монтаже девайсов в акустику часто сталкиваются с проблемой плохого поступающего сигнала, помехами, а также в целом неприемлемым качеством звука. Использование шестиканальных систем подразумевает дополнительную установку процессорного устройства (автор видео — канал Supram3n).
Критерии выбора
На что необходимо обратить внимание при покупке девайса:
- Одним из основных параметров любого усилка является мощность, которая может быть номинальной и максимальной. Посмотрев на корпус девайса, вы можете увидеть значения мощности, но на них не стоит опираться, поскольку обычно на корпусе указывается общая мощность для всех каналов. Тем более, что обычно она сильно завышается, чтобы привлечь внимание потребителей. Более реальные показания отмечаются в сервисной документации или паспорте. Также не нужно руководствоваться только максимальной мощностью, поскольку это значение тоже может быть завышено.
- Наличие кроссовера. Практически все современные усилители оборудуются кроссоверами, которые используются для обрезания лишних частот, которые воспроизводит система. Кроссовер может обрезать как низкие, так и высокие частоты.
- Регулировочные опции для меломанов — GrandBass, Bass, BassBoost — используются для усиления низкочастотной составляющей. Эти функции должны быть обязательно, если вы планируете в дальнейшем использовать сабвуфер. Такие фильтры позволяют плавно подбирать уровень частоты для усиления баса.
- Еще один параметр — THD. Это значение представляет собой сумму мощностей всех гармоник. Выражаясь более понятным языком, THD позволяет определить искажение аудиосигнала, который проходит через усилок. Если вы обратитесь к сервисной книжке, то сможете увидеть несколько значений искажений. Чем ниже будет уровень THD, тем более чистый звук сможет выдавать усилитель.
- Следующий параметр — разделение каналов, демонстрирующий разделение элементов, а также их обособленное расположение относительно друг друга. Если показатель разделения каналов будет более высоким, это свидетельствует о более качественной сборке девайса, а также его функциональных особенностях. Данный показатель измеряется в децибелах и он демонстрирует, какая мощность дается на каждый из каналов.
Цена вопроса
Если вы решили приобрести усилитель, то сразу же нужно сказать — не «ведитесь» на дешевые предложения. Откровенно низкие цены должны вам как минимум настораживать. Всегда помните о том, что качественные системы не будут стоить дешево, а если цена подозрительно низкая, то качество работы усилителя, как показывает практика, будет очень низким.
Видео «Подробная инструкция по подключения усилителя своими руками»
Как правильно произвести установка этого девайса своими руками — наглядная инструкция с описанием основных моментов приведена в ролике ниже (автор — Pavel Cherepnin).
Полезная информация
Автомагнитолы бывают разными: разбираемся в видах и типах устройств
Автомагнитола с DVD: как не ошибиться в выборе?
Влияет ли размер динамиков на качество звучания музыки?
Источник: avtozam.com