В каком году появились телевизоры в СССР в семьях

Показывало ли советское телевидение своим гражданам киносериалы или телевидение СССР транслировало целями днями новости, телепрограммы, спортивные передачи, выступления генеральных секретарей и съезды ЦК КПСС? Делаем небольшой экскурс в историю.

Наталья Ожогина

Что люди смотрели в СССР вместо сериалов

Getty Images
Были ли в СССР сериалы и что ещё можно было посмотреть?

Были ли сериалы в СССР

Были ли сериалы в Советском союзе? Таких какие вы видите сейчас — нет. Были многосерийные фильмы (всего таких фильмов в СССР было снято около 200). Но их нельзя сравнивать с современными сериалами, ни по качеству исполнения, ни по масштабам съёмок. Чаще всего это было очень длинное полноценное кино.

Каждый сериал снимался как художественный фильм, сразу целиком, позже при монтаже его делили на серии.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как всё начиналось

История «длинного кино» в СССР начинается в феврале 1965 года, когда на первом канале центрального телевидения впервые показали четырехсерийный фильм Сергея Колосова «Вызываем огонь на себя». Летом 1968 года, постановлением правительства, была создана телестудия «Экран», которая и должна была заниматься производством телесериалов.

Телевизор «Чайка-711», СССР, 1977 год

Позже многие советские сериалы снимались на студии имени Горького и на «Мосфильме», здесь можно было создавать по-настоящему эпичные картины. Первые советские многосерийные фильмы, собственно, многосерийными и не были. Типичный их хронометраж — от 3 до 5 серий. Однако аппетит приходит во время еды, как у создателей жанра, так и у зрителей. Поэтому, когда в 1973 году вышли двенадцать серий «Семнадцати мгновений весны», советские люди поняли, что это такое: ждать, что будет дальше с любимым героем и смотреть сериал не пропуская ни минуты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Известна шутка немецкого журналиста Ангемальнса: «Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пусты». Эта фраза была абсолютной правдой, во время показа этого сериала в СССР регистрировалось максимальное потребление электроэнергии.

Культовые сериалы СССР

А потом СССР вошёл во вкус. Позже появились самые длинные сериалы. Так, культовый сериал «Вечный зов» снимался на киностудии «Мосфильм» по заказу Центрального телевидения десять лет, с 1973 по 1983 годы, всего вышло 19 серий. А любимое многими зрителями «Следствие ведут Знатоки» насчитывает 24 серии. Но люди не делили эти многосерийные фильмы на длинные и короткие.

Им было одинаково интересно посмотреть пятисерийные «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Место встречи изменить нельзя» и «Гостью из будущего» и семисерийную «Долгую дорогу в дюнах».

Источник: www.novochag.ru

Зачем в СССР выпускали телевизоры на 12 каналов если показывало всего 2?!

Мой личный СССР. Часть IV. Советское телевидение.

Очень глобальная и одновременно очень интересная тема. Попробую рассказать о каждой знаковой передаче и персональном детском ее восприятии. Резко разделяется телевидение до 1989 года и перестроечное 1989-91 годов. Кардинально разные это были периоды. Сегодня поговорим о застойТВ.

Итак. Телепрограмм было как бы три. Первая, Вторая и Образовательная. Году в 1987 к ним присоединилась некая отдельная Московская программа, в 1988 стала прорываться в наши телевизоры и региональная Ленинградская.

Передачи всех программ кроме первой воспоминаний (в период 1978-1989) вообще не заслуживают, в памяти остались лишь уроки иностранных языков по «четвертой кнопке». Поэтому рассказ будет, по сути, только про Первую, главную программу телевидения.

Утреннего эфира долгое время никакого не было, как и вообще традиции включать телевизор перед работой. Ибо показывали там совершенно адовые передачи типа «Ленинского университета миллионов».

С 1986 года начались первые робкие попытки организовать какое-то утреннее вещание, которая вылилось в диковинную смесь новостей, мультфильмов, удивительных для тех лет неполитических репортажей и музыкальных клипов. Называлась эта ярмарка изначально «60 минут», потом выросла до «90 минут», а потом и вообще до «120 минут».

Самое яркое мое воспоминание школьничества состоит в том, как я под эту передачу сонный и уже одетый к школе ем манную кашу и пью чай. А на экране машет руками Алан Чумак.

Почему-то хорошо запомнился клип Blondie — Heart of Glass, которым программа часто завершалась. С некоторой натяжкой эту передачу можно назвать первой ласточкой нового, перестроечного телевидения в СССР.

Еще по теме:  Телевизор Polar 32 дюйма отзывы владельцев

В будни дневной эфир выглядел по нынешним меркам чудовищно. Ну случайно вклинятся интересные «В мире животных» или даже 10-15 минут мультфильмов, но в основном в эфире находился страшный шлак типа каких-то «Ненецких напевов», кинозарисовок и документальных фильмов из жизни успешных фрезеровщиков.

Да! Помимо «В мире животных» еще был «Клуб кинопутешественников» и «Очевидное-невероятное»! Редко выходили выпуски вот только.

Лишь в дни школьных каникул старались показывать и днем что-то пристойное — «Приключение электроника», «В поисках капитана Гранта», «Четыре танкиста и собака», «Ставка больше чем жизнь», «Каникулы Петрова и Васечкина» (это я терпеть не мог) и фантастический пятисерийный сериал «Гостья из Будущего».

Могу похвасться, что видел премьерный показ самого знаменитого фильма поколения и меня он потряс точно так же, как и остальных. Бластеры и больница на Маросейке, пираты и учитель физкультуры, кефир, миелофон и «форма школьная для мальчика, модель 3-2569, гост — 25294-82. ».

Фантастичным было и то, что прямо называлась дата событий фильма — 13 апреля 1984 года (премьера проходила 25-29 марта 1985 г.). Школье и даже детсадовцы чувствовали себя современниками той истории.

«А хочешь «Жигули»? Ты представляешь — такой маленький, а уже «Жигули». »(с)

И мультфильмов в каникулы показывали гораздо больше. Не 12-15 минут, а все полчаса! Даже мультсериалы часто крутили — «Приключения Барона Мюнхгаузена» или «Приключения капитана Врунгеля».

Гарантированный же мультфильм или его фрагмент в любой день недели ожидал ребенка в программе «Спокойной ночи малыши». Хрюша, Филя и Степашка (вам не надо объяснять кто это?) с ведущей дядей или тетей разыгрывали какую-то поучительную интермедию, а оставшиеся 2/3 пятнадцатиминутной передачи занимал мультфильм. Мои фавориты среди ведущих — тетя Таня (Веденеева) и дядя Володя (Ухин).

С 1984 года на экраны очень советского телевидения вторглось что-то уж совсем необычное и по форме и по содержанию. Ритмическая гимнастика.

Полчаса в день (около 18 часов пополудни) спортивные девицы (и один молодой человек) одетые не то что спортивно, а просто обтягивающе-провокационно, начинали скакать, махать ногами и извиваться лежа. Под музыку! Вот вы представьте контраст — репортаж про пленум, киноочерк о родине Ленина и потом, вдруг, ЭТО. Как подсказывает Луркморье, вели передачу несколько чередующихся ведущих, но у меня в памяти навсегда осталась лишь Елена Букреева, искоса смотрящая с экрана сверху вниз.

А ровно в 21 час к экранам подтягивалось все население страны и в этом нет никакого преувеличения. В девять вечера начиналась. Программа «Время».

Без новостей человек немыслим на земле в любую эпоху. Советское государство использовало иногда в своих интересах и слухи (а с некоторыми наоборот, сурово боролось), но главным и официальным источником новостей была телевизионная программа «Время», которая показывалась каждый день в 21.00.

За минуту до эфира на экране возникал часовой циферблат, где на пронзительно синем фоне двигалась желтая стрелка. Заставка самой передачи несколько раз менялась, но неизменной оставалась музыка — Георгий Свиридов, «Время, вперед!». Очень энергичная композиция, однозначно связываемая с новостями советского телевидения. (хотя в конце этой истории я расскажу и еще об одной мелодии, которую прославила передача).

Итак, после заставки с буквами В, Р, Е, М и Я, которые меняли свой цвет (самая долго державшаяся в эфире) на экране повлялись два диктора. Мужского и женского пола. Именно дикторы, поскольку их дело было только озвучивать новости максимально бесстрастно. Лучше всего помню, конечно, Игоря Кириллова и Анну Шатилову (и еще Леонида Элина пожалуй).

Поздоровавшись обязательно «Здравствуйте, товарищи!» и никак иначе, они приступали к зачитыванию различных новостей. Если в тот день не было демонстрации или парада, съезда или пленума (партии или комсомола), то на экране в первую очередь царил генеральный секретарь. Хотя в начале восьмидесятых он и давали мало поводов для новостей из-за общей ветхости.

Вот, например, 24 февраля 1985 год, выборы в Верховный Совет РСФСР. Товарищ Константин Устинович Черненко через считанные дни впадет в сумеречное состояние сознания и 10 марта осиротит весь советский народ и все прогрессивное человечество.

Еще по теме:  Для чего нужен разветвитель для телевизора

Но с 1986 года началось. М.С. Горбачев за дела взялся энергично и по миру перемещался буквально как ураган. Часто новостная передача целиком состояла из освещения его визита в США (Великобританию, Францию, Италию, Швейцарию и т.д.). Его и супруги.

Если же и эти новости отсутствовали, то в дело вступало Политбюро ЦК КПСС («цекака пэ-эс-эс») и Президиум Верховного Совета СССР. Это были две почти неотделимые организации, причем советские граждане настолько привыкли к их странным наименованиям, что даже не удивлялись, почему страну возглавляет секретарь при поддержки бюро. Привыкли.

Потом приходил черед очередных сногсшибательных инициатив по улучшению, увеличению, укреплению и так далее и короткий репотажик о передовиках, которые хорошо улучшают, увеличивают и укрепляют. В либеральные горбачевские годы репортажик мог быть и проблемным (в конце обязательно упоминали о каких-нибудь предприятиях неумех и лентяев, которые все выполняют плохо и ПРОЗЯБАЮТ).

Новостей о стране в современном понимании не было вообще. В СССР практически официально ничего не ломалось, не взрывалось, не горело, не падало и не тонуло. Массовая гибель людей никогда не происходила. Вести о выполнении плана на 300% настолько, похоже, задрали даже самих редакторов ТВ, что и их практически не было. Поэтому переходили сразу к международным новостям.

А вот там новости были. И какие! Наводнения! Землятресения!! Революции.

Авиа-, авто- и техногенные катастрофы. Это не говоря уже о системных социальных язвах, типа загнивания капитализма, угара милитаризма или даже просто странных выходок президента Рейгана (один из главных отрицательных героев нашего новостного телеэкрана).

Абсолютный хит начала восьмидесятых (1982-87 гг.) – бубнеж о ракетах «Першинг-2». Никакие другие выходки американской военщины далее ТАК не впечатлили наше министерство новостей и правды.

А советские корреспонденты — которых все зрители знали по фамилиям: Зорин, Боровик, Бовин, Кондратьев, Каверзнев, Фесуненко, Сейфуль-Мулюков — находили и разоблачали такие явления, о которых и местные жители-то не знали. Но советский гражданин был в курсе высокой неграмотности черного населения в США, например. Качество видеоматериалов было тоже не очень высокого качества и в результате «новости оттуда» приобретали вид вестей из какого-то чертового ада.

Тяжело сейчас объяснить, как дорога нашим пропагандистам была личность американского доктора Хайдера.

«И в этот трудный час за каждого из нас —
Доктор Хайдер, доктор Хайдер, доктор Хайдер
Снова начал есть!» (с)

Тема Израиля (по моим воспоминаниям) на отечественном новостном экране абсолютно отсутствовала, а вот репортажей из Польши было полно и все они производили страннейшее впечатление. С каждым днем ситуация там все более «нормализовывалась» и постный Войцех Ярузельский казался таким же привычным персонажем вечернего телеэфира как Хрюша и Степашка.

За этими ужасами обыкновенно следовало что-то умиротворяющее о советской культуре. В Смоленске открыли театр, МХАТ начал новый сезон и всякая подобная ерунда. Время на этот блок или вовсе не выделяли или выделяли совсем мало. Если же были репортажи (из Москвы), то их вела уже пожилая женщина богемно-театрального вида с инфернальным именем Нинель (Шахова).

Абсолютно иначе выглядел спортивный раздел. Скрупулезнейшим образом озвучивались ВСЕ результаты международных и некоторых внутренних соревнований. Все начало-середину восьмидесятых шла же шахматная битва «Карпов-Каспаров» и на экране обязательно появлялся гроссмейстер, который на гигантской висящей доске с фигурами(!) несколько минут объяснял, чем именно всех удивили эти парни сегодня.

Еще мог быть репортаж и о какой-то спортивной экзотике типа русского хоккея или городков. Любой ребенок спортом интересуется (и я не был исключением), поэтому Дмитриеву, Еремину, Озерова, Маслаченко, Майорова, Саркисьянца, Суркова, Ческидова или Перетурина слушали очень внимательно.

«Информация Гидрометцентра СССР» — и это означало, что передача подошла к концу и осталась последняя рубрика «. и о погоде». Иногда какой-нибудь презентабельный метеоролог рассказывал об атмосферных фронтах, но обыкновенно на экране быстро менялись картинки городов СССР, титры с температурой проезжали снизу вверх и голос диктора с торжественностью, необходимой для других случаев, провозглашал — «В Волго-Вятском районе ожидаются заморозки, температура составит -3 -5 градусов».

Хотя музыкальные темы «к погоде» использовались разные, у всех намертво засела в голове лишь одна мелодия — Андре Поппа «Манчестер-Ливерпуль» в обработке оркестра Поля Мориа. Прилипчивость этой музыки и звучание ее на всю страну (причем в конкретное время и в конкретном месте) делало ее похожей на современные медиавирусы. Все, кто родился до 1980 года, при этих звуках начинают непроизвольно думать о погоде.

Еще по теме:  Почему чиполлино не показывают по телевизору

А завершалась передача титром «Вы смотрели информационную программу»Время»», хотя все и так это помнили.

Но это мы обозрели будни. В выходные запомнившихся передач было гораздо больше. Прямо скажем, что все стоящие передачи в субботу-воскресенье и выходили.

«АБВГДЕйка» и «Будильник» были программами детскими, показывали их в самую рань и видели и помнят их сейчас только тогдашние дети. Я вот помню.

Потом наступал черед еще более востребованной у детей мужского пола передачи «Служу Советскому Союзу!», где рассказывали всякие истории про нашу победоносную армию. Можно было увидеть настоящие танчики, вертолетики и кораблики в работе и солдат на отдыхе.

Азартная игра по-советски называлась «Спортлото» и выглядела классически. Имелось и техническое приспособление для облапошивания почтеннейшей публики, которое называлось Ло(Х)тотрон. Как и в уличных наперстках тут тоже катали шарики.

За неочевидным названием «Утренняя почта» скрывалось нечто похожее на сборник несложных видеоклипов. Разрешенные советские поп-звезды размещались в разнообразных интерьерах (от аэропорта до ипподрома) и задушевно исполняли свои музыкальные номера, неспешно прохаживаясь туда-сюда. Между клипами суетился ведущий Юрий Николаев и шутил. Круче всего он пошутил (правда не в этой передаче), когда вышел в эфир заметно пьяным.

Хорошим как бы сейчас сказали брендом была заставка Молодежной редакции ЦТ СССР. Из ее продукции сильно запоминалась программа «Это вы можете», где советские граждане мастерили своими руками из тех материалов и изделий, что не нужны государству, удивительные вещи типа самодельных блинопечек, квадроциклов, автомобилей и чуть ли не крейсеров. Левши-самоделкины у нас всегда были мирового уровня.

Естественно, что вспомнил я не все. Можете добавить.

Источник: yapet.livejournal.com

masterok

В самом начале было все по честному: телевизоры выпускали одноканальные (не было даже ручки переключения каналов совсем) и в эфире транслировали только одну телевизионную программу.

В 1952 году начали выпускать телевизор «Север», где уже был переключатель на 3 канала. В 1955 году начали выпускать телевизор «Авангард-55», у которого уже был переключатель на 5 каналов. Переключатель на 12 каналов впервые появился на телевизорах «Рубин-101» в 1957 году, хотя в эфире по прежнему транслировалась одна телевизионная программа.

Телевизор Рубин СССР 1960

Вторая телевизионная программа появится только в 1965 году, да и то только в Москве. У нас вторую программу начали показывать только в 77 году. Мы тогда обрадовались и думали, что скоро все 12 каналов будут показывать. Оказалось не все так просто, а 12 каналов на переключателе сделаны совсем для другого.

В начале развития телевидения в крупных городах поставили по одной телебашне. Они охватывали телевизионным сигналом территорию 30-70 км. и никому не мешали.

Для крупного города, да еще и с пригородом, одной телебашни мало. Для охвата территории приходится ставить еще башни. Вот тут и начинаются проблемы: если телевизионную передачу передавать со всех башен на одном канале-они будут мешать друг-другу. Поэтому с соседних телебашен передают на разных каналах.

12 каналов хватило только для организации вещания двух телевизионных программ. Для расширения вещания на большее число программ потребовалось использовать частоты в дециметровом диапазоне (ДМВ). Почему именно выбрано 12 канальная система (а не 10 или 15 каналов) не совсем понятно. Единственное логическое объяснение — люди привыкли к 12 часовой системе. Для барабанного переключателя программ это 12 поворотов по 30 градусов.

Система телевизионных каналов была разработана Международным вещательным союзом IBU, которая в 1950 году трансформировалась в новую организацию EBU. В 1946 году СССР и еще 25 стран вышли из этой организации и создали свой союз OIRT.

Вот так выглядит Переключатель Телевизионных Каналов (ПТК) советских ламповых телевизоров

Пружинящая пластина с колесиком сбоку — причина тугого и шумного переключения каналов. Благодаря этой пластине барабан поворачивается с шагом 30 градусов.

Источник: masterok.livejournal.com

Оцените статью
Добавить комментарий