Недавно я разговаривал на тему «иудаизм и христианство» с одним ревностным христианином (вернее, меня заставили). К сожалению, из-за отсутствия достаточного количества знаний, я не смог ответить на некоторые вопросы (я только начинаю идти к Торе, но моим родственникам это не нравится). Могли бы вы ответить на эти вопросы? Приблизительная формулировка принадлежит моему оппоненту.
2. ”Почему у соблюдающих евреев не принято иметь дома телевизор?”
Поскольку Ваше письмо содержит восемь вопросов, и большинство из них требует отдельного рассмотрения — мы решили дать серию ответов. Первый уже размещен на сайте — см. ответ «Каковы основные отличия христианства от иудаизма?» — с ответом, обозначенным в нем ссылкой.
Теперь перейдем ко второму пункту Вашего письма — «почему у соблюдающих евреев не принято иметь дома телевизор ?».
То, что мы видим глазами, проникает в самые глубины души. И все это прочно и надолго отпечатывается в сознании и подсознании. Поэтому телевизионные трансляции, хочет того их потребитель или нет, оказывает на него огромное влияние. Не отдавая себе в этом отчет, человек перенимает идеи и образ мышления, которые он получает с экрана. И в этом смысле телевидение — гораздо более мощное средство воздействия на умы, нежели газеты, радио и Интернет.
Евреи переодеваются мусульманами, чтобы помолиться на Храмовой горе. Почему?
Но что предлагает нам «голубой экран»?
Прежде всего, следует отметить, что возможности выбора, что смотреть, у нас — крайне ограничены. Даже при наличии тысяч вариантов, на практике, по тем или иным причинам, человек, как правило, пользуется относительно небольшим набором каналов. В отличие, например, от Интернета, в пространстве которого каждый решает сам, какой сайт ему посетить и какую информацию — получить. Не говоря уже о том, что войти в Интернет можно в любое удобное нам время (тогда как телевизионные программы транслируются по жесткому графику), и обсуждение любой интересующей тебя темы ведется на десятках, а то — и сотнях сайтов. Не понравился один сайт — открываешь другой.
Самые популярные телепередачи, пожалуй — это новости, политические и экономические обзоры и диспуты.
Из теленовостей можно узнать в основном — о военном противостоянии государств, деятельности террористов и криминальных группировок, об убийствах, насилии, грабежах. Услышать, как один поливает грязью другого и т.д., в том же духе.
Разумеется, это не проходит бесследно, но — медленно и незаметно воздействует на психику человека (особенно детскую! — см. на сайте, к примеру, статью «Влияют ли теленовости на детскую психику?» — раздел «Психология»). Подливая яд во внутренний мир человека, его мысли и эмоции.
И еще очень важный момент. Ежедневно видя на телеэкране сцены насилия, человек привыкает к такому зрелищу, и убийства уже не кажутся ему страшными и дикими.
В новостях показывают реальные события, в которых участвуют реальные люди. Поэтому «осевшие» в душе «образцы» физического насилия и/или словесной грубости, нередко провоцируют на аналогичное поведение. Проявляется нервозность, вспыльчивость, агрессия. И тогда отношения в семье, с друзьями и знакомыми строятся по принципу «кто — кого».
Сборник Коля — жмот | Уральские пельмени
Человек «уходит в себя», ибо любая агрессия записывает в подсознании, что вокруг — «враги». В результате возникает глубокая неудовлетворенность в оценке собственной личности, своей жизни и окружения.
У постоянного потребителя теленовостей создается ощущение, что вся жизнь — это войны, экономические катаклизмы, бытовое насилие… Подчеркнутый негатив вселяет в душу скрытую или открытую панику. Что тоже ведет к агрессивности, обособленности, потере веры в доброе, хорошее и доверия ко всему и ко всем.
Высказанные с экрана идеи, независимо от того, согласен с ними человек или нет, постепенно впечатываются в его разум. Их воздействие основано на общеизвестном принципе — «вода камень точит».
И если на первых порах человек решительно отвергает неприемлемую, на его взгляд, концепцию, то многократное ее повторение на каком-то этапе заставляет его задуматься: «если эту идею обсуждают серьезные, уважаемые люди — может, в этом действительно что-то есть?». Далее он принимает ее с некими оговорками. Пока, в конце концов, она не входит в его сознание целиком. Даже если данная концепция — полнейший абсурд.
Доказательство этому, к примеру — телевизионная реклама, в значимой степени компенсирующая огромные финансовые затраты, которых требует телевещание. Множество раз повторенное с телеэкрана название товара медленно, но верно «встраивается» в сознание и, придя в магазин, человек обязательно обратит внимание на этот товар.
У любой телевизионной передачи — своя аудитория, свои рейтинги и т.п. (если передачу не смотрят — ее снимают, и не будут показывать). И эта определенная зрительская аудитория поэтапно впитывает мысли, которые в этой программе обсуждаются, и саму атмосферу передачи. Зритель, который бежит к телевизору, чтобы не пропустить полюбившуюся ему программу, наивно полагает, что он — свободный человек и думает своей головой. Не осознавая, что его образ мышления, постепенно и незаметно меняясь — навязан ему с экрана.
Так, не задумываясь, нужно ли им это и что от этого они приобретут — люди включают телевизор, с экрана которого уважаемые мужи в накрахмаленных воротничках и галстуках, всякого рода аналитики, обозреватели и комментаторы, зачастую позволяют себе говорить откровенные глупости и дикости. В лучшем случае — пичкая своих «почитателей» пустой, примитивной болтовней, в худшем — ядовитыми бреднями.
В репортажах с места событий журналисты достаточно жестко навязывают зрителю определенную оценку происходящего (это прослеживается в содержании видеоряда, в употребляемом телекомментаторами лексиконе и прочих нюансах репортажей). Они не просто показывают, что случилось в той или иной «горячей точке» планеты, но, в сущности — диктуют аудитории, как относиться к событию.
Это нетрудно понять. За функционирование телевидения кто-то платит. Эти люди не появляются на экранах. Но именно они устанавливают, что «скормить» массам в якобы независимых, нейтральных репортажах.
Через некоторое время мы иногда убеждаемся, что сложившееся у нас мнение — ошибочно. Но в отставку в телевизионной редакции никто — не подает. Наоборот — нас продолжают убеждать в правильности очередной «мудрой» идеи. Вскоре ее постигнет участь предыдущей. Но для «прозорливых» комментаторов это не будет иметь никакого значения — появится новая, а прежнюю — ловко спрячут в забытом архиве.
Примеров тому — тысячи. Вспомним, например, предательское решение израильского правительства об «освобождении» Газы от евреев. В израильских СМИ говорили, как мирно мы заживем, что западные страны похвалят и нас, а арабы — полюбят. Многие израильтяне, отравленные ядовитым дурманом, продуцированным СМИ и, в частности, телевидением, поддерживали это преступное решение.
Понадобилось совсем немного времени, чтобы пелена спала с глаз. Но — поздно. Ракеты уже летели на Израиль из Газы, мировое сообщество с еще большей жесткостью требовало, чтобы Израиль «выполнял обязательства», арабы продолжали декларировать свою ненависть к нам. А «дальновидные» комментаторы и журналисты, получив зарплаты за «праведный» труд, как ни в чем ни бывало — просто «сменили пластинку»… При этом ни разу не слышал, чтобы хоть кто-то из них извинился и подал в отставку.
Рекомендую прочесть на сайте комментарий в материале «Единый и неделимый?» (18.12.05 — в разделе «Анализ новостей»), где описывается механизм одурманивания в действии, запущенный канцелярией премьер-министра Израиля.
Конечно же, телевидение, кроме новостей, политических оборов и диспутов, предлагает и множество других передач. И чем плох, например, симфонический концерт или, скажем, видео-рассказы о природе?
Проблема тут в том, что, сидя перед телевизором, человек приучает себя к бесполезной трате времени, и в его душе остается — пустота. С другой стороны, редко бывает, чтобы тот же симфонический концерт демонстрировали в «чистом» виде. И в эту трансляцию, как правило, вклиниваются вставки: рекламные ролики, выпуски новостей.
Еще одно связанное с телевидением негативное явление. Вместо общения, семья собирается на совместный просмотр телепередач. В какой-то момент родители с удивлением обнаруживают, что не знают своего ребенка, что их связывает с собственными детьми лишь общая крыша.
Все закономерно: годы они интересовались не детьми — телевизором.
Во многих семьях дети смотрят телевизор с пеленок. Сначала их развлекают мультфильмами — чтобы не мешали родителям заниматься «взрослыми» делами. И вскоре телевизор для ребенка становится другом и наставником. Так вырастают дети перед экраном, заполняя свои умы совершенно ненужной, вредной, разрушающей души информацией…
Изложенных здесь основных причин, полагаю, достаточно, чтобы понять, почему в домах, где живут религиозные еврейские семьи, нет телевизоров. Есть, кстати, и не соблюдающие евреи (знаю таких людей лично), которые по тем же мотивам не хотят впускать в свои квартиры телевидение.
Не рекомендуется иметь телевизор и неевреям, т.к. потребление продукции телевидения — противоречит Воле Небес. Помимо всего прочего, и потому хотя бы, что с экранов постоянно ведется пропаганда религий, придуманных людьми. И вообще — ненависти, враждебности по отношению к другим народам и этническим группам.
В дополнение рекомендую прочесть на сайте, к примеру, ответы «Телевизор, книги, талантливые дети» и «Предпочитаю смотреть телевизор, вместо занятий Торой» — с ответом, обозначенным в нем линком.
Ответы на остальные заданные в письме вопросы будут размещены на сайте в дальнейшем .
Автор текста Хаим Аккерман
Источник: evrey.com
Почему иудеям нельзя в субботу включать телевизор или свет?
Почему нельзя в субботу включать телевизор или свет, это же день отдыха?
бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов
вопрос поддержали:
комментировать
в избранное
Samue lKl [85.4K]
5 лет назад
Но отдыха — от чего? Обычно на этот вопрос отвечают: «отдыха от работы». А вот это уже будет неправильно. Например, раввин в субботу работает? Конечно.
Он ведет службу в синагоге, выступает перед собравшимися с толкованием недельной главы, преподает — а ведь это все и есть его работа.
Это очень упрощенное представление. Устал, что ли? Он, что, шесть дней мешки ворочал, или в офисе вкалывал?
Тогда, конечно, надо отдохнуть, пивка выпить, на диване перед телевизором поваляться. :))
Поймите, не отдыхал Он, а продолжал творить мир! Но если шесть дней Он творил материальный мир, то в седьмой день Он творил духовные миры.
Человек, подобно Всевышнему, шесть дней создает различные вещи материального мира, а в седьмой день занимается духовной работой. Он отказывается на один день от управления материальным миром, передавая это управление в руки Всевышнего. Можно читать, изучать Тору, можно гулять, размышлять, можно учиться, учить других и так далее. Но нельзя изменять этот мир, вносить в него что-то новое.
Можно, например, двигать из одного угла в другой тяжелый шкаф, при этом ничего нового в мире не появится. А вот взять в руки перышко и написать две буквы рядом — нельзя, потому что из двух букв составляется слово. Новое, которого в мире раньше не было. Так же и зажигание огня — если он уже горел до субботы, тo им можно пользоваться, а зажигать новый огонь (или гасить старый) в субботу нельзя. Это касается и замыкания электрической цепи — при этом обязательно проскакивают искры, а это тот же огонь.
Огню в контексте субботы придается особое значение, Тора несколько раз подчеркивает запрет зажигания огня, в дополнение ко всем другим правилам субботы, например, в главе 35-й Книги «Шмот» («Исход»)прямо сказано:
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Вопрос
Добрый день, мы с мужем начали соблюдать шабат, и все бы хорошо, но не могу никак понять, почему нельзя включить телевизор или свет? Я прекрасно понимаю, что есть запрещенные работы и это день отдыха, но в наше время почему это еще актуально? Спасибо. Существует распространённая ошибка: люди полагают, что суббота — это день «социального», физического отдыха. Однако это не так.
Цель физического отдыха — дать человеку возможность обновить силы для дальнейшей деятельности. Выходит, что физический, «социальный» отдых — средство, а не цель. Но Шабат является целью. Одна из Десяти заповедей гласит (Шмот 20, 8): «Помни день субботний».
Из этого стиха мудрецы (трактат Бейца 16 а) выводят обязанность: любой ценный, радующий нас предмет, продукт и т.п., который «попадается» нам среди недели, следует оставить на субботу. Так в чём же смысл субботы, почему она является целью всей недели? [
Ответ раввина
Чтобы найти ответ на этот вопрос, следует понять: какова цель создания человека вообще? Тора сообщает нам, что перед сотворением человека сказал Творец (Бэрейшит 1, 26): «…создадим человека… и да властвуют над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землёй, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
Из этого стиха мы види, что человек был создан для того, чтобы духовное начало в нём властвовало над материальным началом, которое в этом стихе называется «рыбами морскими» и т.д. Чтобы таким образом поднять даже материальную часть человека (его тело и его имущество) до духовного уровня.
Чтобы полноценно выполнить эту задачу — подчинение материального духовному, — нам дана суббота. О субботе сказано в Торе: ва-инафаш (Шмот 31, 17; «и отдыхал») — что значит, по смыслу корня, «и наполнился духовностью», т.е. в этот день весь мир наполнился духовностью. Суббота — это день, в который мы воздерживаемся от созидания чего-либо материального. Это полностью духовный день.
Цель всей материальной деятельности остальных дней недели — это суббота, благодаря этому освящаются и все остальные дни недели. В иврите есть два различных слова, обозначающих работу: авода и мелаха. Авода — одного корня со словом эвед, «раб». А мелаха — со словом малах, «ангел».
На первый взгляд, слова эти обозначают почти одно и то же, но по корням ясно, что на самом деле их значения сильно различаются. Авода обозначает простую физическую работу, простой физический труд. Мелаха обозначает созидание, сотворение чего-то нового. В субботу запрещена именно мелаха, а не авода.
Как мы можем знать, что считается мелахой — созиданием, а что — обычным трудом, аводой, который не запрещён в субботу? Об этом нам может сообщить только Сам Творец, Который знает все физические и духовные сущности этого мира. После того, как Творец приказывает евреям построить Мишкан (Скинию), Он сразу же предостерегает их от работы в субботу.
Наши мудрецы из этого «соседства» двух тем делают вывод: те виды работ, которые были необходимы для строительства Мишкана, запрещены в субботу. Мудрецы учат нас, что сам Мишкан является духовным прообразом всего мира. И именно поэтому те виды работы, которые выполнялись при его строительстве, в субботу запрещены. Все виды работы, запрещённые в субботу, актуальны и в наши дни.
Изучая их, можно также понять, какие виды новой деятельности (например, включение света, телевизора, компьютерные игры) запрещены в субботу, а какие — нет. Мудрецы нашего времени определили это, основываясь на те чёткие правила субботних запретов, которые передала на Тора. Поэтому запреты актуальны и в наше время.
Хотелось бы добавить: хотя нам может казаться, что это большое неудобство — «отлучение» от телефона, телевизора, Интернета в субботу, если мы задумаемся, то поймём, что такое «отлучение» является настоящим благословением для любого человека. Ведь постоянные телефонные звонки, SMS-сообщения, сообщения Фейсбука, электронная почта и всевозможный поток информации, который беспрерывно течёт по различным каналам СМИ, в течение шести дней недели превращают человека в определённом смысле в робота, он забывает самого себя. В субботу же, когда вся эта деятельность запрещена, у человека, в конце концов, появляется время для себя и своей семьи. И тот, кто поймёт, насколько это чудесно, будет ждать субботнего дня, и этот день будет для него настоящим наслаждением, а не наоборот.
Источник: imrey.org