Родительское собрание
Телевизор, компьютер и режим дня
(Круглый стол)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Подготовила и
провела классный
руководитель 5 класса
Джепарова Э.Р.
Родительское [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тема: Телевизор, компьютер и режим дня (Круглый стол)
Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей по вопросу режим дня учащихся.
Задачи:
1. Познакомить родителей с основными компонентами режима дня.
2. Проанализировать результаты анкеты «Мой режим дня», сопоставить их с результатами анализа медицинских карт школьников и классного журнала – страницы «Сведения о занятиях в кружках (секциях, клубах)».
3. Разработать рекомендации для школьников «Как правильно составить режим дня».
4. Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;
5. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Компьютер из Телевизора💣Астер
Выступление классного руководителя.
Современному школьнику постоянно не хватает времени. Процесс обучения в школе очень насыщенный. Помощником может и должен быть правильно организованный режим дня школьника. Режим дня — это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности.
Основными компонентами режима дня школьника являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома, игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание, помощь по дому.
Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности в соответствии с гигиеническим регламентом. Нерационально организованный режим приводит к снижению работоспособности, развитию утомления и переутомления, задержке роста и нормального развития.
Основным методом исследования режима дня школьников было анкетирование. Учащимся была предложена анкета «Мой режим дня» (анкета №1). Ответы на вопросы анкеты позволяют оценить следующие компоненты режима дня школьника: сон, учеба дома, питание, свободное время. Результаты анкеты были проанализированы, сопоставлены с гигиеническими нормативами (таблица №2).
Выводы:
1. Школьники имеют представление о режиме дня.
2. Среди учащихся есть нарушения основных режимных моментов.
3. Для __5__ учащихся характерно более позднее засыпание и, следовательно, отмечается недостаток сна.
4. Школьники не уделяют достаточного внимания утренней зарядке как компоненту физического воспитания.
5. Нарушения режима питания (завтрак) отмечаются у ____1__учащегося
6. Среди учащихся отмечаются нарушения гигиены учебной деятельности дома: у __6___ учащихся гигиенические нормативы продолжительности выполнения домашних заданий занижены (на выполнение домашних заданий они уделяют меньше 1 часа), только __4__ учащихся делают перерывы.
7. ___2__ детей проводят свое свободное время насыщенно и с пользой – посещают кружки.
Рабочий стол не помещается в экран телевизора.Изображение выходит за края монитора
8. Нарушения режима дня у учащихся связаны с чрезмерным увлечением социальными сетями, компьютерными играми.
9. Нерационально организованный режим дня способствует ухудшению здоровья школьников.
Беседа с родителями «Как правильно организовать режим дня?»
Строгий режим распорядок дня является важнейшей предпосылкой для высокой трудоспособности, крепкого здоровья и хорошего самочувствия.
В режиме дня школьника должны быть предусмотрены следующие основные компоненты: 1) учебные занятия в периоды подъема работоспособности в школе и дома; 2) отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе; 3) регулярное и достаточное питание; 4) гигиенически полноценный сон. Кроме того, в режиме дня должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт, самообслуживание, помощь семье). Режим дня считается правильным, если предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность. Правильно организованный режим дня создает бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.
Важным составляющим режима дня является выполнение домашнего задания Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой»
«Домашка» — это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»? В современной школе дети проводят по шесть часов в день, а иногда и более. К счастью, учебная программа 5 класса по — прежнему включает такие предметы, как физкультура, изобразительное искусство и музыка, а также специальные предметы, направленные на развитие самоуважения. Добавились новые, и конечно с переходом на российский фгос ребятам очень трудно.
Домашнее задание выполняет различные функции.
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.
Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме.
Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого?
Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.
Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть — это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.
Педагогическая ситуация.
Очень часто в разговоре с вами можно услышать, что ваш ребёнок сидит за уроками 3 – 4 часа.
Понаблюдайте за своим ребёнком во время выполнения домашней работы.
Ребёнок занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает Но нет, оказывается. Вот куда – то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика
— На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Ребёнок за это время:
— дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;
— один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;
— дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;
— один раз доставал из стола карточки и пересматривал их.
Но вот работа закончена. Ребёнок еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради
Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных ребёнком, только 1 час 27 минут использовано с толком.
Пятый класс переход не только на новую ступень, но и в новый период развития — отрочество.
Этому периоду развития свойственны такие психологические особенности:
1.Проявление чувства взрослости.
2.Рост самооценки, самосознания, саморегуляции.
3.Проявление самостоятельности в приобретении знаний.
4. Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
5. Стремление обзавестись верным другом;
6. Установление доверительных отношений со сверстниками
(ведущая деятельность – общение)
7. Повышенное внимание к своей внешности.
8. Ярко выраженная эмоциональность, высокая тревожность, неустойчивая психика,
9. Переоценка своих возможностей;
10.Отсутствие адаптации к неудачам;
11. Внутренний конфликт с самим собой и окружающими.
12. Страх одиночества.
Какие же трудности влияют на адаптацию пятиклассника в новой для него среде:
1.Несколько учителей с разными требованиями
2.Нехватка внимания со стороны классного руководителя.
3. Возросший темп и объем работы
4. Новые требования к оформлению работ
5. Большой поток новой информации, незнакомые слова и термины
6. Самостоятельный поиск информации. Использование словарей и справочников.
Признаки успешной
адаптации:
Признаки дезадаптации
1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения;
2. Ребенок легко справляется с программой;
3. Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
4.Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
1. Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
2. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелания выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
6. Беспокойный сон. Нарушение аппетита
7. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
8. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
9. Снижение работоспособности
10. Забывчивость
11. Неорганизованность
Виды дезадаптации
1) Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
2) Поведенческая — несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3) Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4) Соматическая — отклонения в здоровье ребёнка.
5) Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»
Если согласны с утверждением, то поставьте “+” Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”
Моему ребенку нравится учиться в школе.
Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс.
Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
В классе у него много друзей.
Ему мало нравятся учителя в школе.
Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах.
Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
8-10 баллов — У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем.
6-7 баллов — В школе дела обстоят неплохо.
4-5 баллов — Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно.
1-3 балла — Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости.
Заключительная часть. Решение собрания.
Классному руководителю подготовить и провести классный час по теме «Режим дня пятиклассника».
Родителям и классному руководителю в течение года заботиться о здоровье учащихся, следить за выполнением ими режима дня.
Родительскому комитету спланировать мероприятия по рациональной организации свободного времени учащихся в дни зимних каникул. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.
Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.
Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.
15
Источник: lib-5.ru
Родительское собрание в 1 классе Телевизор, компьютер и режим дня
консультация (1 класс)
Цель: убедить родителей в необходимости дозировать время ребёнка, проведённое у экрана.
Материалы к собранию
После любого труда необходим отдых. Учебные занятия – особый, умственный труд и требует он также обязательного отдыха.
А каким должен быть отдых?
Давайте вместе представим, как обычно отдыхают наши дети, вернувшиеся из школы. Если у них свободное время, то они включают телевизор и, как говорится, «культурно отдыхают». В настоящее время почти во всех семьях есть компьютеры, вот дети пока все «стрелялки» не проиграют – и не остановятся!
Такой «культурный отдых» многих родителей устраивает: что ж ребёнок дома, на глазах, не подерётся, не ушибётся, стекло не выбьет, сидит в тепле. Но здесь есть важное «но».
Спросите своих детей днями просиживающих у экрана телевизора, какая их любимая передача и что они смотрели, предположим, вчера. Ничего вразумительного они вам не смогут ответить. Смотрят всё подряд, а особенно то, что и взрослым-то смотреть не очень прилично.
Не утруждая себя выбором, подходят к телевизору, щелкнут «пультиком» — и вот засветился экран. Для них не важно, начало это или конец передачи, о чём тоже неважно. Главное, на экране что-то показывают, там говорят, смеются, плачут, в большинстве своём стреляют. Плачут, убегают, гудят машины, сменяются пейзажи… И детей занимает сам сам процесс просмотра.
Такая же ситуация при занятиях с компьютером. Игры, бесконечные игры: стрельба, пальба, да так, пока родители не возмутятся, что ребёнок не делает уроки, время ушло, пора бы и ложиться спать. И кроме скандала, траты здоровья – ничего хорошего для ребёнка нет.
Он не читает, не гуляет, не занимается домашними делами, он прикован к двум экранам. Порой ведь так и бывает: перемещение от компьютера к телевизору, и наоборот. Даже уроки некоторые ребята делают с включенным телевизором, при этом утверждая, что он, дескать, им несколько не мешает. А ведь не только мешает — «забирает» здоровье!
Приходит однажды бабушка ученицы и рассказывает столь знакомую всем историю: «Моя внучка очень устаёт в школе. Приходит из школы, ложится спать. В семь часов садится за уроки. В комнате у неё всё время работает телевизор. Внучка говорит: «Мне телевизор не мешает, я же не всё время его смотрю, а только время от времени».
Уроки внучка делает до 12 часов ночи, родители не вмешиваются, с головной болью, она идёт в школу. Посоветуйте, что делать?
Какой в этом случае можно дать совет? Это пример крайне беспорядочного режима дня, превратившегося в привычку. И при этом всё, казалось бы, объяснимо: школьница переутомлена, не высыпается, значит, сон после школы ей необходим. Уроки переносятся на вечернее время.
Телевизор предлагает развлечение, но при нём подготовка уроков растягивается на весь вечер и заходит за полночь. Получается порочный круг, выйти из которого трудно. Первое, что в этом случае надо сделать – это попуститься телепередачами, исключить на какое-то время их просмотр, чтобы наладить нормальный режим дня.
Многие родители понимают, что зрелищность, которую предоставляет экран, отнимает много времени у ребят. Дети мало читают, мало гуляют, отключаются от всех домашних дел. И тогда родители принимают странное решение не подпускать детей к телевизору. Конечно, это уже крайность – лишать полностью детей интересных телепередач из-за собственного бессилия.
Почему последнее время часты разговоры на тему «Телевизор и дети». «Компьютер и дети»? Очевидно, потому, что теперь уже ясно: долгое просиживание перед экраном не так безобидно, как казалось раньше.
Прежде всего, страдает зрение. Для ребят, проведших полдня в школе, длительный просмотр телепередач утомляюще сказывается на органах зрения, что приводит к значительным дефектам.
Это не значит, что совсем не стоит смотреть телевизор, тем более не подходить к компьютеру. Речь не о том. Если выбраны из программы одна-две получасовые или часовые передачи в день или непродолжительная игра за компьютером, разумеется, никакого вреда не будет. Надо, чтобы это и ребёнка устраивало, и были соблюдены санитарные нормы.
Но данная, увы, задача подчас нелегко решается. Она требует организованности и дипломатичности от взрослого.
Отношение к телевизору как к единственному источнику духовной пищи во многом формируется у детей под воздействием родителей. Если родители всё время проводят у телевизора, да ещё без разбора смотрят всё, включая рекламу, то, естественно, и дети в нём видят единственный вид отдыха. В наше время редко встретишь семью, где любовь к книге была бы семейной. Отпала очень хорошая привычка в семье устраивать громкие чтения, обсуждать прочитанное.
Вот поэтому наше молодое поколение мало читает художественную литературу, нет на неё времени. Всё «пожирают» телевизоры и компьютеры.
А как наши дети смотрят телевизор? Иногда даже телевизор стоит на их рабочем столе. При просмотре передач надо знать, как должен, как должен быть установлен телевизор, чтобы меньше утомлялось зрение. Исследованиями доказано, что телеэкран надо располагать не ближе 2 и не далее 5 метров. Просмотр лучше проводить в полуосвещённой комнате.
Японские исследователи установили, что цветное изображение оказывает более существенное воздействие на зрительные рецепторы – световоспринимающие клетки. Глаза быстрее устают при восприятии цветного изображения, нежели чёрно-белого. Но опять, же всё зависит от того, сколько и как смотреть.
Как видим, отдых у телевизора, а уж тем более у компьютера, довольно относительный, та как умственная работа, связанная с учёбой, сменяется также умственной, опосредованной экраном.
Детей впечатлительных, склонных к фантазиям, неумеренные телепросмотры приводят к перевозбуждению нервной системы. Они не могут долго заснуть и видят «страшные» сны, во сне плачут, вскрикивают, просыпаются.
Сидение у телевизора имеет ещё одну отрицательную сторону, поскольку это опять «сидение». Сидение за партой сменяется сидением за экраном, а ведь необходимо сидеть ещё над уроками.
То, что наши дети мало двигаются, не получают нужной организму двигательной зарядки, — известный факт. Но всегда ли всё делается в семье, чтобы избежать малоподвижного образа жизни. И тут всё зависит от твёрдости и разумности взрослого.
Согласитесь, очень знакомая картина: мама, папа смотрят телевизор, появляется сын с тетрадкой, возник вопрос. Папа с мамой так увлечены просмотром, что незаметно и сыночек присоединяется к ним, а когда спохватываются – чадо уж пора укладывать спать.
Не надо забывать, что в сутках 24 часа и, перефразируя известный закон Ломоносова, нужно сказать: если уж время «убудется», то оно нигде «не прибудется». Подсчитаем, каким временем располагают дети.
С 13-14 до 20-21 часа – у детей младших классов. И вот в эти временные рамки надо включить обед, прогулку на воздухе, подготовку уроков, ужин, свободные занятия по интересам. Как видим бюджет времени не очень ограничен: 7-8 часов на всё про всё!
Откуда же берётся время на «экран»? Или отрывается от времени на подготовку домашнего задания, или же от прогулки? И как ни прискорбно, но наши дети очень мало бывают на свежем воздухе, а это так важно для здоровья, о чём всё громче говорят наши медики. Ведь не секрет, что у некоторых детей прогулка бывает только от дома до школы и обратно.
И. М. Сеченов, русский физиолог, изучал действие отдыха на работоспособность руки. Он писал, что «работоспособность усталой руки повышается и работой ног и вообще всяким сильным движением тела». Объяснял он это тем, что исчезновение чувства усталости и повышение работоспособности появилось вследствие возникновения потока импульсов от работающих мышц.
Если происходит переключение с одних групп «работающих» мозговых клеток на другие, то наступает настоящий отдых. Поэтому для школьника сидение у экрана не является тем отдыхом, который ему очень требуется после умственных занятий.
Очень часто родители встречают отказ ребёнка в ответ на их требование отойти от телевизора, возникают конфликты между ребёнком и родителями. Но их может и не быть, если ребёнок чётко знает свой распорядок дня. И стоит родителям пойти на поводу, как налаженная система может «сломаться». Мы часто слышим умоляющее «ну ещё чуть-чуть», «ну хоть 10-15 минут, а потом это становится нормой. И вот опять отнято время от сна.
А сон для организма, для нервной системы имеет огромное значение. Сон для детей – ничем не заменимое лекарство от переутомления, от истощения нервной системы, и часы его должны быть неизменны. Это важно как для того, чтобы дети быстрее засыпали, вырабатывая определённый ритм сна и бодрствования, так и для полного, глубокого сна.
Чтобы засыпание не было затруднено, надо создать тишину. Заснуть в комнате, где работает телевизор, ребёнку сложно. Мешать ему будет телевизор и в соседней комнате, если он не приглушён.
Приведём ещё один пример. Приходит мама, буквально со слезами на глазах: «Постоянно ссоримся с мужем, и всё это на глазах сына. Ребёнку пора спать, а папа смотрит или ждёт интересную передачу (живут в одной комнате). Тут уступить бы папе, ведь, наверно, здоровье сына важнее, так нет, папа встаёт в позу: я или сон ребёнка. Конечно, благоразумие папы должно взять верх…
Но нередко случается так, что дети «свои» передачи не смотрят, а тяготеют к программам для взрослых (например, «Дом – 2»). Поэтому всегда надо интересоваться, что же ребёнок там смотрит с таким вниманием! А избирательность программ сама собой не приходит, её надо воспитывать!
— Каковы ваши мнения о сказанном?
— Кто-то не согласен или поделится собственным опытом?
— Какую тему следующего родительского собрания вы могли бы предложить?
— Заинтересует ли вас тема: «Настроение не пустяк»?
Источник: nsportal.ru
Тезисы из выступления на родительском собрании «Телевизор, компьютер и режим дня»
Оценить 1047 0
Содержимое разработки
Отдельные тезисы из выступленпя на родительском собрании
«Телевизор, компьютер и режим дня».
ЦЕЛЬ : убедить родителей в необходимости дозировать время ребенка, проведенное у экрана.
После любого труда необходим отдых. Учебные занятия – особый, умственный труд, и требует он также обязательного отдыха.
А каким должен быть отдых?
Давайте вместе представим, как обычно отдыхают наши дети, вернувшиеся из школы. Если у них свободное время, то они включают телевизор и, как говорится, « культурно отдыхают ». Ну а уж если есть дома компьютер, пока все « стрелялки » не проиграют – не остановятся!
Такой « культурный отдых » многих родителей устраивает:
что ж, ребенок дома, на глазах, не подерется, не ушибется, стекло не выбьет, сидит в тепле. Но здесь есть важное « но » .
Спросите своих детей, днями просиживающих у экрана телевизора, какая их любимая передача и что они смотрели, положим, вчера. Ничего вразумительного они вам не смогут ответить. Смотрят все подряд, а особенно то, что и взрослым-то смотреть не очень прилично.
Не утруждая себя выбором, подходят к телевизору, щелкнут « пультиком » – и вот уже засветился экран. Для них неважно, начало это или конец передачи, о чем – тоже неважно. Главное, на экране что-то показывают, там говорят, смеются, плачут, а в большинстве своем стреляют. Плачут, убегают, гудят машины, сменяются пейзажи… И детей занимает сам процесс просмотра.
Такая же ситуация при занятиях с компьютером . Игры, бесконечные игры: стрельба, пальба, да так, пока родители не возмутятся, что ребенок не делает уроки, время ушло, пора бы и ложиться спать. И кроме скандала, траты здоровья – ничего хорошего для ребенка нет.
Он не читает, не гуляет, не занимается домашними делами , он прикован, примагничен к двум экранам. Порой ведь так и бывает: перемещение от компьютера к телевизору, и наоборот.
Даже уроки некоторые ребята делают с включенным телевизором, при этом утверждая, что он, дескать, им нисколько не мешает. А ведь не только мешает – « забирает » здоровье !
Приходит однажды бабушка ученицы и рассказывает столь знакомую всем историю: « Моя внучка очень устает в школе. Приходит из школы, ложится спать. В семь часов садится делать уроки. В комнате у нее все время работает телевизор. Внучка говорит: « Мне телевизор не мешает, я же не все время его смотрю, а только время от времени » .
Уроки внучка делает до 12 часов ночи, родители не вмешиваются. А утром невыспавшаяся, с головной болью, она идет в школу. Посоветуйте, что делать? » .
Какой в этом случае можно дать совет? Это пример крайне беспорядочного режима дня, превратившегося в привычку . И при этом все, казалось бы, объяснимо: школьница переутомлена, не высыпается, значит, сон после школы ей необходим. Уроки переносятся на вечернее время. Телевизор предлагает развлечение, но при нем подготовка уроков растягивается на весь вечер и заходит за полночь.
Получается порочный круг, выйти из которого трудно. Первое, что в этом случае надо сделать, – это поступиться телепередачами, исключить на какое-то время их просмотр, чтобы наладить нормальный режим дня.
Многие родители понимают, что зрелищность, которую предоставляет экран, отнимает много времени у ребят. Дети мало читают, мало гуляют, отключаются от всех домашних дел. И тогда родители принимают странное решение: не подпускать детей к телевизору. Конечно, это уже крайность – лишать полностью детей интересных телепередач из-за собственного бессилия.
Почему последнее время часты разговоры на тему « Телевизор и дети », « Компьютер и дети » ? Очевидно, потому, что теперь уже ясно : долгое просиживание перед экраном не так безобидно , как казалось раньше.
Прежде всего страдает зрение. Для ребят, проведших полдня в школе, длительный просмотр телепередач утомляюще сказывается на органах зрения, что приводит к различным дефектам.
Это не значит, что совсем не стоит смотреть телевизор, тем более не подходить к компьютеру. Речь не о том . Если выбраны из программы одна-две получасовые или часовые передачи в день или непродолжительная игра за компьютером, разумеется, никакого вреда не будет. Надо, чтобы это и ребенка устраивало, и были соблюдены санитарные нормы.
Но данная, увы, задача подчас не легко решается. Она требует организованности и дипломатичности от взрослого.
Отношение к телевизору как к единственному источнику духовной пищи во многом формируется у детей под воздействием родителей. Если родители все время проводят у телевизора, да еще без разбора смотрят все , включая рекламу, то, естественно, и дети в нем видят единственный вид отдыха. В наше время редко встретишь семью, где любовь к книге была бы семейной . Отпала очень хорошая привычка в семье устраивать громкие чтения, обсуждать прочитанное.
Вот поэтому наше молодое поколение мало читает художественную литературу, нет на нее времени. Все « пожирают » телевидение и компьютеры.
А как наши дети смотрят телевизор? Иногда даже телевизор стоит на их рабочем столе. При просмотре передач надо знать, как должен быть установлен телевизор, чтобы меньше утомлялось зрение. Исследованиями доказано, что телеэкран надо располагать не ближе 2 и не далее 5 метров. Просмотр лучше проводить в полуосвещенной комнате.
Японские исследователи установили, что цветное изображение оказывает более существенное воздействие на зрительные рецепторы – световоспринимающие клетки. Глаза быстрее устают при восприятии цветного изображения, нежели черно-белого. Но опять же все зависит от того, сколько и как смотреть.
Дети, часами сидящие перед телевизором, утомляют не только зрение, но и мозг. Головной мозг находится в состоянии постоянной умственной работы: восприятия и осознания поступающей информации.
Как видим, отдых у телевизора, а уж тем более у компьютера довольно относительный, так как умственная работа, связанная с учебой, сменяется также умственной, опосредованной экраном.
Детей впечатлительных, склонных к фантазиям, неумеренные телепросмотры приводят к перевозбуждению нервной системы. Они не могут долго заснуть и видят « страшные » сны, во сне плачут, вскрикивают, просыпаются.
Сидение у телевизора имеет еще одну отрицательную сторону, поскольку это опять « сидение » . Сидение за партой сменяется сидением за экраном, а ведь необходимо сидеть еще над уроками.
То, что наши дети мало двигаются, не получают нужной организму двигательной зарядки, – известный факт. Но всегда ли все делается в семье, чтобы избежать малоподвижного образа жизни . И тут все зависит от твердости и разумности взрослого.
Согласитесь, очень знакомая картина: мама, папа смотрят телевизор, появляется сын с тетрадкой, возник вопрос. Папа с мамой так увлечены просмотром, что незаметно и сыночек присоединяется к ним, а когда спохватываются – чадо уж пора укладывать спать.
Не надо забывать, что в сутках всего 24 часа, и, перефразируя известный закон Ломоносова, нужно сказать: если уж время « убудется », то оно нигде « не прибудется ». Подсчитаем, каким временем располагают дети.
С 13– 14 до 20– 21 часа – у детей младших классов. И вот в эти временные рамки надо включить обед, прогулку на воздухе, подготовку уроков, ужин, свободные занятия по интересам. Как видим, бюджет времени очень ограничен: 7– 8 часов на все про все!
Откуда же берется время « на экран »? Или отрывается от времени на подготовку домашнего задания, или же от прогулки. И как ни прискорбно, но наши дети очень мало бывают на свежем воздухе, а это так важно для их здоровья, о чем все громче говорят наши медики. Ведь не секрет, что у некоторых детей прогулка бывает только от дома до школы и обратно.
И. М. Сеченов , русский физиолог, изучал действие отдыха на работоспособность руки. Он писал, что « работоспособность усталой руки повышается и работой ног и вообще всяким сильным движением тела » . Объяснял он это тем, что исчезновение чувства усталости и повышение работоспособности появилось вследствие возникновения потока импульсов от работающих мышц.
Если происходит переключение с одних групп « работающих » мозговых клеток на другие, то наступает настоящий отдых. Поэтому для школьника сидение у экрана не является тем отдыхом, который ему требуется после умственных занятий.
Очень часто родители встречают отказ ребенка в ответ на их требование отойти от телевизора, возникают конфликты между ребенком и родителями. Но их может и не быть, если ребенок четко знает свой распорядок дня . И стоит родителям пойти на поводу, как налаженная система может « сломаться ». Мы часто слышим умоляющее « ну еще чуть-чуть », « ну хоть 10– 15 минут », а потом это становится нормой. И вот опять отнято время от сна.
А сон для организма, для нервной системы имеет огромное значение. Сон для детей – ничем не заменимое лекарство от переутомления, от истощения нервной системы, и часы его должны быть неизменны . Это важно как для того, чтобы дети быстрее засыпали, вырабатывая определенный ритм сна и бодрствования, так и для полного, глубокого сна.
Чтобы засыпание не было затруднено, надо создать тишину. Заснуть в комнате, где работает телевизор, ребенку сложно. Мешать ему будет телевизор и в соседней комнате, если он не приглушен.
Приведем еще один пример. Приходит мама, буквально со слезами на глазах: « Постоянно ссоримся с мужем, и все это на глазах сына. Ребенку пора спать, а папа смотрит или ждет интересную передачу (живут в одной комнате). Тут уступить бы папе, ведь, наверно, здоровье сына важнее, так нет, папа встает в позу: я или сон ребенка. Конечно, благоразумие папы должно взять верх…
Безусловно, нельзя лишать ребенка удовольствия посмотреть любимую передачу, но все должно делаться разумно. Сколько времени дети могут проводить у телевизора? Чем меньше дети, тем меньше времени они должны быть у экрана. И, что немаловажно, с одержание передачи должно соответствовать возрасту.
Например, любимая передача младших школьников « Спокойной ночи, малыши » длится 15– 20 минут. Тематика ее чисто детская, для них она понятна и интересна и не может утомить ребенка.
Но нередко случается так, что дети « свои » передачи не смотрят, а тяготеют к программам для взрослых (например, « . »). Поэтому всегда надо интересоваться, что же ребенок там смотрит с таким вниманием! А избирательность программ сама собой не приходит, ее надо воспитывать!
Подведение итогов.
— Каковы ваши мнения о сказанном?
— Кто-то не согласен или поделится собственным опытом?
— Какую тему следующего родительского собрания вы могли бы предложить?
( Рассуждения родителей по данной теме, вывод).
Источник: www.prodlenka.org