В 1993 году фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера» показал зрителям историю, которая оставалась нерассказанной со времен трагических событий Холокоста. Оскар Шиндлер, член нацистской партии, использовал свое влияние, чтобы спасти жизнь более чем 1000 евреев, привлекая их к работе на своей польской фабрике. Вот некоторые факты о потрясающем фильме Спилберга.
1. Эту историю Томас Кенэлли узнал в магазине кожгалантереи в Беверли-Хиллз
В октябре 1980 года австралийский писатель Кенэлли зашел в магазин кожаных изделий на Родео-Драйв. Он только что вернулся с кинофестиваля в итальянском городе Сорренто, где представлял фильм, основанный на одной из его книг. Когда владелец магазина Леопольд Пейдж узнал, что в Кенэлли писателя, он начал рассказывать ему «величайшую историю человеческого гуманизма». Эта история была о том, как Пейдж, его супруга и тысячи других евреев спаслись во время Второй мировой войны благодаря владельцу нацистской фабрики по имени Оскар Шиндлер.
Пейдж предоставил Кенэлли фотокопии документов, связанных с Шиндлером, в том числе повествования от первого лица и записанные свидетельства других евреев, а также подлинный список имен людей, которые спаслись таким образом. Это вдохновило Кенэлли на создание книги Ковчег Шиндлера , на которой основан фильм (книга и фильм носят разные названия, хотя в России они переводились одинаково – прим. перев.). Пейдж (чье настоящее имя было Полдек Пфефферберг) в конечном итоге стал консультантом фильма.
Люди сразу встали на ноги, когда поняли кто сидит рядом!
2. Кенэлли был не первым человеком, кому Пейдж рассказал о деятельности Шиндлера
Права на экранизацию истории Пейджа на самом деле впервые приобрела кинокомпания «MGM» за 50 000 долларов еще в 1960-х годах, после того как Пейдж схожим образом устроил засаду в своем магазине на жену кинопродюсера Марвина Гоша. Миссис Гош рассказала историю мужу, который согласился продюсировать ее киноверсию и даже нанял одного из сценаристов «Касабланки» Говарда Коха, чтобы тот написал сценарий. Кох и Гош начали брать интервью у шиндлеровских евреев, проживавших в окрестностях Лос-Анджелеса, и поговорили с самим Шиндлером, но потом проект застопорился, и история так и осталась неизвестной широкой публике.
3. Существует более чем один список.
Оскар Шиндлер и его соратники во время войны составили целых семь списков, и четыре из них существуют до сих пор. Два из них хранятся в Яд ва-Шем в Израиле (национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма, расположенный в Иерусалиме на Горе Памяти – прим. перев.), один – в американском музее Холокоста в Вашингтоне, округ Колумбия, и еще один ушел в частную коллекцию после продажи его на аукционе eBay в 2013 году.
Фильм обращается к первым двум спискам, составленным в 1944 году, известным также под наименованием «Списки жизни». Пять последующих списков были всего лишь обновлениями первых двух перечней, включавших имена более чем тысячи евреев, которых Шиндлер спас, привлекая к работе на своей фабрике.
Почему «Список Шиндлера» — великое кино
4. Стивен Спилберг впервые узнал о Шиндлере в начале 1980-х годов.
Президент «MCA / Universal» Сид Шейнберг, ставший «крестным отцом» Спилберга в кинематографе, дал режиссеру книгу Кенэлли, когда она была впервые опубликована в 1982 году, на что Спилберг якобы ответил: «Это чертовски восхитительная история. Это правда?».
В конце концов студия купила права на книгу, и когда Пейдж встретился со Спилбергом, чтобы обсудить эту историю, режиссер пообещал пережившему Холокост еврею, что он снимет экранизацию в течение 10 лет. Проект, однако, протосковал на дальней полке более десятка лет, потому что Спилберг никак не мог решиться взяться за такую серьезную тему. Сомнения Спилберга развеял ветеран Голливуда Билли Уайлдер, который решил сделать «Список Шиндлера» своим последним фильмом. Уайлдер попытался выкупить права на книгу, но Спилберг и «MCA / Universal» вернули их себе прежде, чем он сумел это сделать.
5. Спилберг отказался от гонорара за фильм.
Хотя Спилберг к тому времени был уже очень богатым человеком, поскольку успел стать одним из самых успешных режиссеров Голливуда и снять немало высокобюджетных фильмов, он решил, что история «Списка Шиндлера» настолько важна, что ее не следует делать с прицелом на денежное вознаграждение. Режиссер отказался от гонорара за фильм и любых процентов с выручки, настаивая, что извлечение личной выгоды в этом случае было бы «кровавыми деньгами». Вместо этого Спилберг использовал прибыль от фильма, чтобы основать «Фонд Шоа» («Шоа» на иврите означает «Катастрофа» – прим. перев.), который посвящался памяти выживших в период Холокоста и занимался сбором и сохранением личных воспоминаний и интервью участников тех событий.
6. Прежде чем решиться сделать фильм самому, Спилберг пытался привлечь к съемкам других режиссеров.
Нежелание Спилберга приступать к съемкам фильма основывалось, помимо прочего, на том, что он не чувствовал себя готовым и достаточно зрелым для того, чтобы взяться за фильм о Холокосте. Поэтому поначалу он пробовал нанять других режиссеров, чтобы они сняли фильм вместо него. Сначала он обратился к режиссеру Роману Полански, который сам пережил Холокост и чья мать была убита в Освенциме. Полански отказался участвовать, но со временем сделал собственный фильм о Холокосте, «Пианист», который принес ему «Оскар» за лучшую режиссуру в 2003 году. Тогда Спилберг предложил кресло режиссера Сидни Поллаку, который также ответил отказом.
Затем проект предложили легендарному режиссеру Мартину Скорсезе, который дал согласие участвовать. Скорсезе уже собирался запустить фильм в производство, когда на съемках истории о Питере Пэне и капитане Крюке Спилберг вдруг понял, что он, наконец, готов взяться за «Список Шиндлера» сам. Для того, чтобы компенсировать потерю Скорсезе, Спилберг передал ему права на фильм, который собирался снимать позже – римейк «Мыса страха».
7. Фильм был большим финансовым риском для «Universal», поэтому они заставили Спилберга пойти на сделку с динозаврами.
Когда Спилберг наконец решился снимать «Список Шиндлера», он занимался им так долго, что Шейнберг и «Universal» были готовы от него отказаться. Трехчасовой черно-белый фильм о Холокосте с относительно небольшим бюджетом (23 млн. долларов) рисковал провалиться в прокате, поэтому они попросили Спилберга возглавить еще один проект, который собиралась запустить студия – «Парк Юрского периода». Сделаешь нам прибыльный летний хит, сказали они, и можешь тогда дальше заниматься столь полюбившимся тебе проектом. Спилберг согласился, и оба фильма вышли на экраны в 1993 году: «Парк Юрского периода» в июне и «Список Шиндлера» в декабре.
8. Спилберг не хотел, чтобы роль Шиндлера исполняла известная голливудская звезда
На роль Оскара Шиндлера пробовались Кевин Костнер и Мэл Гибсон. На неё также претендовал актер Уоррен Битти, который даже дошел до такой стадии кинопроцесса, как читка сценария. Но, по словам Спилберга, Битти в итоге было отказано, потому что «Уоррен сыграл бы его, будто Оскар Шиндлер сам был Уорреном Битти».
В итоге эту роль Спилберг отдал почти неизвестному ирландскому актеру Лиаму Нисону, которого режиссер увидел на сцене в бродвейской постановке под названием «Анна Кристи». «В моем понимании, Лиам был максимально похож на того человека, каким был Шиндлер, — рассказал Спилберг в интервью «The New York Times». – Его обаяние, то, как женщины его любят его, его внутренняя сила. Он на самом деле выглядит чуточку похожим на Шиндлера. У них даже одинаковый рост, хотя Шиндлер был более упитанным. Если бы я делал фильм в 1964 году, я бы выбрал на роль Герта Фрёбе, покойного немецкого актера. Вот как он выглядел».
Приглашая Нисона на прослушивания, режиссер также сказал ему, чтобы тот изучил жесты бывшего председателя «Time Warner» Стивена Дж. Росса, еще одного наставника Спилберга и человек, которому он посвятил фильм.
9. Для фильма Спилберг провел свое собственное исследование.
Для того, чтобы получить более личное видение будущего фильма, режиссер до начала съемок съездил в Польшу, чтобы поговорить с выжившими во время Холокоста и побывать в тех реальных местах, которые он собирался показать в своей картине. В Польше он посетил бывшую штаб-квартиру гестапо на Поморской улице, настоящую квартиру Шиндлера и виллу Амона Гёта.
В итоге фильм был снят в Польше за 92 дня, а концлагерь Плашов воссоздали в находящейся неподалеку заброшенной каменоломне. Киношникам также разрешили снять несколько сцен за воротами Освенцима (снимать внутри им так и не позволили – прим. перев.).
10. Девочка в красном пальто действительно существовала.
Символ невинности (девочка в красном пальто, которая появляется в фильме во время ликвидации гетто) основан на образе реального человека. Роль девочки сыграла актриса Оливия Дабровска, которая – в трехлетнем возрасте – пообещала Спилбергу, что не будет смотреть фильм, пока ей не исполнится 18 лет. Похоже, она все-таки нарушила обещание и посмотрела фильм, когда ей было 11, после чего несколько лет опровергала случившееся. Позже в интервью «Daily Mail» она сказала: «Я поняла, что была частью чего-то, чем могла гордиться. Спилберг был прав: я должна была вырасти, чтобы посмотреть этот фильм».
Настоящую девочку в красном пальто звали Рома Лигоцка. Выжившая в краковском гетто, она была известна среди живших там евреев благодаря своему красному зимнему пальто. Сейчас Лигоцка – художник. Она живет в Германии и написала автобиографию о Холокосте, которая носит название «Девочка в красном пальто».
11. Фильм не должен был выйти на английском языке.
Чтобы усилить ощущение реальности происходящего, Спилберг изначально хотел снять фильм полностью на польском и немецком языках, с английскими субтитрами, но потом решил, что не стоит так делать, потому что почувствовал, что субтитры будут отвлекать от важности происходящего на экране. По словам Спилберга, он «хотел, чтобы люди смотрели на изображение, а не читали субтитры. Чтение помогло бы им оставаться в безопасности. Это стало бы оправданием возможности отвести взгляд от экрана и посмотреть куда-то еще».
12. Студия не хотела, чтобы фильм был черно-белым.
Единственным человеком в «MCA / Universal», который согласился со Спилбергом и оператором Янушем Камински в том, чтобы снимать фильм в черно-белом цвете, был глава студии Шейнберг. Все остальные выступали против этой идеи, считая, что так Холокост будет выглядеть стилизованным. Спилберг и Камински решили снимать фильм в формате и стилистике, вдохновленных кинолентами немецких экспрессионистов и итальянских неореалистов. Кроме того, по мнению Спилберга, «это было вполне уместно, поскольку я только что пережил Холокост посредством свидетельств других людей и разглядывания архивных фотографий, которые все, разумеется, были черно-белыми».
13. Страстное желание Спилберга воплотить этот проект окупилось «Оскарами».
«Список Шиндлера» одержал крупную победу на 66-й церемонии вручения наград американской киноакадемии. В общей сложности фильм получил семь «Оскаров», в том числе Спилбергу были вручены награды за лучший фильм и лучшую режиссуру. Нисон и Ральф Файнс были номинированы за свои роли, фильм также был представлен в номинациях «Лучшие костюмы», «Лучший грим» и «Лучший звук».
14. Формально «Список Шиндлера» является студенческим проектом.
Спустя 33 года после того, как он бросил колледж, Стивен Спилберг, наконец, получил степень бакалавра в области кино- и видеопроизводства в своей новой альма-матер «Cal State Long Beach». Произошло это в 2002 году. Свое обучение режиссер держал в тайне, зарабатывая оценки за эссе и проекты, которые он представлял под псевдонимом. Для того, чтобы завершить курс кинематографии, он представил «Список Шиндлера» в качестве студенческого проекта. Спилберг описывает временной разрыв между окончанием школы и началом получения своей степени как «самый длинный в жизни пост-продакшн».
- count_in_law
- интересные факты
- лингвопанды
- список шиндлера
- экранизация книги
Источник: www.livelib.ru
Фильм «Список Шиндлера»: отзывы и рецензии, сюжет, актеры
С каждым годом в копилку кинематографа добавляется все больше и больше как хорошего, так и не очень, но контента. Киноиндустрия продолжает набирать обороты, постоянно придумывая новые спецэффекты, а также снимая ремейки на старые постановки.
Однако существуют шедевры, созданные всего раз, которые вряд ли когда-нибудь решатся переснять. Одним из таких достижений кинематографа является фильм «Список Шиндлера» 1993 года.
Создание фильма: начало
В 1983 году в руки Стивену Спилбергу (режиссер и продюсер) попадает книга под названием «Ковчег Шиндлера». Ее автором является Томас Кенилли, взявший сюжет из реальной жизни Полдека Пфеффербера — еврея, который был спасен благодаря немецкому промышленнику Оскару Шиндлеру.
Полдек горел идеей открыть всему миру имя спасителя евреев, потому первая попытка снять автобиографическую работу была сделана еще в 1963 году сценаристом Ховардом Кохом. Однако это не состоялось.
Продолжение: спустя 10 лет
Стивен Спилберг, прочитав роман, был воодушевлен, однако решение о создании проекта, посвященного теме Холокоста, далось ему достаточно трудно. Несмотря на то что студия Universal приобрела право на реализацию данного проекта в том же году, режиссер взялся за работу только спустя 10 лет. За этот период Спилберг не раз пытался передать работу другим, в этот список входили: Сидни Поллак, Мартин Скорсезе и Роман Полански. Каждый из них отказался по личным причинам.
Съемки фильма «Список Шиндлера», отзывы о котором представлены в статье, длились в целом 72 суток и были закончены на 4 дня раньше планируемого срока.
Сюжет
В 1939 году по приказу фашистского командования евреи были обязаны прибыть в большие города для регистрации и переселения в гетто (места для изоляции евреев от всех других).
В это время промышленник из Германии Оскар Шиндлер приезжает в Краков с целью создания фабрики, на которой будет производиться эмалированная посуда.
После получения всех разрешений на желаемую идею Оскару остается подкрепить ее только денежной базой. Отталкиваясь от бедного положения евреев, согнанных в гетто, Шиндлер делает выгодное предложение евреем-богачам, от которого они никак не могут отказаться: из-за невозможности использовать свои деньги (в связи с наложенным запретом фашистами) они обменивают их на товары, предложенные Оскаром.
Само управление фабрикой Шиндлер отдает в руки Ицхака Штерна, который на тот момент является членом местного еврейского совета. Народ с охотой принимает решение работать у немецкого промышленника, так как таким образом они могут хотя бы на время покидать ненавистное гетто. Для помощи своим собратьям Штерн умело подделывает документы, в которых подтверждаются их профессиональные умения.
Дело идет в гору, и Шиндлер купается в деньгах. Он убежден в своей теории по поводу войны: именно такие жестокие условия являются гарантией для процветания бизнеса.
Однако взгляды главного героя начинают меняться именно в тот момент, когда в Краков прибывает немецкий офицер Амон Гет. Целью его прибытия становится приказ ликвидировать гетто.
Шиндлер, все больше наполняясь гуманизмом, специально заручается поддержкой Гета для дальнейшего спасения своих работников.
Когда Амон получает очередной приказ по закрытию лагеря Плашов и отправке евреев из него в Освенцим для уничтожения, Шиндлер пользуется ранее приобретенными полезными связями, таким образом уговаривая оставить его работников в живых. Шиндлер вместе со Штерном начинают составлять список тех, кто должен будет избежать одной из самых страшных смертей — Освенцима. Именно данная картина послужила названием к фильму, слоган которого гласит: «Этот список — жизнь».
Большая часть его рабочих без проблем добирается в Чехословакию, где они должны будут продолжать трудиться в родном городе Шиндлера Цвиттау-Бриннлитце. Однако все идет не по плану, когда поезд с женщинами и детьми по ошибке отправляют в концлагерь. Все закончилось бы трагедией, если бы не главный герой, давший взятку высокопоставленному чиновнику.
Все деньги, которые приносит Шиндлеру фабрика, он тратит на подкуп охраняющих его предприятие офицеров, пока война не заканчивается и Германия не терпит капитуляцию.
Как «фашисту и рабовладельцу» Шиндлеру необходимо подаваться в бега. На прощание спасенные евреи дарят ему письмо и золотое кольцо, сделанное из зубных коронок одного из рабочих.
На следующее утро офицер Красной Армии прибывает с радостными вестями, объявляя, что евреи теперь свободны. Рабочие подаются в ближайший населенный пункт.
Последние эпизоды
Конец фильма «Список Шиндлера» пробирает до глубины души: показываются настоящие кадры, в которых спасенные евреи и их потомки кладут камни на могилу своего героя. В самом последнем эпизоде человек, чье лицо скрыто, кладет на памятник цветы. Этим человеком является актер, сыгравший самого Шиндлера.
Подлинный список спасенных евреев был найден только в 2000 году, спустя 7 лет после снятия картины. В нем насчитывалось 800 мужчин, 300 женщин и 100 детей.
Оскар Шиндлер умер в 1974 году и был похоронен в Израиле — в месте выживших благодаря ему людей. На могиле посмертно вырезана звучащая в фильме фраза: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».
Актеры фильма «Список Шиндлера» 1993 года
Крупномасштабная картина насчитывает около 150 ролей, для перевода на русский язык актерам дубляжа потребовалось около 4 месяцев, чтобы завершить озвучивание.
Ответственность за главную роль немецкого промышленника и спасителя еврейских душ взял на себя Уильям Джон Нисон и был номинирован на премию «Оскар», «Золотой глобус» и на награду от британской академии кино в номинации «За лучшую мужскую роль».
Роль Ицхака Штерна сыграл уже имеющий на тот момент «Оскар» прекрасный актер Бен Кингсли, также известный по фильму «Остров проклятых», «Счастливое число Слевина» и др.
Главного антигероя в фильме «Список Шиндлера» 1993 года Амона Гета сыграл Рэйф Файнс, номинировавшийся на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. Актер был настолько похож на своего прототипа, что при его знакомстве с бывшей узницей Освенцима Милой Пфефферберг последняя не смогла сдержать дрожь от волнения.
Для этой роли Рэйф даже специально поправился на 13 килограмм. По словам Спилберга, этого актера он пригласил из-за сексуальности, что ни на есть самого дьявола.
В роли жены Оскара Шиндлера предстала актриса Кэролайн Гудолл, известная по фильмам «Белый шквал», «Серебряный ветер» и др.
Также в фильме «Список Шиндлера» приняли участие такие актеры, как Эмбет Дэвидц, Йонатан Сэгаль, Малгоша Гебель, Шмуэль Леви и другие.
Дубляж
Фильм был переведен на множество языков, и Россия стала не исключением.
В озвучке фильма «Список Шиндлер» 1993 года актеры постарались на славу. В процесс было вовлечено около 150 человек.
Только некоторые из известных россиянам:
- Андрей Мартынов (Оскар Шиндлер);
- Алексей Борзунов (Ицхак Штерн);
- Андрей Ташков (Амон Гет) и другие.
Отзывы
Рецензий критиков и откликов зрителей на данную кинематографическую картину множество. Можно сказать, что публика по справедливости оценила душещипательную картину, которая вряд ли кого-либо смогла бы оставить равнодушным.
По отзывам «КиноПоиска», фильм «Список Шиндлера» входит в топ-250 лучших и занимает в нем 4-е место, пропустив вперед лишь тройку таких же гениальных картин: «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля» и «Форрест Гамп».
В процентном соотношении 91 % занимают положительные комментарии, в оставшиеся 9 % входят как отрицательные, так и нейтральные отзывы о фильме.
Отзывы о фильме «Список Шиндлера» 1993 года преподносят разное видение картины. Однако в одном большинство мнений сходится: никто не забыт, и ничто не будет забыто.
Музыка из фильма «Список Шиндлера»
В 1994 году автор гениальных сочинений Джон Уильямс получает статуэтку «Оскар», и еще спустя год ему присваивается премия «Грэмми».
Оригинальная партитура была написана вместе со скрипачом Ицхаком Перлманом. Альбом носит одноименное название к фильму и включает в себя 14 композиций.
Достижения
В топ лучших фильмов «Список Шиндлера» можно по праву ставить в первую пятерку шедевров. Успех картины был узаконен целыми 7 статуэтками «Оскар»:
- лучший фильм;
- лучший режиссер (Стивен Спилберг);
- лучшая работа оператора (Януш Камински);
- лучший сценарий (Стивен Заиллян);
- лучший монтаж (Майкл Кан);
- лучшие декорации (Аллан Старски);
- лучший оригинальный саундтрек (Джон Уильямс).
Бюджет и сборы
Картина «Список Шиндлера» является самым дорогим черно-белым фильмом за всю историю кинематографа (его бюджет составляет 25 миллионов долларов).
Сборы в США составили около 96 миллионов долларов, а во всем мире — около 225 миллионов.
Интересный поворот: Стивен Спилберг отказался от своего заработанного гонорара, посчитав, что это «кровавые деньги». Вместо этого на них он решил основать фонд «Шоа», смысл которого заключался в хранении документов, свидетельств и интервью жертв истребления, куда входил и Холокост.
Интересные факты
- Для того чтобы взяться за данную картину, Стивену Спилбергу потребовалось целых 10 лет.
- Благодаря постановщику и кинорежиссеру Билли Уайлдеру, успевшему поработать над первым вариантом сценария, Спилберг согласился на будущий шедевр. Именно Уайлдер уговорил его на этот серьезный, но правильный, как подтвердилось в будущем, шаг.
- Сцена, показывающая ликвидацию гетто города Кракова, занимала по объему всего одну страницу, в связи с чем Спилберг принял решение растянуть картину до 20 страниц, а также до 20 минут экранизации. Воссоздать эпизод ему помогли рассказы очевидцев тех страшных событий.
- Освенцим дал отказ на просьбу совершать съемки фильма в нем, потому режиссеру пришлось проделать большую работу, а именно: воссоздать неподалеку декорации, детально имитирующие данный концлагерь.
- Так как заранее было принято решение о том, что фильм «Список Шиндлера» будет изображен в черно-белом цвете, в съемках нельзя было использовать ничего, что имело зеленый оттенок, так как он мог негативно сказаться на черно-белой пленке.
- Практически 40 % съемок осуществлено в режиме, требующем работы с ручной кинокамерой.
- Съемочной группе необходимо было снабдить одеждой около 20 тысяч статистов, потому художница по костюмам Анна Б. Шеппард разместила в Польше объявление, в котором указывалось, что студии требуется одежда военных лет. В связи с тяжелой на тот момент обстановкой в стране поляки с большим желанием продали вещи 30-40-х годов.
- Несмотря на то что фильм является черно-белым, цвет в нем все же появляется, но только один раз. Именно в этот момент сознание главного героя переворачивается, когда перед ним предстает образ маленькой девочки в красном пальто. Красное пальто — главная идея всей картины. Восторженные отзывы о фильме «Список Шиндлера» после данного эпизода не заставили себя ждать.
- Настоящий список Шиндлера был выставлен на аукцион в 2013 году.
- Именно с данного фильма началось сотрудничество Спилберга с Каминским, которое длится по сей день. Все будущие картины Стивена стал снимать только Януш.
- Роман Полански (автор знаменитого фильма «Пианист») отказался от предложения Спилберга взять сюжет под свое крыло по той причине, что его прошлое тесно переплеталось с темой: детство режиссера до 8 лет прошло рядом с краковским гетто, откуда он сбежал в день ликвидации. Однако его мать не спаслась и позднее погибла в Освенциме.
- Изначально Спилберг обдумывал идею снять фильм на польском и немецком языках, вставив в него английские субтитры.
- Юрист певца и актера Пита Доэрти, которого звали Эмон Шерри, совершил самоубийство после просмотра данной картины. Как утверждает жена, на его психику повлияли детальные показы концлагерей.
- По сюжету Амон Гет был повешен с первого раза, что на самом деле не соответствует действительности: в подлинной истории он ушел из жизни только после третьей попытки.
В заключение
Отзывы о фильме «Список Шиндлера» будут появляться с каждым последующим годом, так как шедевр не имеет срока годности. Благодаря подобным картинам каждое новое поколение знакомится с ужасающими, но необходимыми для памяти событиями прошлого. Жестокость человека не знает границ, как не знает границ и его талант.
Источник: fb.ru
«Список Шиндлера». Стивен Спилберг не верил в успех: критики не поймут, а зрители не посмотрят такой тяжёлый фильм
28 апреля 1908 года родился Оскар Шиндлер, немецкий предприниматель, который в годы войны спас от смерти около 1200 евреев. О нем был снят фильм «Список Шиндлера». Стивен Спилберг относится к этой картине с особым пиететом: и он отказался брать гонорар за эту работу.
«Список Шиндлера» — один из лучших фильмов о Второй мировой войне. Подробнее о нём — в нашем сюжете.
Средство массовой информации, Сетевое издание — Интернет-портал «Общественное телевидение России».
Источник: otr-online.ru