При разработке учебно-тематического плана изучения учебного предмета учителю рекомендуется внести в него отдельным пунктом использование ЭСО для обеспечения возможности проведения урока с использованием различных технических средств (мультимедийный проектор, демонстрационный телевизор) или необходимости проведения урока в компьютерном кабинете.
При разработке планов-конспектов уроков с применением ЭСО следует базироваться на традиционных педагогических требованиях и учитывать методические особенности учебного предмета.
Дополнительно в плане-конспекте рекомендуется разместить следующую информацию:
- техническое и программное обеспечение урока;
- определить этапы урока, проводимые с применением ЭСО;
- указать методы и формы организации работы учителя и учащихся при использовании ЭСО.
Пример описания технического и программного обеспечения в плане-конспекте урока
кабiнет iнфармацыйных тэхналогiй з камп’ютэрамi для вучняў; ПМК «Школьны настаўнiк» (вучэбны элемент «Дзеепрыметны зварот», раздзел «Дыктанты» (камплект дыктантаў «Знакi прыпынку ў простым сказе»).
Супер телевизор из Китая🇨🇳🇨🇳🇨🇳, super TV from China🇨🇳🇨🇳🇨🇳
компьютер для учителя, мультимедийный проектор, учебно-методический комплект «Живая математика», презентация Power Point «Интерактивные иллюстрации курса стереометрии».
Пример рекомендаций учителю в плане-конспекте урока
Данный урок желательно проводить по группам (10-12 учащихся в одной группе).
Ознакомление с аксиомами стереометрии позволяет перейти к решению задач, которые являются подготовительными к построению сечений многогранников. Для разминки учитель предлагает учащимся задания из УМК «Живая математика»: компьютерный альбом «Стереометрия».
Проведение уроков с применением ЭСО рекомендуется осуществить в три этапа:
- корректирующий этап;
- экспериментальный этап;
- оценочно-констатирующий этап.
Корректирующий этап
На первом этапе учителю следует постоянно проводить самоанализ эффективности применения ЭСО и фиксировать письменно рекомендации по совершенствованию организации работы с ним.
Экспериментальный этап
На втором этапе учителю предлагается провести обучение по отдельным темам учебного предмета в разных классах с использованием и без использования ЭСО.
На этом этапе следует оценить уровень знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся в таких классах на основе текущей успеваемости и контрольных заданий.
Оценочно-констатирующий этап
На третьем этапе учителю рекомендуется оценить результаты обучения.
Если в классах с использованием ЭСО уровень ЗУН выше, чем без использования, то следует применить данное ЭСО в постоянную практику учителя предметника.
Источник: studfile.net
Новые СанПиН в детском саду
Уважаемые коллеги! После вступления в силу новых санитарных правил СП 2.4.3648-20* (далее – санитарные правила, СанПиН) многих педагогов волнует вопрос о правомерности использования в образовательном процессе дошкольной образовательной организации электронных средств обучения в целом, и цифровых ресурсов цифровой образовательной системы «МЭО – Детский сад», в частности.
Samsung QE50Q60TAU, проблемы с панелью CY-RT050HGPV1H
После вступления в силу новых санитарных правил СП 2.4.3648-20* (далее – санитарные правила, СанПиН) многих педагогов волнует вопрос о правомерности использования в образовательном процессе дошкольной образовательной организации электронных средств обучения в целом, и цифровых ресурсов цифровой образовательной системы «МЭО – Детский сад», в частности.
Понятие электронные средства обучения (далее – ЭСО) сформулировано в пункте 2.4.5. санитарных правил. К ЭСО отнесены интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения.
В пункте 2.10.2 определены возможности использования ЭСО в процессе специально организованных занятий.
Так, в части (абзаце) четвертой указанного пункта установлено, что при использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет – 5-7 минут. Отметим, что в «МЭО – Детский сад» нет заданий для детей, которые они должны были бы списывать, срисовывать с экрана, фиксировать их в тетрадях с помощью знаково-символических изображений. Кроме того, речь идет о непрерывном использовании информации на экране. Следовательно, во время занятия мы можем не единожды обращаться к интерактивной доске или экранам ноутбуков с длительностью их использования до 5-7 минут, предусмотрев перерыв и гимнастику для глаз.
Поскольку все занятия в «МЭО – Детский сад» построены в технологии смешанного обучения и предусматривают использование цифровых ресурсов наряду с традиционными видами детской деятельности (продуктивной, конструкторской, поисково-экспериментальной, игровой, двигательной активностью и др.), то контент «МЭО» полностью соответствует данному требованию СанПиН
- В младшей и средних группах дошкольной образовательной организации электронный контент цифровой системы «МЭО – Детский сад» может и должен использоваться прежде всего как методическое пособие для воспитателя. Воспитатель получает грамотно построенный сценарий занятия, в котором он может заменить цифровые ресурсы на бумажные средства обучения или традиционные игровые средства.
- Образовательный процесс в дошкольной организации не исчерпывается только занятиями. Согласно пункту 2.5 ФГОС дошкольного образования образовательная программа в детском саду реализуется в течение всего времени пребывания в нем детей. Это происходит в разнообразных формах взаимодействия педагогов с детьми (игровой деятельности, чтении художественной и познавательной литературы, конструировании, моделировании, решении проблемных ситуаций, беседах, игровых упражнениях и др.), а также в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с их семьями.
В любых формах образовательной деятельности кроме занятий использование цифрового контента детьми возможно. Цифровые ресурсы педагог может использовать в индивидуальной работе с детьми; дети могут самостоятельно пообщаться с компьютером, используя цифровые ресурсы контента МЭО; мы можем использовать электронный контент при проведении досуговых мероприятий, совместных мероприятий с родителями.
Безусловно, педагог должен ограничить время нахождения ребенка за компьютером (ноутбуком). Поскольку в старшем возрасте рекомендовано не более 5-7 минут непрерывного использования компьютера, для младшей и средней группы целесообразно установить время не более 4-5 минут. Еще раз повторим – единовременного использования. После перерыва (во второй половине дня) можно разрешить ребенку вернуться к понравившейся ему игре, к интересной презентации.
И, конечно же, воспитатель может рекомендовать родителям позаниматься с детьми дома с использованием ресурсов «МЭО – Детский сад».
Предлагаемый подход позволит использовать цифровую образовательную систему «МЭО – Детский сад» во всех дошкольных группах (начиная с младшей) дошкольной образовательной организации, не нарушая положений санитарных правил.
*О применении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. № 28, зарегистрировано Минюстом России 18.12.2020, регистрационный № 61573)
Источник: ligaedu.ru
Технические и электронные средства обучения
Технические и электронные средства
обучения
ТСО — технические устройства и носители
информации, применяемые для повышения
эффективности учебного процесса и облегчения
учебной деятельности педагога и обучающихся.
ЭСО — программные средства, в которых
реализуется технология изучения предметной
области средствами ИКТ, обеспечиваются условия
для осуществления различных видов учебной
деятельности.
2.
Технические и электронные средства
обучения
Основные ТСО:
•компьютер, в т.ч. планшет, смартфон;
•визуальные ТСО (проектор, телевизор, документкамера, графический планшет, веб-камера);
•интерактивные системы (интерактивная доска,
приставка);
•аудио-ТСО (акустическая система, лингафонный
кабинет)
•манипуляторы, в т.ч. интерактивные (презентер,
система голосования).
3.
Технические и электронные средства
обучения
Вспомогательные ТСО:
•принтер;
•сканер;
•устройства автоматизации
управления.
и
дистанционного
4.
Технические и электронные средства
обучения
Проекторы
DLP — Digital Light
Processing
LCD — Liquid
Crystal Display
5.
Технические и электронные средства
обучения
Устройство LCD-проектора
6.
Технические и электронные средства
обучения
Устройство DLP-проектора
7.
Технические и электронные средства
обучения
Характеристики проекторов:
•технология (DLP, LCD, LED);
•размер и вес;
•разрешение и соотношение сторон;
•световой поток (Лм);
•контрастность;
•объектив (стандартный, короткофокусный и
ультракороткофокусный);
•разъемы;
•дополнительные функциональные возможности.
8.
Технические и электронные средства
обучения
9.
Технические и электронные средства
обучения
10.
Технические и электронные средства
обучения
Достоинства DLP-проекторов:
•меньшие размер и вес;
•выше контрастность;
•меньше видны пиксели, более «гладкая» картинка.
Недостатки DLP-проекторов:
•«радужный эффект»;
•хуже цветопередача;
•повышенный шум.
11.
Технические и электронные средства
обучения
Достоинства LCD-проекторов:
•более высокая яркость;
•выше насыщенность цветов;
•меньше потребление энергии и шум.
Недостатки LCD-проекторов:
•размер и вес;
•более заметная пикселизация;
•недостаточная глубина черного цвета;
•выше стоимость, в т.ч. обслуживания.
12.
Технические и электронные средства
обучения
Интерактивный проектор — устройство для
проецирования изображения на экране, а также
параллельной работы с материалом.
13.
Технические и электронные средства
обучения
14.
Технические и электронные средства
обучения
Документ-камера — устройство для формирования
изображения реальных объектов и вывода его в
увеличенном виде на экран.
15.
Технические и электронные средства
обучения
16.
Технические и электронные средства
обучения
Характеристики документ-камер:
•размер (портативные, настольные);
•тип штатива (гибкий, механический);
•разрешение;
•увеличение (оптическое — «реальное» увеличение,
цифровое — без реального изменения детализации);
•интерфейсы подключения;
•дополнительные
возможности
(встроенная
память/карты памяти, световой планшет, подсветка и
т.д.).
17.
Технические и электронные средства
обучения
Графический планшет – устройство для ручного
ввода и редактирования изображений на
компьютере. Состоит обычно из чувствительной
поверхности и пера.
18.
Технические и электронные средства
обучения
Характеристики графических планшетов:
•чувствительность к нажатию пера (от 2 до нескольких
сотен градаций)
•размер рабочей поверхности
•разрешение (lpi, lines per inch – линий на дюйм)
•способ подключения пера к планшету (проводной
или беспроводной)
19.
Графический планшет (дигитайзер)
20.
Технические и электронные средства
обучения
Интерактивная доска — сенсорный экран,
использующийся совместно с компьютером и
проектором.
21.
Технические и электронные средства
обучения
Подключение:
•активная
доска
—
требует
подключения
электропитания и к компьютеру, датчики — в доске;
•пассивная доска — не требует подключения
электропитания, распознавание движения/касания
— стилус.
22.
Технические и электронные средства
обучения
Технологии:
•резистивная;
•инфракрасная (DViT);
•электромагнитная;
•микроточечная;
•емкостная.
23.
Технические и электронные средства
обучения
Характеристики интерактивных досок:
•проекция (прямая или обратная);
•технология;
•размер и соотношение сторон (доска + проектор);
•подключение к электросети и др. устройствам
(активная, пассивная);
•мобильность (передвижная, стационарная);
•количество пользователей одновременно;
•программное обеспечение;
•дополнительные устройства и возможности.
24.
Технические и электронные средства
обучения
Интерактивная приставка и сенсорная накладка интерактивные устройства, крепящиеся на
рабочей поверхности, на которую выводится
изображение.
25.
Технические и электронные средства
обучения
26.
Технические и электронные средства
обучения
Характеристики интерактивных приставок:
•технология
(инфракрасная
(приставка
к
проектору) или инфракрасная и ультразвуковая);
•рабочая область (Ш х В, м);
•разрешение;
•дополнительные устройства и возможности.
Плюс по сравнению с ИД — мобильность.
27.
Технические и электронные средства
обучения
Интерактивная панель
28.
Технические и электронные средства
обучения
Презентер — это устройство для управления
показом презентации (компьютером).
29.
Технические и электронные средства
обучения
Характеристики презентеров:
•функционал (управление презентацией, режим
мыши (кнопки, тачпад));
•наличие/отсутствие лазерной указки;
•наличие/отсутствие дисплея;
•питание (батарейки, аккумулятор).
30.
Технические и электронные средства
обучения
Интерактивная система голосования — комплекс
устройств
для
организации
электронного
тестирования и голосования с большим
количеством
участников
с
моментальной
обработкой результатов.
Состав:
•пульты;
•ресивер (приемник);
•программное обеспечение.
31.
Технические и электронные средства
обучения
32.
Технические и электронные средства
обучения
Характеристики
интерактивных
систем
голосования:
•технология
(инфракрасная
(дешевле)
или
радиоканал (с обратной связью);
•количество пультов;
•функционал
пультов
(набор
управляющих
элементов, дисплей и т.д.);
•программное обеспечение.
33.
Технические и электронные средства
обучения
Сканер
(scanner)
–
устройство
для
преобразования изображений и текста с
материальных носителей в цифровую форму.
34.
Технические и электронные средства
обучения
Ручной сканер:
35.
Технические и электронные средства
обучения
Проекционный сканер:
36.
Технические и электронные средства
обучения
Барабанный сканер:
37.
Технические и электронные средства
обучения
Протяжной сканер:
38.
Технические и электронные средства
обучения
Планшетный сканер:
39.
Технические и электронные средства
обучения
Принцип работы планшетного сканера:
40.
Технические и электронные средства
обучения
Характеристики сканеров:
тип сканера;
разрешение (dots per inch, dpi – точек на дюйм) «оптическое × интерполированное» (1200×4800
dpi);
разрядность или глубина цвета (бит) – количество
возможных цветов пикселя;
производительность (скорость сканирования);
максимальный размер области сканирования
(А4, А3).
41.
Технические и электронные средства
обучения
42.
Технические и электронные средства
обучения
43.
Технические и электронные средства
обучения
Принтер – устройство для перевода текста или
графики на материальный носитель (бумага,
пленка и т.д.). Переводит только статическую
информацию.
44.
Технические и электронные средства
обучения
По количеству воспроизводимых цветов:
монохромные (черно-белые)
цветные
По способу печати:
термографические
матричные
струйные
лазерные
специальные
45.
Технические и электронные средства
обучения
Термографический
принтер:
передача
изображения на бумагу осуществляется с
помощью нагрева
46.
Технические и электронные средства
обучения
Матричный принтер: печатающая головка движется
вдоль печатаемой строки, а стержни-иголки,
расположенные на головке, ударяют через красящую
ленту по бумаге, оставляя следы в виде точек; затем
бумага смещается и операция повторяется.
47.
Технические и электронные средства
обучения
Струйный принтер: через сопла ПГ при движении
разбрызгиваются микроскопические капли жидких
чернил, формируя горизонтальный участок
изображения; затем бумага смещается и операция
повторяется.
48.
Технические и электронные средства
обучения
Лазерный принтер: изображение формируется на
фотобарабане с помощью луча лазера.
49.
Технические и электронные средства
обучения
Характеристики принтеров:
тип принтера;
количество выводимых цветов;
разрешение (dpi, dots per inch, например 1200 dpi);
максимальная скорость печати (стр./мин.);
время выхода первой страницы (секунды);
минимальный и максимальный формат,
минимальная и максимальная плотность носителя;
максимальная месячная нагрузка и общий
ресурс.
50.
Технические и электронные средства
обучения
ЭСО:
Учебные программные средства;
Программные средства (системы) — тренажеры;
Контрольные программные средства;
Информационно-поисковые
программные
системы,
информационно-справочные
программные средства;
Моделирующие программные средства;
Демонстрационные программные средства.
51.
Технические и электронные средства
обучения
ЭСО:
— Учебные программные средства — обеспечивают
необходимый
уровень
усвоения
учебного
материала (электронные учебники, экспертные
обучающие системы);
52.
Технические и электронные средства
обучения
— Программные средства (системы) — тренажеры обеспечивают отработку умений учащихся,
помогают
осуществлять
самоподготовку
и
используются при повторении или закреплении
учебного материала;
53.
Технические и электронные средства
обучения
54.
Технические и электронные средства
обучения
— Контрольные программные средства (MyTest) предназначены для контроля (самоконтроля)
уровня овладения учебным материалом;
55.
Технические и электронные средства
обучения
56.
Технические и электронные средства
обучения
— Информационно-поисковые
программные
системы,
информационно-справочные
программные средства (электронная библиотека
Юрайт, Консультант+) — позволяют осуществить
выбор и вывод необходимой информации. Их
методическое назначение — формирование умений
учащихся
по
поиску
и
систематизации
информации;
57.
Технические и электронные средства
обучения
58.
Технические и электронные средства
обучения
-Моделирующие
программные
средства
(MathCAD, AutoCAD, 3DS Max) — предоставляют
учащимся основные элементы и типы функций для
моделирования определенной реальности. Они
предназначены для создания модели объекта,
явления, процесса или ситуации (как реальных, так
и виртуальных) с целью их изучения,
исследования;
59.
Технические и электронные средства
обучения
60.
Технические и электронные средства
обучения
61.
Технические и электронные средства
обучения
— Демонстрационные программные средства
(PowerPoint, ПО интерактивных досок) обеспечивают наглядное представление учебного
материала, визуализацию изучаемых явлений,
процессов и взаимосвязей между объектами;
Источник: ppt-online.org