Телевизор и его роль

Место и роль ТВ в современном социокультурном пространстве

В постиндустриальном медийном обществе нельзя недооценивать роль телевидения в создании и трансляции всем социальным группам ценностей, норм, комплексов, страхов, спокойствия — основных систем представлений — тех смыслов, которые наполняют всю нашу жизнь. Телевидение не только формирует восприятие обществом своего собственного будущего, определяет выбор средств для его строительства, но и через культуру выходит на человека, воздействуя тем самым на экономику, социальные отношения, политику, мораль. В современном мире телевидение — основной проводник, транслятор культурных образцов, идеалов, критериев познания происходящего, но и — опять же через культуру — важнейший сегодня институт управления страной, не менее значимый для ее сохранения и развития, чем экономика или национальная безопасность.

В России принято недооценивать функции ТВ как транслятора культуры. Оно уже давно не просто средство массовой информации, а мощная система программирования сознания миллионов людей, инструмент контроля за их поведением, мир психологических компенсаций, источник получения удовольствий, главный фактор формирования любых представлений о жизни. Недостаточно определять телевидение и в качестве средства массовой коммуникации — это вовсе не мобильный телефон, не интернет, оно приходит к каждому человеку в дом, на кухню, в спальню всегда как комплекс именно смыслов, столь необходимых для существования отдельного индивида и системы в целом.

Интересен подход И.А. Климова, по мнению которого, телевидение на сегодняшний день представляет собой сложное социальное явление, которое можно изучать в разных аспектах.

Во-первых, как социальный институт — производственную систему со специфическими функциями, деятельностью и организационной структурой, связанную с множеством иных организаций, структур, субъектов социального действия. Во-вторых, как дискурс — систему языковой коммуникации. В-третьих, как форму социального знания, как способ накопления обществом знаний о самом себе. И, в-четвертых, как элемент повседневной жизни значительной части людей, которые удовлетворяет с помощью него свои индивидуальные потребности.

Современные федеральные телеканалы предлагают молодому зрителю передачи, предназначенные специально для него. Их особенно много на музыкальных каналах MTV и МУЗ-ТВ, а также развлекательных СТС и ТНТ. Это программы о жизни «звезд» шоу-бизнеса, игры, реалити-шоу. Они рассчитаны на примитивные потребности зрителя, непритязательный вкус, что позволяет медиаменеджерам быстро, с небольшими затратами повысить рейтинг программ, их рекламную привлекательность и, соответственно, прибыль предприятия. Для того чтобы выявить специфику телевидения, следует сравнить его с другими видами СМИ и художественными средствами выражения, например кино и театром.

Подобно радио, телевидение обладает и одновременностью и способностью «проникнуть в личное пространство». Отличие телевидения от радиовещания — в средствах выражения. Единственное средство радио — звук; телевидение воздействует и звуком, и изображением.

Подобно кино телевидение воссоздает на экране зрительно-звуковые движущиеся образы. Иными словами, телевидение подобно кино обладает способностью, пользуясь монтажом, кадром, планом, ракурсом, а также сочетанием изображения, слова и музыки, трактовать действительность.

Отличие телевидения от кино — в условиях просмотра и характере аудитории. Особенность эта важнее всех остальных. Специфические условия просмотра, небольшой размер экрана, определяемый размером помещения, требуют установления между зрителем и человеком на экране контакта особого рода, близкого по характеру к межличностному контакту.

Подобно театру телевидение использует слово и игру актеров; в силу своей природы телевидение обладает качеством подлинности времени и пространства.

В отличие от театра у телевидения иная аудитория и условия просмотра. Зритель в театре «может играть роль», его можно в определенном смысле назвать участником спектакля. Известно, что от зрителя, от его реакции во многом зависит ход спектакля; публика заставляет актера подчиняться своему смеху, аплодисментам или свисткам; зритель в театре может даже сорвать спектакль.

В телевидении же сценическое действие ограждено от такого вторжения зрителя. Единственное, что в его власти — это выключить телевизор. Но в этот момент он уже перестает быть зрителем. Еще один фактор, разделяющий театр и телевидение, — способность телевизионной камеры «вырезать» часть пространства.

Отсюда происходит еще одно очень важное отличие-то, как мы видим происходящее действие. В театре вы видите все пространство сцены, и другой возможности нет. На экране можно увидеть часть пространства (ту, которая «вырезана» камерой). Внимание телезрителя на том или ином объекте сосредотачивает телевизионный режиссер, так как в поле зрения камеры находится не вся сцена, а лишь тот ее участок, который в данный момент заслуживает, по мнению режиссера, наибольшего внимания.

Таким образом, можно сказать, что телевидение — это неоднозначно понимаемое, многоаспектное социальное явление, отличающееся спецификой своей деятельности от других каналов коммуникации. Телевидение играет заметную роль в обществе и выполняет множество социальных функций.

Новый взгляд на воздействие телевидения как важнейшего инструмента трансляции культуры требует пересмотра самого взгляда на его функции и значение. Теперь это не только средство информации, отражения действительности, развлечения или просвещения миллионов людей всех возрастов, не только канал заполнения эфира игровыми и документальными фильмами, классическими и эстрадными концертами, мультипликацией и спектаклями, передачами об истории или жизни выдающихся людей. Необходимо осознать, что это главный институт распространения культуры, понимаемой как в широком, так и в узком смысле.

Еще по теме:  Лучшая комнатная антенна для телевизора форум

Фундаментальными ценностями русской культуры являлись православные, духовно-нравственные ценности: ценность правды, ценность добра, ценность подвига, которые ставятся выше ценностей разумности, расчетливости и эффективности. К ним можно добавить традиционные для исторической России идеалы: идеалы нравственности, христианской терпимости, уважения к личности, просвещенного патриотизма и жертвенного служения Отечеству.

Единение государственнических и глубоких духовно-нравственных начал давало возможность государству с глубокой древности и вплоть до рубежа нашего века преодолевать острые кризисы в развитии России, возникавшие, когда такое единение нарушалось. В результате формационного пути, который прошла Россия за последние двадцать лет, изменился тип не только материального, но и духовного производства: он приобрел черты, свойственные западноевропейской и американской культурам, основанным на католическо-протестантских ценностях. К ним относятся демократизм, плюрализм, динамизм и прагматизм, которым обусловлен основной тип личности, характеризующий человека западной культуры, стремящегося к материальному благополучию, комфорту, наслаждению разнообразными удовольствиями, получаемыми путем материального обмена. Столкновение двух культур с полярными ценностными традициями привело к грандиозной перестройке самосознания россиян и появлению новых социокультурных программ.

В условиях преобразования ценностной системы российского общества молодежи необходимо усвоить определенную систему знаний, норм и ценностей, освоить социальные роли, выбрать и получить профессию. В ходе модернизации российского общества изменились не только условия социализации молодежи, но также роли и характер влияния основных институтов, каналов, агентов социализации. В частности, произошло снижение значимости и влияния таких традиционных, «краеугольных» институтов трансляции культурных ценностей, как семья и система образования.

Молодежь, в силу своих возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей, нуждается в социокультурной идентификации, в усвоении систем ценностей, норм, определяющих основные формы поведения, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы, восприимчива к тенденциям, распространенным в окружающей их информационной среде.

Наряду с общественными реалиями и условиями жизни фантастически возросла социализирующая, воспитательная роль информационной среды, являющейся совокупностью информационных условий существования (это наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры).

«Возрастающее влияние СМК — процесс, характерный для современного мира в целом. Постоянное развитие технических средств и каналов массовой коммуникации, их вездесущий и всеобъемлющий характер сделали их основными трансляторами социальных и культурных ценностей, фактически заменившими такие традиционные институты социализации, как семья, школа, церковь, общественные организации. СМК воздействуют на массовое сознание, широко распространяя и популяризируя определенные социокультурные образцы, стили жизни и нормы поведения, моделируя идеальный образ реальности, к которой необходимо стремиться».

Источник: studbooks.net

Материалы к родительскому собранию на тему «Телевизор:его роль в жизни семьи и первоклассника»
презентация к уроку (1 класс) по теме

  • Две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно.
  • Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.
  • 50 % детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений.
  • 25 % детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд.

38 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.

Но, возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Вот результаты опроса в классе, проведенного по следующим

в о п р о с а м: (презентация)

  1. Сколько раз в день ты смотришь телевизор?(слайд 3)
  2. Ты смотришь телевизор один или со всей семьей? (слайд 4)
  3. Что ты чаще всего смотришь по телевизору? Мультфильмы, научно-познавательные передачи для детей, взрослые фильмы (слайд 5)
  4. Если бы ты оказался на необитаемом острове, чтобы ты попросил у волшебника, чтобы сделать свою жизнь интересней?(слайд6)
  5. Кто из мультипликационных героев тебе более симпатичен: Чебурашка или Черепашка Ниндзя?(слайд7)
  6. Назови свой любимый мультфильм (слайд 8)

2.Экскурсия по художественной выставке «Я смотрю телевизор»

Послушав статистику и услышав ответы детей, возникли вопросы: что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребёнка определёнными программами? (Идёт обсуждение проблемы и обмен мнениями)

А что даёт ребёнку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников нечто положительное? Вот наиболее часто встречающиеся ответы детей на вопрос «Что для меня телевизор?»

• Возможность расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний.

• Возможность нахождения ответа на вопросы, ответы на которые не может получить у взрослых из – за их занятости.

• Возможность понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

• Развитие познания, повышение культурного уровня.

• Знакомство с различными явлениями в разных областях знаний.

• Развитие воображения, фантазии, эмоциональной

3.Правила борьбы с телеманией. (советы родителям) (презентация)

Правило 1. Не больше одного мультика в день(слайд 9)

Еще по теме:  Почему телевизор частично вытесняет книгу да потому что телевизор заставляет вас

Не будем себя обманывать: во многих семьях телевизор работает помногу часов подряд, что сказывается на детском зрении самым пагубным образом. Между тем, в первые годы жизни у малышей происходит активное развитие зрительной системы, и телевизор оказывает значительное влияние на этот процесс.

Детский врач-офтальмолог и мама двоих детей Наталья Локшина:«В этот период чрезмерные нагрузки на глаза могут привести к серьёзным проблемам со зрением, а потому специалисты вообще не советуют устраивать телесеансы детям младше двух лет. Затем время пребывания ребёнка перед экраном можно постепенно увеличивать, начиная примерно с 20-30 минут в день.

Принято считать, что оптимальное время просмотра видео для старших дошкольников составляет порядка часа, и уж во всяком случае недопустимо позволять малышам смотреть более одного полнометражного мультика за день. Для младших школьников продолжительность киносеанса может быть увеличена вдвое, но в ходе просмотра обязательно нужно устраивать как минимум один 15-минутный перерыв».

Правило 2. Создайте правильные условия для просмотра(слайд 10)

Не стоит смотреть телевизор в полностью затемнённой комнате, поскольку слишком резкие перепады яркости быстро вызывают у детей зрительное утомление. Если есть возможность, смотрите мультики днём или вечером в хорошо освещённой комнате.

Важно посадить ребёнка прямо перед экраном, на расстоянии не менее 2,5-3 метров, на диван или стул с вертикальной спинкой, служащей опорой для позвоночника. Не приучайте ребёнка кушать перед телевизором и постарайтесь сами избегать перерывов на перекус.

Правило 3. Следите за качеством изображения(слайд 11)

В дозированных количествах просмотр мультфильмов безусловно способствует здоровому развитию ребёнка. При недостатке разнообразных визуальных ощущений у него может возникнуть амблиопия, то есть задержка в развитии зрительного анализатора. В этом смысле важно, чтобы изображение на экране было чётким, свободным от раздражающего мерцания и других дефектов. Нельзя допускать, чтобы знакомство с кинематографом для маленьких зрителей было омрачено блёклыми красками и расплывчатыми силуэтами – обычными спутниками контрафактных DVD-дисков и видеофайлов сомнительного происхождения. Очень важно, чтобы на телевизионном экране малыши видели своих любимых персонажей яркими, живыми, несущими радость и доброту.

Специалист лаборатории психологии творчества Института психологии РАН, кандидат психологических наук Алексей Алексеевич Медынцев: «Некачественное изображение отрицательно сказывается на состоянии зрительной системы. У детей с нарушениями зрения психологи отмечают заметные задержки в общем развитии.

У них формируются обеднённые зрительные образы, процессы обучения замедляются из-за ухудшенного внимания. Плохо видящие дети обладают большей эмоциональностью и тревожностью. Все эти факторы значительно затрудняют их приспособление к полноценной жизни и требуют обязательного вмешательства со стороны специализированных психологов и педагогов. Поэтому не стоит рисковать психическим развитием ребёнка и показывать ему фильмы плохого качества, способные испортить зрение».

Правило 4. Выбирайте добрые мультфильмы(слайд 12)

Мультфильмы положительно влияют на развитие воображения, фантазии и эмоциональной сферы ребёнка. Очень важно следить, какие мультики смотрит ваш малыш: персонажи должны быть разными (озорными, непоседливыми, спокойными), но не нести агрессию, вызывать не только положительные, но и отрицательные эмоции, учить дружбе, взаимопомощи и правильным поступкам.

Правило 5. Смотрите мультфильмы вместе(слайд 13)

Ничто так не объединяет, как совместное времяпрепровождение! Поскольку дети более активно реагируют на просмотр мультфильмов, чем взрослые, очень важно поддержать их воодушевление. Ребёнку обязательно нужно иметь возможность с кем-то поделиться своими переживаниями. Во время просмотра DVD и после поговорите с малышом о персонажах, вместе нарисуйте героев мультика или придумайте отдельную историю про героев и разыграйте её. Кроме того, просмотр мультфильмов вместе с ребёнком даёт возможность объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо».

Понаблюдайте, как ваш ребёнок реагирует на смену картинки, песни в мультфильмах, смешные и пугающие эпизоды, чтобы в следующий раз выбрать правильный фильм для семейного просмотра. Помните, что только настоящие диски доставят вам и вашим детям настоящее удовольствие от встречи с любимыми персонажами.

4.Домашнее задание родителям: определите для себя ответы на вопросы:

  1. Сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора?
  2. Задает ли вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?
  3. Какие передачи предпочитает?
  4. В какой передаче хотел бы сам принять участие?
  5. Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «опять уроки вечером делаешь?», «Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т. д.

Собрание заканчивается зачитываем высказываем детей на тему «Телевизор для меня- это…»

Конечно, решение проблемы «Ребенок и телевизор» ложится на плечи родителей, и именно им делать выбор разрешать или нет, сколько детям смотреть телевизор. Однако при этом необходимо учитывать, что, по мнению ученых, время, которое дети проводят у телевизора, растет с каждым годом, и вместе с эти показаниям растет количество случаев расстройства здоровья и психики у детей, неадекватных реакций и агрессии детей.

Поэтому логично заполнить мир вашего ребенка другими интересами, уделять ему достаточно внимания и любви, помогать ему развиваться, общаясь с живыми людьми, в с ненарисованными персонажами.

Источник: nsportal.ru

Телевидение и его роль в жизни России

Телевидение – это способ передачи звука и изображений движущихся и неподвижных объектов на расстояние средствами электросвязи.

Роль телевидения в жизни общества

В современном информационном пространстве главенствующая роль принадлежит телевидению. Телевидение, являясь одним из самых совершенных средств отражения социокультурной жизни общества, оказывается богатейшим источником информации. Одновременно оно отражает актуальные проблемы современности и оказывает значительное влияние на массовое сознание и общественное мнение.

Еще по теме:  Установка vpn на Андроид телевизор

А. Роднянский считает, что телевидение существенно влияет на миллионы людей в силу того, что они ежедневно включают телевизор, и поэтому телевидение требует к себе особо ответственного отношения.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Механизм влияния средств массовой информации на формирование культурных и ценностных приоритетов в современном обществе – это довольно сложный феномен. В современных условиях общество изменилось качественно, и потому нередко не воспринимает нравственную и гуманистическую составляющую информации. СМИ – управляемая сфера, и влиятельные силы, которые нередко заинтересованы в деструктурировании российского общества, используют их как средство воздействия на ценностные представления общества, в первую очередь, молодежи. В результате это приводит к популяризации в молодежном социуме негативных поведенческих действий, а также к скептическому отношению молодого поколения к нравственным и идейным ценностям.

Современная молодежная культура все сильнее отрывается от национальных традиций и культуры поколений. Проявляется это и в моделях поведения, в культурных пристрастиях, в языке, литературных увлечениях. Все чаще в СМИ встречаются низкосортные материалы, сцены насилий, жестокости, публикации, которые разжигают ненависть к другим народам. Значительная часть коммерческого вещания отведена рекламе, в которой порой фигурируют вещи, говорить публично о которых по законам этики не желательно.

«Телевидение и его роль в жизни России»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

В отечественных СМИ, в том числе и на телевидении, наблюдается американское информационное доминирование. Характерным средством манипулирования общественным сознанием является намеренное создание чуждой России языковой среды, а также навязывание западных стереотипов, стандартов, мышления, образа жизни. Удельный вес зарубежных информационных ресурсов значительно превосходит количество отечественных программ. Наблюдается превалирование рекламы зарубежных товаров либо их аналогов. В результате это способствует формированию у массовой аудитории, особенно молодежной и детской, западных запросов.

Тенденции современного отечественного телевизионного рынка

Коммуникационный характер телевидения влияет на восприятие не только информационных произведений на экране ТВ, но и художественных, которые оказываются специфическими формами связи телезрителя с действительным миром. Телевидение играет роль посредника в осуществлении объединения общества, поддержания социальных связей. И это положение отвечает характеру современной культуры.

На отечественном телевизионном рынке совмещаются несколько тенденций:

  • Переход общефедеральных каналов под государственный контроль;
  • Установление авторитарной модели управления информационно-политическим вещанием;
  • Рост конкуренции;
  • Естественная фрагментация аудитории;
  • Возникновение новых телепроектов;
  • Развитие новых технических способов распространения телевидения.

Замечание 1

Можно говорить о разделении каналов по содержанию на тематические и универсальные. При этом неуклонно растет доля аудитории специализированных каналов.

В современных условиях отечественного информационного пространства различными средствами массовой информации осуществляется формирование стереотипов поведения и мировоззрения, враждебных традиционному русскому и коренным российским народам. СМИ целенаправленно внушают обществу, что альтернативы западным культурным ценностям нет и стремятся оторвать молодое поколение от его исторических корней, воспитать молодежь чуждой всего патриотического и национального.

Многие современные телепередачи, которые ориентированы на молодежную аудиторию, придерживаются такой позиции, что ведущий программы должен быть смелым, а нередко и агрессивным в диалоге со слушателем. Например, в разыгрываемых в эфире телешоу прослеживается концептуальная линия рекреативных массмедийных проектов «подсматривание в замочную скважину». И на таком принципе строятся многие теле- и радиопередачи.

Во многом благодаря огромному влиянию СМИ все больше людей замечают ненормальность современной жизни, когда традиционные нормы этики и морали представляются немодными, скучными, глупыми.

Подвержены стереотипизации на телевидении новостные и развлекательные программы, рекламная продукция, кинофильмы и т.д.

Стереотипы в современных СМИ

Самая распространенная форма культурных стереотипов – гендерные стереотипы.

Гендерные стереотипы основаны на принятых в обществе представлениях о мужском и женском началах и их иерархии. Такие стереотипы определяют статусные характеристики женщин и мужчин.

Особенно четко стремление к гендерной маркировке аудитории проявляется на телевидении. Например, производители ориентируют продукцию не просто на женщин, а, например, на домохозяек. На них же ориентированы и кулинарные шоу, любовные сериалы, передачи о моде и красоте и т.д.

Значительное место в стереотипизации современных социокультурных практик занимают этнокультурные стереотипы.

Определение 2

Этнокультурные стереотипы – это форма культурных стереотипов, которые характеризуют этническую группу и предполагают наличие определенных качеств у ее представителей.

С этим видом стереотипов связаны национальные стереотипы. Наиболее ярко примеры таких стереотипов в СМИ проявились во время «чеченского кризиса», который показал, насколько большую роль играет создание стереотипов в СМИ.

В конце 20 века интерес СМИ к целенаправленному созданию этнокультурных стереотипов в сознании массовой аудитории резко усилился в связи с актуализацией этнического компонента в общественной жизни многих стран, в том числе и в России. Огромной популярностью на отечественном телевидении пользуются программы о культуре, традициях, менталитете и истории других народов (например, «Вокруг света», «Непутевые заметки», «Их нравы» и т.д.).

Источник: spravochnick.ru

Оцените статью
Добавить комментарий