Телевизор несет немаловажную функцию — увлекает детей и дает шанс родителям немного отдохнуть. Тем не менее, в последнее время все большую актуальность приобретает вопрос о пользе и вреде такого времяпрепровождения для ребенка.
Телевизор как средство познания мира
Количество проведенных перед телевизором часов у детей напрямую зависит от семейных обстоятельств, образа жизни и отношения старших родственников к такому занятию. Как правило, в семьях, которые поддерживают свои семейные традиции, имеют общие увлечения, нравственные принципы, пропагандируется здоровый образ жизни, проблемы, связанной с постоянным времяпровождением за просмотром телепередач, не возникает в принципе.
Большому количеству семей полностью избежать контакта с телевизором не удается, однако в этом нет необходимости. По мнению многих психологов, дозированный просмотр развивающих телепередач не только не вреден, но и может помочь ребенку в познании мира.
Замечено, что в возрасте 6-18 месяцев малыши, анализируя то, что они видят на экране телевизора, могут самостоятельно научиться обращаться с игрушками соответственно их назначению. Разумеется, не стоит это воспринимать так, что все свободное время ребенка следует направить на просмотр рекламы, чтобы он перенял полезные навыки. Для малышей данного возраста более всего подходят короткие просмотры программ, специально предназначенных для малышей. Необходимо исключить возможность постоянного нахождения ребенка у включенного телевизора без присмотра, так как это может вызвать возникновение у него необоснованных страхов и встревоженного состояния.
Люся Чеботина — Лучшая подруга (ПРЕМЬЕРА КЛИПА)
При достижении возраста 1, 5-2 лет можно устраивать малышам просмотр мультфильмов, но только при обязательном участия в нем взрослых. Присутствие родителей необходимо, так как у детей в процессе просмотра могут возникнуть разнообразные эмоции, многие из которых выразить они еще не способны. Это может привести ребенка в замешательство, и плохо отразиться на его психическом состоянии. Взрослые должны объяснять малышу все происходящее на экране, озвучивая ему то, что он интуитивно чувствует, но не может выразить сам.
В возрасте 3-4 лет дети уже осознают разницу между реальным и воображаемым миром. Однако несмотря на понимание того что мультфильмы — это всего лишь выдуманная история, им нравится отождествлять себя со сказочными персонажами, погружаясь в мир мультфильма. Крайне важно родителям научить своего ребенка видеть разницу между его представлениями о мире, возникшими на основе просмотра сказок, и действительностью.
Что нужно знать об ограничении по времени просмотра телевизора
При просмотре телепередач, как и любом другом занятии, необходимо помнить о соответствии психологического состояния и возраста ребенка данному занятию. По мнению психологов, малышам до двух лет не следует разрешать проводить у телевизора дольше 15 минут в день, детям 3-6 лет — ограничить этот вид развлечения 40 минутами, а вот с семи лет ребенку можно разрешить смотреть телепередачи в общей сложности до 1, 5 часов в день, но с перерывами.
HammAli & Navai Друг или враг #русскаямузыка
Помимо ограничения по времени, следует также помнить и о других условиях:
- не меньше двух метров должно быть расстояние между глазами и экраном;
- нельзя допускать непрерывную работу телевизора;
- контраста между темной комнатой и ярким экраном не должно быть.
Важно помнить, что ребенку приходится расходовать много сил на то, чтобы уследить за звуком и меняющимися образами, а, следовательно он сильно утомляется. Помимо усталости, такое времяпрепровождение может вызвать у ребенка состояние перевозбуждения. Телезависимость, которая может выработаться в результате частого просмотра телевизора является еще одной опасностью для малыша.
Как избежать зависимости от телевизора
Нужно помнить, что лучшей альтернативой просмотра телепередач является проведение совместного досуга за пределами дома или занятие каким-то общим увлекательным делом. Поэтому в первую очередь необходимо пересмотреть собственное отношение к телевизору и сократить время пребывания возле него, поскольку дети, как правило, копируют привычки отдыха родителей, и не будут понимать, почему нельзя смотреть телевизор, если родители постоянно этим заняты.
Соблюдение нескольких простых правил может помочь ребенку и вам научиться обходится без телевизора:
- Перед просмотром необходимо определиться с телепрограммами, которые можно позволить детям, и включать в присутствии ребенка только их. Таким образом, создать традицию семейного просмотра телевизора.
- Если телевизор никто не смотрит, то он должен быть выключен. Следует избавиться от привычки оставлять «голубой экран» в «фоновом режиме» в то время, когда взрослые заняты другими делами.
- Ввести режим просмотра телевизора в определенное время и на определенных условиях, например, перед дневным сном или во время еды
- Максимальное количество времени должно быть посвящено малышу, совместному с ним времяпрепровождению.
- Стараться обговорить с ребенком, когда и какие передачи он хотел бы посмотреть с учетом лимита времени, установленного на просмотр телевизора.
Чрезмерное увлечение «голубым экраном» как правило, возникает тогда, когда ребенку не хватает общения и становится скучно. Большее количество внимания со стороны родителей, времени проведенного вместе, а также увлекательная организация досуга, способны избавить малыша от этой не очень полезной привычки.
Источник: dzen.ru
«Телевизор друг или враг?»
Презентация для родителей о влиянии телефизора и компьютора на развитие ребёнка.
Скачать:
televizor_drug_ili_vrag.ppt | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Телевизор друг или враг? Педагог – психолог ГБДОУ центр развития ребёнка — детский сад № 129, Кузнецова Вероника Аркадьевна.
Телевизор и здоровье ребенка. Врачи советуют : чтобы ребенок до четырех лет не смотрел телевизор вообще. После шести лет не более часа в неделю. После десяти лет — 2-3 часа в неделю. После шестнадцати лет ограничения можно снимать.
Психологи рекомендуют : если в комнате малыш до года – лучше вообще не включать телевизор, а стараться смотреть любимые передачи пока он гуляет, спит, или занят игрой в другой комнате. Почему так?
Работа мозга Мозговые способности ребенка активно формируются в период от рождения до 3 – х лет. К 6 – ти месяцам мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к 3 – м — 80%. И только от того, кто будет рядом в этот период с ребенком зависит чем заполниться этот объем.
Поток информации с экрана телевизора во многом превышает возможность ребенка воспринимать ее и самостоятельно обрабатывать. Мозг работает отрывочно, ребенок не успевает связывать изображение с текстовым сопровождением и не может проверить соотношение мыслей с реальностью. Это влияет на тонкие нервные процессы в мозгу. Ребенок формируется как инструмент пассивной мыслительной деятельности.
Глаза и телевизор При просмотре телевизора, глаза ребенка находятся в состоянии покоя. Но какие последствия это может иметь для здоровья ребенка ? Изображение на экране не может способствовать формированию пространственного и цветового зрения, так как определенные типовые цвета проецируются в виде отдельных точек на экран, что создает иллюзию объемного изображения. Согласно исследованиям врачей, этот зрительный процесс не стимулирует развитие глаз, так как не обеспечивает им естественную деятельность, соответствующую работе в реальной действительности. Зрительная информация должна пройти обработку в мозгу, что способствует развитию малыша. Но опять-таки, возле экрана телевизора этот процесс проходит иначе. Ведь при активном наблюдении ребенка за реальной жизнью, его глаза находятся в постоянном движении, воспринимая тонкие оттенки цветов и пространственные объекты .
Телевизор это малоподвижный отдых — приведет …? — чем дольше ребенок смотрит ТВ, тем выше у него кровяное давление — у детей, которые ежедневно сидят перед телеэкраном от 90 до 330 минут, как систолическое, так и диастолическое давление на 5-7 единиц выше, чем у тех, кто проводит за просмотром телепередач менее получаса в день — дети, проводящие у телевизора более двух часов в день, в два раза больше прочих рискуют заболеть астмой. — при малоподвижном поведении у детей происходят изменения в легких, что впоследствии вызывает одышку. — негативное влияние телевизор оказывает на детей с лишним весом
Телевизор и развитие ребенка. Психологи считают : телевизор и компьютер должны играть определенную роль в жизни ребенка только после окончания формирования волевого и эмоционального развития, то есть не раньше 13-15 лет. Психологи утверждают : телевизор до трёх лет несёт несравнимо больше вреда развитию ребенка, чем пользы. Так ли это?
Если родители надеялись на электронные средства (телевизор, компьютер), как на нянь, то в 20% случаев уже 9-месячные дети отставали в развитии! Если дети продолжали смотреть телевизор, слушать приемники и пластинки, то в трехлетнем возрасте наблюдались задержки в развитии на целый год. Если родители отставших в своем развитии 9-месячных детей изымали из их поля зрения электронную технику и начинали непосредственно общаться с ребенком, то через 4 месяца ребенок догонял детей с нормальным развитием. В чем же дело? Результаты исследований английской ученой Салли Ворд показали:
Дело в том, что до трёх лет в мозге человека формируются эмоциональная сфера, фантазия, творческие способности и самое главное – мышление, в том числе абстрактное, и внутренняя речь. Заполнив пространство ребёнка в это время мельтешением готовых образов и звучащими «сами по себе» речевыми шаблонами – развитие начинает отставать. Причём по всем направлениям!
Анализ литературы по вопросу влияния телевидения на детей до 12-13 лет позволил выделить следующие особенности их развития : мыслят быстрыми и готовыми ассоциациями, снижается уровень наглядно – образного мышления; ставят поверхностные вопросы, при этом ответ их не особенно интересует; сложно воспринимают информацию на слух, не выстраивают взаимо – связь частей текста ; ответы на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные; уменьшается объем памяти ; интерес к определенным предметам неглубокий; в общении с людьми не ощущают дистанции, и при этом не умеют вступать в глубокие личностные отношения;
неспособны отвечать спокойным взглядом, вместо этого «таращат» глаза или отвечают гримасами; проявления чувств простые и имеют тенденцию к бесцеремонности ; речь как способ общения остается примитивной; способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается; при устном общении тяжело побудить ребенка к созданию собственных фантазий, чаще у него появляются стандартные зрительные образы и ассоциации; школьник практически не читает, но ему нравится рассматривать картинки (комиксы); активной переработки того, что ребенок видит или читает, не происходит. Поэтому задерживается развитие способности к сосредоточению, внимательному наблюдению, творческому поиску, целенаправленной деятельности;
развитие воли нарушается, поскольку ребенок, сидя перед экраном, не может действовать активно-подражательно (как требуется в дошкольном возрасте); после просмотра телевизора или игры на компьютере идет агрессивная и неупорядоченная разрядка накопленной и неизрасходованной активности . в будущем стимулируется склонность к алкоголю, токсико- и наркомании, так как подросток привыкает получать впечатления и удовольствие ничего не делая, или прикладывая минимальные стандартные усилия (компьютерные игры);
Мультфильмы – сделай свой выбор .
Чтобы психическое здоровье ребенка не страдало, следует соблюдать некоторые правила : В возрасте до 7 – лет ребенок должен проводить телевизора не более 30 – 40 минут, в старшем возрасте время можно увеличить до 1,5 – 3 часов разбив его на интервалы по 30 – 40 минут Всегда предварительно просматривайте сами то, что предлагаете просмотреть ребенку. Подбирайте фильмы и передачи по возрасту.
Принимайте участие в просмотре. Не разрешайте смотреть ребенку телевизор в темноте: непременно включайте дополнительное осветление. Соблюдайте расстояние от экрана к детским глазам не менее двух метров. Не допускайте, чтобы телевизор работал для фона: включайте его только тогда, когда собираетесь что-то смотреть.
Установите правила, когда, сколько и что именно может смотреть ребенок. Обращайте внимание на поведение ребенка после просмотра (делайте выводы, как это влияет на вашего ребенка).
Пути решения проблемы Приучите ребенка обходиться без телевизора. Возможно, вначале вы встретите некоторое сопротивление, однако в дошкольном возрасте дети легко примут новые правила игры. Ограничьте время просмотра двумя мультфильмами в день. Больше играйте и общайтесь с ребенком.
Попросите ребенка помочь вам по дому: маленькие дети любят помогать маме в мытье посуды, уборке комнаты и других домашних делах. Ваше доверие им только польстит. Предлагайте ему регулярно те интересные занятия, которые оказывают наибольшее влияние на развитие структур головного мозга, а именно: разнообразные виды речи (устная, письменная), например, читайте с ребенком книги, рассказывайте сказки, учите скороговорки; упражнения по координации движения кисти (лепка, рисование, конструкторы и т.д.).
Оставляя своих детей у телевизора, мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения; у голубого экрана мы рискуем навсегда похоронить их яркую уникальную личность с ее способностью познавать мир через собственный опыт, с ее умением полноценно общаться и строить взаимоотношения со сверстниками, с ее творческим потенциалом и умением ставить жизненные цели и достигать их.
Источник: nsportal.ru
Телевизор друг или враг?
Сейчас в каждом доме есть телевизор. Взрослые смотрят различные телепередачи на кухне, в спальне. Вместе со взрослыми дети проводят время перед телевизором, смотря самые различные по содержанию передачи: новости, сериалы, шоу, а также имеют право на просмотр мультфильмов.
Чаще всего взрослые не контролируют расстояние, с которого ребенок смотрит телевизор, освещение, время в течение которого ребенок сидит возле экрана. В основном, ребенок передвигается по комнате в процессе просмотра. Играя, он может расположиться непосредственно перед экраном. Сейчас дети даже развиваются при помощи специальных телевизионных программ. Но, по мнению ученых, телевизор сказывается неблагоприятно на здоровье ребенка и оказывает негативное влияние на его развитие.
Чем вреден просмотр телевизора для детей?
- Отрицательное влияние на органы зрения.
- Просмотр телевизора способствует снижению зрения, цветоощущения.
- Отрицательное воздействие на нервную систему.
- Это и недоразвитие корковых отделов головного мозга, и развитие гиперактивности, нервного возбуждения. В отличие от взрослого организма, детский организм не отдыхает перед телевизором, а наоборот переутомляется.
- Дети младшего возраста испытывают трудности с произношением звука. Задержка становления речи!
- Нарушение общения, агрессивное поведение.
- Телевидение может провоцировать развитие страхов, ночных кошмаров.
- Ребенок может испытывать проблемы с моторикой.
Просмотр телевизора в неправильной позе может провести к нарушению осанки. Также у детей, часто просматривающих телевизор, отмечается недоразвитие мышечной массы.
Ребенок быстро привыкает к телевизору, постепенно начинает постоянно требовать включать его любимые программы. Это может перерасти в истерику. Часто за просмотром телепередач дети перекусывают вредными продуктами, вследствие чего формируются неправильные пищевые привычки, ведущие к повышению массы тела, заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
Вокруг работающего телевизора создаются электромагнитные поля, которые также оказывают негативное влияние на психическое и физиологическое развитие организма.
В ходе исследований, проведенных в Европе, было доказано, что ненормированный просмотр телевизора, создает риск повышения уровня артериального давления у детей. Если сидеть у телевизора больше 2 часов в день, риск развития повышения артериального давления увеличивается на 30%. Известно, что увеличение физической активности способно предотвратить эту патологию.
Кому противопоказан просмотр телепередач?
- детям до 2 лет 4;
- детям с нарушениями нервной системы вследствие стресса;
- детям с нарушениями нервно-психического развития;
- впечатлительным детям;
- детям, недавно перенесшим операцию на глазах;
- детям, имеющим серьезные заболевания глаз.
Как и сколько времени ребенок должен просматривать телевизор?
Самое главное правило – это то, что просмотр телевизора ребенком должен происходить под контролем родителей. Ребенок должен просматривать любые телепередачи в присутствии родителей для того, чтобы просматриваемые программы были под контролем. Прежде чем включать телевизор ребенку, родители должны ознакомиться с сюжетом. Фильмы ужасов и мультфильмы с хаотичным сюжетом должны быть исключены.
В комнате должно быть нормальное освещение: не слишком светло, но и не слишком темно. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок не смотрел телевизор сбоку. Расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора не должно быть меньше 3 метров. Посадка должна быть удобная. Лежа, согнувшись в неудобных позах смотреть телевизор не рекомендуется.
Во время просмотра телевизора ребенку не стоит употреблять пищу. Если ребенок смотрит долгий фильм – делайте с ним физкультминутки, гимнастику для глаз.
Требования Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) к организации телепросмотра для детей:
Младенцы и ранний возраст – ЗАПРЕЩЕНО.
Дошкольный возраст (3-7 лет) – до 30 минут в день суммарно.
Младший школьный возраст (7-10 лет) – 30-50 минут в день.
Старшие школьные возраста (11-18 лет) – 1-3 часа в день.
Как отучить ребенка от бесконечного просмотра телевизора?
Родители должны стараться не включать телевизор в присутствии ребенка.
Не включать телевизор в фоновом режиме.
Не включать телевизор пока занимаетесь с ребенком творчеством или он играет.
Если вы позволяете ребенку посмотреть мультфильм, договоритесь с ним заранее о том, что после окончания положенного времени телевизор будет выключен. Как можно больше времени проводите с ребенком на прогулке, занимайтесь спортом, посещайте различные творческие кружки и секции.
Источник: www.srcn-prichal.ru