Цель урока: Дать представления о средствах связи и средствах массовой информации.
Задачи урока:
— дать представление о средствах связи и средствах массовой информации;
— познакомить с назначением телефона, телевизора, Интернета;
— воспитывать интерес к предмету «Окружающий мир».
Зачем нам телефон и телевизор?
Вы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работайте старательно, слушайте внимательно.
Невозможно без вниманья получить образованье!
— Повернувшись, друг к другу, улыбнулись и пожелали успехов на уроке.
Актуализация знаний
— Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?
— Почему нужно чистить зубы?
— Почему нужно мыть руки?
— Как правильно чистить зубы?
— Кто сегодня правильно чистил зубы?
— В каких случаях нужно мыть руки?
— Итак, вы узнали, что для того чтобы быть здоровым нужно соблюдать правила личной гигиены.
3. Самоопределение к теме
— К нам в школу пришло письмо. А написал его Муравей – вопросик. Он прислал нам загадки, чтобы мы их отгадали и узнали, о чём будем говорить сегодня на уроке.
Задание 1 Зачем нам телефон и телевизор? — Окружающий мир 1 класс (Плешаков А.А.) 2 часть
Вот так дом – одно окно,
Каждый день в окне – кино! (Телевизор) (Слайд 1)
Здесь говорят, а в Москве слышно. (Телефон) (Слайд 2)
(На слайде показаны предметы)
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О телевизоре и телефоне).
— А теперь проверим совпало ли наше мнение с мнением Мудрой черепахи.
— Откройте учебники на стр. 58 и прочитайте тему урока. (Зачем нам телефон и телевизор?)
— Отгадали тему урока? (Слайд 3)
— Какую цель мы поставим перед собой?
— Чему мы будем учиться на уроке? (Прочитать цель урока в учебнике на с. 58).
4. Работа по теме урока
— Вспомните, как письмо попадает от отправителя к адресату?
— Что можно делать с помощью компьютера?
— Подумайте, как люди поддерживают связь друг с другом. (Пишут друг другу письма, открытки, телеграммы, разговаривают по телефону.)
— Почта, телефон, телеграф – это средства связи. (Слайд 4)
— Как люди узнают о событиях, произошедших в стране и мире? (Из газет, по телевидению, по радио, из Интернета.)
— Радио, телевидение – это средства массовой информации. (Слайд 5)
— А вы знаете когда появились первые телевизоры?
— Давайте посмотрим фрагмент мультфильма и узнаем.
(Просмотр фрагмента мультфильма «Фиксики» серия «Телевизор» нарезка 1 (2).)
— Рассмотрите фотографии телефонов на с.58 учебника.
— Какие бывают телефоны? Чем они похожи, чем отличаются?
— А какой телефон у вас дома?
— Почему телефон – это средство связи? (С помощью телефона можно поддерживать связь.)
— Посмотрим фрагмент мультфильма и узнаем для чего нам нужен телефон.
(Просмотр фрагмента мультфильма «Фиксики» серия «Сотовый телефон»)
— Рассмотрите нижний ряд фотографий. Для чего служат эти предметы? (Для передачи информации.) (Слайд 6)
Зачем нам телефон и телевизор? Окружающий мир. 1 класс, 2 часть. Учебник А. Плешаков стр. 58-59
— А помните ли вы номера специальных служб безопасности? Какой номер телефона следует набрать, если случится пожар? (01)
— А если кому-то нужна помощь? (03)
— А если нужно срочно вызвать полицию? (02) (Слайд 7)
— А умеете ли вы правильно разговаривать по телефону?
— Послушаем разговор двух мальчиков по телефону.
(Инсценирование сценки «Разговор по телефону»).
Звонит телефон. Дима берёт трубку.
— Ну.
— Знаешь, что я хочу сказать?
— Ну что?
— Ребята во дворе в футбол играют. Пойдём?
— Ага, давай.
– Понравился ли вам разговор мальчиков? Что вызвало улыбку?
– Что бы вы исправили?
5. Физкультминутка
Мы за партами сидели, на учителя глядели
А теперь мы тихо стали и зарядку делать станем.
Раз, два, три, четыре, пять — надо косточки размять.
Мы попрыгаем немножко и покрутимся волчком.
Глянем весело в окошко — отдохнули, время настало
Наш урок продолжать. Всё, тихонечко садимся!
6. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику:
— Рассмотрите фотографии на с.59. Найдите старинные и современные предметы. Сравните их по внешнему виду. Как вы думаете, изменилось ли качество звука, изображения? (Обсуждение в парах)
— Муравьишка хочет взять у вас интервью. Что такое интервью?
(Интервью — беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.) (Слайд 8)
(Муравьишка задаёт вопросы про Интернет, данные в учебнике (на с. 59). Учащиеся высказывают свои предположения, затем читают вывод на с. 59)
2. Выполнение задания в рабочей тетради.
№ 1, с.39
— Прочитайте задание.
— Прочитайте список. Выполните задание в группах.
(Проверка)
— Какие слова вы подчеркнули синим карандашом? (Почта, телеграф, телефон, Интернет).
— Какое общее название есть у этих слов? (Средства связи.)
— Какие слова вы подчеркнули красным карандашом? (Радио, телевидение, газета, журнал, Интернет.)
— Какое общее название есть у этих слов? (Средства массовой информации.)
— Какое слово вы подчеркнули двумя чертами? Почему? (Интернет – это и средство связи, и средство массовой информации.)
7. Рефлексия.
— Отгадайте загадки и определите, к чему относятся отгадки: к средствам массовой информации или к средствам связи.
Живёт в нём вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (Телевизор – средство массовой информации.)
Голубочка бела
В избу влетела,
Что на свете видала,
Про всё рассказала. (Газета – средство массовой информации.)
Всё на ней ездит:
И радость и горе. (Почта – средство связи.)
Если нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом –
Эта вещь к твоим услугам. (Телефон – средство связи.)
(Слайд 9-12)
— Оцените свои достижения на уроке.
8. Подведение итогов урока
— Перечислите средства связи. (Почта, телеграф, телефон.)
— Перечислите средства массовой информации. (Радио, телевидение, пресса.)
— Как вы ответите на вопрос урока: зачем нам телефон и телевизор?
Источник: ped-kopilka.ru
Урок 28. Зачем нам телефон, телевизор и интернет?
Телевизор – приёмник, предназначенный для приёма телевизионных передач.
Радио – устройство для приёма звуковых вещательных передач.
Пресса – массовая периодическая печать (газеты, журналы).
Телефон – устройство, которое передает устную речь при помощи проводов или микроволн.
Интернет – всемирная сеть электронной связи.
Почта – учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег.
Телеграф – система связи для быстрой передачи сообщений по проводам.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2016. – С. 39–40.
2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 кл.: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2016. – С. 58–59.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
По телефону можно поговорить с родственниками из другого города, договориться с друзьями о том, чтобы сходить погулять, или узнать домашнее задание. В случае опасности, позвонить в службу спасения, где бы вы ни находились. На телефоне можно выйти в интернет и получить много интересной информации.
Одним из замечательных изобретений 20 века является телевидение. Большую роль средства массовой информации играют в жизни каждого человека. Даже малыши любят смотреть мультфильмы и развивающие передачи.
Миллионы людей смотрят телевизор каждый день, слушают радио, читают газеты и журналы. Все находят что-нибудь интересное через телевизор, радио, газеты и журналы.
Как люди поддерживают связь друг с другом?
Наши бабушки и дедушки не все имели дома стационарный телефон. В городах это средство связи появилось намного раньше, а до сёл и деревень во многих регионах не дошло и до сих пор. До появления телефона люди писали друг другу письма, телеграммы, ездили в гости. Но с помощью телефона быстрее и удобнее связаться со знакомыми, друзьями, родственниками в любой точке мира.
Телефон был востребован повсеместно и значился самым совершенным средством связи. Возможность передачи звука на расстояния стала настоящей сенсацией.
Считается, что создателем телефона является Александр Грехем Белл, а год изобретения телефона – 1876. Телефон Белла работал на расстояние не более 200 метров. Но звуки были не совсем разборчивыми. Через год учёный настолько усовершенствовал устройство, что оно использовалось в неизменном виде следующие сто лет.
А совсем недавно мы стали пользоваться сотовыми телефонами. Ещё 20 лет назад это можно было считать чудом, теперь же этим чудом могут пользоваться все.
Итак, почта, телеграф, телефон – это средства связи.
Радио, телевидение, пресса (газеты, журналы), интернет – это средства массовой информации. С их помощью мы узнаём новости о жизни нашей страны и всего мира.
Создателем радио считается русский физик Александр Попов, который 7 мая 1895 года показал сеанс радиосвязи. Эта дата является днём рождения радио и отмечается ежегодно. А знаете ли вы, что Эйфелева башня имеет непосредственное отношение к радио? Она была построена к Всемирной выставке, которую планировалось провести в 1889 году. По истечении 20 лет ее собирались разобрать.
Но главный символ Парижа спасло именно радио! Башня идеально подходила для установки антенн радиосвязи.
Человечество с давних времен мечтало о передаче изображения на расстояние. Но прошло несколько тысячелетий, прежде чем эта мечта осуществилась. Телевидение оказывает огромное влияние на жизнь многих людей. Сегодня телевизор перестал быть «ящиком».
В последние десятилетия в нашу жизнь прочно вошёл интернет. Интернет – это мировая компьютерная сеть, которая связывает все компьютеры мира. Разработали его в Америке в 1969 году. Его задачей является передача информации на большие расстояния.
Компьютер и интернет широко применяются в жизни человека. С их помощью проектируются самолеты, космические ракеты, здания, лечат людей, обучают детей, которые не могут посещать школу, обеспечивают многих людей работой. Интернет относится и к средствам массовой информации, и к средствам связи.
Примеры и разбор решения заданий
1. Определите, на каких изображениях показаны предметы, которые относятся к средствам массовой информации, на каких – к средствам связи. Перенесите картинки в соответствующие столбцы.
Средства массовой информации
Средства связи
Средства массовой информации
Источник: resh.edu.ru
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Зачем нам нужны телефон и телевизор?»
• Цель урока : дать учащимся представление о средствах связи и средствах массовой информации; учить правильно ими пользоваться.
Задачи урока :
1. Изучить и закрепить основные понятия: телефон, телеграф, интернет;
2. Развитие логического мышления, расширение кругозора;
3. Воспитание информационной культуры учеников.
Планируемые образовательные результаты:
Почта, телеграф, телефон – средства связи.
Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой информации.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
• оценивать свои достижения на уроке;
• рассказывать о видах телефонов;
• обсуждать назначение Интернета;
• различать средства связи и средства массовой информации;
Предметные: учащиеся научатся различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, рассказывать о сюжетах теле- и радиопередач, осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.
• Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать полученные знания и умения о средствах информации и связи для решения проблем творческого и поискового характера.
• Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении разных заданий, осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
• Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
• Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, фор развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Тип урока : Урок открытия нового знания
Методы и формы обучения: Частично — поисковый, объяснительно — иллюстративный, индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах.
1. Учебник «Окружающий мир» 1 класс А. А. Плешаков;
2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс А. А. Плешаков, ;
4. м /проектор, компьютер;
Организационная структура урока :
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
Будем мы на вопросы отвечать,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
2. Самоопределение к деятельности ( На экране рисунки: письмо, телеграмма, телефон сотовый и стационарный.)
— Ребята, к нам в гости пришёл муравьишка и просит помочь ему отгадать загадки. Поможем муравьишке?
1. Что за чудо, что за ящик?
Сам- певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
(Телевизор).
2. Через поле и лесок
Подаёт он голосок.
Он бежит по проводам –
(Телефон)
У. О чём сегодня пойдёт речь на уроке.
— О телевизоре и телефоне.
У. Правильно, сегодня на уроке постараемся найти ответ на вопрос «Зачем нам нужен телевизор и телефон?». Познакомимся с понятиями средства связи и средства массовой информации, и чем они отличаются. Научимся их различать
3. Работа по теме урока.
-Давайте постараемся найти ответ на вопрос: что такое средства связи и средства массовой информации.
— Внимание на доску: Елена Петровна живёт в Астрахани. Она написала письмо своему брату Сергею Петровичу, который живёт в Ставрополе. Через 2 дня Сергей Петрович получил письмо от сестры. Каким видом связи воспользовалась Елена Петровна? (Почтой).
— Сергей Петрович в срочном порядке решил пригласить сестру в гости и отправил ей телеграмму. В тот же день Елена Петровна получила телеграмму с приглашением. Каким видом связи воспользовался Иван Петрович? (Телеграфом).
— А что такое телеграф нам поможет узнать толковый словарь. (работа в парах) : телеграф («далеко» + «пишу» греч.) — средство передачи сигнала по проводам, радио или другим каналам электросвязи в целях сверхбыстрой передачи важной информации.
— Телеграмма может быть ещё и поздравительной. Например: с днём рождения, с праздником и т. д.
Раздаётся телефонный звонок.
У меня зазвонил телефон.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять. Или шесть:
Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький!
А потом позвонил
И со слезами просил:
— Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
— Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
— Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
Новых и сладких калош!
— Ребята, откуда эти строки узнали? (Корней Чуковский. «У меня зазвонил телефон».)
-Рассмотрите иллюстрацию: каким средством связи воспользовались эти герои сказки Слон и Крокодил? (Телефоном)
-Где находятся герои во время разговора по телефону? (Дома).
-Каким телефоном они воспользовались? (Телефон они использовали домашний или ещё его называют стационарный.)
— Но в наши дни мы часто используем сотовый телефон. Сотовый телефон сегодня есть почти у всех людей и у многих учеников нашего класса.
— Но если вы оказались на улице без сотового телефона или у вашего мобильного устройства села батарея, вы всегда можете воспользоваться таксофоном, его ещё называют телефон-автомат. Кто знает как пользоваться таксофоном? (Вложить монету в специальный приёмник, набрать номер.)
— Ребята, вы уже догадались для чего нужны средства связи? (Для общения людей). Приведите примеры (Позвонить в скорую, пожарную, написать письмо, отправить поздравительную телеграмму и т. д.)
— Молодцы! На первую часть вопроса почтальона мы ответили.
А теперь-все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно!
Слайд 3 ( На экране рисунки: телевизор, радио, газеты, журналы)
— Наш урок продолжается и нам предстоит ответить вопрос: что такое средства массовой информации.
— Ребята, какие предметы изображены на экране? Для чего они нужны? (Телевизор – для просмотра телепередач, фильмов, новостей. В газетах и журналах печатают разные статьи: научные, интересные и т. д. По радио передают передачи для прослушивания взрослым и детям, сообщают новости).
— Какие газеты выпускаются в нашем городе? (показ местных газет)
— Что такое информация поможет нам узнать Толковый словарь. (Информация (лат. — «разъяснение») — сведения, воспринимаемые человеком.)
— Телевизор, радио, пресса (газеты и журналы) — все это средства массовой информации. Назовите передачи, которые вы смотрите по телевизору, слушаете по радио. Чем они вам нравятся?
— Задумывались ли вы, зачем вам их транслируют? Что для себя полезного вы из них узнаете?
— А все ли телепередачи вы можете смотреть? Почему?
— О каких средствах информации мы еще не сказали? (Интернет.)
В 1969 году в США начала функционировать первая в мире
Она положила начало формированию всемирной компьютерной сети Интернет. Сеть Интернет дает пользователю неограниченные возможности как для общения с другими людьми, так и для получения любой интересующей его информации.
— Как по-другому называют Интернет? (Всемирная паутина.)
— В каждом доме сегодня есть интернет. Многие устройства могут поддерживать интернет: сотовые телефоны, айфоны, айпады и др. Как вы считаете, для чего нужен интернет? (Общаться друг с другом и узнавать новую информацию).
— Верно! Поэтому интернет можно отнести и к средствам связи, и к средствам информации.
5. Работа с учебником с. 59
— Найдите старинные и современные предметы. Сравните их по внешнему виду. Изменилось ли качество звука, изображения?
6. Закрепление по теме урока.
Проверка по ключу (Слайд 5)
— А сейчас отгадайте загадки.
По волне, волне, волне
Плывет музыка ко мне. (Радио.)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета.)
Что за чудо, что за ящик?
Сам певец, и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино. (Телевизор.)
7. Подведение итогов урока.
Урок к концу подходит
Что нового сегодня
Нам удалось узнать.
О каких средствах мы узнали на уроке?
(Средства информации, средства связи)
Обратитесь к учебнику (с. 59 вывод) (Слайд 9)
— Откуда мы сегодня брали информацию?
-Какие средства помогли?
(Учителю – Интернет. 1-классникам – газета. 3-классникам – личные впечатления.)
— Как же можно сделать, чтобы о вашем событии узнало как можно больше людей?
(Опубликовать в прессе или Интернете, оформить музей и провести экскурсию.)
— Большое спасибо за урок. Вы были активными, поэтому у нас всё получилось.
— Ребята, поделитесь своими впечатлениями об уроке.
— Кому сегодня на уроке было интересно, похлопайте в ладоши.
— Вы все молодцы, спасибо за урок. А так же спасибо нашим гостям.
Прикреплённые файлы:
Публикации по теме:
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Кто такие рыбы» Конспект урока по окружающему миру на тему «Кто такие рыбы?» Урок: окружающий мир Тема: «Кто такие рыбы» Класс: 1 Цели: познакомить с.
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» Тема: Куликовская битва Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси. Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно.
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.
Конспект урока по окружающему миру «Как путешествует письмо?» в 1 классе Окружающий мир А. А. Плешаков Тема урока: «Как путешествует письмо?» Цель урока: познакомить детей с работой почты, разными видами отправлений.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Моя малая Родина» Тема: Моя малая родина. Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Про кошек и собак» по УМК «Школа России» Окружающий мир. «Школа России» «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков, 2 класс Тема: «Про кошек и собак» Составила: Шумилова Марина Николаевна учитель.
Конспект урока по окружающему миру «Насекомые» во 2 классе Цели: познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Где живут белые медведи» по программе «Школа России» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г. К.
План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Опасные места» План-конспект урока окружающего мира по УМК «Школа России». Учитель: Соболева С. Н. Тип урока: урок-дискуссия. Класс: 3 Тема: Опасные места.
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 1 класс
- Телефон. Все про телефоны
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Источник: www.maam.ru