Телевизоры, компьютер, ноутбуки, планшеты, смартфоны – этот продвинутый набор технического прогресса последних десятилетий прочно вошёл в жизнь современной семьи, а значит и в жизнь детей.
Неотъемлемая часть нашей жизни
Техническому прогрессу противостоять невозможно, да и глупо.
Каждая семья устанавливает свои отношения, свои границы, свою дистанцию с телевизором и гаджетами. У этой техники есть свои плюсы и минусы.
1. Просмотр ТВ — это одна из форм семейного досуга, которая объединяет семью. Совместный просмотр интересной, познавательной передачи или фильма с последующим обсуждением просмотренного, выражением чувств и эмоций помогает членам семьи лучше узнать, понимать друг друга. Дети учатся воспринимать информацию осмысленно, выражать свои мысли, отслеживает чувства и говорить о них. Ребёнок учится вести беседу или дискуссию, высказывает собственную точку зрения и аргументировать её.В рамках семейного круга возникает более тесная эмоциональная связь, общность интересов и ценность семьи как таковой.
Если дома телевизора нет — есть мобильное приложение ДомаТВНет!
2. Телевидение может быть источником дополнительного образования, получения разного рода знаний, опыта, расширения кругозора — в сетке вещания ТВ можно найти достаточное количество познавательных, прикладных программ. А также телевидение легко удовлетворяет культурные и духовные потребности всех членов семьи.
Плюсы гаджетов
1. Детвора любит пользоваться гаджетами, потому что это легко, увлекательно, занимательно, виден сразу результат его действий – малыш одним движением указательного пальца меняет картинку на экране и чувствует себя волшебником или властелином этой взрослой игрушки.
2. Ребёнок учится пользоваться техникой, быстро её осваивает и легко манипулирует ею, тем самым развивая свою компетенцию и уровень технических знаний.
3. Детей распирает от того, что они в чём-то превосходят взрослого и это придаёт им чувство значимости и важности. Они охотно демонстрируют свою компетентность, помогая близким и друзьям. Тем самым дети улучшают взаимоотношения с окружающими и поднимают свой авторитет и самооценку.
4. Ребёнок приобретает свободу действий, сам управляет, сам устанавливает правила и сам ответственен за то, что происходит в его виртуальном мире — он учится действовать самостоятельно, расширяя свои возможности.
5. С помощью гаджетов дети легко завязывают новые знакомства, заводят общие темы для общения в кругу сверстников, всегда на связи с друзьями, родителями.
6. Техника помогает детям интеллектуально развиваться и обучаться, находить нужную информацию, не тратя на это много времени — как говорят, google в помощь!
Обратная сторона медали
1. Долгое времяпрепровождение перед телевизором и чрезмерное увлечение предметами высоких технологий способствует развитию гиподинамии как у взрослых, так и у ребёнка. Для детей физическая активность необходимое и достаточное условие их гармоничного развития, а постоянное просиживание за просмотром телевизионных передач или в виртуальном мире не способствует этому.
Воткнул XIAOMI MI TV STICK в старый Телевизор
2. Всё чаще телевизор делает из человека бездумного потребителя продуктов ТВ, т. е. он воспринимает информацию, исходящую с голубого экрана не задумываясь, а это не способствует развитию когнитивных функций, появляется физическая и умственная леность.
3. Избыток жестоких картинок, видеосюжетов и игр могут отразиться на психике детей, даже если они растут в весьма благоприятных условиях и в благополучной семье, где он ограждён от дурных примеров. У ребёнка остаётся психологическое и эмоциональное напряжение от просмотра сцен насилия и он может проявлять агрессию в отношении окружающих. Если насилие и агрессия оказались безнаказанными или агрессор с помощью мощи добивался своей цели и получал желаемое, у ребёнка закрепляется на уровне бессознательного, что силовые методы – это единственно быстрый и эффективный способ решения проблем. Поправить эту установку у трёхлетнего дитяти будет очень трудно, так как дети подражательны по своей сути и повторяют всё увиденное и услышанное незамедлительно и без критической нагрузки. У маленьких чад, смотрящих передачи или фильмы со сценами насилия, часто проявляются проблемы со сном, расстройство аппетита, различные страхи, с которыми придётся работать у специалиста.
4. Результаты многочисленных экспериментов американских учёных показали, что «слишком частое обращение ко всевозможным гаджетам уже начинает оказывать влияние на работу нашего мозга, а если точнее, на процесс запоминания информации»- зачем запоминать ту или иную информацию, если при необходимости её можно вновь найти в интернете?
Посеешь поступок — пожнёшь привычку
Чаще всего взрослые используют телевизор и гаджеты для отвлечения внимания ребёнка от нежелательных действий или негативных эмоций. Например, малыш плачет, а ему тут же со словами «Ой, смотри что у меня есть!» достают свой смартфон из сумочки. Ребёнок тут же замолчал, увлёкшись новой игрушкой. Если стратегия «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» с ТВ или гаджетами повторяется многократно и без вариаций, то у ребёнка закрепляется стереотипы поведения «поплачу, поною и получу ЧТО хочу» или «эффект конфетки», когда в качестве утешения или средства от скуки ребёнок получает не конфетку, а гаджет.
Иногда предметы технического прогресса могут быть орудием манипуляции в руках взрослых. Например, ребёнок стал плохо кушать или вовсе не хочет есть — родители включают телевизор и он, глядя в экран, съедает весь завтрак (обед, ужин). В дальнейшем это становится привычкой и ребёнок уже не садится кушать без включённого телевизора. Если ему в этом отказывают, он может закатить истерику. Бывает, родители поддаются на детскую манипуляцию (лишь бы не кричал, не плакал и не скандалил) и тогда привычка кушать перед телевизором у ребёнка будет сформирована.
Порой мамы сажают своих детей -дошкольников у телевизора, чтобы можно было успеть приготовить семейный обед (ужин), часто родители включают телевизор своему дитяти, чтобы тот не приставал к ним и дал спокойно поспать.
С ребёнком надо заниматься, играть, уделять ему время, но по разным причинам взрослые то ли не хотят, то ли не могут, то ли не умеют это делать.
Ещё мамы настолько устают от домашней рутины, что им хочется просто отдохнуть от детей. При отсутствии няни, бабушки и занятом муже телевизор и гаджеты приходят на помощь домохозяйкам.
Встречаются родители, которые проводят всё свободное время у телевизора или с гаджетами — они по-другому не могут и не знают как ещё можно проводить свой досуг. Рядом с ними у экрана или с планшетами и смартфонами устраиваются их дети — угадайте с трёх раз как они будут проводить своё свободное время, когда вырастут?
Дети до подросткового возраста очень восприимчивы к новым технологиям и легко становятся зависимыми от них. Когда родители спохватываются, то обнаруживают, что их подростки уже находятся в плену экранов и мониторов и путь освобождения из этой зависимости будет долгим, сложным и затратным по эмоциям и финансам, а иногда трагичным, увы. .
Родители вполне могут и должны:
1. Быть прежде всего примером для своих детей с целью формирования у них правильной дистанции в отношении ТВ и гаджетов или объяснять им, что компьютер — ваш рабочий инструмент и вы вынуждены проводить много времени за ним. Ребёнок всё видит и замечает, а поскольку родители — значимые люди для него, он обязательно будет подражать им.
2. Обсуждать с ребёнком выбор просматриваемого им контента и отметить программы, которые он хочет посмотреть. Более того, можно иногда смотреть программы и сайты вместе с ребёнком — очень информативное, интересное и полезное занятие. После просмотра желательно выключать технику.
3. Предлагать ребёнку альтернативные занятия: прогулки на воздухе, изобразительную деятельность, культурно-развлекательные мероприятия, разнообразные игры, физическую активность, художественное чтение, творческие занятия и рукоделие.
4. Проследить сколько времени семья проводит у телевизора и с гаджетами и сбалансировать это время со временем активного отдыха и досуга.
5. Попробовать проводить всей семьёй выходные без гаджетов или один день без просмотра ТВ и потом ввести это в правило семьи. Оговорить и другие возможные правила: отсутствие телевизора в детской комнате, гаджеты оставлять на ночь выключенными и вне спальни, пользоваться гаджетами в присутствии родителей или ограниченное время.
6. Постараться донести до ребёнка разницу между виртуальным миром и реальным. Реальность намного интереснее и полезнее для растущего и развивающегося ребёнка. Например, герой игры, которого уже застрелили вдруг встал и пошёл, потому что ему спасли жизнь и у него в запасе ещё 5 жизней. А может ли такое быть в реале и сколько жизней у человека? Тем самым вы заставляете ребёнка думать и относиться критически к тому, что ему предлагает интернет и ТВ.
«Всё есть яд, всё есть лекарство и только доза определяет разницу между ними» — сказал когда-то средневековый врач и философ Парацельс.
А ещё раньше древнегреческий философ Демокрит изрёк следующее: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным»
Дети не могут правильно определить дозировку и не могут похвастаться чувством меры в случае с гаджетами и ТВ, поэтому регулировать дистанцию между своими чадами и предметами технического прогресса должны всё-таки взрослые.
Р.S. Дети гуру высоких технологий из Кремнивой долины и того же Стива Джобса -основателя Apple имели временные ( не более 2 часов в день для школьников и ещё значительно меньше для дошкольников— до 20 -30 мин.), возрастные ( до 14 — 16 лет ограниченное пользование) и пространственные ( дети пользовались и пользуются девайсами только в гостинной и в присутствии родителей,никак не в спальне и ни в коем случае за обеденным столом) ограничения в пользовании гаджетами.
Как вы думаете почему они ограничивали своих детей от придуманных ими же устройств высоких технологий?
Источник: www.b17.ru
Дары современности: ТВ и гаджеты. Польза или вред?
Однозначного ответа о вреде и пользе тех или иных устройств, разумеется, нет. Все мы понимаем, что в мире, который настолько сильно зависит от технологий связи, быстрого поиска и обмена информацией, навыки владения техникой просто необходимы ребенку. Поэтому совсем ограничивать знакомство малыша с миром гаджетов не очень дальновидно.
Однако все хорошо в меру, и то, что приносило пользу в развитии интеллекта и эмоциональной стороны вашего чада, может смениться достаточно серьезным вредным воздействием. Поэтому сегодня наша главная задача — разобраться, как научить ребенка использованию современных технологий только с пользой для развития его личности.
Яна Москвина Психолог-консультант клуба «Магис Дети»
ПЛЮСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ
1. Помощник в развитии.
Гаджет, безусловно, следует рассматривать, как помощника в развитии ребенка. Существует бесчисленное множество различных программ, игр и приложений, которые позволяют развивать те или иные качества малыша, легко вовлекая его в игровой процесс. Конечно, гаджет не заменит игрушки, которые позволяют постигать мир через ощущения, запахи и вкус. Но то, что с помощью гаджета ребенок развивает мелкую моторику пальцев, слуховое и зрительное восприятие, логику, память и внимательность бесспорно.
Многие приложения служат дополнительным ресурсом для обучения: например, некоторые программы учат детей грамоте, рисованию, математике. Ребенок школьного возраста тоже может извлечь большую пользу из гаджетов: такие приложения, как график дел, расписание занятий и тренировок приучат ребенка к самостоятельности, обучат умению планировать свои дела и нести за них ответственность.
2. Способ занять ребенка.
При определенных обстоятельствах (например, во время ожидания приема врача или путешествия в машине) гаджет окажет верную службу. Вы легко займете ребенка, и он не будет чувствовать беспокойства или дискомфорта от ожидания. Гаджет даже может стать инструментом, позволяющим занять ребенка физически: например, специальные приложения с обучающими видеоуроками или подвижными играми (например, танцы) обеспечат физическую нагрузку и игру одновременно.
3. Целый мир в кармане.
Всемирная сеть дает доступ практически к любой информации, а это значит, что ребенку не придется всегда носить с собой огромное количество тяжелых книг. (Это, ко всему прочему, приятно сэкономит бюджет). Умение искать и находить нужную информацию пригодится в жизни и разовьет логику, мобильность и адаптивность ребенка к разным ситуациям. А еще эта черта гаджетов покажет ребенку, что технологии — это не только развлечения, но и источник полезной и нужной информации.
4. Быстрое обучение в дальнейшем.
Ребенок, который с детства контактирует с гаджетами, пользуется компьютером и интернетом, гораздо легче осваивает более сложные технологии в дальнейшем. В школе он точно не растеряется на уроках информатики и с гораздо большим усердием займется изучением информационных технологий.
ГАДЖЕТЫ: МИНУСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1. Негативное влияние на здоровье.
Этот аспект вызывает наибольшие опасения у родителей. К счастью, современная техника оказывает все меньше и меньше вреда благодаря тому, что наука позволяет делать ее более эргономичной и совершенной. Но если злоупотреблять гаджетами, негативные последствия не заставят себя ждать. Самое распространенное — это ухудшение зрения, нарушение осанки и гиподинамия, ухудшение памяти и способности концентрировать внимание, если ребенок долго и в неправильной позе сидит у компьютера.
2. Неполноценное усвоение информации.
Гаджеты способствуют развитию малыша и успеваемости ученика, но не заменяют основные процессы познания и обучения. Виртуальные технологии — это лишь часть мира. Важнейшие вещи, которые необходимо пизучить ребенку, находятся вокруг него: предметы, имеющие свою форму, запах, цвет, материал, окружающая природа, животные, люди и т.д.
3. Снижение творческого потенциала.
Когда ребенок постигает мир, свое восприятие он отражает через творчество в самых затейливых формах: малыш использует разные материалы, цвета, формы, виды деятельности. Гаджеты же предлагают достаточно ограниченный спектр возможных форм для развития творчества. Обычно игры и приложения запрограммированы достаточно узко, тем самым не позволяя дать волю фантазии ребенка.
4. Уход в виртуальное пространство.
Не все дети предпочитают виртуальное общение реальному. Но все же многие из них, особенно дети, имеющие трудности в общении, зачастую попадают в зависимость от социальных сетей и общения в чатах. В таких случаях страдает не только общение со сверстниками, но и отношения в семье, школе, досуговых учреждениях.
ГАДЖЕТЫ: ИНСТРУКЦИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ
- Несмотря на все плюсы использования, гаджеты никогда не станут предметом первой необходимости. Многие важные для развития ребенка вещи легко осуществить и без использования гаджетов.
- Вся техника, которой пользуется ребенок, должна соответствовать его возрасту. Не покупайте гаджеты «на вырост» или для того, чтобы ребенок соответствовал последним модным трендам.
- Малышам раннего возраста лучше всего приобретать планшеты и другую технику, специально созданную для их возраста. С таким гаджетом вы будете уверены, что он точно полезен для ребенка, и вы сможете легко контролировать процесс его использования малышом.
- Главное правило — это соблюдение баланса во всем. Никакая виртуальная игра не заменит реальную деятельность: занятия творчеством, спорт, подвижные игры, чтение книг, прогулки.
- Следите, чтобы ребенок не находился за компьютером больше разрешенной специалистами нормы. В среднем это 30-50 минут в день. Если занятие требует больше времени, следите, чтобы ребенок делал перерывы по 10 минут и не пропускал гимнастику для глаз.
- Не давайте ребенку пользоваться гаджетами перед сном: такая активность перед засыпанием возбуждает нервную систему, ребенок может плохо спать, с трудом засыпать или видеть ночные кошмары.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
По данным исследования, проведенного Институтом современных медиа MOMRI (Modern Media Research Institute):
- К 10 годам почти у каждого ребенка в России есть свой гаджет.
- У 25% детей уже в 3–4 года имеется какой-либо гаджет.
- Самый распространенный «детский» гаджет — планшет.
- 71% детей в возрасте от 3 до 10 лет играют в игры и используют приложения на телефоне или планшете.
- При том что 76% родителей играют с ребенком в различные развивающие игры, только 15% пап и мам играют в развивающие игры вместе со своими детьми, используя телефон и планшет.
Источник: www.magis-sport.ru
Телевизор гаджет или нет
Гаджет – это понятие, которое тесно связано с областью электроники. Именно поэтому зачастую гаджетами ошибочно называют любые приспособления, которые можно найти в арсенале любого человека, включая смартфоны, планшеты и любые другие портативные устройства.
В последнее время понятие «гаджет» стало синонимом к слову «новинка» или «открытие», поэтому наверняка в рекламных роликах новой техники вы неоднократно слышите этот новомодный термин.
Что такое девайс: схожесть и отличия с гаджетом
На самом же деле, прежде чем разобраться, что такое гаджет, необходимо понять разницу между этим понятием и не менее распространенным термином «девайс». В широком смысле этих слов, они идентичны, но на самом же деле:
- Девайс – это полноценное устройство, которое может работать автономно и выполняет целый набор функций. Иными словами, девайсом можно назвать, как смартфоны или MP3-плееры, так и смарт-часы, ноутбуки и даже мультиварки.
- Гаджет – это, скорее, приспособление, которое используется как вспомогательное и не имеет возможности работать в автономном режиме. Компьютерные мыши, наушники и карты памяти – все это современные гаджеты, которые предусматривают всего одну (максимум – несколько функций).
Что такое телефон – гаджет или девайс?
Телефон – это автономное устройство, которое позволяет совершать звонки и передавать текстовые сообщения. В отличие от современных смартфонов обычный телефон не отличается мультифункциональностью, а особо старые модели не могли похвастаться даже автономностью.
Так что, как ни крути, даже старые телефоны будет более логично отнести к категории девайсов, так как они способны работать в качестве основного, полноценного прибора, а не дополнительного.
Помните, что в современно мире эти понятия настолько тесно переплетены, что, если вы назовете смартфон гаджетом, а пульт для телевизора девайсом, скорее всего, соотечественники вас и так поймут.
Источник: poslevkusie.com