Сейчас, когда большинство художественных фильмов доступны для просмотра онлайн, остается только выбрать репертуар. Сегодня я постарался вспомнить замечательные фильмы для детей, которыми засматривались мы в детстве посещая кинотеатры. Большинство из них сопровождаются прекрасной музыкой, песни на слуху у многих людей не одного поколения.
Это классика, которая не повредит сознание чистой детской души в раннем возрасте. Я думаю, многие вы вспомните, покажите своим детям удивительный мир советских детей. Буду писать фильмы не по рейтингу, а по мере как я их вспомнил.
Замечательные детские фильмы 70-80 годов из СССР. Источник Яндекс Картинки.
1. Рыжий , честный , влюблённый 1984 2 серийный детский музыкальная сказка, о дружбе и полном доверии противоположностей. Известные актеры и прекрасная игра детей.
Источник: dzen.ru
Гостья из будущего, или Посторонним вход воспрещен
Как советский кинематограф выяснял отношения с детьми
В одно апрельское воскресенье 1976 года ученик 6 «Б» класса московской школы Коля зашел к соседу, обнаружил машину времени и попал в будущее. Что было дальше, все знают из повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед» и из ее экранизации — сериала «Гостьи из будущего», который вышел в 1985 году и закрыл тему детей как проводников в светлое будущее. К 45-летию событий, легших в основу фильма, Игорь Гулин рассказывает, как с помощью детей советский кинематограф разбирался с прошлым, настоящим и будущим и как советское детское кино становилось все менее детским
Сказка о Мальчише-Кибальчише (1964) фильм
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
«Гостья из будущего». Режиссер Павел Арсенов, 1984
Фото: Киностудия им. М. Горького; Гостелерадио СССР
В советской культуре у детей и подростков было особенное место. В их образах являло себя одно из ключевых ее противоречий — между утопией и эскапизмом. Дети — граждане будущего, для них строится еще невидимый коммунизм, и потому детское искусство — фронт идеологии. Одновременно с тем дети не знают настоящих забот и грехов. Их мир всегда нов и свеж, в него можно сбежать, когда взрослый мир разочаровывает, сбежать, чтобы вернуться с новыми силами или чтобы уже не возвращаться.
У фильмов о детях мерцающая прагматика. Зачем они: чтобы развлекать и поучать самих детей или чтобы говорить через их головы с другими взрослыми? Даже самое простое детское кино двусмысленно. Это может быть «благонадежная» двусмысленность, и тогда за сюжетом скрывается воспитательная программа, или неблагонадежная, и тогда он может таить страшные и странные секреты. В разговоре о детях — иногда в упрощенной, а иногда в радикальной форме — решаются главные вопросы взрослого мира — вопросы коллектива и человека, любви и смерти, памяти и надежды.
Мама попала в телевизор и дети не знают что делать!
В детском кино можно выделить несколько тем, динамика которых во многом определяет метаморфозы жанра. В раннюю эпоху советского кинематографа дети выходят в большой мир истории. В послевоенные годы их помещают в закрытое здание школы. Оттепель выводит их в открытое пространство Земли, а застой отправляет в космос . В 70-х любимым сюжетом эпохи становится подростковая любовь.
В 80-х ей на смену приходит жестокость. Когда советское время приблизилось к закату, образы детей оказались средством, чтобы показать конец истории.
История
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
«Рваные башмаки». Режиссер Маргарита Барская, 1933
«Путевка в жизнь». Режиссер Николай Экк, 1931
«Молодая гвардия». Режиссер Сергей Герасимов, 1948
Фото: Киностудия им. М. Горького
Раннесоветская культура вырывала детей из размеренного темпа взросления и бросала их в бурный поток истории. Это была история революции, история, которая творилась в настоящем ради ясного будущего — утопии. Такова, при всех различиях, общая ставка авангарда и соцреализма. Последний авангардистский шедевр — вышедшие в 1933 году «Рваные башмаки» Маргариты Барской — открывал особый метод работы с революционным временем. Возникало обещание нового искусства, и это искусство было детским.
«Рваные башмаки» — панорама классовой борьбы в веймарской Германии, увиденная глазами малышей и подростков, детей бедняков и буржуев, юных фашистов и юных ротфронтовцев. В фильме Барской не было ни воспитательности, ни сентиментальности. Детей не надо было учить действовать, думать и чувствовать, они знали вызов мира не хуже взрослых. Поэтому Барская не пыталась заставить их играть роли и играла вместе с ними — играла в мировую революцию со всей серьезностью, которая этой игре пристала.
«Башмаками» восхищались многие, но их свободный дух был уже неуместен в 30-х. Через несколько лет карьера и жизнь Барской оборвались. Образцом же для нового детского кино стала вышедшая в 1931 году «Путевка в жизнь» Николая Экка — предлагавшая идеальный синтез развлекательности и назидательности картина о создании первой трудовой коммуны для беспризорников.
Уличные хулиганы Экка — непослушный, но поддающийся суровой перековке материал для создания советских людей. Такими будут главные дети сталинской эпохи — младшие участники борьбы за коммунизм, оступающиеся и исправляющиеся, подчиняющиеся, когда надо, старшим и руководящие сверстниками, как Тимур его командой, бодрые и серьезные, готовые на подвиг и на жертву. В послесталинские годы герои постепенно теряют плоть, превращаются в кукол и призраков великих времен. На рубеже 60–70-х подростковая революционная романтика вырождается в обаятельный фарс трилогии о неуловимых мстителях.
В качестве точки отсчета советской истории революцию к этому времени вытесняет Великая Отечественная война. Меняется сама формула исторического опыта: место прошлого, в котором прорастает будущее, занимает прошлое, которое не должно повториться. Дети и подростки играли в военном мифе важную роль.
Первые из них, вроде героев «Молодой гвардии» Сергея Герасимова (1948), были во всем подобны своим революционным предшественникам. В следующие десятилетия из юных борцов дети войны все больше превращаются в заложников истории, ее обезумевших свидетелей. Начало этой трансформации — возвышенная тревога «Иванова детства» Андрея Тарковского (1962), промежуточный этап — меланхолия «Подранков» Николая Губенко (1976), ее итог — кошмар климовского «Иди и смотри» (1985). Так прошлое переставало быть родной стихией детей, но будущее до времени еще принадлежало им.
Школа
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
«Первоклассница». Режиссер Илья Фрэз, 1948
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Режиссер Элем Климов, 1964
«Доживем до понедельника». Режиссер Станислав Ростоцкий, 1968
Фото: РИА Новости
Если история в детском кино воплощает динамику, выход в большой мир, то школа — статику, особое замкнутое пространство, в котором устанавливаются законы детского существования. Отдельные фильмы о школе появлялись и раньше, но школьный фильм как жанр возникает только в послевоенном кинематографе. Его принципы устанавливают две картины 1948 года: для малышей — эталон «малого большого стиля», «Первоклассница» Ильи Фрэза, для подростков — более аляповатый «Красный галстук» Владимира Сухобокова и Марии Сауц. Дети перестают быть маленькими взрослыми и вновь становятся детьми — не героями, а учениками, объектами воспитания и контроля. В застывающем, иерархизированном мире позднего сталинизма им отводится свое место.
С этого момента и до самого конца советской эпохи школа и пионерский лагерь будут пространствами, где разыгрываются все противостояния юной жизни: человек и коллектив, подчинение и приключение, любовь и закон, знание и тайна. На протяжении всей истории жанра кинематографическая школа мерцает между метафорой общества и вполне конкретной школой — тем местом, где взрослым приходится иметь дело с реальными детьми, а детям — с реальными взрослыми.
Само устройство этой встречи постепенно меняется. В 40-х и 50-х мир учителей — царство знания. В нем нет внутренней драмы, она возможна только среди учеников — сбивающихся с пути и ищущих дорогу обратно к правде. В 60-х царство раскалывается. Сквозной сюжет школьного кино этого десятилетия — конфликт между прогрессистом и консерватором среди учителей, директоров, вожатых.
Он изобретается в перезапускающей жанр бодрой картине «Друг мой, Колька!» Алексея Салтыкова и Александра Митты (1960), а затем разыгрывается почти во всех картинах эпохи: в гротескном «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен» Элема Климова (1964), лиричном «Звонят, откройте дверь» того же Митты (1965), меланхолическом «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого (1968). В этом конфликте есть заведомо правая и неправая стороны, но после раскола среди взрослых дети получают новую ответственность, право морального выбора. Поэтому постоянной темой становятся предательство и верность (другу, учителю, идеалу). Поэтому же сообщество детей постепенно обособляется от взрослого надзора.
Этот процесс доходит до предела в середине 70-х, когда выходят самые глубокие фильмы жанра — «Дневник директора школы» Бориса Фрумина (1975) и «Ключ без права передачи» Динары Асановой (1976). Здесь единство мира педагогов окончательно раскалывается, но это уже не конфликт правды и неправды, власти и доверия. Знание взрослых о детях рассыпается на глазах.
Это знание все еще может заменить любовь, но любовь означает конец контроля. Дети обретают новую свободу. Из объектов попечения они все больше превращаются в предмет наблюдения, восхищения и тревоги. Эта перемена позволяет обособиться от школьного кино двум новым жанрам — фильмам о детской любви и детской жестокости, в которых действия и взгляды взрослых играют второстепенную роль.
Земля
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
«Внимание, черепаха!». Режиссер Ролан Быков, 1969
В истории советского детского фильма есть точка перелома. В первые годы 60-х обновляется застоявшийся жанр школьного фильма, но одновременно появляется и абсолютно новый тип кино о детях. Его главные образцы: «Сережа» Георгия Данелии и Игоря Таланкина (1960), «Человек идет за солнцем» Михаила Калика (1961) и короткометражные дебюты трех будущих классиков — «Каток и скрипка» Тарковского (1960), «Мальчик и голубь» Андрея Кончаловского (1961), «Смотрите — небо» Климова (1962).
В этих фильмах дети вырваны и из стен школы, и из мира истории — из сферы действия всех социальных законов. Их пространство — улица, город, иногда деревня, а в пределе — вся Земля. Малыш из программного фильма Калика намерен обойти за солнцем земной шар и вернуться с обратной стороны. Задача этого путешествия — не образовательная, а спасительная. Оно обновляет само пространство мира.
Объяснить внезапное внимание едва ли не всех ведущих режиссеров эпохи к детям одним только коллективным наитием сложно. Скорее всего, сработал пример недавних «400 ударов» Франсуа Трюффо и послевоенных фильмов Витторио Де Сики. Дети открывали историю и итальянского неореализма, и французской новой волны. Они были гарантами новизны.
Если это так, то любопытно сравнить западных учителей и советских учеников. И «400 ударов», и де-сиковский «Шуша» — картины о бунте детей против взрослых, о том, что их разделяет невидимая стена (готовая стать видимой — тюремной). Советские фильмы 60-х утверждают обратное: у детей и взрослых — общий мир. Дети причастны большим страстям и идеям, радостям и тревогам еще до того, как им о том рассказали, но взгляд их свеж, поступки — ответственны и чисты. Исследовать это общее место жительства детскими глазами, самим учиться у них — способ открыть в знакомых улицах новую землю.
Этот умный инфантилизм, видение прекрасного детско-взрослого мира был хрупким и не пережил 60-х. Его финальный вздох — элегический «День солнца и дождя» Виктора Соколова (1967). Точку в шестидесятническом детском кино ставит полная тревоги и двусмысленностей «Внимание, черепаха!» Ролана Быкова (1969).
Быковские первоклассники, с их неуместным флиртом и милитаристскими играми,— не невинные малыши и не ответственные соучастники взрослой жизни, а странные, хотя и очаровательные карлики, взрослые — нелепые растерянные великаны. Неясно, кто из них кого пародирует. Гармония распадается, и собрать ее вновь не выходит даже в самых светлых фильмах позднейших лет. Между детским и взрослым миром пролегает трещина.
Источник: www.kommersant.ru
Советское кино
По мотивам произведений писателя Николая Носова.
Каждое утро первоклассники Миша и Катя вместе идут в школу, где учительница Мария Сергеевна учит их любить и понимать природу. Она водит школьников в заповедник, там они наблюдают за жизнью лесных зверей. Однажды под колесами автомобиля погибает любимая Мишина утка-наседка Чернушка. Подробнее >>
Sergey Medvedeff 16.04.2020 — 00:40 :
Это самая удивительная экранизация произведения Носова. С одной стороны, сюжет книги поменялся несущественно. С другой стороны, она полностью переосмыслена, и этическая сторона выведена на передний план. Все комментарии >>
Жизнь и приключения четырёх друзей
Год: 1980-1981
Страна: СССР
Жанр: детский фильм, приключения
Удивительные похождения четырех друзей — трех собак: овчарки Фрамы, эрделя Бубрика, дворняги Тошки и кота Светофора. Хозяин овчарки Фрама и эрделя Бубрика уезжает в командировку на Север. Двум друзьям-псам приходится переехать на время к дворняжке Тошке и коту Светофору, которые не очень любезно принимают вначале гостей. Подробнее >>
Тёма-1 (Ленинград) 21.09.2021 — 00:29 :
Хороший фильм. Не шедевр, конечно, но много и весёлого, и грустного, и поучительного. А для тех, кто любит собак — праздник души. Прекрасно сыграли актёры, хоть в большинстве и малоизвестные. Отдельная. Все комментарии >>
Жили-были в первом классе.
Страна: СССР
Жанр: детский фильм, экранизация
По повести Галины Галаховой «Поющий тростник».
ira-zel 26.06.2015 — 00:49 :
Фильм стал доступен, спасибо тому, кто постарался, одно из тех окошечек, через которое, стоит только нажать кнопку, можно окунуться в то далекое детство, мальчишка -сорванец, цены ему нет, вот уж «хулиган. Все комментарии >>
Завещание старого мастера
Страна: СССР
Жанр: детский приключенческий фильм
Телесериал по мотивам повестей Камила Икрамова «Улица оружейников» и «Круглая печать».
В развалинах старого ташкентского дома пионеры нашли тетрадь бухарского кузнеца. О находке стало известно внуку старого мастера — учителю Талибу Саттаровичу.
1 серия- «Клад Чингиз- Хана»
2 серия- «Наследник»
3 серия- «Новые друзья»
4 серия- «Последняя схватка» Подробнее >>
Трокадеро 13.03.2023 — 14:25 :
Концовка фильма такая же, как в «Кортике». Искали клад, а нашли фактически кукиш. В «Кортике» вместо денег и золота оказалась информация, где какой ценный корабль затонул, отчего мальчишкам. Все комментарии >>
Завтра выйдешь?
Страна: СССР
Жанр: детский фильм, мелодрама
Фильм для детей. Поспорили как-то двое малышей: можно ли разыграть в жизни книжный сюжет — чуть не поссорились. Разрешил их спор шестнадцатилетний Эркин. Он устроил веселую игру в Мойдодыра, где всем нашлись и место, и роль. Эта детская игра и составляет сюжет милого и забавного фильма.
Алексей Т. 2.10.2018 — 11:12 :
Найдена афиша фильма! Завтра выйдешь? (1980) Все комментарии >>
Завтрак на траве
Страна: СССР
Жанр: детский фильм, мелодрама
Музыкальный телефильм по мотивам рассказов А.Черноусова.
Герой фильма — вожатый пионерского лагеря Иван Ковалев — упорно и вполне обоснованно добивается уважения своих подопечных.
Scorpiolga 23.06.2023 — 09:50 :
Непривычно, что Демьяненко говорит не своим голосом, его озвучил Борис Иванов)) Фильм прекрасен песнями и летними сценами на природе. Сказка. «Рыбка, рыбка, помоги, золотая, сделай милость…» Евгений Головин. Все комментарии >>
Закон дружбы
Страна: СССР
Жанр: детский фильм
Актеры: Владимир Тулубьев , Федор Славский , Виктор Лагерт , Г. Опарин , Т. Калигина , Вихров
Пионер Колька Вихров оторвался от пионерского коллектива и сдружился с Лешкой Костричкиным — сыном кустаря-торговца.
Фильм не сохранился
Заповедный холм
Страна: СССР
Жанр: детский фильм
События в этом фильме происходят одновременно в 1920-х и 1980-х годах. Писатель Салиджан Нартаев, родители которого были убиты басмачами, пишет книгу о своем детстве, о школе, о первой учительнице, о своем родном кишлаке, куда только что пришла Советская власть. Кое-кому в кишлаке эта власть пришлась не по душе — Ишан и его сын Меликузы со своим другом Мулладостом, местные баи и муллы, вредят новой власти, похищают девочку Гульнару, обвинив в этом маленького Салиджана, поджигают школу, убивают учительницу. Подробнее >>
Мирьям (Хайфа) 27.04.2020 — 22:19 :
Странный фильм. Вроде завязка интригует,но в итоге все скомкали и оставили кучу вопросов. Почему писатель столько лет сам не приезжал в родной кишлак и не узнал судьбу учительницы и своей подружки?Там. Все комментарии >>
Источник: www.kino-teatr.ru