Оглавление:
1. Красный угол в православном обычае
2. Где устроить красный угол в своей комнате?
3. Как размещать иконы в красном углу?
4. Можно ли размещать иконы вне красного угла?
Красный угол (передний угол) — это часть жилого помещения, где установлена икона, или домашний иконостас, а также сам этот иконостас.
1. Красный угол в православном обычае
В русском доме красный («красивый») угол всегда устраивался в самом видном и почётном месте, по диагонали от входной двери, в дальнем углу комнаты, — так, чтобы иконы были первым, что видел входящий. Войдя в комнату, христианин прежде всего крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяевами.
Красный угол всегда был самым важным и почитаемым местом в доме. Его соблюдали в особенной чистоте, иконы украшали драгоценными окладами, ризами, цветами, возжигали перед образами лампады (стоячие или подвесные) и свечи. Если в доме было праздничное застолье, то ближе к красному углу усаживали самого почётного гостя.
Обычно иконы размещались в киоте (иное название — божница) — специальном шкафчике — или на полочке. Иногда образа украшались вышитым рушником (или божником, иконником — длинным и узким полотенцем, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой), его клали так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики. Кроме икон, в красном углу хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо. Иногда туда клали Евангелие, Псалтирь, молитвослов и иные книги, необходимые при молитве.
В прошлые времена в царских дворцах, в богатых дворянских и купеческих домах целые комнаты отводились под молельни, или Крестовые, моленные комнаты. В молельне иконы располагали не только в красном углу, но и на пространстве всех стен, здесь стоял и аналой со священными книгами. В таких комнатах семья читала утреннее и вечернее правило, родители благословляли детей в важные моменты жизни.
Историк И. Е. Забелин пишет:
«Крестовая, или Моленная, где совершались утренние и вечерние молитвы, а иногда и церковные службы, часы, вечерни, всенощные, была, как домашняя церковь, вся убрана иконами и святынею, разными предметами поклонения и моления. Одна стена ее сплошь была занята иконостасом в несколько ярусов, в котором иконы ставились по подобию церковных иконостасов, начиная с деисиса, или икон Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя, составлявших, так сказать, основу домашних иконостасов.
Нижний пояс занят был иконами местными [местными они назывались оттого, что ставились на стене в особо устроенных местах вроде киотов], на поклоне, в числе которых, кроме Спасовой и Богородичной, ставились иконы особенно почему-либо чтимые, как-то: иконы тезоименитых ангелов, иконы благословенные от родителей и сродников, благословенные кресты, панагии и ковчежцы с св. мощами, списки икон прославленных чудотворениями, исцелениями; иконы святых, преимущественно чтимых, как особых помощников, молителей и заступников. Вообще иконостас Крестовой комнаты был хранилищем домашней святыни, которая служила изобразителем внутренней благочестивой истории каждого лица, составлявшего в своей Крестовой иконостас… Все более или менее важные события и случаи жизни сопровождались благословеньем или молением и призыванием Божьего милосердия и святых заступников и покровителей, коих иконописные лики благоговейно и вносились в хранилище домашнего моления. Местные иконы, кроме окладов золотых или серебряных с каменьями, украшались различными привесами, т. е. крестами, серьгами, перстнями, золотыми монетами и т. п. Икона Богородицы сверх того всегда почти украшалась убрусцом, род лентия, полагавшегося на венец икон, и ряснами жемчужными. Внизу икон особенно в праздники подвешивались застенки или пелены, шелковые, шитые золотом, низанные жемчугом, убранные дробницами, т. е. мелкими серебряными или золотыми иконами или какими другими изображениями.
…Кроме икон и крестов в Крестовой сохранялись и разные другие священные предметы, приносимые из местных монастырей или от паломников в Святую землю…»
2. Где устроить красный угол в своей комнате?
Красный угол – это место молитвы, общения с Богом и святыми, место, где расположены священные предметы, поэтому для него должно быть выделено отдельное пространство. Недопустимо ставить святые образа среди посуды или мирских книг, или, что ещё хуже, на телевизор, по которому порой показывают далеко не благочестивые сцены. Такое расположение святыни не только не благоговейно, оно близко к кощунству.
Выбирая место для икон, можно руководствоваться несколькими принципами. Подобно нашим предкам, можно поместить их напротив двери, в дальнем от входа углу, там, куда сразу падает взгляд входящего. Однако современные квартиры спланированы так, что к дальнему по диагонали углу может примыкать окно во всю стену, лоджия или балкон. В этом случае можно выбрать другой, более тёплый, уютный и почётный угол напротив двери, или разместить иконы на прямой части стены, как это делали наши предки в моленных комнатах.
При выборе места для красного угла можно руководствоваться и другим традиционным методом: ориентацией на восток. При этом не стоит педантично вычислять восточное направление с точностью до градуса, достаточным посмотреть, с какой стороны восходит солнце.
Об ориентации красного угла на восток иеромонах Иов (Гумеров) пишет:
«С древности христиане молились на восток. Об этом пишет святитель Василий Великий. Богословское объяснение этому дает преподобный Иоанн Дамаскин: «Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно.
Но так как мы состоим из видимого и невидимого, т.е. духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как, (например), поем и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом и двояким образом соединяемся с Господом, приобщаясь таинств и благодати Духа. Итак, так как Бог есть духовный свет (1 Иоан.
1, 5), и Христос в Писании называется Солнцем правды (Мал. 4, 2) и Востоком (Зах. 3, 8), то и должно посвятить для поклонения Ему восток». По этой причине принято устраивать красный угол и размещать иконы на восточной стороне дома. Если планировка комнаты или другие причины не позволяют в точности это исполнить, то надо выбрать ближайшую к востоку стену или угол.
Следуя этой благочестивой традиции, мы не должны ее абсолютизировать. Часть икон можно расположить и на других сторонах дома, чтобы вид святых образов поддерживал в нас постоянное молитвенное настроение».
По высоте красный угол следует устраивать на уровне глаз или несколько выше. Внизу под полкой красного угла часто ставят столик, на котором обычно тоже стоят иконы, лежат священные книги и другие святыни. В таком столе хорошо хранить и святую воду.
3. Как размещать иконы в красном углу?
Для домашнего иконостаса лучше всего использовать специальные полочки, одноярусные или многоярусные. Иногда образа ставят на обычную книжную полку, освобождённую от книг, но тогда перед иконами нельзя будет поставить свечу или стоячую лампаду, так как верхняя часть полки будет нагреваться огнём, почернеет и может загореться. В этом случае можно будет пользоваться лишь подвесной лампадой. Лампаду принято затепливать по крайней мере во время молитвы и вечерами накануне праздников. Иногда в православных домах перед особо чтимыми образами теплятся неугасимые лампады.
При размещении икон в красном углу тоже руководствуются определёнными правилами. В центре домашнего иконостаса обязательно должен быть образ Спасителя. Это могут быть иконы, называющиеся «Господь Вседержитель», «Спас Нерукотворный».
Выше этой иконы можно поместить только Распятие или образ Святой Троицы. Справа от образа Спасителя (по правую руку Спасителя) уместно поместить икону Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии, величайшей заступницы за людей перед Господом. Существует множество иконографических изображений Божией Матери, здесь выбор остается за христианином.
Если слева от иконы Иисуса Христа поместить образ святого Иоанна Предтечи, то получится классический Триптих. Изображение Христа с обращенными к Нему в молитве Богородицей и Иоанном Крестителем в древнерусских иконостасах называлось Деисис, что в переводе с греческого означает «моление».
Или на это место можно поместить икону другого великого святого, например святителя Николая Чудотворца.
Эти иконы — минимум, который является основой красного угла. Все другие иконы можно разместить по обе стороны от них, или ниже. Здесь должны быть образа небесных покровителей семьи — святых, чьи имена носят члены семьи.
Кроме того, в красном углу часто помещают иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и других великих заступников христиан. При этом важно помнить, что это обязательно должны быть иконы тех святых, к которым христианин обращается с молитвой, благодарно почитая их образа как некое духовное окно общения с их святыней, молитвенно чтя дни их церковной памяти. Не надо также забывать, что сами по себе иконы еще не соединяют нас с Богом. Чтобы получить благодатную помощь, надо сначала ее попросить в молитве.
4. Можно ли размещать иконы вне красного угла?
Святые иконы должны быть в каждой комнате жилища христианина. Они освещают собой весь дом, напоминают нам о присутствии Божием, поддерживают в нас постоянное молитвенное настроение.
Икона должна быть и на кухне, чтобы можно было помолиться Богу перед едой и после вкушения пищи. Для этого лучше всего подойдет икона Спасителя.
Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате. В детской и в спальне икону помещают так, чтобы ее было видно с кровати. Если ребенку приснится страшный сон, проснувшись, он увидит Того, у Кого можно и нужно просить защиты и утешения. В русской традиции матери ставили в спальне детей икону Богородицы, мягко освещённую лампадой.
Так, Михаил Макаров вспоминает:
«В нашей детской комнатке на ночь ставили на стол образок явления Божией Матери Сергию и горящую лампадку. Это делалось для того, чтобы я не боялся, если проснусь ночью. И, действительно, когда проснешься ночью и увидишь спокойно горящую лампадку, благодатно освещающую лики Божией Матери, двух апостолов, стоящего на коленях Сергия и закрывшегося от неизреченного света преподобного Михея, — не только нет никакого страха, столь свойственного детям ночью, но душа наполняется тихой радостью, и под отрывочные мысли: «Пришла. Сама Владычица. к Сергию. » — сладко вновь засыпаешь».
Кроме того, ложась ночью спать и просыпаясь утром, и детям и каждому христианину важно обратиться за благословением ко Творцу.
В прихожей также принято помещать икону Спасителя, чтобы, выходя из дома, помолиться Ему и попросить Его помощи и благословения. Кроме того, существует благочестивый обычай в христианских домах, по подобию церкви, помещать небольшие образа над дверями, так что, ходя по дому по обычным делам, христианин видит над собой благословляющее напоминание о горнем, что поддерживает в нём Божию память и молитвенный, покаянный и благодарный, настрой.
Источник: proza.ru
Где в квартире должен находиться » красный угол» с иконами?
Традиционно это Восточный угол. Теперь обычно туда зачем-то громоздят телевизоры. Но у меня например, в деревне пока родители жили угла не случилось. В восточной части дома у нас был немаленький простенок с двумя окнами. Вот над этими окнами и устроилась не сильно большая полочка для икон.
Теперь — в своем доме у меня под иконы совершенно спокойно встал старый бабушкин обновленный комод, который сам собою определился в одном из углов. Может быть даже, что это не совсем уж точно географический Восток.
Хочется ответить на вопрос небольшой цитатой и фотографией — уточнить то о чем ранее мне уже доводилось говорить. Мало кто теперь догадывается,
То есть, понимаете ли, предполагалось, что дитя будет думать о своем поведении, переосмысливать его и будет молиться. Однако же, это лишь дополнение.
Дело все в том, что у меня уже давно имеется ответ на похожую тематику, оговоренную автором вопроса. Если угодно, ответ этот находится здесь.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Домашний иконостас и красный угол: продолжение традиции
Еще одно-два столетия назад главным украшением многих домов являлись иконы. Богоборчество и новые традиции века ХХ-го призывали в «красный угол» ставить телевизор или другие вещи, но не иконы. Сегодня у многих появилось желание заполнить «красный угол» иконами, словно встарь…
«Молиться без икон трудно. Икона собирает к себе
внимание молитвы, как увеличительное стекло собирает
в себе рассеянные лучи в одно обжигающее пятно».
С.И. Фудель. «У стен церкви»
Как это было раньше
Иконостас – символ православного храма. Он стал развитием алтарных преград, которые были в древних храмах и отделяли пространство алтаря от остального храмового объема. Первые алтарные преграды образов не имели, максимум – крест сверху. Изначальной идеей была открытость, а не закрытость, как сейчас, преграда (иногда высотой ниже пояса) подчеркивала, что место за ней – важное.
Большие иконы располагались сбоку на столбах и тоже ничего не закрывали. Но в результате своего развития алтарь иконостасом «закрылся».
Несколько веков спустя главное украшение большинства домов верующих, крестьянских изб в частности, составляли иконы. В «красном углу» избы размещалась божница, на которую ставились образа. Она представляла собой украшенную резьбой и росписью полочку или открытый шкафчик и часто была двухъярусной – для новых и старых икон, которые ставили выше.
На божницу нередко вешали божник – длинную украшенную вышивкой или кружевом занавеску, закрывающую иконы сверху и с боков, но так, чтобы лики были видны. Старообрядцы закрывали и лики икон от посторонних глаз, завешивая их благовесткой, которую отдергивали только во время молитвы. Благовестка представляла собой сшитые вместе два полотнища белого холста, украшенные по нижнему краю орнаментом и воланами или кружевом.
В божнице также хранили сосуды со святой водой, освященные вербы, иногда Евангелие, поминальники, важные документы, счета, расписки. «Красный угол» также украшался голубком – фигуркой птицы размером 10–25 см, символизирующей Святой Дух. Кроме того, в угол под святыми образами прикреплялся накутник, сшитый из двух прямоугольных кусков белого тонкого холста или ситца. В советское время во многих домах описанные традиции частично или полностью перестали поддерживаться и сейчас божницы или домашние иконостасы выглядят упрощенно либо, наоборот, гораздо богаче – подобно иконостасу в храмах.
«Современный» домашний иконостас
«Разумеется, там, где нет материальной возможности иметь
полный иконостас, можно ограничиться одним лишь деисисом,
в самом крайнем случае — только иконой Христовой. Однако
произвольный отказ от полноты иконостаса есть отказ и от
всего того, чему Церковь учит нас через него».
Л.А. Успенский. «Богословие иконы православной церкви»
Желание устроить домашний иконостас является как потребностью верующего человека. В наших домах, молитвенных комнатах, домовых церквях, где отсутствует алтарь, нет потребности в высоком иконостасе как алтарной преграде. Более того, как известно, слово «иконостас», от греч. «иконостасис» означает подставку под иконы. Поэтому в качестве домашнего иконостаса такой подставкой под иконы могут выступать различные полки, прямые или угловые, которые являются прямыми наследницами божниц в «красном углу». Но это полки, разумеется, не книжные, т.к. книжные – по назначению для книг, а иконостас – по назначению для икон и желательно иметь все-таки полку «специального назначения».
Большой ассортимент полок из дерева и фанеры без крестов и с крестами и элементами декора из дерева и басмы изготавливает Художественно-производственное предприятие «Софрино» ( www . sofrino . ru ). Среди разнообразной продукции Свято-Троицкого братства г. Щигры ( www . shigri . ru ) есть прямые полки для домашнего иконостаса, простые или украшенные тканью, а есть угловые, в том числе многоярусные, с резьбой и басмой.
Мебельные компании выпускают так называемые «иконницы» – полки для икон, как правило, прямые, часто имеющие заднюю стенку в форме силуэта церковных куполов. Различные мастерские выполняют на заказ резные, как правило, достаточно дорогие, домашние иконостасы, которые могут себе позволить иметь немногие.
Есть мастерские, которые изготавливают недорогие домашние иконостасы с иконами или пустые, для уже имеющихся дома икон – например, Реутова артель «Образ» ( www .иконостасы.рф). Как правило, потребность в «пустых» иконостасах (и соответственно, пустых полках) есть у многих верующих – для подаренных им или приобретенных, например, в паломничествах, икон разного размера.
В изготовленных на заказ иконостасах, обычно, как и положено, есть деисис – моление Богородицы и святых Христу, к которому присоединяются стоящие перед иконостасом, т.е. мы. Деисис – главный чин (или ряд), под ним местный чин, под или над которым иконы праздников – краткая история Евангелия. Ряды с образами пророков и праотцев в домашних иконостасах, как правило, отсутствуют. «Иконостас – образ Церкви в ее полноте», говорил святитель Филарет Московский (Дроздов), поэтому, сколько бы рядов ни было у иконостаса, пусть даже лишь один с одной иконой Иисуса Христа, «самым нижним рядом» будем мы, и в этом проявляется полнота Церкви.
Размещая иконы на полках и стенах самостоятельно достаточно учитывать простые рекомендации. Их можно найти в интернете или, например, в распространенной книге «Как устроить домашний иконостас», где С.В. Алексеев пишет: «Как разместить иконы, в какой последовательности? Есть ли на этот счет строгие уставные требования? В церкви – да.
Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами. Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желание все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы. Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе)».
«Семья является домашней церковью».
Святейший Патриарх Кирилл
Конечно, нам не стоит ограничиваться обустройством «красного угла» или домашнего иконостаса в одной комнате. Как справедливо отмечает С.В. Алексеев в своей книге «Как устроить домашний иконостас»: «Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш. »
Впрочем, понятно, что иконостас или иконы даже во всех комнатах лишь помогают во внешнем создании домашней церкви, что в свою очередь должно способствовать созиданию храма внутри нас. Семья – вот домашняя церковь, как сказал в одной из проповедей патриарх Кирилл, имея в виду уже более глубокий уровень, чем внешний – необходимость для нас переходить от внешнего присутствия Христа – иногда лишь на иконах – к тому, о чем говорил сам Спаситель: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20).
Денис Кудряшов, Руководитель Реутовой артели «Образ»
Источник: ortox.ru