Сценарий программы по телевизору

Сценарий – литературная запись изобразительного и звукового решения будущего экранного сообщения.

Сценарий – это предварительный этап творческой обработки изученного публицистом жизненного материала, предусматривающий возможность воссоздания замысла с помощью драматургических, пластических, монтажных и словесных средств выразительности. Таким образом, сценарий – это литературное произведение особого рода, это описание будущего экранного произведения.

На телевизионных студиях существуют две формы записи сценария: 1) «в два ряда» (слева – зрительный ряд, справа – текст, авторский комментарий, иначе говоря, слева – то, что зритель видит на экране, справа – то, что он слышит; эта форма практикуется в редакциях новостей);

В сценарной записи должны присутствовать и литературные и экранные черты, т. е. эта запись должна давать изображение того, что будет увидено и снято режиссером и оператором, отчетливо передавать не только замысел автора, но и предлагать пластическое, звуковое и монтажное решение эпизодов.

Как написать сценарий | 7 шагов

Если речь идет об оперативном репортаже с места события, то репортер пишет сценарий для себя и оператора непосредственно перед съемкой. Даже в таких случаях нельзя полагаться на стопроцентную импровизацию.

Сценарий должен быть написан правильным литературным языком, ярко и точно выражать мысли автора, включать в себя описание мест действия, характеристику героев, атмосферу, настроение, детали, второй план. Мастерство сценариста заключается и в том, чтобы выбрать такую манеру записи своих мыслей об отражаемых событиях, при которой описание картин жизни, характеристики персонажей звучат не исчерпывающе, не однозначно – словом, когда намечено основное направление, стратегия создания передачи или фильма. Тактику съемок, окончательные изобразительные формы воплощения мысли найдут режиссер и оператор.

2. От заявки к сценарию

Сценарий – не начальный, а промежуточный этап работы над документальным произведением. Он завершает подготовительную часть (знакомство с материалом, его отбор, формулировку темы) и одновременно является началом нового периода – съемочного.

Возможны различные варианты начала работы над литературной основой передачи или фильма. Журналисту может быть предложена тема редакцией, фирмой, продюсером, заинтересованным в ее разработке. Под эту тему автор ищет такой жизненный материал, который помог бы ему раскрыть ее наиболее полно и ярко.

Если, суммировав все частные особенности, представить себе схематично основные стадии наиболее типичного процесса работы автора над сценарием телеочерка, то они будут выглядеть так:

Еще по теме:  Когда по телевизору хроники

– первое знакомство с жизнью объекта и героев (на месте или по источникам);

– конкретизация темы, проблемы, идеи на избранном автором материале действительности;

– написание заявки, обсуждение ее с редактором и режиссером, утверждение темы и заявки редакцией;

– первый, а иногда повторный выезд на объект, детальное его исследование, изучение, выбор персонажей, событий, которые войдут в будущую передачу или фильм;

Написание сценариев: для кино, влога и музыкального клипа | ASUS Studio

– написание сценария;

– утверждение сценария редакцией.

Практика телевизионного производства диктует необходимость еще на ранней стадии работы над передачей или фильмом формулировать замысел и оформлять его в виде литературной заявки. Заявка – это сложившийся замысел. Она решает две задачи: развивает замысел и помогает вступить в контакт с редакцией, с производством, так как является юридическим документом и служит основанием для заключения договора на написание сценария.

Сценарий – литературно оформленная «модель» будущего экранного произведения, в нем материализуется аудиовизуальное мышление автора.

Источник: studfile.net

Оформление сценария телевизионной программы

Сценарий – не начальный, а промежуточный этап работы над телевизионным проектом. Он завершает подготовительную часть (знакомство с материалом, его отбор, формулировку темы) и одновременно является началом нового периода – съемочного.

Возможны различные варианты начала работы над литературной основой передачи. Тема может быть предложена редакцией, фирмой, продюсером, заинтересованным в ее разработке. Иногда автор сам приходит на студию со своим замыслом, который волнует его и, по его мнению, будет интересен зрителю.

Практика телевизионного производства диктует необходимость еще на ранней стадии работы над передачей формулировать замысел и оформлять его в виде литературной заявки. Заявка – это сложившийся замысел.

Она решает две задачи: развивает замысел и помогает вступить в контакт с редакцией, с производством, так как является юридическим документом и служит основанием для заключения договора на написание сценария. Обычно заявка возникает на том этапе, когда драматург выбрал тему, разобрался в проблеме, знает главных героев, места съемки; он представляет себе принцип композиционного решения, жанр, даже отдельные эпизоды будущего сообщения. К моменту создания заявки автор должен ясно знать, что он хочет поведать зрителю. Ведь заявка должна убеждать сразу, с первого прочтения.

Форма и объем заявки не регламентированы. Это зависит от манеры драматурга, от специфических особенностей замысла, а также от того, насколько студия знакома с данным автором, насколько ему доверяет. В заявке могут быть изложены отдельные эпизоды будущего сценария, иногда – предыстория произведения с объяснением, что именно привлекло автора к этой теме, а также рассказ от имени автора, самого героя или нескольких героев и т.д.

Еще по теме:  LED телевизор LG 42la615v характеристики

Оформление литературного сценария современной телевизионной программы – это достаточно стандартная форма, мало отличающаяся от сценария игрового или документального фильма, рекламного ролика: описание места действия, самого действия, диалоги, краткая характеристика участников программы, описание интерьера и т.д.

Сегодня уже не оформляют сценарий, деля страницу на две части, и располагая по обеим сторонам видеоряд и тексты ведущих, героев, персонажей…

Список рекомендуемой литературы.

3.1.Основная литература.

1.Саруханов В. А. Драматургия телевидения, или Сначала было слово? – СПб.: Всемирное слово, 2005. – 480 с.

2.Уолтер Р. Сценарное мастерство: кино- и теледраматургия как искусство, ремесло и бизнес. – М.: 1993.

3.Фрумкин Г.М. Сценарное мастерство. Учебное пособие. – М.: Академический проект – Альма Матер, 2011.

3.2.Дополнительная литература к разделу «Драматургия информационно-познавательной и развлекательной ТВ-программы».

1. Барабаш Н. А. Телевидение и театр: игры постмодернизма. – М.: URSS, КомКнига, 2010.

2. Вильчек В. Под знаком ТВ. – М.: 1987.

3. Дондурей Д. Развлекательное ТВ: шутки в сторону // Телевидение: режиссура реальности/Сост. Д. Дондурей. – М.: Искусство кино. – 2007.

4. Егоров В. В. Телевидение: теория и практика. – М.: 2001.

5. Зверева В. В. «Настоящая жизнь» в телевизоре: Исследования современной медиакультуры. – М.: РГГУ, 2012. – 224 с

6. Зоркая Н. М. Звезда эстрады на телеэкране. Телевизионная эстрада. – М.: Искусство, 1981.

7. Ильченко С. Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. – СПб.: ИВЭСЭП – Знание, 2008.

8. Копылова Р. Д. Открытый экран: Телевизионное зрелище и диалог. – СПб.: РИИИ, 1992.

9. Нечай О. Ф. Ракурсы: О телевизионной коммуникации и эстетике. – М.: Искусство, 2003.

10. Пронин А. Как написать хороший сценарий. – СПб.: Азбука-классика, 2009. – 288 с.

11. Нечай О. Телевидение как художественная система. – Минск: 1981.

12. Саппак Вл. Телевидение и мы. Четыре беседы. – М.: Искусство, 1988.

13. Телевидение: режиссура реальности. Сост. Д.Дондурей. – М.: Искусство кино, 2007.

Правила оформления ТВ-сценария

Приложение 1. Титульный лист *

* Рамку делать необязательно

1.Сценарий – это одна из форм литературной работы. Сценарист в кино должен обладать мышлением кинематографиста и оставаться литератором, драматургом.

Еще по теме:  Сколько платят за телевизор в месяц

Литературный киносценарий – законченное кинодраматургическое произведение, содержащее концептуальное и композиционное решение будущего фильма, разработку сцен и эпизодов с точными диалогами, указанием места и времени действия, ориентировочным обозначением метража.

Требования к сценариям по форме и содержанию.

2.1.К сценарию обязательно прилагаются:

— Тема, проблема, идея, основной конфликт произведения, сквозное действие, контрдействие, краткая характеристика главных героев.

— Композиционный анализ: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал.

2.2.Сценарий должен быть написан высокохудожественным литературным языком, без орфографических и пунктуационных ошибок.

2.3.Сценарий должен отвечать морально-этическим, творческим и производственно-техническим возможностям ТВ и кинематографа, не должен содержать сцен патологического насилия, порнографии, а также нецензурной лексики.

ТИТУЛЬНАЯ СТРАНИЦА

На первой, титульной странице формата А4 указывается учебное заведение, факультет, кафедра. ПОСРЕДИНЕ в центре пишется жанр и название сценария. Если это экранизация, то на титульном листе ОБЯЗАТЕЛЬНО указывается название адаптированного произведения, имя и фамилия его автора. Внизу указывается город и год.

ШРИФТ

На второй странице и далее располагается сам сценарий. Шрифт Courier, 14 pt, интервал 1, поля – все 2 см. В сценарии не допускается никаких выделений слов жирным шрифтом или курсивом, кроме названия и жанра. Киносценарий не должен содержать вкладышей, вклеек, авторских пометок и исправлений ручкой или карандашом.

ИНТЕРВАЛЫ И ОТСТУПЫ

Все, что последовательно записывается в сценарии – описания места действия, заголовки, диалоги и прочее, ВСЕГДА пишется через ОДИН интервал.

Абзацных отступов в профессиональной сценарной записи НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Текст сценария должен быть выровнен по ширине.

ДИАЛОГ

Сразу же после имени персонажа следует диалог. Диалог пишется ТОЛЬКО строчными буквами. Диалог – это то, что говорят персонажи. Начинающие сценаристы часто пишут слишком длинные диалоги для своих персонажей. Стоит помнить, что четкий сжатый диалог – то, что нужно сценарию, продюсеру, режиссеру (и педагогу…).

РЕМАРКИ

Они ставятся, когда Вы хотите показать в тексте, КАК именно персонаж говорит свою реплику. Ремарки ВСЕГДА пишутся со строчной буквы. Они должны употребляться крайне редко по двум причинам. Во-первых, актер/режиссер совершенно не хочет, чтобы сценарист лез в их профессии и указывал им, КАК произносить/играть диалоги. Во-вторых, что более важно: если диалог хорошо и эмоционально написан, тогда не будет большой необходимости показывать, КАК читать текст. Однако, если ремарки так необходимы, то ставятся они после имени персонажа перед диалогом:

Источник: megalektsii.ru

Сценарий телевизионной программы «Школьные новости»
методическая разработка

Оцените статью
Добавить комментарий