Цветовой охват монитора что это

Сегодня мы расскажем о том, как и чем различаются цветовые пространства: как это работает и что такое «показатель ΔE»?

aka_opex 25 июня 2021 в 11:24

Восприятие цвета — довольно субъективная штука. Кто-то любит более насыщенные и контрастные цвета, кто-то наоборот предпочитает более сдержанные оттенки. Тем не менее, даже в таком субъективном вопросе как восприятие цвета — есть строгая наука. Наверняка, вы слышали такие термины как sRGB, дельта E. Сегодня разберемся, что все это значит…

Поэтому сегодня мы поговорим о том, что такое цветовое пространство и цветовой охват?

  • 100% sRGB — это много или мало?
  • Что такое ΔE?
  • Почему старые ЭЛТ-мониторы точнее отображали цвет?

А также подскажем, на что обратить внимание при покупке монитора, если вы работаете с цветом!

Начнём с с того, как вообще на экране мониторов создаётся цветное изображение. Дело в том, что все люди с нормальным цветовосприятием — трихроматы.

Теория цвета: что такое RGB, sRGB (REC.709), DCI-P3, BT.2020 и цветовое пространство CIE1931

Это значит, что на нашей сетчатке глаза есть три вида рецепторов (колбочек), чувствительных к свету разной длины волны: S, M, L (от англ. short,medium, long). Соответственно S-колбочки преимущественно воспринимают синий цвет, М — зеленый, L — красный.

А это значит, что смешивая три цвета в разных пропорциях мы можем получить любой оттенок. Поэтому пиксели в современных дисплеях состоят из трёх базовых цветов: зеленого, синего и красного.

Получается, что если создать три источника света с эталонными синим, зеленым и красным излучателем, то смешивая цвета в разных пропорциях мы сможем получить любой оттенок. В целом, да. Но есть важная ремарка, в основе такого формирования цвета лежит аддитивная цветовая модель. То есть модель, в которой цвет создаётся путём сложения.

Но бывает еще субтрактивная цветовая модель, где разные цвета формируются путем вычитания. Субтрактивной модели нас учили в детстве, когда рассказывали, как смешивать краски. Эта же модель используется в полиграфии, и более известна вам как CMYK.

Но сегодня мы будем говорить, в основном, про RGB-модели.

Цветовая модель CIE 1931

Итак, мы выяснили, что трёх базовых цветов, достаточно для формирования любого оттенка. Но проблема в том, что все люди воспринимают цвета немного по-разному и для всех эталонный зеленый, красный и синий цвета — будут разными. В таком случае возник вопрос, какие именно оттенки базовых цветов нужно взять за основу? Этим вопросом занялась Международная комиссия по освещению, также известная как CIE — от французского Commission internationale de l’éclairage).

В 1931 году они утвердили цветовую модель CIE XYZ. Вот так она выглядит. Вы наверняка много раз видели эту цветную диаграмму похожую на треугольник. Но что тут вообще изображено?

Смотрите, на этой диаграмме изображены все физически реализуемые цвета видимого спектра электромагнитного излучения, то есть от 380 до 700 нм.

Поэтому, задав координаты X и Y мы можем описать вообще любой цвет, а точнее оттенок, который может теоретически воспринять человеческий глаз. А если добавить еще и третью координату Z, то мы легко сможем описать еще и яркость.

Такой метод описания цвета не лишен недостатков, но оказался настолько удобным, для описания и сравнения цветовых пространств. Этим мы сейчас и займемся.

sRGB

Начнём с sRGB. Сейчас — это наиболее популярное цветовое пространство и стандарт для графики в интернете.

Стандарт — не новый. Он был разработан еще в 1996 году компаниями HP и Microsoft. А основан он был вообще на стандарте HDTV телевещания BT.709. Поэтому цветовые пространства sRGB и BT.709 идентичным по цветовому охвату.

Еще по теме:  Включается и выключается монитор что делать

Скажем так, sRGB не самое широкое цветовое пространство. Оно охватывает только 36% видимых глазу цветов. Здесь не очень зелёный зелёный, он скорее салатовый. Немного коричневатый красный. Но особо большая проблема с голубым, посмотрите насколько он близок к белому цвету.

Зато тут отличный синий и нормальная точка белого. Которая называется D65 и имеет цветовую температуру 6500 К, что типично для рассеянного дневного света.

Но почему пространство такое узкое? Неужели нельзя было выбрать нормальную точку для красного и зеленого цвета?

В 96 году было нельзя. Более того такой выбор был более чем логичен. Ведь основные цвета sRGB — это цвета люминофоров у кинескопов того времени. Именно поэтому старые ЭЛТ-мониторы отлично справлялись с воспроизведением цвета в пространстве sRGB без каких либо дополнительных калибровок.

А вот для современных ЖК-мониторов такая задача совсем нетривиальная. Поэтому сейчас корректное отображение цветового пространства sRGB по-прежнему редкость и встречается только в дорогих мониторах. За редким исключением…

Что такое ΔE? ASUS ProArt Display

Но что значит фраза “корректное отображение цветового пространства”?

За это отвечает показатель показатель ΔE. А что это такое, разберем на примере доступного профессионального монитора ASUS ProArt Display PA278QV, который нам любезно предоставила компания ASUS совместно и с интернет-магазином Ситилинк.

В идеале, цвета которые отображает монитор, должны полностью совпадать с цветами, описанными в рабочем цветовом пространстве. Так как если замерить спектр свечения базового синего, зеленого, красного, а также белого цвета разместить их на диаграмме, новые точки должны полностью совпасть координатами обозначенными в цветовом пространстве.

Но в реальности, к сожалению, так никогда не бывает. Всегда есть какая-то погрешность, вот эта погрешность и является показателем ΔE или Дельта E.

Empfindung — Ощущение

Можно сказать, что ΔE — это среднее расстояние междут этоланными координатами цветового пространства и реальными цветами, которые отображает монитор.

В нашем случае производитель заявляет, что в этом мониторе ΔE

Так как это монитор профессионального уровня он проходит заводскую калибровку. И в коробку с монитором кладут сертификат CalMAN Verified с подробным отчетом о результатах калибровки.

И вот конкретно в нашем экземпляре среднее отклонение ΔE всего 0,6, что существенно лучше заявленных на коробке. А это значит, что монитор идеально подойдет для работы с графикой и видео в цветовых пространствах sRGB и REC.709. То есть для 99% контента в сети. Поэтому, рекомендую присмотреться к модели. Профессиональный монитор с заводской калибровкой по адекватной цене — это большая редкость.

Плюс ко всему, помимо правильной цветопередачи из коробки, тут есть кучу других полезных фишек:

  • 6-осевая подстройка цвета
  • Все необходимые выходы, кроме Thunderbolt, к сожалению,
  • Регулируемая подставка, с поворотом дисплея на 90 градусов: если код пишете, пригодится.
  • Ну и всякие приколы типа это виртуальной линейки, которая показывает какой будет реальный размер при печати на бумаге.

Также монитор вполне подойдёт для игр: обновление с частотой 75 Гц, отклик 5 мс и поддержка VRR. Для профессионального решения, это вообще круто.

Adobe RGB

Тем не менее есть вещи, для которых этот дисплей, а точнее пространство sRGB не подходит — а именно полиграфия.

Стандартом для четырехцветной печати является цветовое пространство SWOP CMYK. Оно не очень широкое, но существенно выходит за границы sRGB в области зеленых и голубых оттенков. Поэтому для того, чтобы была возможность корректно отобразить CMYK цвета на RGB мониторе придумали пространство Adobe RGB.

По сути, это тот же sRGB со сдвинутой вверх точкой зеленого, так чтобы внутрь полностью поместился SWAP CMYK.

С этим цветовым пространством работают только очень дорогие профессиональные мониторы. А всё потому что кроме полиграфии, и профессиональной работы с фотографиями оно ни для чего не походит.

DCI-P3

Тем не менее замена для sRGB есть и это, конечно цветовое пространство DCI-P3.

У него шире цветовой охват — 130,2% sRGB и 45,5% всего видимого человеком спектра.

Тут более правильные красный и зеленые цвета. А синий цвет такой-же каку sRGB и Adobe RGB. Таже осталась нехватка в области голубых и сине-зеленых оттенков.

Еще по теме:  Как сделать чтобы на одном мониторе была игра а на другом браузер

Но все равно стандарт куда интереснее sRGB. Изначально он разрабатывался для проекторов в цифровых киннотеатрах, но потом был адаптирован для мониторов. И в 2015 году его на вооружение взяли Apple, поэтому вся их техника по умолчанию работает в DCI-P3, что совершенно прекрасно. Также многие смартфоны на Android тоже поддерживают это цветовое пространство.

А вот Windows нормально с DCI-P3 работать не умеет. Поэтому, даже если ваш монитор способен отображать более широкую цветовую палитру DCI-P3, вы всё равно этого не увидите из-за вопросов совместимости. Но есть обход этого ограничения. Например, вы можете активировать DCI-P3 в Chrome.

Для этого вам надо будет зайти в экспериментальные функции и активируйте профиль Display P3 D65. А вот на этих сайтах можно посмотреть наглядную разницу между sRGB и DCI-P3:

Выводы

В целом, цветовые пространства и теория цвета — практически бесконечные темы.

Цветовое пространство Adobe RGB, sRGB, NTSC, REC 2020, цветовая модель SMYK сравнение объяснение

Компании, продукция которых связана с печатью или разработкой графики и обработкой изображений, сталкиваются с необходимостью стандартизации цветовых тонов. Это необходимо для корректного отображения изображения на мониторах или при печати.

Поэтому были придуманы различные стандарты. Производители мониторов, телевизоров и принтеров указывают, какой стандарт цветопередачи поддерживают их продукты. Что касается телевизоров и мониторов, то производители используют различные средства для измерения цветового диапазона экрана. Но для многих людей абсолютно ничего не говорит параметр sRGB120% поддержки цветовой гаммы. Но я популярно объясню, что это означает на практике.

Обратите внимание, что, как правило, стандарты используются с максимальными значениями. Например, если написано, что поддерживается NTSC72%, это примерно соответствует sRGB100%. В свою очередь, sRGB 120% примерно соответствует RGB.

Для большинства пользователей все эти параметры ничего не значат. Проще использовать понятие глубины цвета на бит. Например, 8 бит — это телевизоры среднего класса, а 10 — телевизоры премиум-класса.

Что такое sRGB 125%, NTSC 72%, RGB92%, CMYK 50%

В описаниях мониторов в характеристиках можно увидеть поддержку sRGB-125% или NTSC 72%, Adobe RGB 92% и CMYK 50%. Эти параметры указывают, на сколько оттенков цвета монитор может показать от стандарта. Это очень относительно. Визуально, в начале статьи, вы можете увидеть, какое цветовое пространство охватывает тот или иной стандарт. Чем больше охват, тем больше цветов вы можете создать.

Вы, наверное, все это знаете условно, но я расскажу вам о каждом формате.

цветовой стандарт sRGB

sRGB — Разработанный в 1996 году компаниями HP и Microsoft, стандарт был призван унифицировать цвета мониторов принтеров и Интернета, чтобы изображения имели одинаковую цветовую гамму и выглядели одинаково при печати и просмотре. Это основной стандарт, используемый в мониторах. Если вы используете sRGB на мониторе, то при печати вы получите изображение, как на мониторе. Это удобно, поскольку не требует дополнительных коррекций. Но поскольку этот стандарт был разработан почти 30 лет назад, он имеет относительно ограниченный диапазон цветового охвата и, по сути, является наименее прогрессивным стандартом.

Цветовой профиль Adobe RGB

Adobe RGB — был разработан в 1998 году, как следует из названия, компанией Adobe для создания стандарта с расширенным цветовым охватом, превышающим sRGB.

В 1990-х годах были разработаны принтеры, использующие цветовую модель CMYK для цветной печати, что позволило делать отпечатки с более расширенным цветовым охватом, чем sRGB. Этот более продвинутый стандарт изначально позиционировался как цветовое отображение для профессиональных мониторов и телевизоров с улучшенными экранами. Недостатком является то, что не все устройства поддерживают этот стандарт. Например, вы можете использовать цветовой профиль RGB в Photoshop, но если ваш принтер не поддерживает этот профиль, то в итоге вы получите фотографию, отличающуюся от той, которую вы видите на экране. Этот профиль является наиболее сбалансированным и подходит для большинства пользователей и является самым распространенным.

Цветовая гамма NTSC

NTSC: Один из первых стандартов цвета был разработан в 1953 году, когда появилось цветное телевидение. Да, именно в 1953 году был стандартизирован цветной дисплей для кино и цветного телевидения. Этот стандарт определял, какие цветовые оттенки могут быть в цветном телевизионном изображении. Цветовой профиль NTSC сейчас не используется (это аналоговый стандарт), но используется для сравнения, потому что этот стандарт имел достаточно широкий цветовой спектр. Может возникнуть вопрос, почему в 1953 году был принят стандарт передачи цветовых оттенков, а спустя 65 лет большинство телевизоров и мониторов не могут достичь этого стандарта.

Еще по теме:  Как записать видео с монитора компьютера

Ответ прост: стандарт был разработан для телевизоров с электронно-лучевыми трубками. И вы должны знать, что электронно-вакуумные трубки имеют лучшее качество, чем оборудование на базе транзисторов. На ЭЛТ-телевизорах и мониторах вы можете получить лучшую цветопередачу.

Например, профессиональные студии звукозаписи и концертные звуковые системы до сих пор используют вакуумные лампы в усилителях. Это дает более чистый звук. Именно для ЭЛТ и был разработан стандарт.

NTSC 100% против NTSC 72%

Посмотрите, как примерно будет выглядеть изображение NTSC 72% против NTSC 100%, это очень условное изображение. В реальном мире это зависит от качества и технологии дисплея, зайдите, например, в магазин телевизоров или ноутбуков. Попросите их поместить одну и ту же картинку на экраны, вы увидите различия в цветовых оттенках на разных устройствах.

Цветовое пространство REC 2020, REC 2100

Стандарты REC 2020 (2012) для UHDTV (UHD 4K и UHD 8K). Цветовое пространство RGB, цветовая гамма которого более обширна, чем почти все другие цветовые пространства RGB. Не существует дисплеев, способных отображать полный цветовой охват REC 2020. Самые современные дисплеи отображают около 97% цветового пространства. REC 2020 разработан для SDR.

С появлением HDR и возможности отображения большего количества цветовых оттенков, REC 2100 теперь доступен с возможностями HDR.

Сравнение цветовой гаммы RGB, sRGB, NTSC, REC 2020 против SMYK

цветовое пространство гамма % относительно NTSCгамма относительно sRGB
NTCS 100 ~72
sRGB ~72 100
Adobe RGB ~99 ~117
REC 2020 ~150 ~172

Немного о сравнении стандартов: NTCS примерно соответствует RGB. sRGB охватывает около 72% NTSC, как и RGB. REC 2020 охватывает больше цветового пространства, чем NTSC на 50% и почти в два раза больше, чем sRGB. Но будет полезно, если вы поймете, что все подобные сравнения относительны. Обратите внимание на глубину цвета вашего монитора или телевизора. Если в описании указано, что глубина цвета 8 бит, то это бюджетный монитор для работы, 8 бит плюс дизеринг — чуть лучше, но все равно бюджетный экран; 10 бит — отличный профессиональный монитор или телевизор премиум-класса.

Стандартный SMYK

SMYK — это цветовая модель, разработанная для принтеров; производители принтеров в процессе разработки цветных принтеров решили, что наиболее качественная фотография может быть напечатана с использованием следующих цветов чернил, голубого, пурпурного, желтого и черного в качестве ключевых. На рисунке показан видимый спектр человека, оттенки цветов и то, как различные стандарты накладываются на видимый спектр.

Adobe RGB vs sRGB vs NTSC vs REC 2020 vs цветовая модель SMYK сравнение

На рисунке видно, как различные цветовые пространства накладываются на цветовую схему. Как я уже говорил, видно, что sRGB имеет наименьший охват; RGB охватывает цветовое пространство, которое видит средний человек. ProPhoto RGB предназначено для профессиональных фотографов. CMYK — это цветовое пространство для принтеров.

sRGB-125%

sRGB-125% — монитор поддерживает цветовое пространство sRGB (все мониторы поддерживают sRGB) и может охватить на 25% больше цветового пространства при просмотре. Как вы понимаете этот маркетинг, если в описании монитора написано, что он поддерживает 100% RGB, то это стандарт, но если написать 125% sRGB, то подсознательно покупатель чувствует, что этот монитор лучше.

Adobe RGB 92%

Adobe RGB 92% — монитор имеет поддержку этого стандарта и может охватить 92% цветового пространства стандарта.

Монитор поддерживает этот стандарт и способен охватить 92% цветового пространства стандарта RGB. Сравнение со стандартом NTCS весьма условно и приводится только в качестве справочного материала.

NTSC против sRGB

Как я уже сказал, sRGB составляет около 72% от NTSC. Вот почему многие производители обманывают, не указывая поддержку sRGB в своих спецификациях, но NTSC поддерживает 72%, что большинству людей нужно понять. Хорошо это или плохо — решать вам. Но я дам вам подсказку: такие мониторы являются бюджетными. 72% NTSC = sRGB.

  • ТЕГИ
  • мониторы Samsung
  • технологии компьютеров
  • технологии мониторов

Источник: ru.tab-tv.com

Оцените статью
Добавить комментарий