Цветовая схема слова телевизор

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Гласные и согласные

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».

Звуковая схема слова 1 класс. Как составить звуковую схему слова?


В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Гласные и согласные

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными.

заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Когда согласные мягкие, а когда – твёрдые?

Всегда мягкие согласные: й, ч, щ. Их транскрипция различается, но принят такой вариант: [j], [ч], [ш’]. Обратите внимание: звуки, которые дают буквы й и ч, записываются без апострофов

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

В случае с остальными согласными – если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я, и или ь, то согласные будут мягкими. Если же следуют гласные А, О, У, Ы, Э, то согласные будут твёрдыми.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

Звуковая схема слова по программе «Школа России»

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Таблица, где собраны все гласные и согласные буквы и звуки

мягкие и твердые согласные звуки

Твердый и мягкий знаки

Важно объяснить первокласснику, что ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным звукам. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.

Не имеет звука! Может стоять только между согласной и гласной буквой, как в слове «въезд». Он используется, чтобы показать, что согласный перед ним твёрдый.

Не имеет звука! Указывает на мягкость согласного, предшествующего ему.

Гласные и согласные

Ещё одна полезная таблица звуков и букв

согласные и гласные буквы, звуки

✍ Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

Еще по теме:  Футбол когда зенит телевизор

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

✍ Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

✍ Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

Советы родителям

Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.

Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.

Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.

Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.

Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.

Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.

Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!

Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.

Удачного и легкого обучения!

  • http://kinderinfo.ru/tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki/
  • https://vikiland.ru/articles/hard-and-soft-consonants/
  • http://rastishka.by/articles/kak-nauchit-rebenka-xarakterizovat-zvuki-glasnye-i-soglasnye-tverdye-i-myagkie/
  • https://www.rastut-goda.ru/junior-student/8657-kak-nauchit-rebenka-razlichat-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass.html
  • https://ChildAge.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/samostoyatelnaya-rabota/tverdyie-i-myagkie-soglasnyie-zvuki-1-klass-tablitsa-pravilo.html
  • https://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/kak-nauchit/rebenok-osvaivaet-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki.html

Источник: malchishki-i-devchonki.ru

Как составить звуковую схему слова?

В 90-е годы появилась XX века система обучения Эльконина русскому языку и чтению с фонетическим методом. Затем этот метод распространился и на другие учебные программы начальной школы.

Фонетический метод – это система обучения чтению, основанная на алфавитном принципе, произношении букв и звуков.

Фонетический разбор слова признан сложным видом разбора на уроках русского языка в школе. Сложность фонетического разбора состоит в том, что произношение и написание слов часто различается. На практике учащиеся начальной школы допускают смешение звука и буквы.

Фонетический разбор слова или звуко-буквенный, как его принято называть в начальной школе, бывает устным или письменным, полным или частичным. Главные инструменты фонетики – буквы и звуки, ударение, слоги

При фонетическом разборе в 1 классе начальной школы составляется звуковая схема слова с помощью специальных цветных карточек разных форм. В первых дней обучения грамоте учитель предлагает ученикам и их родителям сделать такие карточки из картона, чтобы составлять слова.

Еще по теме:  Телевизор 60 или 120 герц есть ли разница

Выкладывая карточки в определенной последовательности, дети характеризуют целые слова. Цветовые обозначения звуков утверждены школьными программами с небольшими отличиями.

Например, в УМК «Школа России» используется слог-слияние – двухцветная карточка.

УМК

УМК «Школа России» используется слог-слияние

По УМК «Школа 21 века» каждый звук отдельный квадратик; звонкий звук имеет шапочку-колокольчик.

УМК

УМК «Школа 21 века» каждый звук отдельный квадратик

Чтобы составить звуковую схему слова, ученик должен уметь различать звуки:

  • Квадратик красного цвета — гласный звук.
  • Синий квадратик — твердый согласный звук,
  • Зеленый квадратик — мягкий согласный звук.

Обозначения на звуковой схеме

Обозначения на звуковой схеме

Зная, какие согласные на схеме являются твердыми, а какие мягкими, можно составить любое слово.

Звуки и буквы

Звуки и буквы

Разберем составление звуковой схемы слова «Котенок». (УМК «Школа 21 века»)

  1. Делим слово на слоги: КО-ТЁ-НОК. (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
  2. Котёнок – 7 звуков, значит 7 квадратиков
  3. Первый слог – КО. Гласный звук [о] обозначает твердость согласного. Первый звук [к] – твердый согласный, второй звук [о] – гласный.
  4. Второй слог – ТЁ. Первый звук [т’] – мягкий согласный. Гласный звук [е] обозначает мягкость согласного.
  5. Третий слог – НОК. Звук [н] – твердый согласный. Второй звук [о] – гласный, обозначает твердость согласного. Третий звук [к] – твердый согласный.
  6. Ставим на схеме ударение.

Получается такая звуковая схема слова по УМК «Школа XXI века»:

Звуковая схема слова

Звуковая схема слова «Котенок» по УМК «Школа России» будет выглядеть так:

Звуковая схема слова

На уроке фонетический разбор может проходить так: ученик у доски выполняет звуковую схему, остальные ученики у себя на парте собирают слово из карточек-звуков. Возможен вариант рисования схем в тетради в крупную клетку. Лучше совмещать оба вида работы.

Задача учителя контролировать правильность выполнения звуко-буквенного разбора по ходу анализа слова. Ученик у доски произносит слово, ставит ударение, делит его на слоги, называет звуки слова по порядку, считает количество слогов, звуков, букв, записывает в конце звуко-буквенного разбора.

Например, земля — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

Звуковые схемы слов

Звуковые схемы слов

В 1 классе ученики составляют схему слова ввиде цветных квадратиков и прямоугольников, а во 2-4 классе начальной школы ориентируясь на обозначение звукового состава составляют фонетическую транскрипцию. Правила составления транскрипции были рассмотрены ранее в статье «Что такое фонетический разбор слова».

Учащиеся начальных классов по любой школьной программе овладевают комплексом фонетико-графических умений:

  1. вычленять звуки в словах;
  2. определять последовательность звуков;
  3. распознавать звук и букву;
  4. правильно произносить звуки и называть буквы;
  5. различать гласные и согласные звуки;
  6. различать парные звонкие и глухие согласные;
  7. правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки в слове и вне слова;
  8. обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами (е, е, ю, я, и) и мягким знаком;
  9. делить слово на слоги;
  10. находить и выделять в слове ударный слог.

Задания со звуковыми схемами слов: начинать работу нужно с простых слов и уделять внимание игровым формам проведения занятий. В процессе игры учащиеся лучше усваивают и запоминают трудную информацию.

1) Составить схему к слову «лук».

Составить схему к слову

2) Узнай звук по характеристике. Дано слово «филин». Этот звук согласный, звонкий, непарный, мягкий.

Составь схему к слову

Составь схему к слову «Филин»

3) Подбери слово к схеме.

Подбери слово к схеме

Подбери слово к схеме

4) Выбери схему к слову «метка».

Выбери схему к слову

Выбери схему к слову «метка»

5) Соотнеси схемы и слова.

Соотнеси схемы и слова

Соотнеси схемы и слова

6) Над каждым словом цифрой укажите количество слогов: коза, крот, мышка, ворона, аист, кольцо.
7) Спишите слова, разделяя черточками на слоги: кровать, тучка, карта, молоток.
8) Придумайте и запишите слова, состоящие из одного, двух и трех слогов.
9) Выпишите слова, в которых согласных больше, чем гласных: тучка, белка, усы.

Систематичность — главное условие занятий по звуковому разбору на протяжении всего школьного периода обучения

Фонетический (звуко-буквенный) анализ служит основой грамотного письма и выполнения фонетического разбора на уроках русского языка не только в начальной школе, но на протяжении всего обучения в средней школе и при подготовке к ЕГЭ.

Источник: koncpekt.ru

Разбор слова по буквам и звукам

Урок 7: Разбор по буквам и звукам

Урок 7: Разбор по буквам и звукам

Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, что изучает наука «Фонетика», как знания о фонетике помогают говорить и писать грамотно. Академик Звуковед раскроет секрет фонетического разбора слова. Волшебный художник Карандаш расскажет, какие цвета имеют звуки, мы будем составлять цветовые схемы. Мы примем участие в звуковом марафоне от друга Карандаша Самоделкина.

pechat

Начни прямо сейчас получать полезные знания по финансовой грамотности

План урока:

Фонетический разбор – что это такое?

Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».

Что изучает фонетика

Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.

Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.

Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.

Еще по теме:  Когда покажут форсаж 9 по телевизору в России и по какому каналу

1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»

1 razbor po bukvam i zvukam

2 группа «Звонкие и глухие согласные»

2 razbor po bukvam i zvukam

Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:

  • кот (животное) –код (шифр);
  • мак (цветок)– маг (волшебник);
  • порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).

Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.

Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.

Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.

Согласный находится в слабой позиции, если:

3 razbor po bukvam i zvukam

Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.

Звуки на письме отображаются в виде букв.

4 razbor po bukvam i zvukam

Порядок фонетического разбора слова

Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

5 razbor po bukvam i zvukam

Примеры от академика Звуковеда:

6 razbor po bukvam i zvukam

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

  • гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
  • обязательно ставится ударение;
  • звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
  • мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.

Цветовая схема слова

Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.

8 razbor po bukvam i zvukam

Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:

9 razbor po bukvam i zvukam

Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.

10 razbor po bukvam i zvukam

Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.

11 razbor po bukvam i zvukam

А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:

12 razbor po bukvam i zvukam

Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

  • Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: [мыш] (4 буквы, 3 звука), [пал’ч’ик] (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
  • Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным [й]и гласными:[а], [у], [о][э]. Пример:ёлка [й’олка] (4 буквы, 5 звуков), юг [й’ук] (2 буквы, 3 звука), ягода [й’агада] (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Практические упражнения

13 razbor po bukvam i zvukam

Задание 1.

Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.

14 razbor po bukvam i zvukam

Задание 2.

Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?

Задание 3.

Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.

15 razbor po bukvam i zvukam

Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?

Задание 4.

Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.

16 razbor po bukvam i zvukam

Правильные ответы:

Задание 1. Схема под цифрой 3.

Задание 2. Сорока. [саро’ка], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

17 razbor po bukvam i zvukam

Задание 3. Метель, тюлень, капель.

18 razbor po bukvam i zvukam

Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.

Источник: 100urokov.ru

Оцените статью
Добавить комментарий