Сегодня нет в нашей стране семьи, которая не пользовалась бы телевизором, радиоприемником, магнитофоном или проигрывателем. Радиоэлектронная аппаратура культурно-бытового назначения занимает очень большое место в жизни каждого человека.
Безвозвратно ушли в прошлое времена, когда домашняя электроника относилась к разряду роскоши. Используемые сегодня в быту радиоэлектронные приборы и устройства все чаще становятся предметом первой необходимости.
Представление людей о предпочтительном ассортименте бытовой радиоэлектронной аппаратуры (БРЭА) менялись во времени. Если до Великой Отечественной войны пределом мечтаний многих граждан страны Советов было наличие радиоприемника или радиоточки в семье, то после войны важным делом стало приобретение телевизора, потом магнитофона или проигрывателя. В 90-х годах речь пошла о видеомагнитофонах, средствах спутникового телевидения, электронных играх, ПК и т.д.
Вообще-то первым предметом БРЭА, вошедшим в дом, был телефонный аппарат. Однако в нашем сознании он очень долго воспринимался как оконечное устройство телефонной сети, как средство связи. И лишь в конце 70-х годов, когда телефоны стали свободно продаваться в магазинах, этот стереотип начал разрушаться.
Профессия «Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов»
Радио стало входить в жизнь советских людей в начале 20-х годов прошлого века. В 1922 г. приемная радиотелефонная сеть СССР насчитывала всего 316 приемников. В 1924 г. СНК принял Постановление «О частных приемных радиостанциях», ставшее важным шагом в развитии вещательной приемной сети и сыгравшее исключительную роль в развертывании радиолюбительского движения в стране.
Постановлением разрешалось всем гражданам Советского Союза иметь собственную радиоприемную аппаратуру, изготовлять ее и использовать «для радиослушания». Трест заводов слабого тока вскоре освоил производство детекторных приемников П2 и ЛДВ7. Они позволяли принимать передачи на наушники в радиусе 50-100 км от радиостанции.
Для коллективного прослушивания радиопередач промышленность стала выпускать ламповые приемники типа «Радиолина», работавшие на громкоговоритель и осуществлявшие прием в радиусе нескольких сотен километров.
К 1941 г. в стране работало свыше миллиона индивидуальных радиоприемников и около 6 млн. проводных трансляционных точек. Число постоянных радиослушателей превышало 30 млн. человек. Через пятнадцать лет после победы в Великой Отечественной войне в стране ежегодно производилось 6 млн. радиоприемников и радиол 46 типов. Расширялась и сеть проводного вещания — его парк насчитывал 40 млн. радиоточек.
Пробные передачи механического телевидения по радио начались в Москве и Ленинграде в 1931 г. С 1938 г. велись регулярные передачи с применением электронных телевизионных систем. В 1938-1939 гг. отечественная промышленность выпустила небольшую партию телевизионных приемников типа ТК-1. Несколько позже были разработаны телевизоры 17ТН-2 и 17ТН-3. Однако до серийного их выпуска дело не дошло — началась война.
Сталкерские находки теле и радио аппаратуры
Первыми послевоенными телевизионными приемниками, разработанными и серийно выпущенными радиопромышленностью в 1948 г. были «Москвич Т-1» и «Ленинград Т-1». В 1949 г. начался выпуск первого массового телевизора КВН-49. Он в различных модификациях производился до 1960 г.
В 1966 г. промышленность выпустила 4,3 млн. телевизоров, а парк телевизоров в стране насчитывал 19 млн. штук.
Важный этап в производстве «бытовки» наступил в чуть позже, когда в конце 1974 г. из Минрадиопрома (МРП) были выделены предприятия по производству систем и средств связи, телевидения, радиовещания. аппаратуры магнитной записи и т. д. Они вошли в состав Министерства промышленности средств связи СССР (МПСС). Новое ведомство стало головным и по выпуску БРЭА в стране.
Для большинства предприятий отрасли, входившей в ВПК, БРЭА была второстепенной продукцией. Тем не менее выпуск бытовой аппаратуры четко планировался и постоянно возрастал. Разработкой перспективной БРЭА, в особенности унифицированных рядов аппаратуры, занимались головные НИИ и КБ по направлениям техники.
Например, разработки телевизоров в отрасли возглавлял МНИТИ, приемно-усилительной техники — Всесоюзный НИИ радиовещательного приема и акустики (ВНИИРПА) в Ленинграде, магнитофонов — НПО «Маяк» в Киеве, телефонных аппаратов — НИИ абонентской телефонной техники (НИИ АТТ) в Перми, технологическое оборудование для предприятий — ЦНИТИ и т. д.
И хотя ставка делалась на выпуск изделий на основе унифицированных конструкций (в наибольшей степени это относилось к телевизорам), тем не менее изделия получались совсем не одинакового качества. Спрос, скажем, на московские «Рубины» или воронежские «Рекорды» был заметно выше, чем на подобные же телевизоры, выпущенные другими предприятиями. Здесь сказывался и уровень технологий предприятия, и квалификации сотрудников заводского КБ и т. д.
Следует отметить. что «бытовку» выпускали не только заводы МПСС, но и предприятия ряда других ведомств. Например, марка «Радиотехника» принадлежала фирмам МРП, «Электроника» — МЭП и т. д.
О масштабах выпуска БРЭА в стране свидетельствуют следующие цифры: в 1990 г., накануне распада СССР, было произведено 11 млн. телевизоров, 12 млн. радиоприемников, магнитофонов — до 6 млн. штук. К тому моменту в распоряжении советских людей было 95 млн. телевизоров и 100 млн. радиоточек. С ассортиментом продукции тоже стало лучше. Например, в 1986 г. в стране выпускалось 90 моделей телевизоров, 250 моделей радиоприемной, усилительной и акустической аппаратуры, свыше 100 моделей магнитофонов.
Источник: www.radionic.ru
Классификация бытовой радиоэлектроаппаратуры (РЭА)
Бытовая радиоэлектронная аппаратура подразделяется по ряду признаков, которые являются общими для большинства видов ассортимента, а именно:
По виду комплектующих элементов и радиодеталей:
— на интегральных схемах.
По назначению: бытовая и специальная (автомобильная).
По количеству выполняемых функций:
— однофункциональная – радиоприёмник, телевизор и др.;
— многофункциональная – музыкальный центр, магнитола и др.
По полноте выполняемых функций:
— аппараты – имеют свои усилитель и акустическую систему, что на выходе создаёт громкий звук, т.е. они полностью выполняют свою функцию;
— приставки – не имеют своего усилителя и акустической системы, поэтому на выходе у них не звук, а электрический сигнал звуковой частоты, т.е. они не полностью выполняют свою функцию и их нужно подключать к аппаратуре или акустической системе (усилителю звуковых частот), или применять для индивидуального прослушивания через головные телефоны.
По источнику питания:
— от сети переменного тока;
— с автономным питанием – с помощью химических элементов питания;
— с комбинированным (универсальным);
По типам (в зависимости от условий эксплуатации):
По характеру звучания: монофоническая;
По способу обработки информации: аналоговая и цифровая.
По габаритам: высота х ширина х глубина (мм).
По массе (весу): в кг
По выполняемой функции: По видам:
— для воспроизведения (усиления и преобразования) электрических сигналов звуковой частоты: | микрофоны, усилители, акустические системы, головные телефоны, эквалайзеры; |
— для воспроизведения программ проводного вещания: | Абонентский громкоговоритель, трёхпрограммный преемник; |
— для радиоприёма: | радиоприёмник, тюнер, тюнер-усилитель, средства связи (пейджер, радиотелефон); |
— для приема передач телевизионных станций: | телевизоры и телевизионные приставки; |
— для магнитной записи и воспроизведения звука и изображения: | магнитофон, магнитофонная приставка, аудиоплейер, диктофон, видеоплейер, видеомагнитофон, видеокамера; |
— для воспроизведения и записи звука и изображе оптическим способом: | проигрыватели, (CD-плейеры); |
— комбинированная аппаратура: | радиола, магнитола, музы кальный центр, моноблок, домашний кинотеатр, ресивер. |
По маркам: «Садко», «Samsung», «Phillips» и др.
По моделям: (в пределах марки модель включает цифро-буквенные обозначения, порядковый номер разработки): «Садко 61ТЦ 6001», «Samsung CS – 29 A5MTQ» и др.
В зависимости от уровня потребительских свойств аппаратура отечественного производства, кроме телевизоров делится
— по группам сложности: (0 (высшая), 1, 2, 3), причём внутри видов по разному, а телевизоры – по поколениям (1-7)
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Телевизионная аппаратура
К этой группе относятся телевизоры и видеомониторы, а также комбинированная аппаратура – видеодвойки. Телевизор – телевизионный приемник, предназначенный для преобразования сигналов телевизионной программы в изображение и звук. По цветности изображения выделяют телевизоры цветного и черно-белого изображения.
Цветность изображения на экране телевизора зависит от типа применяемого кинескопа и наличия канала цветности (декодера). Кинескоп цветного телевизора излучает лучи красного, синего и зеленого цвета, а черно-белого – лучи белого цвета разной интенсивности. По размеру экрана телевизоры подразделяют на переносные и стационарные.
Размер экрана измеряют по диагонали в сантиметрах или дюймах (1 дюйм ≈ 2,5 см). Переносные телевизоры имеют размер экрана до 40 см, стационарные – не менее 44 см. По способу формирования телевизионного изображения выделяют кинескопные и бескинескопные телевизоры.
В кинескопных телевизорах в конструкции имеется электронно-лучевая трубка (ЭЛТ), а изображение на экране телевизора образуется в результате модуляции движущегося электронного луча видеосигналом, величина которого пропорциональна яркости передаваемого в данный момент объекта, находящегося перед телекамерой. В цветных аппаратах изображение формируется подобным образом, но с помощью трех электронных лучей, каждый из которых несет информацию не только о яркости, но и цвете.
Сложение трех цветовых составляющих (красной, зеленой, синей) в различных комбинациях интенсивности каждого луча позволяет получать на экране полную цветовую гамму изображения. Бескинескопные модели телевизоров имеют плоский вид и меньшие габаритные размеры. К ним относятся жидкокристаллические и плазменные модели.
Принцип действия жидкокристаллических телевизоров (LCD) основан на особых физических свойствах жидких кристаллов. Их вытянутые молекулы выстраиваются подобно молекулам кристаллов – всегда однородно и в одном определенном направлении. Но жидкие кристаллы не сохраняют эту ориентацию, а ведут себя как жидкость: их ориентацией можно управлять с помощью электрического поля.
Слои молекул жидких кристаллов можно располагать параллельно или под наклоном к плоскости поляризации света и, таким образом, изменять путь прохождения световых волн. Этот принцип можно упрощенно понимать как световой затвор, управляемый электрическим полем.
Жидкокристаллические мониторы имеют ряд преимуществ: небольшие габариты, незначительный уровень вредных электромагнитных излучений, нечувствительность к магнитным полям, идеальную геометрию изображения, почти идеальную четкость элементов изображения, они экономичны. Работа плазменных моделей телевизоров (PDP) основана на излучении света люминофорами экрана панели, которые активизируются ультрафиолетовыми лучами, возникающими в плазме при электрическом разряде между электродами.
Конструкция панели плазменного дисплея представляет собой две стеклянные пластины, расстояние между которыми составляет 0,1 мм. Между ними содержится специальный газ, в котором электрическими разрядами генерируются ультрафиолетовые лучи. Они активизируют ячейки фосфорного люминофора, высвечивая каждый из основных цветов.
В плазменном дисплее используется панель с асимметричной структурой ячеек, несимметричное размещение красных, синих и зеленых ячеек, управляющих воспроизведением цвета, что существенно улучшает баланс световой эмиссии трех основных цветов. Плазменные панели гораздо безопаснее кинескопных телевизоров: они не создают магнитных и электрических полей, так как в них отсутствуют устройства развертки и высоковольтный источник анодного напряжения кинескопа.
Плазменная панель не оказывает вредного влияния на человека и домашних животных и не притягивает пыль к поверхности экрана. Кроме того, что очень важно, они не имеют рентгеновского и какого-либо иного вредного излучения.
Плазменные панели исключительно универсальны и позволяют использовать их не только в качестве телевизоров, но и как дисплеи персональных компьютеров с большим размером экрана. Картинка плазменной панели по своему характеру очень напоминает изображение в настоящем кинотеатре.
В расчете на кинотеатральное применение большинство плазменных панелей выпускается с форматом изображения 16:9, ставшим стандартом для систем домашнего кинотеатра. Плазменные панели имеют исключительно компактные размеры и габариты. Толщина панели с размером экрана 1 м не превышает 9–12 см, а масса составляет всего 28–30 кг.
Светотехнические параметры плазменных РDР-панелей исключительно высоки: яркость изображения свыше 700 кд/м 2 при контрастности не менее 500:1. Нормальное изображение обеспечивается в чрезвычайно широком угле зрения по горизонтали в 160°. Плазменные панели практически не подвержены воздействию сильных магнитных и электрических полей.
Благодаря малой глубине и относительно небольшой массе их легко разместить в любом интерьере и даже повесить на стену в удобном для этого месте. По поколениям подразделяются только телевизоры (отечественные), а все остальные виды РЭА – по группам сложности.
Поколение телевизионного приемника определяется набором обязательных функций и технических характеристик для каждого поколения. Телевизоры импортного производства поколений не имеют.
Современный ассортимент белорусских телевизоров представлен 4–8 поколениями: черно-белые кинескопные телевизоры выпускаются 4–5-го поколений; цветные кинескопные телевизоры – обычно 6–7-го поколений; жидкокристаллические и плазменные – 8-го поколения. По количеству выполняемых функций выделяют телевизоры со стандартным набором функций и многофункциональные.
К стандартным функциям относятся регулировка звука и изображения, выбор программ, наличие пульта дистанционного управления (ПДУ), автовольтаж (автоматическое поддержание величины напряжения, подаваемого на кинескоп телевизора) и др. Современные модели телевизоров имеют большое количество дополнительных функций: картинка в картинке (РiР); телетекст; выбор формата изображения (4:3 или 16:9); защита от несанкционированного доступа («детский ключ»); режим «Подсказка» и др.
Марка телевизора представляет собой либо название торговой марки предприятия-изготовителя («Горизонт», «Витязь»), либо условное название («Селена», «Верас»). Модель – это буквенно-цифровое обозначение конструктивных особенностей, функциональных возможностей, дизайна, корпуса телевизора.
Например, для телевизоров марки «Витязь» характерно словесное обозначение модели корпуса (Europa, Planit, Alpha и др.). Телевизоры, выпускаемые в РБ, маркируют так: Марка ХХ-ВВВ-YYYА-i-СС ХХ – размер по диагонали (от 25 см); ВВВ – тип модели (CTV — цветной, ТБ – черно-белый, DVT – цветной цифровой); YYY – тип серии; А – дополнительные функции (D – dvd, Т – телетекст); СС – тип корпуса.
Новым направлением в развитии ассортимента телевизоров является производство проекционных телевизоров. Проекционный кинескоп представляет собой высокояркостную трубку с размером экрана по диагонали 16 см. Для проекции изображения используется линзовая оптика, проектор и экран объединены в единую конструкцию. Источником света служат лазеры первичных цветов.
Лазерные проекционные телевизоры ведущих зарубежных фирм имеют формат изображения 4:3, размер изображения по диагонали 160 см. Они обеспечивают увеличенный угол обзора, составляющий 160° по горизонтали и 72° по вертикали, создавая оптимальные условия просмотра практически под любым углом. В этих моделях значительно сокращено нежелательное отражение и рассеивание света, что обеспечивает высокую контрастность и четкость изображения.
19.11.2019 448.15 Кб 0 Тема 4-5.rtf
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net