Форматы киносъёмки разделяются на две категории: со сферической оптикой и с анаморфотной (искажающей изображение по вертикали).
Изначально первым общепринятым форматом кино стал
1) формат Эдисона: 35 мм плёнка, сферические линзы, кадр высотой 4 перфорации, размером 24,89х18,66 мм, соотношение сторон 4:3, съёмка со скоростью 15 кадров в секунду. Томас Эдисон спродюсировал съёмки около 10 фильмов для показа на своём изобретении, кинетоскопе http://ru.wikipedia.org/wiki/Кинетоскоп
Затем в кино появился звук, и надо было находить на плёнке место для оптической звуковой дорожки. Её пристроили в пространстве между перфорациями, уменьшив кадр по ширине, и соотношение его сторон составило около 1,19:1. В таком формате было снято несколько фильмов (в частности, Говард Хьюз снял в нём своих «Ангелов ада»), но смотреть такую картинку было некомфортно, поскольку поле зрения человека имеет соотношение сторон примерно 1,385:1 (около 180 градусов по горизонтали и 130 — по вертикали). Потому американская киноакадемия создала
Просмотр видео и фильмов в формате 4К на телевизоре из компьютера
2) Академический формат, соотношение сторон в котором было максимально приближено к соотношению сторон поля зрения человека, чтобы обеспечить комфортный просмотр. Для этой же цели установили частоту 24 кадра в секунду.
Академический формат характеризуют: 35 мм плёнка, сферические линзы, кадры шли через каждые 4 перфорации, но высота кадра была уменьшна, и между кадрами было 3 милиметра пустого пространства — чтоб было удобно резать при монтаже. Размеры кадра составляли 16х22 мм, соотношение сторон — 1,375. В академическом формате были сняты все профессиональные кинофильмы с 1932 по 1953 год. Документальные и телефильмы снимались на 16 мм плёнку, соотношение сторон которой было также около 1,37:1 (аматорские — на 8 мм, но не о ней речь).
Но с развитием телевидения оно стало отнимать у кино зрителей, и нужно было чем-то публику привлечь. Тогда товарищи американцы вспомнили о французском изобретении 1920-х годов, в котором ранее люди просто не видели смысла — анаморфотных линзах, сжимающих изображение по вертикали с разной степенью — эта степень называется коэффициент анаморозы (анаморфирования), наиболее распространённый коэффициент — двухкратный, 2х. Благодаря этому можно было использовать бОльшую площадь кадра по высоте, что обеспечивало лучшее качество, при этом, благодаря двухкратному сжатию изображения с помощью анаморфотных линз, соотношение сторон кадра было 2,55:1, при этом был трёхканальный стереозвук. В таком формате снимали широкоэкранные фильмы до 1957 года, а затем ввели 4-канальный стереозвук, как следствие, оптическая звуковая дорожка расширилась, а изображение сузилось до 2,35:1. Так родился современный
3) Анаморфотный широкоэкранный формат: плёнка 35 мм, анаморфотные линзы, размер кадра 21,3:18,16 мм, соотношение сторон — 2,35:1. Благодаря этому формату кино смогло отвоевать себе право на жизнь с приходом телевидения в каждый дом. Также возникло понятие «широкоэкранное кино» — это такое кино, соотношение сторон которого больше, чем у академического формата (1,375:1). Самый распространённый на сегодны широкоэкранный формат называется Panavision.
Как смотреть 3D-фильмы на Windows
Потом пошли эксперименты с широкоформатным кино (это такое кино, размер кадра у которого больше, чем у формата Эдисона, то есть больше, чем 24,89х18,66 мм), чтобы поразить зрителей не только размером картинки, но и её качеством. Широкоформатное кино пошло по таким направлениям:
а) 35 мм плёнка, прокручиваемая горизонтально (а не вертикально, как обычно), сферическая оптика, кадр шириной 8 перфораций, размер кадра — 24,92х37,72, соотношение сторон — около 1,5:1. Этот формат называется VistaVision, в нём любил снимать Хичкок и Марлон Брандо снял в нём свой единственный фильм;
б) как VistaVision, только с анаморфотной оптикой с коэффициентом анаморфозы 1.5х, кадр в полтора раза шире, то есть около 2,25:1. Этот формат назывался Technirama, наиболее известный фильм, снятый в нём — «Леопард» с . Формат не прижился, потому что начали снимать на
в) 65 мм плёнку со сферической оптикой и высотой кадра в 5 перфораций, с соотношением сторон около 2,2:1. Этот формат назывался Todd-AO или Super Panavision, в нём были сняты такие фильмы как «Звуки музыки», «2001: Космическая одиссея», «Клеопатра», «Трон». В кинотеатре фильм показывали на специальной плёнке, расширенной до 70 мм по краям — там, за перфорациями, находились магнитные звуковые дорожки, обеспечивавшие 6-канальный стереозвук;
г) 65 мм плёнку с анаморфотной оптикой с коэффициентом анаморфозы 1.25х и соотношением сторон кадра 2,76:1, которое было явным перебором, потому формат не прижился. В нём сняли, например, «Бен-Гур».
Поскольку значительно улучшилось качество плёнки, не было особого смысла в широкоформатном кино, снимать которое оказалось намного дороже обычного, снимаемого на 35 мм плёнку, прокручиваемую вертикально, так что широкоформатное кино эволюционировало: на VistaVision теперь снимают не фильмы целиком, а только сцены со спецэффектами (начало такому методу положил Джордж Лукас в «Звёздных войнах», теперь этот приём используется в блокбастерах повсеместно), а на 65 мм плёнку снимают со сферическими линзами и горизонтальной прокруткой плёнки, с кадром шириной 15 перфораций и соотношением сторон 1,42:1 — этот формат называется IMAX.
Итак, обычно фильмы снимали на 35 мм плёнку, только в двух вариантах: более дорогие — с анаморфотной оптикой в формате 2,35:1, а более дешёвые — со сферической оптикой в академическом формате. Но кинотеатры уже были переоборудованы зкранами 2,35:1, на которых показывать фильмы с соотношением сторон 1,37:1 было бы нехорошо. Так появился
4) «Плоский» формат — это когда фильм снимается в академическом формате с соотношением сторон 1,375:1, но картинка урезается по вертикали на 25%, таким образом получается 1.85:1, а такое урезание кадра называется кашированием. Это открыло настоящий «ящик Пандоры», поскольку каширование очень даже вошло в моду у создателей фильмов, что особенно проявилось в Super35, о котором я расскажу далее.
Кроме принятого в США, есть и европейский «плоский» формат — 5:3, то есть 1,66:1. Он появился благодаря тому, что европейцы снимали низкобюджетные фильмы в формате Супер16 — это съёмка на 16 мм плёнку со сферическими линзами, притом что перфорации только с одной стороны — благодаря чему кадр шире, его размеры составляют примерно 12,5х7,5 мм. В последние десятилетия, с улучшением качества плёнки, изображение, снятое на Супер16 мм и переведённое на 35 мм плёнку в «плоский» формат, стало почти неотличимым на глаз (для зрителей в кинотеатрах) от изображения, изначально снятого в академическом формате и урезанным на 25% по высоте, а с появлением камеры Arriflex 16 SR 3 качество съёмки в формате Супер16 улучшилось настолько, что изображение с неё уже пошла мода урезать на 30% по высоте (достигая соотношения сторон 2,35:1) и переводить на анаморфотный позитив для показа в кинотеатре на полный экран — к примеру, так демонстрировались последние два фильма Даррена Ароновски, «Рестлер» и «Чёрный лебедь», снятые в Супер16.
Итак, в обычных кинотеатрах для демонстрации фильмов уже давно используются два формата 35 мм позитивов: анаморфотный (2,35:1) и «плоский» (1,85:1). Повторю, что на 35 мм плёнку снимали более дорогие фильмы с анаморфированием (широкоэкранные), а более низкобюджетные — с применением сферической оптики. Также был ещё более дешёвый вариант широкоэкранного фильма — снимать со сферическими линзами, но с высотой кадра не 4, а 2 перфорации, таким образом получался кадр размером 21,95х9,35 мм и с соотношением сторон, аналогичным традиционным широкоэкранным фильмам, которые делали с анаморфотной оптикой.
Формат кадра с 2 перфорациями назывался Techniscope, в нём снимал свои фильмы Серджо Леоне и две своих первых полнометражки снял Джордж Лукас. Такое изображение переносится на позитив с анаморфированием (и увеличением вдвое) для показа как Panavision — и хотя на экране раньше видна повышенная зернистость, что называется, «с пивком покатит».
Но создатели кино хотели демонстрировать свои фильмы на весь экран, то есть в формате 2,35:1, притом снимая их без громоздкой, дорогостоящей и тяжёлой анаморфотной оптики, но чтобы качество изображения было выше, чем у Techniscope, а затраты — сопоставимы с традиционной съёмкой на 35 мм плёнку. Так появился
5) Формат Super35 — это по сути тот же самый формат Эдисона, с которого и начиналось кино, с той только разницей, что скорость съёмки составляет 24 кадра в секунду. Также формат Super35 отличает то, что он изначально рассчитан на каширование кадра — и при съёмке оператор видит на видоискателе маркеры, указывающие, как кадр будет урезан и в какую площадь нужно втиснуть изображение — эта площадь называется safe area (action safe area, title safe area и т.д.). Благодаря современным технологиям, оптическая звуковая дорожка помещена вне зоны между перфорациями за их рамки (а цифровая звуковая дорожка — вообще в промежутки между перфорациями), что позволило использовать при съёмке всю площадь 35 мм кадра, однако для показа в кинотеатре из неё вырезается узкая полоска, которую переводят в анаморфотный формат.
К сожалению, на видео фильмы, снятые в Супер35, попадают не в своём первозданном, полнокадровом виде, а с урезанным изображением — с таким, как их показывали для кинотеатров, 2,35:1. Соответственно, фильмы, снятые в формате 1,375:1, обычно выходят на видео в «плоском» формате, 1,85:1. А по телевизору их показывают в формате 4:3 — и не только их, но и фильмы, снятые реально в широкоэкранном формате 2,35:1 на анаморфотную оптику — кадр обрезают справа и слева (и хорошо ещё, если на этом остановятся) и приводят к соответствию соотношению сторон стандартного телевидения, 4:3.
Соответственно, появились несколько процессов переноса изображения на видео или показа по ТВ:
б) леттербоксирование (Letterbox) — это когда картинка 2,35 (кашированная или изначально такая) отображается в формате 16:9 (к примеру, 1920х1080) или 4:3 с чёрными полосами, и драгоценный битрейт тратится на отображение нарисованных сверху и снизу чёрных полос. Согласитесь, это жуткое убожество, к тому же иногда леттербокс сочетается с пансканом — к примеру, фильм, снятый в формате 2,35:1, показывают в формате 16:9, но само изображение при этом имеет размер 576х720 или 480х640 пикселей, а четверть кадра по высоте — чёрные полосы);
в) анаморфирование — это когда картинка формата 2,35:1 показывается в более узком окне формата 16:9 или 4:3 (либо картинка 16:9 — в окне формата 4:3), при этом она растянута по вертикали, и для нормального просмотра её надо сжимать. Много было релизов на видео фильма «Сибирский цирюльник», где лица растянуты по высоте. в принципе, в таком виде он смотрится неплохо; также Робби Уильямс увлекается анаморфированием изображения в своих клипах, заметили?
г) open matte — это такой случай, когда картинка, которую кашировали для показа в кино и различных релизов на видео, появляется в не так сильно урезанном виде: снятая в академическом формате 1,37 показывается в 1,33:1; снятая на Super35 — в формате 16:9, а не 2,35:1. Лично для меня это наиболее желаемый вид картинки, достаточно посмотреть фильмы Стэнли Кубрика «Сияние» и особенно «С широко закрытыми глазами» в open matte, чтобы понять, что каширование очень часто крадёт красоту кадра, его зрелищность, визуальное богатство.
В будущем, надеюсь, на open matte не остановятся, а будут делать полнокадровые релизы фильмов. К примеру, недавно вышел ремастеринговый фильм 1939 года «Унесённые ветром» с соотношением сторон 16:9 (1920х1080 24р). Это, конечно, хорошо, но я предпочёл бы его смотреть в первозданном виде, с соотношением сторон 1,375:1 — это был бы, наверное, формат 1920х1400.
Кстати — это факт! — уже продаются мониторы такого формата и в Интернете можно найти обои на рабочий стол размера 1920х1400 пикселей. Наряду с этим форматом могли бы выходить релизы тех же фильмов в разрешении 960х700, которые как минимум в 4 раза меньше «весили» бы. То же самое я хотел бы в отношении остальных фильмов, которые сняты в 1,375:1, но выходят на Blu-Ray в формате 16:9.
С популяризацией «плоского» формата и Супер16, появилось и телевидение высокой чёткости (ТВЧ, оно же HDTV), соотношение сторон кадра в котором — не 4:3, а 4²:3², то есть 16:9 — высота окна на 25% меньше, но при этом увеличивается разрешение изображения, особенно по ширине. Первые телевизоры высокой чёткости имели разрешение 576х1024 (вместо стандартного 576х720), современный стандарт — 1920х1080. Фильмы в формате 1,85:1 и 5:3 хорошо подходят для показа по такому ТВ, с минимальными урезаниями кадра. Но лучше всего для него подходит материал, снятый в формате Супер35 с высотой кадра 3 перфорации — размером 24,9х14 мм (соотношение сторон 16:9). При производстве фильма это даёт 33% экономию на плёнке, при этом площадь кадра (348,6 мм²) практически не уступает площади кадра, снятого в академическом формате (352 мм²), а урезанный до состояния «плоского» формата (264 мм²) — значительно превосходит.
В формате 3-Perf Super35 были сняты, к примеру, фильмы «Дьявол носит Prada», «Уолл Стрит-2: Деньги не спят», «Другой мир», дилогия «Спуск». но к сожалению, подавляющее большинство фильмов, снятых в нём, выходит на видео в урезанном виде, в формате 2,35:1. По ТВЧ фильмы, снятые в Super35, показывают в open matte (16:9), и часто в Интернете можно найти рипованные с ТВЧ фильмы.
Вот их-то я и предпочитаю смотреть и качать себе: HDTVRip «Матрицы», «Трои», «Чужого 4», «Хроник Риддика» и др. фильмов в разрешении 1280х720 или 1920х1080. К сожалению. программа-рипер чуть-чуть срезает краи видео по вертикали и горизонтали, но это всё же лучше, нежели пялиться в узенькую щёлочку — такие релизы я не признаю. И я благодарен за каждый open matte или полнокадровый релиз фильма, который люди выкладывают в Интернете и я могу его посмотреть. Кстати, я давно ищу open matte «Властелин колец»: когда-то моему другу попал в руки диск с первой частью этой трилогии и мы смотрели её у меня дома на компе, я точно помню, что он был 16:9, но тогда я не придавал значения неурезанному кадру и не скачал его себе с диска на комп, о чём теперь жалею: мне пока не посчастливилось нигде отыскать такой релиз.
Источник: newsland.com
Кино против ТВ
При всей своей концептуальной схожести, телевидение и кино постоянно конкурировали друг с другом в плане форматов. И даже сейчас, когда в техническом и технологическом плане все чаще наблюдается процесс унификации, два популярнейших развлечения остаются по разные стороны баррикад. Для цифрового ТВ общепринятым стал формат 16:9 (такой же используется и в сериалах), а большинство фильмов (не важно, снятых на пленку или цифру) выходят в ультрашироком формате 21:9. В естественной среде обитания — кинотеатрах и телевизорах — это не доставляет неудобств. Но в формате домашних развлечений зрителям приходится наблюдать черные полосы либо сверху и снизу, либо по бокам экрана.
Такое разделение телевидения и фильмов появилось еще в 1953 году, когда Спирос Скурас, президент кинокомпании XX век Фокс, разработал новую широкоэкранную анаморфированную кинематографическую систему CinemaScope. Она стала ответом на стремительное развитие телевидения в США и, как следствие, значительное снижение доходов проката.
Панорамное кино очень впечатлило зрителей и помогло перетянуть их от домашних экранов в кинотеатры, так что вскоре появились десятки аналогов CinemaScope и множество вариаций соотношения сторон. Впрочем, унификации пришлось ждать сравнительно недолго, в 1970 году для уменьшения заметности склеек негатива и фильмокопий, высота кадра была уменьшена, и формат приобрел окончательные пропорции. Такие, какие мы привыкли видеть в кино сейчас. Заодно упростилось название — просто Scope.
Стоит отметить, что ждать каких-то серьезных изменений в форматах не стоит. По крайней мере, в обозримом будущем. Как бы глубоко ни проникали в кино цифровые технологии и даже если весь хронометраж фильмов начнут снимать на зеленом фоне и отдавать в работу специалистам по компьютерной графике, это едва ли произведет революцию в кинематографических пропорциях экранов.
Пусть даже основа актуальных технологий и берет свое начало в середине прошлого века (сейчас уже это звучит как древность), но с технической и экономической точки зрения отказываться от этого не выгодно. Во-первых, теоретическое разрешение аналоговой пленки при съемке фильмов составляет около 70 мегапикселей, что пока недостижимо для цифровой съемки. Во-вторых, у пленочных записей намного больше динамический диапазон и зрелищность картинки. В-третьих, очень велик ресурс работы съемочного оборудования и проекторов кинотеатров, так что одномоментно менять их на что-то принципиально новое было бы слишком дорого и глупо.
Какой монитор подойдёт именно тебе?
Каждой профессии и каждому человеку идеально подходит свой монитор из линейки LG UltraWide. Пройди короткий тест и узнай, какой подходит тебе!
Как следствие, проблему разных пропорций изображения приходится решать не в момент создания контента, а при его просмотре. Для киноманов телевизоры в формате 21:9 пробуют выпускать еще с 2009 года, но заметного спроса у покупателей они так и не получили. Как ни крути, в приоритете у домашних зрителей всегда оказывалось телевидение, а позволить себе организовать в отдельной комнате кинозал со специальным экраном может не каждый. Выход из ситуации неожиданно появился с появлением мониторов 21:9, например, UltraWide от компании LG. Как выяснилось на практике, из-за большой диагонали в 34 дюйма они способны играть роль того самого второго экрана для просмотра фильмов, а главное, новые для мониторов пропорции экрана смогли не просто сохранить пользовательский опыт на прежнем уровне, но даже обеспечить значительный прирост продуктивности и удобства работы для некоторых задач.
В качестве примера обратим внимание на LG UltraWide 34WK95C-W. В этом мониторе есть все важное и нужное, чтобы получить удовольствие от просмотра фильмов.
Например, 34″ изогнутый экран UltraWide обеспечивает максимальное погружение в происходящее, разрешение составляет 3440×1440 пикселей, так что картинка будет четкой, технология Nano IPS дает охват палитры DCI-P3 98%, то есть кино вы увидите именно с той цветопередачей, как это было задумано создателями. Кроме того, монитор поддерживает контент с расширенным динамическим диапазоном — заявлена сертификация по стандарту VESA DisplayHDR 400. Впрочем, экран станет находкой не только для просмотра контента, но также и его создания. Но об этом мы расскажем в следующей статье.
Источник: teleprogramma.pro
Форматы файлов для приложения «Кино и ТВ»
Приложение «Кино и ТВ» воспроизводит большинство видеофайлов, не защищенных управлением цифровыми правами (DRM), с перечисленными в этом списке расширениями. Если файл с одним из этих расширений не воспроизводится, возможно, он использует неподдерживаемый кодек.
Нужна дополнительная помощь?
Нужны дополнительные параметры?
Изучите преимущества подписки, просмотрите учебные курсы, узнайте, как защитить свое устройство и т. д.
В сообществах можно задавать вопросы и отвечать на них, отправлять отзывы и консультироваться с экспертами разных профилей.
Источник: support.microsoft.com