Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации.
Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ.
Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории.
В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов. В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения.
Как Средства Массовой Информации Манипулируют Нашим Мнением
Симультантность присутствует в телевизионных передачах не постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, как бы напоминая о достоверности действия, происходящего на экране. Симультантность, создающая эффект присутствия зрителя на месте событий, придает, как уже отмечалось выше, телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из разновидностей СМИ. Именно от этих специфических свойств телевидения зависят, в свою очередь, многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевидения, занявшего по мере развития и совершенствования своей технической базы особое место в системе средств массовой коммуникации. Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире.
Источник: studopedia.su
Телевидение как СМИ. Типы, формы и современные особенности
Телевидение способно охватить самые широкие слои населения. Эта способность объясняется особенностями его физической природы.
1) вездесущностью. Способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Вытекающая из вездесущности телевидения непрерывность связи программы с аудиторией определяет функциональные различие между кино и телевидением,, что отражается на структуре сообщений, затрагивает использование средств выражения, поэтому и не может быть речи о полном тождестве телевидения и кино.
2) Экранность. Способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно-чувственно, а потому доступны широкой аудитории.
3) Непосредственность. Способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии в неповторимый момент самого свершения его. Одновременность действия, события и отображения его на экране – уникальное качество телевидения. Оно обнаруживается только в процессе прямого эфира. Непосредственность связана и с симультанностью телевидения (одновременностью наблюдения и показа, трансляции).
Персонификация телевизионного сообщения утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов. В шкале оценок учебных работ зарубежных школ тележурналистики непременно проставляются баллы за такие факторы, как «наличие главного героя информации» и грамотное использование приема «репортер в кадре».
Современная практика тележурналистики далеко ушла от положения, существовавшего в 50-е – 60-е гг., когда прямая передача была основой программы: ныне более половины объема вещания во всем мире составляют предварительно зафиксированные передачи.
Первоначальной формой предварительно зафиксированных телевизионных сообщений стал телефильм, т.е. фильм, снятый с помощью кинокамеры, но предназначенный для показа не в кинотеатре, а на телеэкране. С появлением видеомагнитной записи (ВМЗ) стало окончательно ясно, что когда общественная ценность сообщения о событии достаточно велика, то факт записи не меняет отношения к телеэкрану.
Формы аудиовизуального синтеза на телевидении
Донести идею, развить тему, пользуясь лишь выразительными средствами камеры, зачастую бывает невозможно, поэтому важнейшим компонентом документальных жанров телевидения становится слово. В экранном контексте привычные функции слова, его назначение существенно меняются по сравнению с печатной журналистикой. Экранное слово, произнесенное в кадре или за кадром, оживает, обретает богатство красок человеческой речи. Оно персонифицировано, наделено чертами самого образа, которой живет на экране, будь то человек, предмет, процесс. Воздействие образа, созданного на телевидении, не столь мощно, как воздействие образа на киноэкране, в силу размеров телеэкрана и особенно условий восприятия.
Таким образом телевизионный образ требует подкрепления изображения словом. Слово активизирует восприятие, расширяет границы кадра, дает зрителю материал для раздумий. Связь слова и изображения на телеэкране сложна. Иногда показ события не нуждается в пространных комментариях (документальная передача). В этом случае изображение говорит само за себя.
Телезритель предрасположен к восприятию слова. Этим объясняется успех на телевидении так называемых «разговорных» жанров. Признак качественно новой телевизионной драматургии широко применяется в художественных передачах – прием введения рассказчика, непосредственное обращение к зрителю с помощью слова. Этот прием – специфическая особенность телевизионной драматургии.
Однако при этом описательная функция слова, которая на радио имеет первостепенное значение, на телевидении (в передаче с места события) равна нулю. Благодаря способности прийти в дома людей телевидение обладает особым характером общения – с телеэкрана звучит живое слово. Условия просмотра влияют также и на тональность слова в телевидении.
Специфика восприятия телепередач – у себя дома – определяет характер звучащего с телеэкрана слова. Человек должен не вещать, а разговаривать. Живая речь невозможна без импровизации. Интонация, выразительных жест, мимика подчеркивает и усиливают воздействие произнесенного слова.
Монтаж
Телевидение – вид творчества, следовательно оно имеет свой специфический художественный язык. Телевидение и кино, будучи экранными средствами выражения обладает общим языком экрана. Экранное изображение не существует вне понятий кадр, план, ракурс. Изображение части пространства, заключенное в рамку экрана, видимой в каждый данный момент, называют кадром.
Кадр охватывает и еще один признак – протяженность во времени, т.е. длительность пребывания изображения на экране. Кадром также называют часть фильма, снятую одним взглядом камеры, т.е. вое время непрерывной работы камеры. Кадр состоит из определенного количества моментальных фотографий, каждая и них называется кадриком. В результате того, что в кинопроекторе кадрики меняются со скоростью 24 в секунду, на экране и возникает движущееся изображение.
План – масштаб изображения, содержащегося в кадре. Он выражает степень крупности изображаемой фигуры, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива. Наиболее употребительно деление планов на три: общий, средний, крупный, наиболее точное на 6: дальний, общий, средний, поясной, крупный, макроплан.
Ракурс – любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета, в том числе и прямой.
Телепередача воздействует на зрителя всей совокупностью сменяющих друг друга изображений – кадров, их потоком. Непрерывный поток кадров – важнейшая особенность экрана. Значит, значение имеет чередование кадров, их расположение во времени, т.е. последовательность их появления на экране. Расстановка кадров в определенном порядке и называется монтажом.
Полученные в результате съемок кадры – куски киноленты – нужно соединить друг с другом, склеить. Этот процесс, чисто механический, носит название технического монтажа, а место их соединения называют склейкой. Кадры должны быть соединены осмысленно – так, чтобы между ними существовала определенная и ясная связь. Процесс такого соединения кадров называют конструктивным монтажом. Он включает в себя и технический.
Параллельный монтаж – важное средство ведения драматургически напряженного повествования. Показывая как бы врезанные один в другой кадры, снятые в разных метах и в разное время, можно добиться отчетливого ощущения одновременности двух различных действий и тем самым выявить их взаимосвязь. Параллельный монтаж, используемый для выявления внутренних субъективных связей, называют ассоциативным монтажом. Монтируя кадры, режиссер может создать определенный, более или менее четко выраженный ритм их чередования на экране, может создать более или менее быстрый или медленный темп их показа.
Темп и ритм – средства, направленные не столько к рациональной сфере сознания зрителя, сколько к сфере эмоциональной. Съемка движущейся камерой создает эффект внутрикадрового монтажа, особенно важного для ТВ. Существуют следующие виды съемки движущейся камерой: панорамирование (съемка камерой, поворачивающесявокруг своей вертикальной или горизонтальной оси), проезд (тревеллинг: передвижение камеры, снимающей фигуру, когда угол между ними остается неизменным), траекторная съемка (сочетание тревеллингов с панорамированием).
Благодаря способности прийти в дома людей телевидение обладает особым характером общения – с телеэкрана звучит живое слово. Мы не можем ответить человеку на телеэкране, и все он гораздо большей степени наш собеседник, чем человек на кино-экране. В силу зрительности, в силу того, что мы видим на телеэкране, он ближе нам, чем голос радиоприемника.
Форматы
Вещательные частоты являются ограниченным природным ресурсом, эксплуатацию которого должна быть доверена вещателям, на конкурсной основе доказавшим приверженность коренным интересам общества. Критерии полезности программ и необходимого минимума их присутствия в эфире устанавливаются во многих европейских странах.
Существуют информационные программы, публицистические программы (очерк, ток-шоу, корреспонденция, проблемный репортаж, ставящие перед аудиторией социальные проблемы и призывающие к их решению.
В публицистике выражена гражданская позиция телекомпании), познавательно-развлекательные программы («коктейль» из интервью со знаменитостями, информации, полезных советов и т.д.- баланс креатива и познавательности), культурно-просветительские программы (драматургически выстроенный рассказ и показ духовных ценностей, трансляция спектаклей, передачи о проблемах семьи, медицины, культуры, домоводства), детские программы (адресованы зрителям дошкольного возраста, младшего школьного, подросткового, юношеству. Цель – всестороннее воспитание подрастающего поколения), спортивные программы (трансляции матчей и подробные репортаже и о спорте), художественные (игровые) кинофильмы (от 1 до 4-12 серий), многосерийные телефильмы (мыльные оперы, функция – дешевое развлечение), развлекательные программы (эстрада, цирк, легкая музыка, игры), рекламные программы (отделяются специальной заставкой, не более 12-15 процентов времени эфира, не принято прерывать рекламой новости и детские программы).
Источник: megalektsii.ru
Телевизор это как средство массовой информации
webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.
Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.
Чем может быть полезен webkonspect.com:
- простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
- просмотр конспекта без выхода в интернет.
- удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
- конструирование одного конспекта совместно с другом, одногрупником.
- webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
Обзор сайта:
Источник: webkonspect.com