Советская промышленность начала выпуск отдельных усилителей для домашних стереосистем уже в транзисторную эпоху, ламповые же усилители выпускались до этого либо в составе радиол, либо для промышленного использования. При этом большинство транзисторных аппаратов относились к тому классу, что на Западе принято называть Low-Fi. Однако были и попытки сделать действительно качественные аппараты, пусть и не всегда их получалось реализовать в задуманном виде.
Бриг-001-стерео
СОВЕТСКАЯ АУДИОТЕХНИКА
Всем привет. В этой статье хочу рассказать о целесообразности использования советской аудио аппаратуры с современными источниками сигнала и о некоторых преимуществах такого подхода в плане создания домашнего стереокомплекса. На данный момент магазины бытовой электроники предлагают нам широкий выбор различных колонок, сабвуферов и усилителей. Опрятный внешний вид, приемлемые характеристики и доступность упомянутых девайсов делают китайскую акустику спутником многих меломанов. Однако в наше время все большую популярность набирают именно советские звукоусилительные аппараты. Этому есть ряд вполне обоснованных причин:
Как сделать УСИЛИТЕЛЬ звука из старого ТЕЛЕКА. (Своими руками)
Во-первых надежность. В СССР прямо скажем не любили экономить на качестве и количестве используемых материалов, более того, было просто зазорно и не выгодно выпускать аппаратуру которая выходила из строя по истечению гарантийного срока. В тонкости погони за идеей в советское время вдаваться не буду, ибо не хочется затрагивать политику.
Во-вторых ремонтопригодность. Импортная аппаратура бюджетной категории не редко является одноразовой. Наглухо залитые клеем или герметиком радиоэлементы в подавляющем большинстве случаев не удается сменить и девайс отправляется на полку, иногда на свалку.
В-третьих мощность: советская акустика не уступает, а часто превосходит по мощности и качеству звука даже довольно известные марки современных аудиосистем.
Итак, с чего начать человеку который остановил свое внимание на отечественной технике? Для начала нужно определиться что для нас приемлемо: так называемые полочники с не большой мощностью или более серьезные напольные АС. В комнате не больших размеров вполне можно обойтись малогабаритными колонками, подойдут к примеру 10АС-225, в сочетании с усилителем средней мощности мы получим хороший звук за сущие копейки.
Если хочется мощного звука и в комнате есть место для напольников, то рекомендую обзавестись легендарными S-90, что собственно и сделал меньше года назад. Такие АС порадуют вас сочными басами и ярким, динамичным звуком. Однако не нужно забывать о том, что рядом с вами живут родные и соседи, которым может не прийтись по вкусу слишком громкий звук.
Что можно сделать из старого телевизора ? (Ака Касьян)
Что-же касается усилительного блока для заранее выбранных колонок то нужно учитывать следующие правила: усилитель не должен быть мощнее своей нагрузки (АС), в противном случае появляется риск спалить акустические системы чрезмерно подводимой к ним мощностью, так-же усилитель должен быть исправен и находиться в хорошем состоянии (при покупке смотрим на наличие заводских пломб), просим продавца включить аппарат в розетку и проверяем работоспособность хотя-бы основных функций. На шорох переменных резисторов и некоторый фон и шум в колонках можно не обращать внимания, эти неприятности в 9 из 10 случаев пропадают после замены электролитических конденсаторов и смазки подвижной части регуляторов. Помните: никаких гарантий продавец в праве не давать,по этому не стесняйтесь всесторонне проверять аппаратуру здесь и сейчас. Если продавец что-то утаивает и не дает добро на полную проверку девайса, то от покупки лучше отказаться. Теперь давайте хотя-бы кратко рассмотрим одну из моделей советских усилителей, в данном случае это амфитон 75у-101с.
На передней панели мы видим встроенный пятиполосный эквалайзер, кнопочный переключатель входов (селектор), регулятор баланса, кнопки переключения режима моно-стерео, ослабление сигнала на 20 децибел, включение-отключение тонкомпенсации. В крайней правой части панели находится ручка регулировки громкости. Усилитель так-же снабжен светодиодным индикатором уровня выходной мощности, что очень практично и полезно. На задней части усилителя находятся (слева направо) клемма заземления, гнезда для подключения проигрывателя (ЗС), тюнера (тюнер), магнитофона (МФ) и выход на запись. Далее находятся клеммы подключения АС, отключаемая розетка для питания устройства, которое используется совместно с усилителем и колодка предохранителя на случай аварийной ситуации.
Многие спрашивают, как подключить компьютер к советскому усилителю. Это очень просто. Нужно сделать специальный шнур руководствуясь данным рисунком. Один конец с так называемым миниджеком вставляем в гнездо линейного выхода аудиокарты, а другой конец с пятиштырьковым разъемом подключаем ко входу «тюнер» или «МФ», нажав на селекторе соответствующую кнопку.
Напоследок давайте заглянем «под капот» нашему монстру. По бокам усилителя располагаются массивные литые радиаторы с установленными на них выходными транзисторами. Далее по порядку:
- блок защиты выхода на акустические системы и задержки переходных процессов (на слух щелчков).
- блок предварительного усилителя (входной блок).
- плата стабилизатора питания предварительного усилителя и блока регулировок.
- платы УМЗЧ с установленными на них конденсаторами фильтра силового питания.
- силовой трансформатор с рядом стоящим диодным выпрямителем.
- платы усилителей мощности
- блок регулировок.
- плата индикатора выходной мощности.
Усилитель звуковой частоты на советской микросхеме
Старое забытое — обзор микросхемы усилителя ЗЧ серии 174УН14. Сборка, испытание и выводы.
Усилитель звуковой частоты, собранный на советской микросхеме к174ун14. Микросхема 174ун14 по заводским данным представляет собой усилитель низкой частоты номинальной мощностью 4,5 Ватт. По сравнению с к174ун7 имеет более хорошую и продуманную защиту от перегрева и перегрузок, защиту от коротких замыканий на выходе, а также от перемены полярности питающего напряжения. Нашел у себя в закромах данную микросхему на платке, проверил — рабочая оказалась, и чтобы придать вид и компактность схеме решил ее переделать под себя. Схему смотрим ниже:
Нашел в сети печатку – подкорректировал таким образом, что размеры получились 30х35 мм, протравил платку и собрал ( скачать файл ), изначально как-то не понравился звук – запирался и был тих. Оказывается в схеме из справочника по советским микросхемам резистор в 22 Ома — это явный перебор! Там должен был стоять 2.2 ома! Поискал у себя резистор и нашел на 10 ом – впаял, ситуация по звуку значительно улучшилась.
Тогда решено было взять два резистора по 1 Ому, импортных, и соединив их последовательно установить на платку. Звук получился чистым и громким, что и требовалось!
УНЧ динамик 5гд и 3гд раскачивает хорошо. Микросхему установил на родной радиатор охлаждения на котором она была, промазав между микросхемой и радиатором термопастой. Саморезом прикрутил плату и радиатор вместе, для надежности, теперь не шатается ничего, причем радиатор получается соединенным механически с радиатором – подложка не требуется, так как минус у этой микросхемы предусмотрен на соединение с корпусом.
Питаю схему УНЧ от импульсника, при этом конденсатора на плате в 1000 мкф вполне хватает, напряжение 12,5 вольт. На рисунках, которые прикладываю к статье, можете посмотреть типовое включение и типовые заводские параметры по микросхеме.
Вход подается через конденсатор электролитический на 22 мкф, в дальнейшем планирую повесить вход резистором 10-20 ком на землю, чтобы не издавал лишнего фона когда штекер, так сказать, в воздухе без подключенного устройства сигнала. Температура микросхемы в пределах нормы, и примерно 45-50 градусов после 30 минут работы на 80% мощности. С Вами был redmoon.
Источник: tehnoobzor.com