Решил сделать себе, после просмотра видео, какого уже не вспомню. Хотелось сделать дешево и сердито. Пересмотрел почти все видео и перечитал все обзоры . Предварительно пришел к такому выводу — делать надо из трансформаторов микроволновки, обязательно 3 штуки . Отказаться от твердотельного реле — слишком дорого .
Начал с трансформаторов, операции стандартные : разрезаем, перематываем, свариваем . Вместо меди использовал алюминиевую шинку от электродвигателя.Запихал ее в окно трансформаторов по-максимуму .Получилось сечение примерно 110 квадратов.
12 шинок, по 6 в два ряда
наматываем как можно плотней
свариваем сжав в тисках, защищаем по-лучше обмотки
Получилось по два витка на трансформатор, соединяем их последовательно в сумме имеем примерно 5 вольт на выходе . Для соединения использовал самодельные стяжки. Хотелось бы, конечно, сделать все обмотки единым проводом, но это было очень сложно .
Точечный сварочный аппарат из трансформатора от телевизора
Стягиваем шины как можно крепче
Корпус под трансформаторы сварил из сантиметрового квадрата
Теперь о схеме управления. Имея три независимых первичных обмотки использовал три симистора, каждый для своего трансформатора . Это позволяет отказаться от дорогостоящего твердотельного реле . Стоимость одного симистора не превысит и 100 руб . Тиристоры установлены на один радиатор, в схеме управления используется индикатор. Время работы выставляется переменным резистором. Мозг схемы Atmega8.
Полный размер
Схема постоянно изменяется
Полный размер
16 пиновый разъём для индикатора
Первоначальная схема
При первом же включении выгорел сначала один симистор, при следующем два оставшихся . Углубленное изучение темы привело к изменению схемы. В схеме использовались оптроны с переходом через 0. И это логично (думал я).
Однако, реально мощный трансформатор нужно включать в максимуме амплитуды . Сейчас не найду ссылку, но есть очень обстоятельная статья в сети, где приведены все расчеты по этому поводу. По-этому выкинул зеро-оптроны и поставил простые. Симисторы поменял на КУ208Г, еще из старых запасов .
Оставил схему под напряжением на некоторое время . Один из симисторов, видимо, самопроизвольно открылся в одну сторону, пустил полуволну на трансформатор, намагнитил его и благополучно сжег первичную обмотку .
Первичная обмотка алюминиевая
Трансформатор на мусорку
Вывод : Симистор не самый лучший ключ для трансформатора, даже у идеального симистора характеристика не симметричная, а это значит, что подмагничивания не избежать. Об этом уже давно знают производители микроволновок. Сделано у них очень хитро, на долю секунды включается симистор через резистор, процессы в трансформаторе устаканиваются и только после этого подключается реле. И уже вся основная мощность идет через это реле. Реле хороший ключ для трансформатора, учитывая что есть предварительное слаботочное включение .
Блок схема устройства справа три трансформатора соединенных последовательно.
Блок схема
Первичные обмотки соединены параллельно. Каждая обмотка коммутируется через симистор и контакты реле.
Алгоритм работы такой : Закрепляем массу, переменным резистором задаем время работы споттера, прижимаем электрод с крючком, нажимаем кнопку пуска, контроллер определяет максимальную точку напряжения сети, и через симисторный оптрон открывает силовой симистор. Так как симистор соединен последовательно в цепи с резистором, то на нем произойдет падение части напряжения.Спустя один период контроллер шунтирует симистор контактами реле.Реле от старой сигнализации на 12 вольт 8 ампер. Три трансформатора включаются на заданное время, происходит прилипание крючка, реле отключаются, симистор закрывается . Благодаря, такой схеме, можно очень легко реализовать автопуск. Для этого три раза в секунду по очереди открывается один из симисторов и проверяется напряжение на выходных обмотках. Если его нет, значит вторичная цепь замкнута и происходит та же последовательность операций, как при включении от кнопки.
К сожалению, так как схема все время менялась, окончательно разработанной печатной платы нет. Все соединено мгтф на весу .
Платы еще не уложены
Если не считать трансформаторов и проводов, вся схема с платой обошлась примерно в 3 тыс.
Товарищ просит сделать плату ему тоже, если дойдут руки, то буду делать все на одной плате, включая симисторы на радиаторе.
Сам я далеко не жестянщик, по-этому отдал соседу по гаражу на проверку. Работа споттера ему очень понравилась. Он сравнивал со своим заводским.У меня оснастки еще нет, по-этому видео снять не могу . Думаю отдать на проверку жестянщикам, в обмен на видео о работе.
Положительный моменты — нет дергания сети при работе, уверенный автопуск, выбор режимов работы, нелинейная шкала задатчика времени.
От ЖК индикатора можно отказаться, читабельность никакая, так еще постоянно под угрозой случайного удара инструментом. Если уж совсем без индикации никак, то лучше сделать светодиодные столбики. Но думаю это излишне, достаточно градуировать переменные резисторы.
Источник: www.drive2.ru
Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками
Споттер представляет собой устройство, вычисляемое к категории сварочных аппаратов. Предназначается для точечной сварки. Работает на основе сопротивления тока. Устройство функционирует за счет выделения некоторого количества энергии тепла в зоне соприкосновения со сварочным материалом при подаче электротока. Споттер из сварочного аппарата можно сделать своими руками.
Классифицируют его на инверторную и трансформаторную модели.
Предназначение споттера и его особенности
Самодельный споттер используют в отношении кузовных работ автомобилей. Делают это тогда, когда по каким-то причинам с внутренней стороны выровнять поверхность детали нет возможности. Можно локально нагревать металл при помощи указанного инструмента, если на кузовной области есть небольшие повреждения. Важно разобраться, как сделать споттер своими руками, чтобы получить качественное и функциональное изделие.
Процесс сварки выглядит так. На место повреждённого металла закрепляется крепёж. К нему подсоединяется устройство и при помощи вспомогательных приспособлений либо своими руками вытягивают вмятины. Инструмент для ремонта кузова дает возможность быстро и качественно восстанавливать автомобиль без покраски поврежденного участка.
Споттер хорош тем, что при его эксплуатации удается держать под контролем функционирование каждой детали. Это объясняется тем, что вероятность перегрева и разрыва проводов довольно велика.
Свойства конструкции агрегата
Приспособление состоит из таких компонентов, как коробка, пистолет, кабель, электрод.
Коробка содержит всю систему аппарата, которая необходима для сварки. Чтобы четко и быстро проводить кузовные работы, надо придерживаться порядка и технологии процесса.
Ели поверхность подверглась деформации, надо очистить ее от любого покрытия. Это может быть ржавчина, краска или лак. Данный этап очень важен, так как качество соединения металлов напрямую влияет на итог всего процесса. На поверхность, которая подверглась корректировке, присоединяют контакты. На очищенную зону повреждённой области приваривают крепёж, к которому и подсоединяется рассматриваемое устройство.
Вслед за этим захватывается устройство пистолетом, после чего вмятина вытягивается. Для выравнивания прибегают к использованию молотка, гидроцилиндров и других приспособлений. Обращают внимание на толщину металла. Здесь следует понять, какое оборудование даст возможность производить рихтовку машины, чтобы не нанести ей вреда.
Обратный молоток не используется в сочетании с алюминием. К тому же не каждый агрегат может справиться с оцинкованным кузовом. Когда рихтовка кузова закончена, скручивают приваренную деталь. Место контакта зачищают шлифовальной машинкой.
Ключевая деталь споттера
Сварочный пистолет — это основная деталь устройства. Для непрерывной работы используют устройство фабричного изготовления. Можно сделать его на основе пистолета из строительного клея своими руками. Альтернативным способом будет применение деталей из полуавтоматической сварки. Из текстолита вырезают одинаковые части с показателями длины от 12 до 14 мм.
Их должно быть 2. В них устанавливают кронштейн, применяемый в качестве крепления электрода для сварки. При желании можно смонтировать лампочку для подсветки, как и переключатель импульса.
Кронштейн можно сделать из меди. У него может быть сечение — прямоугольное или квадратное. В качестве электрода для сварки используют медный прут с толщиной от 8 до 10 мм. Пистолет должен иметь такую конструкцию, которая позволяла бы поменять электрод без разборки.
Чтобы подключить пистолет к устройству, используют комбинацию из сварочного кабеля с необходимым показателем сечения и 5-жильным контрольным кабелем. Подключение последнего осуществляется в соответствии со схемой.
На переключатель проводят три жилы. Ещё две перемещаются на подсвечивающую лампочку и двигатель. Сварочный кабель необходимо зачистить и припаять в специальное отверстие в кронштейне.
Алгоритм изготовления своими руками
Чтобы сделать агрегат самому, нужны некоторые навыки и понимание основ работы с такой техникой. Споттер из сварочного аппарата своими руками можно сделать в соответствии с чертежами. Для этого надо тщательно изучить конструкционные особенности аппарата. Можно использовать подручные детали.
Не всегда является целесообразным приобретение фабричного устройства. Качественный агрегат может обойтись в кругленькую сумму. Необходимо рассматривать конфигурацию приспособления и его чертежи.
Оборудование из инверторного аппарата
Чаще всего агрегат на основе инвертора изготавливается с применением самодельного материала. Основными составляющими устройства являются тиристорное реле и сварочный инвертор. Чтобы собрать приспособление, потребуются:
- тиристор с показателем 200 Вольт;
- трансформатор для понижения 122 вольт для управления реле посредством кнопки;
- реле с мощностью в 30 ампер;
- мост на диодах;
- кнопка для управления и контроля;
- контактная группа 220 вольт.
Трансформатор подключается с помощью диодного моста. К нему подсоединяется тиристор реле. Трансформатор питает управляющую ветку цепи. Перед изготовлением споттера своими руками надо обеспечить безопасные условия работы. С этой целью кладут под ноги резиновые коврики и придерживаются стандартных правил техники безопасности.
Основные этапы сборки
Чтобы сделать самодельный агрегат, идеально подходит сварочный аппарат Nordic. Необходимо уметь менять конфигурацию устройства так, чтобы споттер постоянного тока на выходе давал 1500 ампер, как минимум. Сборка осуществляется по следующим правилам:
- Снимают с аппарата вторичный слой. Иногда их бывает несколько.
- Перед установкой определяют количество витков на 1 Вольт. Первичная обмотка для этого оборачивается медной проволокой. Затем измеряют показатель Вольт.
- Полученный показатель делят на количество витков. Результат и будет указывать на число витков на Вольт.
- Из вторичного слоя, который был снят, производят шину. Желательно не допускать, чтобы этот параметр опускался ниже 160 квадратных мм.
- Напряжение должно равняться 6 вольт. Если сечение меньше, можно делить шину на несколько частей. Их скрепляют изоляционной лентой.
Количество фрагментов зависит от изначальных показателей. Допустим, если параметр равен 40 кв. мм., шина разрывается на 4 части. Необходимо взять две шины с обмоткой из изоленты или скотча для малярных работ. Изоляция должна быть последовательной. Сначала идет слой изоляционной ленты, затем — скотча, а сверху наматывается изолента.
На открытые зоны можно установить клепки.
Полученные шины перемещаются на трансформатор. Этот процесс не является лёгким и требует определенных навыков. Необходимо наличие молотка и присутствие дополнительного помощника. Благодаря этому шина будет сидеть лучше и не получит каких-либо повреждений. Если показатель мощности нормальный, то приспособление можно считать готовым.
Если же нет, придется проводить ряд экспериментов, подключая к первичной обмотке провода.
Этапы производства трансформатора
Сборка трансформатора является обязательным этапом изготовления споттера из сварочного аппарата. Такая работа является наиболее трудной. Обмотка требует большого количества времени, но этот этап не является обязательным. Обмотка осуществляется на кольцевом железе. Провод для вторичной обмотки должен изготавливаться из алюминия или меди.
Между мотками следует прокладывать качественную изоляцию. Для этого подходит трансформаторная бумага в несколько слоев. Для максимальной надежности ее пропитывают парафином.
Пистолет делают из полуавтомата. К нему потребуются некоторые дополнения, чтобы закрепить инструмент на приборе для рисования. Чтобы сделать клещи, подойдёт простая труба 20 на 20 мм. Силовые провода, соединяющие трансформатор и пистолет, должны иметь идентичное сечение. Как альтернатива, они должны превышать сечение шины.
Не стоит использовать слишком большие по длине провода. Максимальный их размер должен быть равен 2,5 м. Рабочий кабель, соединяющий трансформатор и пистолет, должен быть сделан на основе коммутирующего кабеля с термоизоляцией. При каждом нагревании этот слой будет стягиваться.
Важные нюансы в конструкции
Наибольшие сложности в адаптации трансформатора заключаются в увеличении показателя выходной силы тока. Для этого экспериментируют с шиной, которая ставится вместо вторичной обмотки. Опыт дает понять, что показатель сечения должен быть не меньше 160 кв. мм. Что касается напряжения в шине, то она не должна быть меньше 6 вольт.
Важнейшим моментом при сборке трансформатора является соблюдение оптимальной изоляции сетевых обмоток. Если накладка была сделана неправильно, это приведет к нежелательным последствиям.
Источник: tokar.guru
Изготовление споттера своими руками
Споттер является довольно полезным устройством, помогающим значительно повысить эффективность и скорость работ при кузовном ремонте автомобилей. Но данный агрегат имеет достаточно высокую стоимость при простоте конструкции. Поэтому многие мастера предпочитают сделать споттер из старого трансформатора или из сварочного аппарата своими руками.
Назначение споттера
При кузовном ремонте автомобиля часто возникает необходимость убирать вмятины, например, после аварии. Для этого применяются различные способы: вытягивание вмятин присосками, выравнивание ударами молотка с обратной стороны детали и т.д. В последнем случае деталь нужно демонтировать для устранения дефекта.
Значительно ускорить и упростить процесс выравнивания деталей авто позволяет применение споттера. Данный агрегат – это своего рода точечная контактная сварка, с помощью которой можно приваривать к поврежденным местам кузова автомобиля шайбы, шпильки, болты, крючки и другие крепежные элементы. В дальнейшем за них зацепляются различные инструменты для выравнивания вмятин. Также споттер может применяться для пайки, разогрева, закалки и осадки выравниваемых поверхностей.
Устройство и принцип работы споттера
- сварочного аппарата, который может быть трансформаторного или инверторного типа;
- кабелей (силового кабеля и кабеля массы);
- сварочного пистолета (стаддера);
- электрода с инерционным молотком.
При нажатии кнопки на стаддере на него начинает поступать ток. В зависимости от выбранного режима подача тока может быть постоянной или в виде одного короткого импульса. Далее, ток поступает на электрод, который может иметь наконечники разной формы.
Аппарат работает по следующему принципу.
- Место на кузове автомобиля, которое требуется выровнять, зачищается от краски. Также следует зачистить небольшой участок для подсоединения кабеля массы.
- К электроду споттера прикрепляется какой-либо крепежный элемент, например, шайба, и приваривается к месту рихтовки.
- За шайбу цепляется инструмент для выравнивания, после чего вмятина вытягивается.
Вытягивание вмятин можно проводить и без приваривания крепежных элементов. В таком случае на электрод с инерционным молотком требуется установить заостренный наконечник. Электрод прикладывается к нужному месту детали, и наконечник приваривается к ней коротким разрядом тока. Далее, не отрывая электрода от детали, проводят удары молотком в обратном от наконечника направлении, тем самым вытягивая вмятину (по алюминию использовать обратный молоток нельзя). После устранения дефекта приваренный конец электрода легко отламывается.
Как и из чего сделать споттер
Трансформатор для споттера заметно отличается от классического сварочного трансформатора. При дуговой сварке металл разогревается электрической дугой, а при точечной тепло выделяется за счет переходного сопротивления на участке электрод-металл. Это происходит при дуговой сварке, если, например, установлен неправильный режим работы на агрегате. В таком случае электрод прикипает металлу, что может вызвать поломку аппарата.
Чтобы этого не происходило, точечная сварка проводится в импульсном режиме подачи тока (до 1 секунды). А поскольку для точечной сварки не требуется горение дуги, то напряжение в споттере должно быть минимальным (около 6 В), а сила тока – высокой (не менее 1000 А).
Из сварочного аппарата
Делать данный агрегат из инвертора нецелесообразно хотя бы из-за того, что для точечной сварки не требуется постоянный ток. К тому же придется переделывать трансформатор, чтобы добиться высоких показателей тока. С таким успехом можно сделать агрегат для точечной сварки с нуля. Если имеется инверторный аппарат, то лучше его использовать по назначению, а для споттера приспособить обычный трансформаторный сварочник.
Что касается полуавтоматов, то все универсальные модели данных агрегатов уже имеют функцию импульсной сварки, и переделка их не потребуется. Но если имеется в наличии сломанный, обычный полуавтомат, то в нем потребуется переделывать трансформатор.
Сварочный полуавтомат Aurora
Переделка трансформатора заключается в удалении вторичной обмотки и наматывании новой. Для споттера требуется ток сварки от 1000 А. Если при расчетах исходить из того, что плотность тока составляет 8 А на 1 мм 2 , то его сечение должно быть около 120 мм 2 . Но наматывать провод такого сечения довольно сложно. Поэтому можно взять шину с меньшим сечением, например, 80 мм 2 , если аппарат не будет использоваться в слишком интенсивном режиме.
Совет! Добиться требуемой площади сечения можно, сложив несколько тонких шин вместе и обмотав их тканевой изолентой.
Для определения количества витков сделайте следующее.
- Намотайте на магнитопровод любой проводник, покрытый изоляцией. Будет достаточно 10 витков.
- Подключите первичную обмотку к сети, а на импровизированной вторичке измерьте напряжение.
- Полученный результат нужно разделить на количество витков, то есть на 10. В итоге вы получите значение, которое определяет количество витков для получения 1 В напряжения. Но так как для споттера требуется напряжение 6 В, то умножив полученное значение, можно узнать количество витков.
Исходя из того, какого диаметра получится провод с необходимым сечением, можно определиться, войдет ли данная обмотка в свободное пространство между первичной и вторичной обмоткой трансформатора (еще не снятой). Если пространства будет достаточно, то вторичку можно не удалять из магнитопровода, а новую обмотку намотать поверх нее. В таком случае сварочник можно использовать и для электродуговой сварки, и для точечной.
Модифицированный трансформатор – это не единственная деталь, которая требуется для того, чтобы сделать споттер из сварочного аппарата. К нему нужно еще добавить электронный блок управления разрядом и небольшой трансформатор для обеспечения модуля питанием. Ниже приведена схема блока, управляющего споттером.
Данная схема работает следующим образом.
- При замыкании цепи выключателем S1 начинает подаваться ток на первичку трансформатора Т1.
- Далее, начинает заряжаться конденсатор. Он подключен через замкнутый контакт переключателя к диодному мосту.
- Выходной трансформатор Т2 будет обесточен до тех пор, пока не будет нажата кнопка переключателя S После этого напряжение с конденсатора через переменный резистор поступит на управляющий электрод тиристора. Далее, напряжение поступит на первичку выходного трансформатора, после чего на его вторичной обмотке возникнет импульс с необходимой для сварки силой тока.
- После разрядки конденсатора модуль переходит в первоначальное состояние. Для повтора импульса необходимо снова нажать на переключатель.
После того, как блок управления будет готов, все комплектующие размещаются в пластиковом или металлическом корпусе.
Из аккумулятора
Данный аппарат, изготовленный из аккумулятора на 12 В, является мобильным и может работать независимо от наличия электросети. Для изготовления агрегата потребуются следующие компоненты.
- Стандартная АКБ на 12 В и 75 А/ч и выше.
- Втягивающее реле. Можно использовать реле от стартера автомобиля. Желательно, чтобы оно было разборным, для проведения периодической чистки контактов внутри него.
- Кнопка пуска.
- Кабели с клеммами и сварочный пистолет.
Сборка аппарата проводится по схеме, приведенной ниже:
- к минусовой клемме батареи подсоединяется кабель массы, который должен контактировать с деталью, приготовленной для ремонта;
- к плюсовой клемме АКБ подсоединяется первый контакт реле;
- ко второму контакту реле подсоединяется кабель, идущий к сварочному пистолету;
- между первым и третьим (подсоединенным к плюсу батареи) контактом реле устанавливается пусковая кнопка;
- втягивающее реле должно быть подключено к массе.
Сечение кабелей должно быть около 100 мм 2 , а их длина – не более 1,5 м. Единственный недостаток данного аппарата в том, что батарея быстро садится, и требуется время на ее зарядку.
Из микроволновки
Чтобы изготовить аппарат, потребуется трансформатор, извлеченный из микроволновки. Но для надежности будет лучше, если использовать две катушки. Из каждого трансформатора следует удалить вторичную обмотку и вместо нее намотать пару витков кабелем с сечением не менее 50 мм 2 .
Первичные обмотки обоих трансформаторов соединяются параллельно. Далее, к схеме подключается модуль управления споттером, который рассматривался выше. Также можно упростить конструкцию споттера, если в схему включить реле времени и втягивающее реле от автомобиля. Как это делается, можно узнать их этого видео.
Важно! Несмотря на низкое напряжение — 6 В и меньше, получаемая на выходе из трансформатора сила тока имеет огромные значения, около 1000 А, что представляет большую опасность для жизни человека. Поэтому обе обмотки трансформатора должны быть заземлены.
Сварочный пистолет
Для изготовления сварочной рукояти никакие чертежи не потребуются. Лучше всего для этой цели подходит корпус от клеевого пистолета. Также потребуется медный прут диаметром около 20 мм.
На одной стороне прута необходимо нарезать резьбу (М14х1,5). На нее будут накручиваться различные насадки для сварки. На другой стороне сверлится отверстие и нарезается внутренняя резьба М8. К этом месту будет крепиться кабель. Также на детали следует сделать несколько проточек, чтобы она лучше фиксировалась внутри корпуса.
Далее, деталь устанавливается в корпусе.
Остается лишь найти подходящую кнопу, расположить в корпусе и подсоединить ее к электрической схеме аппарата.
Источник: tehnika.expert