Типы программ по телевизору

Почти все телевизионные жанры в чистом виде встречаются крайне редко. Чаще они служат своеобразными кирпичиками, составными частями для создания более сложных телевизионных конструкций, которые телевизионные практики часто называют передачами, программами.

Телепрограмма – это совокупность произведений самых различных жанров, стилей, степени условности, слабо ассоциированных фрагментов искусств и неискусств. Телепрограмма – это форма существования ТВ. Телепрограмма по структуре мозаична, она материализует, фиксирует все общественные отношения. Программность – это конечный результат МК, сущностное качество ТВ.

Существует несколько классификаций телепрограмм.

1. Функциональная: программа выполняет общие функции; многофункциональная; просветительская; художественно-развлекательная; формирующая общественное мнение.

2. Предметно-тематическая: политика, экономика, наука, природа, география, путешествия, социальные отношения, личная жизнь, культура и искусство, религия, спорт, история, смешанные программы.

Один день из жизни советского ТВ. Реконструкция эфира «Первой программы» ЦТ СССР от 17.02.80 ЦВЕТ

3. Классификация по форме передач: документальные, документально-художественные, художественно-игровые; драматические, музыкальные, литературные; выполненные в различных жанрах; студийные и внестудийные; живые и в записи; по объему (цикл, сериал, рубрика) и др.

4. Адресная классификация: по времени (утренние, вечерние, дневные); по адресу (для всех, для отдельных групп). Адресность позволяет дифференцировать аудиторию по интересам, возрастному, образовательному, профессиональному или другим признакам.

Типообразующие факторы: главным типообразующими факторами являются — аудиторная направленность, стремление собрать вокруг издания или программы аудиторию с четко определенным набором черт (социально-демографических, социально-мировоззренческих, особенностей потребностей, запросов, интересов, предпочтений и т.д.). От того, каким аудиторным признакам будет уделяться данным СМИ наибольшее внимание, зависит: 1) проблемно-тематическая направленность, обращение к определенным пластам информации; при этом СМИ может быть по этому признаку универсальным, политематическим и монотематическим. А от того, в каком свете будут освещаться проблемы и темы, зависит 2) социальная позиция СМИ, его политическая, экономическая и др. направленность в соответствии с представлением редакции о перспективах развития страны, ее месте и роли в мировом сообществе, линии поведения во внутренних и международных отношениях; при этом очень важно, какая позиция будет реализоваться в условиях плюрализма, т.е. 3) линия поведения относительно других СМИ, представляющих другие социальные позиции, отстаивающие интересы других социальных слоев.

Есть и другие типообразующие факторы (масштаб информации, регион распространения, стилевые формы, в т.ч. способы взаимодействия со своей аудиторией и др.), но они представляют как бы “второй пласт” типообразующих свойств.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат Типология ТВ программ. От 250 руб
  • Контрольная работа Типология ТВ программ. От 250 руб
  • Курсовая работа Типология ТВ программ. От 700 руб

Источник: students-library.com

ЛУЧШИЕ телепередачи 2000-Х. НУЛЕВЫЕ! Топ10.НОСТАЛЬГИЯ.

Типология телевизионных программ

Подразделяются по разным принципам. По характеру повествования бывают: информационные (представлены жанрами заметки/видеосюжета, отчета, выступления, интервью, репортажа), аналитические (комментарий внутрикадровый или закадровый, обозрение, беседа, дискуссия, пресс-конференция, корреспонденция), художественные (очерк, зарисовка, эссе, фельетон, памфлет — не путать с выступлениями сатириков!) и документальный телефильм, рассчитанный на многократный показ.

ТВ-шоу, кажется, уже можно выделить в отдельный вид (ток-шоу, викторины, конкурсы и т.д.). По регулярности выхода в эфир могут быть ежемесячные, еженедельные, ежедневные или даже ежечасные, или как документальные телефильмы — нерегулярные, но рассчитанные на многократный показ. По структуре содержания: передача-журнал (рубрики, странички) или монолитная. Также стоит сказать об авторских передачах типа Парфенова.

В последнее время внимание к типологии как научному методу заметно возросло. В первую очередь, это связано с возможностью применения типологических раскладок в маркетинговых исследованиях. Сущность типологии — объединение типологических единиц (в данном случае изданий или программ) в группы по характерным признакам. Такими признаками могут быть:

время выхода (вечерняя газета, утренняя телепрограмма);

периодичность (ежедневная газета, еженедельная программа и т.д.).

По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий и программ:

общероссийские (их аудитория включает все основные группы населения, проживающие на территории РФ — напр., “Аргументы и факты” и т.д.);

межрегиональные (охватывают население нескольких регионов — напр., СТС, РЕН-ТВ и т.д.);

международные (объединяющие группы населения разных стран — напр., “Cosmopolitan”, “Домашний очаг” и т.д.);

этнических общностей (наций, народностей):

территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ);

для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные и т.д.)

для социальных групп (среднего класса, интеллигенции и т.д.);

Еще по теме:  Установка телевизоров в гостинице

для возрастных групп (молодежи, пожилых и т.д.);

для женщин и мужчин;

для малых групп (семья, клуб и т.д.)

для групп верующих (православных, католиков и т.д.)

По целевому назначению:

культурно-просветительские (“Театр + ТВ”);

методические (журнал “Литература в школе”);

рекламные (газета “Экстра-М”);

информационные (“Время, “Сегодня”) и др.

(Возможно сочетание в одном издании или программе различных назначений — напр., научно-публицистические). По целевому назначению СМИ классифицируются с учетом осуществления функций политики, экономики или каких-либо течений. По этим признакам они могут быть классифицированы как оппозиционная пресса, правая печать, либеральные СМИ и т.д.

Возможна классификация по тематическому признаку (спорт, кулинария и т.д.) или по жанровому (интервью, репортаж, ток-шоу и т.д.).

Типообразующие факторы: главным типообразующими факторами являются — аудиторная направленность, стремление собрать вокруг издания или программы аудиторию с четко определенным набором черт (социально-демографических, социально-мировоззренческих, особенностей потребностей, запросов, интересов, предпочтений и т.д.). От того, каким аудиторным признакам будет уделяться данным СМИ наибольшее внимание, зависит: 1) проблемно-тематическая направленность, обращение к определенным пластам информации; при этом СМИ может быть по этому признаку универсальным, политематическим и монотематическим. А от того, в каком свете будут освещаться проблемы и темы, зависит 2) социальная позиция СМИ, его политическая, экономическая и др. направленность в соответствии с представлением редакции о перспективах развития страны, ее месте и роли в мировом сообществе, линии поведения во внутренних и международных отношениях; при этом очень важно, какая позиция будет реализоваться в условиях плюрализма, т.е. 3) линия поведения относительно других СМИ, представляющих другие социальные позиции, отстаивающие интересы других социальных слоев.

Есть и другие типообразующие факторы (масштаб информации, регион распространения, стилевые формы, в т.ч. способы взаимодействия со своей аудиторией и др.), но они представляют как бы “второй пласт” типообразующих свойств

36. Концепция социальной ответственности журналиста

В Международных принципах профессиональной этики журналиста, принятых в Париже 20 ноября 1983, положение о социальной ответственности сформулировано в принципе 3: “В журналистике информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления. Это означает, что журналист разделяет ответственность за переданную информацию. Он ответствен не только перед теми, кто контролирует СМИ, но прежде всего перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием”.

С точки зрения общества, долг журналиста — высокий долг, и нужно быть честным по отношению к нему.

По мере развития гражданского общества и правового государства, обнаруживалось, что при сохранении принципиальных основ свободы массово-информационной деятельности, требуется правовое регулирование деятельности СМИ, а это ведет к формированию концепции ответственности свободы СМИ. Не случайно сразу после провозглашения свободы информации и декларации об отсутствии цензуры в конституции ФРГ констатируется, что границы этих прав указываются предписаниями общих законов.

Это означает, что законодательная власть имеет право издавать законы и тем самым регламентировать рамки свободной деятельности СМИ, бороться против злоупотребления ими свободой слова. Точно так же обстоит дело и в США. Несмотря на конституционный запрет издавать законы, ограничивающие свободу печати и слова, в США существует множество актов, определяющих границы использования свободы слова. Итак, закон на страже охраны интересов государства, охраны прав и законных интересов личности. В соответствии с законом РФ о СМИ “не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны”.

Но надо помнить, что не только закон должен взывать к ответственности журналиста, но и он сам должен чувствовать свою ответственность перед человеком, группой, государством за то, что он знает и пишет.

Источник: kazedu.com

Доминирующие форматы передач отечественных телеканалов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лавров Виктор Валерьевич

Статья посвящена исследованию форматов передач отечественных телеканалов . Представлены различные классификации форматов передач, выявлен рейтинг лучших телепроектов . Были проведены экспертные опросы респондентов по выявлению значимости категории «формат» и « рейтинг телепроектов ». Выявлены основные тенденции и характеристики ведущих телевизионных форматов и определены основные характеристики исследуемых контентов .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Лавров Виктор Валерьевич

Особенности производства отечественных телепрограмм в современных условиях: творческий и экономический аспекты

Еще по теме:  Как подключить телевизор к аккаунту Яндекс

«Пятый канал»: стратегии программирования универсального вещателя «второго эшелона»
Телепотребление. Что изменилось?
Телевизионные предпочтения как предикторы девиантного поведения в подростковом возрасте
Эволюция российского телевидения в контексте эстетики постмодерна
i Не можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMINANT FORMATS OF TRANSMISSION OF DOMESTIC TV CHANNELS

The present article is devoted to the study of the formats of the broadcasts of domestic TV channels . Various classification of transmission formats is presented, the rating of the best TV projects. Expert surveys of respondents were conducted to identify the significance of the category «format» and » rating of TV projects». The main trends and characteristics of the leading television formats are revealed, and the main characteristics of the studied content are determined.

Текст научной работы на тему «Доминирующие форматы передач отечественных телеканалов»

ДОМИНИРУЮЩИЕ ФОРМАТЫ ПЕРЕДАЧ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ

Аннотация. Статья посвящена исследованию форматов передач отечественных телеканалов. Представлены различные классификации форматов передач, выявлен рейтинг лучших телепроектов. Были проведены экспертные опросы респондентов по выявлению значимости категории «формат» и «рейтинг телепроектов». Выявлены основные тенденции и характеристики ведущих телевизионных форматов и определены основные характеристики исследуемых контентов.

Ключевые слова. Телевизионный формат, контент, телепроект, рейтинг, классификация, отечественные телеканалы.

DOMINANT FORMATS OF TRANSMISSION OF DOMESTIC TV CHANNELS

Abstract. The present article is devoted to the study of the formats of the broadcasts of domestic TV channels. Various classification of transmission formats is presented, the rating of the best TV projects. Expert surveys of respondents were conducted to identify the significance of the category «format» and «rating of TV projects». The main trends and characteristics of the leading television formats are revealed, and the main characteristics of the studied content are determined.

Keywords. Television format, content, TV project, rating, classification, domestic TV channels.

Развитие отечественного телевидения в современных условиях претерпевает существенные изменения, что, в первую очередь, связано с постепенным изменением спроса на телевизионную продукцию, усилением конкуренции, изменением в уровне доступа зрителей к техническим передающим системам и многими другими причинами. Изучение форматов телепередач, активное привлечение зрителей к тем или другим телепередачам — главная задача по формированию современной и конкурентоспособной телевизионной продукции. Следовательно, вопросы выявления наиболее востребованных форматов передач отечественных телеканалов — важнейшая задача и актуальная тема для исследования в данной области.

В настоящее время существует большое разнообразие телепередач. Важным отличительным признаком для телепродукции является формат телепередачи. В статье «Типология форматов российских телеканалов» представлены следующие трактовки данного понятия: «Формат как стандарт, эталон, соответствие определенным нормам; формат как концепция СМИ, набор идей; формат как определенный вид контента; формат как способ привлечь конкретную аудиторию; формат как нечто, обеспечи-

Виктор Валерьевич Лавров — кандидат экономических наук, доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.

вающее тесную связь с потребителем; формат как набор особенных, уникальных характеристик; формат как набор определенных ограничений» [1].

На основе представленных выше трактовок понятия «формат» автором проведено исследование значимости данных трактовок экспертным методом с помощью опроса 30 человек, которые из представленного списка определений выбрали, то, которое, в их понимании, наилучшим образом отражает смысл понятия, воспринимается так, как будто оно наилучшим способом раскрывает смысл понятия «формат». В таблице 1 представлены результаты выполненного автором экспертного анализа значимости различных трактовок категории «телевизионный формат».

Экспертный анализ значимости трактовки «телевизионный формат»

Трактовка категории «телевизионный формат» Количество респондентов Удельный вес, %

1. Формат как стандарт 3 10

2. Формат как концепция СМИ 6 20

3. Формат как вид контента 3 10

4. Формат как способ привлечь аудиторию 2 6,7

5. Формат как нечто, обеспечивающее тесную связь с потребителем 1 3,3

6. Формат как набор уникальных характеристик 14 46,7

7. Формат как набор ограничений 1 3,3

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что большинство респондентов, участвующих в опросе (14 человек из 30, что составило 46,7%) отметили, что, более полное определение понятия «формат» — это набор уникальных характеристик. На втором месте по результатам опроса оказалась трактовка «концепция СМИ», что составило выбор 20% респондентов. Наименьшее внимание по результатам выбора было уделено пятой и седьмой трактовке понятия — по 3,3%.

Рассмотрим некоторые классификации формата телепередач, выходящих на отечественных телеканалах. Цибанова Н.Н. в статье «Классификация основного контента телеканалов» все телевизионные передачи подразделяет на следующие группы: ежедневные телевизионные передачи (новости, сериалы и т.д.); еженедельные передачи (выходят раз в неделю); ежемесячные передачи — тематические программы; нерегулярные передачи; ситуационные передачи [2].

Еще по теме:  Что идет по телевизору карусель

Можно представить еще одну классификацию разделения программ на определенные форматы. «По категориям программы разделили на следующие составляющие: новости; художественные фильмы; сериалы; документальные фильмы; анимационные фильмы; спортивные трансляции; спортивные программы; музыкальные трансляции; программы о музыке; программы, затрагивающие острые социальные проблемы; дискуссии; ток-шоу; аналитические программы; реалити-шоу; игровые шоу; юмористические программы; истории жизни» [3].

На рисунке представлен рейтинг телевизионных передач на отечественных телеканалах, использующий еще одну классификацию [4].

На основе исследования данного рейтинга телевизионных программ можно сделать вывод, что наиболее популярными в современных условиях являются развлекательные, юмористические передачи, общий рейтинг которых составил 43,2%, на втором месте по интересу аудитории оказались новостные передачи, которые отметило 39,6% зрителей. Наименьший показатель интереса имеют программы об экономике и финансах, общий рейтинг которых составил 3%.

Более подробное разделение телевизионных программ на определенные направления с примерами телепередач представлено в таблице 2. А в таблице 3 представлен рейтинг лучших телепроектов за последнее время [6].

Заметим, что большой вклад в исследования форматов передач отечественных телеканалов внесла Степанян С.К. Прежде всего, следует отметить, что она разработала классификацию телепередач с разделением их на следующие форматы: «новости, фильмы, игровые шоу, реалити-шоу» [там же].

Развлекательные, юмористические передачи

Программы о природе и животном мире

Прогреты о жизни энаменитхтей

Программы о семье и здоровье Общественно-политические программу ток-

Детские передачи Программы о спорте Телевизионкьк игры и лотереи Прогреты о культуре и искусстве Религиозные передачи Програмны об экономике, финансах

О 5 10 15 £0 25 30 35 40 15 50

Рис. Рейтинг телепередач на отечественных телеканалах

Классификационные характеристики каналов вещания

Название канала Виды подформатов Пример канала

Каналы широкого профиля основные каналы «Первый», «Россия 1», НТВ, «Пятый», «Рен ТВ», «Мир»

Новостной широкого профиля «Россия 24», «ТВ Центр»

региональный «Москва 24», «78»

спортивный Россия 2

религиозный Союз, Спас ТВ

Спортивный футбольный «Футбол», «НТВ-плюс Наш футбол»

экстремальный спорт «Extreme Sport», «Русский экстрим»

теннис «НТВ-плюс Теннис»

Кино-каналы отечественные фильмы «Дом кино», «Русский Иллюзион», «TV 1000 Русское кино»

зарубежное кино «TV 1000», «Еврокино», « Иллюзион+»

комедии «Комедия ТВ»

триллеры «Настоящее страшное кино»

Музыкальный отечественная музыка «RU TV», «Музыка Первого»

музыка «шансон» «Шансон ТВ», «Ля-Минор»

музыка «хип-хоп» «А-One»

молодежный формат «O2 TV»

Детский Развлекательный «Детский», «Disney», «Карусель», «Детский мир»

Познавательный культурно-просветительский «Культура», «Viasat Explorer»

научно-популярный «Моя планета», «Наука 2.0», «24 Техно»

здоровье «Тонус ТВ», «Здоровое Телевидение»

Познавательно-развлекательный досуговый «Охота и рыбалка», «Усадьба», «Загородная жизнь», «Мать и дитя»

Развлекательно-познавательный киносериалы «Домашний»

о животных «Зоопарк ТВ», «Animal Planet»

Развлекательный молодежный ТНТ, СТС

шоу-канал «Муз-ТВ», «MTV»

Составлено автором на основе данных [5].

ltÜHrilÜ20.5% НЯШ 19,1% ШШШ^^ 18.5% ШШШШйлъ ■■ta 13.9% ■н 9.3% 9.2%

Автором проведено исследование потребительских предпочтений в области телевизионного контента. Было опрошено 30 студентов Санкт-Петербургского института кино и телевидения, на основе полученных данных выявлен рейтинг наиболее востребованных в молодежной среде телепроектов.

Наибольшее количество баллов получили такие телепроекты, как: КВН-Высшая лига; Точь-в-точь; Comedy Club; Орел и решка. Сопоставление полученных результатов с вышеизложенными приводит к выводу, что в изучении популярных телевизионных передач необходимо учитывать: к какому потребительскому сегменту относятся зрители. Важно применить индивидуальный подход, учитывать мнение потребителей, создавать качественную, высокохудожественную, с элементами нравственности кинопродукцию, важнейшим назначением которой является не только развлекательный фактор просмотра, но и воспитательный, познавательный аспект. Изучение популярности телепрограмм имеет важнейшее значение и способствует повышению конкурентоспособности телеканалов.

Рейтинг лучших телепроектов

Ранг Название телепроекта Характеристика

1 КВН Программа КВН — лидирующие позиции в рейтинге

2 Трансляция военного Парада 9-го Мая Трансляция парада с Красной Площади

3 Новости 1 канала Информация о главных событиях в стране и мире

4 Шоу «Лучше всех» Детский проект

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Шоу «Удивительные люди» Проект завоевал огромную популярность

6 Шоу «Голос. Дети» Детский проект

7 Комедия Владимира Меньшова «Любовь и голуби» Комедия о курортном романе

8 Шоу «Голос» Взрослый проект

9 Сериал «Мажор-2» «Мажор-2» в рейтинге один из самых популярных сериалов

10 Финал «Евровидения» Музыкальная программа «Евровидение»

Составлено автором на основе данных [4]

1. Типология форматов российских телеканалов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pandia.ru/text/78 /173/74411-3.php (дата обращения 20.02.2019).

2. Цибанова Н.Н. Классификация основного контента телеканалов по периодичности выхода в эфир // Молодой ученый. 2014. №18. С. 833-837.

3. ТВ-измерения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tns-global.ru/rus/data/ratings/tv (дата обращения 20.02.2019).

4. Рейтинг телепередач. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text=Рейтинг% 20разных%20телепередач%20в%20Россииimg_url=http%3A%2F%2Fxn--c 1abmbzbn.xnp 1 ai%2F (X(1)S(cihjmygiu1utsayyyvczx0qu))%2F2314_3gifrpt=simagehttps://cyberleninka.ru/article/n/dominiruyuschie-formaty-peredach-otechestvennyh-telekanalov» target=»_blank»]cyberleninka.ru[/mask_link]

Оцените статью
Добавить комментарий