Вне Европы и Северной Америки есть только одна страна, история телевидения которой уходит в довоенный период, — Япония. Телевизионные исследования начались здесь с 1925 г. Японцы дублировали у себя каждый значительный шаг американцев. Большой интерес вызвало у них освещение Олимпийских игр 1936 г. берлинским ТВ.
В Японии намеревались последовать немецкому примеру на Олимпиаде-40 в Токио, которая, как известно, не состоялась из-за войны. 13 мая 1939 г. в стране прошла пробная передача, включавшая 12-минутную экспериментальную драму, и было объявлено о скорой продаже относительно дешевых телевизоров.
Но война помешала реализации этих планов: регулярные передачи так и не начались, все силы были брошены на укрепление иновещания с прицелом на Тихоокеанский бассейн и США. После войны первым делом пришлось восстанавливать радиовещательную корпорацию (Эн-эйч-кей) и увольнять тех ее сотрудников, кто имел ярко выраженные милитаристские взгляды.
Радиопередачи были возобновлены в ноябре 1945 г. под контролем американских оккупационных властей. Началась разработка закона о вешании, который гарантировал бы свободу слова, не допускал милитаристской и шовинистической пропаганды и способствовал демократизации общественной жизни. Этот закон, принятый в 1950 г., предусматривал создание смешанной системы вешания — наличие и государственных, и частных радиостанций и телецентров. Был создан государственный орган для выдачи лицензий на частное вещание.
Передающий вкус еды телевизор создали в Японии
Телепередачи обновленной государственной Эн-эйч-кей начались (по американским стандартам) 1 февраля 1953 г., а уже 28 августа в эфир вышла первая коммерческая сеть «Ниппон телевижн», принадлежащая газете «Иомиури». В 1955 г. вышли в эфир передачи «Токио бродкастинг систем» (Ти-би-эс), в 1959 г. — сетей «Асахи» и «Фудзи». Все эти сети принадлежат газетным издательствам, страховым и промышленным группировкам.
Эн-эйч-кей — самоуправляемая общественная компания, получившая право самостоятельно собирать абонентную плату на свои нужды. Она имеет автономный статус по образцу Би-би-си, что ограждает ее от мелочной опеки государства. Корпорацией управляет совет из 12 директоров, назначаемых премьер-министром из числа авторитетных граждан и утверждаемых обеими палатами парламента. В свою очередь совет директоров выбирает президента корпорации. Ее ежегодный бюджет принимается парламентом.
Когда в Японии начиналось регулярное телевещание, в стране насчитывалось всего 800 телевизоров, нередко они устанавливались в витринах магазинов и в ресторанах. Цена их равнялась средней зарплате за несколько месяцев. Тем не менее через пять лет число телесемей превысило один миллион.
В 1960 г. в связи со свадьбой наследного принца впервые была разрешена прямая передача из императорского дворца. Это заранее объявленное событие породило телебум в стране, где обожают императора и пышные зрелища, — в конце года число телевизоров превысило 4 млн. Через четверть века в стране было уже более чем по два телевизора на семью. Японцы — самые «запойные» телезрители в мире: среднестатистический житель страны проводит у экрана свыше четырех часов в сутки. Одни объясняют это сильной усталостью японцев от работы, а другие — высоким качеством передач.
История советского телевидения. Видеоэкскурсия
Как бы то ни было, телевизор остается главным средством семейного развлечения. Показательно, что его размешают в токонома — нише традиционного японского дома, где раньше стояли художественно выполненные статуэтки и другие предметы эстетизации быта.
В первое десятилетие вещания происходило размежевание функций между общественным и частным ТВ. В то время как Эн-эйч-кей занималась информацией и просвещением, а также экспериментировала с новой техникой, коммерческие телекомпании дополняли ее программы легкими развлекательными и спортивными передачами, сделанными на американский манер шоу, «домашними драмами» и самурайскими историческими сагами, постепенно уменьшая число образовательных передач, которые поначалу были вменены им в обязанность. Эн-эйч-кей, напротив, совершенствовала культурно-просветительное вешание, часто подкрепляя учебные телепередачи радиоуроками и специальными учебниками.
В 1959 г. корпорация создает самостоятельный второй канал — Образовательный, в то время как первая программа, именуемая теперь Обшей, ориентируется на оперативное освещение текущих событий и общественно-политические передачи. Многовековая самобытная культура страны интенсивно вбирала в себя современную американскую технологию, но местные телекомпании покупали в США лишь лучшие кинофильмы и сериалы.
Никаких квот и ограничений здесь не существует — просто японцы отдают предпочтение национальным передачам. Однако процессы глобализации приводят к заимствованию заокеанских форматов и идей. Так, на коммерческом ТВ демонстрируются многочисленные постановки и фильмы с тематикой «полиция—мафия», изобилующие сценами насилия и убийств. Компьютерные мультипликации — анимэ, — особенно с европеизированными лицами персонажей, пожалуй, — единственный для японцев жанр, имеющий какие-то экспортные возможности.
Эн-эйч-кей раньше других общественных телекомпаний мира нашла свою нишу. Несмотря на соперничество с сильным частным вещанием, она остается одной из самых мощных и авторитетных телеслужб. Подобно Би-би-си, она обходится без коммерческой рекламы.
Ее доходы от абонентной платы и подписки на дополнительные каналы составляют сегодня 4,5 млрд долл., в то время как совокупный доход коммерческого ТВ превышает 16 млрд долл, в год. Гибкая политика государства в области информации, направленная на сглаживание противоречий, ограждает общественное вещание от кризисов, характерных для государственных компаний большинства других стран. Эн-эйч-кей не страдает и от конкуренции спутникового и кабельного вещания, а также видео, поскольку сама ими занимается. Еще одна причина стабильного успеха Эн-эйч-кей — ее лидерство в разработке и внедрении новых телевизионных технологий.
Но так было не всегда. В 1964 г. позором для японского телевидения стала токийская Олимпиада. Американцы и европейцы привезли на нее массу съемочного оборудования, у японцев же практически ничего не было. Рядом со стадионом, где проводились игры, зиял огромный котлован: здесь сооружали 23-этажную штаб-квартиру корпорации с двумя 8-этажными крыльями.
Но Олимпиада заставила японских инженеров по-новому оценить значение электронной техники, дала толчок к созданию лучшей в мире аппаратуры. Сегодня японские предприятия занимают ведущее положение на мировом видеорынке. Все заводы в США, выпускающие телевизоры, принадлежат японским радиотехническим компаниям.
Еще в 1968 г. японцы начали разработку телевидения высокой четкости (ТВЧ), а в 1990 г., не дожидаясь принятия всемирного стандарта, запустили экспериментальную программу ТВЧ (стандарт развертки — 1125 строк при экране 3 : 5). Эн-эйч-кей была единственной телеорганизацией мира, которая в 1988 г. освещала Олимпиаду в Сеуле по системе ТВЧ.
К 2010 г. в Токио должна появиться самая большая в мире телебашня. Ее высота составит 600 м. Она станет такой же достопримечательностью столицы, как ныне действующая,вознесенная на высоту 333 м. На первом этаже этого сооружения — самый известный в Японии аквариум, где обитает 50 тыс. рыб 800 наименований. На третьем этаже — Музей восковых фигур и постоянная голографическая выставка. Главная смотровая площадка расположена на высоте 150 м, еще на 100 м выше — специальная смотровая площадка с видом на Фудзи. В верхней части размещены различные метереологические приборы, а также радио- и телеантенны.
В соответствии с правительственным планом переход с аналогового на цифровое телевещание будет полностью завершен к июлю 2011 г. Между тем уже началась подготовка к внедрению объемного телевидения виртуальной реальности. Речь идет не о модернизации существующих систем с традиционным экраном, а о создании трехмерного домашнего театра, на сцене которого будут действовать объемные фигуры и объекты. Смотреть на них можно будет с любой точки, заходя даже «в тыл» происходящему. Новое ТВ должно также позволить зрителю ощущать всяческие ароматы и дуновение ветра, а в некоторых случаях — потрогать демонстрируемый объект (что немаловажно в виртуальном магазине). Предполагается,что объемное телевидение появится в Японии к 2020 г.
Для японцев, живущих вне страны, усилиями «Марубени», «Мицу- коси» и других частных фирм начиная с 1990 г. передачи ведет спутниковый канал «Джапан саттелайт телевижн». В его программе информационные и развлекательные передачи, фильмы, спортивные репортажи и сериалы на родном языке, уроки английского и немецкого, а также реклама. Сегодня лишь немногие страны могут позволить себе специальный спутниковый канал для соотечественников за рубежом.
Япония отказалась, однако, от создания спутниковых каналов для иностранной аудитории. Вместо этого начал осуществляться проект круглосуточного интернет-вещания на шести языках, включая русский. В типично японской манере торжественная презентация «онлайновой Си-эн-эн» сопровождалась древней церемонией изгнания злых духов.
Источник: ozlib.com
Легенды нашего детства. Японский телевизор.
Позднесоветский миф о высочайшей степени заботы о потребителе в капиталистическом забугорье.
Один советский человек как-то раз был в командировке в Японии, и купил там японский телевизер фирмы «Сони». А жил он каком-то отдаленном городе то ли в Сибири, то ли на Урале. Поезда в этот город не ходили, и добраться туда, особенно зимой, было очень трудно.
Ну, человек этот вернулся с телевизором Сони к себе в город и стал, естественно, этот телевизор смотреть. Он нарадоваться не мог на этот японский телевизор, до того высокого качества был сигнал, и прекрасна картинка. Не зря все-таки хвалят японское качество! К нему даже сбегались соседи посмотреть на это чудо технической мысли, все дивились и нахваливали качество!
И вдруг однажды, а дело как раз было зимой, он спокойно смотрел себе этот телевизор, и вдруг там чего-то заискрило, телевизор задымил, в квартире вышибло пробки, короче, сгорел телевизор.
«Ну вот тебе и хваленое японское качество!» — с горечью думал человек, вворачивая пробки, — ну вот, года не прошло, как телевизор сгорел! И как его чинить-то теперь, непонятно!
И вдруг, едва он ввернул пробки, раздается звонок! Мужик открывает дверь, и видит какого-го монголоидного вида человека средник лет, который кланяется, глупо улыбаясь, извиняется с каким-то странным акцентом. Одет человек в костюм и тонкое осеннее пальто, хотя холодно, видно, что он замерз, и в руке чемоданчик.
Сначала мужик подумал, что это кто-то из малых народностей севера, человек говорит как-то странно, но постепенно до мужик доходит, что это самый настоящий японец, и его приезд как-то связан с покупкой телевизора Сони.
Он приглашает замерзшего человека в дом, предлагает ему чаю, чтоб согреться, но тот сразу переходит к делу.
Во-первых, от имени компании он приносит официальные извинения. Никогда за всю историю компании Сони такого не случалось, но в этот раз получилось так, что при сборке телевизора они использовали бракованную деталь, есть целая партия телевизоров, и специалисты высчитали, когда деталь откажет, потому компания разослала своих представителей по всему миру, необходимо успеть заменить эту деталь, а то она сгорит, и тогда покупатели могут пожаловаться, и репутация компании Сони пострадает. Поэтому он приехал, чтобы извиниться и срочно заменить эту деталь.
Мужик говорит, что телевизор только что сгорел, и он очень удивился, зная о высоком японской качестве, даже думал, что это вранье, но теперь-то понятно, в чем дело, ведь это была сломанная деталь.
Тут японец сгорает от стыда, и готовится сделать себе харакири, так обычно должен поступить сотрудник компании, если не выполнил задачу в срок. Но мужик его уговаривает это не делать, и все бумаги они оформят так, как буд-то деталь заменили в положенный срок. Японец открывает чемоданчик, у него там рабочие инструменты, он заменяет деталь и чинит телевизор. Телевизор работает опять, и мужик доволен.
Он на радостях, что все так хорошо получилось, сажает японца за стол, открывает водку, они выпивают понемногу, дальше японец извиняется и пить не может, так в России есть еще один человек, который купил телевизор из бракованной партии, и ему надо очень спешить. Японец все-таки очень переживает, что так опоздал с заменой деталей, если компания узнает, то его заставят сделать харакири. Но мужик обещает, что никому не скажет, можно не волноваться, в благодарность японец дарит ему бутылку виски, извиняется еще раз и уезжает.
Мужик никогда виски не пил, хотя много раз слышал об этом напитке, он берег эту бутылку, всем показывал. Потом, наконец, был какой-то важный юбилей, собралось много важных гостей, он торжественно эту бутылку достал, все налил. А попробовали — ну есть самогон обычный.
Не, лучше нашей водки ничего нет!
Слышал в разных вариантах, начало-середина 1980-х и начало Перестройки. Есть вариант, когда японец привозит целый телевизор на замену. Часто еще описывали, какой это был чемоданчик секретный, там были очень секретные инструменты, и мужик их первый увидел среди советских людей.
Есть вариант, когда мужику дают валюту в знак моральной компенсации, а не виски, и он не знает, что делать с валютой, как бы не посадили.
Есть вариант, что он купил телевизор, просто зайдя в свой районный магазин, и ему повезло, там оставался последний японский телевизор.
В легенде никак не объясняется, каким образом компания Сони узнала его адрес, видимо, для советского человека казалось, что японский телевизор можно отследить каким-то прибором или он сам по себе какой-то чудодейственный — достаточно его купить, и дальше можно не беспокоиться, — компания сделает гарантийный ремонт в любом случае, даже сообщать им ничего не надо о поломке.
Источник: 76-82.livejournal.com
ЯПОНСКОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ — 50 ЛЕТ
Не будет преуменьшением сказать, что телевизор, который мы давно считаем естественным предметом повседневного обихода, в свое время произвел революционный переворот в жизни каждого человека, обрушив на него гигантский поток информации: новостей, драм, спортивных состязаний, музыки, рекламы и бесконечное разнообразие развлекательных программ.
И справедливо можно отметить, что в течение последних пяти десятилетий, начиная с первых трансляций в Японии, телевидение коснулось жизни и простых рабочих, и знаменитостей, и политических деятелей, и даже императорской семьи. Сегодня мы говорим о людях, благодаря которым все это произошло.
Кто бы мог подумать, что небольшой ящик, который появился у нас в гостиных 50 лет назад, настолько изменит нашу жизнь?
1 февраля 1953 года в 14.00 в Японии вышла в эфир первая телевизионная передача. Это было время, когда страна переживала переход от послевоенной «реформы» к «реконструкции» государства и экономики.
Началось все так: «Вы смотрите телевидение Японии. В эфире – программа канала NHK из Токио. «.
Эфир открыл Сэйдзюн Симура
Спортивный комментатор Симура вошел в историю радио в 1943 году, когда провел прямой репортаж с токийского стадиона Дзингу. В тот момент по стадиону проходили торжественным маршем 350 тыс. студентов, отправлявшихся на войну.
Первый эфир прошел лишь с незначительными накладками.
Эфир продолжила торжественная речь Тэцуро Фуруаки – президента Японской вещательной корпорации (NHK). Съемки проводились двумя камерами, изготовленными в научно-исследовательском центре NHK.
Фуруаки был явно взволнован. Напряжения было вызвано тем, что на эфире лично присутствовал премьер-министр Сигэру Ёсида — самый выдающийся политик послевоенной Японии. Ёсида был известен своей бюрократической надменностью и деспотичным характером.
Фуруаки очень волновался. Его речь должна была начаться со слов: «Мы имеем честь приветствовать в нашей студии высокого гостя, премьер-министра Ёсиду…». Но Фуруаки так разволновался, что от страха позабыл имя премьер-министра. Пауза угрожающе затянулась.
Тогда сотрудники, стоящие позади камер, взяли в руки крошечные мегафоны и хором произнесли устрашающим шепотом: «Ёсида! Это – Ёсида!!»
Ровно через месяц после появления телевидения Ёсида был вынужден распустить свой пятый, и последний, кабинет министров.
В день первого эфира в студии собралось около 150 человек.
Рядом с премьер-министром сидели «политический тяжеловес» Такэтора Огата, бывший премьер-министр, и Бамбоку Оно, «королевская булавка» японской политики тех лет.
Молодой человек по имени Сёдзиро Симидзу носился по студии как ужаленный. Это позже он станет писателем, широко известным под именем Коси Курумидзава, и лауреатом премии Наоки.
Акира Аикава, отвечавший за эфир, не спал уже несколько ночей подряд. В день эфира он был очень раздраженным и постоянно ругал Симидзу и других ассистентов за медлительность.
Позже Аикава стал продюсером исторических драм на канале NHK.
А тем временем в небе над Токио кружился вертолет NHK. Когда он приземлился в парке Хибия, толпа работников компании собралась вокруг клоуна-талисмана, которого вынули из вертолета. Студия NHK в то время размещалась в квартале Утисаваи района Тиёда.
Волнение и радость в связи с первым телевизионным эфиром чувствовались повсеместно. Ресторан, расположенный недалеко от студии, даже настоял на том, что весь день будет бесплатно кормить и обслуживать всех сотрудников телекомпании.
После церемонии, посвященной началу вещания, две камеры были установлены снаружи, чтобы подготовиться к прямой трансляции вечерней музыкальной программы «Звезда этой недели».
Звездой в тот вечер была Сидзуко Касаги — молодая энергичная певица, которая исполнила множество самых популярных в то время песен, таких, как «Тоkyo Boogie Woogie». Программа транслировалась и по радио, и по телевидению.
Когда этот бесконечно длинный день подошел к концу, Aикава и его сотрудники радостно прыгнули в бассейн ресторана Омори. Они плескались в воде, как дети, и продолжали радоваться успеху. Наконец напряженность минувших дней начала спадать, и они опять могли спать спокойно.
Несмотря на достаточно скромные технические средства и невысокую зарплату, молодые сотрудники работали с огромным энтузиазмом и чувством ответственности.
К моменту выхода в эфир первой передачи заявку на трансляционное обслуживание сделали только 868 владельцев. Сначала программы принимали около 1 тысячи телеприемников в пределах Токио, некоторые без надлежащего качества.
Телевизоры в основном импортировались из США или собирались вручную частными мастерами. Плата за пользование телетрансляцией составляла 200 иен в месяц.
Главным средством массового развлечения в те дни, конечно, было кино. Киноиндустрия как раз переживала период своего расцвета, и на этом фоне телевидение выглядело как малая форма кино.
В Соединенных Штатах корпорации NBC и CBS начали вещание в 1941 году — на двенадцать лет раньше, чем Япония. Телевидение в США распространилось тоже раньше – к 1950 году телевизоры имели уже более 3 млн человек.
Чтобы преодолеть это отставание как можно быстрее, корпорация NHK пригласила из США выпускника Гарвардского университета, работавшего в одной из компаний коммерческого телевидения. Он должен был руководить выпуском программ.
С 1991 года в течение шести лет президентом NHK являлся Mикио Кавагути. Во время памятной первой трансляции он был еще молодым специалистом, работавшим в NHK третий год, и только постигал специфику работы на радиостудии в Фукуока. В феврале 1953-го его неожиданно вызвали в Токио и поручили производство телевизионных программ. Кавагути был потрясен и постоянно спрашивал: «Почему меня?»
В том же году было решено, что популярная музыкальная программа «Кохаку утагассэн», которую традиционно передавали по радио в канун Нового года, будет транслироваться и по телевидению.
28 августа 1953 года вышла в эфир и первая коммерческая телекомпания Японии — NTV (Nippon Television). Она дала и первую телевизионную рекламу – о часах фирмы Seiko.
Хисаэ Катаока, молодая сотрудница, только что окончившая университет, отвечала за выплату гонорара исполнителям рекламного сюжета. Она вспоминает: «Почти все они были новичками на телевидении. Когда я вручала им конверты с несколькими сотнями иен внутри, каждый был искренне рад. Я помню, как учтиво все благодарили меня. Я тоже была счастлива…»
Мацутаро Сёрики, первый президент NTV, энергично лоббировал интересы телевидения, призывая политиков поддержать создание коммерческого вещания. Было нелегко, но он ни разу не дрогнул. Он всегда верил в то, что телевидение будет самым популярным из всех массовых развлечений.
СПРАВКА: Asahi — Одна из трех ведущих газет Японии, публикующих материалы на политические, социальные, экономические и культурные темы. Выходит ежедневно
Источник: tv-digest.ru