Цель урока
Формирование целостного представления о мире и формах искусства.
Задачи урока
- Формирование представления о многообразии телевизионных программ, жанровых особенностей, способов их создания.
- Изучение истории телевидения, взаимосвязи и специфики кинематографического и телевизионного образа.
- Формирование понимания и анализа способов создания художественного образа в телевизионных программах видеопроектах.
- Воспитание уважения и осознания ценности искусства, формирование эстетического отношения к миру.
Виды деятельности
-
Работа с текстом учебника. Работа с тетрадью. Участие в коллективном создании телепередачи – ток шоу.
Ключевые понятия
-
Телевещание кабельное и спутниковое, цифровое телевидение, интернет-телевидение, импровизационность, эффект присутствия, пространство действия, ракурсная съёмка, телевизионный художественный образ, средства выразительности телевидения, тележанры, ток-шоу.
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Вопрос учителя: «Согласны ли вы с этим предсказанием героя фильма? Что сбылось, а чему не суждено?» Учитель комментирует ответы учеников, обращая внимание на место телевидения в нашей жизни. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний и открытие новых | Ученики выполняют задание № 21 в рабочей тетради и обсуждают с учителем свойства, выразительные средства телевидения, популярные программы. Учитель предлагает вспомнить примеры телепрограмм, в которых проявляются средства телевидения. Ученики, называя программу, анализируют, как именно в ней проявляются свойства телевидения, какие другие виды искусств «участвуют» в данной передаче. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Вопрос учителя: «Является ли телевидение видом искусства или только средством массовой информации?» Учащиеся высказывают свои предположения. Задача учителя совместно с учащимися исследовать природу телевидения, выявить художественные средства создания художественного телеобраза, определить личное отношение к телевидению. |
4 | 4. Целеполагание с элементами открытия новых знаний | Вопрос учителя: «Так что же такое телевидение – средство информации, инструмент коммуникации, вид искусства, развлечение?» Для ответа на вопрос учащимся рекомендуется ознакомиться с разделом 9.1 учебника, затем привести необходимые аргументы для подтверждения своего мнения. Во время чтения учебника ученики выписывают в тетрадь значение новых терминов и название телевизионных жанров. |
5 | 5. Самостоятельная работа и первичное закрепление знаний | Ученикам необходимо подумать, согласны они или нет с данной мыслью, сформулировать и записать свое мнение в тетрадь, приведя примеры, доказывающие их точку зрения. Данная работа является подготовкой к импровизированному ток-шоу. |
Источник: rosuchebnik.ru
Зачем нам телефон, телевизор и интернет?
Окружающий мир 1 класс (Урок№28 — Зачем нам телефон, телевизор и интернет?)
Уроки изобразительного искусства 8 класс-1. Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 478.1 Kb.
Телевидение — пространство культуры?
Экран — искусство — зритель
«Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения».
«Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка».
«Жизнь врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение — основа документального видеотворчества. Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью».
«Телевидение, видео, Интернет. Что дальше? Современные формы экранного языка».
«В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека. Искусство — зритель — современность».
«Преображающий свет искусства».
та четверть посвящена не только самому феномену теле- ^ Э видения, но и рассмотрению той роли, которую играют СМИ, и прежде всего телевидение как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека.
В сущности, эта четверть связана с предыдущей настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее более всего телевидение пользуется наработками кино, ибо говорит с ним на одном языке — на языке экранно-визуальных изображений и образов. Поэтому дидактически материал четверти основывается не только на разносторонней аналитике проблем телевидения, но и на практическом освоении грамоты киноязыка, выстроенном как система творческих упражнений и работ, рассчитанных на выполнение на уроке и во внеурочное время.
В этой четверти раскрывается визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и указывается, что при множестве функций телевидения (просветительской, развлекательной, художественной и др.) его основа — информация. Телевидение — мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства.
Специфика телевидения — это сиюминутность происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т. е. прямой эфир. Опыт документального репортажа — основа телеинфор
мации. Раскрывается принципиальная общность творческого процесса в телевизионном и любительском видеосюжете: от этюда до репортажа. Учащиеся исследуют способы и природу правдивого изображения на экране события и человека, убеждаясь, что правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются через наблюдение, стремление к фиксации реального факта, а не к его инсценировке или фальсификации (большие возможности для чего даёт компьютер).
В темах уроков раскрывается сила художественного воздействия документальной тележурналистики, природа образности в репортаже и очерке. Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильный толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. В связи с чем возросла необходимость овладения основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения — от информационной зарисовки из своей жизни до видеоклипа к любимой песне.
Помимо позитивной роли, рассматривается и негативная роль телевидения в формировании сознания и культуры общества. Телевидение — мощнейший социально-политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты массовой культуры. Экран становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Поэтому воспитание художественного вкуса учащихся и повышение уровня собственной культуры учителя и знаний в искусстве становятся важнейшим средством «фильтрации» и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана.
Утверждается, что обретения себя и понимания мира человек достигнет, скорее, в творениях великих мастеров искусства, нежели в модных компьютерных киноподделках или популярных ток-шоу.
В содержательно-дидактическом плане эта четверть — продолжение освоения грамоты экранно-съёмочной культуры. Новым и важным аспектом работы учителя становится хорошее владение компьютерными программами, необходимыми для создания видеофильмов.
Урок: «Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения»
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
знать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации (массмедиа), транслятором самых
различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства;
понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д.;
знать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, свершающегося на наших глазах в реальном времени;
иметь представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач;
формировать собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, а не проводить всё время перед экраном.
Личностные результаты:
приобретать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о телевидении как о визуальнозрелищном искусстве;
учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалоги по проблеме.
Метапредметные результаты:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.);
анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их отличительные признаки;
участвовать в дискуссиях по проблемам, поставленным учителем.
Является ли телевидение новым искусством? Над этим предлагается задуматься учащимся на первом уроке. Телевидение — новая визуальная технология или новая муза? Раскрывается визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища.
При множественности функций современного телевидения — просветительской, развлекательной, художественной — его доминанту составляет информация. Телевидение — мощнейший социально-политический манипулятор. Художественный вкус и культура — средства защиты от пошлости и разложения, льющихся часто с телеэкрана. Интернет — Всемирная паутина — новейшее коммуникативное средство, активизирующее социальное и художественно-творческое выражение личности в создании собственных видеосюжетов и визуальной информации. Для современных школьников знание зрительской и творческой телеграмоты крайне необходимо.
Телевидение делает нас соучастниками происходящего в реальном времени в любой точке мира здесь и сейчас.
Учебно-исследовательское задание
Коллективные размышления на уроке вместе с учителем помогут учащимся в индивидуальной или коллективной аналитической работе на тему «Телевидение в моей жизни» или «Моя любимая телепередача» и др. Главное — раскрыть понимание проблематики телевидения, его информационно-экранной образности и специфики.
На примере любимых телепередач учащимся предстоит провести обзор содержания той или иной передачи, проанализировать её влияние на зрителя и на самих себя. В рамках предлагаемого реферативного видеоисследования полезно сделать сравнительный анализ специфики произведений кинофильма и прямой телепередачи или трансляции.
Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»
Вначале необходимо создать творческую телегруппу. Главное — смоделировать состав своей съёмочной группы, чтобы лучше представить творческие задачи при съёмке видеоэтюда или видеосюжета.
План работы следующий:
придумать тему своей передачи (например, прогноз погоды, «Спокойной ночи, малыши», автообзор, новости моды и др.) и её студийное оформление (эскиз или компьютер
ный коллаж), а также решить, кто будет ведущим и какие три вопроса он задаст приглашённым гостям;
придумать костюм ведущей, фон, на котором она выступает, и заставку телепередачи;
спроектировать визуально-композиционное решение своего интернет-послания или сайта;
спланировать тематику передач школьного телевидения.
Работающие на школьном телевидении понимают необходимость сценарно-режиссёрской подготовки при создании любого сюжета и телепередачи.
Любая форма экранного диалога (ток-шоу, телевикторина или интервью) требует создания соответствующей среды и атмосферы. Точно выбранное место проведения передачи (на натуре или в студии), так же как и оформление студии, во многом способствует успеху телепередачи. Её зрительское восприятие не в последнюю очередь зависит от визуального решения передачи, т. е. от работы художника (дизайна студии, стиля её оформления и костюмов) и оператора (монтажно-световая и композиционная культура съёмки).
Телевизионное вещание ведётся в разных целях и ориентировано на разные аудитории. Сегодня существует и такая форма телевидения, как школьное телевидение, в первую очередь в образовательных целях. По нему транслируются самые лучшие и интересные уроки, а кроме того, даётся новостная информация и творческие работы учащихся — телесюжеты, фильмы, конкурсы и др. Школьное телевидение объединяет определённый круг школ (часто при помощи кабельного телевидения) и является важным центром их общественной и культурной жизни.
Из рекомендаций и опыта учителей
Питерских О. А. (Москва). В исследовательских работах на эту тему учащимся следует помочь разобраться в художественном и социальном феномене телевидения. После окончания жур- фака МГУ я под руководством известного теоретика телевидения профессора Р. Борецкого исследовала культурологические аспекты телевидения на материале истории отечественного телевидения. В 1960-е годы был актуален вопрос художественной природы телевидения. И по работам видного критика В. Саппака, и по свидетельству моего отца — пионера и ведущего режиссёра цветного телевидения (кстати, автора учебника, о котором мы говорим) ясно, как много было людей, говоривших о появлении новой музы. Время разрешило споры об эстетической природе
телевидения. Это не новое искусство, а мощнейшее средство массовой визуальной коммуникации. И искусством или явлением художественной культуры любая телепередача является настолько, насколько являются художниками её создатели.
Гликин Л. Д. (Москва). Московская школа № 1311 уже приобрела интересный и важный опыт телевизионного творчества. В школе есть телестудия, монтажная, вся производственная цепочка. Ребята формируют сетку вещания, рубрики, снимают видеосюжеты и репортажи.
Наша деятельность идёт по образовательным программам для старших классов и охватывает как уроки, так и факультативные занятия. Решается большой круг задач по режиссуре, актёрскому и операторско-монтажному мастерству; ведётся проектно-творческая работа; освещается хроника школьной жизни; в эфир даются записи лучших уроков и т. д. В этой работе в разное время участвовали от 5 до 25 педагогов.
Одному учителю, конечно, это дело не поднять. Только заинтересовав руководство школы (в силах которого финансировать работу), собрав вокруг себя учителей-едино- мышленников, можно реализовать этот проект. Однако подкупает максимальная возможность индивидуального образования ученика. А в искусстве никакой иной методы, нежели индивидуально-личностной работы с учеником, и быть не может! Наша с вами задача — воспитание личности.
Кобозев А. А. (Москва). Телевизионные образовательные программы (например, «Академия», «Цивилизация») и передачи могут быть важным визуально-дидактическим ресурсом урока. Их введение в определённом объёме в структуру урока разнообразит его фактуру и в чередовании с практическими рисовальными и иными упражнениями улучшает восприятие изучаемого материала.
Телеэкскурсии по Эрмитажу, Лувру, Русскому музею дают возможность педагогу расширить рамки школьного занятия. Владение методами дистантного и телевизионного контакта школьников со средами вне класса сегодня для учителя обязательно. Так же как и создание им собственного архива из записанных с экрана или через Интернет телепередач и фильмов. Без такого дидактического иллюстративного материала невозможно проведение убедительного анализа телевизионного творчества.
Алёшина Т. В. (Москва). Представление о работе художника на телевидении ученики приобретают, выполняя эскизы заставок и оформления студии для телепередач, темы которых они выбирают сами в рамках коллективного проекта.
Моделируя работу телегруппы, мы определяем не только оформление студии и костюмы ведущих, но и сценарно-режиссёрские и операторские стороны создания передачи. Поэтому не менее важен, чем костюм, подбор самого ведущего-интервьюера, его умение органично вести себя в кадре, его облик (включая одежду, не отвлекающую от существа диалога). Ещё важнее умение вести беседу, «держать» тему в любых неожиданных поворотах разговора и импровизационно находить точные реакции и вопросы, нужные по ходу задуманного сюжета. Это мы и отрабатываем во время проектных упражнений.
Урок: «Телевидение и документальное кино. Телевизионная
документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка»
Результаты освоения учащимися учебного материала
Источник: topuch.com
Проект телевизор польза и вред
Цель проекта: разобраться вред или пользу приносит телевидение.
Актуальность темы: эту тему считаю очень актуальной, так как просмотренные телепрограммы влияют на формирование личности ребёнка. Для меня важно задуматься над тем, больше вреда или пользы приносит просмотр телевизора.
– изучить литературу о пользе и вреде телевидения для ребёнка;
– выяснить у одноклассников, какие передачи смотрят, сколько времени проводят у телевизора;
– дать рекомендации детям и родителям.
–изучение справочной литературы и интернет источников;
–анкетирование одноклассников.
Гипотеза проекта: действительно ли телевидение приносит вред детям.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Для того, что бы разобраться, что больше пользы или вреда от ТВ мною было прочитано много литературы по данной проблеме. Вот, что я узнала: телевидение настолько прочно и крепко вошло в нашу повседневную жизнь, что сейчас и представить себе сложно, как прожить день без просмотра тех или иных любимых фильмов и передач.
Для некоторых детей ТВ стало и лучшим другом, и мамой, и няней одновременно. К чему же может привести подобное общение и как избежать его печальных последствий? Никто не поспорит, что нельзя однозначно и веско сказать – телевидение несет один только вред. Существуют каналы, которые действительно бережно занимаются отбором фильмов и программ. Есть и специальные телеканалы, предназначенные именно для просмотра детьми той или иной возрастной категории. Значит, телевидение все таки оказывает определенную помощь в развитии а именно:
1.Расширяет кругозор. Нам будет весьма любопытно познакомиться с жизнью заморских стран, узнать о повадках редких животных, посмотреть на живописные пейзажи джунглей или благородные льды Арктики. Если дети отбирают для просмотра программы про путешествия или о живой природе. Это избавляет наших родителей от множества проблем (экономит время и деньги).
2.Помогает обогатить речь. Если строго отнестись выбору программ для детей, то это послужит несомненную пользу в становлении грамотной и правильной речи. Конечно, не нужно нас усаживать на целый день перед телевизором со включенным телеканалом “Культура”, но и на других телеканалах безусловно много интересных, познавательных и “грамотных” телепередач. Ребенок впитывает буквально все, что видит или слышит вокруг себя, поэтому не удивляйтесь, что в нашем лексиконе могут появиться как высоко художественные слова и термины, так и обычные “жаргонные” выражения.
3.Развивает эрудицию и интеллект. Здесь все просто – достаточно предложить ребенку к просмотру одну из многочисленных детских телевикторин. Естественным и закономерным итогом станет не только получение новых знаний, но и желание развиваться и совершенствоваться самому.
4.Способствует приобщению к классической литературе и мировой истории. Детей бывает очень сложно заставить прочитать толстую и очень скучную книженцию, а вот увиденное на экране и легче и быстрее воспринимается. И после просмотра художественного фильма ребенок живо заинтересуется произведением, положенным в его основу, и захочет самостоятельно его прочесть и изучить.
Очевидно, что категорически запрещать детям смотреть телевизор ни в коем случае нельзя. Но не стоит забывать и о многочисленных вредных факторах, которые влечёт за собой чрезмерное или неправильное увлечение телевизионными фильмами и передачами.
1.Телевизор станет открытым врагом ребенка, если не позаботиться о времени, отведенном на просмотр тех или иных передач. Многие родители пользуются любовью своих детей к мультфильмам и позволяют практически целый день проводить возле голубого экрана. А этого делать ни в коем случае нельзя!
Доказано, что дети, слишком увлеченные телевидением, становятся раздражительными, обладают неустойчивой психикой, у них снижается острота зрения и скорость многих мыслительных процессов. Вывод напрашивается сам собой – не стоит разрешать ребенку смотреть телевизор дольше, чем положено на его возрастном этапе.
2. Дети, оставленные наедине с телевизором и пультом обязательно помимо своей воли увидят много такого, что видеть им крайне нежелательно или даже вообще нельзя!Фильмы ужасов, боевики вызывают у детей агрессию. Не оставляйте ребенка наедине с телевизором, либо позволяйте ему самостоятельно просматривать только “проверенные” телепрограммы.
3. То, что нам показывают с экрана значительно привлекательней и интересней обыденной действительности. Нередко бывает и так, что ребенок полностью уходит от реальности в яркий и красивый мир ТВ. А в этом есть сразу несколько опасных моментов. Прежде всего, у детей формируется неверное представление о богатстве и способах его заполучить.
Дети закономерно начинают считать, что и в реальной жизни для достижения успеха не нужно предпринимать никаких усилий, что все это дается само собой. Он начинает винить родителей, требовать от них невозможного. Поэтому с самых ранних лет объясняйте ребенку, что не все увиденное на экране правда, и не все к сожалению можно осуществить. А еще правильнее будет предлагать для просмотра ребенку фильмы и передачи, не зацикленные на одной лишь материальной стороне.
Мною было проведено анкетирование одноклассников (Приложение 1). Итоги анкетирования представлены в таблице:
Ты любишь смотреть всё подряд или предпочитаешь какие-то отдельные телепередачи?
Ты смотришь телевизор один или со всей семьёй?
Обсуждаешь ли с родителями просмотренные передачи?
Рекомендуют ли тебе родители смотреть какие-либо передачи?
Какие передачи больше всего интересуют?
Редко-10 чел.
Выборочно-12чел.
Источник: dzenpunk.ru