Виды программ по телевизору

Телевизионные организации мира всегда по-разному классифицировали свои программы. Эти классификации служили в основном производственным целям и оказывались малопригодными для сравнительного анализа. Единая типология необходима, в первую очередь, для того, чтобы на нее могла опереться международная статистика вещания. Первая такая попытка была предпринята ЮНЕСКО в 1960-е гг. на основе принципов классификации радиопередач. Эксперты ЮНЕСКО выделяли шесть типичных моделей телепрограмм, в соответствии с которыми и группировались различные страны.

В 1970-е гг. была предложена другая типология, основанная на функциональном принципе: информация (выпуски новостей и комментарии, включая спортивные новости), образование (передачи в рамках школьного и университетского курса, а также для сельских жителей и в целях непрерывного обучения), культура (передачи на тему религии и культуры), наука, зрелищные программы (фильмы, игровые, музыкальные, спортивные передачи), программы для специальной аудитории, реклама. В восьмидесятые годы ЮНЕСКО доработала эту классификацию и предложила новую, где появилось добавление в отношении образовательных программ: «имеющие целью повысить культурно-образовательный уровень сельских жителей». В части культурных программ предполагалось обогащение телеаудитории знаниями из различных сфер национальной культуры в недидактической форме. А также отдельно выделили вид религиозных программ.

Какой софт выбрать начинающему 2D аниматору?

Первым классификацию жанров в нашей стране представил Р.А. Борецкий в работе 1960 г. «Информационные жанры телевидения». Классификация касалась прежде всего информационного телевещания, которое зародилось на нашем телевидении в 1955 г. с первыми репортажами Юрия Фокина.

Выглядела классификация следующим образом: разговорные жанры — выступления, интервью, беседы (Борецкий также предполагал появление в скором времени жанра «пресс-конференция»); информационные киножанры — кино- информация, кинорепортаж, документальный телефильм; телевизионный репортаж — комментированный показ события, проблемный репортаж. Через несколько лет совместно с Э.Г Багировым он представил более подробную схему тележанров, разделив их на разговорные, массовые интервью (пресс-конференции), фотоинформацию, «прямое» телевидение и, следовательно, прямые репортажи (прямые трансляции, или репортаж-трансляция). Отдельно вывели событийный и проблемный репортаж. Следующей позицией авторы представили киноинформацию — кинозаметку, киноотчет, кинорепортаж. Такое деление больше основывалось на технологических особенностях телевидения.

Нужно отметить и классификатор, представленный Г.В. Кузнецовым, который подразделяет программы по их социальной значимости:

  • • информационная (новостная) программа, которую он определяет как регулярное сообщение о текущих событиях, состоящее из 8—14, а иногда до 20 эпизодов (сюжетов);
  • • специализированная новостная информационная программа — набор новостей одного профиля (мода, криминал, автомобилизм), здесь же предвыборные передачи с информацией о кандидатах, их выступлениями и обещаниями;
  • • информационно-аналитическая программа — ежедневное, еженедельное или ежемесячное комментирование событий, имеющих значение для аудитории. Ее функция — формирование общественного мнения;
  • • публицистическая программа — произведение журналистики, ставящее перед аудиторией социальные проблемы на конкретных примерах и призывающее к их решению. Жанры — от студийной беседы до телеочерка и документального фильма;
  • • познавательно-развлекательные программы, чаще всего в форме ток-шоу.
  • • культурно-просветительские программы — драматургически выстроенный рассказ или показ духовных ценностей, созданных человечеством;
  • • детские программы, их цель — всестороннее воспитание, социализация подрастающего поколения;
  • • религиозные программы — трансляции богослужений, телевизионные проповеди;
  • • спортивные программы;
  • • художественные (игровые) кинофильмы;
  • • многосерийные фильмы, их функция — дешевое развлечение;
  • • откровенно развлекательные программы — эстрада, цирк, неимеющие видимых социальных целей;
  • • рекламные программы, выполняют рекламную функцию. Особое время, выделяемое иногда специальной заставкой, объявлением.

В современной типологии жанров можно выделить два основных уровня: информационно-публицистический и художественный, и, по мнению многих авторов, жанровая структура находится в процессе малопредсказуемых перемен. Существует типология жанров современной экранной продукции, представленная Н.В. Вакуровой и Л.И. Москвиным, где за основу взята система жанров Р.А. Борецкого и В.Л. Цвика: бенефис, беседа, брифинг, бюллетень, водевиль, выступление в кадре, гиперреализм, дисскуссия, документальный телефильм, драма (теледраматургия), журналистское расследование, заметка (видеосюжет), зарисовка, игра, интервью, киножурнал, комментарий, монолог, новости, обозрение, отчет, очерк, пресс- конференция, репортаж, сатира, сериал или «мыльная опера», теледебаты, телемарафон, телемост, телеспектакль, телешоу, ток-шоу, эссе [1] .

Краткая история ТВ: от экспериментов Розинга до цифрового вещания

Как представляется, непредсказуемость перемен в жанровой структуре связана, с одной стороны, с принципиальным увеличением телевизионного производства, которое требует разнообразных форм подачи материалов, с другой — с тем, что часто авторы смешивают художественные и организационно-технологические особенности. Выделяя как жанр драму, Н.В. Вакурова и Л.И.

Еще по теме:  Кто придумал цветной телевизор оганес адамян

Москвин дают объяснение, что это телеверсия известного литературного произведения, фильма или собственно теледраматургия по оригинальным сюжетам и сценариям, поставленным на телевидении своими средствами. При этом они делают оговорку, что эти произведения априори слабее в художественном плане. Отдельно выделяют сериал или мыльную оперу, отмечая, что для удешевления сценария сериал иногда изготавливается как телеверсия известного литературного произведения или фильма. Получается, что драму от сериала отличает слабое художественное воплощение, а сериал от драмы отличается финансовой составляющей.

Сериальная продукция имеет свою классификацию. Одним из основных принципов является понятие горизонтального (вертикального) позиционирования в сетке вещания. Вертикальным принято считать сериал, в котором каждая серия является отдельной законченной историей. При этом серии объединены общими персонажами и сквозным сюжетом.

Главных героев связывают свои отношения, которые развиваются на протяжении всего сериала. Обычно на Западе вертикальный сериал выходит в эфир раз в неделю в определенный день. Горизонтальный сериал предполагает, что серии выходят друг за другом несколько раз в неделю, при этом обычно серия заканчивается интригующе.

Такое деление пришло от программирования сетки вещания, где горизонтальное — это дни недели, вертикальное — часы. Так что это не характеристика сериала, а показатель того, как программная дирекция телеканала распорядилась этим телепродуктом. М.Л. Давыдов в работе «Типология телевизионных многосерийных художественных фильмов» к такому делению относит и драмеди — «горизонтально интегрированный тип сериала в жанре лирической комедии, во главу угла которой ставятся перипетии сюжета» [2] .

Это ситкомы, с легкой руки Александра Акопова, появившиеся на наших телевизионных экранах, а не драмеди. Как пример М.Л. Давыдов приводит «Мою прекрасную няню» и «Не родись красивой». Но, как представляется, ситкомом является только «Моя прекрасная няня», а «Не родись красивой» — драмеди.

Ситком — ситуационная комедия, разновидность комедийных радио- и телепрограмм с постоянными персонажами и местом действия. Драмеди — это современный поджанр трагикомедии. Домашние комедии и домашние драмы первоначально транслировались в США по радио, а потом из них родились телевизионные серии, которые с 1949 г. стали показывать утром, днем и вечером.

Первыми были перенесенные из радиоэфира проект «Гольдберги» и «Мама». В 1952 г. огромным успехом пользовался сериал «Я люблю Люси» с Люсиль Болл в главной роли. Основная цель американского телевидения была в том, чтобы зритель на телеэкранах видел в меру идеализированные, симпатичные портреты своих современников. Телевизионные предприниматели выдвинули лозунг — лицом к среднему, типичному американцу.

Википедия представляет следующие определения.

  • 1. Сериал (англ, serial), телесериал, последовательная программа — разновидность теле- и радиопередач, которые состоят из отдельных, последовательных эпизодов.
  • 2. Мыльная опера (англ, soap opera) — один из форматов телесериалов, который отличается последовательным изложением сюжетной линии в эпизодах сериалов на телевидении и радио («Династия», «Отчаянные домохозяйки», «Дурнушка», «Анатомия страсти».
  • 3. Ситуационная комедия, или ситком (англ, situation comedy, sitcom) — разновидность комедийных радио- и телепрограмм, с постоянными основными персонажами и местом действия («Мэри Кей и Джонни», «Я люблю Люси», «Не родись красивой»).
  • 4. Процедурная драма, или просто процедурал (англ, procedural drama) — разновидность телесериалов, сюжет в которых строится вокруг каждого эпизода. Главная особенность — возможность смотреть с любой серии («Элементарно», «Менталист», «Касл», «Кости», «Доктор Хаус»).
  • 5. Теленовелла (англ. Telenovela) — разновидность телесериала со значимой мелодраматической составляющей.
  • 6. Мини-сериал (англ, miniseries) — термин, применяемый преимущественно на американском телевидении, который относится к проектам, представляющим собой одну законченную историю с изначально планировавшимся количеством эпизодов и длительностью не больше одного сезона («Богач, бедняк», «Корни»).
  • 7. Телефильм (телевизионный фильм) — игровой фильм, снятый специально для показа по телевидению.

Классифицировать телесериалы можно по нескольким основаниям: по формату и по жанру. Классификация по формату — это классификация по количеству серий. На основании объема можно выделить следующие виды телевизионных сериалов: теленовеллы — сценарии для них пишутся по ходу съемок, количество серий заранее не определено, хронометраж — чаще 26 минут, количество серий от 180 до 200. Классический сериал (примерно 45-минутный) снимается по готовому заранее сценарию сезонами, количество серий определено. Мини-сериалы — хронометраж от 43 до 52 минут, количество серий кратно четырем (12,16).

  • [1] Вакурова Н.В., Москвин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции: Учеб, пособие. М.: Институт современного искусства, 1997.
  • [2] Давыдов М.Л. Типология телевизионных многосерийных художественных фильмов //Вестник электронных печатных СМИ. Вып. 7. URL: http://www. ipk.ru/index/php Подэпизодом в сериальной продукции подразумевается серия.
Еще по теме:  Установить more TV на телевизор

Источник: studref.com

Виды телепрограмм

Телевидение, являясь по рейтингу популярности, вторым, после интернета, источником информации, предлагает сегодня зрителям самые разные жанры и стили подачи разнопланового теле-контента.

Невероятным успехом пользуются сегодня развлекательные программы, среднее поколение зрителей с большим вниманием и уважением относится к новостям на государственных каналах, а различные ток-шоу и интервью в прямом эфире и вовсе занимают ТОПовые позиции по числу просмотров.

И если Вы решили пройти обучение по курсу телеведущего, вероятно, полезно будет узнать некоторые особенности, которые имеют разные виды телепрограмм, как на официальных каналах вещания, так и на частных небольших студиях, которые, однако, довольно успешно и продуктивно развиваются.

Новости

Самый официальный вид телепрограмм, который предназначен для объективной подачи информации. В новостях специально подготовленный ведущий, излагает только лишь факты, не приписывая рядом свое субъективное мнение. Во всяком случае, так должно быть согласно тому, как учат на курсе тележурналистики.

Развлекательные программы

Они тоже могут нести некую информационную нагрузку. Но, как правило, строятся в легкой демократичной форме, чтобы зритель мог, не напрягаясь, получать информацию либо музыкального, либо познавательного характера. Разновидностей таких программ существует также немало. Ведь формат такого рода телепередач сам по себе представляет свободную форму подачи материала, чем и пользуются редакторы и авторы.

Интервью

Особенности интервью на телевидении могут быть весьма разнообразны. Так как этот формат очень распространен на телеканалах, как инструмент для создания самых разных видов телепрограмм. Это может быть и социологический опрос, и интервью в формате развлекательного ток-шоу, и деловой разговор с политическим деятелем, которое будет показано в новостной программе. Подробнее про особенности и виды интервью можно узнать из курса телеведущих, где каждый из видов телепрограмм рассматривается отдельно и разбирается преподавателем досконально и подробно.

Поэтому, если Вы всерьез решили сделать карьеру телеведущего на ТВ, то Вам остается выбрать направление, в котором Вы хотите развивать свои журналистские навыки и отправляться в ВУЗ либо другое профильное учебное заведение, где о телевизионной практике Вам расскажут более подробно и точно.

Источник: videoforme.ru

ПЕРЕДАЧА, ПРОГРАММА, КАНАЛ

Как мы уже неоднократно упоминали, почти все из рассмотренных нами телевизионных жанров в чистом виде встречаются крайне редко. Чаще они служат своеобразными кирпичиками, составными частями для создания более сложных телевизионных конструкций, которые телевизионные практики часто называют передачами, программами, а с конца 80-х годов и видеоканалами.

Печатная периодика никогда не испытывала особых трудностей в подаче оперативной информации. Новость могла появиться на газетной полосе, в каком угодно объеме, в любом обрамлении, да и жанровых ограничений газетчики не испытывали: посчастливилось репортеру быть свидетелем происшествия – публикуется репортаж, информация поступила из официальных источников – есть раздел хроники. Для облегчения поиска интересующих читателя материалов стали публиковать подборки новостей – иногда тематические, а иногда и «всякую всячину».

Радио создало жанровую форму «бюллетеня новостей», перешедшую впоследствии и на телевидение. С ростом материальной базы, внедрением портативных кинокамер, позволяющих показать событие, использованием синхронной записи звука, наконец, появлением портативных видеокамер (камкордеров) новости выглядят на экране поистине телевизионными. Но появилось немало специфических проблем, которые пришлось решать информационным службам. Превращение бюллетеня новостей в многопрофильную программу заставило отечественных репортеров пройти большой, сложный путь. Развитие новостных программ весьма точно отражало положение в обществе.

Верстка новостной программы, се компоновка – высшее проявление журналистского мастерства, требующее большого опыта, политической и гражданской зрелости, подлинного профессионализма.

Реализуя свои социальные функции, телевидение весьма быстро пришло к широкому использованию хорошо известного в периодической журналистике способа соединения подчас разнородных, чаще тематически связанных между собой, но всегда достаточно независимых, автономных и даже самоценных материалов – журнала.

Журнал (от фр. journal, что означает дневник) – периодическое издание, содержащее публицистические, художественные или научные произведения. Телевизионный журнал – также периодическое (еженедельное, ежемесячное) издание, где под одним названием собраны материалы на разные темы.

Еще по теме:  Какой жесткий диск лучше для телевизора

Популярность телевизионного журнала в программе обусловлена вполне объективными причинами и закономерностями. Направленность, адресность этой формы, позволяющей дифференцировать аудиторию по интересам, возрастному, образовательному, профессиональному или другим признакам, чрезвычайно важна в нашем случае. Причем сужение аудитории ведет к усилению познавательного, воспитательного воздействия журнала (пример дифференциации по интересам: «Клуб путешественников», «В мире животных»).

Обращаясь к определенной группе зрителей и занимая стабильное место в программе, журнал позволяет устанавливать систематическую связь с аудиторией. А это в свою очередь дает возможность на протяжении ряда передач углубленно рассматривать в рамках журнала те или иные проблемы.

Журнальная форма открывает путь для многопланового освещения определенной тематики (экономика, наука, спорт, музыка и т. д.). Журнал как форма открывает широкие возможности творческого экспериментирования. Принципиально важное значение имеет поэтому разножанровость журнальных элементов («страниц»), а также возможность использования всех доступных телевидению изобразительно-выразительных средств, что в свою очередь открывает пути для решения различных идейно-творческих задач. Наконец, еще одно существенное достоинство журнала – емкость формы, которая обеспечивается свободной компоновкой материалов, установлением оптимальной ритмико-композиционной последовательности.

Выделяя устойчивые признаки тележурнала, необходимо вместе с тем подчеркнуть, что эта форма все время изменяется, обретая новые черты и качества. Постоянно углубляющаяся тематическая дифференциация программ, появление в них новых разделов – эти тенденции не могут не сказаться и на тележурнале. Стечением времени определяется более четкая адресность, хотя при этом нередко сужаются тематические рамки. Как убеждает практика телевидения, самые популярные, самые значительные журналы – это те, которые имеют постоянного, авторитетного ведущего – публициста или специалиста-популяризатора.

Более продолжительные программы журнального типа в конце 80-х годов стали называть видеоканалами. В сущности, слово «канал» применительно к телевидению – это технический термин (правильно говорить о коммуникационном канале, канале связи, обеспечивающем передачу изображения и звука на расстояние). Однако на практике произошло переосмысление привычного понятия, как это уже не раз бывало (ведь и журнал – это определенное количество бумажных страниц, заполненных типографским шрифтом и сброшюрованных). Передача для Москвы и Московской области продолжительностью в несколько часов, с одним ведущим была названа видеоканалом «Добрый вечер, Москва!». На местных студиях телевидения вместо разрозненных передач также возникли единые видеоканалы.

По-видимому, можно говорить о вполне определенных особенностях видеоканала: это весьма протяженная по времени «сборная» телевизионная программа, включающая в себя иногда вполне самостоятельные передачи (составные части), но тем не менее обладающая легко обнаруживаемым единством – либо территориального, либо тематического характера, да вдобавок имеющая одного или нескольких популярных ведущих, которые своеобразным конферансом объединяют разнородные элементы в нечто целостное.

Наконец, следует назвать многочисленный класс передач, называемых шоу (прообраз на советском телевидении – передача «На огонек»). Сегодня это многочисленные, по преимуществу музыкальные и, безусловно, развлекательные передачи. Создание сценария подобной программы требует незаурядной выдумки, безукоризненного знания технических возможностей телевидения.

Сюда же следует отнести многочисленные телевизионные игры, жанр которых (задолго до телевидения) определил М. Кольцов удачным словом «викторина». К этому жанру с полным правом можно отнести и КВН, и интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?», и простенькую «Любовь с первого взгляда», и передачу «Счастливый случай».

Понятно, сколь велика роль автора в создании таких составных передач. Здесь он решительно вторгается в сферу деятельности и редактора, и режиссера, и других участников творческого процесса. Автор-сценарист порой бывает и ведущим такой передачи. Его знания в определенной области, эрудиция, такт, обаяние, находчивость, чувство юмора, способность публично мыслить вслух, умение «разговорить» гостя студии перед камерой и множество других необходимых качеств обеспечивают в конечном счете успех тележурналу, видеоканалу, шоу, викторине. Ведущий как бы «материализует» результат коллективного труда всех остающихся за кадром создателей передачи.

Освоив на практике составные части таких передач – телевизионные жанры в их относительно чистом виде, начинающий журналист более успешно может дерзать на ниве создания больших форм, самая сложная из которых – фильм.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Оцените статью
Добавить комментарий