Ножка стула-ножка ребёнка, дно реки-дно общества, распустились почки-почка человека, крона дерева-расплатиться кронами, мех животного-кузнечный мех, крыло птицы-крыло самолёта, высокий человек-высокое искусство, дремучий бор-элемент Бор, яркий свет-высший свет, временный мир-животный мир, женский наряд-наряд на экипировку
Объяснение:
Многозначные слова имеют не одно, а несколько лексических значений, которые в той или иной степени близки между собой, однако у них есть заметные различия. Часто одно из значений прямое, а остальные – переносные.
Омонимы – это слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но абсолютно разные по смыслу.
Источник: sous-otvet.net
Тест по теме «Лексика. Культура речи » (5 класс)
тест по русскому языку (5 класс) на тему
Тест по теме «Лексика. Культура речи » (5 класс) проверяет умение учащихся определять значение слова (прямоепереносное, однозначноемногозначное), находить синонимы, антонимы, омонимы, находить олицетворения. Состоит из 12 вопросов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: русский язык
Учитель: Овчинникова В.В.
Вид работы: контрольное тестирование по теме «Лексика. Культура речи».
А1. Какое слово является однозначным?
2. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении ?
а) чудесная история, деревянный стол
б) серебряная ложка, ласковый ветерок
в) холодный взгляд, черствое сердце
3. В каком предложении есть антонимы?
1) Рана заживает, а рубец остаётся.
2) Пришлось долго, терпеливо ждать.
3) Метель метёт, и вьюга плачет.
4) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
4. В каком ряду приведены антонимы ?
а) красный – желтый б) дом – сад в) избушка – домик г) красивый – уродливый
5. Подберите к данным словам антонимы .
6. В каком предложении есть синонимы ?
1) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.
2) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
3) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.
4) Яблоки не кислые, а сладкие.
7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов .
а) скучно б) уныло в) тоскливо г) бесполезно
8. Продолжите ряд синонимов : бежать, …
9. В каком ряду приведены омонимы ?
а) медведь (животное) — медведь (неуклюжий человек)
б) (песчаная) коса – (девичья) коса
в) далекий – дальний
10. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы .
Говядину можно тушить с овощами.
11. Определите, многозначные или однозначные записанные слова.
Язык, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, колонка, мышь.
12. В каком ряду в обоих словосочетаниях приведены олицетворения ?
а) сосулька плачет, ребенок рыдает
б) время бежит, сердце поёт
в) ель машет лапой, костер горит
1. Какое слово является однозначным?
2. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?
а) хвойное дерево, еловые шишки
б) лазурный берег, ласковый ветер
в) безоблачное небо, тупой карандаш
3. В каком предложении есть антонимы ?
1) Хлеб мягкий, свежий.
2) Ищи не дом, а соседей.
3) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
4) Корень учения горек, а плод его сладок.
4. В каком ряду приведены антонимы ?
а) телефон – телеграф б) движение – покой в) голова – нога г) невежа – неряха
5. Подберите к данным словам антонимы .
6. В каком предложении есть синонимы ?
1) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.
2) Сова спит днём, а охотится ночью.
3) В поэтической речи глаза часто называют очами.
4) Эскалаторы движутся вверх и вниз.
7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов .
а) нужный б) важный в) необходимый г) недолговечный
8. Продолжите ряд синонимов : маленький, …
9. В каком ряду приведены омонимы?
а) телевизор – телефон
б) ножка (стола) – ножка (ребенка)
в) тушить (свет) – тушить (курицу)
10. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.
Рысь — осторожное и ловкое животное.
№6 . Определите, многозначные или однозначные записанные слова. С многозначным словом
составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.
Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.
№6 . Определите, многозначные или однозначные записанные слова. С многозначным словом
составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.
Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.
№6 . Определите, многозначные или однозначные записанные слова. С многозначным словом
составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.
Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.
11. Определите, многозначные или однозначные записанные слова.
Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, колонка, мышь.
12. В каком ряду в обоих словосочетаниях приведены олицетворения ?
а) разгулялась вьюга, дверь заскрипела
б) ветер уснул, весна с зимой встречается
в) ребята веселились, природа празднует
Источник: nsportal.ru
В каком ряду приведены омонимы телевизор телефон
3. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками ЛЗ и употреблением в речи.
- омонимы б.антонимы в.синонимы г.многозначные слова
4. Словарный запас одного человека –
5. Определите лексическое значение слова изморось:
- похожий на иней осадок, образующийся в туманную, морозную погоду на ветвях деревьев, проводах и т. п.;
- морозные узоры на стекле;
- очень мелкий дождь.
6. Укажите, какие из слов являются однозначными:
а. ряска б. айсберг; в.брошюра; г. квартал д.земля е.арена
7. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:
а) строить дом; б) часы бегут, в) мягкое кресло; г) острый нож д) убить время; е) тяжелый характер;
8. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову смелость:
- отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость;
- отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;
- отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;
- отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость.
9. Выберите пары антонимов:
- смелый — грубый;
- мудрость — глупый;
- щедрый — скупой;
- рассеянность — сосредоточенность;
- благородный — подлый;
- отзывчивый — вспыльчивый.
10. Списать текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами, вставляя пропущенные буквы и расставляя, где надо, знаки препинания.
Р..бина небольшое красивое дерево с ажурными листьями1. Плоды р..бины круглые красные бл..стящие. Растет р..бина по лесным опушкам и обрывистым берегам рек4. Можно видеть рябину у домов по огородам.
* Выполнить задания, обозначенные цифрами.
ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. ВАРИАНТ 2
- Перечислите способы толкования ЛЗ слова
- Как узнать в толковом словаре, что слово многозначное?
- все значения расположены в одной словарной статье и пронумерованы
- каждое значение приводится отдельной статьёй
- ЛЗ слова изучается в
- фонетике б. лексике в.грамматике г.морфологии
- Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением
- Многозначные б. синонимы в.омонимы г.антонимы
- Определите лексическое значение слова озимь:
- всходы, посевы озимых культур;
- первые дни зимы;
- вьюга, во время которой дует низовой ветер.
- Укажите слова, которые являются многозначными:
- жюри;
- серебряный;
- квартал;
- сизый;
- гнездо;
- кроссворд.
- Определите, в каких примерах выделенные слова имеют прямое значение:
- Твёрдая воля;
- Бегут ручьи;
- Горят костры;
- Зерно пшеницы
- Золотое кольцо
- Ледяной взгляд
- Выберите группу слов, в которой правильно указаны синонимы к слову жестокий.
- беспощадный, бессердечный, безжалостный, слабовольный;
- беспощадность, бессердечность, безжалостность, бесчеловечность;
- слабовольный, бесчеловечный, безжалостный;
- бесчеловечность, безжалостность, слабовольность;
- бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный.
- Укажите пары антонимов:
- угрюмый — веселиться;
- гигант — карлик;
- робкий — смелый;
- холодный — вспыльчивый;
- благородный — подлость;
- скромный — хитрый.
10. Списать текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами, вставляя пропущенные буквы и расставляя, где надо, знаки препинания.
Р..бина небольшое красивое дерево с ажурными листьями1. Плоды р..бины круглые красные бл..стящие. Растет р..бина по лесным опушкам и обрывистым берегам рек4. Можно видеть рябину у домов по огородам.
* Выполнить задания, обозначенные цифрами.
ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. ВАРИАНТ 3
- ГЗ слова изучается в
- морфологии б.лексикологии в.грамматике г.лексике
- Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по ЛЗ
- синонимы б.антонимы в.многозначные г.омонимы
- Что такое лексическое значение?
- Наука, изучающая словарный состав языка
а)лексикон б)лексикология в)грамматика д)морфология
- Укажите неверные утверждения.
- Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику.
- Слова в словарях располагаются по алфавиту.
- То, что обозначает слово, есть его лексическое и грамматическое значение.
- Лексическое значение слова можно узнать в «Орфографическом словаре».
- Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
6. Найдите слова, которые являются многозначными:
а) земля; б) кабинет; в) айсберг; г) хмурый; д) манок; е) жюри.
7. Укажите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:
- мягкий мох;
- мягкий диван;
- мягкий климат;
- мягкая игрушка.
- мягкий свет;
- мягкий знак;
8. Найдите синонимы к слову учебник:
а)книга; б)руководство; в)пособие; г)словарь; д) журнал; е)энциклопедия.
9. Не зная лексического значения слов, ученик неверно употребил их в предложениях. Укажите эти предложения.
- Мы смотрели на землю в иллюминатор.
- У меня большая библиотека книг.
- У березы очень нежные лепестки.
- Высоко в небе реет орел.
- У проталины окон был виден лес.
10. Списать текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами, вставляя пропущенные буквы и расставляя, где надо, знаки препинания.
Р..бина небольшое красивое дерево с ажурными листьями1. Плоды р..бины круглые красные бл..стящие. Растет р..бина по лесным опушкам и обрывистым берегам рек4. Можно видеть рябину у домов по огородам.
Контрольная работа по теме «Лексика» в двух вариантах.
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме «Лексика. 5 класс» в двух вариантах.»
Контрольная тестовая работа по теме «Лексика» (5 класс). Вариант 1.
Задание: продолжи предложение.
1) Лексика – это …
2) Лексическое значение слова – это то, что слово…
3) Узнать лексическое значение слова можно в . словаре
4) Слово перен. в толковом словаре означает …
5) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…
6) Наряду с прямым значением, у некоторых слов возникает … значение.
7) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются…
8) Синонимы – это слова одной и той же части речи с …значением. Они отличаются друг от друга…
9) Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются …
1. В каком ряду приведены синонимы?
а) громадный, огромный, гигантский
б) красота, прекрасный
в) чашка, тарелка, миска
2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
а) скучно б) уныло в) тоскливо г) бесполезно
3. В каком ряду приведены антонимы?
а) красный – желтый
в) избушка – домик
г) красивый – уродливый
4. В каком ряду приведены омонимы?
а) медведь (животное) — медведь (неуклюжий человек)
б) (песчаная) коса – (девичья) коса
в) далекий – дальний
5. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?
а) чудесная история, деревянный стол
б) серебряная ложка, ласковый ветерок
в) холодный взгляд, черствое сердце
6. В каком ряду приведены олицетворения?
а) сосулька плачет, ребенок рыдает
б) время бежит, сердце поёт
в) ель машет лапой, звезда зажглась
7. Продолжите ряд синонимов: бежать, …
8. Подберите к данным словам антонимы.
9.*Спишите. Найдите слова в переносном значении, являющиеся средствами выразительности, подчеркните их и подпишите над ними названия тропов:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Подчеркните также фонетические средства выразительности, если таковые имеются.Подпишите их.
Контрольная тестовая работа по теме «Лексика» (5 класс). Вариант 2.
Задание: продолжи предложение.
1) Лексика – это …
2) Лексическое значение слова – это то, что слово…
3) Все синонимы к одному и тому же слову перечисляются в словаре…
4) Если в толковом словаре указано несколько словарных статей к одинаковым по написанию словам, то эти слова называются по отношению друг к другу являются …
5) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…
6) Наряду с прямым значением, у некоторых слов возникает … значение.
7) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются…
8) Синонимы – это слова одной и той же части речи с …значением. Они отличаются друг от друга только…
9) Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются …
1. В каком ряду приведены синонимы?
а) человек, ребенок, взрослый
в) громадный, огромный, гигантский
2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
а) нужный б) важный в) необходимый г) недолговечный
3. В каком ряду приведены антонимы?
а) телефон – телеграф б) движение – покой в) голова – нога г) невежа – неряха
4. В каком ряду приведены омонимы?
а) телевизор – телефон
б) ножка (стола) – ножка (ребенка)
в) тушить (свет) – тушить (курицу)
5. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?
а) хвойное дерево, еловые шишки
б) лазурный берег, ласковый ветер
в) безоблачное небо, тупой карандаш
6. В каком ряду приведены олицетворения?
а) разгулялась вьюга, дверь заскрипела
б) ветер уснул, весна с зимой встречается
в) ребята веселились, природа празднует
7 Продолжите ряд синонимов: красивый , …
8. Подберите к данным словам антонимы.
9.*Спишите. Найдите слова в переносном значении, являющиеся средствами выразительности, подчеркните их и подпишите над ними названия тропов:
Гремят раскаты грозовые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Подчеркните также фонетические средства выразительности, если таковые имеются.Подпишите их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по русскому языку, итоговый тест для 5 класса, тест «Выразительные средства», уроки по произведениям Воронковой и Чивилихина
Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям .
Тест для 6 класса по теме «Повторение изученного за 5 класс»
Тест взят из материалов тематического контроля по ФГОС под редакцией И.П.Цыбулько.
тест для 4 класса на 25-30 минут (УМК Spotlight) или входной тест для 5 класса ( УМК Spotlight)
тест для учеников 4 класса( как итоговый) или входной тест для 5 класса — к УМК Spotlight. Расчитан на 25- 30 минут.
Тесты по теме «Класс Птицы» 7 класс
Тесты по теме «Класс Птицы»7 класс.
Тестовые задания предназначенны для учеников 8 класса.
Результаты данного тестирования в начале учебного года помогают учителю организовать систематизированное восстановление и закрепление знаний и навыков учащихся 7 класса по орфографии глагола, по преду.
Годовая контрольная работа (тест) для 7 класса (учебник «Spotlight» 7 класс)
Данная контрольная работа состоит из трех частей:1 часть — чтение2 часть — лексико-грамматический тест3 часть — письмо.
- Как узнать телефон человека
- Как активировать аккаунт в фейсбук после деактивации на телефоне
- Почему тимс не присоединяет к собранию на телефон
- Viber запрос недоступен действие не может быть выполнено
- Eltex nv 501 wac управление с телефона
Источник: telefony-gid.ru