Телевизор как средство связи

Телевидение способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других средств массовой коммуникации. Эта способность телевидения объясняется особенностями его физической природы, определяющими специфику телевидения как средства создания и передачи сообщения.

Первое – способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Мы называем эту способность вездесущностью телевидения.

Второе – способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Мы называем это свойство экранностьютелевидения. Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно-чувственно, а потому доступны самой широкой аудитории.

Таковы признаки телевидения как средства и канала передачи сообщения. Значение их велико. От них зависят многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевидения.

Телевидение. Длинная история на коротких волнах.

Знакомый человек в кадре служит для зрителя, прежде всего ориентиром в пестром мире телевизионных передач, благодаря тому, что всякий раз его появление сопровождается интересной для данного зрителя информацией. Более высок уровень персонификации тогда, когда журналист выступает как участник экранного действия (острое интервью, репортаж-расследование и т. п.) и становится объектом сочувственной идентификации.

Иначе говоря, зритель начинает сопереживать ему, как бы представляя себя на месте «положительного героя» документального драматического действия. Здесь очевидно сходство журналиста с героем театрального зрелища или произведения художественной литературы. И, наконец, третий, высший уровень персонификации – когда журналиста ждут на экране ради него самого, ждут как лидера мнения, истолкователя сложных проблем, как личность значительную в нравственном, духовном плане. «Это очень и очень нелегкая работа, – заметил один критик. – Она, несомненно, более сложна, ответственна и трудоемка, чем, скажем, работа самого серьезного, большого актера театра или кино. Этой работе человек должен отдавать себя всего, все силы своего мозга, нервов и сердца, всю энергию. Появление нового ведущего или исчезновение старого комментатора должно быть, и со временем будет, конечно, большим, поистине волнующим событием для миллионов телезрителей».

Телеигры и ток-шоу, где участники получают настоящую возможность публичного самовыражения, олицетворяют в представлениях публики характерные черты (как положительные, так и отрицательные) наших современников, позволяют аудитории увидеть себя – типизированной – на экране.

Персонификация телевизионного сообщения утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов. Грамотное применение принципа персонификации возможно даже в небольшом информационном видеосюжете, а в так называемом «специальном репортаже» современных теленовостей наличие главного персонажа – участника событий – считается необходимым. Прохожий на улице и свидетель необычного факта, человек, переживший сложную операцию или пострадавший от урагана, космонавт и студент, ученый и художник, государственный чиновник и коммерсант на перепутье новых социальных связей – таковы носители персонифицированной информации. Все они несут с экрана помимо «прикладной» информации по теме данного сюжета еще и нечто большее: свидетельствуют о настроении народа, о его духовном облике.

Зачем нам телефон, телевизор и интернет?

Вытекающая из вездесущности телевидения непрерывность связи программы с аудиторией определяет функциональные различия между кино и телевидением, что в свою очередь отражается на структуре сообщений, затрагивает сферу использования средств выражения. Поэтому и не может быть речи о полном тождестве телевидения и кино.

Обратимся теперь к рассмотрению особенностей природы телевидения, связанных с тем его специфическим свойством, которое мы определили как непосредственность. Отметим, что непосредственность телевидения (как и радиовещания) определяет принципиальную возможность предельно оперативного получения и распространения информации; это, разумеется, исключительно важно для телевидения как рода журналистики.

Не менее важно, что симультанность прямой телепередачи выступает как фактор, создающий «эффект присутствия», т. е. придающий телевизионному сообщению особую достоверность, документальность – качество, также чрезвычайно существенное для успешного решения информационных и социально-педагогических задач. Чтобы выяснить связь, зависимость документальности телевидения (его природного свойства) с феноменом непосредственности, необходимо обратить внимание на вопросы, кажущиеся простыми, очевидными, но от верного их толкования зависит очень многое.

В отличие от графики или живописи изображение на фотографии, в кино, в телевидении возникает в результате определенных технологических процессов, разработанных инженерно, причем процессы эти протекают как бы «самостоятельно», объективно, при этом изображение на фотоснимке и на экране физиологически точно, т. е. оптически подобно объекту съемки. По этой причине фотоснимок (начнем с него) привычно воспринимается как документ, чем он в принципе и является. Известно, однако, что существуют способы «раздокументирования» фотографии (ретушь, фотомонтаж и др.); это возможно в силу разрыва во времени между моментом создания фотоизображения и моментом его восприятия (а также по причине неподвижности фотоизображения).

Первое из этих обстоятельств присуще и кино. Какое значение для документальности киносообщения имеет наличие временного фактора, что, собственно, и отличает кино от фотографии? Именно движение киноизображения как результат пропускания через кинопроектор ленты, составленной из фотографий отдельных фаз движения («кадриков») со скоростью 24 в сек., т. е. пространственно-временная сущность бытия кино документирует киносообщение с гораздо большей очевидностью, чем документирована фотография, изображение неподвижное. В киносообщении публицистического рода, где отражается фактическое, наличное, эмпирическое бытие, достоверность киноизображения имеет принципиальное значение.

Еще по теме:  Не подключается телефон к телевизору через блютуз почему

Не будем отворачиваться от истины и скажем, что и в публицистическом киносообщении (если принимать в расчет не отдельные кадры, а всю их совокупность) возможна и неправда, и неполная правда (что есть обман), и прямая ложь. Расхожий афоризм, гласящий, что «кино – это правда 24 раза в секунду», – не более чем красивая фраза. Отбор и монтаж кадров, ракурс, комментарий – все это дает возможность искажения, даже извращения действительности (не говоря уже о возможности инсценирования реальности). Но эта проблема относится скорее к сфере этики, мы же выясняем объективные причины документальности киноизображения (при соблюдении этических норм его создания, разумеется).

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Особая, уникальная документальность телевизионного изображения объясняется, во-первых, тем, что оно формируется (подобно фото- и киноизображению) в результате процессов, протекающих объективно, вне вмешательства человека, а во-вторых (и это особенно существенно), тем, что в отличие от фотографии и кино техника телевидения обеспечивает симультанность формирования изображения и его восприятия зрителем. Именно в этом причина феномена особой достоверности, документальности телеизображения, в этом смысле не имеющего себе равных ни в одном из видов изобразительного искусства и массовой коммуникации.

Говоря о специфических особенностях телевидения, мы вели речь только о прямой («живой») телепередаче. Однако современная практика тележурналистики далеко ушла от положения, существовавшего в 50–60-е годы, когда прямая передача была основой программы: ныне значительно более половины объема вещания во всем мире составляют предварительно зафиксированные передачи. Первоначальной формой предварительно зафиксированных телевизионных сообщений стал телефильм, т. е. фильм, снятый с помощью кинокамеры, но предназначенный для показа не в кинотеатре, а на телеэкране. С появлением видеомагнитной записи (ВМЗ) стало окончательно ясно, что когда общественная ценность сообщения о событии достаточна велика, то факт записи не меняет отношения к телеэкрану (хотя зрителю заведомо известно, что он видит событие не в момент его свершения, а позже).

Определить роль и значение феномена непосредственности применительно к современной телевизионной программе и значит, в сущности, ответить на вопрос об эстетической самостоятельности телевидения. Разберемся в этой проблеме.

Известно, что из всех возможностей отражения действительности, которыми располагает телевидение, кинематограф лишен только одной – возможности показать на экране событие в момент его свершения. И даже если согласиться с тем, что непосредственность (как составная часть феномена достоверности) обладает не только психологическим, но и определенным эстетическим потенциалом, т. е. выступает в качестве выразительного средства, то все же отсутствие в языке кино одного элемента, наличествующего в языке телевидения, не делает их эстетически независимыми.

Можно провести параллель между непосредственностью телевидения и «немотой» кино на соответствующих этапах их развития. В свое время в безмолвии кино усматривалось самое важное специфическое его свойство. Обретя звучащее слово, кинематограф не утратил свою специфику, свою эстетическую самостоятельность; кино не стало ни театром, ни другим, новым видом искусства.

С приходом звука киноискусство лишь обрело еще одно выразительное средство – тишину. Неверно было бы сводить специфику телевидения, все его достоинства к непосредственности, которая стала ныне лишь одной из его возможностей. Подобно тишине в звуковом кино, она дала телевидению еще одно измерение.

Непосредственность, которой обладает телевидение и не обладает кино, вовсе не отделяет их друг от друга, как отделены различиями в средствах выражения театр и кино, различиями системного порядка (поэтому театр и кино есть разные роды искусства). Хотя телевидение далеко не всегда использует феномен непосредственности, сущность его природы от этого не меняется, ибо не меняется его язык, система средств выражения. Не отрицая значения «живой» передачи в программе, подчеркнем, что телевидение не перестает быть самим собой, используя предварительно зафиксированное изображение.

Непосредственность создает у телезрителя психологическую установку на «эффект присутствия», на особое доверие к телевизионной программе в целом. В силу такой установки даже предварительно зафиксированная передача часто воспринимается многими зрителями как сообщение, безусловно, достоверное.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат Телевидение: отличительные черты и принципы деятельности. От 250 руб
  • Контрольная работа Телевидение: отличительные черты и принципы деятельности. От 250 руб
  • Курсовая работа Телевидение: отличительные черты и принципы деятельности. От 700 руб

Источник: students-library.com

Как устроен телевизионный сигнал

Телевидением называется область современной радиоэлектроники, которая занимается передачей и приемом движущихся и неподвижных изображений предметов, расположенных в пространстве электрическими средствами связи в реальном и измененном масштабе времени.

Цифровое телевидение

Термин «телевидение» возник в 1890 г. Его впервые употребил русский инженер-электрик К. Д. Пёрский в докладе «Электрическое телевидение» на Международном конгрессе в Париже.

Задачей телевидения на современном этапе развития техники является получение на приемном телевизионном устройстве изображения, соответствующего объекту передачи. Эта задача решается сложным комплексом аппаратуры преобразования, передачи, кодирования, декодирования, отображения и другими операциями по обработке визуальной информации.

Телевидение базируется на достижениях многих смежных областей знаний, таких как радиотехника, электронная техника, светотехника и других. Вместе с тем телевидение решает частные задачи, опираясь на математику, физику, химию, теорию информации и другие науки. Поэтому телевидение тесно связано с общим развитием науки и техники.

Еще по теме:  Как починить телевизор в нэнси дрю

Телевидение, прежде всего как средство связи, также прошло длительный путь развития, начиная от первых нереализованных проектов через этап механического телевидения до современного электронного.

В основе телевидения лежат три физических процесса: преобразование световой энергии в электрические сигналы; передача их по каналу связи и прием электрических сигналов, преобразование электрических сигналов в оптическое изображение.

Известно, что человеческий глаз воспринимает как единое целое красную (Red), зеленую (Green) и синюю (Blue) части видимого спектра. Таким образом, цветовое восприятие человека трехкомпонентное.

Конечно, мы воспринимаем больше цветовых оттенков — считается, что 16 миллионов — но для нас, в силу особенностей цветового восприятия, все они сводятся к комбинациям этих трех главных цветов (в теории цвета их называют опорными).

Исходя из этого, все телевизионные камеры и другие технические датчики цветных изображений формируют три сигнала — R, G, В, а в телевизионных и компьютерных мониторах экран одновременно сканирует три электронных луча, вызывая световые вспышки красного, зеленого и синего цветов.

Глаз же при этом воспринимает только результирующее изображение во всем богатстве цветов реального мира. В то же время для телепереноса цветного изображения через эфир технически эффективнее кодировать цвет иным образом.

В результате полный телевизионный кадр представляет собой совокупность последовательно высвечиваемых линий, передающих пространственное распределение изображения. Установлено, что для восприятия человеческим глазом этой совокупности как целого она должна обновляться не реже 50 раз каждую секунду.

В телевидении был реализован чересстрочный режим развертки, при котором за каждый проход луч пробегает только половину линий — сначала четные, затем — нечетные. Таким образом, каждый телевизионный кадр оказывается разделенным на два полукадра — их называют полями.

В результате, когда мы говорим о вертикальной частоте в 50 Гц, кадровая оказывается в два раза меньше — 25 Гц. В настоящее время в эксплуатации находятся три совместимых системы цветного телевидения — NTSC, PAL, SECAM. Основные различия между ними заключаются в конкретных методах кодирования телевизионного сигнала.

Существуют различные системы цветового телевидения: NTSC, PAL, SECAM

Источник: studopedia.su

Телевидение как средство массовых коммуникаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попова Татьяна Владимировна

В статье автором рассматриваются основы функционирования телевидения , вопросов его взаимодействия с широкой аудиторией, являющиеся особо важными и потому, что за последние годы в телевизионные редакции пришли новые кадры, свободные от старой системы взглядов на пропаганду, но не приобретшие современных знаний о вещании. Сегодня назрела необходимость научного осмысления функционирования телевидения как одного из наиболее существенных факторов стабильности межнациональных и федеративных отношений реформирующейся России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Попова Татьяна Владимировна

Телевидение в коммуникационной системе современного российского общества: социологический анализ
Коммуникационная система общества начала xxi века: телевидение

Предпочтения телесмотрения российских телезрителей как индикатор их социально-психологического состояния

Рекламные и телевизионные мифы как форма манипуляции сознанием
Телевидение как один из наиболее существенных атрибутов современного глобализирующегося общества
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Телевидение как средство массовых коммуникаций»

Попова Татьяна Владимировна

Tat’yana V. Popova

Телевидение как средство Television as means of

МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ MASS COMMUNICATIONS

Аннотация. В статье автором рассматриваются основы функционирования телевидения, вопросов его взаимодействия с широкой аудиторией, являющиеся особо важными и потому, что за последние годы в телевизионные редакции пришли новые кадры, свободные от старой системы взглядов на пропаганду, но не приобретшие современных знаний о вещании. Сегодня назрела необходимость научного осмысления функционирования телевидения как одного из наиболее существенных факторов стабильности межнациональных и федеративных отношений реформирующейся России.

Ключевые слова: массовые коммуникации, информационное поле, телевидение.

Annotation. In this article the author discusses the basics of the TV operation, questions of its interaction with a wide audience, which is particularly important because in recent years in the TV edition came new footage, available from the old system of views on propaganda, but have not yet acquired modern knowledge on broadcasting.

Today, there is a need for scientific understanding of the functioning of television as one of the most significant factors of stability of interethnic and Federal relations of the reforming Russia.

Keywords: postmodern, culture, youth, foreshortening, outlook.

Телевидение — самый распространенный канал массово-информационного воздействия, имеющий значительное влияние на аудиторию. Телевидение является последним по времени возникновения средством массовой коммуникации. Оно охватывает самые разнообразные и широкие слои населения, многие из которых остаются вне влияния других средств массовых коммуникаций. Телевидение как массово-коммуникативный канал имеет ряд специфических особенностей.

Во-первых, возможность широкого единовременного охвата аудитории, возможность в зоне действия передатчика проникать в любую точку пространства. Такое свойство специалисты в области телевидения иногда называют вездесущностью.

Во-вторых, возможность применения аудиовизуальных выразительных средств, то есть наличие движущегося изображения, сопровождаемого звуком, способствует тому, что телевизионные образы легко воспринимаются большинством телезрителей. Это свойство телевидения называют экранностью.

В-третьих, возможность прямой передачи, прямого эфира одновременно совместить само событие и его изображение на экране называется непосредственностью телевидения, которая тесно связана с симультанностью телепередачи (одновременностью наблюдения и трансляции). Человек как бы приобщается к происходящему действию, не выходя из дома. Это повышает

Еще по теме:  Как утилизировать телевизор с кинескопом в Новосибирске

возможность информационного воздействия на массовое сознание.

В-четвертых, учитывая зрелищность телевидения, значительно увеличиваются возможности применения разнообразных способов привлечения и удержания внимания аудитории за счет трансляции самых разнообразных развлекательных передач.

В-пятых, технические возможности монтажа видеомагнитной записи позволяют творчески вмешиваться в процесс «мумификации», то есть запись прямой передачи с возможным последующим использованием при создании другой передачи, с другими акцентами, преследующими другие цели информационного воздействия на аудиторию.

Однако, при всех достоинствах телевидению свойственны и некоторые недостатки, среди которых выделим следующие:

• для просмотра телепередач необходимо специально выделенное время, то есть полноценное

потребление телевизионной информации трудно совместимо с выполнением других дел;

• передачи телевидения можно принимать только в зоне действия передатчика;

• одновременное транслирование различными телевизионными каналами разного рода информации ставит телезрителей перед необходимостью пропускать большую часть последней;

• при всех достоинствах наличия видеоряда, чрезмерное увлечение зрелищностью приводит к снижению качества информации;

• возможность приема телепередач предполагает наличие довольно дорогостоящего аппарата -телевизора, что оказывается возможным не для любой аудитории [1].

В истории социологии многие ученые предпринимали попытки теоретического осмысления сущности телевидения как элемента системы современных СМК, его места и роли в жизни общества. Телевидение как вид СМК часто оказывался в центре внимания исследователей, едва ли не в первую очередь по причине серьезного влияния на мышление и поведение аудитории. Необходимо отметить, что многие авторы видели в телевидении едва ли не источник большинства проблем современного общества, демонстрировали критическое отношение к данному СМК.

В частности, в работе Т. Адорно, посвященной анализу социально-психологических особенностей воздействия телевидения, подчеркивается, что стереотип является важнейшим элементом организации опыта индивида. И поэтому проблема состоит не в стереотипе как таковом. Тем более, что технология телевизионного производства в силу своей природы не может не использовать стереотипы.

Проблема состоит в тех функциональных изменениях, которые привносит в жизнь людей индустрия культуры (и телевещание как ее элемент). Использование в материалах телевидения все более жестких и отчужденных стереотипов приводит к тому, что фактически аудитория обращается, по мнению Адорно, к клише. За счет этого люди теряют истинное представление о реальности, опыт реальный заменяется опытом искаженным, получаемым посредством контактов с клишированной продукцией СМК.

Т. Адорно показывал разрушительное воздействие телевидения на личность посредством распространения стереотипов массовой культуры, которые ведут к унификации индивидуальных особенностей. По его мнению, качество воспроизведения образцов высокой культуры телевидением настолько низко, что убивает в людях желание наслаждаться подлинниками. По мнению Адорно, публикации литературных произведений мировой классики в сжатой, «сериальной» форме просто вредны. Если культурные суррогаты будут легкодоступными, то слишком много

людей станут ими довольствоваться и откажутся поддерживать высшие формы культуры [2].

Значительный вклад в прикладной анализ телевидения, специфику воздействию на аудиторию принадлежит У. Шрамму. Группа под руководством Шрамма провела 11 социологических обследований в 10 разных городах США, в ходе которых было опрошено 6000 детей и 2000 родителей. Были использованы обновленные методы эмпирических исследований, прежде всего опросные интервью, чтобы найти ответы на широкий круг вопросов о влиянии телевидения на детей. Компьютеризованный анализ данных позволил исследователям изучить буквально тысячи связей между переменными и выделить статистически значимые.

В результате Шрамм пришел к выводу: телевидение оказывает вредное влияние на некоторых детей в некоторых условиях, но не на большинство детей в большинстве условий. Эффект телевидения, указывали исследователи, лучше всего рассматривать как следствие взаимодействия характеристик и телевидения, и зрителей [3].

Более толерантную позицию по отношению к телевидению занял канадский социолог Г.М. Ма-клюэн. Он ведущую роль в современном мире отводит телевидению как наиболее распространенному и всеохватывающему СМК. В качестве основного признака телевидения он отмечает его мозаичность, которая определяется:

— двухмерностью телевизионного изображения, требующей от сознания зрителя постоянной работы по структурированию определенного образа;

— мозаичность заключается в самом характере подаваемой информации, объединяющей на экране одновременно различные времена и пространства.

Мозаичности восприятия телевизионных передач способствует также тематическая всеохват-ность, когда вместо логически развивающегося сюжета зритель видит бесконечное количество быстро сменяющихся эпизодов и отдельных фрагментов [4].

Таким образом, обзор различных концепций уче-ных-социологов показал, что большинство из них демонстрировали свою обеспокоенность потенциалом телевизионного воздействия на аудиторию и подчас бесконтрольными манипулятивны-ми и пропагандистскими ресурсами, которые предоставляет телевидение своим владельцам. Очевидно, что телевидение представляет собой наиболее распространенный источник информации в современном обществе. Широкий охват аудитории, применение мощных вещательных станций, использование в своей деятельности аудио-визуальных способов воздействия позволяет телевидению занимать ведущее место в системе средств массовых коммуникаций современного общества.

1. Науменко Т.В. Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ. М., 2003. С. 174.

2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2003. С. 255.

3. Бакулев Г.П. Основные концепции массовой коммуникации. М., 2002.

4. Маклюэн Г.М. Пресса: управление посредством утечки информации // Отечественные записки. 2003. № 4. С. 251-263.

1. Naumenko T.V. Mass communication: theoretical-methodological analysis. M., 2003. P.174.

2. Pocheptsov G.G. Theory of communication. M., 2003. P. 255.

3. Bakulev G.P. Main concepts of mass communication. M., 2002.

4. Maklyuen G.M. Press: management by means of information leakage // Domestic notes. 2003. № 4. P. 251-263.

Источник: cyberleninka.ru

Оцените статью
Добавить комментарий