Влияет ли телевизор на развитие речи ребенка

Неужели, такая безобидная вещь, как мультики, может быть причиной речевой задержки? А ведь связь очень прямая. По данным исследования, у детей, которые ежедневно проводят перед телевизором по несколько часов в день, часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания и усидчивостью, задержка речевого развития и скудность словарного запаса, у них снижен познавательный интерес к окружающему миру.

На первый взгляд, непонятно, как телевизор может тормозить формирование речи, если с экрана постоянна слышится та самая человеческая речь и ребёнок повторяет фразы и песенки из мультиков. Но Детский мозг устроен так, что для полноценного развития ему необходимо живое общение, которое задействует не только слух, но и органы чувств малыша. Он должен задавать вопросы и получать на них ответы. И включаться в общение не только действиями, но и мыслями и чувствами.

Фантазия и воображение у детей не развивается, они не стремятся делать открытий, у них нет активного интереса к общению со сверстниками, ведь есть телевизор, который все покажет и без участия с их стороны.

Логопед для непосед: 5 игр на запуск речи [Любящие мамы]

Но это ещё не все.

Задержка речи и телевизор Есть ли связь

У детей, проводящих много времени перед экраном, стирается грань дозволенного, они часто становятся агрессивными и жестокими, поскольку пытаются заполнить пустоту внутри, образовавшуюся от безделия и неделания что-либо делать. У детей не формируется адекватное восприятие реальности.

Даже если телевизор работает просто фоном и, казалось бы, ребёнок его не смотрит, это мешает ему понимать и воспринимать речь родителей. Не говоря уже о том, что сами родители увлекаясь просмотром телевизора меньше уделяют времени ребёнку, меньше с ним разговаривают. А ведь общение необходимо для развития всех психических процессов и в первую очередь, речи.

Конечно, не стоит считать телевизор злом во плоти, если подходить к его просмотру разумно. Просто не следует забывать о его влиянии на формирование психики маленького ребенка. И следить, чтобы экран не заменял живое общение, активные игры, чтение книг и прогулки. А также контролировать, что именно и сколько смотрит ваш ребёнок.

PS: отмечу, что речь идёт преимущественно о детях до 3-4 лет, при условии, что они ежедневно проводят перед экраном более 3-х часов.

Источник: www.b17.ru

Статья для родителей по теме: «Влияние телевидения на речь ребёнка».
статья

Просмотр телевизора и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой. Исследования ученых говорят о том, что у детей, которые ежедневно смотрят телевизор по несколько часов, часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, задержка развития речи, их словарный запас очень скуден. На первый взгляд эти данные кажутся парадоксальными – ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора.

Еще по теме:  Что такое 500 гц в телевизоре

Телевизор. Влияние на развитие маленьких детей. Плюсы и минусы, советы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

«Детский сад № 23» г. Перми

Статья для родителей в папку-передвижку по теме:

«Влияние телевидения на речь ребёнка» .

Снитко Татьяна Николаевна

Просмотр телевизора и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой. Исследования ученых говорят о том, что у детей, которые ежедневно смотрят телевизор по несколько часов, часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, задержка развития речи, их словарный запас очень скуден. На первый взгляд эти данные кажутся парадоксальными – ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора.

Тем не менее, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться с помощью технических устройств. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства, и мысли малыша.

За последние 20 лет технологии сильно изменили наш быт. Телевизор занял особое место в жизни большинства семей. Его включают сразу, как только приходят с работы и выключают перед сном. А ведь даже если сами дети не смотрят телевизор, фоновый шум мешает им понимать речь родителей или старших братьев и сестер.

Ученые считают, что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка в первую очередь потому, что просмотр телевизионных передач отвлекает родителей от общения с их детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку. В результате дети испытывают недостаток общения, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи. Во время сидения у телевизора ребенок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активной речи – он только слушает. Дети учатся говорить, только общаясь с людьми, а не с телеэкраном. Их мозг не обрабатывает

телевизионную речь с той же интенсивностью, что и разговор живого человека. К тому же, телевизор – «точечный» источник звука, а в реальности звуки «объемны», дети не учатся концентрировать внимание на звуке. Дети, привыкшие к «разговору» из телевизора, чаще страдают дефицитом внимания и нарушениями слухового восприятия.

На речь отрицательно влияет не только молчание перед телеэкраном. Передачи в основном построены стереотипно. Поэтому речь детей в игре становится скудной — они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессвязными обрывками фраз и нелепыми имитациями шумов.

Негативное влияние телевизора на ребёнка не ограничивается только задержкой развития речи. Замечено, что у детей, которые проводят много времени перед телевизором, хуже развито воображение. Готовые истории мультфильмов не поощряют малыша фантазировать. При этом, если телевизор выключить, такие дети просто не могут придумать, чем им заняться.

Еще по теме:  Как считают просмотры на телевизоре

Из-за длительного сидения перед телевизором, дети мало двигаются, что отрицательно сказывается на их физическом развитии и ведет к избыточному весу. А неправильная нагрузка на глаза может вызвать потерю остроты зрения.

Значит ли все сказанное, что телевизор надо исключить из жизни ребенка раз и навсегда? Конечно же, нет. Телевизор прочно занял свое место в жизни современного человека, также как телефон и другие технические чудеса. Но мамам и папам надо контролировать, сколько времени проводит ребенок перед телевизором и что он смотрит. Тем более, что всегда можно найти, чем занять ребенка без помощи телевизора . Да и самим родителям стоит задуматься, что для них важнее – посмотреть очередной сериал или вырастить всесторонне развитого ребенка.

Совсем запрещать телевизор не стоит. Но каждому возрасту — свое телевизионное время.

Возраст малыша 2-3 года.

Нервная система и мозг в таком возрасте еще не совсем подготовлен к просмотру телевизора. Обычно в период до трех лет идет полным ходом развитие памяти, речи, интеллекта, внимания. Телевизор влияет на психическое перевозбуждение в результате быстрой смены картинок. Как следствие — плохой сон, капризы. Таким малышам лучше вообще исключить просмотр телевизора.

Такая дополнительная нагрузка на мозг способна затормозить психические функции. Возможность несформировавшегося мозга ограничена.

Возраст ребёнка 3-6 лет.

В этом возрасте можно разрешить смотреть телевизор. Малыш познает мир через экран телевизора. Но при этом общение и речь будут сведены до минимума. Следите, чтобы у ребенка не возникла зависимость от телевизора. В возрасте 3-6 лет должно развиваться творческое мышление.

Однако телевидение не способствует его развитию. Передачи для детей этого возраста должны соответствовать его возрасту. Полезно смотреть мультики, либо детские передачи, вместе с детьми. Есть повод обсудить, поделиться впечатлениями. Дети будут вам только благодарны. Время на просмотр телевизионных передач не должно быть более 1 часа в день.

А в качестве компенсации подойдут любые совместные занятия с ребенком, такие как рисование, лепка, чтение, подвижные игры, домашние дела или просто совместная прогулка. Окупится любое, даже самое малое ваше усилие.

Нужно постараться создать ребенку как можно более благоприятные условия для творческих игр, получения живого чувственного опыта и энергичной активности. При этом не нужно брать на себя роль массовика-затейника. Главное — разбудить в ребенке естественную тягу к деятельности и направить ее. Потом ребенок и сам отлично сумеет себя занять.

Возраст ребенка 7-11 лет.

Этот возраст очень опасен при неконтролируемом просмотре телевизора. Школьная программа довольно сложная. А если ребенок много времени проводит перед телевизором, то могут у него возникнуть проблемы в школе. Нужно бороться с пристрастием ребенка к телеэкрану. А для этого стоит уделить внимание свободному времени ребенка.

Еще по теме:  Что означает четыре к в телевизоре

Время на просмотр телевизионных передач должно быть более 2-х часов в день.

Источник: nsportal.ru

Почему у современных детей все чаще встречается задержка речевого развития и как родители могут помочь своему ребенку, рассказывает логопед-дефектолог Инна Сипкина.

Речь у современных детей формируется медленнее и позже, чем у их ровесников в прошлом, причем это не какая-то исключительно российская проблема, а общемировая тенденция. Глобальные причины такой задержки точно неизвестны. Однако я считаю, что это могут быть в том числе и некоторые родительские ошибки.

С ребенком мало общаются

Современные дети обделены речевым общением со сверстниками и друзьями. Еще совсем недавно дети сами гуляли во дворе: это были разновозрастные компании, в которых старшие приглядывали за младшими, а младшие учились у старших. Совместные игры не только прокачивали навык общения, но и развивали мышление ребенка и, соответственно, его речь. Сейчас большинство детей, особенно до подросткового возраста, либо сидят дома, либо ходят в садики, школы, в кружки, где мало возможностей для спонтанной игры и общения.

То же самое можно сказать про взаимодействие в семье, в первую очередь с родителями — детям его явно недостаточно. Родители работают и вечно заняты, а если и свободны, то предпочитают дать ребенку очередную игрушку, а сами с головой погружаются в телефон или компьютер.

Мы все меньше разговариваем с детьми и все больше покупаем им какие-то развивающие вещи. А зря, потому что ничто так не улучшает мышление и речь, как простое человеческое общение.

Что делать родителям:

С самого рождения старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком. Сначала малыш будет только улавливать ваш голос и интонацию, не понимая смысла сказанного. Позже у него появится лепет: сначала произвольный, потом — направленный на родителя, появятся какие-то эмоциональные реакции. Если мама проговаривает и комментирует все свои действия, спрашивает ребенка о чем-то, поет песенки, то ребенок быстро привыкает к общению.

В более старшем возрасте весь этот пассив, который родители заложили в доречевом периоде, будет озвучен ребенком. Детей, с которыми мамы, папы, бабушки и дедушки много общались, сразу видно: они рано начинают говорить, хорошо выражают свои мысли и у них, как правило, прекрасная память.

Для правильного формирования мышления и речи особенно важно свободное общение и игра. Родителям нужно не упустить момент и постараться дать это ребенку. Хотя часть нагрузки по созданию подходящей среды возьмет на себя садик, а потом и школа. Но какое бы прекрасное общение ни было вне дома, важно помнить, что именно в семье закладываются основы речевого развития.

Источник: cmd74.ru

Оцените статью
Добавить комментарий