bogert , прочитав мои расчеты чужих киноденег в предыдущем посте , любезно дал ссылку на очень внятную статью Ивана Филиппова из Ведомостей. Взяты комментарии у «реальных пацанов» от кино и дано очень много конкретных цифр. Самое интересное — стоимость покупки прав на ТВ эфир.
Заявленная стоимость покупки прав на премьерный показ «9 роты», например, обошолся ОРТ в $800,000 (цифра может быть серьезно занижена, правда, чтобы другим много не платить). При этом за 20 минут рекламного времени с рейтингом «9 роты» (20% по стране) можно собрать до 4 млн. долларов. СТС заплатил за «9 роту» 500 тыс. деньгами и 600 тыс. рекламой (по несуществующим ценам, видимо, также как ОРТ катал в свое время «Турецкий гамбит» по ценам, заниженным относитель рыночных раз в 30). В целом получается, что телевизионщики могут платить хорошие бабки за гарантированно интересные фильмы — интересно, сколько «Остров» получил за эфир 7 января на РТР. Немало, думаю, если права продавали после проката и копейки, если права продавали до проката.
Миллионы в прокате
Кто и как зарабатывает на российском кино
Иван Филиппов
Ведомости
Российские фильмы ставят один кассовый рекорд за другим: $16 млн, $19 млн, $32 млн. Вопреки распространенному мнению, производителям из этих денег достается не так много. Зато их доходы от продажи прав на телепоказ и издание DVD растут.
По данным журнала “Кинобизнес сегодня”, в 2000 г. кассовые сборы по СНГ (включая Украину) составляли $34,5 млн, а в 2006 г. они перевалят за $400 млн. Несмотря на то что большая часть доходов до сих пор идет Голливуду, российские производители постепенно отвоевывают себе место под солнцем: в 2000 г. российские фильмы собрали в прокате $1,5 млн, а в 2005 г. — $94 млн (без Украины).
Большие надежды
Еще несколько лет назад российские кинематографисты производили продукт, не имеющий массового спроса, рассказывает генеральный директор “Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова” и продюсер (“Утомленные солнцем”, “Статский советник”, “Турецкий гамбит”) Леонид Верещагин. По его словам, первой ласточкой перемен стала картина Егора Кончаловского “Антикиллер” 2003 г., которая показала, что в России могут делать качественный экшн.
Бюджет “Антикиллера” составил $3,3 млн ($3 млн — на производство и $320 000 — на рекламу), а сборы — $1,08 млн, рассказывает один из продюсеров фильма Владимир Кильбург. А рубежом развития российской киноиндустрии Верещагин считает фильм “72 метра”, собравший в прокате $2,6 млн при бюджете $1,6 млн: эта картина первой продемонстрировала, что кино может зарабатывать. С Верещагиным согласен и режиссер (“9 рота”) и продюсер (“Жара”) Федор Бондарчук, отмечающий эффективную рекламную кампанию фильма. До этого любая реклама кино была бессмысленна, так как она загоняла его создателей еще глубже в минус, добавляет Верещагин.
В массовом сознании переворот в российском кино ассоциируется в первую очередь с фильмом “Ночной дозор”, который собрал в российском прокате $16,3 млн. Два следующих фильма Первой видеокомпании подняли планку еще выше — “Турецкий гамбит” взял $19,2 млн, а “Дневной дозор” — $31,96 млн. Правда, участники рынка оговариваются, что такие сборы вряд ли были бы возможны без бескорыстной рекламной помощи “Первого канала”. Верещагин же считает, что для развития индустрии значение “Дозоров” огромно: они пробили психологический барьер, доказав, что голливудские картины “на своей территории можно бить”. По данным Федерального агентства по культуре и кинематографии, в 2006 г. в России будет снято 120 фильмов — почти столько же, сколько в СССР.
Магия больших цифр действует — кинобизнес входит в моду. “Интеррос” Владимира Потанина и Михаила Прохорова купил кинокомпанию “Централ Партнершип”, подразделение АФК “Система” — “Система Масс Медиа” строит собственную киностудию в Санкт-Петербурге, “Ренова” Виктора Вексельберга инвестирует в съемки фильма “1612”. Кинобизнесом увлекаются не только олигархи: издатель Сергей Родионов и предприниматель Александр Изотов создали студию “Царь Pictures”, совладелец ИД “Популярная механика” Вадим Горяинов, сенатор Леонид Лебедев и режиссер Валерий Тодоровский — кинокомпанию “Красная стрела”. Посмотреть со стороны — прямо-таки бум российского кино.
Расходы и доходы
Впечатление портят кинопродюсеры. “Сказать, что индустрия существует как бизнес, пока нельзя, — утверждает президент «CTC Media» и продюсер («Водитель для Веры», «9 рота», «Питер FM») Александр Роднянский. — Некоторые успехи обнадеживают, но в целом это пока неприбыльное занятие”. По данным Кильбурга, окупается не более 10-15% российских картин. “Говорить о российском кино как об инвестиционно привлекательной отрасли еще рано”, — соглашается партнер PricewaterhouseCoopers Наталья Яковлева.
Те, кто завидует заработкам кинопроизводителей, просто не знают, как в этом бизнесе тратятся деньги и как распределяются доходы, говорят продюсеры. Типичный отчет СМИ о достижениях российского кино выглядит примерно так: потратили $4 млн, собрали, например, $31 млн, а значит, заработали $27 млн, приводит пример продюсер Сергей Сельянов (“Брат”, “Война”, “Меченосец”). “Но это взгляд дилетанта”, — смеется генеральный директор “Централ Партнершип” Рубен Дишдишян. Правда, в этом дилетантизме виноваты прежде всего сами кинобизнесмены: мало кто из них соглашается раскрыть журналисту всю бюджетную правду.
Расходы на фильм складываются из двух частей: производство и продвижение.
Если взять фильм с производственным бюджетом в $2,5-3 млн, то 30-35% его — зарплата и гонорары, 15-18% — постпродакшн (монтаж, цветокоррекция и т. д.), остальное — сценическо-постановочные расходы (на декорации, мебель, реквизит, костюмы, грим), съемочное оборудование, транспорт, экспедиция съемочной группы, поясняет Верещагин.
“Большие российские проекты требуют в разы больших затрат на рекламу, чем сопоставимые по масштабу голливудские”, — констатирует маркетинговый директор компании UIP (отвечает за прокат в России фильмов Paramount и Universal) Руслан Татаринцев. По его словам, расходы на рекламу голливудского фильма “средней величины” (“Дитя человеческое”) составляют до $200 000, а блокбастера (“Кинг-Конг”, “Война миров”) — до $1 млн.
Для успеха же российского фильма на рекламу нужно потратить примерно столько же, сколько на производство, утверждает Роднянский. Если представить гипотетическую ситуацию, при которой на экраны выходят два сопоставимых по потенциалу фильма — голливудский и российский, то без рекламы российский провалится, а американский сделает большие сборы, резюмирует директор по прокату компании “Каро Премьер” Роман Исаев. Почему? Чего ждать от голливудской продукции, зритель и без рекламы знает, а российский фильм для него пока кот в мешке.
Все доходы от кинопроката (бокс-офис) прокатчик делит с кинотеатрами в соотношении 50 на 50, рассказывает Сельянов. По словам Исаева, из оставшейся половины, которая называется прокатной платой, прокатчик берет часть за свои услуги (он тоже понес траты — на печать физических копий фильма, которая обходится от $1000 за штуку, их “роспись” по кинотеатрам и т. д.).
Прокатчик забирает 10-20% прокатной платы, или 5-10% бокс-офиса. Остальное — доля производителя. “У нас производителю достается 40-45%”, — говорит Бондарчук. Из этих процентов нужно вычесть расходы на производство и рекламу. Производители кино (и их инвесторы) получают меньше всех, с грустью констатирует режиссер и продюсер Валерий Тодоровский (“Страна глухих”, “Любовник”, “Мой сводный брат Франкенштейн”).
Если бы производители получали доход только от проката, то убыточными оказались бы многие кассовые фильмы (см. табл.). “В индустриальном масштабе одного кинопроката недостаточно”, — подтверждает Роднянский. К счастью для производителей, есть еще продажа прав на DVD, на телепоказ и на прокат за рубежом — эти статьи приносят им все больший доход. Так, создатели “9 роты” получили от проката меньше $1 млн, а от продажи телеправ и лицензии на выпуск DVD — $2,3 млн (см. врез).
Бондарчук приводит пример продюсируемого им фильма “Жара” (производство — $1,6 млн, реклама — $2,5 млн), производство которого окупилось еще до проката за счет контракта на выпуск DVD. С ним согласен и Кильбург, последний продюсерский проект которого (“Сдвиг”) кассовых ожиданий не оправдал. При бюджете около $4 млн ($3,4 — на производство и не менее $500 000 — на рекламу) фильм пока собрал в прокате не более $1 млн. “Зато за первый день продаж DVD ушло 35 000 дисков, кроме того, ведутся переговоры по продаже прав [без кинопроката] французскому кабельному каналу за 600 000 евро”, — рассказывает он. Доход от продаж DVD растет, но мешают пираты, негодует Кильбург. “Если в США у блокбастера на $1, заработанный в кинопрокате, приходится $2 в home video, то у нас это соотношение $1 к $0,1”, — сердится продюсер. По его словам, если бы государство боролось с пиратами по-настоящему, киноиндустрия могла бы жить и без госдотаций.
Минимум амбиций, максимум расчета
“Говорить о работающей киноиндустрии пока не приходится”, — утверждает Верещагин. Но сразу оговаривается, что с точки зрения перспективы “это очень выгодный бизнес”. Рецепт успеха — умеренность и аккуратность. Для начала надо умерить амбиции. “Всем сразу хочется стать новым “Дозором”, — жалуется Роднянский.
По мнению Верещагина, на окупаемость сегодня могут выйти фильмы с производственным бюджетом в $2-3 млн и рекламным еще в $2 млн. Этих средств, по мнению продюсера, достаточно для съемки качественного кино. При таких затратах фильм, в принципе, может рассчитывать на $7-8 млн кассовых сборов, считает Верещагин. “$1-2 млн на производство — это абсолютно коммерчески выгодная цифра бюджета”, — соглашается Бондарчук.
Но гарантировать успех фильму не может ничто, твердо уверен Роднянский. Есть множество примеров, когда в прокате не окупались фильмы с большой рекламной кампанией, поддержкой телеканалов и разумным бюджетом: “Жесть”, “Охота на пиранью”. В киноиндустрии существует так называемый художественный риск, который актуален не только для нашего рынка, говорит Яковлева из PwC. На вопрос, почему же люди продолжают снимать в таких условиях кино, Верещагин отвечает не колеблясь: “Это интересно, ведь кинематограф — это образ жизни”. А Роднянский уточняет: “Не продолжают, а начинают”.
БЮДЖЕТ “9 РОТЫ”
Как рассказал “Ведомостям” партнер Федора Бондарчука по компании Art Pictures Дмитрий Рудовский, производство фильма “9 рота” обошлось в $6,25 млн. Около $1 млн на съемки дало Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура), из оставшейся суммы 85% вложила кинокомпания “Слово” и 15% — Art Pictures. На рекламу было потрачено примерно $3,8 млн. Большую часть затрат по продвижению картины взяла на себя кинопрокатная компания “Гемини”, вложившая в рекламную кампанию $2,5 млн. Остальные $1,3 млн были профинансированы производителями за счет продажи прав телепоказа.
В прокате СНГ (без Украины) “9 рота” собрала около $24 млн. Еще $2 млн фильм собрал в украинском прокате, но все права на эту территорию создатели продали за $300 000 местным прокатчикам. Права на премьерный показ фильма были проданы телекомпании “ОРТ” за $800 000. Еще четыре показа купил телеканал “СТС”, заплатив $500 000 — деньгами и $600 000 — рекламой. Продажа прав на выпуск DVD компании Vox Video принесла около $1 млн.
50% прокатных сборов забрали себе кинотеатры. Из оставшейся половины “Гемини” вернула свои затраты на рекламу и забрала еще 17%. 1,5% оставшейся суммы пошло Роскультуре на развитие отечественного кинематографа ($1 млн по действующему законодательству ему возвращать не надо — это господдержка).
Доход продюсеров от проката составил около $800 000, с учетом дополнительных доходов продюсеры получили чуть больше $2 млн. Эти средства были поделены в соотношении 85% к 15% между кинокомпанией “Слово” и компанией Art Pictures. Создатели картины ведут переговоры о продаже прав на прокат фильма за рубежом, но пока ничего не продали.
Источник: use-your-loaf.livejournal.com
Сколько каналы платят правообладателям за показ фильма?
Добрый день, Emil Ramazanov. Ваш вопрос показался мне интересным. К сожалению, точного ответа дать не смогу, но поделюсь своими мыслями по этому поводу. Лично я считаю, что сумма оплаты должна напрямую зависит от качества того или иного фильма. Но на самом деле, как в любом бизнесе, присутствует человеческий фактор и тонкий финансовый расчет. Кроме того, наверняка существуют дополнительные опции, влияющие на стоимость сделки:
- будет ли этот показ премьерным на телевидении или его уже транслировали на каком-то из каналов;
- сколько прошло времени после официальной премьеры фильма в прокате.
Думаю, что есть еще факторы ценообразования данной услуги, о которых я не знаю. Может кто из участников и читателей поможет и дополнит мой ответ?
Источник: ya.ru
Как зарабатывают фильмы?
Многие люди любят смотреть кино. Но редко задумываются о бизнес стороне создания фильмов. Да и многое покрыто тайнами.
Расходов при создании фильма хватает. Подготовка к съемкам, оплата мест съемок, покупка одежды, реквизита — это еще не самые большие статьи расходов. Оплата труда съемочной команды, а также режиссера, оператора, актеров, продюсеров, художников-постановщиков и всех, кто принимал участие при подготовке съемок и затем при создании фильма.
Бюджеты российских фильмов начинаются от 20 млн и доходят до миллиарда рублей. Европейское, китайское и американское кино выходит и того дороже.
Расходы на зарплаты и гонорары может забирать около 60% всего бюджета фильма.
Бэкстейдж со съемок «Прабабушка легкого поведения. Начало». Обычно съемочное оборудование в кадр не попадает)
Как же все эти расходы затем возвращаются?
Фильм — это аудиовизуальное произведение, объект интеллектуальной собственности. Его можно монетизировать двумя путями:
Первый: продажа авторских прав на фильм целиком или частично,
Второй: возмездная передача права показа фильма тем или иным способом.
Когда в киноиндустрии говорят об окупаемости фильма и дальнейшей прибыли подразумевать второй способ. Существуют разные каналы демонстрации фильма.
Кинотеатры
Затраты на фильм могут окупиться уже через первый канал монетизации фильма — показ в кинотеатрах. Для этого нужно, чтобы сборы от продажи билетов в 3 раза превысили бюджет фильма. Например, если российский фильм создали за 100 млн рублей, то после сборов 300 млн рублей, можно смело говорить о том, что создатели фильма вернули затраты.
Сейчас средняя цена билета 313 рублей, таким образом фильм станет успешным, когда его посмотрит 958,5 тыс зрителей.
С голливудскими фильмами примерно такая же история. Только им требуется еще больше зрителей, а значит сеансов в кинотеатрах.
Легальный показ фильмов в интернете
В настоящее время можно посмотреть фильмы не только на пиратских сайтах за рекламу онлайн казино, но и легально в онлайн-кинотеатрах. В России их уже около 14 шт, но ведущими можно выделить около 7, которые первыми после кинотеатров дают возможность зрителями увидеть новый интересный фильм.
Правообладатели фильма обычно получают фиксированное вознаграждение за передачу прав показа на платформе, не связанную с числом зрителей. Однако разные проекты получают разные суммы за такие права.
ТВ-показы
Часть дохода за фильм приходит за показ по телевидению. Обычно интересны первые 10 показов, особенно самый первый — ТВ-премьера. Телеканал СТС очень любит показывать голивудские фильмы тв-зрителям первым. Российские фильмы также интересны для показа. Но тут уже многое зависит от истории, актерских составов, насколько фильм «пошумел» в кинотеатрах.
Для ТВ главное — рейтинги. Если фильм показал отличные рейтинги, то его периодически будут показывать снова и снова. Отдельные истории выходят по ТВ раза по 4, но это очень хорошие проекты.
DVD диски
Коллекции дисков раньше кинолюбители активно собирали. Теперь фильмы выходят в таком формате, но продажи сильно упали. Но какая-то копеечка правообладателям перепадает. Конечно, если это не пиратские диски.
Международные права показа
Эти права включают все выше перечисленные: кинотеатральный показ, интернет права, ТВ-права, DVD-права. Только для распространения в других странах, которые часто делятся по регионам (Азия, Латинская Америка, Европа).
Такой чести заслуживают не все фильмы.
Дополнительные каналы
Существуют еще каналы, которые способны принести деньги создателям фильма. Они не такие существенные, если говорить о российских фильмах, но для голливудских фильмов это могут быть дополнительные десятки и сотни миллионов долларов.
Авиаправа показа
Отдельная группа прав, связана с просмотром фильмов в самолете. Их особенность в том, что зритель пересекает во время просмотра разные страны, поэтому их нельзя относить к региональным правам. Они не бывают эксклюзивными, да и аудитория зрителей небольшая, поэтому денег приносит не много.
Права на публикацию книги по мотивам фильма
Видели книги с обложкой из фильмов? Это касается и иностранных проектов и российских. Помню в книжном видел книгу «Тобол», «Черная молния», «После» и другие.
Права на изображения, кадры из фильмов
Можно увидеть футболки с кадрами из фильмов, тетради, другую сувернирку, где используются именно стоп-кадры фильма.
Сувенирная продукция из фильма
Вот это отдельная жила, но срабатывает она благодаря удаче и благосклонности зрителей. Например, долго гулял по интернету крестик Торетто из Форсажа и я думаю он пользовался большим успехом. Молчу уже про световые мечи из «Звездных войн». Но это касается только
культовых фильмов. Не помню ничего такого популярного из российских фильмов.
Фильм может стать отличным источником дохода, который принесет деньги в первый год после выхода (окупив все затраты + доходы сверху) и потом в дальнейшие 10 лет, а может и дольше.
При хорошем подходе к созданию фильма можно вернуть затраченные средства и заработать сверху на съемки новых! Однако это идеальный план, который не все продюсерские студии способны реализовать, но все больше компаний держат его за основной.
Рекомендую другие интересные статьи канала :
Источник: dzen.ru