С понятием «функция» тесно связано другое – «цель». Цель журналистской работы – не только сумма прописью в бухгалтерской ведомости. Всякая передача оказывает определенное воздействие на аудиторию, поведение людей во многом определяется комплексом знаний об окружающей действительности.
Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации.
Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ.
Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории.
В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной.
В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения. Симультантность присутствует в телевизионных передачах не постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, как бы напоминая о достоверности действия, происходящего на экране, создает эффект присутствия зрителя.
Информационная функция. Телевидение способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ. Регулярное получение социальной информации стало необходимым условием полноценного участия в современной жизни.
Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений о том, что произошло в последние часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Особого рассмотрения требует акцентированное обращение телеинформации к отклоняющимся от нормы событиям: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. Можно объяснить это явление погоней за сенсационными материалами ради повышения зрительского интереса, поднятия рейтинга и, соответственно, прибыльности вещающей компании. Однако, признавая этот фактор, необходимо отметить и другое. Для любой системы — от технического устройства до биологического организма и человеческого общества важна информация именно об отклонениях от нормы.
Стремление отражать ненормативные явления в жизни общества можно считать таким «индикатором», «болевым ощущением» социума. Эту информативную функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей. Это общемировая практика, которая не допускает подмены информации агитацией.
Одного из «боссов» столичных новостей, посетившего журфак МГУ, спросили: почему вы не показываете новую продукцию российских заводов, новые машины, приборы, станки, продукты? Это поднимало бы дух людей, показывало бы, что не все так плохо, что страна может выйти из кризиса, в ней есть здоровые силы, талантливые люди. «Босс» ответил: я не хочу выполнять работу рекламной службы какого-нибудь завода. Пусть платят деньги за рекламу. В «его» новостях преобладают сюжеты о катастрофах и убийствах, о политиках, бомжах и проститутках.
Рекламная функция как часть информационной функции. Реклама ориентирует зрителя а сфере товаров и услуг.
Культурно-просветительская функция . (эстетическая, просветительская, рекреативная) Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Все это влияет на зрительские установки и напрямую, и как отрицательный пример. В большей степени эталонно воспринимаются ведущие программ.
К культуре (или ее отсутствию) имеет отношение всякая телепередача. Но есть такие программы и особый канал на отечественном телевидении, которые специально создавались для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры. На этом канале в 70-е годы создавались и дидактические циклы, цель которых – систематическое образование.
Телевидение приобщает зрителей к ценностям культуры, полностью транслируя театральный спектакль или ставя игровой телефильм.
Из отечественных программ этого направления отметим «Клуб путешественников» с Юрием Сенкевичем, «В мире животных» с Василием Песковым и Николаем Дроздовым.
Сколько бы ни говорили о «неполноценности» приобщения к искусству посредством телевидения, следует признать: для многих россиян это едва ли не единственная возможность познакомиться с классикой и лучшими работами современных мастеров искусства.
В культурно-просветительских программах, так или иначе, присутствует элемент нравоучения, назидательности. Важно сделать его ненавязчивым, деликатным.
Интегративная функция. Определенная общность людей, составляющих аудиторию телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения — развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем.
Эта функция учитывает интересы различных социальных и возрастных групп.
Доминанта вещания – выявление общих для аудитории (общечеловеческих, общенациональных, общеевропейских, общегородских и т.п.) ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям.
Чем крупнее и разнообразнее сообщество, на которое направлено вещание, тем внимательнее должны составляться программы, чтобы ни одна часть аудитории не оказалась дискриминированной. Помимо национального и религиозного признаков обращают внимание на социальные (в том числе классовые), социально-психологические, возрастные различия людей. Телевизионные каналы удовлетворяют, кроме того, потребность каждого зрителя идентифицировать себя как с мировым сообществом в целом, так и с определенной группой людей, с их специфическими интересами.
Интегративная (объединяющая) функция телевидения решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения). Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, организаторской, образовательной и др.
В начале девяностых годов опрометчивые оценочные суждения в телепрограммах, называющихся информационными («Время», «Вести», «600 секунд» и др.), вызывали немало протестов из Прибалтики, Закавказья и Украины. Вместо консолидации народов неумелыми и неуместными пропагандистскими выступлениями усугублялось разобщение. Преувеличенное внимание к православной церкви вызывало ревность приверженцев иных конфессий. Уничижительное отношение к новоизбранному главе смежного государства вызывала обиду не только лидера, но и его избирателей.
Журналисты с трудом избавлялись от менторского, поучающего тона и других стереотипов, связанных с «руководящей ролью Центра», к которому они причисляли и себя.
Лишь постепенно приходит понимание новой роли телевизионной журналистики в сохранении единого информационного, культурного, духовного пространства.
Социально-педагогическая или управленческая функция. (Агитация) Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия зависят от характера государства.
В тех развивающихся странах, где существенную роль играет, к примеру, политика ограничения рождаемости или освоения новых земледельческих орудий, телевидение уделяет много внимания пропаганде начинаний в этих сферах. При тоталитарных режимах пропаганда пронизывает всю телепрограмму – от информации до произведений искусства, демонстрируя всеобщую любовь к властям и к исполнению их указаний. Но и в самых демократических государствах телевидение в существенной части своих программ служит проводником государственной политики.
Адаптация населения к меняющимся обстоятельствам жизни, к изменениям самой среды обитания – важнейшая социально-педагогическая задача. Журналист, работающий в этой сфере, должен представлять себе, во-первых, реальную психологию, привычки, систему ценностей людей, которых он намерен в чем-либо убедить, и, во-вторых, желаемое направление изменений в общественном мнении. Особо важную роль играет пропаганда ненасилия и неразделения на «наших» и «ненаших» – и здесь социально-педагогическая функция телевидения прямо смыкается с интегративной.
Важнейшим элементом системы управления является, как известно, обратная связь. Поэтому, когда говорят о ТВ как средстве контроля народа за действиями властей, речь идет все о той же социально-педагогической функции.
Отражение общественного мнения, как правило, преследует цель влияния на это мнение. Для грамотного выполнения такой социально-педагогической работы журналист должен обладать знаниями в области социологии, понятие репрезентативности (пропорциональной представительности разных социальных групп) поможет избежать грубых ошибок.
Организаторская функция . Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции.
Образовательная функция . К собственно журналистике отношения эта функция практически не имеет. Под образовательной функцией ТВ понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование.
Крупнейшие ученые, лучшие специалисты преподают в телеуниверситетах мира. Существуют платные университеты, высылающие зрителям тексты телелекций и выдающие дипломы после сдачи экзаменов.
Учебные передачи транслируются, как правило, по специально отведенному для этой цели каналу. Их отличает системность, периодичность, связь с учебными программами соответствующих школ, колледжей, вузов.
Рекреативная функция. Также мало связана с журналистикой. Рекреация — это отдых, расслабление, восстановление сил. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной направленности в качестве редакторов, ведущих. Чисто развлекательная продукция (видеоклипы, комедийные фильмы, конкурсы типа «Любовь с первого взгляда» и пр.) создается, как правило, специализированными телекомпаниями.
Журналист, помни! Знание общественных функций телевидения, его потенциальных возможностей необходимо любому журналисту для того, чтобы точнее определять цель своей работы, цель каждого выхода на экран. В перечне профессиональных качеств журналиста (подробнее о них в специальной главе) независимо от его специализации или экранного амплуа важнейшее место занимает социальная ответственность, четкое понимание и прогнозирование результатов телевизионного воздействия на массы людей.
Источник: vladis-baxman.livejournal.com
Задачи и функции телевидения
Целью всех средств массовой информации является удовлетворение индивидуальных, социальных и национальных информационных потребностей. Это также относится к телевидению, с той лишь разницей, что оно может распространять информацию более полно, быстрее, надежнее и сильнее, чем радио или печатные СМИ[8].
Когда речь заходит об информационной функции телевидения, может возникнуть необходимость ограничиться узким и конкретным толкованием понятия «информация». Люди часто получают экономическую, политическую, социальную и культурную информацию из современного мира. Таким образом, информационная программа является ориентиром для вещательной сети любой телекомпании, а все остальные программы находятся в промежутке между пресс-релизами[9]. Особое внимание следует уделить распространению телематики на события, которые отличаются от обычных: вооруженные конфликты, стихийные бедствия, стихийные бедствия и т. д. Это явление можно объяснить с помощью сенсационных материалов, чтобы повысить интерес зрителей и повысить рейтинг, тем самым увеличивая прибыльность вещателей.
Однако чтобы признать этот фактор, необходимо обратить внимание на еще один фактор. Для любой системы — от технического оснащения до биологических организмов и человеческого общества важна информация об отклонениях от нормы. Машина сообщает об этом, включая соответствующие индикаторы, организмы и боль.
Желание отражать ненормативные явления в социальной жизни можно рассматривать как «индикатор» общества и «болезненное чувство». Эта информация показывает и выполняет телевизионные новости. Это глобальный подход, который не позволяет заменить информацию агитацией. Другое дело — найти нужный тон для сообщений о бедствиях и войнах.
Мировой стандарт, проверенный десятилетиями: несмотря на множество плохих новостей, выпуск новостей не должен приводить аудиторию в состояние разочарования и отчаяния. Умеренно все хорошо. Для освещения о таких событиях, конечно, заранее не знают, есть три условия, которые необходимы: профессионализм персонала, техническое оснащение телестанции и высокий уровень организации[10].
Вот несколько примеров существующих функций телевизора[11]:
Культурно-просветительские функции. Любое телешоу в некоторой степени познакомит людей с культурой. Даже информационная программа показывает аудиторию участников, то, как они общаются, уровень образования и т. д. Все это напрямую влияет на отношение аудитории и служит негативным примером. По большей части справочная программа считается справочной.
Кстати, этот факт был и остается тревожным звонком для телевизионных критиков из-за множества различных телеканалов на разных уровнях. В свою очередь, было большое количество неподготовленных и некомпетентных ведущих.
Интегративные функция. Все СМИ поддерживают нормальное функционирование своего пострадавшего общества. Сообщество, которое составляет зрителя телевизионных СМИ, формируется из определенного числа людей, сознательно смотрящих программу или программу. Миссия телевидения — развивать чувство собственности у каждого.
Как и в случае с любыми другими средствами массовой информации, укрепление общих ценностей аудитории (в целом, национальных и других систем ценностей) и противодействие социально разрушительным тенденциям должны быть основными чертами телевидения. В этом смысле реализация интегрированной функции телевидения намного сложнее в контексте сложного состава аудитории: национальной, раскаявшейся. Также необходимо учитывать интересы различных обществ и возрастных групп.
Социальное — педагогическое или управляющие функции. Достижение этой функции означает непосредственное участие в той или иной системе, которая затрагивает население, непосредственно участвует в пропаганде образа жизни и имеет соответствующие политические, моральные и духовные ценности.
Степень такого участия и показатели телевизионного воздействия на зрителя в плоскости функции зависят от системы, в которой работают телевизионные средства массовой информации. Если система означает страну, то характер страны, степень демократии и так далее.
Однако даже в самых демократических странах телевидение в значительной степени является руководством к национальной политике. Поэтому лозунг BBC звучит так: «Сообщать. Поучать. Развлекать»[12]. Политика всегда связана с продвижением ее продвижения.
Однако тот факт, что телевидение (или один журналист) работает с государством, не аморален: если это государство не аморально. В частности, функции управления телевидением могут быть реализованы в информационных и других общественно-политических программах.
Телевидение известно как средство, с помощью которого люди контролируют поведение властей (с точки зрения телевидения — аудитория, стоящая за системой). Это отношение особенно сильно для СМИ и телевидения, особенно для людей постсоветских стран. Люди ждут, когда власти откликнутся на ключевые заявления об определенных жизненных явлениях, которые являются инерцией советской системы, а СМИ — это просто способ донести информацию об этих явлениях до аудитории.
Дальше зависит СМИ, выходящие из цепочки, только власть и люди. Поэтому идеалу справедливости и независимости суждено стать идеалом. Человек, платящий плату, является человеком, который заказал музыку. Управляющая функция телевидения (как и любых других средств массовой информации) не обязательно действует в программе «государство — народ – СМИ». Телевизионные СМИ могут контролироваться одной или другой стороной, финансовыми олигархами, регионами и тому подобнымгруппами.
Организационная функция. Организационная функция телевидения появляется, когда само телевидение становится инициатором общественных действий. Например, это может сделать многочасовой телефонный звонок в благотворительных целях. Его следует четко отличать от функций управления, и телевидение, скорее всего, станет инструментом.
Образовательная функция. Эта функция на самом деле не имеет отношения к самой новости. Образовательная функция телевидения — это перевод цикла обучения, чтобы помочь людям с конкретным образованием (например, учебные передачи для изучающих язык, люди, поступающие в высшие учебные заведения и т. д.).
Развлекательные функции. Сжурналистикой также мало связана. Рекреация — это отдых, расслабление, восстановление сил. Журналисты могут быть редакторами, а ведущие участвуют в создании развлекательных программ[13].
Источник: cyberpedia.su
Презентация на тему Роль телевидения в современном обществе
СОДЕРЖАНИЕ АктуальностьЦели и задачиПроблема Роль телевидения в современном обществе1.1 Сущность и роль телевидения в современном информационном обществе1.2 Особенности современного телевидения в мультимедийной среде Функции телевидения в современном обществе 2.1. Телевидение как разновидность СМИ 2.2. Функции телевиденияЗаключение
- Главная
- Разное
- Роль телевидения в современном обществе
Слайды презентации
Слайд 1 Выполнил:
студент группы ОПТ-21
Министерство общего и профессионального образования Свердловской
области
ГБОУ СПО СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса»
Слайд 2 СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность
Цели и задачи
Проблема
Роль телевидения в современном обществе
1.1
Сущность и роль телевидения в современном информационном обществе
1.2 Особенности
современного телевидения в мультимедийной среде
Функции телевидения в современном обществе
2.1. Телевидение как разновидность СМИ
2.2. Функции телевидения
Заключение
Источники
Слайд 3 Актуальность
Слайд 4 цели и задачи
телевидении
Раскрыть цели в современном
мире
Слайд 5 Проблема
Остается ли основным сми на сегодняшний день
Слайд 6 1.1 Сущность и роль телевидения в современном информационном
обществе
Исторически сложилось так, что регулярное телевещание началось почти одновременно
в трех регионах — США (1944г.), Западной Европе (во Франции — в 1944г., в Англии — в 1946 г.) и Советском Союзе (1945 г.) (в остальных странах появление и развитие телевидения происходило уже в 50-е годы). Соответственно сформировались три основные модели социально-экономической организации телевидения — американская, западно-европейская и советская.
Слайд 7 1.2 Особенности современного телевидения в мультимедийной среде
Развитие мультимедийной среды – появление новых платформ
доступа к содержанию, становление новых контентных форматов, увеличение объема производства мультимедийных продуктов – одна из важнейших тенденций, которая во многом определяет институциональные преобразования в телевизионной индустрии всех стран мира. Однако операторы мобильной связи уже ощущают границы роста доходов от передачи информации, и вполне понятно, что их взоры устремлены в сторону новых форматов (3G, 4G), распространения видеоконтента, мобильного телевидения.
Слайд 8 2.1 Телевидение как разновидность СМИ
Телевидение, как одно из
средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая
и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации.
Слайд 9 2.2 Функции телевидения
Назначение всех средств
массовой информации — удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства.
Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ.
Слайд 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ российского телевидения показывает, что неизменным остается
доминирование развлекательного типа вещания на основных российских телеканалах. Этой
тенденции соответствовала и премьерная политика крупнейших каналов: развлекательной была большая часть новых программ. При этом телевидение сохранило свои позиции в качестве основного источника информации для подавляющего числа россиян – 92% населения узнают о событиях в мире именно таким путем (даже молодежь, активно пользующаяся Интернетом, в основном остается приверженцем ТВ).
Слайд 11 Источники
Борецкий Р. Телевидение на перепутье. М., 1998.
Бурдье П.
О телевидении и журналистике. — М.: Фонд «Прагматика культуры»,
2008.
Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. – М.: ИТДГК «Гнозис», Фонд «Прагматика культуры», 2009.
Воронцова О.И. Доверие граждан к телевидению как основному каналу массовой информации // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2008. № 3. С. 39-47.
Голядкин Н. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1996.
Голядкин Н. Анализ аудитории. М., 2000.
Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.
Зайцев В.Ю. Телевидение как образец антисоциального и просоциального поведения // Молодой ученый. 2009. № 12. С. 366-368.
Ивашкина О.Г. Медиапотребление: может ли интернет стать конкурентом телевидению // Реклама. Теория и практика. 2010. № 5. С. 298-312.
Источник: findtheslide.com