То что не покажут по телевизору в СССР

Содержание

Деды, с восхищением вспоминающие любимые программы молодости, хорошего не посоветуют. Достаточно посмотреть несколько хитов ТВ СССР, чтобы постичь эту ужасную истину.

23 марта 2023 15

Телевидение в СССР было не фонтан по определению. Если там появлялось нечто любопытное и из ряда вон выходящее, то это скорее вопреки, чем благодаря. Иными словами, на каждое бессмертное «Что? Где? Когда» приходятся сотни и сотни часов безнадежно отсталого хлама.

«А ну-ка, девушки!» (1970-1987)

С учетом того, что эту программу долгое время вел Александр Масляков, она воспринималась как КВН для бедных и несчастных. Девушек со всех концов страны заставляли участвовать в немыслимо унылых профессиональных состязаниях, и, хотя программа позиционировалась как развлекательная, количество адреналина и юмора в ней было даже не нулевое, а отрицательное.

«Больше хороших товаров»

Худшая из всех популярных программ советского ТВ. Вызывает мгновенную икоту и отторжение у каждого старожила при одном лишь упоминании. Формально задумка была верной: при отсутствии рекламы хоть как-то доносить зрителю информацию о новинках ширпотреба. На практике субботние выпуски вылились в монотонный показ сданных трубо-килограммов с тусклыми репортажами и дикторами, которые будто некролог читали, а не впаривали нам свежий холодильник.

СCCP ВРЕМЕН СТАЛИНА (это не покажут по ТВ)

«Кабачок „13 стульев“» (1966-1980)

Безумно популярное развлекательное шоу в клубном формате — собирались артисты и устраивали междусобойчик с элементами капустника. Местом встречи был вымышленный польский трактир. Какое-то время выглядело свежо, хотя поводов поглумиться и пощеголять остроумием у авторов становилось все меньше и меньше, программа устарела и катилась по инерции. Но и так смотрели, альтернатив не было. В 1978 году возникла программа «Вокруг смеха», и «Кабачок» быстро отправился на покой.

«Камера смотрит в мир»

Концепция выпусков похвальная: СССР и весь мир через призму камер репортеров с документалистами. Крутили даже западные документалки, если они вписывались в русло партийной линии. На практике все выливалось в переливание из пустого в порожнее банальных идей пропаганды. Немало душ тогда уснуло перед экраном, просыпаясь лишь на гудении настроечной таблицы.

«Международная панорама» (1969-1988)

Еженедельный обзор геополитических новостей. С бодрыми красками, колоритным ведущим (Александр Бовин) и зажигательной мелодией группы The Ventures. На этом все плюсы кончаются. Одни и те же разговоры про безработицу в странах Запада, наркоманию там же, крах доллара и нагнетание ядерной напряженности. Политинформации среди советских граждан любовью не пользовались, как ни подавай.

«Музыкальный киоск» (1962-1991)

Уникальность советской культуры состояла том, что даже сугубо развлекательные радости жизни пропаганда превращала в тяжелую повинность. Ведущая, пианистка Элеонора Беляева, всем нравилась, конечно, чего не скажешь о содержимом программы: заслышав классическую музыку, зритель тянулся к выключателю и уходил занимать очередь за пивом. Конечно, классическая музыка — совсем не зло, однако современное ТВ благоразумно заводит ее по ночам.

Это никогда не покажут по ТВ: что творилось в Москве когда к ней подошли Вагнера или «Назад в СССР»

«Сельский час» (1963-1988)

Надои бычков, покос клубники — целый час колхозного трудового подвига. Единственная польза программы — передача опыта от старых агрономов и трактористов зеленым юнцам. Основное же время посвящалось битве за урожай и рекордным центнерам с гектара. Ладно бы шла в рабочее время, так ведь занимала полдень каждого воскресенья, вот и похмелялась под «Сельский час» огромная страна.

«Служу Советскому Союзу» (1973-1991)

Никаких анекдотов и солдатских баек. Исключительно репортажи из воинских частей и с боевых учений. Любопытно было поглазеть на десантирование тяжелой бронетехники или десантные катера на воздушной подушке. В воскресенье дети просыпались под «Будильник», а сразу за ним, в 10.00, показывали «Служу Советскому Союзу» и пробуждались взрослые. Подразумевалось, что передача даст заряд бодрости на весь выходной, но феерический градус официоза и показухи приводил к обратному эффекту.

«Товарищ песня»

Это пострашнее «Музыкального киоска». Профессионалы и артисты самодеятельности как могли пели патриотические песни, набор которых был скуден и кочевал из выпуска в выпуск.

«Шире круг» (1976-2007)

Альманах советской эстрады — это только на словах звучит зажигательно. Передача хороша была тем, что давала, как говорили в СССР, дорогу молодым. Здесь впервые перед все страной выступили Юрий Лоза, Юрий Антонов, Филипп Киркоров, а также многие акробаты, танцоры и клоуны. Однако, чтобы выцепить хоть одного приличного артиста в эфире, приходилось высиживать бесконечные часы протокольной самодеятельности, так что передача пользовалась любовью исключительно в среде всеядных пенсионеров.

Еще по теме:  Установить на телефон пульт для телевизора Тошиба

«9-я студия» (1974-1988)

Прообраз всех нынешних российских дискуссионных политпрограмм. В студию приходили люди и с умным видом бурно обсуждали текущую политическую обстановку, используя филигранные выражения и тяжелые предметы. Но зритель не идиот, он быстро замечал, что сонные собеседники окопались в одном партийном окопе и даже не планировали спорить с верными товарищами — в СССР о подобном кощунстве и подумать не смели! Впрочем, могло быть и хуже. В эфир выходил и вовсе чудовищный «Ленинский университет миллионов».

Источник: www.maximonline.ru

Вопрос к тем, кто жил при СССР. Показывали ли в то время по телевизору американские, британские фильмы?

Просто я слышал, что их не показывали потому, что во многих из них присутствует огромное количество насилия, разврата и т. д. и т. п. Фильмы ужасов-то вроде не показывали?

Показывали.. .
Уже, спрашивали.

Константин Удаков

Тогда покзывали НОРМАЛЬНЫЕ фильмы.

Рустам Махмадиев

Редко, но бывали.. . К примеру, Укрощение строптивой.. . Британские документальные помню, но тоже редко, поскольку своих документальных и очень интересных, познавательных было очень много.. . Но в кинотеатрах-то шли.. . Запомнился «Берегите детей и зверей». Тогда каждую неделю открывался показ нового фильма.. . Много было итальянских фильмов, ОТЛИЧНЫХ. Вот фильмами ужасов нас не зомбировали, слава Богу.. . как и сексуальной революцией.. . Кстати, вспомнила.. . в кинотеатре Иллюзион мы достаточно смотрели и американских, и английских фильмов, но старых.

Машенька Лютенко

да, показывали. Но показывали только те, в которых говорилось или о борьбе пролетариата или о нищите крестьянства.

По телевизору иногда были. Однако тогда в основном фильмы показывали в кинотеатрах и американских было достаточно много.

Зюлькина Екатерина

Ну оооочень редко. Дорогое это удовольствие.

Не очень часто, а так больше про Ленина партию и про производство!

Английйский сериал «Робин Гуд», «Ангар-18», вестерны, а так же фильмы времен Великой депрессии

Анна Сергеева

В кино показывали часто Например такие шедевры как » Спасите Конкорд», » о, счастливчик», и т. д.

Anna Vologina

Сначало конечно не показывали, потом стали немного, вот перед развалом СССР их уже
показывали столько, что сейчас даже уже не показывают.

Юлия Забелло

V 1975 g v Kieve nedelya Amerikanskogo kino,pokazuvali «Bei pervum Fredi»,»Belosnejka i 7 gnomov» ,»Spartak». chto to eshe.

Дина Бариева

показывали. и в кинотеатрах и по телевидению. согласно договора проката. в те времена американцы умели снимать кино. впрочем как и наши.

Максим Афанасьев

сейчас каждый день показывают фильмы-ужасов в реальном времени

Татьяна* Sh*

По телевизору почти нет, разве что исторические. В кинотеатрах — в последние несколько дней месяца шли иностранные, одни из лучших, в основном французские, итальянские. . британские и американские — очень редко.

Я в СССР только три года жила. Но брат говорит что в кинотетрах например можно было посмотреть «Полёт навигатора» и т. п. Хороший кстати фильм.

Галина Суслова

практически нет. если только старые и без всякой идеологической нагрузки. вестерны показывали.

Редко, но были. В кинотеатрах часто показывали.

Стасончик Бабалов

Даже не помню. только Индия прорывалась.

Источник: sprashivalka.com

Запрещённое кино Советского Союза

В СССР под запретом были многие западные фильмы, потому что «не соответствовали моральному облику советского гражданина». Но оказывается, что и кинокартины, снятые советскими режиссёрами, часто запрещали к показу.

«Строгий Юноша», реж. Абрам Роом, 1934

«Строгий юноша», снятый по одноименной пьесе писателя Юрия Олеши, рассказывает на первый взгляд безобидную историю о любовном треугольнике между красавцем комсомольцем Гришей Фокиным, интеллигентной девушкой Марией Степановой и ее мужем профессором Юлианом Николаевичем. Однако романтическая фабула в фильме не так важна, как своеобразная его эстетика.

Персонажи «Строгого юноши» пытаются ответить на вопрос — кто он, идеальный советский человек? Странные и зачастую откровенно абсурдистские диалоги о коммунизме и красоте, а также сами герои-комсомольцы, изображенные полунагими, подобно античным статуям, вызвали у партийного руководства откровенное недоумение.

Режиссера Абрама Роома обвинили в формализме и отклонении от канонов соцреализма. Добавила масла в огонь и трагедия, развернувшаяся во время съемок. Отобранный на главную роль актер Дмитрий Консовский был арестован за «антисоветскую агитацию» и через несколько лет погиб в лагерях. Съемочной группе пришлось спешно искать другого артиста (им стал Дмитрий Дорлиак) и переснимать фильм заново. Однако усилия оказались напрасными, «Строгого юношу» запретили к показу, и он стал одним из первых советских полочных фильмов.

«Бежин Луг», реж. Сергей Эйзенштейн, 1935

Хроника создания и гибели фильма «Бежин Луг» — одна из самых трагических страниц в истории отечественного кино. По мотивам истории о Павлике Морозове, юном коммунисте, предавшем своего отца-кулака, режиссер Сергей Эйзенштейн намеревался поставить глубокую притчу о конфликте поколений и разных эпох. Фильм не сохранился, и весь отснятый материл был уничтожен. Но по сценариям, восстановленным кадрам и составу съемочной группы (сюжет Эйзенштейн писал с Исааком Бабелем, а авангардный композитор Гавриил Попов сочинил для фильма музыку) можно предположить, что «Бежин луг» был обречен стать шедевром.
Уже на этапе съемок началась жестокая травля Эйзенштейна и его фильма. На бесчисленных партийных собраниях и худсоветах чиновники критиковали режиссера, вносили новые и новые правки в его замысел. Глава советской кинематографии Борис Шумяцкий опубликовал в газете «Правда» разгромную статью, где, в частности, осуждал Эйзенштейна за то, что тот не понимает рабочего класса и использует религиозную символику в фильме. Съемки были свернуты и, несмотря на огромные затраченные средства, «Бежин луг» был запрещен. Во время войны сохранившиеся пленки были уничтожены.

Еще по теме:  Как подключить ТВ приставку мгтс к телевизору

«Скверный анекдот», реж. Александр Алов и Владимир Наумов, 1966

В годы Оттепели число запрещенных и «полочных» фильмов заметно снизилось. Режиссерам по-прежнему было нелегко утверждать сценарии и проходить многочисленные бюрократические инстанции со своими проектами, однако творческая атмосфера, в сравнении со сталинскими временами, заметно поменялась. В брежневскую эпоху практика отправки фильмов на полку набрала силу вновь.

И одной из первых запрещенных к показу работ стал «Скверный анекдот» режиссеров Алова и Наумова. Экранизация одноименного рассказа Достоевского была насыщена едким «эзоповым языком» и выполнена в подчеркнуто экспрессионистском стиле.

Евгений Евстигнеев (в одной из наиболее выдающихся своих ролей) играет хитрого чиновника, статского советника Ивана Ильича Пралинского, притворяющегося очень либеральным и гуманным, чтобы внушить людям доверие к государственным реформам и общественным преобразованиям. Однако маска Пралинского вызывает в людях совершенно противоположный эффект. Руководство студии «Мосфильм» посчитало картину чересчур мрачной и гротескной, что она «порочит нацию и ее историческое прошлое». Алову и Наумову стоило огромного труда запустить в производство свой следующий фильм, знаменитый «Бег» по Булгакову. А «Скверный анекдот» добрался до зрителя лишь в 1987 году.

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», реж. Андрей Кончаловский, 1966

В 1960-е годы в советское кино вернулась тема русской деревни, кинематографисты стали по-новому осмыслять гигантскую пропасть между деревенскими и городскими жителями. Второй фильм Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной» сделан в полудокументальной манере, большая часть его героев — настоящие люди, непрофессиональные актеры.

В этой маленькой истории любви, полной тревог и поэзии повседневной жизни, режиссер приоткрыл завесу тайны, как живется советскому человеку в глухой деревне. На экране появились фронтовики, бывшие узники лагерей, и зритель слышит их подлинную речь, видит их эмоции и чувства.

Оказалось, что вдали от идеологии и приукрашенной действительности соцреализма, советский человек может испытывать боль и тоску, может быть несчастливым. Это и стало причиной негодования чиновников. «Ася Клячина» вызвала ожесточенные споры, ее требовали порезать и переснять, но съемочная группа, в том числе исполнительница главной роли Ия Саввина, отказались что-либо менять. Так важны были им запечатленные фрагменты настоящей жизни на пленке. Премьеры фильм дождался только в 1987 году, а в 1994-м Кончаловский снял «Курочку Рябу», продолжение, которое вызвало в обществе не меньше споров, правда, цензурировать сиквел уже было некому.

«Комиссар», реж. Александр Аскольдов, 1967

Первый и последний художественный фильм режиссера Александра Аскольдова. Основанный на рассказе Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», сюжет «Комиссара» показывает эпоху Гражданской войны совсем не в том героическом духе, который был широко распространен в советском кино.

Главная героиня фильма комиссар Красной Армии Клавдия (Нонна Мордюкова), которую, кажется, во всем тяготит ее пол — она убеждена, что должна была родиться мужчиной, быть стойкой как кремень, исполнять приказы партии и одерживать верх над ее врагами. Но неожиданная беременность резко выбивает женщину из колеи, обращает ее внимание на обычные человеческие ценности, Клавдия впервые задумывается о жизни и смерти, о судьбе простого человека в переломное военное время.

И сочувствие вызывает у нее бедный еврей Магазанник (гениальная роль Ролана Быкова), переживший антисемитские погромы. Аскольдов затронул неожиданные и страшно неудобные темы в «Комиссаре». Вместо фильма, приуроченного к 50-летию СССР, получилась странная и поэтичная притча, а эпизод сна Клавдии снят и вовсе в духе сюрреалистических работ Луиса Бунюэля. Запрет «Комиссара» был неизбежен, Аскольдова клеймили и критиковали до такой степени, что он больше не захотел возвращаться в кино. До зрителя фильм добрался только в 1987 году.

«Интервенция», реж. Геннадий Полока, 1968

После крайне успешной «Республики ШКИД» режиссер Геннадий Полока вернулся ко времени первых лет Октябрьской революции. В экранизации канонической пьесы Льва Славина «Интервенция» он стремился избавиться от избитых штампов фильмов о Гражданской войне и хотел стилизовать кино под эстетику советского авангарда.

Еще по теме:  Когда покажут ленинград 46 по телевизору

Декорации, костюмы и цветовая палитра выполнены в духе пышных театральных постановок Пролеткульта и театра Всеволода Мейерхольда. Стиль «Интервенции» действительно выбивается из ряда приключенческих картин о Гражданской войне. Немало повлиял на запрет и исполнитель главной роли Владимир Высоцкий, который в то время был для советской власти фигурой спорной.

Его песни, написанные специально для «Интервенции», показались чиновникам слишком смелыми — не все в итоге даже вошли в фильм. Когда было решено отправить работу Полока на полку, съемочная группа во главе с Валерием Золотухиным написали личное письмо Брежневу с просьбой не допустить запрета «Интервенции». Ответа так не последовало, и зрители увидели ленту только в 1987 году. Высоцкий, к сожалению, премьеры не дождался.

«Проверка на дорогах», реж. Алексей Герман, 1971

Фильмы о Великой Отечественной войне имели сакрально значение в каноне советского кино. К ним всегда было особое внимание со стороны органов цензуры и худсоветов. Дебютный фильм Алексея Германа, основанный на повести его отца Юрия Германа, не вписывался, кажется, ни в одни рамки.

В центре сюжета «Проверки на дорогах» — коллаборационист Лазарев (Владимир Заманский), который добровольно сражался за немцев, но теперь жаждет искупить кровью свое предательство в партизанском отряде. Герман сталкивает своих героев с множеством моральных дилемм, война для него — это особый мир, где каждый проходит свою «проверку», показывает свою подлинную натуру. Здесь бывший предатель может обернуться настоящим героем. Но этот вывод был слишком смелым для своего времени, ведь судьба многих советских коллаборационистов после войны была решена, искупление их часто ожидало только в лагерях. Руководство «Госкино» было возмущено работой Германа, режиссера стали обвинять в «дегероизации» советской армии, искажении подвига народа. «Проверка на дорогах» вышла на экраны в 1986 году, только в годы Перестройки она была признана одним из шедевров отечественного кино.

«Долгие проводы», реж. Кира Муратова, 1971

Вместе с дебютным фильмом «Короткие встречи», «Долгие проводы» Киры Муратовой составляют дилогию о советской провинции, простых и одиноких людях, их голосах, которые едва слышны. Обе картины не были приняты киночиновниками, но, если дебют Муратовой вышел в прокат (не в последнюю очередь благодаря содействию ее худрука Сергея Герасимова), то «Долгим проводам» было категорически в этом отказано.

Назвать причину запрета картины трудно, сюжет рассказывает, казалось бы, маленькую, камерную историю из жизни провинции и разворачивается вокруг отношений стареющей матери (выдающаяся роль Зинаиды Шарко) и ее взрослеющего сына. Пожалуй, пугающая пустота и бессодержательность судеб обыкновенных людей и не понравилась руководству. В «Долгих проводах» персонажи не мыслят о высоком, не решают больших моральных проблем, они вообще очень несоветские, они ближе к «некоммуникабельным» героям фильмов Антониони. Обрел новую жизнь фильм в 1987 году, за два года до выхода радикально иной работы Муратовой «Астенический синдром», в которой разрыв между людьми уже становится катастрофичным.

«Одинокий голос человека», реж. Александр Сокуров, 1977

Дебютный фильм Александра Сокурова, который он поставил на учебной студии ВГИКа, настолько возмутил руководство института, что «Одинокий голос человека» оказался на грани уничтожения, а не просто отправки «на полку». Стараниями оператора Сергея Юриздицкого ленту все же удалось спасти и выпустить на экраны спустя десять лет. «Одинокий голос человека» своеобразен и сложен, как и проза Андрея Платонова, на которой фильм основывается. Вместе со сценаристом Юрием Арабовым, Сокуров стремился передать специфику языка писателя, воссоздать его уникальный художественный мир. Неспешная, интимная и вдумчивая картина о красноармейце Никите, ищущем любви после пережитых ужасов Гражданской войны, раздражала руководство по форме и содержанию. «Одинокий голос человека» обвиняли в бессюжетности и упадничестве, а также в подражании Андрею Тарковскому. Однако последний, посмотрев картину, назвал Сокурова гениальным режиссером.

«Тема», реж. Глеб Панфилов, 1979

В конце 1970-х к Глебу Панфилову обратилось «Госкино» с просьбой поставить разоблачительный фильм о советских диссидентах. Режиссер долго отказывался, пока вместе со сценаристом Александром Червинским, им не пришел в голову замысел «Темы». История о писателе в кризисе, которого сыграл могучий Михаил Ульянов, впрочем, оказалась совсем не тем, чего желали «заказчики».

Панфилов не критикует советскую интеллигенцию, хотя и с иронией изображает писательскую среду, в особенности героя Станислава Любшина, грезящего об эмиграции. «Тема» — кино о лжи, окружающей жизнь главного героя, драматурга Кима Есенина. Он тщательно строит свой образ, подыгрывает «нашим» и «вашим», но, в сущности, не может понять, а где он настоящий, и писал ли он в своей жизни что-нибудь от сердца? Критики и чиновники единодушно признали «Тему» спорной и неоднозначной. Панфилов еще несколько лет перемонтировал и переснимал картину, менял концовки, чтобы угодить взыскательным цензорам. Вышедшая в конце 1980-х «режиссерская» версия ленты тут же снискала большую славу в Европе и получила высшую награду Берлинского кинофестиваля.

Источник: back-in-ussr.com

Оцените статью
Добавить комментарий