Понятно, что человеку без света не выжить. Главное светило, Солнце, напитывает нас энергией и витамином D. А нехватка солнца в осенне-зимнее время года способна приводить к депрессиям. Один из способов борьбы с «национальными депрессиями» в северных странах — использование специальных ламп, имитирующих солнечный свет.
Но есть такой свет, который нас не «заправляет энергией», а наоборот — разрушает. Что это за вредный свет? Почему он опасен? И как уменьшить его присутствие в нашей жизни?
ТЕОРИЯ СВЕТА
Свет — это волна. Есть видимый человеческому глазу световой спектр, есть — невидимый. В видимом нам спектре мы различаем разные цвета, и у каждого цвета – своя энергия. Так, красный цвет (внизу видимого спектра) имеет низкую энергию, он легко воспринимается глазом — особенно ночью или в темное время суток.
А вверху спектра находится синий цвет: у него самая большая энергия, и он более утомителен для наших глаз, чем красный. Чтобы быть воспринятым, синий цвет проникает глубоко в сетчатку глаза, нагружая наше зрение.
Ремонт телевизора LG 21FX6RB. Плохие цвета. Курсы телемастеров.
Причем наиболее утомительным и опасным для организма в целом является искусственный синий свет от приборов, которые буквально окружают нас повсюду. Самый вредный свет с длиной волны 415-455 нм называют еще HEV-излучением. Его дают ноутбуки, планшеты, смартфоны, телевизоры и прочая современная цифровая техника со светодиодной подсветкой дисплея.
Еще такое излучение дает активное солнце — и от него мы защищаемся солнечными очками. И сварочный аппарат в работе — поэтому мы защищаем глаза специальной маской. А что делать с приборами, которые сопровождают нас круглосуточно и без которых мы уже не представляем свою жизнь? И в чем самые большие «вредности» синего цвета и HEV-излучения?
ПРАКТИКА СВЕТА
К сожалению, синий цвет способен сильно воздействовать — в худшую сторону — на один из самых важных гормонов, вырабатываемых организмом человека. Это мелатонин: для детей его часто называют «гормоном сна» — у детей он вырабатывается при любом сне (в темное или светлое время суток, неважно) и помогает им восстанавливать силы и расти.
Для взрослых мелатонин является в первую очередь гормоном сна-восстановления: он вырабатывается только во время ночного сна (сон днем, к сожалению, выработке мелатонина не помогает). Эволюция тысячелетиями создавала механизм выработки мелатонина: ночью «мелатониновый кран» в организме открывается, и мы засыпаем под выработку гормона. К рассвету «кран» закрывается — и мы просыпаемся отдохнувшими. Это и есть всем известный суточный, или циркадный ритм — который, конечно, у каждого свой.
Но сбить этот ритм сейчас гораздо проще, чем, например, 100 лет назад. Вы думаете, причины сбоя суточных ритмов — ночные клубы, перелеты в другие часовые пояса, стресс и сверхсрочная работа? Да, но не только. Как оказалось, синий цвет и HEV-излучение серьезно тормозят выработку мелатонина.
Вслед за учеными из Гарварда многие другие экспериментаторы доказали, что воздействие синим освещением тормозит выработку мелатонина в 2 раза сильнее по сравнению с воздействием «более легким» зеленым светом. При чрезмерном «синем освещении» мы рискуем не просто потерять здоровый сон. Повышается риск ожирения и некоторых видов рака. Это не говоря уж об общем упадке сил, заторможенных реакциях, головных болях и проблемах со зрением.
Но, пожалуй, хуже всего дело обстоит с детьми. По данным ученых, средний американец проводит в гаджетах (которые, как мы помним, и дают самое вредное HEV-излучение) не менее 10,5 часов в день. Молодые россияне вряд ли сидят в гаджетах меньше американцев.
И если у взрослого человека есть защитные механизмы на эти 10,5 часов гаджетов в сутки — биологические и социальные, то здоровье детских глаз под реальной угрозой. В среднем до 14-16 лет роговица глаза еще не сформирована — и потому воздействие синего цвета на неокрепшие детские глаза гораздо более губительно, чем на взрослые. А потому с каждым годом растет процент близоруких детей.
Что делать? Лишать и их, и себя социальных сетей и мультиков? Существует ли «здоровое чтение»? И что может предложить нам рынок гаджетов для минимизации вреда здоровью?
ИННОВАЦИИ СВЕТА
Видимо, популярностью «50 оттенков синего» мы обязаны дальтонизму Цукерберга и фантастическим фильмам. Наверное, раньше вы не обращали на это внимания, а теперь — заметите: в отраслях деятельности, связанных с риском, синий цвет никогда не был «приоритетным». Бортовые приборные панели автомобилей, самолетов и военной техники — «исторически» комфортно-рыжего, желтоватого или даже красного цвета. Хотя в современных автомобилях уже почти повсеместно встречается синяя подсветка.
Многие кухонные приборы тоже имеют рыжую или красноватую подсветку. Наконец, вспомните старые телефоны: первые «ламповые» звонилки изначально в большинстве своем имели или желто-рыжий, или зеленый оттенок экрана. Но практически никогда – синий!
ИГРЫ СО СВЕТОМ, ИЛИ ЛАЙФХАКИ И БИОХАКИНГ
А как же коммуникации и «в Интернете кто-то неправ»? Как быть с работой? Считать на счетах вместо экселя? И как, скажите, саморазвиваться? Переходить снова на бумажные книги, которые теперь стоят «как яйца Фаберже»?
Нет! Надо использовать методы биохакинга и включать здравый смысл. А именно:
- Минимизировать опасное излучение на гаджетах можно, отрегулировав оттенок подсветки. Однако даже если ваш айфон будет светиться «ночным светом», это все равно не спасет глаза от постоянного мерцания экрана. Потому что, кроме «оттенков синего», у всех светодиодных гаджетов мерцание есть — и хотя оно не так травматично для зрения, как 10-20 лет назад (LCD-технологии шагнули далеко вперед), оно все же не на 100% безопасно. От этого мерцания — например, при долгом чтении книг со смартфона или планшета — глаза пересыхают, устают и болят.
- Минимизировать попадание «лишнего синего спектра» можно, используя специальные очки. Это не просто очки для чтения, а именно специальные компьютерные очки с особым антирефлексным покрытием. Такие очки как бы отсекают лишний синий спектр. С ними электронное чтение чего угодно с любого гаджета будет для вас более безопасно.
- На ночь необходимо убрать, скрыть или выключить все источники света — для выработки мелатонина важна полная темнота. Поэтому маска-очки на глаза — вовсе не модная приблуда, а реальная забота о здоровье. А еще специалисты по биохакингу советуют накрывать чем-то все индикаторы приборов, которые светят в темноте синими лампочками.
- Необходимо сокращать т.н. «экранное время». И у себя, и у детей. Это время, которое мы проводим за гаджетами. В некоторых штатах США, кстати, уже разрабатываются законопроекты, которыми «интернет- и гаджет-часы в неделю» и часы, выделяемые на электронное чтение, будут регулироваться в образовательных учреждениях на законодательном уровне.
- Если вы как современный человек уже отвыкли таскать с собой тяжелые бумажные книги и читаете со смартфона, срочно переходите на специализированные девайсы, покетбуки — ридеры для чтения. Это не блажь и не мода: современные ридеры устроены принципиально иначе, не так, как смартфоны и планшеты! У них совсем другие, E-Ink экраны — на т.н. «электронных чернилах». Текст отпечатывается на экране ровно так, как на бумажном листе. Такой E-Ink экран гарантированно и 100-процентно безопасен для глаз. В нем нет ни мерцающих светодиодов, ни опасного HEV-излучения. Ничего того, что может даже теоретически нарушать выработку мелатонина и вредить организму. По этой же причине (иное устройство экрана) покетбуки не «слепнут» на солнце, как смартфон или планшет.
- Более того, даже подсветка в ридерах-покетбуках безвредна для глаз. Она размещается по периметру экрана и светит на текст сбоку, а не лупит тысячами лампочек по вашим уставшим глазам. Поэтому чтение дома или в неосвещенном автобусе именно с ридера вашим глазам не повредит.
- Кстати, у ридеров PocketBook есть ноу-хау — базовая белая подсветка практически не сажает батарею читалки. А у ридеров других марок использование подсветки ускоряет расход батареи на 15-20%. При этом даже самая бюджетная модель PocketBook оснащена самым четким на сегодня экраном E-Ink Carta, что также очень важно для безопасного чтения.
- Ошибки при чтении — это не неправильное прочтение каких-то слов. Это нарушение «светового баланса» при чтении в разное время суток. Мало использовать подсветку при чтении в темное время суток. Важно, чтобы подсветка к вечеру была теплая, рыже-желто-красная. С учетом всего вышесказанного понятно — теплое свечение для мозга более приятно и безвредно. Т.е. с правильной подсветкой можно «улучшить» выработку мелатонина к ночи. Тогда стоит выбирать ридер с регулируемой температурой подсветки. На данный момент флагманские в этом смысле модели — PocketBook 631 Plus и PocketBook 740. В таком покетбуке есть уникальная функция – можно настроить изменение тона подсветки в зависимости от времени суток. Т.е. хотите нормально спать ночью — получите насыщенный успокаивающий рыжий тон подсветки. Через 15-20 минут чтения с такого покетбука вы заснете без всяких снотворных сном младенца.
- Стоит еще отметить, что батарея у ридера PocketBook пашет 1,5-2 месяца без подзарядки (а не 1,5-2 дня, как батарея любого смартфона).
- А еще стоит вспомнить, что есть ридер, который можно безопасно брать с собой буквально куда угодно. Хоть в ванную, хоть на пляж. Здоровое чтение — это PocketBook 641 Aqua 2 —100%-но герметичная читалка, защищенная от попадания воды и грязи. Ни с книгой, ни со смартфоном почитать любимую книгу без вреда для здоровья в любой обстановке не получится!
- Любой PocketBook читает абсолютно все форматы книг, и качать их можно откуда угодно. При этом уже упомянутая модель PocketBook 631 Plus, кроме регулируемой подсветки, снабжена еще одной крутой функцией – Text-to-Speech. Это «робот-переводчик», который читает текст вслух, превращая обычную книгу в аудио. Вот вы читали книгу в покетбуке и почувствовали, что утомились. Или вам неудобно читать в трясущемся автобусе — вы активируете «переводчика» и продолжаете слушать любимую книгу. Здоровое чтение – не напрягая зрение.
Конечно, полностью уйти от опасного HEV-излучения не получится. Тем не менее, минимизировать риски для своего здоровья вполне возможно. Учитывая, например, что стоимость «компьютерных» очков — около 1 000 рублей, а стоимость хорошего ридера-покетбука— от 6 000 рублей. Что гораздо ниже цены «приличного» смартфона.
Причем PocketBook можно купить ещё с одной выгодой: при покупке на официальном сайте на любой ридер-покетбук вы получите гарантию в ТРИ года (а не в один год, как у других марок). Здоровье глаз и нормальная выработка мелатонина того стоят!
Вообще, здоровье бесценно, и купить это ни за какие за деньги невозможно — поэтому лучше приложить усилия и сберечь его!
Опубликовано — 29 ноября 2018 г.
Источник: mobile-review.com
Цвет в кино: особенности восприятия
Цвет оказывает на нас эмоциональное, психологическое и даже физическое воздействие, которое порой мы можем не осознавать. Глаза и мозг человека могут прийти к четкому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Именно поэтому чаще всего в кино используют комплементарную цветовую схему — контрастное сочетание теплых и холодных цветов, которые на цветовом круге противоположны друг другу. Такое сочетание оттенков делает композицию уравновешенной и воспринимается естественно. Самые популярные комплементарные пары — желтый-синий и красный-зеленый.
Кадр из фильма «Амели» (2001) / Фото: Miramax
Кадр из фильма «Крупная рыба» (2003) / Фото: Columbia Pictures
Реже используется троичная цветовая схема, которая объединяет в одной композиции 3 цвета, равноудаленных друг от друга на круге, например, желтый, синий, красный. Один из цветов, как правило, доминирует, а два других дополняют и усиливают его звучание. Возможен также вариант использования двух близких по тону цветов с контрастным противоположным, например, желтый, зеленый и красный.
Кадр из фильма «Женщина есть женщина» (1961) / Фото: Euro International Film
Более сложная и редкая схема — тетраидная, объединяющая четыре цвета. Почти во всех этих случаях один цвет доминирует, а другие лишь оттеняют его.
Цветовая гармония
Осмысленное использование определенного цвета в кино основано на психологии зрительского восприятия.
Йохансен Иттен в своей книге «Искусство цвета» отмечает, что для большинства цветовые сочетания, называемые «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же различных цветов, имеющих одинаковую силу. Например, если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, то закрыв глаза, мы увидим красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим в подсознании его противоположность — зеленый. Опыт одинаково работает с разными цветами.
Существует и более тонкий способ гармоничной организации — использование аналогичных цветов, т.е. монохроматической схемы цвета. В случае с очевидным доминированием определенного цвета из хроматической палитры (6 цветов) в фильме или отдельной сцене можно говорить о целенаправленном использовании цвета для создания у зрителя конкретной эмоции. При этом всегда необходимо учитывать, что у каждого цвета выделяют несколько ассоциаций, одна из которых соответствует контексту и с определенной долей вероятности совпадет с нашим субъективным ощущением.
Желтый
Успешные комбинации: синий, черный, красный, зеленый.
Символические ассоциации: разум, познание, уверенность, болезнь, безумие, недоверие.
Желтый — самый светлый цвет. Он теряет это качество в сочетании с более темными — серым, черным, фиолетовым. Соответственно, прозрачные и яркие тона желтого воспринимаются позитивно, а затуманенные и тусклые — негативно.
Любитель яркого желтого цвета — Уэс Андерсон часто использует его в качестве иллюстрации чувства наивности, радости, детского взгляда на мир. Однако в короткометражке «Отель Шевалье» (2007) — прологе к фильму «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» — желтый становится символом одиночества, некоторого болезненного помешательства и отгороженности двух главных героев от мира и самих себя. Таким образом, через доминирующий желтый цвет Андерсон, в сочетании с изысканной обстановкой и романтичной музыкой, выражает общее состояние места, времени и внутренние переживания персонажей. В кадрах можно заметить незначительные детали, которые уравновешивают цветовое решение — серые костюмы, синие книги, город за окном, окутанный предрассветной голубоватой дымкой.
Сцена из фильма «Отель Шевалье» (2007)
Красный
Успешные комбинации: голубой, зеленый, белый, черный
Символические ассоциации: огонь, страсть, активность, агрессия, опасность, сила.
Многозначность красного зависит от плотности и тональности. Смещенный в сторону красно-оранжевого он становится выражением воинственности, опасности, превосходства, власти, безумия, как в некоторых сценах из «Макбета» (2015).
Кадр из фильма «Макбет» (2015) Фото: The Weinstein Company
Красный, неизменно присутствующий в каждой сцене фильма из трилогии польского классика Кшиштофа Кесьлевского «Три цвета» (1994), имеет несколько нетипичных трактовок: искусственную попытку наполнить жизнь яркостью и значением, подвластность судьбе, столкновение правды и фальши, любви и ненависти.
Трейлер фильма «Три цвета: Красный» (1994)
Красный, смешанный с белым (розовый), приобретает значение чистоты, легкости, наивности. Впрочем, возможна и метафоричная объяснение этого цвета. Например, известный персонаж мира «Гарри Поттера» Доролес Амбридж обожала розовый, что вызывало к ней чувства, противоположные нежности и умилению.
Кадр из фильма «Гарри Поттер и орден Феникса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Синий
Успешные комбинации: белый, желтый, красный, оранжевый.
Символические ассоциации: тишина, покой, глубина, фантазия, загадочность.
Синий на желтом кажется темным и несколько теряет свою яркость. Чистым синим считается цвет, в котором нет ни желтоватых, ни красноватых оттенков. Если красный цвет — символ активности, то синий — его прямая противоположность, т.е. пассивность. При этом он может стать и символом скрытой опасности, как в сценах «С широко закрытыми глазами», или чарующей загадочности, как в фильме «Мулен Руж» (2001).
Кадр из фильма «С широко закрытыми глазами» (1999) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Мулен Руж» (2001) / Фото: 20th Century Fox
В богатой на яркие цвета «Тесноте» чаще всего в кадре появляется синий, который символизирует замкнутость, опустошение и нарастающую безотчетную тревогу, смешанную с неотвратимостью.
Кадр из фильма «Теснота» (2017) / Фото: «Ленфильм»
Сказочное значение синего цвета в эпизоде анимационной «Фантазии» (1940) дополняется устрашающими мотивами неизвестного, опасного, злого.
Сцена из мультфильма «Фантазия» (1940)
Зеленый
Успешные комбинации: белый, оранжевый, желтый, красный.
Символические ассоциации: жизнь, гармония, мягкость, таинственность.
Считается нейтральным цветом, так как в спектре расположен между черным и белым. Характер его выраженности меняется в зависимости от колебания в сторону соседних цветов — желтого и синего.
Как правило, зеленый в сочетании с желтым вызывает более светлые чувства у зрителя, ассоциируется с рождением нового, юностью, гармонией. Но при добавлении в палитру синих оттенков, а также общей приглушенности тона, зеленый отражает холодность, безразличие, запутанность и страх. В таком значении он применяется в монохромных сценах фильмов гораздо чаще. Например, в «Головокружении» (1958) отражает таинственность образа главной героини, зеленое цветовое решение сцен в «Матрице» создает неестественный эффект другой реальности, а в «Комнате страха» (2002) становится иллюстрацией тревожного чувства.
Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Матрица: Перезагрузка» (2003) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Комната страха» (2002) / Фото: Columbia Pictures
Оранжевый
Успешные комбинации: зеленый, синий, белый, черный, серый.
Символические ассоциации: радость, активность, чувствительность, воспоминания (сепия).
Двойственные значения оранжевого меняются в зависимости от его смеси с красным — тогда он приобретает энергичное, чувственное или праздничное, сказочное звучание. Но затемненный черным цветом, он тускнеет и становится признаком настороженности, опасности, не доходящей до очевидной угрозы. Контрасты между насыщенностью и выбором сочетания создают легкую атмосферу в немного грустной «Семейке Тененбаум» (насыщенный оранжевый), а в фоновом решении «Марсианина» (в сочетании с желтым), напротив, подчеркивают мрачность и переносят нас на другую планету.
Кадр из фильма «Семейка Теннебаум» (2001) / Фото: Buena Vista Pictures
Кадр из фильма «Марсианин» (2015) / Фото: 20th Century Fox
Фиолетовый
Успешные комбинации: в теории цвета практически никакие комбинации не считаются гармоничными.
Символические ассоциации: чувственность, благородство, двойственность, мистичность, мудрость, опасность.
Фиолетовый цвет, балансирующий между двумя концами спектра, имеет своеобразное влияние на подсознание. В зависимости от контрастирующих тонов, он может вызывать у зрителя как возвышенное, так и гнетущее впечатление. Этот цвет часто используют для создания на экране фантазийной реальности, других миров или погружения во внутренний мир героя. В нем, в отличие от других цветов, двусмысленность прочтения не зависит от контекста — она подразумевается практически в каждом случае. Например, в «Неоновом демоне» (2016) выбор фиолетового подсказывает зловещее нарастание конфликта на протяжении всего повествования, а в «Стражах Галактики» (2014) переносит нас в другое измерение.
Кадр из фильма «Неоновый демон» (2016) / Фото: Amazon Studios
Кадр из фильма «Стражи Галактики» (2014) / Фото: Disney
Мягкие оттенки фиолетового также часто становятся иллюстрацией мира грез и сказочности.
Кадр из мультфильма «Корпорация монстров» (2001) / Фото: Disney
Подведем итоги
Полярность в спектре эмоций, которые каждый цвет способен вызвать у зрителя зависит от нескольких значений:
- оттенка — выбора тона на цветовой палитре;
- насыщенности — интенсивности цвета;
- сочетания с другими цветами — контраст (светлого и темного, холодного и теплого, дополнительных цветов и др.).
При выборе цветового решения в кино ориентируются на общие ассоциации, связанные у большинства с тем или иным цветом, однако всегда остается вариант субъективного прочтения, который зависит от личной предрасположенности к цвету и предпочтениях гармоничных сочетаний.
Обложка: кадр из фильма «Неоновый демон» (2016) / Amazon Studios
Источник: tvkinoradio.ru
Модный поворот к нестареющему сочетанию цветов: ванные в синем и желтом цвете
Постоянно перекрашивать ванную комнату — не самая легкая задача, у многих из нас недостаточно денег или времени, чтобы следовать новейшим веяниям моды.
Именно поэтому выбор единой цветовой схемы для ванной, которая будет поддерживать вас «на вершине моды» — наиболее умное и практичное решение.
Кроме того, существуют цвета, которые кажутся модными во все времена и попросту вписываются в любой стиль, который Вы выберете.
Сегодня мы обратим внимание на надежную, стильную и вечно молодую цветовую комбинацию, которая оживит Вашу ванную, оставаясь уместной в любой ситуации — это сочетание синего и желтого.
Яркий дизайн ванной
Синяя и желтая плитка в ванной выглядит гораздо веселее, чем более консервативные варианты, как, например, синий и белый.
Это цветовая палитра заимствована у природы (просто представьте закат ясным летним днем, возможно, даже, с видом на море!), а присутствие желтого цвета добавляет яркости и освежает даже самую скромную ванную.
Идеальный баланс между спокойствием и восторгом, который ванные в различных желтых и голубых тонах поддерживают на высоком уровне, вдохновит вас на выбор этого жизнерадостного дуэта.
Исследуйте тона и стили
Существует огромное количество стилей, которые, в которых вы можете оформить свою ванную при выборе желто-синего сочетания цветов.
Для начинающих подходит не теряющий популярности пляжный стиль со множеством изгибов берега и деталями в морском стиле.
Вместо того, чтобы использовать избитое сочетание красного, белого и синего, замените броские красные плитки приятными желтыми, чтобы оформить уникальную и стильную ванную.
Для тех, кто ищет дизайн умиротворяющей современной ванной в стиле СПА, морские бирюзовые оттенки, совмещенные с мягкими желтыми штрихами создадут достаточный эффект для достижения цели.
Не ограничивайте себя только «небесно-голубым» или «солнечно-желтым» и попробуйте множество других оттенков этих динамичных цветов.
Голубой и желтый придают ванной особую насыщенность
Серо-голубой заменяет традиционные голубые цвета в этой повседневной ванной
Ванная в природном стиле с желтой ванной и голубой раковиной
Плиточные стены разных оттенков синего и желтого
Яркие акценты!
Все еще размышляете, добавлять ли желтый к уже оформленной в синем и голубом ванной?
Почему бы не сделать первые шаги, добавляя простые, но эффектные желтые акценты с помощью полотенец, тумбочек, стоящих напротив ванны, скамейки в душевой кабине или, попросту, картины?
Если вы хотите более насыщенные цвета, модно изменить цвет ванны или раковины на желтый, чтобы убедиться, что вы правильно расставили акценты для баланса двух цветов.
Всегда используйте один и тот же акцентирующий цвет (будь то желтый или синий), чтобы придать ванной более совершенный вид.
Яркая ванная комната: дизайн. Фото:
Ванная в морском стиле
Великолепный желтый и бирюзовый придают ванной пляжный стиль
Сине-белая ванная с желтой раковиной