Вполне обычным явлением дня сегодняшнего является продажа дисков со звуком стандарта Dolby Surround. В этой статье мы подробно опишем принцип действия этого звукового стандарта и его применение в области спутникового телевидения. Как ни странно, многие всё ещё не знают, в чём заключается суть Surround звука. Так вот, технология Dolby позволяет сделать звук кинокартин объёмным и создать пресловутый «Эффект присутствия» благодаря многоканальному звуку и специальным акустическим системам.
Многоканальный звук получил первое применение в пятидесятых годах в западных кинотеатрах. Появление общедоступного телевидения плачевно сказалось на состоянии кинотеатров, так как они стремительно начали терять прибыль. Это неудивительно, поскольку они не могли предложить зрителю явных плюсов просмотра в кинозалах по сравнению с комфортным времяпрепровождением под телевизором. Естественно, администрации кинотеатров пришлось порядочно напрягать техников для того, чтобы те придумывали новые «фишки», способные завлечь неискушенного зрителя в залы, подарив им новые ощущения.
HDMI ARC и eARC : что это такое и чем они отличаются
Первым шагом, сделанным в сторону улучшения массовых просмотров фильмов, стало введение нового, широкоформатного показа кинокартин. Кроме этого, появилось понятие стереозвука. Что интересно, тогда термин «стерео» использовался в несколько непривычном нам понимании. Для нас, стерео – это двухканальный звук, в то время как тогда стереофонический звук подразумевал, как минимум, наличие четырёх каналов звука. Были созданы специальные форматы стереозвука — CinemaScope (4 канала) и Todd-AO (6 каналов).
Сначала, в кинотеатрах устанавливалось несколько фронтальных звуковых систем, которые располагались непосредственно перед зрительским залом. Чуть позже появился ещё один канал, ныне именуемый тыловым. Располагался он, очевидно, за спинами сидящих в зале людей. Название этого канала (effects channel) говорит само за себя.
Использовался он только для отдельных эффектов в редких сценах и то далеко не всегда. Дорожка, выделяемая под этот канал была далеко не самого лучшего качества, потому и популярностью он не пользовался. Однако с появлением широкоэкранного формата показа, все дорожки были сделаны одинаковыми по качеству и свойствам. Потому и тыловой канал удалось задействовать в полной мере.
Эффект, полученный от такого звука, был потрясающим. Чистота и объём звука значительно возросли, что позволило такой системе звука + несколько боковых колонок (the surrounds) сохраниться практически в неизменённом виде в большинстве кинозалов.
Звуковая революция затронула и обычные домашние проигрыватели. Появившиеся в конце 50-х годов стереофонические проигрыватели могли похвастаться только двумя стереоканалами. Это было вызвано исключительно тем, что в то время было технически очень сложно реализовать в относительно небольших устройствах для проигрывания звука использование четырёх аудиоканалов.
Несмотря на это, переход от монозвука к 2-х канальному звуку был достаточно существенным шагом вперёд, доказательством чему, опять же, до сих пор служит повсеместное использование 2.0 акустических систем. Однако киношники продолжали настаивать на своём: 2-х каналов мало для того, чтобы создать объёмный звук. Минимальным количеством каналов, необходимым для создания ощущения пространственного звука считалось 4 канала. После того, как радиостанции также перешли на стереофоническое двухканальное вещание, понятие «стерео» стало прочно ассоциироваться у обычных людей с двумя каналами звука, хотя, если быть точным, это не до конца верно.
HDMI ARC — что это такое ?
Шли годы, и стерео аппаратура прочно вошла в быт потребителей, постепенно получая всё большую популярность. Разработчики начали стремительное создание и продвижение новых продуктов, способных заинтересовать любителей хорошего звука. В числе таковых оказались и, так называемые, «квадро» системы – акустические системы с 4-мя звуковыми каналами. По задумке, 2 дополнительные колонки должны были располагаться сзади слушателя, обеспечивая объёмный звук. Однако последующие расхождения в разработке единой системы передачи четырёх потоков информации через два канала не позволили квадро системам широко распространиться.
С этого момента, пути домашних акустических систем и акустики в кинозалах разошлись приблизительно на десятилетие – до середины 80-х годов. В 70-х компания Dolby Laboratories выпустила специальную технологию высококачественного звука для 35-миллиметровой пленки, которая была названа Dolby Stereo. Эта система основывалась на использовании оптических дорожек вместо магнитных и специальных фотографических элементов вместо обычных магнитных головок. Однако на таких дорожках невозможно было разместить больше, чем 2 дорожки с записанным на них стереозвуком. В противном случае, шумы достигали невообразимых значений.
Кинотеатры были обязаны шагать в ногу со временем. Так, увеличение экранов до гигантских размеров обязывало сделать сами залы значительно больше, а значит – и улучшить звукопередачу внутри кинозала. Традиционно, в кинотеатрах устанавливались тыловая, фронтальная, а затем, правая и левая акустические системы.
Но пространственный эффект звука в таком случае достигался только в самом центре зала. Что же касается задних и, особенно, передних рядов, то тут наблюдались существенные проблемы с объёмным звучанием. Эта проблема была решена путём установки специальной, центральной акустической системы, которая была призвана улучшить восприятие нецентральными рядами зрителей всех прелестей звука surround. Что же касается самого термина «surround», то он был синонимическим с термином «stereo», а это означает, что кроме перечисленных каналов, в кинотеатре, предлагающим стереозвук должен быть установлен ещё и пространственный звуковой канал, который и назывался surround. Именно такой и остаётся конфигурация акустики по сей день: канал Center, Right, Left и Surround.
Изменение традиционной схемы размещения акустики в зале и внедрение специальных процессоров позволило «большому» звуку выйти на принципиально новый качественный уровень – уровень, названный Dolby Surround.
Сегодня, Dolby Surround является самым используемым форматом объёмного звука. И, несмотря на появление новых, цифровых стандартов звука, несколько оптических аудиодорожек на киноплёнках остаются нетронутыми специально под формат Долби.
Семидесятые годы ознаменовались тем, что была совершена, так называемая «видео революция». Под этим названием скрывается не что иное, как появление видеомагнитофонов. Первоначально, эти устройства были предназначены для того, чтобы записывать и, затем, воспроизводить те телепередачи, которые человек не успел (не смог) посмотреть в то время, как они транслировались.
Однако, неудивительно, что видеомагнитофонам нашлось значительно более финансово-выгодное применение. В продаже начали появляться записи популярных кинолент, выпущенные большими тиражами, которые можно было легко посмотреть у себя дома.
Это принесло небывалую прибыль кинокомпаниям, ведь даже самые захудалые фильмы, которые приносили очень мало прибыли, просто сметались с прилавков неискушенными зрителями. Кроме того, одной из движущих сил видео революции стало кабельное телевидение, которое сейчас можно встретить в любом доме.
Кабельщики предлагали массу каналов, эфирное время каждого из которых нужно было чем-то заполнить. И нет ничего сверхъестественного в том, что начало это время заполняться ни чем иным, как фильмами поступающими в продажу. Совсем скоро появился и первый компакт-диск.
Изобретение этого носителя стало новым стандартом качества для производителей видео и аудио аппаратуры, потому как CD мог нести на себе мультимедиа информацию с невиданным доселе качеством. Постепенно, в производство начали внедряться новые типы кинескопов для телевизоров и акустические системы. Это действительно было революцией, потому что отныне, человеку не нужно было сидеть полвечера под телевизором для того, чтобы просмотреть любимый фильм.
Видео революция сопровождалась широчайшим распространением объёмного звука. Стереофонические магнитофоны и радиостанции заполонили дома обывателей, кинотеатры оставались любимым местом просмотров премьерных кинопоказов и звук качественный стал привычным для обычных людей.
Хотя начало тиражирования кинолент на видеокассетах сопровождалось исключительно монофоническим звуком на записях, совсем скоро кассеты со стереозвуком стали появляться в домах кинолюбителей. Ещё позже, появились носители со звуковыми дорожками стандарта Hi-Fi. Что же касается компакт-дисков, то они изначально тиражировались с нормальным стереозвуком. Неудивительно, что и телевидение потихоньку перестроилось под стереовещание. Вот так, из диковинки, доступной лишь избранным, стереозвук стал абсолютно банальной вещью.
Сначала, распространились обыкновенные декодеры, которые предоставляли возможность прослушать пространственный аудио канал. Усовершенствование процессора привело к тому, что появилась система Dolby Surround Pro Logic, позволившая выделить и четвёртый – центральный канал. Это изобретение стало началом появления привычных в наше время домашних кинотеатров, в основу которых ставится очень качественный звук, соответствующий всем профессиональным стандартам.
С каждым годом, технология Dolby Surround вбирает в себя всё больше усовершенствований и производится всё более массово. Причин этого успеха, в отличие, допустим, от того же относительно неудачного стандарта «квадро», несколько. Первая – это действительно удачная конфигурация расположения колонок и, соответственно, звуковых каналов. Вторая причина в полном соответствии качества технологии Долби требованиям даже самых привередливых меломанов и киноманов. В третьих, очень удобно то, что для всей аппаратуры Долби существуют общие стандарты, которые поддерживаются одной компанией.
Сегодня этот стандарт используется для кодировки телевещания (что интересно, в это понятие входит кодировка фильмов, новостей, спортивных соревнований), а также известнейшими звукозаписывающими компаниями, которые занимаются выпуском аудиозаписей формата Долби. Очень распространёна сегодня практика внедрения систем Dolby в разного рода компьютерные и приставочные игры, для достижения большей атмосферности игр. Таким образом, стандарт Dolby Surround стал обычным явлением, как в огромных кинотеатрах, так и в компьютерных играх, и в новостях по телевизору. Это ли не свидетельство невероятной популярности и успеха систем Dolby.
Кодер Dolby Surround
Перед тем, как разговаривать о кодере Dolby Surround, необходимо отметить, что система не работает с четырьмя каналами полностью независимыми друг от друга, потому что в этом случае фазы сигналов должны были бы поступать на выход сигнала раздельно. Это не есть суть долби звука. Наоборот, задача подобной звуковой системы – одновременно передавать все четыре звуковых канала, которые должны воздействовать на слушателя таким образом, чтобы у него в голове проявлялась картина пространственного звука – «эффект присутствия».
На input кодера Dolby Surround поступают сигналы всех 4-х каналов, в то время, как на его выходе – лишь два. Но эти два канала (Right total и Left total)содержат в себе ещё и информацию для двух других каналов – центрального и пространственного.
Распределяются сигналы по каналам следующим образом: левый и правый подаются на Right total и Left total каналы, соответственно без изменения мощности. Сигналы же пространственного и центрального каналов равномерно распределяются по Rt и Lt каналам немного (на 3 Дб) приглушаясь, чтобы выходная акустическая мощность общего сигнала осталась в неизменённом состоянии.
Одной из самых сложных областей применения surround-звука является обработка сигнала с цифрового спутникового ресивера. Понятно, что каждый ресивер передаёт звук очень высокого качества (как на CD), и, как следствие, вполне может использоваться в качестве приёмника сигналов со звуком стандарта Долби.
Самым известным стандартом компрессии звука с относительно давних пор и по сей день является ISO/IEC11172-3, с помощью которого ещё записывают DVD диски. Этот стандарт предусматривает передачу традиционных 2-х каналов звука, обозначаемых в общем сигнале специальными метками, благодаря которым ресивер распознаёт Долби. Однако, не всё так безоблачно.
Проблема совместимости цифрового телевидения и surround в том, что для того, чтобы насладиться совершенным звуком, необходимо иметь ещё один аналоговый декодер. А это, согласитесь, не очень удобно. К тому же, общий стандарт для объёмного звука ещё не разработан.
Спутниковые системы передачи мультимедиа информации предполагают транслирование и декодирование звука стандарта Dolby Digital и, соответственно, передачу звука surround. Однако принять его можно лишь в том случае, если ресивер поддерживает данный стандарт звука. Проблема только в том, что Dolby Digital сигнал распространяется только на США и Канаду, Австралию и Корею.
Что же касается Европы и Азии, то там работает вышеописанный DVB-стандарт, который работает на базе технологии сжатия Mpeg-2. Правда, буквально недавно появился новый стандарт сжатия Mpeg 2-5.1, который повторяет алгоритмы Dolby Digital – т.е. возможность поддержки 5.1 звука. У нас, кстати, тоже появились декодеры Dolby Digital, и основная задача разработчиков – сделать их полностью совместимыми с распространёнными у нас цифровыми ресиверами.
Решение этой проблемы нашлось вместе с применением системы DVB. Секрет этого стандарта заключается в том, что вместе с мультимедийной информацией, он позволяет передавать также и любой объём других – обычных данных со стабильно высокой скоростью. Так, появилась возможность передачи нескольких звуковых потоков, как MPEG, так и Dolby Digital AC-3. Последний, в обработанном ресивером виде передаётся на декодер.
На каждом из продуктов компании Dolby, расположен специальный знак, который обозначает обработку промаркированного продукта определённой технологией и поясняет, что именно вас ждёт под упаковкой.
Знак DOLBY означает, что продукт обработан по одной из возможных технологий, разработанных Dolby Laboratories.
DOLBY SURROUND – этот знак является признаком того, что на приобретённом Вами видео или аудио продукте звук закодирован с помощью Dolby Surround.
DOLBY SURROUND PRO LOGIC – признак того, что знак нанесён на устройство, внутри которого располагается декодер Dolby Pro Logic.
DOLBY DIGITAL – этот знак, соответственно, должен наноситься на устройства и продукцию, поддерживающие одноименный стандарт от Dolby Laboratories.
Источник: lov-olga.livejournal.com
Стандартные параметры звука-звуковой режим, Surround max, Фильм – Инструкция по эксплуатации LG 32 LB75
Внимание! Текст в этом документе был распознан автоматически. Для просмотра оригинальной страницы Вы можете воспользоваться режимом «Оригинал».
Advertising
СТАНДАРТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
ЗВУКА-ЗВУКОВОЙ РЕЖИМ
Можно выбрать нужные параметры звука: Surround
MAX, Плоский, Музыка, Фильм и Спорт, а также
звуковую частоту эквалайзера.
Функция РЕЖИМ ЗВУЧАНИЯ позволяет наслаждаться
звуком самого высокого качества, не выполняя
специальных настроек, потому что телевизор сам
настраивает звук в соответствии с программой.
Настройки Surround MAX, Стандартный, Музыка,
Фильм, Спорт заранее установлены изготовителем для
обеспечения лучшего качества звука, их нельзя
Наиболее выразительный и естественный звук.
Музыка
Параметр для получения реалистичного звука при
Параметр для получения безупречного качества звука.
Спорт
Для просмотра трансляции спортивных соревнований.
Пользователь
Использование настроек звука, задаваемых
Нажмите кнопку MENU (Меню) и с помощью
кнопок ▲ или E выберите меню ЗВУК.
Нажмите кнопку G затем D или E чтобы выбрать
Нажмите кнопку G, затем с помощью кнопки D или
E выберите значение Surround MAX, Стандартный,
Музыка, Фильм, Спорт или Пользователь.
Нажмите кнопку EXIT для возврата к нормальному
^ просмотру телевизионных программ..
Источник: www.manualsdir.ru
Что означает .1 в Surround Sound?
При обсуждении систем домашнего кинотеатра часто встречались следующие термины: Dolby Digital 5.1, Dolby Digital EX (6.1), Dolby TrueHD 5.1 или 7.1, DTS 5.1, DTS-ES (6.1), DTS-HD Master Audio 5.1 или 7.1, или PCM 5.1 или 7.1. Но что они значат?
Dolby и DTS являются брендами, которые лицензируют свои технологии кодирования звука для различных производителей электроники. Число, следующее за фирменным наименованием, относится к типу звуковой системы, для которой отформатировано устройство или носитель. Эти системы включают в себя объемный звук , домашние кинотеатры, DVD / Blu-ray проигрыватели и диски и другие компоненты.
Что означает канал 5.1?
Например, первое число в «Dolby 5.1» относится к числу каналов, которые может обеспечить приемник домашнего кинотеатра. Это может также относиться к количеству каналов, присутствующих в саундтреке к фильму, ТВ или видео. Обычно системы поддерживают 5, 6 или 7 каналов, но существуют системы с количеством каналов 9 или 11.
Второе число в спецификации относится к отдельному каналу, который воспроизводит только очень низкие частоты. Этот дополнительный канал называется каналом низкочастотных эффектов (LFE). LFE важен для саундтреков к фильмам, так как они обеспечивают глубокие гулкие тона, но они также важны для высококачественной музыки.
Канал LFE требует использования сабвуфера . Сабвуферы предназначены для воспроизведения только очень низких частот. Обычно они отключают все частоты выше определенной точки, обычно в диапазоне от 100 Гц до 200 Гц.
.2 Исключение
Хотя обозначение .1 является наиболее распространенным обозначением для канала LFE, некоторые приемники для домашнего кинотеатра помечены как имеющие каналы 7.2, 9.2, 10.2 или даже 11.2. Это означает, что ресиверы имеют два выхода сабвуфера. Вы не должны использовать оба, но это может помочь насытить большие комнаты с богатым, тяжелым басом ответом. Это также полезно при использовании сабвуфера с выходной мощностью ниже оптимальной.
Фактор Долби Атмос
Обозначения динамиков по-разному обозначены для ресиверов Dolby Atmos для домашнего кинотеатра и систем объемного звучания. Они обычно обозначаются так: 5.1.2, 5.1.4, 7.1.2 или 7.1.4.
В мире Dolby Atmos первое число относится к традиционной 5 или 7-канальной горизонтальной схеме колонок, а второе число относится к сабвуферу. Но третье число относится к числу вертикальных или «высотных» каналов. Эти каналы доставляются через потолочные или вертикально расположенные динамики.
Требуется ли канал .1 для объемного звука?
Нет. Канал .1 и сабвуфер предназначены для воспроизведения очень низких частот, но есть много напольных стерео (левых и правых) динамиков, которые обеспечивают приличный бас. Обычно вы можете настроить ресивер для домашнего кинотеатра на передачу низких частот на левую и правую основные колонки вместо сабвуфера.
Таким образом, вопрос заключается в том, могут ли маленькие сабвуферы в напольных громкоговорителях генерировать достаточно низких частот, чтобы удовлетворить ваши уши. Часто они не могут. Некоторые колонки таких брендов, как Definitive Technology, производят стереодинамики со встроенными сабвуферами для настройки каналов .1 или .2.
Кроме того, колонки для домашнего кинотеатра всегда можно купить по частям, то есть сначала вы можете купить стереопару, а затем приобрести сабвуфер.
Нижняя линия
Существует несколько способов управления каналом LFE или .1 в вашей системе домашнего кинотеатра. Он может включать в себя отдельный выделенный сабвуфер; базовая установка с двумя динамиками, предназначенная для воспроизведения низких частот; или пара напольных колонок со встроенными сабвуферами. Выбор за вами, но без этого дополнительного баса вы наверняка пропустите полный объемный звук.
Источник: gadgetshelp.com