Ø помочь родителям выработать стратегию поведения с детьми, для предотвращения телевизионной и компьютерной зависимости.
Материал.
Материал для оформления визиток, мел, доска, шариковые ручки, бумага для записи.
Ход заседания клуба.
1. «Веселое приветствие»
3. Упражнение «Знаете ли вы рекламу?»
4. Упражнение «Телевизор – это хорошо… Телевизор – это плохо…»
5. Анкета «Ребенок и телевидение».
6. Мозговой штурм. «Как помочь своему ребенку не стать телеманом».
7. Выработка стратегии поведения.
Приветствие.
Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.
Ø «Веселое приветствие» Родители под веселую музыку двигаются по залу, при смене звука, они должны пожать руку как можно большему количеству присутствующих.
Ø «Знакомство» Играющие называют свое имя и качество своего характера на первый звук имени.
«Знаете ли вы рекламу?»
Упражнение «Телевизор – это хорошо… Телевизор – это плохо…»
Телевизор и дети
Работа ведется по кругу. Родителям предлагается закончить фразу «Телевизор – это хорошо… Телевизор – это плохо…». Причем, один родитель приводит аргументы в пользу телевизора, а следующий – аргументы против.
Анкета «Ребенок и телевидение»
1. Что делает Ваш ребенок после прихода домой из детского сада? (Отметьте три наиболее частых занятия. )
Ø Играет самостоятельно.
Ø Смотрит телевизор.
Ø Играет вместе со мной.
Ø Слушает чтение книги.
Ø Играет с братьями, сестрами, друзьями.
Ø Ходит по дому, не в силах ничем себя занять.
2. Как часто Ваш ребенок смотрит телевизор?
Ø 1-2 раза в неделю.
Ø Только по выходным дням.
Ø В исключительных случаях.
3. Какие передачи он смотрит чаще всего _________________________________________________
4. Какие герои больше всего нравятся Вашему ребенку? _________________________________________________
5. Как Вы считаете, какое влияние (негативное или позитивное) они оказывают? Почему? _________________________________________________
6. Осуждаете ли Вы с ребенком просмотренные передачи?
Ø Никогда, нет времени.
7. Ограничиваете ли Вы просмотр ребенком телепередач?
Ø Да, безусловно.
Ø Иногда это бывает.
Ø У меня это не получается.
Ø Считаю, что этого делать не надо.
8. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы телевизор стал другом, а не врагом Вашего ребенка? __________________________________________________
9. Как часто работает телевизор в Вашем доме?
Ø Включён с утра до вечера.
Ø Чаще всего включен.
Ø Включается только для просмотра определенных передач.
Ø Включается в исключительных случаях.
10. ФИО родителя (Можно не указывать).
14. Число детей в семье.
15. Состав семьи.
Обсудить с родителями мысли, чувства и мнения, которые возникли у них после заполнения анкеты.
Мозговой штурм
«Как помочь своему ребенку не стать телеманом».
Почему следует ограничить просмотр телевизора
Все высказывания записываются на доске. После обсуждения вырабатываются стратегии поведения родителей, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребёнка.
Некоторые рекомендации для родителей
Ø Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.
Ø Чётко регламентируйте просмотр ребёнком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут до 1 часа в день).
Ø Оградите ребёнка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.
Ø Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео– и телепродукцию.
Ø Обсуждайте с ребёнком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребёнка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей. По мнению А. В. Запорожца, просматривая и обсуждая мультфильм или художественный фильм-сказку, дети учатся, чему надо радоваться и из-за чего надо огорчаться. Совместное обсуждение позволит им понять, что такое успех победа, взаимопомощь, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации.
Ø После обсуждения можно предложить ребёнку нарисовать героев фильма или вылепить их из пластилина. При этом важно обратить внимание на изображение эмоций этих героев.
Ø Для детей старшего дошкольного возраста можно организовать игру в режиссёров-мультипликаторов: придумать и нарисовать серию рисунков для нового фильма (с участием любимых героев) или продолжить понравившийся, но завершить его по-другому.
Всё это поможет ребёнку пережить положительные и отрицательные эмоции, свойственные герою, с которым он себя идентифицирует, понять, что ему ближе, и сформировать свой личный осознанный эмоциональный опыт.
Таким образом, признавая огромную роль телевидения в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать всё возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребёнка.
Информационный материал для ведущего.
Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора.
Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Но почему всё чаще и чаще психологи бьют тревогу, появилось даже выражение «экранные дети»? Может быть, это надуманная проблема? Попытаемся разобраться.
Психологи проанализировали (на примере Москвы), сколько времени дети проводят у экрана. Результаты были ошеломляющими. Дошкольники от 4 до 6 лет смотрят телевизор в среднем от 2 до 6 часов в день, при этом наибольшее количество времени приходится на вечер – с 18 до 22 часов. Обращает на себя внимание тот факт, что домашние дети находятся у экранов телевизоров в два раза дольше, чем их сверстники, посещающие детский сад, то есть привычку постоянного просмотра телевизионных программ дети приобщают с помощью родителей, прежде всего неработающих мам или бабушек. При этом дошкольники проявляют интерес не только к детским программам, но и к фильмам, ориентированным на взрослую аудиторию, а также информационным программам типа «Петровка, 38», «Дорожный патруль» и т. п.
Проанализировали 100 часов программ ведущих каналов российского телевидения. Каковы же результаты? В среднем на 1 час телетрансляции приходится четыре сцены насилия и эротики. Обращает на себя внимание натуралистичность сцен (окровавленные трупы, отрубленные головы, похищения людей и т. п. ).
Чем опасно такое телевидение для ребёнка?
Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению.
Чувства опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, ключ в замке с внутренней стороны двери, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана и т. п. Защищаясь от неприятным эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребёнок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.
Выдающийся русский психиатр В. Бехтерев еще в начале XX века отмечал: достаток но иногда неосторожно произнесённого при ребёнке слова о совершении убийства им другом каком-либо происшествии, чтобы он тревожно спал или даже подвергся ночному кошмару.
В качестве подтверждения этих слов можно привести пример из современной жизни российских детей. После многочасовой трансляции по телевидению трагедии, которая случилась в школе Беслана, многие психологи в России отмечали массовое обращение родителей за врачебной помощью. У дошкольников и младших школьников был сформирован страх посещения образовательных учреждений и страх террористических актов. В течение нескольких дней страна была прикована к телевизионному экрану, но никто не позаботился оградить детей от этой страшной видеоинформации. Ни учителя в школах, ни воспитатели в детских садах, ни родители не были предупреждены о негативном влиянии такой информации на психику ребёнка.
Во-вторых, нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения.
Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребёнок начинает воспринимать это как норму. У него формируется эталон эмоционального реагирования.
По мнению психологов, при виде экранных драк у юных телезрителей развивается определённый, ещё не осознанный сценарий агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми, ребёнок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и начинает действовать так же. Возникает вопрос: многие дети смотрят телевизор, но не все из них агрессивны. В процессе одной и той же деятельности, отмечала Л. И. Божович, могут формироваться различные качества, разные психические процессы, так как ребёнок усваивает из окружающей действительности лишь то, что отвечает его потребностям. Эти потребности во многом определяют семья и общение со сверстниками.
В-третьих, настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов.
Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребёнка соответствующих нравственных образцов поведения. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как и взрослые. Однако это не соответствует действительности. Мышление дошкольника наглядно-образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих лиц.
Ребёнку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма, следовательно, он не видит и не осознаёт несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребёнок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия.
В-четвёртых, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.
Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности ребенка.
Информация подаётся в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диск, чем тратить время книгу. В результате не происходит обсуждения сказки, у ребёнка не развивается стремления самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребёнка с родителями.
Этот, казалось бы, лёгкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу. Они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.
И, наконец, следует остановиться на воздействии рекламы на психику дошкольника.
Многие родители свидетельствуют: реклама стала удобным средством, чтобы справиться с непослушным ребёнком. Некоторые дети отказываются есть или одеваться, если перед их взором не мелькают привычные кадры. Парадоксально, но это вполне устраивает взрослых.
В чём же опасность рекламы? У ребёнка дошкольного возраста психика особенно остро восприимчива к ярким образам, их точности, быстрой смене, мельканию и т. д. Однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребёнка психологическую зависимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Эффект мелькания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбою. (М. А. Карташова. )
Отдельно рассмотрим телевидение с точки зрения демонстрации мультипликационных фильмов.
Классические российские мультипликационные фильмы, в которых задействованы выдающиеся артисты и художники, показывают в основном с 6 до 8 часов утра, когда основная масса детей ещё спит. А вот зарубежные мультфильмы транслируют днём, при этом их эфирное время увеличивается почти в два раза.
Телевидение во многом определяет и выбор игрушек. Самые популярные – те же черепашки-ниндзя, роботы и т. д. Такая тенденция опасна для детской психики. Игрушка, по мнению психологов, имеет колоссальное значение для развития детей. Кукла (традиционная или герой мультфильма) выступает в качестве заместителя идеального друга ребёнка, она несёт в себе эталон нравственного поведения.
Действуя с ней, дошкольник приобретает моральный опыт. Поэтому так важно контролировать, какими игрушками играет ребёнок, и не идти у него на поводу, покупая героев низкопробных зарубежных мультфильмов.
Мы не призываем исключить телевидение из жизни дошкольников. Ведь с помощью этого окна в мир можно сформировать понятия о добре и зле, справедливости и дружбе. Мы призываем обратить внимание на те подводные камни, которые вызывают тревогу у педагогов и психологов.
Источник: www.infobraz.ru
Дети и телевизор: за и против (Фома-ТВ)
Телевизор в доме… Чем дальше, тем больше этот аппарат, или ящик, обвиняют в разных бедах и грехах, особенно если речь о детях. Ребенок переутомлен, агрессивен, рассеян – ясно, во всем виноват телевизор… Показывает не то. Это правда? Насколько справедливы столь однозначные упреки? Можно ли отучить ребенка от телемании?
И может ли телевизор быть полезен? Попробуем ответить на эти вопросы.
Гость: психолог Ольга Исаева, старший преподаватель факультета клинической психологии МГМСУ.
(Оцените эту статью первым!)
Источник: foma.ru
Воспитание «ящиком». Вреден ли ребёнку телевизор?
Если главный гаджет подростка сегодня смартфон, то любимое устройство дошкольника – это телевизор. Как он влияет на ребёнка?
Опубликовано 21 апреля 2018
Советским детям была незнакома зависимость от телевизора. Да и откуда ей было взяться, если мультфильмы показывали не чаще пары раз в день, а детские передачи – и того реже! Другое дело – современные малыши, для развлечения которых с утра до ночи работают не один, а сразу несколько телеканалов!
О раннем развитии
Многие родители, завидя в углу телевизора пометку 0+ или гипнотизирующие слова «развивающий мультфильм», сажают детей к экранам буквально с рождения. Однако специалисты не рекомендуют этого делать раньше достижения малышом 2–2,5 года.
Мало того, что это бесполезно – мелькающие на экране картинки мозг ребёнка пока просто не воспринимает (поскольку процесс формирования зрительного анализатора заканчивается лишь к 3–5 годам). Но это ещё и вредно. Доказано, что ведущая роль в этом возрасте у двигательно-осязательного, сенсорного восприятия.
Поэтому чем больше кроха будет контактировать с предметами, которые можно потрогать – игрушками, безопасной кухонной утварью, продуктами, – тем лучше. Кроме того, лишь к двум годам окончательно дозревают структуры головного мозга, и воздействие таких сильных раздражителей, как телевизор, может только тормозить процесс созревания. Поэтому хотя бы до двух лет лучше не включать крохе телевизор, а больше с ним гулять, играть, слушать музыку, развивать крупную моторику – танцами и движением, а мелкую – рисованием и лепкой. А самое главное – постоянно разговаривать.
Без отрыва от экрана
Луч света в тёмной комнате
Не позволяйте детям смотреть передачи в темноте – это вредно для зрения. И следите за их осанкой – длительное нахождение в неправильной позе вредит позвоночнику. Поэтому пусть чадо сидит на стуле со спинкой или диване (а не на табуретке). И не ближе двух метров от телевизора. Также установите строгий запрет на телепросмотры во время еды.
Это прямой путь к нарушению пищевого поведения. Со временем эта вредная привычка приведёт к привычному перееданию и лишнему весу, поскольку теряется контроль над объёмом съеденного и чувством насыщения.
Телевизор им природу заменил
Дети 2005–2017‑х годов рождения – самое медийное поколение, значительно опережающее по медиапотреблению не только взрослых, но и подростков и молодёжь. В 2017 году Институтом современных медиа было проведено масштабное исследование на эту тему. Выяснилось, что в России ежедневно три четверти детей от 2 до 12 лет (72%) регулярно смотрят телевизор.
Дошколята и младшие школьники сидят перед экраном более двух часов в день. Лидерами в этом плане оказались мальчики 4–5 лет – они ежедневно проводят перед «ящиком» около 2,5 часа. И если среди подростков и молодёжи время просмотра телевизора с каждым годом сокращается (правда, увы, за счёт роста использования планшетов и смартфонов), то дошколята и первоклассники, наоборот, с каждым годом смотрят телевизор всё активнее – почти 2,5 часа в день (+10% к 2015 году, +2% к 2016 году). Ведь сегодня у каждого пятого ребёнка в России есть свой собственный телевизор, по которому он может смотреть детский пакет телеканалов. Кстати, исследование показало, что единственный ребёнок в семье проводит на 17% больше времени у экрана телевизора, чем дети, растущие с братьями и сёстрами.
Есть и польза
И всё-таки телевизор нельзя назвать злом. Ведь мультики – это удовольствие. К тому же их просмотр можно использовать в качестве поощрения. Также фильмы для детей создают некий общий культурный слой. И если малыш не знает популярных мультяшных телегероев, он рискует стать изгоем в коллективе.
И именно по сюжетам мультиков дети в возрасте 3–6 лет строят сюжетно-ролевые игры, полезные для развития социального и эмоционального интеллекта. Но многое зависит от контента. Поэтому следите за тем, что ребёнок смотрит. А чтобы информация, имеющая познавательное и воспитательное значение, не ускользнула от детского восприятия и понимания, смотрите телевизор вместе с ребёнком: поясняйте, где надо, наблюдайте за его реакциями, спрашивайте, что понял, учите делать выводы.
Факты:
Первый телевизор в СССР был выпущен в 1932 году. Это была механическая модель Б‑2. Первый же электронный телевизор – легендарный КВН 49 – был создан в 1949 году. В конце XIX века инженер Стюарт Блэктон создал первый мультипликационный фильм в виде рисунков в движении, отснятых на плёнку. Папа Римский Франциск со словами «Это не для меня» отказался от просмотра телепередач, в чём в 1990 году дал обет Деве Марии. Источник
Источник: 1001.ru