Ганиева, Э. Р. Кино и телевидение как одни из основных факторов формирования визуальной культуры зрителя / Э. Р. Ганиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43912/ (дата обращения: 20.05.2023).
Статья посвящена раскрытию вопроса роли экранных искусств — кино и телевидения — в процессе формирования визуальной культуры зрителя. В статье обсуждаются и определяются понятия «визуальной культуры», «визуального восприятия» и «визуальной аттракции», а также методы и технологии визуального воздействия экранных искусств, применяемые ими в ежедневной практике создания визуальной среды для зрительской аудитории.
Ключевые слова:культура, визуальная культура, экранные искусства, зритель, визуальное восприятие, формирование визуальной культуры
Вступление человечества в 21 век было ознаменовано процессом бурного технического прогресса, развитием разнообразных средств коммуникации, реформированием всех сфер человеческой жизни посредством интеграции с новыми технологиями, лидирующее место среди которых заняли аудиовизуальные формы представления информации.
Последние десятилетия до неузнаваемости изменили окружающую привычную реальность. В повседневную, деловую и личную сферы жизни человека вторглись различные медиа технологии с обширным спектром функций и предназначений, трансформировали многие аспекты человеческой деятельности, видоизменили саму суть понятия о развлечениях, способах организации свободного времени. Жизнь современного человека уже невообразима без ноутбуков, мобильных устройств связи и воспроизведения продуктов медиа разных форматов. Сейчас мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и прочие виды гаджетов стали практически незаменимы для человека, как в обыденной сфере, так и в его трудовой жизнедеятельности.
Ввиду сложившегося положения и в условиях «информационного взрыва» 21 века, человечество по достоинству оценило и отдало свое предпочтение визуальному способу передачи данных. Благодаря простоте, доступности и легкому пониманию визуальной составляющей информации, визуальная культура занимает доминирующее положение в современном обществе. К средствам визуальной культуры можно отнести все, что включает в свою структуру визуальные элементы. Прежде всего, это виды визуальных искусств: живопись, театр, фотография, граффити, кинематограф, телевидение, реклама, видео-арт, Интернет и т. д.
Причины столь обширной экспансии визуальной культуры, по мнения мирового ученого, занимающегося изучением данной тематике, могут крыться в:
- Глобализации
- Высокой скорости производства и потреблении медиа продуктов
- Распространении многоэкранности
- Главенстве визуальных медиа во всех сферах жизни
- Ослабевании критического мышления.
Вопросы — что есть визуальная культура? Почему она так популярна в современном мире? Почему публика отдает предпочтение визуальным и аудиовизуальным способам получения информации? На чем базируются методы «визуальной аттракции» и визуального воспитания современного зрителя? — являются основной целью и предметом исследования данной статьи.
Термин «визуальная культура» появился на стыке таких дисциплин как история и теория искусства, теория кино, антропология и др. Само возникновение визуальной культуры стало следствием усложнения человеческого бытия, стремительного промышленного и технического развития, реорганизации знакомого и удобного образа жизни, необходимости человека изменяться, подстраиваться под новые условия, диктуемые новым обществом, новым временем и новой реальностью.
Визуальная культура представляет собой совокупность общественных, индивидуальных материальных и интеллектуальных визуальных ценностей, хранящихся и функционирующих в форме символов в определенном социуме и передаваемых посредством визуальных средств информации.
Многие исследователи определяют визуальную культуру как отдельный аспект культуры в целом, формирующий у людей способность к восприятию, анализу, интерпретации, оценке и созданию визуальных образов [1, с. 113], [2, с. 9].
Визуальная культура не просто так стала основной формой получения и потребления информации. Суть этого феномена заключается в доступности визуального восприятия форм, знаков и символов, содержащих в себе емкие, четкие и конкретные сообщения, понятные большинству людей.
«Визуальное восприятие является наиболее простым видом восприятий человека. Визуально воспринимаемые объекты реже вызывают неприязнь и быстрее формируют ассоциации, что приводит к лучшему усвоению информации и запоминанию» [3].
Методики и технологии основываются воздействия визуальной культуры основываются на ассоциативных связях, на визуальном языке программирования способа мышления зрителя и потенциального потребителя рекламных товаров. Неспроста речь зашла о рекламе. Визуальное искусство, по большей части, применяет ту же тактику, как и реклама — самый эффективный способ продвижения товаров и услуг.
Естественно, что большинство представителей современного общества в целом, в частности молодое поколение, выросшее в условиях скачкообразного развития технологий, сделает, к примеру, выбор в пользу новомодной голливудской экранизации, а не предпочтет самостоятельное, трудоемкое ознакомление с литературным первоисточником. Современная жизнь имеет тенденцию к чрезвычайно быстрому прогрессированию всех областей человеческого познания и катастрофической нехватке временного ресурса. Этим и объясняется такая популярность экранных искусств и визуальных способов передачи информации.
Кинематограф и телевидение — два гиганта в области визуальной культуры. Трудно представить себе альтернативные СМИ, оказывающие столь неизгладимое впечатление и эффективное влияние на свою аудиторию. А ведь эта аудитория исчисляется миллиардами зрителей. Не зря вторым названием Голливуда стало характерное словосочетание «Фабрика грез». В первую очередь оба этих визуальных искусства апеллируют к ассоциативной области мышления зрителя, говоря иначе, они напрямую обращаются к смысловой составляющей того или иного общеизвестного знака или символа.
Кино и телевидение отражают окружающую реальность, трансформируют ее, иногда даже искажают ее восприятие таким образом, что зрительская аудитория, пусть и с некоторой долей недоверия, начинает верить происходящему на экране. С помощью подобных тактик, кино и телевидение могут оказывать огромное воздействие на своего зрителя. Зачастую, такое воздействие приводит к парадоксальному результату.
Иными словами, прибегая к помощи таких стратегий, оба этих экранных искусства во власти изменить не только наше сознание, взгляды, но и отношение к миру и происходящим в нем событиям.
Такой поразительный эффект достигается за счет специфического визуального языка, с помощью которого они с нами «общаются». Визуальная коммуникация производится во многом благодаря особенностям киноязыка и языка телевизионного, создатели которого, основываясь на многолетнем опыте функционирования и развития этих искусств, выработали полезные знания о методах наиболее эффективного воздействия на зрителя.
Визуальный язык кино и телевидения обращается к самому подсознанию, к чувственному восприятию мира, к нашему отношению жизни. Найдя в этих критериях прочный фундамент для своей деятельности, кинематограф и телевидение начинают стоить свою «версию» жизни.
Мы не раз становились свидетелями пропаганды некоторых моделей жизни по кино или телевидению. Они как вирусная реклама прочно укрепляются в нашем сознании, начинают незаметно трансформировать наши мысли и взгляды по отношению к ним. И вот мы уже невольно начинаем думать, что мы пришли к данной мысли самостоятельно, а не с легкой подачи визуальных медиа. В обществе такие «модели» называются модным словом «бренд». Такие модели, в первую очередь, обращаются к базовым желаниям, порывам и инстинктам.
«При рассматривании произведения искусства человеческое восприятие строится во многом на внутренней эмоциональной реакции. Через зрение произведение вводится в систему имеющихся ценностей, в процессе рассматривания оно многократно усиливается ассоциативными связями. В итоге оказывается, что «изображения сами по себе гораздо менее сильны, нежели полученное впечатление от них». Таким образом, целью визуальной культуры является обогащение внутреннего мира человека визуальными образами, раскрытие способностей к созданию собственных зримых объектов» [2, с. 10–11].
Коммуникация, потребность в эстетическом наслаждении, эмоциональные переживания, катарсис, в конце концов, — вот те составляющие, которые заставляют нас вновь и вновь обращаться к визуальным искусствам такого рода, как театр, кинематограф и телевидение. В них мы ищем подобие жизни, задаем вопросы и получаем ответы на них. Обдумываем полученную информацию, интерпретируем ее и применяем в повседневной жизни, учимся создавать собственные визуальные художественные образы, свой визуальный язык.
Визуальная культура, предоставляемая зрителям такими экранными средствами, как кино и телевидение, обладает удивительным свойством сохранять знания, накопленные поколениями и формировать новые посредством творчества и индивидуального подхода. Кинематограф и телевидение не только воспитывают в нас визуальную культуру, но и в своих специальных знаках и символах сберегают для нас прошлое человечества и его бесценный опыт в понятных для всех образах. Полагаю, именно в этом состоит главная ценность визуального языка кино и телевидения.
- Даниэль С. М. Искусство видеть [Текст] /С. М. Даниэль. — М.: Амфора, 2006. — С. 206.
- Дубовая Н. В. Визуальная культура в аспекте современности // «Тенденции развития педагогической науки»: материалы международной заочной научно-практической конференции. — 2010: СибАК, 2010. — С. 267.
- Немтинова Д. Г. Визуальная культура. Виды визуальных наблюдений в культуре. // Студенческий научный форум. URL: https://rae.ru/forum2012/232/501 (дата обращения: 20.02.2017).
Основные термины(генерируются автоматически): визуальная культура, телевидение, искусство, визуальное восприятие, визуальный язык, визуальный язык кино, зритель, зрительская аудитория, кинематограф, современное общество.
Источник: moluch.ru
Зачем вам телевизор?
В наше время ошеломляющий информационный поток буквально сбивает с ног человечество: Интернет, газеты, журналы, телевидение. Очень трудно порой бывает отыскать в нем что-то новое и интересное, познавательное для себя. Мы постоянно мечемся в поисках того, что сможет утолить наш информационный голод. Какую же роль в этом изобилии играет телевизор?
Для меня телевизор – это, в первую очередь, источник качественного новостного материала, который грамотно и интересно преподносится зрителю. Не спорю, большую часть эфирного времени центральных каналов занимают развлекательные передачи, но лишь малая часть, на мой взгляд, действительно заслуживает внимания. Я, как человек, живущий в бешеном темпе большого города, очень ценю свое время. Многие молодые люди предпочитают информацию в текстовом виде именно из-за возможности быстро пробежаться глазами по заголовкам и через несколько минут быть в курсе основных событий, однако при подобном чтении легко запутаться в фактах, датах и цитатах. Телевизор, в свою очередь, дает изображение, яркие образы, которые гораздо нагляднее, нежели любые речевые обороты.
Существует множество путей получения необходимой информации. Я не заявляю, что телевизор – лучший из них, но, бесспорно, является одним из главных, наиболее наглядных и надежных.
Уникальность: 97 %
02.2014 18:35
Источник: www.turbotext.ru
Телевидение и его роль в жизни России
Телевидение – это способ передачи звука и изображений движущихся и неподвижных объектов на расстояние средствами электросвязи.
Роль телевидения в жизни общества
В современном информационном пространстве главенствующая роль принадлежит телевидению. Телевидение, являясь одним из самых совершенных средств отражения социокультурной жизни общества, оказывается богатейшим источником информации. Одновременно оно отражает актуальные проблемы современности и оказывает значительное влияние на массовое сознание и общественное мнение.
А. Роднянский считает, что телевидение существенно влияет на миллионы людей в силу того, что они ежедневно включают телевизор, и поэтому телевидение требует к себе особо ответственного отношения.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Механизм влияния средств массовой информации на формирование культурных и ценностных приоритетов в современном обществе – это довольно сложный феномен. В современных условиях общество изменилось качественно, и потому нередко не воспринимает нравственную и гуманистическую составляющую информации. СМИ – управляемая сфера, и влиятельные силы, которые нередко заинтересованы в деструктурировании российского общества, используют их как средство воздействия на ценностные представления общества, в первую очередь, молодежи. В результате это приводит к популяризации в молодежном социуме негативных поведенческих действий, а также к скептическому отношению молодого поколения к нравственным и идейным ценностям.
Современная молодежная культура все сильнее отрывается от национальных традиций и культуры поколений. Проявляется это и в моделях поведения, в культурных пристрастиях, в языке, литературных увлечениях. Все чаще в СМИ встречаются низкосортные материалы, сцены насилий, жестокости, публикации, которые разжигают ненависть к другим народам. Значительная часть коммерческого вещания отведена рекламе, в которой порой фигурируют вещи, говорить публично о которых по законам этики не желательно.
«Телевидение и его роль в жизни России»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В отечественных СМИ, в том числе и на телевидении, наблюдается американское информационное доминирование. Характерным средством манипулирования общественным сознанием является намеренное создание чуждой России языковой среды, а также навязывание западных стереотипов, стандартов, мышления, образа жизни. Удельный вес зарубежных информационных ресурсов значительно превосходит количество отечественных программ. Наблюдается превалирование рекламы зарубежных товаров либо их аналогов. В результате это способствует формированию у массовой аудитории, особенно молодежной и детской, западных запросов.
Тенденции современного отечественного телевизионного рынка
Коммуникационный характер телевидения влияет на восприятие не только информационных произведений на экране ТВ, но и художественных, которые оказываются специфическими формами связи телезрителя с действительным миром. Телевидение играет роль посредника в осуществлении объединения общества, поддержания социальных связей. И это положение отвечает характеру современной культуры.
На отечественном телевизионном рынке совмещаются несколько тенденций:
- Переход общефедеральных каналов под государственный контроль;
- Установление авторитарной модели управления информационно-политическим вещанием;
- Рост конкуренции;
- Естественная фрагментация аудитории;
- Возникновение новых телепроектов;
- Развитие новых технических способов распространения телевидения.
Замечание 1
Можно говорить о разделении каналов по содержанию на тематические и универсальные. При этом неуклонно растет доля аудитории специализированных каналов.
В современных условиях отечественного информационного пространства различными средствами массовой информации осуществляется формирование стереотипов поведения и мировоззрения, враждебных традиционному русскому и коренным российским народам. СМИ целенаправленно внушают обществу, что альтернативы западным культурным ценностям нет и стремятся оторвать молодое поколение от его исторических корней, воспитать молодежь чуждой всего патриотического и национального.
Многие современные телепередачи, которые ориентированы на молодежную аудиторию, придерживаются такой позиции, что ведущий программы должен быть смелым, а нередко и агрессивным в диалоге со слушателем. Например, в разыгрываемых в эфире телешоу прослеживается концептуальная линия рекреативных массмедийных проектов «подсматривание в замочную скважину». И на таком принципе строятся многие теле- и радиопередачи.
Во многом благодаря огромному влиянию СМИ все больше людей замечают ненормальность современной жизни, когда традиционные нормы этики и морали представляются немодными, скучными, глупыми.
Подвержены стереотипизации на телевидении новостные и развлекательные программы, рекламная продукция, кинофильмы и т.д.
Стереотипы в современных СМИ
Самая распространенная форма культурных стереотипов – гендерные стереотипы.
Гендерные стереотипы основаны на принятых в обществе представлениях о мужском и женском началах и их иерархии. Такие стереотипы определяют статусные характеристики женщин и мужчин.
Особенно четко стремление к гендерной маркировке аудитории проявляется на телевидении. Например, производители ориентируют продукцию не просто на женщин, а, например, на домохозяек. На них же ориентированы и кулинарные шоу, любовные сериалы, передачи о моде и красоте и т.д.
Значительное место в стереотипизации современных социокультурных практик занимают этнокультурные стереотипы.
Определение 2
Этнокультурные стереотипы – это форма культурных стереотипов, которые характеризуют этническую группу и предполагают наличие определенных качеств у ее представителей.
С этим видом стереотипов связаны национальные стереотипы. Наиболее ярко примеры таких стереотипов в СМИ проявились во время «чеченского кризиса», который показал, насколько большую роль играет создание стереотипов в СМИ.
В конце 20 века интерес СМИ к целенаправленному созданию этнокультурных стереотипов в сознании массовой аудитории резко усилился в связи с актуализацией этнического компонента в общественной жизни многих стран, в том числе и в России. Огромной популярностью на отечественном телевидении пользуются программы о культуре, традициях, менталитете и истории других народов (например, «Вокруг света», «Непутевые заметки», «Их нравы» и т.д.).
Источник: spravochnick.ru