Телевизор для детей друг или враг

Содержание

В чём заключается польза от просмотра телевизора? Почему детям необходимо ограничивать по времени телевизионные сеансы? Каким рекомендациям должны следовать родители,чтобы телевизор приносил только пользу для ребёнка?

Сегодня трудно представить себе ребёнка, который бы не был знаком с телевизором. Едва появившись на свет, младенец начинает познавать мир, в частности прислушиваться к многочисленным звукам, которые его окружают.

Спустя некоторое время после рождения он начинает различать голос родителей, других людей, часто бывающих в доме, а также улавливать странные, посторонние голоса, которые всё время говорят не с ним, но друг с другом и доносятся из телевизора. Для малыша это удивительный предмет, «разговаривающий», показывающий картинки; взрослые к нему время от времени проявляют интерес.

Во многих семьях можно наблюдать такую картину: телевизор день и ночь работает без устали, что-то в нём рассказывают, показывают, рекламируют, а его никто при этом не смотрит; этот включённый прибор становится своеобразным фоном жизни семьи. Так за день перед домочадцами проносится бесконечным потоком различная информация:

Огонь — друг и враг человека | Классные часы и ОБЖ #74 | Инфоурок

  • — выпуски новостей,
  • — сериалы,
  • — передачи аналитического характера,
  • — большое количество бестолковых рекламных роликов.

И ребёнок, который даже не умеет самостоятельно сидеть, частенько оказывается возле «чудо-ящика» и обращает внимание на сменяющие друг друга изображения (будучи у мамы на руках, лёжа в детской кроватке).

В последнее время стали всё чаще появляться научные работы, подтверждающие отрицательное влияние телевизора на психологическое и физическое здоровье человека, и особенно на незрелую психику ребёнка. Начнём, пожалуй, всё-таки с пользы, которую приносит телевизор детям.

  1. Позитивное влияние телевизора
  2. Неблагоприятное влияние телевизора
  3. Рекомендации родителям: как сделать так, чтобы телевизор приносил только пользу для ребёнка

Воспитание детей: телевизор - друг или враг ребёнка?

Позитивное влияние телевизора

Сейчас существуют специальные каналы, где 24 часа 7 дней в неделю показывают занимательные мультфильмы, сказки, общеразвивающие передачи, направленные на активизацию скрытых талантов малыша, формирование познавательных способностей, любознательности, эрудиции. Просматривая любимые программы, чадо находит общие темы для общения с другими ребятами, которые также посвящают своё свободное время подобным передачам; таким образом, он учится контактировать с окружающими, благодаря этому (если смотреть в будущее) он сможет адаптироваться к условиям социума.

Если включить телевизор в тот момент, когда малыш излишне разыгрался (разбегался, распрыгался), то он успокоится, заинтересовавшись происходящим на экране, пусть и ненадолго. Мультики – настоящая палочка-выручалочка для родителей импульсивного и гиперактивного ребёнка. В то время, пока малыш будет занят просмотром любимого мультсериала, мама сможет заняться своими делами.

Телевизор и компьютер — враги или друзья детей?

Познавательный мультфильм, «сдобренный» весёлыми, незамысловатыми песенками и полноценными диалогами / монологами, может поднять настроение, поучительная сказка познакомит ребёнка с эмоциями и чувствами людей, мотивами их поступков, с важными понятиями: «добро», «зло», «хорошо», «плохо», предложит различные пути выхода из самых безнадёжных ситуаций, научит проявлять находчивость, свои лучшие человеческие качества.

Обнаружился весьма интересный факт, что просмотр телевизора может выступать в качестве сильного отвлекающего фактора, помогающего справиться с болевыми ощущениями при проведении медицинских манипуляций (забор крови, лечение зубов). Мало того, по степени воздействия подобный фактор может конкурировать с маминой поддержкой, а в определённых случаях даже демонстрировать больший эффект. Всё дело в том, что во время отвлечения ребёнка интересной телевизионной программой, в кровь выбрасываются болеутоляющие гормоны.

Неблагоприятное влияние телевизора

Сомнений нет, это вполне показательные примеры положительного воздействия телепрограмм на ребёнка, если не одно «НО»: не все родители могут правильно распоряжаться подобной возможностью; главным образом это касается злоупотребления временем просмотра, отсутствия учёта возрастных особенностей ребёнка.

Родители, которые усадили своих чад перед «голубыми экранами» должны знать, чем подобное халатное поведение может обернуться для детского здоровья.

К примеру, сегодня у современных детей отмечается дефицит концентрации внимания, который негативно сказывается на учёбе; подобно отклонение учёные связывают, прежде всего, с увлечением ребёнка телевизором, утверждая, что просмотр передач более 2 часов может спровоцировать развитие подобного явления. А между тем известны случаи, когда дети просиживают перед телевизором сутки напролет, пока хватает на это сил и терпения.

Подобные продолжительные «сеансы» приводят к замедлению реакции, переутомлению, бессознательному поглощению пищи, гиподинамии (малыш сидит неподвижно, чаще в неудобной позе, что чревато торможением развития костной системы, формированием искривления позвоночника).

Согласно результатам последних исследований, четверть от потребляемой за день пищи заглатывается ребёнком «на автомате» в процессе просмотра телевизора. К примеру, ребёнок съел бутерброд во время мультсеанса, но при этом не испытал чувство сытости, ведь в это время мозг занят восприятием картинок, и не может «отвлечься», дабы передать сигнал о насыщении. Вследствие чего чадо поглощает один бутерброд за другим. А поскольку ребёнок пребывает в состоянии покоя, его пищеварение замедляется, и пища полностью не переваривается, не усваивается должным образом. Как результат – проблемы с лишним весом и обменом веществ.

Еще по теме:  Самые страшные каналы в телевизоре

Следовательно, лень, низкая физическая активность (на фоне постоянной увлеченности телевизором), в купе с другими неблагоприятными факторами сказываются на здоровье детей не лучшим образом, повышая вероятность развития соматических заболеваний, отклонений в поведении. Статистика неумолима, так сегодняшний трёхлетний малыш физически активен не более 30 минут в день, а должен тратить на активные игры минимум 1 час. И свой вклад в подобное положение дел вносит «чудо-ящик».

Ещё одни неутешительный вывод: малыши, которые предпочитают просмотр телевизора другим развлечениям и играм, чаще других проявляют склонность к аутизму. Объяснить это не составит труда, дело в том, что родители, чрезмерно увлеченные просмотром любимых передач и сериалов, тратят всё своё свободное время на подобный досуг и непозволительно мало общаются с детьми. В итоге, малыши обделённые общением, загоняют себя в свою реальность.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что дети, не успев овладеть коммуникативными навыками, начинают их утрачивать, несмотря на то, что в современном мире отсутствует дефицит тем для общения. Просто отныне для ребёнка собеседником становится телевизор, который не имеет обратной связи.

Учёные из Японии, состоящие в Ассоциации педиатров, доказали, что дети из семей, где их взросление и развитие происходило на своеобразном фоне постоянно работающего телевизора (не менее 8 часов в сутки), вступали в контакт с людьми только по острой необходимости, во время общения старались не смотреть на собеседников, отводили глаза; у них отмечался замедленный темп усвоения разговорной речи.

Дети стали всё меньше задавать родителям вопросы, не испытывают нужды в их опыте, возраст «почемучек» бесследно исчезает, ведь отныне любой ребёнок может найти информацию на интересующий вопрос в познавательной телепрограмме. От этого также страдает речь, ведь к её разговорному варианту они мало обращаются: ребята больше слушают, смотрят, но мало рассказывают, не делятся своими мыслями, редко вступают в диалоги.

Только родители остаются довольны собой, уверенные в том, что освободили время для себя, и при этом обеспечили максимально полезный досуг своему ребёнку за экраном телевизора. И отдыхают, не общаясь с собственными детьми. А потом удивляются и даже впадают в отчаянье от того, что чадо плохо говорит, не может правильно выстроить предложение, выразить свои мысли.

Установлена связь между продолжительностью просмотра телевизионных передач и успеваемостью: так доказано, что чем больше времени ребёнок проводит возле телевизора, тем хуже он учится в школе, имеет низкие показатели умственных способностей; он практически лишен возможности в будущем поступить в высшее учебное заведение.

Ежедневные телевизионные сеансы способствуют повышению детской агрессивности. В подтверждение приведём результат наблюдений за четырёхлетними детьми: те, кто проводил у телевизора не меньше 3 часов в день, оказались более драчливыми и бойкими, нежели их сверстники, не уделяющие внимание телепрограммам.

Если вы более тщательно проанализируете «ассортимент» передач для малышей, то отметите, что они не все совершенно невинны и добры, почти в каждом мультфильме имеются сценки сражения, чадо всё время находится в напряжении: победит ли его любимый герой злого персонажа, справится ли он с теми испытаниями, которые ему выпали.

Согласно статистическим данным, к достижению 12 лет ребёнок, постоянно смотрящий телевизор, уже успевает запечатлеть порядка сотни тысяч сцен насилия, благодаря этому прибору. Учитывая вероятность оседания подобного «опыта» на уровне подсознания, можно объяснить динамичный рост агрессивности у современных детей. Это происходит и потому, что иногда ребята отождествляют себя с колоритными, привлекающими внимание агрессивными персонажами, которые выделяются на фоне «бесцветных», пассивных и нередко сомневающихся в себе героев, несущих добро и справедливость.

Подобное отождествление приводит к тому, что малыш начинает подражать агрессивному злодею, перенимать его методы преодоления всевозможных препятствий (нередко с помощью физической силы, демонстрации не лучших качеств), совершать весьма необдуманные и даже опасные поступки. Поэтому взрослым необходимо постоянно объяснять своим чадам, смотря вместе с ним телепередачи, что нельзя решить все проблемы только с помощью агрессии. В противном случае (при вашем безмолвии и бездействии) ребёнок сделает ошибочный вывод, что агрессия достойна подражания.

Особенную осторожность следует проявлять при совместном просмотре с ребёнком «недетских» фильмов, изобилующих сценами насилия, пугающими вымышленными монстрами. Ребёнок может демонстрировать спокойствие при просмотре жестоких сцен на экране, но внутренне его будет переполнять страх, пополняя тем самым перечень детских фобий.

Кроме того, в силу своего возраста, малыш не может критично оценивать то, что он видит на экране, начинает путать правду с вымыслом, пугаться уже не просто выдуманных монстров, но и вполне реальных «страшилок» из жизни, пасовать перед трудностями. Количество негативных эмоций, полученных сидя у телевизора, влияет на уровень тревожности ребёнка, что впоследствии сказывается на качестве сна (он становится беспокойнее), росте нервно-эмоционального напряжения, появлении раздражительности. Также дети, чьи страхи, спрятаны глубоко в подсознании, в качестве самозащиты избирают агрессию при попадании в неблагоприятные ситуации.

Рекомендации родителям: как сделать так, чтобы телевизор приносил только пользу для ребёнка

Источник: love-mother.ru

Телевизор – друг или враг для ребенка?

Телевизор – друг или враг для ребенка?

В настоящее время телевизор играет развивающую роль. Но используйте телевизор так, чтоб не навредить здоровью малыша. В некоторых семьях телевизор светится постоянным фоном с утра до ночи. Это серьезно вредит развитию речи малыша, который постоянно слышит голосовой фон и не может разобрать слов, как сказанных с экрана, так и произнесенных родителями.

Некоторые родители не выключают телевизор когда ребенок спит. Одни считают что ребенок должен привыкать к шуму. Другие хотят спокойно посмотреть телепередачу. А некоторые родители ставят телевизор в детской комнате. Но они глубоко ошибаются.

Еще по теме:  Существуют ли телевизоры Apple

Звуки, пульсация светового потока вносят диссонанс в ритмы головного мозга. Если во время бодрствования опять работает телевизор, у малыша может страдать нервная система. В возрасте до одного года, малыши хорошо реагируют на рекламу. Их привлекает красочная картинка и задорная мелодия. Смысл увиденного, они не понимают.

Все дети любят смотреть мультики. Не используйте для отвлечения малыша, чтобы не мешал вам заниматься домашними делами.

Но и исключить просмотр мультиков, детских телепередач нельзя. Подберите мультики познавательного характера. Для этого хорошо использовать старые мультфильмы. Просмотры должны контролироваться родителями. Если ваш малыш восприимчивый, ранимый, для просмотра тщательно подбирайте мультики и передачи, смотрите их вместе и не дольше 15 – 20 минут.

Расстояние от телевизора до малыша должно быть не меньше 1,5 — 2 метра. Не разрешайте смотреть телевизор, лежа или с выключенным светом. Такой просмотр влияет на зрение ребенка.

С 4 – 7 лет у детей преобладает идентификация. После просмотра мультфильма, они начинают сопоставлять себя с героем данного мультика.

Задача родителей – помочь ребенку употребить полученную информацию себе на пользу. Помогите малышу понять, где положительный герой, а где отрицательный. Какому герою можно подражать. Хорошо если вы вместе с малышом посмотрите мультфильм «Ну, погоди!». Если малыш пожалеет волка, будьте уверены, у вас добрый ребенок.

Источник: pprservis.ru

Ай друг или Ай враг?

Гаджеты – это инструмент. Так же как и компьютер, и телевизор. Они могут приносить как вред, так и большую пользу.

10 января, 2016
10 января, 2016. Православный журнал для родителей Виноград

Гаджеты – это инструмент. Так же как и компьютер, и телевизор. Они могут приносить как вред, так и большую пользу.

Многие мамы волнуются, что дети слишком увлекаются гаджетами. И действительно, современное поколение очень быстро и легко осваивает технику, а при частом использовании дети могут так погружаться в «виртуальный» мир, что перестают интересоваться ролевыми, настольными играми и чтением. Почему это происходит, стоит ли давать ребенку в руки планшет и приносят ли гаджеты пользу или только вред, мы спросили у доктора медицинских наук, профессора кафедры нервных болезней ИПО 1МГМУ им. И. М. Сеченова Алексея Борисовича Данилова.

2016-01-10 04-39-26 Скриншот экрана_cr

‒ Алексей Борисович, как вы считаете, с какого возраста в жизни ребенка может появиться планшет или смартфон? Что так привлекает детей в электронных устройствах? Наверняка каждый родитель видел, как ребенок «прилипает» к планшету или смартфону, полностью погружаясь в игру.

‒ Появление гаджетов в жизни ребенка зависит от позиции родителей. Некоторые дают малышу смартфон или планшет уже в полгода, другие – не раньше школьного возраста. Соответственно, и интерес к электронным устройствам у детей может возникать по разным причинам: для одних это привычная часть жизни с пеленок, для других – интерес, пробуждаемый социальным окружением. К примеру, у ребенка есть старшие братья или сестры, владеющие планшетом, и малыш, разумеется, будет подражать старшим. Или сейчас многие дети уже в детском саду играют в планшеты и «заражают» друг друга интересом к компьютерным играм.

Нельзя однозначно сказать, что и в каком возрасте привлекает детей в гаджетах, поскольку это может быть целый спектр воздействий: от яркого экрана и красивой картинки до влияния сверстников и родителей. С точки зрения невролога приятное занятие вызывает положительные эмоции, выброс в мозг гормона удовольствия, и мозг «запоминает», что принесло ему это ощущение радости и удовольствия. Отсюда и рождается такая сильная любовь к гаджетам и играм. И этот же самый механизм может приводить к зависимости при неправильном подходе.

‒ Одни родители считают, что гаджеты и игры полезны, другие – что вредны. Как обстоит дело в действительности?

‒ Нужно понимать, что гаджеты – это инструмент. Так же как и компьютер, и телевизор. Они могут приносить как вред, так и большую пользу. Все зависит от целеполагания, от того, во что играет ребенок или что он делает на планшете.

К примеру, агрессивные стрелялки пользы не дают, напротив, перевозбуждают нервную систему, повышают агрессивность у ребенка, раздражительность, вызывают неуправляемость, ухудшают сон, развитие. А вот игры на логику, головоломки, шахматы, шашки как раз положительно влияют на мозг. Это такой brain-fitnes , то есть зарядка для ума. Они развивают логику, стратегическое мышление, повышают концентрацию внимания, улучшают память. Однако важно контролировать использование гаджетов и время, проведенное за планшетом, даже если ребенок играет в шахматы или решает логические задачки.

Нередко дети смотрят и мультики на планшете. Американская академия педиатрии не советует ставить детям мультфильмы до трех лет. А после трехлетнего возраста рекомендует дозировать количество времени, проведенного перед экраном. То же самое с планшетом и любыми другими гаджетами.

Мультики или детские передачи могут прекрасно развивать малыша, но уже в возрасте, когда он хорошо воспринимает информацию, отлично понимает речь. А до 2‒3 лет внимание детей все-таки должно быть направлено на изучение внешнего мира.

Кроме того, существует масса полезных программ для детей, обучающих чтению, рисованию, музыке. В интерактивном игровом режиме ребенок обучается легко и быстро. Но, разумеется, занятия на планшете не должны заменять игры «вживую» или рисование карандашами, чтение книг, подвижные и ролевые игры. Но прекрасно, когда идет параллельный процесс. Если он контролируемый – это принесет только позитив.

56485967

‒ Если в доме есть планшет, ребенок рано или поздно его получит. Что тут можно посоветовать родителям? Как организовать процесс, чтобы было больше пользы и меньше вреда?

‒ Безусловно, пользование планшетом должно дозироваться, чтобы у ребенка не возникало переутомления, перевозбуждения нервной системы, ухудшения зрения, осанки и т. д. К тому же любое чрезмерное использование электронных устройств, в том числе и планшетов, может приводить к появлению приступов головной боли. А у совсем маленьких детей, до двух лет, пользование сенсорными экранами может вызывать нарушение правильной функциональности пальцев из-за неправильного развития мышечных тканей. Но это при постоянном использовании!

Еще по теме:  Телевизор Xiaomi не включается с пульта после выключения

Также к негативным факторам относится влияние на механизмы обработки информации. В этом году Французская академия наук издала книгу «Ребенок и экраны» (L’enfant et les écrans), где, в частности, говорится о том, что в возрасте 2–3 лет у детей формируются церебральные механизмы – своеобразный фундамент, на котором впоследствии будет основано дальнейшее более сложное обучение.

Так вот, по мнению французских ученых, использование гаджетов может отразиться на формировании мышления детей, приводя к синдрому дефицита внимания, подавления креативного начала, фантазии, творческого потенциала. Это вопрос неоднозначный, но стоит все-таки до 2–3 лет ограничить использование любых гаджетов у детей. Ну а после – контролировать процесс: через каждые 15–20 минут желательно делать перерывы, и в целом использование гаджетов у дошкольников не должно превышать 20–30 минут в день.

При частом использовании компьютеров, ноутбуков, планшетов может развиваться туннельный синдром запястья, его еще называют синдромом компьютерной мыши. Но он также развивается и при обычном письме, поэтому грешить исключительно на компьютер неверно. А вот при частом использовании смартфонов нередко развивается болезнь де Кервена, когда болит большой палец, .которым мы набираем сообщения.

Кроме того, важно не кормить ребенка в момент, когда он играет на планшете или смотрит мультики. Некоторые мамы очень любят это делать, потому что ребенок не отвлекается, съедает все до крошки, увлеченный игрой или передачей. Но это очень вредно! Поскольку формируются неправильные пищевые привычки, а культура питания – чрезвычайно важная составляющая здоровья, в том числе здоровья мозга и развития интеллекта у ребенка. Поэтому во время еды все гаджеты надо убрать подальше, а вместо этого включить приятную, легкую музыку.

‒ Какие из функций планшета наиболее полезны для ребенка, а какие ‒ вредны?

– Как уже говорилось, различные обучающие программы могут быть очень эффективными и полезными. И определенные игры – тоже. Недавно исследователи из Сингапурского технологического университета обнаружили, что компьютерные игры помогают детям лучше запоминать информацию, концентрировать внимание и мыслить тактически.

Разные игры влияли на развитие различных способностей у детей. Те дети, которые решали головоломки, повысили показатели концентрации внимания, любители стрелялок проявили повышенную реакцию и тактическое мышление. Но опять-таки те же стрелялки не должны быть агрессивными – это важный аспект, негативно влияющий на психику как маленького ребенка, так и подростка.

К слову, опаснее всего ролевые компьютерные игры, в которых ребенок видит мир глазами своего героя. Дети начинают фактически переносить себя в виртуальный мир, и пройти игру, победить становится чуть ли не жизненно важно. Вот такие игры могут вызывать зависимость.

‒ Некоторые родители занимают агрессивную позицию по отношению к гаджетам: до 15 лет никаких айпадов. Есть ли в этом смысл и польза в плане развития ребенка?

‒ Во-первых, сегодня крайне трудно оградить ребенка от влияния сверстников, у которых есть айпады и смартфоны. Если одноклассники играют на планшетах, а ребенок нет, и он такой один-единственный в классе, это может породить комплексы. Во-вторых, как уже упоминалось, при разумном использовании гаджеты могут приносить пользу, поэтому не вижу смысла исключать современные электронные устройства из жизни ребенка. Просто важно соблюдать рекомендации, которые я озвучил выше, и проблем возникнуть не должно.

Использование любых гаджетов может приводить к нарушениям сна, поскольку это большая визуальная и информационная нагрузка. Так, при лечении бессонницы специалисты рекомендуют откладывать гаджеты в сторону за три часа до сна. И без этих мер лечение бессонницы невозможно.

– Как вы относитесь к соцсетям, в которых сегодня много времени проводят и взрослые, и подростки?

– Любая нагрузка, связанная с информацией (а использование компьютеров, Интернета, соцсетей – это колоссальная информационная нагрузка), может приводить к появлению головной боли и повышенной тревожности. Современное молодое поколение в целом страдает повышенной тревожностью. Это объясняется тем, что мы постоянно находимся в контакте из-за телефонов, Интернета, не можем до конца расслабиться и почувствовать себя в одиночестве. Из-за этого могут возникать так называемые «фантомные» звонки, когда звонка нет, но тебе кажется, что телефон звонит.
Постоянное использование гаджетов еще опасно тем, что плохо отражается на концентрации внимания. Особенно этому подвержены дети и подростки. То есть, с одной стороны, современная техника позволяет получать много информации, с другой – наш мозг не справляется с этой информацией, внимание рассеивается, нам трудно концентрироваться и запоминать нужное.

Сейчас один из самых модных трендов в Европе – детоксикационные программы: когда люди выезжают в сельскую местность, живут в специальных отелях в условиях тишины, красивой природы и при этом полностью отказываются от «благ цивилизации»: гаджетов, компьютеров, телефонов. Это позволяет наладить сон, снять стресс, устранить тревожность и другие побочные эффекты использования современной техники.

5684967

– Если родители все-таки решились на покупку планшета для ребенка или подростка, на что лучше обращать внимание при покупке?

– Я бы посоветовал надежные модели проверенных брендов, разработанные специально для детей, поскольку у них более защищенный для глаз экран. И важно, чтобы картинка на экране была не слишком яркой, чтобы не переутомлять ребенка, поскольку яркие краски, мелькание на планшете могут перевозбуждать нервную систему.

Беседовала Кристина Сандалова

Поскольку вы здесь.

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Источник: www.pravmir.ru

Оцените статью
Добавить комментарий