Старые детские программы по телевизору

В Советском Союзе целью детских телепрограмм (независимо от жанра и формата) являлось всестороннее воспитание и образование детей и юношества. На их основе подрастающее поколение формировало свои этические нормы, взгляды на жизнь, нравственные и духовные позиции, да и просто черпало знания.

Многочисленные публицистические, приключенческие, научно-фантастические и научно-популярные программы, встречи с интересными людьми, викторины, конкурсы, и даже сказки и мультики в большей степени выполняли культурно-просветительскую и воспитательно-образовательную функцию, нежели развлекательную. Последняя играла лишь вспомогательную роль, служа поднятию настроения и мотивации детей.

Телевизор — центр притяжения советской детворы. Фото https://www.youtube.com.

Детские передачи начинают появляться одновременно с развитием советского телевидения. Правда, в начале 1950-ых они были жёстко регламентированы и выходили лишь по воскресеньям, а тематика соответствовала рекомендованному распорядку дня ребёнка.

АБВГДейка 1977-81

Первый советский детский киножурнал «Пионерия» выходил с начала 1930-ых и почти до начала 1990-ых один раз в месяц. Он был посвящён жизни советских школьников и освещал деятельность пионерских организаций страны.

Старожил на советском ТВ, Фото https://tv-80.ru.

Одними из старейших советских телепроектов являются научно-популярные программы для детей младшего и среднего возраста «Путешествие по СССР» и «Умелые руки», а для малышей — «Выставка Буратино».

Просветительская передача «Умелые руки» появилась на советском ТВ в 1951 году и просуществовала до начала 1980-ых. Она выходила один раз в месяц, по субботам, и длилась полчаса. Первоначально это была передача для родителей и рассказывала о том, где и как можно организовать досуг детей.

По существу «Умелые руки» были первой передачей, центром которой стало совместное творчество ведущего и детей, находящихся перед экраном. С середины 1950-ых её вела диктор Валентина Леонтьева, совмещавшая участие в этом телепроекте с другими на ЦТ. В первом выпуске с её участием она объясняла ребятам, как делать куклу из папье-маше.

Эта передача прививала малышам интерес к мастерству и труду. Фото https://vk.com.

«Выставка Буратино» выходила всего один раз в месяц по субботам, и маленькие телезрителей с нетерпением льнули к экрану, с которого их приветствовали любимые телегерои — Художник и Буратино. Вдвоем они рассматривали рисунки, которые ребята присылали в редакцию, давали советы, а также рассказывали об известных художниках. А помните песенку: «Бура-Буратино, нам прислали малыши чудные картины. ».

Мотором программы был её ведущий Вадим Курчевский. Фото https://fishki.net.

С середины 1950-ых число телепрограмм растёт, при этом у них появляется определённая периодичность. Из наиболее популярных в те годы передач особый интерес у старшеклассников вызывал «Клуб интересных встреч», а у школьников помладше — «Пять рассказов об искусстве», «Пионерский театр», «Книжная полка».

Топ10 ЧУМОВЫХ Телепередач Детей 90х!

Думается, что у большинства представителей советского поколения на всю жизнь сохранилось в памяти вот это вдохновенное четверостишие:

Орешек знанья твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Киножурнал «Хочу всё знать!»

Этот видеожурнал, увидевший свет в 1957 году, в доступной форме рассказывал детям обо всём на свете: о загадках и тайнах вселенной, об устройстве окружающего мира, о выдающихся научных открытиях и достижениях технического прогресса, о флоре и фауне земного шара, о строении самого человека, о всевозможных природных явлениях. Каждый сюжет журнала был страничкой увлекательной энциклопедии, позволявшей юному зрителю найти ответ на, казалось бы, простой, но очень важный вопрос.

На все вопросы он готов был дать ответ! Фото https://prostolike.net.

С 1960 года всем студиям телевидения было предписано в обязательном порядке транслировать детские программы не менее одного часа в день. И тут на нас прямо-таки хлынул поток подростковых передач: «Бери с коммунистов пример», «Путешествие в семилетку», «В эфире — старшеклассники», «Школьные вести», «Дела пионерские», «ТАП» (Телевизионное агентство «Пионерия»).

Многие телепередачи рассказывали о делах пионерских в 1960-1970-ые годы. Фото https://fishki.net.

В эти же годы для привлечения детей к научно-познавательным программам изобретаются новые способы подачи информации, начинаются эксперименты с формой и жанрами. В эфир выходит много программ воспитательного и эстетического характера: телевизионный театр, журналы об изобразительном искусстве — «Радуга, «Холст»; музыкальные передачи — «Жаворонок», «Необыкновенный ключ», «Путь к музыке». В жанре портретный очерк появляется «Жизнь замечательных людей», а в форме олимпиады — передача «Путь в науку». Развиваются детские спортивные программы, такие как «Весёлые старты» и «Школа начинающего спортсмена».

В 1963 году появляется одна из наиболее «долгоиграющих» детских программ «Спокойной ночи, малыши!» , частыми гостями которой становились сами дети, а главными персонажами являлись Буратино, Мямлик, Тёпа и Шустрик (привычные Филя, Хрюша, Каркуша и Степашка появились лишь в конце 1960-ых).

Еще по теме:  Телевизор tlc 65 дюймов отзывы

Фото https://pulse.mail.ru.
Наша любимая тётя Валя Леонтьева и телезаставки всех передач. Фото https://www.filkhabr.com.

В 1966 году на первой программе ЦТ впервые была показана одночасовая детская спортивная передача телевидения ГДР «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!» . После этого она вплоть до начала 1990-ых выходила регулярно раз в месяц в воскресенье, в 10 часов утра. Передача преследовала цель пропаганды спорта среди детей и школьников и имела формат состязания-эстафеты между двумя командами детей школьного возраста — бег с преодолением препятствий, «змейки», прыжки, игры с мячом. Кроме того, она включала различные викторины и конкурсы.

Немецкий ведущий анонсирует очередной выпуск передачи. Фото https://fishki.net.

В это же время на телеэкраны выходит утренняя получасовая детская программа «Будильник» , первой ведущей которой была Маргарита Корабельникова. Для участия в программе приглашались известные актёры, выступали дети и детские коллективы, разыгрывались небольшие мини-спектакли, проводилось «мультлото» (по аналогии с популярным тогда «Спортлото»). В середине 1980-ых у передачи появилась новая заставка с двумя героями — будильником и петушком.

Одна из первых передач «Будильника». Фото https://vk.com.

В эти годы даже понятия такого не было, как телеигры, поскольку не было никакой возможности смотреть программы не то что западных студий, но и социалистических стран. Это вынуждало всё изобретать самим. Единственным, кто работал в этом жанре на телевидении, был Владимир Ворошилов. Поэтому появление первой игровой телепередачи для пионерских отрядов «Один за всех и все за одного» стало настоящим прорывом!

1968 год ознаменован выходом в эфир сверхпопулярной передачи «В мире животных» . Она выходила в эфир по субботам (позже по воскресеньям) на Первом канале в течение 37 лет. Изначально программа представляла собой исключительно документальные съёмки, но начиная с 1999 года съёмки также проводились в студии. Первым ведущим стал известный советский режиссёр-документалист Александр Згуриди, через год эстафету у него принял обозреватель газеты «Комсомольская правда» Василий Песков, а с 1970 года — академик Николай Дроздов.

Музыкальная заставка с летящими журавлями — композиция «Жаворонок» в исполнении оркестра Поля Мориа — мгновенно полюбилась советскому зрителю. Фото https://www.youtube.com.

В 1970-ые увидела свет ещё одна программа, созданная в жанре сюжетно-ролевой игры, до сих пор выходящая на телеканале ТВЦ и умело совмещающая учёбу и игру для дошкольников — «АБВГДейка» . Само название придумал и предложил Эдуард Успенский, ставший автором сценария к пилотным десяти выпускам передачи.

Вот вам стол, а вот скамейка, взяли в руки карандаш. Наша АБВГДейка на экран приходит ваш! Фото https://ok.ru.

Телевизионная передача под названием «Чудесная лесенка» появилась в эфире второй программы советского ТВ в самом начале 1970-ых и предназначалась для детей дошкольного возраста. Она в игровой форме от лица ведущего (Волшебника) и при помощи Иванушки-дурачка и других сказочных персонажей знакомила малышей с азбукой.

Помните, как это происходило? Иванушка-дурачок нашёл волшебную палочку, которую кто-то обронил в лесу. Узнав, что её потерял Волшебник, он вернул ему палочку. В благодарность Волшебник подарил Иванушке половинку волшебной палочки и вручил ему бумагу с заклинаниями для исполнения желаний. Да вот только, оказывается, Иванушка не умеет читать!

И тогда Волшебник решил обучить его грамоте. Вот так в течение года юные зрители узнавали все буквы алфавита.

Волшебник с Иванушкой научили азбуке не одно поколение советских детей. Фото https://esvid.net.

А в 1976 году появилась одна из наиболее любимых телепередач советской детворы «В гостях у сказки» с незабвенной Валентиной Леонтьевой в роли ведущей. В ней было всё: от рассказа о новом художественном фильме для детей с последующим просмотром до обсуждения с телезрителями просмотренной сказки. Обязательной была обратная связь с телезрителями — те присылали в редакцию свои ответы, поделки и рисунки, которые показывали и обсуждали в конце программы.

В ожидании сказки. Фото https://telegra.ph.

После бурного развития детского телевидения под предлогом внезапно появившихся убеждений во вреде длительного пребывания детей у телеэкрана в начале 1980-ых начался его спад.

Но это уже другая история, о которой поговорим в следующей публикации. Следите за продолжением…

Читайте мои предыдущие публикации на канале:

  • Жизнь одиноких стариков в деревне: кому проще выживать?
  • Какие телесериалы мы смотрели в 1960-ые годы
  • Этим детям на войне было тяжело вдвойне.
  • Я гитару настрою на лирический лад…

Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!

Еще по теме:  Какой пульт подойдет к телевизору Toshiba

Источник: dzen.ru

Лучшие детские программы на советском телевидении

Как известно, советские дети предпочитали большую часть своего свободного времени проводить на улице. Но дворы многоэтажек пустели, как только среди детворы разносился слух, что по телевизору показывают детскую программу или мультфильм

Как известно, советские дети предпочитали большую часть своего свободного времени проводить на улице. Но дворы многоэтажек пустели, как только среди детворы разносился слух, что по телевизору показывают детскую программу или мультфильм. «Телепрограмма» вспомнила самые любимые передачи советских школьников.

«Будильник»

Утренняя детская передача «Будильник» впервые вышла в эфир в 1965 году. Программа всегда транслировалась по воскресеньям в одно и то же время — в 9:30. Постоянной ведущей «Будильника» была советская актриса Надежда Румянцева.

Создатели приглашали в «Будильник» известных артистов — они принимали участие в мини-постановках, в которых разыгрывались различные смешные и поучительные ситуации. Кроме того, на съёмочной площадке «Будильника» проходили выступления детских музыкальных коллективов и всевозможные конкурсы для школьников. В конце 80-х годов программу переименовали. Отныне она транслировалась под названием «С утра пораньше». Проект был закрыт в 1998 году.

«АБВГДейка»

Легендарная передача вот уже более сорока лет выходит в эфир под девизом«Учёба и игра!» «АБВГДейка» ненавязчиво, в игровой форме, помогала советским детям подготовиться к школе. Идея создания программы принадлежит известному детскому писателю Эдуарду Успенскому. Он также написал сценарии первых выпусков «АБВГДейки». Все эти годы программу ведёт Татьяна Кирилловна Черняева.

Она играет роль учительницы, а в качестве её учеников выступают клоуны. Песню, которая звучала во время заставки к «АБВГДейке» написал знаменитый детский композитор Владимир Шаинский. Стоит отметить, что весёлые детские песни звучат почти в каждом выпуске передачи. В целом формат программы очень схож с концепцией американского образовательного телепроекта «Улица Сезам». Главное отличие нашей версии от заокеанской в том, что главные герои «АБВГДейки» всё таки живые люди, а не куклы.

«В гостях у сказки»

Этот проект появился в советском телеэфире в 1976 году. Концепция передачи — это трансляция киносказки, которую обрамляли вступительные слова ведущей и её диалоги с волшебными помощниками. «В гостях у сказки» выходила в эфир на протяжении учебного года, а летом программа вместе со школьниками уходила на каникулы. В конце каждой передачи ведущая Валентина Леонтьева (тётя Валя) показывала зрителям детские поделки и рисунки, которые юные зрители присылали в редакцию со всех уголков огромной страны. Проект несколько раз переименовывали и в конце концов закрыли в 1995 году. На тот момент передача называлась «Зазеркалье».

«Весёлые нотки»

По сути программа «Весёлые нотки» представляла собой телевизионный конкурс детской песни. Режиссёром-постановщиком первого в истории мирового телевидения детского музыкального кокурса стала Римма Мишина. Выступления юных дарований проходили в концертной студии «Останкино». Заявки на участие приходили со всего Советского Союза.

Немного позже программа стала путешествовать и даже выезжать за границу. Первые двадцать лет программу вели Владимир Ухин и Светлана Жильцова. В проекте в качестве ведущих в разное время были заняты Юрий Николаев и Татьяна Судец, а также Игорь Демарин и Лариса Вербицкая. Интересен тот факт, что в рамках программы «Весёлые нотки» на сцену впервые вышла шестилетняя Кристина Орбакайте. Детский телевизионный песенный конкурс появился в эфире советского телевидения в 1972 году.

«Ералаш»

Первые выпуски детского юмористического киножурнала «Ералаш» демонстрировались в кинотеатрах перед началом сеанса. Постепенно проект перешёл в телевизионный формат. Существует несколько версий происхождения названия «Ералаш» — одна из них гласит, что его придумала дочка одного из создателей проекта, советского драматурга и сценариста Александра Хмелика.

Борис Грачевский с самого начала занимал пост директора проекта, а с 2002 года он является его художественным руководителем. За всё время существования «Ералаша» в его выпусках снялись сотни школьников, некоторые из которых впоследствии стали известными артистами. До 2010 года выходило 6 выпусков «Ералаша» в год. Теперь на телеэкраны ежегодно выходит не менее 10-ти эпизодов.

Источник: teleprogramma.pro

Телепередачи, которые делали детство в СССР веселее

На советском телевидении было множество интересных проектов — в духе своего времени. Особенным считался сектор детских телепередач. Как и с советской детской периодикой, в этой области свободнее экспериментировали и выдавали максимум интересного результата при минимуме доступных средств.

АБВГДейка

Это вообще первая советская телепередача, которую вспоминают, когда речь идёт о детстве в СССР. Именно там работала первая советская клоунесса, любимица школьников всей страны Ириска (Ирина Асмус), а среди сценаристов отметился сам Эдуард Успенский, создатель Чебурашки и обитателей деревни Простоквашино. Он был и автором идеи, и сценаристом первых десяти выпусков. Бессменного редактора и ведущую передачи Татьяну Кирилловну Черняеву дети узнавали на улицах. Передача выходила с 1975 по 1990 годы с перерывами, состав менялся дважды.

Еще по теме:  Ошибка сети 3 в телевизоре

Шоу изображало школу, в которой учатся вместо детей взрослые клоуны. В игровой форме, с шутками и прибаутками, они учились читать, считать и не только. А вот что известно мало, так это что саму идею передачи с игровыми уроками взяли из США, и образцом послужило кукольное шоу «Улица Сезам», которое увидела сотрудница Министерства просвещения Роза Алексеевна Курбатова.

Звёздный состав с Ириной Асмус.

Звёздный состав с Ириной Асмус.

Спокойной ночи, малыши!

Как и «АБВГДейка», эта передача успешно дожила до наших дней, несмотря на простой формат. А впервые вышла на телевидении она за одиннадцать лет до «АБВГДейки». Идея передачи тоже была почёрпнута на западе: главная редактор отдела программ для детей и юношества, Валентина Фёдорова, увидела в ГДР. Нет, не аналогичную передачу, а просто мультфильм о песочном человечке, пущенный вечером, чтобы дети посмотрели его перед сном. Ей понравилась сама идея телесказки на ночь.

Вскоре под её руководством было разработано шоу. Мультфильмов поначалу было слишком мало, так что создатели экспериментировали: в первые передачи показывали череду картинок с закадровым текстом (вроде диафильма), потом — разыгрывали в студии настоящие спектакли или приглашали знаменитых актёров читать сказки с выражением. Наконец, передача пришла к формату кукольного шоу, в первой части которого участники разбирали какой-нибудь волнующий дошкольников вопрос из разряда тех, на которые родители обычно отвечают просто «надо». Во второй части куклы садились смотреть мультфильм. Название передаче придумали буквально накануне первого эфира, поняв, что в ключевой фразе — вся её суть.

По легендам, в этих четырёх куклах должны были узнавать себя дети разных национальностей.

По легендам, в этих четырёх куклах должны были узнавать себя дети разных национальностей.

Хрюша, Степашка и Каркуша появились достаточно поздно. Сначала детей укладывали спать Буратино и куклы, изображающие детей. Удивительно, но при Андропове и Черненко кукольных персонажей запретили выводить в эфир, дикторам приходилось справляться одним. Редакцию в это время засыпало мешками писем с просьбами вернуть Хрюшу и его друзей. В конечном итоге их вернул Михаил Горбачёв (хотя вряд ли лично).

Сказка за сказкой

Когда устоялся классической формат предыдущей передачи, выяснилось, что многим детям (и их родителям) нравилось смотреть на телеспектакли и они не прочь вновь увидеть их на экранах. «Спокойно ночи, малыши!» возвращать спектакли не стала, вместо этого в конце семидесятых на телевидении запустили другую передачу — «Сказка за сказкой». Её бессменным ведущим стал солдат Иван Варежкин в исполнении Сергея Паршина, а помогали ему персонажи русского фольклора.

А вот сказки-спектакли, которые представляли в передаче, были не только с русским народным сюжетом. Снимали для программ и восточные, и европейские сказочные истории — например, о Пиште-плаксе (Венгрия), о бедняке и хане (Средняя Азия) и даже легенды о Робине Гуде (Англия). Кроме того, дети любили передачу за то, что там показывали присланные зрителями рисунки.

А делали передачу в Ленинграде.

А делали передачу в Ленинграде.

Хочу всё знать

Аналог популярного у современных детей «Галилео», тележурнал «Хочу всё знать» выпускался с конца пятидесятых. В простой и ясной форме детям показывали и рассказывали о достижениях технического прогресса, ключевых научных открытиях в истории и современности, о человеческой анатомии, зоологии, ботанике и разных природных явлениях.

Так, например, из тридцать шестого выпуска дети узнавали, как лягушки впадают в анабиоз, как в кино делают комбинированные съёмки, чем так знаменит и как работает маятник Фуко и об аппарате, способном различать предметы в темноте. Всё это — за неполные десять минут (длинные мультфильмы и передачи детям не рекомендовались).

Заставка журнала.

Заставка журнала.

Ералаш

Сатирическая передача для взрослых «Фитиль» была невероятно популярна. В ней, как правило, в виде юморесок, маленьких пьес, высмеивались как общественные «недочёты», так и разного рода глупое или некрасивое поведение отдельных граждан. В семидесятые было решено сделать аналогичное юмористическое шоу для детей, которое в итоге содержало в себе меньше сатиры и больше шуток об обычных ежедневных проблемах школьников. Новое шоу называлось «Ералаш». Кстати, инициатором его создания была режиссёр Алла Сурикова.

Первой короткометражкой первого выпуска стало «Позорное пятно» по сценарию Агнии Барто. В год выходило шесть выпусков, по три короткометражки в каждом. Изначально «Ералаш» считался журналом для кинотеатров — его показывали перед полнометражными фильмами, но затем он прочно занял позиции на телевидении.

Кадр из киножурнала *Ералаш*.

Кадр из киножурнала *Ералаш*.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Оцените статью
Добавить комментарий